Китай: модернизация повседневности.

Андрей Исаев Страна:Китай
Город: Ханчжоу
Время отдыха: Дата вылета январь 2005

Дата03.01.06 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели11910

КИТАЙ: ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

«Не будите Китай», - предупреждал мировую общественность Наполеон Бонапарт, никогда в Китае не бывавший и мало что о нем знавший: гений, однако… Разбудили!
Успешно сохраняющая в целом и основном свою «самость» Поднебесная все-таки меняется, втягиваясь в сферу влияния Западной цивилизации. Правда, изменения эти скорее внешние и касаются, прежде всего, «материально-потребительского» этой цивилизации аспекта. Неудивительно: мир, пожалуй, не знает другой нации столь же прагматичной и материалистической, с одной стороны, и голодной, с другой.

Иностранец по-китайски - «лао вей»: «старина с окраины». Китайцы ведь живут в центре обитаемой земли - в «Срединном государстве» - все остальные, соответственно – провинциалы. И еще, история учит, что все переселенцы и завоеватели, приходившие в эту страну, рано или поздно превращались в китайцев. Что и позволяет теперь последним сверху вниз посматривать на всяких там «заморских чертей» как именовались пришельцы еще сотню – другую лет тому назад. Так что в итоге, иностранцы – это будущие китайцы, ну а пока – что-то вроде «недокитайцев». Нужно только подождать – тоже «пожелтеют». Осознавая, что их цивилизация насчитывает пять тысячелетий (пусть цифра эта и на совести местных историков), жители Поднебесной не торопятся. Ведь будущее, согласно самобытному китайскому мировосприятию, не истощается, как, скажем, для европейцев, а, напротив, прибывает. Время для китайца течет не навстречу, исчезая где-то позади, а из-за спины, накапливаясь перед глазами.
Интересно, что при этом представители западной цивилизации видятся носителями современности и вожделенного прогресса, который в основном ассоциируется с товарным изобилием, что (повторимся) не слишком удивительно для народа, подавляющая часть которого столетиями балансировала на грани голода. Местные продюсеры любят задействовать в телерекламе европейцев – их сопричастность рекламируемому товару является для аудитории подтверждением «продвинутости» товара. Апофеозом этой парадигмы можно считать такой рекламный ролик: китайцы с задумчиво-одухотворенными лицами, в европейских костюмах XVIII века, музицируют на чем-то вроде клавикордов на фоне рекламируемого жилого массива, возведенного «a la европейский классицизм». Еще одно интереснейшее клеймо «продвинутости». На этот раз в прессе. Заголовки статей во многих журналах дублируются по-английски. В тексте при этом ни то, что ни одного английского слова, ни одной буквы нет. Зато все «как надо».
В моде и европейская внешность: все мультяшные и компьютерные героини последних лет обладают рельефными формами, длинными ногами, широкими глазами. Весомая доля рекламных площадей в печатных и рекламного времени в электронных СМИ отведена объявлениям об увеличении груди. Сравнима по объему рекламы с этой «отраслью народного хозяйства», пожалуй, лишь традиционная фармацевтика. Хотя у куклы Барби власти и приказали стесать все выпуклости, прежде чем разрешили выпуск ее в свободное обращение на местном рынке. Но это, судя по всему, рецидив базаровского аскетизма, имманентного ранним коммунистам всех стран и народов.
Китайский менталитет практически свободен от ксенофобии. Разве что не любит он японцев, ну еще американцев не очень жалует. Пожалуй, превалирующие в отношении иностранцев чувства – доброжелательность и любопытство (причем, не интерес, а именно любопытство, и порой весьма назойливое). Китайское общество в целом открыто для иностранцев, с удовольствием заимствует у них технические достижения, но с трудом принимает чужую культуру и образ жизни. Именно поэтому, оказавшиеся в инокультурном окружении китайцы, по возможности, образуют свои чайна-тауны, как в Америке, или, на худой конец, оккупируют общежития и гостиницы, как в России.
Единственное, что воспринял извне Китай из мира идей, – это буддизм. Да и то учение это долгое время воспринималось как ответвление своего, китайского, даосизма. Когда же окончательно стало ясно, что это не так, придумали незатейливую легенду: первый учитель даосов Лао-цзы в своем странствии на запад встретил как-то мать будущего принца Сидхартхи Гаутамы… В общем, Будда – тоже китаец. Пусть и наполовину. Кстати, буддийские храмы по архитектуре и внутреннему убранству практически ничем не отличаются от отечественных конфуцианских и даосских. Они – китайские.
«Вечно живые» традиции в Китае повсюду. Не будет преувеличением сказать, что и сегодня они во многом формируют поведенческие стереотипы и ценностную шкалу.
Китайцы, например, не просто «отмечают» свои праздники, как делаем это, скажем, мы, а прямо-таки «проживают» их; «участие в празднестве» - слишком слабая дефиниция для того, что происходит в такие дни в стране. Когда полагается зажигать шутихи, все зажигают шутихи, когда положено есть «лунные печенья», все едят «лунные печенья», причем как в последний раз. Далее: отношения между людьми строятся по принципам, начертанным великим Конфуцием: безусловное подчинение «младших» «старшим» и обязательная опека вторых над первыми. Невооруженным глазом это просматривается не только в семейных и земляческих отношениях, но и на производстве, даже в частном секторе.
Во многом под влиянием традиций формируется облик сегодняшней урбанистической архитектуры. Традиционная китайская архитектура не знала купола и арки: шар, круг – это символы Неба, а здания должны прочно стоять на земле. Арок и куполов практически нет и в современном градостроительстве. Все очертания построек и проемы в них прямоугольные (квадрат – символ Земли), в лучшем случае крыши венчают треугольные навершия. В храмы и дворцы попадали по мостику, пройдя над каналом, прудом: переход через воду – обязательный в этом случае символ смены онтологической модальности, и далеко не только в Китае. И во многих современных жилых комплексах устраивают искусственный ручеек во внутреннем дворе, или, на худой конец, фонтан перед входом – такой редуцированный водоем. За воротами, ведущими во двор, часто устанавливали небольшую стенку. Китайские бесы ведь передвигаются по прямой и не в силах обогнуть подобное препятствие. Интересно, кстати, что так же «защищены» и некоторые мечети. Пусть и храм Аллаха, но ходят-то туда китайцы! Такие стенки, теперь легкие и подчеркнуто декоративные – довольно распространенное явление и в современной архитектуре. С северной стороны все храмовые и жилые постройки огорожены глухой стеной: Север – обитель всякой нечисти. Да и весь Китай, как известно, был с севера обнесен стеной (Великой Китайской). Сегодня входы в здания стараются располагать с южной, благоприятной стороны. На всякий случай.
Многое в традициях общества, благодаря нерушимости которых, оно вот уже несколько тысяч лет воспроизводит себя снова и снова, подвергаясь минимальным изменениям, сегодня напрямую помогает «новым китайским» в ведении бизнеса.
Так, в традиционной религии Китая с ее самодовлеющим значением обрядов нет понятия посмертного воздаяния (буддизм как инородное учение в данном случае не в счет). Боги требовали от своих почитателей лишь четко и в срок выполнять установленные испокон века ритуалы, приносить жертвы. Любой закоренелый негодяй, соблюдавший все предписания и ритуалы, с точки зрения общепринятой морали мог считаться вполне приличным человеком. Поэтому и без того агрессивные китайские бизнесмены в своей деятельности свободны от каких-то моральных ограничений и могут особо не стесняться в выборе средств для достижения заветного обогащения.
Древние приметы, молитвы, суеверия всегда конкретны и всегда имеют своим предметом четыре вечные ценности: богатство, здоровье, долголетие, многочисленное (и лучше мужское) потомство. О «спасении души» беспокоиться не принято. Так что, сами верования ориентируют человека на материальный мир. Цифра «четыре» считается плохой просто потому, что звучит также как слово «смерть». И все. Никаких теологических и философских спекуляций, аналогичных тем, что сопряжены у нас с «чертовой дюжиной», например. Четвертого и четырнадцатого этажей во многих зданиях нет. Как тринадцатого в некоторых европейских странах.
В Китае никогда не было закрытых каст или слоев – традиционное общество отличалось высокой вертикальной мобильностью. Статус отца наследовал лишь старший сын, остальные опускались в социальной иерархии на ступеньку вниз, и по прошествии нескольких поколений прямые потомки императора оказывались у основания социальной пирамиды. С другой стороны, «крестьянский сын», успешно сдавший экзамены по конфуцианской науке, мог со временем войти в императорскую свиту. Отсюда, отсутствие закомплексованности и умозрительных препятствий для быстрого продвижения «вверх».
В отличие от остального человечества, мыслящего абстрактно-понятийно, мышление китайцев конкретно-символическое, что помогает им сосредотачиваться на решении конкретных задач, не отвлекаясь на всякие там абстрактные построения. На излете своей карьеры Великий Кормчий, например, заявил: «У меня было 70% правильных решений и 30% ошибочных». Посчитал ведь. Да как точно!
«Вестернизация» понимается в первую очередь как «американизация». Тем более что не очень любимые США по-китайски - «прекрасное государство». Соответственно, надо учить английский. В результате, «ОК» уже стало вполне уместным выражением в разговоре между аборигенами. Даже многие таксисты, пересчитав оплату, скажут Вам «ОК». А то и «сенкю».
Но все не так просто. Хотя в больших городах надписи на английском уже не редкость. И до чего ж они хороши! Пробелы между словами случаются нечасто. В китайских текстах ведь пробелов нет! Так что их наличие определенно свидетельствует о «повышенной» грамотности и эрудированности исполнителя такой надписи. Вот только расставляются эти пробелы часто весьма произвольно - текст просто делится на части с примерно равным количеством букв, что придает лозунгам и объявлениям неповторимое очарование. А когда это еще и полная калька с образного до вычурности китайского…
Не знающий английского «старина с окраины» вызывает живейшее недоумение гидов и прочих «иностранноговорящих» служителей. Иностранец ДОЛЖЕН говорить по-английски. Ведь все китайцы, будь их родным шанхайский, кантонский или какой еще диалект, понимают общий путунхуа! Ну а раз все «мы» говорим на одном языке, значит и все «они» должны говорить на одном! В результате в английские школы преподавателей в качестве носителей языка отбирают по расовому, а никак по языковому принципу – украинец и англичанин имеют примерно одинаковые шансы на трудоустройство.
Немало забавных накладок и в процессе вестернизированного времяпровождения. Начнем, конечно, с ресторанов. Тому есть основания: застолье играет в жизни китайцев огромную, если не главную, роль. Едят (по возможности) много, медленно, с чувством. Ну а коли вестернизация – это модно, значит понаоткрывали предприимчивые китайцы заведений западного толка, и в некоторых, нужно сказать, вкусовая гамма очень даже соответствует. Зато сервис…
Начать с того, что редко где вам принесут столько же экземпляров меню, сколько человек садится за стол. Обычно – одно меню на двух – трех посетителей. Связано это, видимо с тем, что в китайских ресторанах в большой компании заказ делает один человек, который потом и расплачивается. Остальные в лучшем случае высказывают свои пожелания (если статус позволяет), а в основном молчат и смущенно улыбаются. Их ведь кормить привели. А дареному коню, понятное дело, в зубы не смотрят.
Салфетки в основном выдают строго по одной на едока, и по ходу дела их приходится спрашивать. Приносят. Еще по одной. Могут принести много, но тогда внесут в счет. В местном общепите как-то не очень принято использовать салфетки. В детали вдаваться не хочется, скажу только, что у русских, живущих в Китае, приглашение сходить в местный ресторан звучит как «Пойдем, посвинячим?».
Еще одно родимое пятно китайского застолья, перекочевавшее в заведения западного типа. В ресторанах традиционной китайской кухни принято подавать блюда по мере готовности, понятия «перемена блюд» не существует. Ну, разве что рис и суп приносят в последнюю очередь. Так вот: довелось как-то обедать в большой компании русских в одном из самых «раскрученных» европейских ресторанов в Ханчжоу. Город не маленький, но, тем не менее – провинция. Нас семь или восемь мужчин. Все проголодались – заказали много. Сидим, ждем. Ждали долго, и вот… Открывается дверь и появляется целая процессия официантов, торжественно шествующих к нашему столу. Через минуту стол заставлен тарелками со вторыми блюдами, супами, мороженым, салатами. И все это вперемешку, ярусами друг на друге.
Застолье в Китае, как и у нас, немыслимо без выпивки. Любят китайцы свою водку, но, что поделаешь, начинает она выходить из моды. Вот и приходится заказывать всякие там виски с коньяками. Причем, и то и другое подают в основном со льдом. Принято на Западе пить со льдом, значит, так и будем пить. А поди запомни всякие там исключения! Еще характерная деталь: во многих заведениях «черная этикетка» «Джонни Уолкера» стоит столько же, сколько и «красная». Хотя в магазинах – разница в цене ощутима. Загадка!
Об одежде. Вообще, городские китайцы одеваются в основном вполне по-европейски, правда, например, шерстяная юбка с высокими сапогами в жару – милое дело. Съездивший в Швейцарию открыть счет пекинский нувориш заявляется на деловую встречу во французском костюме, из-под рубашки и брюк выглядывает теплое белье. Вообще, деловые костюмы западного типа распространены повсеместно, хотя ими и не злоупотребляют. Но одним костюмом не обойдешься, нужна еще и сорочка, чтобы «все как на Западе». Так вот, порой она покупается за час до деловой встречи, прогладить ее необязательно (или нет времени), и человек приходит на переговоры в рубашке в складочку на груди. Женский молодежный костюм нередко навевает ассоциации с прикидом наших мультяшных кикимор и бабок-ежек: все развевается, все торчит в разные стороны; волосы, перья, мех… Что поделаешь, маленькие они, китаянки. А так хочется выглядеть покрупнее. Да и с френчами в свое время перебор вышел – вот и стараются саму память о них извести.
Взявшие курс на вестернизацию власти пытаются привить населению ранее невиданные и совершенно дикие, с точки зрения «нормального» китайца поведенческие стереотипы. Помимо широко развернутой, но непонятной среднестатистическому гражданину кампании по приучению населения к молочным продуктам – молока китайцы испокон века в пищу не употребляли «за ненадобностью» - доходит вообще до абсурда: в общественном транспорте металлический голос вслед за объявлением очередной остановки теперь добавляет: «Товарищи, не плюйте на пол»!
Ну, не дают житья, и все тут!


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Китае

Гробница третьего императора династии Мин (ЮНЕСКО 1004-004)
Павел Щербань  Павел Щербань   Китай   Дата вылета  январь 2019
Иногда ловил себя на мысли, что никогда в жизни не смогу запомнить хотя бы примерно чередование династий императоров Китая, состоящих из 3-х,или 4-х буквенных фамилий. Но вот теперь, думаю, одну из династий я смогу отличить от других, а именно династ...
Читать далее

Дата 19.09.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели569

Старинная ж.д. станция Вонсан, как музей революции
Павел Щербань  Павел Щербань   Китай   Дата вылета  февраль 2019
Главной достопримечательностью любого города КНДР автоматически становиться место, как-либо связанное с любимым товарищем Ким Ир Сеном. Есть такое место и в городе-курорте на восточном побережье страны Вонсане. Место это — старая железнодо...
Читать далее

Дата 11.10.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели488

Предмет гордости КНДР — детский лагерь со своим океанариумом Азия → КНДР → Вонсан
Впервые за неделю пребывания в КНДР мы видим скульптуры любимых вождей не в торжественно-назидательных позах, а в окружении счастливых детей... Да, Вы догадались, на этот раз мы заехали в международный детский лагерь Songdowon. Он ...
Читать далее

Дата 16.10.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели524

Полезные советы бывалого туриста
Остров Хайнань оставил незабываемые эмоции и только положительное впечатление.Для проживания мы выбрали пляж Дадунхай. На нем расположены несколько торговых центров, куча уличных кафе, которые называются "чифаньками", красивый парк, где каждый вечер ...
Читать далее

Дата 22.12.19 Хороший отзыв5 Ответов1 Просмотрели594

Китайский триптих
Nomad  Nomad   Китай   Дата вылета  октябрь 2019
Очередная командировка в Китай на осеннюю Кантонскую выставку подкралась ко мне не то, чтобы незаметно, но и без особого энтузиазма с моей стороны. К счастью, в этот раз мы ехали без руководства, что не значило, что мы будем меньше работать, но нек...
Читать далее

Дата 03.03.20 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели469

Отзывы туристов