Будапешт. Это Венгрия! Мосты над Дунаем.


Ирина Страна: Венгрия
Город: Будапешт
Время отдыха: Дата вылета июнь 2019

Дата16.07.19 Хороший отзыв0 Ответов 2 Просмотрели72

   Говорим Будапешт и перед глазами Дунай, говорим Дунай и сразу возникает перед взором Будапешт. Дунай протекает по нескольким странам Европы, в том числе и столицам. Например, Дунай  и в Вене есть. Но его там надо специально искать, исторический центр и река не рядом.  А в Будапеште именно Дунай - визитная карточка и главное украшение города. И одной из главных гордостей Будапешта являются его мосты,  в разных источниках - семь или восемь, в самом городе и еще два за городом. Они все имеют свою историю и легенды. Туристы, «бороздя просторы» исторических мест, обязательно увидят и даже пройдут по трем из них, про которые хочу рассказать.

    Самый красивый и необычный - цепной мост им.Сечени. Когда искала материалы по мостам, нашла необыкновенную фотографию.




  Граф Сечени не однозначная фигура для Венгрии, но его вклад в историю страны неоспорим. Лозунгом Иштвана Сечени стало утверждение "Венгрии не было! Венгрия будет!». Биографы упоминают, что он говорил на нескольких языках, но в совершенстве не знал ни одного: немецкий, на котором граф вел переписку, считают корявым: с такой латынью в габсбургской Венгрии никого не приняли бы на госслужбу; он бегло, но тоже небезукоризненно, изъяснялся на итальянском и французском. Ведь он не имел никакого образования, кроме домашнего обучения, много путешествовал, красовался в мундире на коне, когда служил в армии. Но надо ли  богатею иметь безукоризненную грамотность, для этого есть слуги и секретари. Кроме моста, открыл по образцу лондонских клубов National Casino, ставшее символом и одним из очагов национального возрождения. В австро-венгерских провинциях понятие casino долго сохраняло первоначальный смысл. В таких заведениях не столько играли в азартные игры, сколько музицировали, заводили деловые и политические связи, дискутировали о судьбах родины, иногда плели заговоры. Подобно английским клубам, венгерские казино функционировали как закрытые и часто снобистские сообщества, строго охранявшие социальные границы: в National Casino собирались только аристократы голубых кровей, Orszàg Casino объединяло дворян со "средними" родословной и достатком, Leopoldstadt Casino — состоятельных буржуа и госчиновников.




   На деньги и благодаря организаторским усилиям   - я бы уточнила, благодаря его консультантам и финансистам, дававшим советы, куда вкладывать деньги; Сечени устроил первую современную пристань на Дунае; неутомимый граф нашел средства и на оборудование общественного променада.«Я стал настоящим патриотом: я знал всего 24 слова на венгерском языке, да и те употреблял неправильно, но я выступил на заседании магнатов и предложил вклад в размере 60 тысяч форинтов, даже не зная точно, на что. Оказалось, что на основание Академии венгерского языка». По инициативе Сечени открыты Венгерский национальный театр, консерватория, ремесленная школа, первые паровые мельницы, первое литейное производство; он основал спортивный клуб и учредил гребное общество — опять-таки первые в Венгрии. Краеведы утверждают: объединение Буды и Пешта началось с моста, а главным объединителем городов и всей нации стал Иштван Сечени. Сечени успешно лоббировал свои экономические проекты при венском дворе, был назначен представителем правительства по экономическому развитию региона и в течение многих лет курировал строительные работы. Он умел пылко любить родину, как полагалось венгерскому патриоту; умел широко жить, как полагалось венгерскому магнату; он и умереть сумел трагично, как умирают великие в народном эпосе, совершил самоубийство. 

 Мост «родственник" моста под Лондоном, в небольшом английском городе Марлоу (Marlow). "Отец" братьев-мостов – англ.архитектор, инженер Уильям Тёрни Кларк (William Tierney Clark).




Мост в Марлоу соединил берега Темзы в 1832 году, мост в Будапеште - берега Дуная в 1849. И, хотя английский мост постарше, будапештский значительно солиднее его по размерам - 375 м (английский - 78 м). По легенде, Иштван Сечени опоздал на похороны отца, из-за невозможности переправиться через Дунай, во время ледохода на нем. «Морозным зимним днем граф Сечени получил письмо, в котором ему сообщалось про смерть отца, после чего он примчался в Пешт, на пути загоняя лошадей, но добраться до Буды, где жил и он сам, и его семья, граф не смог. В то время была оттепель, лед на Дунае уже успел подтаять, и начался ледоход. Иштван Сечени даже не смог попасть на похороны собственного отца, после чего дал клятву во чтобы ни стало построить капитальный мост, чтобы по нему можно было добраться с одного берега Дуная на другой, невзирая на время года».



   Поэтому именно граф Сечени стал главным идейным вдохновителем и организатором строительства моста, создав в 1832 году Общество по строительству моста (Hídegylet). Из Англии прибыли опытные рабочие вместе со своими семьями, руководил проектом Адам Кларк (однофамилец автора моста). Он же не дал взорвать уже почти готовый мост во время революции 1849 г.- по-очереди отговорив обе стороны, которые по-очереди устанавливали контроль над захваченным  мостом. Австрийские войска обстреливали только что возведенный мост из пушек, а затем австрийский полковник Алнох дал приказ взорвать мост. Несмотря на огромное количество пороха – 400 килограмм, мост все-таки выстоял, тогда австрийцы стали готовить взрыв якорных камер, в которых крепились мостовые цепи. Но Адам Кларк успел затопить камеры водами Дуная. Строили мост всеми доступными в то время достижениями. Поставщиками  комплектующих  были английские компании Hunter & English (такое название), Howard & Ravenhill, Harvey. Чугунное литье делалось на венгерских предприятиях, принадлежащих графу Дьердю Андрашши (Andrássy György) и швейцарцу Абрахаму Ганцу (Ganz Ábrahám). Именно с участия в строительстве Цепного моста начался взлет легендарного "Ганца" - будущего Ganz-Danubius - самого известного в мире венгерского концерна, впервые внедрившего трехфазный ток, строившего дизеля и турбины, автомобили и самолеты, корабли (в т.ч. линкор "Сент-Иштван" и крейсер "Новара") и подъемные краны, хорошо известные в СССР. Чугунные литые украшения моста и цепные тросы были заказаны и изготовлены в Англии. Общая стоимость строительства составила огромную по тем временам сумму - 4,4 миллиона форинтов. Открытие состоялось 20 ноября 1849 года с участием императора, в честь него и получил первоначальное название «моста Франца Иосифа».




  


  В честь завершения моста король Венгрии Фердинaнд V, подарил А.Кларку табакерку из чистого золота. Так же он получил две тысячи форинтов в качестве премии. Более того,  ему было пожаловано звание венгерского дворянина, которое он отклонил, сославшись на свой шотландский титул Была еще одна своеобразная награда. Венгры всегда пишут имя, фамилию в обратном порядке, как и мы - имя после фамилии, в отличие от других стран Европы. Поэтому в признании Кларка «своим в доску», на памятной доске на мосту написано не в английском порядке - Адам Кларк, а по-венгерски и по-нашенски, задом наперед на взгляд британцев - Clark Ádám, что является для иностранца честью. В 1866 году, когда Адам Кларк умер, на цепном мосту были вывешены траурные флаги.  Мосты тогда строили не для удовольствия рядовым жителям, а еще и с коммерческой целью. За право пересечь удобно Дунай взимали плату:  «по 1 крейцеру с пешехода, 2 крейцера с пешехода с поклажей, 3 крейцера за прогон коровы, 5 крейцеров за маленькую телегу, 10 крейцеров за телегу большую».




    Городские власти в 1885 году, постановили: как только годовой сбор за пользование мостом Сечени и мостом Маргариты превысит сумму в 650 000 форинтов, необходимо начинать строительство двух следующих мостов - ими стали мост Эржебет и Маргит. Отступающие немцы во 2 мировую войну  взорвали мост. Открытие восстановленного моста состоялось 20 ноября 1949 года, приуроченное к  столетию первого открытия моста. Львы работы скульптора Яноша Маршалко на каждом из входов на мост были установлены уже на действующем мосту в 1852 году. Львов "обвиняют", что у них нет языков открытых пасти.  Отец «львов» все время отвечал, по поводу отсутствия языков у его львов - «они не собаки, у которых языки висят до земли, это львы».



 Мост не только история города, еще и место, где старались «отметиться». На вершине моста однажды выступал пианист, в другой раз – певица, один из мастеров-кулинаров варил там суп-гуляш, а Эдди Мёрфи снимался в эпизодах для одного из приключенческих фильмов. Ежегодно в июле и августе в Будапеште проводится любимый венграми праздник Цепного моста (Nyár a Lánchídon). И есть примета: если загадать желание и проплыть под мостом Сечени, оно сбудется. 

   В Буде есть еще одно творение инженера Кларка - тоннель. Длина его практически равна длине моста- около 370 метров; и наверное потому жители Будапешта шутят, что в дождливую погоду мост, который еще называют Старой Дамой, прячется от осадков в тоннеле.





    Идея строительства тоннеля возникла задолго до приезда обоих Кларков в Будапешт. В 1837 году венгерский инженер Даниэль Новак (Novák Dániel) выдвинул идею о строительстве тоннеля, который бы соединил Буду и Пешт. В то время в Англии разрабатывался план строительства тоннеля под Темзой. Возможно, это обстоятельство воодушевило Новака на смелый проект. Согласно его проекту, тоннель начинался бы от приходской церкви в будайском районе Кристинаварош и, пройдя под Дунаем, заканчивался бы на пештской стороне. Австрийские власти и слышать ничего не хотели о строительстве после революции 1838 г., так как считали, что это значительно подорвёт безопасность будайского Королевского дворца. Поставили перед инженерами непременное условие о строительстве, бурения "пробного хода" и установки прочных железных решёток на его входах. На строительство тоннеля ушло всего 9 месяцев, что в те времена было рекордными сроками. Тоннель так же был первоначально платными и со строгими правилами пользования. До 1918 года за пользование тоннелем пешеходы должны были раскошелиться на 1 крейцер,  всадники - на 3, а владельцы двухконных повозок - на 6 крейцеров. 

   Во время строительства моста Сечени прямо наверху в тоннеле появилась предусмотренная проектом небольшая служебная квартира, в которой жила семья смотрителя. И так случилось, что работа смотрителя в этой семье перешла «по наследству» - уже внук работает смотрителем. Конечно, сейчас помещение уже не является квартирой, является техническим помещением по обслуживанию моста. Говорят, смотрителю моста не обязательно иметь высшее техническое образование, главное,  добросовестно присматривать за мостом каждый день. Нужно внимательно осмотреть каждый сантиметр моста и немедленно задокументировать изменения и сообщить об этом соответствующим ответственным специалистам. Это касается всего – освещения, системы водоотвода, якорных цепей, тротуара и проезжей части, мостовых пилонов, кабелей и тросов. Мост – это не просто архитектурное сооружение, это живой организм! На него влияют ветер и дождь, наводнения, интенсивность движения транспорта и резкая смена температур. Смотрителю приходится спускаться на двадцатиметровую глубину в бетонную камеру, где находятся якорные цепные узлы. Именно здесь во время освобождения Будапешта гитлеровцы установили взрывные устройства. взрывчатка в камере со стороны Буды отсырела, поэтому взорвалась только пештская часть моста. А из якорной камеры на будайской стороне воду  откачали только в 1948 году, тогда бомбу и обезвредили.


 



  Вторым по историчности идет зеленый мост Свободы. Строительство началось в 1894 году, открытие приурочили в 1896 году к годовщину празднования тысячелетия обретения венграми родины. Построен был мост по проекту венгерского архитектора Яноша Фекетехази (Feketeházy János) всего за два года. Длина моста составляет 333,6 метра, ширина – 20 метров.




 


  По сравнению с двумя предыдущими мостами, мост Свободы полностью был построен венграми, начиная от проекта и заканчивая изготовлением и сбором всех металлических конструкций моста. На праздновании в честь открытия моста присутствовал император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I, в честь которого и был первоначально назван мост. Он даже лично забил последнюю символическую заклёпку, завершая строительство. Сделана эта заклёпка была из чистого серебра, но потом она исчезла. Однако, поговаривают, что при реконструкции моста опять сделали такую заклепку и скрывают ее местоположение. Трамвайное движение по мосту открылось в мае 1898 года, что интересно, рельсы были проложены по краям проезжей части, а электричество подавалось не сверху по проводам, а по рельсам. В 1938 году трамвайные рельсы перенесли на середину моста, как привыкли и сейчас их видеть.





  Сияет наверху под солнечными лучами корона первого венгерского короля, Святого Иштвана. Единственный из мостов, был заново собран из пролетов, что подняли со дна Дуная. Поэтому он подлинный. Назывался сначала «Мост на площади Вамхаз», потом мост Таможни, затем был переименован в мост Франца Иосифа. Своё сегодняшнее имя он получил после Второй мировой. Все мосты Будапешта были взорваны гитлеровцами и после войны, с помощью советских инженеров, восстановлены в прежнем виде. Только мост Елизаветы имеет другой, современный  вид, из-за полностью утраченных  элементов старого моста. Поэтому мост Свободы может называться самым старым мостом Будапешта. Не самым первым, а самым старым, потому что при его восстановлении после взрыва гитлеровцами, в отличие от других мостов, были использованы металлические конструкции пролётов, рухнувших в Дунай. Поднятие их явилось настоящим техническим бравуром. Искарёженные взрывом элементы конструкции исправляли, ремонтировали на месте, недостающие части дополнили металлоконструкциями другого моста и вновь изготовленными по старинным чертежам элементами. Сборка их проводилась на берегу и затем, с помощью плавучих кранов, 50-ти тонные части конструкции были встроены в среднюю часть центрального пролёта моста. Весь город с напряжённым вниманием следил за сложнейшими работами, которые были завершены 20 августа 1946 г. торжественным открытием восстановленной переправы, получившей имя моста Свободы.





  На пилонах вестники богов - птицы Турул. Они присутствуют на многих исторических достопримечательностях в Венгрии , так как считаются священными. Историки предполагают, что ее изображение было на щите Аттилы, ее упоминали еще римские летописцы. По легенде, птица явилась во сне вождю Арпаду и сказала, что надо идти на Запад. То ли предсказала появление предводителя, который приведен свой народ на теперешние земли Венгрии. Это описал Анонимус в своей летописи венгерской истории. Быль ли это или сказка, но птица турул так и охраняет своими крылами венгерскую землю.   И гордо взирает на город и Дунай с высоты пилонов моста.

  Интересная подробность - раньше в первый апрельский день жители Будапешта избавлялись от надоевших им вещей, скидывая их в реку с моста Свободы.

  Самый воздушный и белоснежный мост Будапешта – мост Эржебет (мост Елизаветы). В год строительства – 1903г., он считался самым длинным подвесным мостом и этот рекорд  держал до 1926-го года. Современный законченный вид он приобрел после реконструкции 1964 года.









   Перед началом строительства этого моста  рассматривались 54 проекта. Большинство были от американских инженеров, но так же и из  Европы, в том числе и один русский, другой даже из Алжира. И хотя победу и одержал немецкий инженер Джулиуш Кюблер, однако, в итоге мост был построен по чертежам венгерских специалистов Кендла и Цикелиуса, которые даже не принимали участие в конкурсе. Вантовую конструкцию нового моста спроектировали венгерские инженеры под руководством Кароя Шавоша. Мост «Эржебет хид» был назван в честь жены Йожефа Ференца (произношения по-венгерски)- королевы Эржебет, Елизаветы или уменьшительно  Сисси, которая была популярна среди венгров и сама любила Венгрию. Именно в Будапеште в храме Св.Матьяша она венчалась с австрийским императором. «Ее мост» находится бок о бок на Дунае с мостом Сечени, ранее «Франца Иосифа». И это логично, так как они с  Елизаветой – двоюродные брат и сестра, муж и жена. Что было обыденным явлением для Габсбургской монархии, жившей под девизом Bella gerant alii, tu telix Austria, nube («пусть другие ведут войны; ты, счастливая Австрия, заключай браки»). При строительстве моста пришлось разрушить часть Пешта, которая находилась на оси будущего моста.



Здесь на  пути моста стояло два старинных сооружения: городская Ратуша и приходской костёл, возведённый ещё в 12 веке. Ратушей пришлось пожертвовать, а насчёт костёла начались долгие споры. Сначала его хотели взорвать, потом перенести на другое место, однако в конце концов, решили изменить направление осевой мосту улице, что и сохранило храм. Во время Второй Мировой войны при отступлении в 1945 году немецкие войска взорвали мост Эржебет, как и остальные  мосты Будапешта, существовавшие на тот момент. Когда стало ясно, что восстановление мостов в первоначальных видах дело долгое, для переправы с берега на берег был построен временный мост Кошута.

  

Он соединял площади Баттяни в Буде и Лайоша Кошута в Пеште почти напротив парламента. Не ищите его в Будапеште сейчас. После восстановления исторических мостов в Будапеште, мост Кошута был закрыт в 1956 г. и демонтирован в 1960 г. Но он выполнил свою задачу.

   В 2005 году на мосту Эржебет был установлен мировой рекорд по количеству целующихся на нём влюблённых пар. Всего было зафиксировано 5875 пар участников.

  Вот так мосты временные и постоянные соединяют не только Пешт, Буду и Обуду, и влюбленных людей, но и историю города в единую. Как  народ без истории, так и мосты будут просто набором элементов,  не  явлением в истории без своих особенностей.  Поэтому мосты не просто инженерные сооружения, это памятники эпох. «И бесшабашный город Будапешт, На семь мостов пристегнутый к Дунаю…».






Фотографии

Комментарии

Благодарю за Ваш отзыв и похвалу! В рассказах стараюсь втиснуть квинтэссенцию моих впечатлений от поездок, сведения, полученные в интернете и от экскурсоводов (если они были). Но сам Будапешт настолько прекрасен, что и без "научно-исторических изысканий" впечатляет всех, кто здесь побывал.

Мосты в Будапеште действительно очень красивые. А у вас классные фото! И такие подробности, просто зачитываюсь!

Другие отзывы об отдыхе в Венгрии

Будапешт. Это Венгрия! "Эх, прокачу!" - метро и трамваи.
     В Будапеште не проблема добраться до какой-то достопримечательности. Транспорта много и ходит, «как часы».  Невозможно не обратить внимания на трамваи, трамвайные остановки. Остановки не просто обозначены, они приподняты над полотном дороги, как платформы. Но не сильно, поэтому, чтобы не было у водителей соблазна срезать путь по остановке, они защищены  круглыми полусферами.  Не большие в высоту, но их целы...
Читать далее

Дата 16.07.19 Хороший отзыв1 Ответов0 Просмотрели88

Будапешт. Это Венгрия! Район "Астория" и рядом
  С перекрестка  в районе «Астории» во все стороны отходят улицы знаменитые своими достопримечательностями. Одноименная гостиница «Астория» сыграла в венгерской истории роль, сравнимую с крейсером Аврора  в нашей истории. В 1918 году в ней размещался Национальный совет, требовавший выхода Венгрии из первой Мировой войны и провозглашения независимости страны. Как полагается,  революционные массы захватили вокзалы, мосты и телеф...
Читать далее

Дата 16.07.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели70

Будапешт. Это Венгрия! Страна, еда, быт - глазами гостя.
    Говорим Венгрия и сразу вспоминаем лечо, гуляш и токайское вино, а также  салями с паприкой. На самом деле венгерское меню гораздо шире и интереснее. Как нигде, к Венгрии очень подходит поговорка, что «путь к сердцу… лежит через желудок». Вкусности есть по всему миру. И часто мы не замечаем, как  наши  отзывы от страны зависят от того, понравились нам их угощения. Не хочу называть, пока есть только одна страна в ...
Читать далее

Дата 16.07.19 Хороший отзыв2 Ответов0 Просмотрели111

Будапешт. Это Венгрия! Совместные развлечения для взрослых и детей.
    В путешествиях по городам Европы родителей с детьми, взрослые зачастую волнуются, будет ли интересна и детям поездка. Дети разные, особенно в силу возраста, разные их предпочтения. В   столицах Европы кроме интересных достопримечательностей, можно найти увлекательные развлечения и для детей, и их родителей. В Венгрии очень трепетно относятся к детям, и для их досуга есть множество вариантов.  Первое, что приходит...
Читать далее

Дата 16.07.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели68

Площадь Героев — парк в центре венгерской Ньиредьхазы
Павел Щербань  Павел Щербань   Венгрия   Дата вылета  октябрь 2018
Практически в каждом городе, имеющем статус центра окрестных земель, можно найти как минимум две площади, претендующей на звание "главной в городе". Это площадь, где находится главный собор, и площадь, где размещаются здания муниципальной власти... В венгерском городе Ньиредьхаза "Стильный" католический собор Ньиредьхазы и мэрия города находятся на просторной площади Kossuth tér, а здание правительства земли Саболь...
Читать далее

Дата 31.07.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели21

Отзывы туристов