Утром заехали на ананасовую плантацию, скорее - просто размять ноги. Но интересно - как растут ананасы, папайя, молодые тиковые деревья, тамарис - из него делают вкусный сок. Еще видели хлопковое дерево, плоды с ватными шариками, косточки вынимают и используют в подушках. А ананасы сажают верхушками, они растут целый год и фермер устраивает севоооборот, чтобы урожай был круглый год. Но этот год надо следить и, в частности, завязывать от солнца.
Ананасы. Как растут сами, и завязанные.
Домик самого плантатора. Говорят, он ухаживает за всем один.
Паппайя. Плоды растут прямо на стволе, каждый на своем черенке, под тяжестью они опускаются.
Тамарис.
Тиковое дерево - когда оно молодое. Такая вот пальма.
А это - просто красивые цветы.
Потом ехали в Чианг-Май. Остановились на заправке перекусить, размяться и в туалет. Могу уверенно сказать, что в стране - типовые заправки. И на каждой есть не только магазины и кафешки, но и садик и прудик с рыбками. И это - замечательно.
Белый храм в Чианг-Мае. Новый, но слово новодел не подходит категорически. Это дело всей жизни одного художника и архитектора, который уважал одного отшельника и решил построить ему новый храм когда разбогатеет. Проект - сделал, разбогатеть не удалось, но объявил сбор пожертвований с ограничением - не больше 10 тысяч бат. Наверное, чтобы богатые жертвователи не выпендривались. И начал строить храм. Когда что-то было построено, король увидел и поддержал. Сейчас там фонд для пожертвований, и строительство продолжается. Художнику за 60, хотя она так не выглядит - мы его видели. На вопрос "когда закончишь?" отвечает "раньше своей смерти".
Кстати, цена за вход не установлена, но "мы знаем, что мы должны платить". Это цитата из гида и интересно, это просто язык, или тут культурные различия? Потому что у нас сказали бы, что "бесплатно, но нужно пожертвовать" - слово "должны" не фигурировало бы.
Это - общий вид.
Дерево пороков. Их несколько, на каких-то висят головы с портретным сходством.
Перед храмом - ад. Люди тянут руки.
Беседка. В ней кидают монетки в воду, и надо попасть на красивый цветок.
Внутри фотографировать нельзя. У дальней стены - два Будды. Одна - белая, на стене, вторая - золотая на пьедестале. А у ног - восковая фигура отшельника, для которого строили. Он сейчас уже умер, но когда был жив - сидел там. А по стенам - фрески. У входа - наши реалии. Взрыв башен-близнецов, ракеты настоящие и фантастические. Девочка из Силвермуна. Майкл Джексон. А по боковым - люди на драконах летят к Будде, в рай.
Этот храм новый, строится.
Кстати, строители-штукатуры работают в респираторах. Мне тут вот что подумалось... В Бангкоке полицейские тоже в респираторах. Может, именно их забота о здоровье вызывает вопли о жутком загрязнении? Потому как оно по ощущениям не больше, чем в Москве. Просто у нас полиция - без респираторов. Как и строители.
А рядом с белыми храмами - роскошное золотое здание - общественный туалет. Внутри - тоже отделан золотом, перед кабинками - шлепки, в которые переобуваешься. В чем символ - неизвестно.
Племена. Несколько деревень или одна большая, где все племена собраны. Построена как туристический объект, но при этом жители живут отчасти традиционно - мужчины выращивают рис, а женщины - рукодельничают, просто на продажу. Плюс - самодеятельность. Дома - они строили сами, как им удобно, как принято. И есть социалка от государства - школа, медицина. Поэтому Длиношеии Карены - пришли из Бирмы сюда. В Бирме, как говорит гид, зрелищем они тоже были, а вот социалки - не было.
Обед был в райском месте. Реально, большой сад под открытым небом, там беседки и в них - обедаем. Держит ресторан бывшая гид, поэтому сделано на европейский лад, комфортно для туристов. Хотя пища островатая.
Потом поехали в Золотой треугольник - на границу Таиланда, Бирмы и Лаоса. Раньше это были районы разведения опиума, и сейчас это продолжается в Бирме и Лаосе - по путеводителям, а в Таиланде объявлено вне закона, вплоть до смертной казни. Хотя для горных племен есть послабления. Но от этих времен там остался музей опиума, ничего особо интересного я в нем не увидел, разве что легенда местных племен о происхождении опийного мака - из могилы старосты, и фоток рыбы - Giant Mekong Catfish, из сомов, на 200-300 кг, которую каждый год ловят рыбаки, это у них ритуал.
А реально это место - торговый перекресток. Товары по Меконгу идут из Китая и перегружаются на автомобили. На тайской стороне - грузовой порт. На лаосской - большой центр международной торговли. Кстати, гид говорит, что Меконг обмелел, раньше воды было больше - в связи с интенсивным водозабором на заводы в Китае. На тайской стороне - большая статуя Будды и множество Ганешей и слонов на стилизованном корабле - в честь торговли. И дух там соответствует месту - торгово-сувенирный.
А еще - в Лаосе и Бирме рядом с этим местом - казино: в Таиланде это запрещено, вот и приезжают сюда. Мы немного плавали по реке на лодке, заехали в лаосскую деревню на сувенирный рынок, видели с воды деревню рыбаков, которые днем спят, а ночью ловят рыбу.
Храмы на тайской стороне.
Рыбацкая деревня.
Легенда о происхождении мака.
Потом еще доехали до самой северной точки Таиланда, на границу с Бирмой. Охраны там нет, можно сходить - но начался дождь. Так что просто пробежались по магазинчикам - там тоже базар. И поехали в отель в Чианг-Рай.
А завтра утром нам ехать кататься на слонах и буйволах. Дорогое мироздание, пошли нам, пожалуйста, хорошую погоду!
Фотографии в альбоме «Таиланд-2013»