Болгарские монастыри

Город: Солнечный берег
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 2011

Дата09.03.12 Хороший отзыв2 Ответов 8 Просмотрели5315

Сегодня я хочу рассказать о некоторых Болгарских монастырях. Если во многих европейских странах основными достопримечательностями являются замки, то в Болгарии это православные монастыри. Причем, монастыри действующие. В некоторых я побывала и скажу Вам, там весьма неплохо. В голове особо засел один – Сокольский. Мне там было как то особенно хорошо.

Но сначала, хочется немного поведать о том, как организованы экскурсии в Болгарии, в частности в городе Солнечный берег. О! Это отдельная песня. Я ж девушка, избалованная сервисом: в Чехии в Карловых Варах нас на экскурсии собирают по отелям. А здеся…(Как говорил незабвенный Райкин) Никто вас нигде искать не будет. Вы ищите. Девушка, продающая вам экскурсию, пишет на бумажке-квитанции название автобусной остановки, где надо ждать экскурсионный автобус. Мне писали «Бизнес центр». Но особенность автобусных остановок в городе Солнечный берег в том, что они… никак не называются. Их местоположение обозначается близлежащими отелями. Скажу вам больше. Улицы тоже не имеют названий. Адрес так и пишется: Солнечный берег, отель такой-то.

С горем пополам я нашла тот самый «Бизнес центр», возле которого располагается автобусная остановка. Но по возвращению в первом часу ночи, когда уже не узнаешь ничего вокруг, мою остановку обозвали «Оазис». Я выходить не хотела, пока мне не показали Бизнес центр на противоположной стороне дороги, возле которого я садилась на экскурсию. Но это так, мелочи. Маленькие недоразумения.

Так вот, утром выходишь на остановку, а там толпа народу, причем, не только русскоговорящие. Подходит автобус, все кидаются к нему. Из автобуса выходит гид и начинает по квитанциям «отсеивать своих». «Несвои» остаются на остановке до подхода следующего автобуса. Наконец, заходишь в автобус, занимаешь свободное место, готовишься к приятному времяпрепровождению. И вдруг… Слышишь за спиной нерусскую речь. С недоумением выбегаешь из автобуса, подлетаешь к гиду и снова спрашиваешь:

- А туда ли я села. Почему за спиной говорят по-английски?
- Всё правильно! – отвечает гид, - Экскурсия будет вестись на двух языках. Не беспокойтесь, сначала я буду говорить по-русски, а потом по-английски.

Вот это да! Такого я ещё не встречала. Но так уж у них в Болгарии устроено. Зато очень хорошая практика в английском. К концу второго дня экскурсии ловишь себя на мысли, что уже начинаешь кумекать и по-английски тоже.

Один раз я попала на экскурсию, где были также чехи и словаки. Если учесть, что в Чехии я уже как дома, чешский язык был для меня музыкой. В общем, особого неудобства от такого двуязычного комментария я не испытывала. Только вот удивляюсь, как гиды такую нагрузку выдерживают. Во время двухдневной экскурсии в Софию с посещением Рильского монастыря мы проехали более 2 тыс.км. Экскурсовод не закрывала рот ни на минуту. Вот это профессионализм!

Итак, о монастырях. Я не знаю, что заставляет людей отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению богу. Но увидев этот монастырь, мне самой захотелось там остаться. Я говорю о Сокольском монастыре. Кое-где буду использовать фото из Интернета, потому что своих недостаточно.

Вот удивительное дело, монастырей в Болгарии полно, но располагаются они в таких местах, до которых трудно добраться по известным всем, широким и “проторенным” дорогам. Можно годами проноситься по шоссе буквально рядом с ними и так и не узнать, где они находятся. Сокольский монастырь стоит высоко в горах Стара Платина недалеко от г.Габрово (12км). Бесподобно живописное место!

Я уже не раз замечала, что мне хорошо в горах. Я прекрасно здесь себя чувствую. Не жарко, легко дышится. От видов просто «крышу» сносит. Горы - это моё…

Сокольский монастырь был возведен в 30-е годы XIX века. Но говорят, что ещё в Средневековье на этом месте был действующий монастырь. До 1959 года он был мужским, а после того, как в Габрово взорвали девичий монастырь, монахини перебрались сюда и превратили его в женский.

Сейчас в Сокольском монастыре живут всего шесть монахинь. Своими руками они превратили территорию монастыря в райский уголок.

Надо сказать, что архитектура Сокольского монастыря несколько отличается от всех остальных. Расположение зданий по его территории нетипично для монастырей. Посреди уютного дворика располагается уникальное каменное сооружение – фонтан с питьевой водой, или “чешма” – дело рук знаменитого мастера Колю Фичето. Вода стекает в каменный бассейн по восьми медным трубкам, края которых оформлены в виде соколиных голов. На дне бассейна можно увидеть множество мелких монеток, которые посетители бросают, чтобы, согласно поверью, вернуться сюда снова. И на самом деле, если ты однажды заглянул в этот уголок, тебя поневоле тянет вернуться. Вода вкуснейшая! Мне кажется, я никогда до этого не пила такой вкусной воды. Да и денек был довольно жаркий!

А здание церкви, которое обычно располагается в центре монастыря, здесь в другом месте – на нижней террасе.

Церквушка очень маленькая. Я обошла вокруг неё, позади церкви скала, где вырублены небольшие гроты, там, по всей видимости, были места уединения монахов. В церкви находится чудотворная икона Божьей матери с младенцем, из-за которой приезжают сюда паломники со всего света. Говорят, что она излечивает больных детей. У стен монастыря висят листки бумаги с написанными благодарностями от исцеленных детей и их родителей.

Тут же напротив церкви небольшой погост на три могилки. Там похоронены братья монахи. Всё очень пристойно, чисто, аккуратно. И такой покой… Ходил бы там и ходил.

Но наш туристический удел таков, что особо на одном месте не посидишь. Надо дальше, в путь дорогу.

Рядом с г. Солнечный берег находится г.Поморие. Помните в советские времена болгарскую зубную пасту Поморин? Это здесь её делали. Город небольшой, славится своим уникальным соляным озером, вода в котором в несколько раз солонее морской. Соль имеет ярко выраженный лечебный эффект. Люди сюда едут не столько к морю, сколько на это самое озеро. Поморин производили на основе этой соли. Да, я вот припоминаю, что вкус Поморина был действительно несколько солоноват.

Но не только этим знаменито Поморие. Здесь располагается один из старых болгарских монастырей – Монастырь Святого Георгия.

Это уже мужской монастырь. И той ухоженности и чистоты, что в женском Сокольском особо не наблюдается.

Но в целом, тоже ничего…

Монастырь основан в начале XIX века. Особо мудрствовать не буду и приведу небольшую цитату из Викепедии о истории возникновения монастыря, мне она показалась интересной:

«На месте монастыря земля принадлежала турецкому бею — Селиму, который страдал от неизлечимой болезни. У него работал некий болгарин, которому приснился сон, что в определенном месте есть чудотворный источник, вода которого способна исцелять болезни. Сначала болгарин не обратил внимание на сон, но во сне ему стал являться прекрасный всадник на белом коне — Святой Георгий Победоносец. Растревоженный снами болгарин раскопал место и нашел мраморный барельеф святого Георгия. Когда он достал барельеф, на месте стала струить вода — он обнаружил чудотворный источник. Он рассказал своему господину о снах и находках. Селим бей удивился и вызвал местного православного владыку. Он прочитал над ним молитвы, после чего окропил Селим бея водой из источника и Селим бей выздоровел.

Пораженный чудом Селим бей крестился сам и вся его семья. На земле около источника был построена часовня, а затем и монастырь, земли же Селим бей подарил монастырю. По преданию первым настоятелем обители и стал сам Селим бей.»

Источник бьет до сих пор. Пила я и эту воду, но какого-то необыкновенного впечатления не осталось.

Как то мне там не особо глянулось. И скажу почему. Монастырь превратили в туристическую мекку. По территории монастыря толкутся толпы народа в весьма откровенных южных нарядах. Везде суют свои любопытные носы. Намоленность того монастыря как то потоптана немного.

Самым красивым и запоминающимся стал Рильский монастырь. Я его перед своей поездкой в Болгарию на картинках в Интернете увидела. Мне он очень понравился! Поэтому, как только я прибыла на болгарскую землю, сразу же купила туда экскурсию. Рильский монастырь далековато от Черноморского побережья. Он ближе к столице, к Софии. За один день не обернешься. Поэтому купила двухдневный тур. Тем более, через всю страну на автобусе, с ночевкой на горнолыжном курорте. Я такие путешествия люблю. Поехала не раздумывая.

Первый день очень много ехали, заезжали в Плевну. Потом двинули в какую-то горную деревушку, где продают всякие экологически чистые продукты – мед, варенье из инжира и роз, ещё там чего-то. А заночевать остановились на горнолыжном курорте Банско. Летом там, ясное дело, не сезон. Мне показалось, что в ту ночь только мы были гостями курорта. Так что всё для нас, включая и бесплатные сауну и бассейн. Городок мне понравился.

На следующий день мы отправились к такой желаемой мною цели всего путешествия – в Рильский монастырь. Рильский монастырь находится в 115 км к югу от Софии, на высоте 1147 м над уровнем моря. Опять горы и опять безумная красота.

Этот монастырь постарше первых двух будет. Он основан в X веке последователями болгарского отшельника святого Ивана Рильского. Но с той далекой поры почти ничего не осталось. То, что мы сейчас видим – плоды реставрации после губительного пожара, который произошел здесь в XIX веке.

Дальше смотрите фото и читайте пояснния к ним.

Наталья, быстро адаптировались к Чешскому? С собой брали какие-то разговорники? Пригодились ли они?

У мужчин с посещением женских монастырей были проблемы?

Вы знаете, Виктор Андреевич, я как то особо по-чешски не говорю. Но языки очень похожи. Они оба относятся к славянской группе языков. Очень много слов похожих. Я уже 5 лет езжу туда. И когда приезжаю в Чехию, как то само собой начинаю очень часто применять в своей речи чешские слова. Это происходит само собой, без напряга. Но русский понимают почти все. По крайней мере население моего возраста и старше. Молодежь русского не знает и не очень хочет понимать. Но это и понятно, почему они должны нас понимать. Многие говорят, что чехи нас русских не любят. Но они настолько тактичные и уравновешенные люди, что этого я, например, не чувствую. Если раньше в Праге мало кто понимал русский, то в 2011 году я с удивлением увидела, что нас русских там почти столько же, сколько и чехов. Это их конечно раздражает, тем более, что ведем мы себя не всегда адекватно. Но поневоле учат наш язык. Разговорник вожу с собой всегда. Но воспользовалась раз или два, в ресторане. Обязательно надо знать общепринятые слова: Доброе утро (добро рано), добрый день (добри дэн),добрый вечер (добри вэчер), доброй ночи (доброу ноц),привет (агой), спасибо (декуи), извините (проминьте), можно (лзэ), нельзя (нэлзэ), да (ано), нет (нэ), я не понимаю (неразумим) и т.д. Кака видите, все просто.

Нет, проблем с посещением монастырей в Болгарии никаких нет. Во все монастыри, в которые нас возили вход совершенно свободный, и мужчинам и женщинам. Монахи и монахини не особо показываются на глаза, да и туристы к ним особо не лезут. Но туристы не всегда правильно одеты. Мужчины могут себе позволить короткие шорты, а женщины оголенные руки и глубокие декольте. а также очень короткие юбки. Жара, вот и расхаживают оголенные. Но за руки никто не выводит.

Экскурсии для разных национальностей - интересно. Никто не скажет, что для русских делают что-то хуже. :)))

Это точно. В нашем автобусе была, действительно, интернациональная группа. Примерно 50 на 50 русскоязычные и англоязычные. Но среди англоязычных были туристы не только из Великобритании. Были ещё из Нидерландов, Иссландии, Голландии, даже пара афрофранцузов из Парижа. И что интересно, сначала гид везде говорила по-русски, а потом уже по-английски. Обедали мы все вместе, кто с кем сядет. Я как то с французами всегда за одним столом кушала. Под конец нашего двухдневного тура стали уже дружить и перебрасываться прарой слов, мы по-английски, они по-русски.