В прогулках по Баден-Бадену замок на горе и храмы возвышаются над многими районами, особенно в центре. От многолюдных центральных улиц с толпами людей, шумным гомоном и множеством магазинчиков, всего 5 минут ходьбы и оказываешься, как будто в прошлом....
Снизу от торговой улицы Hirschstraße надо свернуть под арку гостиницы Heliopark Bad Hotel и дальше карабкаться вверх по улочке.


Наконец, раскрывается панорама на Рыночную площадь, самое древнее место в городе.
Первым «высотным» объектом в городе был замок-крепость, стоящий над городом. В XII веке маркграф Баденский выстроил готический замок Altes Schloss на холме возле города. В 1306 году власти Бадена обратили внимание на термальные фонтаны, пробивавшиеся во многих местах. Местечко Бадон - так он назывался в XIV в., стал развиваться как курорт. Мягкий субтропический климат местности способствует садоводству, виноградарству. Потому с давних времен город утопает в цветах, что стали приметой Баден-Бадена.
На холме Флорентинерберг (Florentinerberg) еще в 16 веке был устроен парк в средиземноморском стиле. Маркграф Иаков принес идею средиземноморского сада с собой из поездки во Флоренцию, отсюда и название - Флорентийская гора. Уже в то далекое время здесь росли гранаты, лимоны, апельсины и другие экзотические растения, затем войны, смены владельцев, сад запустили. В 1970-х гг. о нем вспомнили и на холме снова возродили средиземноморский сад.
В отличие от всех ботанических садов немецкой земли Баден-Вюртемберг, здесь экзотические деревья росли самостоятельно, без дополнительных укрытий. Подогреваемый изнутри холм дает возможность расти тут экзотам, как будто в парнике. Более того некоторые растения успевают отцвести дважды.

Подпирает крепостную стену «частокол» из бамбука. Южные побеги чувствуют себя превосходно, стройны и зелены😊.
Над садом недоступный сейчас замок бывшего Баденского макграфа. Раньше тропинкой можно было взойти из сада сразу на территорию замка, сейчас дорожка перекрыта.
Но есть другой путь. Надо вернуться на площадь с храмом и оттуда с другой стороны -слева по лестницам подняться на обзорную площадку рядом с замком. Сам подъем совершается не только по вертикали, а по закоулочкам истории, оставившей тут свой след.

Домики с черепичными крышами, узкие каменные лестницы и все в кипучей пене весеннего цветения. Особенно украшает глициния, ее сиреневые кисти декорируют стены, окна.
Вознаграждением за скалолазанье – необыкновенный вид на город с обустроенной тут площадки. Желающих преодолеть такой подъем немного, можно насладиться картиной города у подножия горы почти в одиночестве.

Трудно описать впечатления, которые испытываешь, увидев все со смотровой площадки. Внизу выделяется среди обычных крыш зеленый купол - купальни Фридриха.

Да, сам замок наверху частично можно рассмотреть со стороны улицы. Он был резиденцией правителей Бадена, служил хранилищем уникального местного архива, музеем. И спешите видеть, так как теперь он принадлежит кувейтской группе Al-Hassawi и, если им удастся достичь соглашения с Баден-Баденом, то замок будет преобразован в роскошный отель. Одним словом - что сейчас недоступен, что потом на территорию не пройдешь. По сведениям из интернета внутри отлично сохранились отреставрированные 200 лет назад парадные залы в стиле неоренессанса, подвальные помещения, часть гостевых комнат.
Обратно шли другим путем. На этих улочках вообще кроме нас никого не было, курортники сюда не доходят. Здания вокруг колоритные и многие совсем древние.
На этом маршруте повстречалось интересное здание.«Pädagogium Baden-Baden» — школа в Баден-Бадене, которая включает начальные и средние классы, а также две профессиональные гимназии. Открыта в 1887 году, основатель - профессор Герман Бюхлер.

Спускаемся по кривым улочкам опять вниз - снова оживленные потоки людей, гул, многоязыкая речь, музыка, множество машин и гиды с экскурсантами.

В город издавна приезжали лечиться люди из разных стран. Многие даже оставались здесь на постоянное жительство, образовывались маленькие общины приезжих. Иерархи их церквей старались заиметь свои храмы в Баден-Бадене. В каждом из городских районов в первую очередь, есть по одной или несколько католических, протестанских церквей или приходов. Представлены другие религиозные конфессии, такие как ислам и иудаизм.
От центра города на 3,5-километровой «Миле культуры и искусства» находится Русская церковь Преображения Господня XIX века. Она стоит, как на утесе, между обтекающих ее дорог. В 1971–1992 годах Баден-Баден был кафедральным городом Баденской и Баварской епархии Русской православной церкви.
Церковь строили в 1880-1882 года на пожертвования русских аристократов. Кто именно принимал участие из «благородий», есть разные предания. По одной версии - при участии Н. А. Столыпина и княгини Елизаветы Трубецкой Преображенской. По другой версии, церковь появилась стараниями принцессы Марии Максимилиановны Баденской. Раз «Баденская», то и обязана возглавить процесс, облагодетельствовать свой родной город. Она была внучкой императора Николая I, супругой принца Баденского Вильгельма и «тётей Марусей» царя Николая II. Гольштейн-Готторп-Романовы - кровные немцы, но внешне придерживались православия. И этот проект возглавили католичка из Бадена, католичка из России и протестант: католичкой-принцессой по рождению была княгиня Гагарина, а протестантом барон Мюлен. К их решению - показательно русскость предъявить, потом и подключилась супруга баденского принца Мария Максимилиановна с подругой баронессой фон Плессен. Вот такой список «строителей». Но что точно известно, что стоили храм немцы - не эти фоны-бароны, а немецкие строители, на заработанные русскими трудовыми людьми деньги. Возвели в закуточке курорта церквушку, сейчас место входит в центральную часть города.
И в Первую мировую войну, и во Вторую, храм грабили. Передача прихода со всем его имуществом состоялась1 июня 1938 года Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Во время мировых войн безвозвратно исчезла драгоценная храмовая утварь, часть икон. Позолоченное медное покрытие куполов германские власти конфисковали и переплавили как «имущество противника». Сегодня луковичный купол украшен другой позолотой.
Над входом - мозаичный образ Преображения Господня, выполненный венецианским художником Сальвиати. Внутри чудом сохранились оконные витражи. И мозаичная икона Преображения Господня, каменный иконостас остались неизменными. Не фотографировала сама, фото из интернета.
В последние годы церковь популярна не только среди истинно верующих: в моду вновь вошло венчаться в Баден-Бадене. В наш приезд - на дворе 2025 год, утренняя служба уже прошла, в храме пусто, но мимо прошагал мужчина. На запах очень известного парфюма я обернулась. По тому, как ему кланялись женщины за свечным прилавком, стало понятно, что это местный священник. На русского батюшку никаким боком не похож - про парфюм уже рассказала; светская дорогая одежда, корсарская бородка на гладко выбритом лице. Одно название, что церковь русская… Кажется, она сейчас и не принадлежит РПЦ. С 1938 года в русской церкви Баден-Бадена указом фашистского Рейхсминистра службы велись на немецком языке. Кадилом махал некий священник-белоэмигрант по фамилии Штефирца. В период своих довоенных фашистских симпатий эту церквушку посещал принц Филипп, герцог Эдинбургский – муж покойной королевы Великобритании. Он был происхождением из греков, потому к православию показное отношение имел. Рядом стояли со свечками белоэмигранты.
Над оживленным и красивым уголком города с «конгрессом», на пл.Августа (Augustaplatz), стоит протестантская церковь в неоготическом стиле с двумя могучими башнями. Готическая архитектура собора и его размеры внушают уважение, как втиснули его в тесную застройку в центре -скорее всего строили до возведения окружающих зданий.
При посещении купален - а зачем еще народ в город устремляется?, невозможно не заметить церковь Спиталкирхе (Spitalkirche), построенную в стиле поздней готики. Она принадлежит старокатоликам, особому направлению, которое объединяет часть немецких и швейцарских христиан. Часовня возведена между 1468 и 1478 годами для обслуживания стоящей рядом больницы. Разрушенная пожаром в 1689 году, она в XVIII веке была восстановлена и увенчана барочной башней. При строительстве новой купальни больницу снесли, даже церковь уменьшили в размере.
Оранжевая башня монастырской церкви Штифткирхе, посвященная апостолам Петру и Павлу, видна со многих улиц центра Баден-Бадена. Это самое старое сохранившееся строение города. Раньше служила усыпальницей баденским макграфам, среди которых Маргрейв Леопольд-Вильгельм и Людвиг-турок (1753 г.).
Перед кирхой пустынная даже от туристов небольшая площадь Марктплац, она была местом торговли в средние века. В 1453 году церковь входила в фонд (Stift), который занимался просвещением и благотворительностью, потому и стала называться Штифткирхе. Захотелось ее и сам комплекс на горе увидеть поближе. По карте дорога непонятная оказалась, просто по наитию пошли по карабкающимся улочкам, что явно вели вверх. Теперь могу сказать, что есть несколько путей «восхождения», все приведут на вершину.
Перед кирхой небольшой площадь, сзади - культурный центр с бесплатной выставкой. Поздняя весна, почти лето -все вокруг настолько красиво цветет, пчелки, бабочки летают, что забываешь цель похода и от кустика к деревцу в цвету сама перелетаешь. Летаешь.., а надо же посетить, раз взобралась сюда. Сначала -в церковь. Если храм снаружи не очень отличительные черты имеет от множества виденных в Германии, то внутри есть изюминки, только этой кирхи присущие.
Здесь находится «сакраментальный дом» около 1490 года и распятие знаменитого скульптора Никлауса Герхерта фон Лейдена 1467 года. Это красивая скульптура из песчаника 1490 года, на которой святой Христофор держит Иисуса на плече. Необычная композиция, ранее нигде не виденная.

Церковь в XVI-XVIII веках служила родовой усыпальницей Баденских маркграфов. Построенная в XI веке изначально в романском стиле базилика - первоначальное здание скорее всего деревянное было; в XV веке практически заново построена в готическом стиле. Баден пережил непростые периоды Реформации и Тридцатилетней войны - середина XVII века. А во время Пфальцкой войны солдаты Людовика XIV просто сожгли город. После этого маркграф Вильгельм в 1705 году перенес столицу в Раштатт. Со смертью его сына Августа Георга в 1771 году род баденских маркграфов и вовсе прекратился.
За церковью огромные амфоры на треножниках создают, как бы ворота в мир искусства. Под цветущими деревьями стоят металлические изделия, дОлжные что-то отображать художественное. Узнаваема только Нефертити.
Ажурное строение с правого бока дорожки закрыто. В здании напротив - галерея современного искусства. Уж очень современного, на мой взгляд. 
В городе есть и Городской музей, Государственный выставочный зал, Музей Фридера Бурды, Музей искусства и техники 19-го века. Есть даже Музей Фаберже в Баден-Бадене, но до него «не дошел ход», как и до других музеев города. Желающим приобщиться - ходить-не переходить. Но и музеи, и такие объекты, как замок с кирхами, наглядно напоминают современным людям - "это было, было...". Теперь они окаменевшие декорации из прошлой, ушедшей в небытие жизни. Все мыслимое и немыслимое происходило в той истории. Нам в наследство остался милый курортный городок, где старина и новь переплелись.