.После Брюсселя держим путь на север. Мы на территории королевства Нидерланды (кстати, сама королева в своей стране не живет, но у нее тут есть бизнес). Один из немногих геотопонимов, говорящий сам за себя; “Нидерланды”-низменные земли. Мчимся в сторону Амстердама по шоссе, проложенному по совершенно плоской поверхности. Вот и мост через Рейн. Слева-европорт Роттердам. А дальше типичный голландский сельский пейзаж: ровные квадраты или прямоугольники полей и лугов, прорезанные многочисленными каналами (точнее-канавками), пасущиеся коровы, практически полное отсутствие лесных участков, одиночные хутора, окрашенные в невеселые коричневые и черные тона и состоящие из тяжеловесных построек, лишенных какой-либо архитектурной изысканности. Попадаются и аутентичные мельницы, стоящие на водных канавках. Их не так уж и много (точнее совсем немного), как это может представляться человеку, впервые едущему в Голландию, один из стереотипных образов которой-страна ветряных мельниц. И вся эта картина окутана туманной мглой. До Северного моря рукой подать. Начинает ощущаться сырость, наглядно себя проявляющая запотеванием стекла наручных часов. Да и намного прохладнее, чем в соседней Бельгии. Небо затянуто пеленой серых облаков. Перманентно моросит дождь. Как-то уныло и неприветливо.
Приезжаем в официальную столицу Нидерландов-Амстердам (фактически правительство и парламент в Гааге). На окраине-25-35 этажные “небоскребы”, занятые под штаб-квартиры разных корпораций (небоскребы по местным меркам). На одном из таких “небоскребов” бросается в глаза знакомая надпись “Рhilips” (один из брендов Голландии). Пересекаем какой-то канал и мы в исторической части Амстердама. В отличии от мажорного Брюсселя Амстердам минорен. Преобладают тусклые вишнево-коричнево-серые цвета. Все дома в одном архитектурном стиле, вытянутые вдоль линий каналов, подковой опоясывающих центр города и вливающихся в морской заливчик, где расположен амстердамский порт. Интересная особенность этих каналов: у них нет оградительных парапетов, что иногда приводит к падению зазевавшихся прохожих, а чаще местных велосипедистов, находящихся под действием того, что в Голландии разрешено, а в других странах запрещено. Вылавливают и автомобили. В общем на дне этих каналов полно всякого ржавого хлама.
Говоря о Голландии, нельзя не упомянуть о такой характерной особенности этой страны, как культ велосипеда. Если, как образно говорят, норвежец рождается с лыжами на ногах, то голландец, восседающем на велосипеде. Велосипед для жителя Нидерландов-это не только средство передвижения, но и стиль жизни. На велосипедах в этой стране все: от ребенка до стариков. В Амстердаме практически на каждой улице есть специальная полоса для велосипедного транспорта и много велостоянок, на которых несколькими рядами громоздится масса полуржавых железяк. Голландские велосипеды крайне непрезентабельны; очень простые с виду; без лишних аксессуар и всяческих прибамбасов; темных цветов; часто банально покрытых коррозией. Дело в том, что жизнь среднестатичного голландца так тесно связана с велосипедом, что эту вещь совсем не жалко беспощадно эксплуатировать. Да и воровать покореженное вело мало кто согласится. В силу данного обстоятельства, в отличии от других стран Западной Европы, где на стоянках велосипеды охраняются не хуже авто, в Голландии их просто ставят в ряд один к другому или же бросают где попало. Да, и не дай Бог, попасть под колеса велосипедиста зазевавшемусю пешеходу, неосторожно заступившего на священную территорию-велодорожку! В роли виноватого будете вы, можете не сомневаться. Хозяин велосипеда вас еще и обругает.
Другое популярное у голландцев средство передвижения-это небольшие суда речного типа, предназначенные для курсирования по многочисленным каналам этой страны. Причем суда эти очень низкие по причине низких мостов, перекинутых через каналы и реки. И крыша у прогулочных судов стеклянная для панорамного обозревания красот голландских городов. В Амстердаме катеров и моторных лодок очень много, они интенсивно бороздят водные пути города, ими заставлены борта почти всех каналов. На некоторых речных судах еще и живут. Кстати, сами жители Амстердама, не в большом восторге от густой сети каналов; жалуются на исходящую от них сырость. Но тем не менее самыми престижными и дорогими в голландской столице считаются кварталы, непосредственно примыкающие к каналам.
Еще одна интересная особенность: в историческом центре Амстердама под крышей каждого дома закреплен мощный крюк, служащий средством спасения в случае наводнений, нередких в стране, большая часть которой, как известно, находится ниже уровня Северного моря. Во время ЧП на крюк закрепляется трос с лебедкой.
…Сами голландцы довольно рослые и стройные люди (средний рост-180 см). Страдающих ожирением практически нет. Результат национального меню, в котором много места уделено рыбе, особенно селедке, а также интенсивной жизнедеятельности?
Несколько слов про экономику Нидерландов.
Гид-голландец, прилично говорящий по русски, с апломбом рассказывал про голландскую модель экономики, суть которой конвергенция капитализма и социализма. Т е берется все самое лучшее из этих формаций: здоровая конкуренция, уважение к частной собственности, интенсивный труд во благо себя, своей семьи и страны в целом (протестантская, на кальвинизме замешанная четырехсотлетняя этика дает о себе знать!) и разнообразные социальные программы и фонды, выравнивающие социальную структуру населения и сводящие все издержки рынка к минимуму. И все это подкрепляется всяческими личными свободами и демократическими правами граждан Нидерландов.
Говорил голландец красиво и было видно что он горд за свою страну, которую считает самой лучшей в мире, хотя и не идеальной. В бочку меда этот патриот Голландии внес и ложку дегтя, живописуя дороговизну медицины, но зато качественной и сверхдорогой недвижимости. Критиковал и высокие налоги, хотя и признал тот факт, что благодаря этим самым немаленьким налогам и происходит известная социализация голландского общества.
Не прошел мимо и таких вольностей в его родной стране, как узаконенная проституция, марихуана и нетрадиционные браки. При этом говорил о этих явлениях так, как будто все это в порядке вещей.
-Все естественно-парировал гид гневные выпады одних и недоуменные возгласы других его слушателей из целомудренной России.
-Такова человеческая природа, которая не лишена пороков и к этому надо относиться спокойно.
-Тем более государство даже в выигрыше: если раньше, когда проституция и наркотики, даже легкие, были запрещены, все это находилось под контролем мафии. Много денег утекало мимо государства. Сейчас же дельцы этого рынка услуг платят налоги, а значит пополняется бюджет страны, в т ч и местные бюджеты. А эти деньги идут на городскую инфраструктуру и т п. И уровень криминальных преступлений на этой почве почти сведен к нулю.
Хотя нашего гида никто и не просил, но он сам рассказал о жизни обитательниц «Красных фонарей». Оказывается у этих работниц сексиндустрии есть свой профсоюз, защищающий их «права». С возрастом становясь непривлекательными для клиентов, они от государства получают пенсию. И у многих есть мужья и дети!!! Причем, когда мамы находятся на «работе» за их детишками присматривают в специальных детсадах. Как говорится, без комментариев…
Остается сказать и о такой “достопримечательности” Амстердама, как геи и лесбиянки. Не увидеть эту публику на улицах города невозможно, потому как в своих эпатажных прикидонах выставляют они себя перед честным народом явно на показ, кучкуясь в самых туристических местах.
…Да, прав был римский император Веспасиан, когда утверждал что «деньги не пахнут»! И голландскую нацию, в принципе, можно назвать нацией, лишенной всяческого стыда.
(Статья Сычева О. Е.).
Автор.
Амстердамские "небоскребы".
Амстердам. На таких баржах и в таких "сараях" живут. Живут совсем небедные люди. Потому как престижно.
Пивовелосипед. И пьем и едим.
Амстердам-велосипедная столица Европы.
Автор в национальной голландской обуви. Башмаки-деревянные.
Квартал "красных фонарей". Фотографировать и снимать запрещено.
Велосипедные стоянки.
Амстердамские фрики.
Сохранившийся раритет на окраине Амстердама.
Типичный амстердамский канал, оба берега которого заставлены многочисленными водными транспортными средствами. Набережные каналов засажены деревьями. Амстердам довольно зеленый город.
Амстердам. Голландский архитектурный постмодернизм. Голландские архитектурные бюро считаются самыми лучшими в мире.
В Амстердаме три популярных вида транспорта: велосипед, трамвай и катера.
Есть и грузовые велосипеды.
Одна из особенностей быта амстердамцев-шторы на окнах не вешают. Амстердамцы таким образом подчеркивают свою открытость. Сами же окна большие. В Амстердаме мало солнечных дней.
Почтовый катер.
Велосипед для амстердамца не только средство передвижения, но и стиль жизни.
Амстердамский трамвай.
Голландцы-креативная нация. Вот такие люстры висят на улицах Амстердама.
Туристический автобус в Амстердаме.
Амстердамское мототакси.
Копия голландского судна 17 века в амстердамском порту.
Большинство домов в центре Амстердама, в поясе каналов было построено в 17-18 веках.
Одна из особенностей Амстердама: на каналах нет оградительных парапетов.
Непугливые лебеди на амстердамских каналах.
Водомерный столбик на амстердамских каналах. Как известно, немалая часть Нидерландов находится ниже уровня Северного моря.
Мастерская по производству клампов-национальной обуви голландцев. Клампы делают из дерева.
Процесс изготовления клампов.
Родные голландские сыры.
В Амстердаме есть музей мадам Тюссо (музей восковых фигур разных знаменитостей).
Все фотографии, кроме первой, одиннадцатой и последней-авторские, Сычева О. Е.