В Франкфурте-на-Майне в первую очередь интересовал музей Гете, оказалось, он тоже не старинный. По навигатору в хитро запутанных улочках нашли дом с внушительным каменным фасадом в стиле позднего барокко, на месте которого было «родовое гнездо» семьи в фахверковом строении XVII века. Оригинальный дом, как и весь центр города, включая храмы и дворцы, был уничтожен дотла в ВОВ. К построенному после войны в 1952 году возрожденному зданию - взамен полностью разбомбленного старого здания – по его прежнему виду, пристроен современный корпус, где выставки находятся.

Покрытый голубым стеклом эркер отсылает к центральному символу романтизма - Голубому цветку, который стал для немецких романтиков воплощением недостижимого идеала, их стремления к бесконечному и вечному. А вот таким был первоначальный дом на этом месте - изображения из фондов музея:
В большом холле - общем, как для дома-музея, так и для Немецкого музея романтизма; людей не так уж много. Не летний сезон, когда приезжает основная масса туристов с желанием посетить музей. И у школьников, студентов - рабочие будни. Для одиночных посетителей, вроде нас, отсутствие толп – приятная атмосфера для музея.
Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в доме на улице Гросер-Хиршграбен. Фахверковый дом был построен в 1600 году, в 1733 году владелицей стала Корнелия Гёте, бабушка поэта, точнее двумя фахверковыми домиками, соединенными между собой. Дед поэта по отцовской линии начинал как портной, выбился в трактирщики и оставил семейству 17 кошелей с золотом. Другой дед был юристом, имперским советником, как и отец поэта. После смерти сестры Гете – Корнелии, муж ее дочери решил выстроить на фундаменте старых домов более просторное здание. В новом доме Гёте прожил до 1765 года, когда отправился на обучение в Лейпциг. После смерти мужа мать Гёте продала дом, так как ей было сложно содержать большой дом. Затем дом еще не раз продавался. В 1859 году по историческим архивам было восстановлено его внутреннее убранство, открыт музей.
Старое здание воссоздано бережно. Обстановку и интерьер всех комнат восстанавливались по заметкам самого Гёте и знакомых его семьи. В холле первого этажа сохранены оставшиеся 4 первые подлинные ступени лестницы. Они отличаются дефектами поверхностей от других.


На первом этаже большая кухня с образцами старинной утвари для готовки. У семьи были слуги, повар и две горничные, которые выполняли большую часть домашней работы.
Рядом расположены «желтая» и «голубая» гостиные.

На втором этаже находятся два кабинета, каминная комната и так называемая гостиная «Пекин», которая прекрасно демонстрирует моду общества 18 века на Китай. На этом этаже так же расположена музыкальная комната. В семье Гёте любили музицировать – отец играл на лютне, Вольфганг - на виолончели, сестра Корнелия - на фортепьяно, а мать пела.

На третьем этаже на лестничной площадке стоят астрономические часы, изготовленные в 1746 году. Отец Гете приобрел их у богатого патриция и очень гордился ими. В верхней части часы показывают сегодняшнюю дату, немного ниже – время, фазы луны и высоту солнца над горизонтом, а также кольцо зодиака.

В комнатах третьего этажа была библиотека отца Гёте и собрание картин в голландском стиле. Он получил образование юриста, хотя потом не состоял ни в какой общественной должности. Жил с семьёй на наследство, полученное от отца, Фридриха Георга Гёте, который начинал как портной, а к концу жизни уже владел трактиром. Оставил потомкам 17 кошельков с золотом, представляю, какого они были размера, если потом вся семья жила припеваючи. Отец поэта Иоганн Каспар Гёте, не имевший дворянского происхождения, получил дворянское звание в период реформ, короче – «купил» себе дворянство у герцога Саксен-Веймарского Карла Августа, ИМХО. Наверное, оказал тому содействие деньгами, а тот отблагодарил дворянством «за усердное исполнение многосторонних служебных обязанностей». Притом, что благодаря полученному наследству и приданному жены, никогда не работал. Мог позволить себе много путешествовать, особенно любил бывать в Италии. Собирал домашнюю библиотеку и коллекционировал картины.


Гостиная, стены которой оббиты голубой тканью, с печью, украшенной великолепным барельефом богини правосудия.
Во время Второй мировой войны мебель, вещи, картины из дома Гёте во Франкфурте-на-Майне были вывезены из города и надёжно спрятаны в замке Веезенштайн в Саксонии. Веезенштайн подходил для этих целей, благодаря просторным помещениям с постоянной температурой воздуха и толстым стенам, которые не пробивались для бомб и снарядов.
Под самой крышей комнатки, где играли дети и одну их угловых сдавали квартиранту. В 1759 году, когда Франкфурт был оккупирован французами во время Семилетней войны (1756–1763), дом Гёте стал местом размещения для военных. Поэтому по всему городу распределяли на постой французов с австрийцами. Королевского лейтенанта графа Торана поселили в доме Гете. В этой комнате он и жил. Конечно, в том первоначальном доме, который разбомбили во Вторую мировую войну. Историки говорят, что мальчик Вольфганг Гёте даже подружился с лейтенантом. Благодаря ему познакомился с французской драматической литературой, увидел множеством картин с разной техникой живописи, научился французской речи, часто посещал театр, где шли французские пьесы, и развил в себе художественный вкус.

С 1756 по 1758 год Гёте посещал городскую школу. «Дети до тех пор содержавшиеся отдельно в своем доме, в чистоте и благородстве, хотя и в строгости, были вытолкнуты в грубую толпу молодых созданий, и им совершенно неожиданно пришлось сносить всевозможные вещи от пошлых, дурных, даже бесчестных людей, так как у них не было никакого оружия, никаких способностей противиться всему этому». После был переведен на домашнее обучение. Гёте не любил математику, к которой обнаружил наименьшие способности. При этом он проявлял интерес к языкам, много читал и излагал свои мысли письменно. На образование детей родители Гёте не жалели дедовых средств и приглашали лучших репетиторов, в частности, по истории, латыни и греческому языку. Отец хотел, чтобы сын получил юридическое образование – как он сам, поэтому для начала заставил его выучить юридический катехизис Гоппа. Из-за отца, Вольфганга потом отправили в университет Лейпцига, изучать-таки юриспруденцию. Летом 1768 года юноша вернулся в родной город без диплома, что вызвало разногласия между ним и отцом.

В детстве Гёте часто бродил в одиночку или с друзьями по городу, с интересом рассматривал строения, знакомился с различными частями Франкфурта, посещал лавки и рынки. В соседнем квартале Roßmarkt, тогда находился крупный конный рынок. В то время, когда здесь жил Гете, квартал также был известен как место публичных казней; среди казненных была и горничная Сюзанна Маргарет Брандт, послужившая прототипом трагической героини Грэтхен в пьесе Гете «Фауст».
Гёте помогало превращать прозу жизни в великую поэзию не только воображение, но и наблюдательность. Из своих поездок по стране и немногочисленных вояжей за пределы Германии, он привозил впечатления, что становились темами для его произведений. В годы прожитые Гете во Франкфурте, город был обнесен стеной, ворота на ночь запирались, а утром сторож забирал ключ у бургомистра, отпирал их и впускал в город собравшийся народ. На кольях около ворот еще красовались головы казненных преступников. Так что мир автора «Фауста» - не романтическая сказочка, навеянная «стариной глубокой», реальный мир, в котором рос Гёте. Мрачная действительность не помешала Гёте превращать прозу жизни в великую поэзию не только воображением, но и наблюдательностью. Из своих поездок по стране и немногочисленных вояжей за пределы Германии, он привозил впечатления, что становились темами для его произведений.
В помещениях, где были приватные комнаты, на стенах портреты матери, других членов семьи. Иоганн Каспар Гёте, отец поэта, женился на Катарине Элизабет Текстор, по матери – Линдхаймер; во Франкфурте 20 августа 1748 года, когда ему было 38 лет, а ей - 17. Она была дочерью городского старшины и верховного судьи Текстора. «В первые годы брака отец приучал мою мать к прилежному письму, а также к игре на фортепиано и к пению; при этом она увидела себя вынужденною приобрести некоторые познания в итальянском языке и некоторое умение говорить на нем», писал Гете. Будущий поэт в качестве старшего внука и крестника по воскресеньям обедал у своего дедушки, городского судьи. Но Иоган Фольфганг проявлял интерес и к еврейской истории. В отрочестве он сочинил драму «Иезавель», трагедию «Вальтасар», эпическую поэму в прозе «Иосиф и его братья», поэму о Самсоне. На мировоззрение Гёте оказал влияние еврейский философ Барух Спиноза, а в кабинете Веймарского дома поэта до конца жизни стояла небольшая бронзовая копия «Моисея» Микеланджело.

На верхнем этаже комната-кабинет Гете. Роман «Страдания юного Вертера» был написан именно в этом франкфуртском доме, а также здесь же были разработаны первые наброски к не менее известному «Фаусту». Стол, за которым работал великий писатель, сохранился и по сей день.

Насмотревшись на обстановку 18 века, посетители выходят в садик, находящийся внутри двора. При жизни Гете сада не существовало. Вместо него на окнах одной из комнат второго этажа держали много растений. Эта садовая комната была любимым местом уединения маленького Гёте: из её окон он смотрел на сады соседей и на равнину, расстилавшуюся за ними. Внутренний двор с садиком около дома-музея Гёте появился после Второй мировой войны. Реконструкция началась в 1947 г и в 1951 году дом был вновь открыт для посетителей.


К восстановленному дому Гете пристроили Немецкий музей романтизма, где собрана крупнейшая коллекция эпохи романтизма. Интересно само здание. Пусть оно полностью современное, но есть «изюминки». Восходящая, как бы в небо лестница, ведущая из холла музей в залы этого музея.

Есть стена с изображением семян одуванчика, которая символизирует, как деятели романтизма распространяли это движение по всему миру. Строительство музея обошлось в 18,5 миллионов евро. Внутри много задумок, таких как интерактивные экраны, уголки, где демонстрируются тематические фильмы. Отсеки залов, в которых собраны экспонаты на определенную тему.
Коллекция разнообразна, много картин художников, относящихся к романтикам. Есть работы таких художников, как Иоганн Георг Траутманн, Иоганн Тишбайн, Иоганн Фюссли, Антонис Графф, Ангелика Кауфманн, Каспар Фридрих.
Можно рассмотреть оригинал первой записи знаменитого четверостишия «Wünschelrute», сделанный рукой немецкого поэта Йозефа фон Эйхендорфа в 1835 году, старинные издания книг самого Гете. Для обложки частичного издания 1790 года под названием «Фауст: Фрагмент» Гёте выбрал гравюру Рембрандта. Так же демонстрируются в музее первые издания сказок братьев Гримм.
Тысячи туристов посещают музей Гёте. Проникаются теплотой и уютом обстановки дома, где вырос поэт. Независимо от того, являетесь ли вы учёным-литературоведом, любителем истории или просто любопытным путешественником, в музее каждый найдет для себя много интересного.