Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3

Александр Страна:Узбекистан
Город: Бухара
Время отдыха: Дата вылета май 2014

Дата30.10.14 Хороший отзыв7 Ответов 1 Просмотрели3899

Предыдущая часть

 

День 7. Продолжение.
На сем мы знакомство с Самаркандом заканчиваем, но я посоветую посетить еще несколько мест, если у вас будет на это время.

Мечеть Биби-Ханум (39.6608378, 66.9812554) — самая большая мечеть в Средней Азии.

Комплекс Шахи-Зинда (39.6616762, 66.9879743) — улица-кладбище, как его называют.

Мавзолей Ходжи Данияра (39.6733663, 66.994535). С ним связана очень интересная история.


Мавзолей Ходжи Данияра

Гробница Ходжи Данияра, как называют его мусульмане, или библейского пророка Даниила — так называют его христиане, или Даниэля — одного из четырёх великих иудейских пророков, расположена рядом с рекой Сиаб, меж холмов Афросиаба (Афрасиаба). Это потрясающее место, где правит покой и всепоглощающая вера, известно, с одной стороны, как захоронение святого человека, являющееся культовым, а с другой — тем, что вокруг него до сих пор ведутся споры — чье же именно тело покоится в этом мавзолее. Но как бы то ни было, все уверены в одном: всякий попавший в Самарканд обязан прийти к мазару Ходжи Данияра, чтобы поклониться святому.

Даниил, чье имя переводится с еврейского как «судья бог» или «бог мой судья», был рожден на Святой земле Иерусалима в 603 году до нашей эры. Он был потомком царей Давида и Соломона. В 586 году до н. э. Израиль был захвачен Навуходоносором. Даниил вместе с другими юношами-иудеями, принадлежащими к знатным родам, был пленен и доставлен в Вавилон. Здесь юного Даниила определили в школу, в которой обязательными предметами являлись астрология и искусство толкования снов. Даниил, чтобы не отступать от своей религии, добился того, что ему разрешили не употреблять в пищу мясные блюда, а есть только овощи, и не пить вина.

После успешного окончания учебы Даниил поступил на службу в царский двор в качестве придворного сановника. Здесь сразу отметили особый дар, которым обладал Даниил: он очень точно толковал сны, в том числе и сновидения царя Навохудоносора. Благодаря этому таланту он продвинулся по службе: царь сделал его одним из самых приближенных к своей особе советников.

Свое высокое положение он сохранил и после покорения Вавилона: Даниил стал советником преемников Навохудоносора — Дария и Кира. Однако не все было так гладко: завистники из числа языческих вельмож оклеветали Даниила перед Дарием Мидийским, и тот велел бросить пророка на съедение львам. Но Бог был милостив к Даниилу: ни один лев не подошел к нему. Когда Дарий понял свою ошибку, он подверг клеветников тому же испытанию, которое прошел Даниил, — львы тут же набросились на вельмож и растерзали их. Во время царствования Кира судьба вновь была благосклонна к Даниилу: он остался на высоком посту при дворе и, благодаря этому, мог влиять на решения правителя. Так, следуя его советам, Кир освободил плененных евреев.

На третий год властвования Кира в Вавилоне Даниил получает откровения о будущем народов мира и пишет пророческую книгу, в которую вошли 14 глав. Тот факт, что она была написана на двух языках — еврейском и иудейско-арамейском — многих заставило усомниться в том, что книга написана только Даниилом, а не несколькими людьми. Впрочем, из многочисленных исторических источников известно, что Даниил в совершенстве владел обоими языками. Перед Даниилом поклоняются христианские богословы, не исключая тот факт, что в основе жизнеописания Иисуса Христа лежат пророчества пророка Даниила.

В старости Даниил переехал в город Сузы, где благословенно закончил свой мирской путь и был погребен в усыпальнице царей. Существует поверье, что дух Даниила охраняет город от всех бед и приносит благополучие.

Но каким же образом мощи святого попали в Самарканд? Существует не одна легенда, одна другой невероятнее, так или иначе объясняющая загадочное появление могилы святого в Самарканде. Но самая распространенная гласит о том, что появление этого прекрасного мавзолея связано с желанием Амира Тимура дать Самарканду и его жителям защиту и благоденствие, благодаря покровительству духа Даниила. Во время очередного похода в Малую Азию Тамерлан не смог покорить Сузы. Богословы рассказали ему, что город защищен святыми мощами пророка Даниила. Правитель Моварауннахра подписал соглашение, что оставит город в покое в обмен на позволение увезти на родину правую руку святого. Предание гласит, что лошадь, которая везла мощи, остановилась на месте, как вкопанная, никто не мог сдвинуть ее с места. А когда она ударила копытом, произошло чудо: в этом месте из-под земли стал бить целебный источник. Тогда было решено захоронить мощи Даниила именно здесь, рядом с рекой Сиаб.

Согласно другой версии, мощи везла не лошадь, а верблюд, и когда караван вошел в Самарканд, верблюды встали на месте, точь-в-точь напоминающем Сузы. То был знак: прах должен быть упокоен здесь. В этот же день с той стороны, куда смотрит изголовье саркофага, забил родник со святой водой. Красивая легенда, однако подтверждения в исторических документах тому, что Тимур посещал могилы пророка в Сузах, нет. Зато есть доказательства того факта, что мощи Даниила были вывезены в Константинополь при царице Елене — задолго до похода Тимура в Малую Азию.

Множество историй также связано с длиной могилы. Служители мавзолея неоднократно перестраивали гробницу, утверждая, что в особо благополучные года кости святого растут. Таким образом, на сегодняшний момент длина могилы достигла 18-метров. Говорят, что рука Даниила будет расти до тех пор, пока ею не будет опоясана вся планета, и тогда на Земле наступит рай. Согласно другой легенде, Тамерлан решил построить гробницу такой длины, чтобы враги и люди алчные не смогли отыскать мощи.

До постройки мавзолея могилу Даниила покрывал речной камень, а у изголовья стояли священные шесты. В 1900 году над захоронением возвели красивейший шестикупольный мазар такого же цвета, как фисташковое дерево, растущее рядом с ним. На сегодняшний день сохранились пять из шести куполов.

Все официальные делегации из стран с различным вероисповеданием, прибывающие в Самарканд, обязательно посещают мавзолей пророка Даниила. Во время празднования 125-летия Ташкентской православной епархии патриарх Московский и Всея Руси Алексий II также посетил могилу святого и совершил обряд освящения могилы и фисташкового дерева, стоящего около мазара более 500 лет. С этим визитом связано еще одно чудо. Дерево у мазара давно засохло, и его собирались вырубать, но весной 1997 года, после совершенного осенью 1996 года Алексием II обряда, дерево зацвело. Многие привязывают на ветви фисташкового дерева лоскутки ткани, загадывая при этом желания. И говорят, что они исполняются.

Еще одно чудо — родник, бьющий у подножия мавзолея. Его чистая ледяная вода не только вкусная и полезная — она обладает удивительным свойством исцелять не только тело, но и душу. Каждый, приходящий в мавзолей, непременно должен испить воды из этого источника и совершить омовение. Люди верят в силу святого родника и приезжают сюда со всей Средней Азии, чтобы напиться чудодейственной воды и забрать немного волшебного нектара с собой.

Около мавзолея продаются мусульманские амулеты. Люди знающие покупают их и просят читающего молитву внутри мавзолея «почитать на амулет» для всех благ. Входить в мавзолей нужно без обуви — внутри все устлано коврами и курпачами. Вокруг могилы, укрытой зеленым бархатом с золотой вышивкой по краям, нужно молча обойти три раза. После этого все садятся, и смотритель читает молитву. Говорят, что когда во время чтения смотритель случайно зевает, кому-то из молящихся отпускаются грехи.

Как уже упоминалось ранее, с мавзолеем, покой которого не нарушает даже пение птиц, связано множество легенд. В одной из них говорится, что в Самарканде погребены не мощи святого, а прах с могилы Даниила. Как известно, по канонам ислама погребение умерших должно быть незамедлительным, а беспокоить останки покоящихся с миром не разрешается. Будучи мусульманином, Тамерлан не мог позволить себе взять часть останков даже для столь благородной цели, как благополучие столицы своей империи. Поэтому Тимур взял землю с могилы святого и, смешав ее с самаркандской землей, сделал захоронение, на котором позже возвел мавзолей.

Бытует также предание, что прах пророка был привезен из Мосула в Самарканд в V-VI веках переселенцами-иудеями. Возможно, так оно и было, но подтверждением этому нет.

В «Кандии Малой» (XVII век) приведены слова шейха Ходжи Абду-Даруна, жившего в IX веке в Самарканде. Он рассказывает, что пророк, который был искусным гадальщиком, перешел реку Амударью и прибыл в Самарканд. Здесь он поселился и окончил свой жизненный путь. Называли его Табба наби (пророк Табба). Если верить «Кандии Малой», захоронение святого в Самарканде существовало за четыре-пять веков до рождения Тамерлана.

Еще одно произведение, «Самария», написанная в конце XIX века арабским историком Абу-Тохир Ходжой, гласит, что в мазаре похоронен не прах Даниила, а лежат останки Даниёра — соратника Куссама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В Самарканде Куссама ибн Аббаса, приехавшего распространять ислам среди народа, ранили мечом зороастрийцы, но божьим провиденьем он остался жив. Ходжа Даниёр был его ближайшим сподвижником и очень уважаемым человеком.

Все это версии, легенды, догадки, но пока тайна могилы не раскрыта, у мавзолея святого пророка будут на разных языках звучать молитвы верующих, надеющихся на чудо и желающих прикоснуться к лучу святости.

До недавнего времени, помимо Самарканда, существовало еще четыре мавзолея пророка Даниила: в Мосуле (Ирак), Иерусалиме (Израиль), Сузах (Израиль) и Стамбуле (Турция). Однако не так давно могила святого в Ираке была уничтожена боевиками. Что стало причиной такого вандализма — до сих пор необъяснимо. Но оставшиеся мавзолеи пророка теперь еще больше оберегаются.


А так же Городище Афросиаб и его музей.

Ну, а мы направляемся в сторону Бухары. Но не сразу. Сначала мы планируем заехать в местечко с трудновыговариваемым названием Шахрисабз.

Идем «малыми дорогами», виды обалденные.

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Все бы ничего, но каждый 50-100 км на трассах блок посты полиции. Тормозят в обязательном порядке, проверка документов проходит быстро, но вот из-за того, что мы не местные и на таких машинах, начинаются расспросы, вопросы, допросы с пристрастием. Кто, откуда, куда, вам что делать нечего? )) Тратится на эти разговоры около часа. Через 100 км новый пост и все по-новой. )

Так или иначе мы-таки доехали до Шахрисабза. Здесь находится Дворец Ак-сарай (39.0604496, 66.8294853)


Дворец Ак-Сарай

Дворец Ак-Сарай — один из самых грандиозных памятников эпохи Тимуридов конца XIV — начала XV веков, воздвигнутый в городе Кеше (Шахризабз). Строительство велось непосредственно под руководством самого Амира Тимура. После того, как Тимур уже отстроил довольно большое количество дворцов и крепостей в столице его владений — Самарканде, он пожелал украсить свой родной город Шахризабз дворцом, каких ещё не видели во всей его Империи. Он созвал сюда самых искусных зодчих и мастеров со всех уголков своих владений. Также, около 50 000 рабов приняли участие в этой крупномасштабной стройке.

В переводе с узбекского «Ак-сарай» — «светлый, величественный», что символизирует безоблачное светлое будущее народа и величие Сахибкирана. Как указывают исторические источники, «белый дворец» строился в период с 1380 по 1404 год. Возведение завершилось за пару месяцев до смерти самодержца.

Дворец Ак-сарай являлся крупнейшим в Средней Азии. ансамблем национальной архитектуры и народным достоянием. Сложный комплекс, состоящий из большого количества построек, среди которых роскошные помещения для принятия гостей, постоялые дворы для именитых путешественников, многоярусные тенистые сады с бассейнами и фонтанами для отдыха царя и его многочисленной знати. Вымощенные белыми плитами мрамора, дворы Ак-сарая отражали его название. Каждая дверь была украшена золотой лазурью и вырезными узорами. Фасады строений были покрыты цветными изразцами. Периметр всего комплекса огораживала крепостная стена с боевыми башнями и патрульными узлами. Таким образом, дворец выполнял и роль защитного замка. По-настоящему оценить масштаб всего строения можно, представив его размеры. Согласно исследованиям современных археологов и учёных, а также судя по письменным свидетельствам того времени, только внутренний парадный двор занимал площадь более 30.000 квадратных метров, имея общую ширину в 120 м, а длину в 250 м, высота же главного портала центральной части замка достигала 70 метров. Боковые башни многогранного комплекса возвышались на головокружительные 80 метров, словно вгрызаясь в небо своими зубчатыми выступами («кунгра»). Главный портал был настолько велик, что ширина его входа была сравнима с шириной футбольного поля. А арка являлась крупнейшей среди подобных во всей Средней Азии — её пролёт составлял более 20 метров.

Декоративные решения, в которых был выстроен Ак-сарай, подразумевали множество различных стилей и цветовых гамм. Это можно объяснить тем, что трудились над дворцом мастера из самых разных уголков Азии, которые принесли с собой культуру и художественные мотивы разных народов. Этническая смесь тебризийских, иранских и индийских элементов в исполнении дворца очень гармонично соседствуют с красноречиво-выделяющимся тимуридским стилем. Все вместе они создают неповторимый живописный образ Ак-сарая.

Главный портал дворца был обращён на север, к столице государства Амира Тимура — Самарканду. На заранее отшлифованный строительный кирпич наносилась мозаика сине-голубых оттенков, образуя сложную геометрическую систему узоров и рисунков. Особое внимание заслуживают расписные стены в нише портала. Расходясь в боковые стороны, они образуют типичный для той эпохи цветочный узор. Ювелирно подогнанные друг к другу, орнаменты отличаются особым изяществом, ведь внутри каждого витка находилась искусно выполненная каллиграфическая надпись. Словно огромные скрижали, эти стены отражали весь опыт предыдущих поколений и мудрость былых философов. Здесь было большое количество изречений из Корана, а также рун, повествующих о сюжетах национальных эпосов и фольклорных басен. Здесь есть и табличка с датой окончания постройки — 1396 г. (798 г. по «Хиджре» — мусульманскому календарю) и именем мастера — Мухаммеда Юсуфа Тебризи.

Позднее, летом 1404 года дворец Ак-сарай посетила делегация кастильского короля. Испанский посол Гонсалез де Клавихо был поражен размахом и роскошью этого архитектурного сооружения, он подробно описал своё пребывание в замке царя Амира Тимура. Вот отрывок из его личного дневника «Путешествие в Самарканд к трону Тимура»:
«…Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота, и здесь же, при входе, с правой и левой стороны находились кирпичные арки, отделанные изразцами, выложенными разными узорами. А под этими арками находились как бы маленькие комнаты без дверей, то есть углубления с полом, выложенным плитками, а это было сделано для того, чтобы там могли сидеть люди, когда во дворце находился сеньор. Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями. А среди двора большой водоём, и этот двор занимает в ширину шагов триста, и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом и лазурью — всё очень искусной работы. Над дверью посередине был изображен лев на фоне солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркандского…»

В настоящее время о былом величии эпохи Тимуридов напоминают лишь два сохранившихся пилона. Здесь были проведены реставрационные работы на всех частях дворца, где это было возможно. Сейчас дворцовый комплекс Ак-сарай входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На фоне заходящего алого солнца, под тихий шепот многочисленных зеленых крон гордо возвышаются остовы белого дворца — Ак Сарая — грандиозного творения былых зодчих.

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Здесь был интересный, показательный момент. Запарковались мы недалеко от парка, где находится Ак-сарай и неспешно пошли к нему. Тут к нам подходит местный паренек, лет 20-22, и говорит, мол, давайте я вам тут все покажу, все расскажу. Мы согласились и он с нами гулял, рассказывая об этом городе, о людях и интересных местах. Потом, когда мы уже погуляли, пришло время расставаться, я полез в карман за деньгами, чтобы его отблагодарить, но парень наотрез отказался брать деньги. Говорит, я просто хотел показать вам мой красивый город, мне не нужны деньги. И ушел. На прощанье я пожал ему руку и сердечно поблагодарил. 

А мы продолжаем наш путь. Сегодня еще надо много чего успеть. Мы направляемся в Лянгарское ущелье. 

Что там смотреть? Там много интересного. Место, где много веков хранился самый первый коран — Коран Османа. Место захоронения 300 шейхов. Да и само ущелье безумно красиво. А сколько там всяких преданий и басен...

Ущелье находится в горах, на границе с Таджикистаном. И в принципе можно сделать душевное колечко, заехав через Яккабаг, пройти по горам и выйти через Лянгар в Камаши. Но тут есть нюанс. В горах находится когда-то советская, а теперь узбекская станция наблюдения и управления космическими аппаратами «Майданак». Она вполне действующая и охраняется. Рядом с ней находится вполне себе гражданская астрономическая обсерватория с таким же названием. Мы пытались зайти через Яккабаг, искали дорогу в горы. По пути встретили двух пьяных узбеков. Попытались у них дорогу узнать, но все тщетно. Кто-то из знакомых сказал, что есть такая пословица: «Бойся Аллаха и пьяного казаха». Вот тут такая же история. Кое-как от них уехали, немного поплутав, находим правильную дорогу и тут же военный кпп. Нас тормозят и грозно спрашивают — куда это мы собрались? Пытаемся объяснить, что не посягаем на их воинскую ча(е)сть, пытаемся проехать в Лянгар. Чувак на посту говорит, что ему надо доложить и звонит по мобиле начальству. В этот момент приезжает машина с штабистами и между нами заводится разговор. По-русски тут говорят очень плохо, по-английски вообще никак. Но кое-как понимаем, что дороги до Лянгара там нет, придется машины бросать и топать пешком. Нас это, конечно, не устраивает. Чувак дозвонился до начальства и передает трубку мне, со словами «объясни ему, он хорошо говорит по-русски». Дает мне телефон. Это старенькая нокия, обычная такая трубка. Я ее беру и как обычно прикладываю к уху. Тут чувак у меня ее выхватывает, переворачивает и показывает, мол, держи наружным динамиком к уху. Я немного удивился, но спорить не стал. Здесь и потом я замечал, что все так делают, все держат телефон клавиатурой наружу, а внешним динамиком к уху.

В общем объяснил я как мог, что мы мирные туристы, едем посмотреть на горы, начальник сказал, что ему надо доложить выше и сказал ждать. Ок. Тем временем мы общаемся с толпой вояк, которые упорно твердят, что дороги там нет. Решаем не испытывать судьбу и поехать в Лянгар сразу со стороны Камашей. Там-то дорога точно есть. Колечко жалко, не получится.

Уже вечереет, мы несемся в Камаши, а оттуда уходим на Лянгар. Дорога просто блеск! Маленькие, древнючие аулы, горы, серпантины, луга!

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Красные холмы!

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



От такой красоты сносит голову!

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Внизу горная речка, наверху, на холмах пастбища и бяшки, а по середине аул. Идиллия! 

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Доезжаем до ущелья. (38.6849382, 66.7528278)

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Высота метров под 80, наверное. Может больше. Очень высоко.

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3



Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 3. 2/3

 

Продолжение

 



Фотографии


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане

Покрытый песками
Однажды во время летних каникул я несколько дней подряд взахлёб читала книгу «Узбекские сказки». Не скажу точно, сколько мне было лет, 8 или 9 ? Сюжеты теперь уж и не вспомню, но на всю жизнь сохранились те эмоции и нарисованные детским в...
Читать далее

Дата 27.01.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели530

Наследие Тамерлана
Самарканд стал первым городом, который мы посетили в Узбекистане, и с первого же дня стало понятно, что отношения с этой страной сложатся прекрасно, как и всё путешествие. Осмотрев знаменитый Регистан — объект № 1, обязательный для ка...
Читать далее

Дата 11.02.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели937

Долгий день в дождливом Самарканде
Дождь всё не кончался, и тогда, на второй день в Самарканде, я ещё не знала, что он так и будет лить целую неделю. С собой в чемодане было три куртки, на все случаи погодных капризов, так что протекающее небо меня не особо беспокоило. Пожалуй, отсутс...
Читать далее

Дата 31.03.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели952

Свадьба в лазурном некрополе
После посещения Регистана и мавзолея Гур эмир я успела по уши влюбиться в красоты Самарканда. Казалось, уже ничто не превзойдёт увиденного, но по плану было посещение комплекса Шахи́ Зинда́. И, признаться, он поразил меня ещё...
Читать далее

Дата 14.04.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели860

Отзывы туристов