Ковидный карантин изменил планы не только на места посещения, но и способы достижения желаемых мест в Грузии. В Мцхету собиралась доехать междугородними автобусами. Они ездили в карантин с автостанции Дидубе, но крайне редко. И за день только в одну Мцхету можно было успеть, так как «туда» маршрутка утром, назад только вечером. На проходящие автобусы мимо Мцхеты не стоит надеяться, они в сам городок не заходят, надо стоять на трассе. А до трассы, как до Луны пешеходу. Тем более проблема из проблем самому залезть на высокую гору, где стоит храм и откуда всем известный открыточный вид на Мцхету и слияние рек Кура и Арагви, правильнее, где Арагви впадает в Куру. На гору - не верьте никому! вертикально забраться нереально. Тропки известны только местным жителям, ломиться через заросли колючек по горным склонам неискушенным «равнинным» туристам чревато и практически невозможная задача.
Для рационального использования времени и возможности совместить с другими городами, была выбрана экскурсия по трем местам, получалось аж четыре высадки - Храм Джвари на горе , город Гори, пещерный аттракцион Улисцихе и, наконец, на обратном пути Мцхета.
На гору к храму Джвари транспорт едет по большой дуге, точнее, виляющему по склону серпантину. Кажется, вот же церковь, а все едем и едем, расстояние от Мцхеты 13 километров. Мимо коровок и монастырского городка, где живут служители, работники храма. Около подножия церкви с тыльной стороны есть современная автомобильная стоянка. Над ней склон до храма устлан, как ковром, цветущими полевыми цветами.
Джвари по легенде возник на месте креста, поставленного Святой Нино. К 545 году на "крестовой" горе уже стоял храм малого размера; сейчас он представляет собой руины позади действующего храма.
Существующий поныне храм, «Большая церковь Джвари», построен методом «ключевой архитектуры». Когда один камень оказывается «сидящим» в другом и чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция. В 914 году, во время нашествия, церковь сожгли арабы. Но камень, на то и камень, чтобы не сгореть. После восстановления храм снова открылся.
Внутри, как и во всех старинных храмах Грузии, только каменные стены. Алтарная перегородка так же из камня. Есть немного икон. Фресок в Джвари нет и быть не могло . Они в православных храмах появились с XI века, а этот монастырь после строительства в VI веке своего облика не менял.
Главная деталь в храме - большой крест прямо посередине зала. Он приемник креста Святой Нино.
Кое-где снаружи стены покрыты скульптурными рельефами и орнаментами. Кажется, что храм на самом краю обрыва, западный фасад почти нависает над пропастью. Это снизу церковь на скале кажется одинокостоящей. Рядом с ней обзорные площадки, где туристы делают снимки.
Самый желаемый вид, который мечтаешь увидеть в Грузии- на слияние рек Арагви и Куры. Вид, воспетый Лермонтовым и миллионами туристов. И изменившийся со времен Лермонтова: вода, что в Куре, что в Арагви в месте встречи болотистого цвета. Возможно, это летнее цветение воды, и в другие сезоны цвет рек «хрестоматийный» - голубой и бирюзовый.
С верхотуры отлично виден весь город внизу, храм Светицховели.
Но не виден мост Помпея, точнее, остатки каменого моста через Куру на западной окраине Мцхеты, построенный Помпеем Великим в 65 году до нашей эры. Но он есть. Мост свидетель веков и подтверждение древности поселения с храмами.
По легенде про Мцхету: был у Ноя - тот самый, что пережил потоп, сын, у сына свой сын, затем внук Таргомос, который сам заимел 8 сыновей. Второй сын Картлос пришел в местность современной Грузии, основал селение на слиянии рек Арагви и Куры. Воздвиг крепость на горе, которую назвал своим именем Картли. Вот откуда древнее название Грузии Сакартвело, т.е. страна Картвелов, центрального грузинского региона Картли. Название «Грузия» происходит от персидского "гурз".
Это в наше время Мцхета «город одной достопримечательности», а на протяжении тысячелетия была столицей грузинского государства. Потому экскурсии чаще всего однотипно называются «древняя столица», если вместе с Тбилиси, то «две столицы». Удивила сама Мцхета пустынностью улочек вокруг собора. Экскурсовод говорил, что из-за большой востребованности туристами жилья в непосредственной близости к храму, жители съехали из этого района. А дома и отдельные комнаты, переделанных в мини-отели домов, сдают.
В Мцхете отовсюду виден храм Джвари на горе.
До поездки в Грузию, конечно, читала много исторических сведений, отзывов туристов по Собор Светицхосвели. Чаще всего люди подчеркивали мрачность самого здания и сумрачность внутри. В наш приезд - к вечеру, когда уже солнце не светило в высокорасположенные оконца храма, собор поразил именно каким-то сиянием, настолько просторно и светло было внутри. Оказывается, правильно везли нашу экскурсию, с оставлением Светицховели напоследок. Не было практически туристов кроме нашей группы и отдельных местных посетителей. И собор «открылся», обнял своим теплом и намоленностью.
По древней легенде, именно на месте современного собора в IV веке возвели первую христианскую церковь в Грузии, церковь святой Сидонии. Хитон Христа был похоронен вместе с Сидонией.
На северном фасаде, высоко-высоко среди христианских примет храма, видим вырезанную из камня руку под арочным сводом. Первым архитектором собора, как он и сохранился до наших дней, был мастер Арсакидзе Ута, выходец из бедной семьи. Но ему доверили такую грандиозную стройку, зависть - есть зависть во все времена, и его оклеветали в воровстве. По приказу царя Георгия, во времена царствования которого чеканились монеты с надписями «царь царей – меч Мессии», отрубили правую руку, как принято на Востоке поступать с ворами. Потом вскрылась правда, царь решил исправить свой грех, поместив каменное изображение руки честного человека в назидание потомкам прямо на фасаде. По другой версии, царь был так восхищён построенным храмом, что приказал отрубить зодчему руку, чтобы тот никогда не смог повторить подобное. Есть прочие легенды, но все они подтверждают, как было принято рубить по частям людей на Востоке.
Под северной стеной большой деревянный крест с эмалевыми украшениями, в нижнюю часть которого вставлена частица "Истинного Креста". Эту святыню грузинской православной церкви подарил император Константин. Около алтаря множество надгробий. Чёрная плита со щитом и мечем - могила царя Ираклия II, подписавшего Георгиевский трактат с Россией. Западнее Ираклия надгробие царя Вахтанга Горгасала, севернее Ираклия - царя Георгия ХII, рядом с Ираклием упокоилась царевна Текле и Ираклий, внук Ираклия II. Более поздние захоронения уже относятся к семейству Багратиони. Но не царям Багратиони, а Багратионы-Мухранские, боковая ветвь царской династии Багратионов. Так же в соборе отпевали царицу Тамару и ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было перевезено в Гелати. Где окончательно захоронили останки, неизвестно.
Глагол «цховелеба» из древнего грузинского языка переводят, как оживлять, давать жизнь. По современным переводам «свети» - столб, «цховели» - чудотворный. Храм один из первых в истории православной Грузии. Поэтому на нем, как бы опробовались навыки строительства христианских храмов. В видимом образе собор существует с 1010 года, с происходившими в последующие века многочисленными восстановлениями и реконструкциями. На протяжении 13 веков вражеские орды оскверняли и разрушали храм. Особенно сильно пострадал в 15-17 веках, Грузию захватывали персы, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. После нашествия в соборе проводились поновление в 1656 году, когда была надстроена верхняя часть барабана. В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Для них нужны были помещения. Так здание расширялось пристройками, поэтому собор не симметричен и нет единообразно по элементам. Да еще считают, что закладывали его согласно астрологическим знаниям. Среди всех кафедральных соборов он один не крестовый, а прямоугольный в плане, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось.
Входят на территорию соборного комплекса через врата XI века из огромных каменных блоков, по бокам арки входа головы каменных быков. В ходе реставрации Светицховели в 1970-71 годах, было найдено основание базилики, построенной в конце V века царем Вахтанг Горгасали. Каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики.
В древности за крепостными стенами высился дворцовый ансамбль с колонным залом - местопребывание царей Иберии. На главной площади, перед зданием языческого храма стояла на постаменте огромная, отлитая из меди, статуя бога добра Армази, а по правую и левую стороны её - фигуры идолов из золота и серебра.
Обошли сначала по периметру вокруг собора, рассматривая декоративные элементы. Выделяется красноватый крест, выложенный из изразцов этого яркого цвета, что был редким для своего времени. Красными изразцами выложены обрамления на стенах.
На территории собора дом настоятеля.
От входа виден Христос Пантократор на Горнем месте над алтарной перегородкой. Это реставрация XIX века. За иконостасом находятся одежды пророка Илии. И в соборе хранится частица мощей св. апостола Андрея Первозванного.
Справа от алтаря, если стоять к нему лицом, редкая фреска со сценами Страшного Суда. Вокруг Христа зодиакальный круг, который повторяется кругом из… апостолов. Однако, это не апостолы, а ангелы, поэтому их не 12-ть.Следовало бы называть "Спаситель в окружении небесных сил". Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, откуда взялось такое странное соседство Христа и астрологии. По канонам православия это не Страшный Суд, а Второе Пришествие. В России подобные изображения называются "Иезекиилево видение". Таких фресок в мире мало, они стали появляться в XIV - XV веках в эпоху увлечения мистицизмом, который проник и в религию.
В храме на древних фресках чего только нет, и НЛО - на полном серьезе, это не розыгрыш, и не подмалевка нашего времени; и святой с головой собаки. Религиоведы подскажут, что НЛО - изображение Луны и солнца, собачья голова рисовалась для обозначения некрасивого человека. На иконах так же невозможные сюжеты, которые больше нигде нельзя увидеть. Спас Недреманное Око или Христа возлежащего на ложе, вы когда-либо видели?
Над могилами в полу справа остатки каменной базилики, построенной царем Вахтангом Горгасалом в V в. Через стекло можно увидеть еще более ранние фрагменты деревянного храма.
Внутри в храме 8 опорных столбов, но первоначально было 10-ть. Куда исчезли два из них? Один заменен на каменный саркофаг Животворящего Столба, а парный ему убрали, наверное, для симметрии.
Столбы все разной формы и даже ориентированы не одинаково. Первый столб слева, как обычный столб. Первый столб справа необычен: археологи проделали в нём несколько глубоких отверстий, чтобы изучать историю. Второй столб слева так же частично разобрали у основания, так, что виден кусок предыдущего столбаV века. Подобное сделали и с двумя «третьими» столбами. Древнее основание лучше всего видно у третьего правого столба. Просматривается, что оно имело форму креста.
Около третьего правого столба каменный трон патриарха, дата его возникновения XVI-XVII вв., в то время и был украшен фресками с персидской тематикой. По центральной оси собора стоит деревянный трон для католикоса. Подобные стоят во всех крупных грузинских храмах для их церковных иерархов. Стали их ставить в недавние времена.
Среди святых объектов в соборе кедр под шатром. Одному из римских солдат - Элоизу, по жребию достался хитон Христа, он и принес его на свою Родину в Грузию, в Мцхету. Его сестра Сидонии, как только прикоснулась к хитону, так и свалилась замертво, прижимая к груди святой артефакт. Пытались вытащить хитон из ее рук, но это было невозможно. Ее и похоронили вместе с хитоном Христовым. На месте этого погребения вырос кедр. Во времена Св.Нино из кедра сделали 6 столбов, один их них замироточил. Столп окружили деревянной оградой, вокруг выстроили небольшую деревянную церковь Двенадцати апостолов. Источники называют её "Святая Святых".
Фрески на шатре иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. Обратили внимание, что лица на изображениях отсутствуют. Это так во времена персидского нашествия, оскверняли восточные оккупанты православные реликвии: иголками выкалывали, выцарапывали лики святых. С северной стороны есть внизу ниша с дверцами, чтобы собирать миро, истекавшего из Столпа. Миротечение прекратилось во время оккупации Грузии войском шаха Аббаса I в 1614 году. Фрески собора много раз гибли и повреждались. Те, что видим сейчас воссозданные.
В южной части собора небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Кому-то покажется, что если собор древний, то и эта копия древняя, но ее построили в начале XIV века, чтобы подчеркнуть то, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа. На копии кувуклии красивая резьба по камню. Сохранившиеся фрески относятся к XV-XIX векам, в основном - к XVI-XVII векам.
Приподнятое настроение, которым была наполнена в соборе, подпортил… местный священник. С каким-то вопросом по собору к нему обратилась, он ходил, разговаривал с туристами. Вместо ответа - пропустил мимо ушей, он предложил написать записочки за здравие и упокой, как принято в храмах. Тоже самое делали и люди кругом, писали записочки. Я с радостью написала , перечислив своих родных, он взял и протягивает руку. Жест международный, всем понятен, вытащила из кошелька БУМАЖНУЮ грузинскую купюру (их деньги весомы в прямом смысле, приблизительные эквиваленты мелочи и 20-50-100 российских рублей идут в виде металлических денег-кругляшей, лари). Он глянул и говорит «мало» (???). Такое я впервые в жизни в святом месте своими ушами услышала. Просто онемела, он тем временем отошел от меня. Эх! Опять место сбора денег, как и остальные культовые здания в наше время, а не строгое для священников место служения оказалось.
Этот инцидент нисколько не умалил святости места, странность конкретного человека не может повлиять на ауру настолько намоленного храма.
В Светицховели проводили интронизацию грузинских католикосов и до средних веков в нем хоронили грузинских царей. Он был и есть основа основ православной Грузии. Собор поражает своей мощью, что позволило ему простоять столько веков и столько пережить за свою историю. И необычность всего, что внутри и снаружи, делает храм уникальным явлением на планете.