На 40 поездах и 20 автобусах по Европе

Элен Страна:Германия
Время отдыха: Дата вылета октябрь 2005

Дата15.11.05 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели7000

Акция Аэрофлота (вместо вступления)
Вот уже несколько лет, как родной Аэрофлот радует путешествующую братию привлекательными 99-долларовыми ценами на авиабилеты. Только ленивый не воспользовался этим хотя бы один раз. Но, как и в любом деле, здесь важно не терять тонуса. Поясню, о чем идет речь. Прежде всего, всегда стоит умножить указанную сумму на полтора - это аэропортовые сборы. А в случае с Британией и США - вдвое. Теперь о бонусных программах. В свое время я был участником немалого числа бонусных программ самых различных авиакомпаний – Люфтганза, Малев, Эль-Аль, Теркиш эйрвэйс. И понял важную деталь, лишний раз подтверждающую то, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В погоне за накоплением премиальных миль, я отдавал предпочтение определенной авиакомпании, неся при этом определенные убытки. Отправляясь на отдых и имея возможность вылететь дешевым чартером, я предпочитал регулярный рейс с переплатой. Мне казалось, что все окупится, когда стану обладателем бесплатного билета в Южную Америку, или Австралию. Интернет-сайт Люфтганзы и ей подобных, я посещал чуть ли не чаще, чем свой собственный сайт.

Я вглядывался в накопленные мили и прикидывал, сколько мне еще переплачивать этим "империалистам", чтобы получить хоть какой-то бонус. Когда я видел, что таинственным образом у меня списывали 800 миль, я тут же начинал звонить в их офис, дабы восстановить справедливость. Их телефоны были заняты, либо не отвечали. Неоправданно много времени и эмоций я тратил на участие в бонусных программах. Совершенные полеты часто не фиксировались в системе, и мне предлагалось писать письма, на которые я, многие месяцы спустя, получал стандартные и бестолковые ответы. Однажды, взяв калькулятор и прикинув то личное время, нервы и деньги, что я вложил в погоню за бонусными милями, очень ясно прочувствовал, что игра не стоила свеч.

Мой хороший приятель, настоящий "бонусный фанат", являющийся frequent flyer десятка авиакомпаний лишь усмехался. Он, безработный путешественник, держал под контролем свои мили, он участвовал во всех мероприятиях, его поздравляли с днем рождения и присуждали дополнительные мили, он расплачивался в супермаркете кредиткой и получал мили даже оттуда. За счет бонусов он летал в Нью-Йорк, Бангкок, Йоханнесбург и Лондон. Этот парень был настоящий ас своего дела!

И этот "ас" сказал следующее:

"Если ты хочешь извлекать реальную пользу из бонусных программ – ими надо жить. Им надо посвящать треть своих мыслей и времени. Правила участия в программе следует знать наизусть, ежедневно заходить на сайт и смотреть, что там изменилось за сутки. Если ты не готов к этому – выкини свои карточки в отхожее место и летай как летал".

Итак, мое терпение лопнуло. После того, как из шести полетов на Аэрофлоте засчитали только три, а, кроме того, необъяснимым образом списали 300 миль, я плюнул на сие неблагодарное дело и последовал совету приятеля. Карточка Аэрофлот-бонус, сверкнув в воздухе, исчезла в ниагароподобном потоке унитаза. И в тот же миг я ощутил приятную легкость и свежесть во всем организме – с плеч свалился чемодан без ручки. Попутно могу порекомендовать всем тем, кто болен "накопительным вирусом", прочитать крайне занятную книгу "The all-consuming epidemic", написанную американцем Джоном Де Графом.

Словно в награду за совершенный мужественный поступок, через час мне позвонили друзья из турфирмы и предложили слетать в Париж за 100 евро. У них просто горели места на банальный чартер. Резюме такое – пользоваться акцией несомненно стоит, но излишне увлекаться – ни в коем случае. А те, кто копит баллы на бесплатный полет, должны иметь в виду, что фактически им понадобится в 1,5-2 раза больше миль, чем указано в соответствующей таблице. Почему? Да потому, что авиакомпания сделает все, чтобы минимизировать свои расходы под любыми предлогами. Ваши мили будут таинственно урезаться, некоторые полеты не будут учитываться и еще тридцать три причины. Друзья, будьте умными и хитрыми – и все будет OK.


Как всё начиналось
Покой нам только снился. Душа рвалась в сабельный поход, и в планах было посещение таких экзотических мест, как Сенегал, Мали и Судан. Кроме этого я давно собирался навестить многочисленное американо-канадское семейство, попутно захватив достопримечательности Северо-Американского континента. Увы, зима сменялась весной, уходил старый год, наступал новый. А планы так и оставались планами.

И действительно, когда партнеры предложили банально прилететь на греческий остров Родос и провести там неделю за их счет – я откровенно смутился. Как так – вот взять и приехать в отель в цивилизованной Греции? По утрам неспешно спускаться в ресторан, лениво шаркая шлепанцами, а по вечерам, после продолжительного плавания в бассейне, попивать коктейли в мексиканском баре? А некая миловидная дама-администратор, глядя на меня и мне подобных, будет усмехаться "Ох, уж мне эти турики!". Вспомнился сериал "Туристы", точнее единственная его серия, по случаю мной увиденная в один из дней, когда я лежал дома с растянутой связкой голени. Кроме того, на Родосе я был в ходе средиземноморского круиза еще в 2000 году. Проще говоря, пассивный отдых был бы настоящим предательством моих первоначальных задумок.

К сожалению, мои финансы были в критическом состоянии. И все же сдаваться я не собирался. Пусть в этот раз не США и не Мали. Пусть. Но и не пассивный отдых. После недельных умозаключений, я пришел к неожиданному решению – не ехать на Родос. А ехать в Калининград затяжным транзитом через Литву. Далее – в Польшу, Чехию, Словакию и далее по ситуации. Такой вариант был бы золотой серединой. Моя спутница, Екатерина, давно смирившаяся с постоянными коррективами маршрута, лишь только заметила "Ты непредсказуем до неприличия". Что именно она имела в виду, так и не выяснил – голова была занята другими вещами.

Несколько последних лет меня необычайно интересовал вопрос следования транзитом через Литву. Точнее говоря, жаждал испытать существующую систему на "прочность". Например, с учетом того, что билет до Калининграда вдовое дешевле билета до Вильнюса – реально ли купить билет в Калининград, а сойти в Вильнюсе? Ведь это одни и те же поезда, следующие по одному маршруту Москва-Вильнюс-Калининград. Если сойти реально, то все, чей путь лежит в Литву, могут брать билет в Калининград и таким образом экономить более половины стоимости билета? Или же все не так просто?


Дела визовые
Далее – визовый вопрос. Мне, совершенно незаслуженно, повезло больше, чем спутнице – помимо российского, я бережно хранил паспорт израильский, дающий право безвизового въезда во все страны Европы. Чаще всего, схема выглядела следующим образом: на границе Беларусь-Литва я показываю белорусам российский паспорт, а литовцам – израильский. Такая нехитрая схема срабатывала всегда, будь то российско-финляндская граница, украинско-венгерская, или азербайджано-турецкая.

Что касается спутницы, ей предстояло обзавестись некоторыми визами, что изначально не сулило особенных затруднений. Екатерина, являясь топ-менеджером очень известной столичной турфирмы, на визах "скушала ротвейлера", и предполагала, что решит визовый вопрос в два счета. Не тут-то было!

Без проблем был куплен лишь билет до Калининграда. И это было обычной практикой. При покупке железнодорожного билета Москва-Калининград, гражданам России выдается специальное приложение к билету, где написано буквально следующее: "Транзитный проезд через Литовскую республику возможен" и, далее – указание паспортных данных пассажира. Это разрешение выдается через 24 часа, после покупки билета. За это время, по идее, информация о пассажире предоставляется в распоряжение посольства Литвы в Москве и те одобряют калининградского транзитника, или не одобряют. Тут все понятно.

В отношении других виз все было плохо. В Екатеринбурге (где мы оба находились на тот момент времени) из всех нужных нам посольств, существует лишь чешское и отсутствуют польское, словацкое и немецкое. Никаких оказий в Москву на ближайшее время не предвиделось, а екатеринбургские посреднические турфирмы требовали от 100 евро(!) за словацкую визу, 250 евро за немецкую и 70 евро за польскую. Добавив сюда 46 евро за визу Чехии, общая стоимость виз возросла до 500 евро. Мы пришли к неутешительному выводу - для туриста, не имеющего возможности ехать в Москву за визами, сия расходная часть составит более половины от общей стоимости поездки. Совершенно безумный и несправедливый расклад, не так ли? В связи с этим вспоминаю два эпизода.

Первый эпизод –
Место действия – Израиль, известная в своей области турфирма "Назарин", принадлежащая христианину из Назарета и организующая туры в Египет и Иорданию. Они же делают визы в Египет (израильтянам египетские визы на границе не ставят). Официальная стоимость визы – 70 шекелей ($15), но турфирма за услуги берет еще столько же (иначе туристу придется посвятить день на поход в египетское консульство). По словам дамы, занимающейся этими самыми визами, каждый третий израильтянин, услышав про необходимость получать визу и стоимость услуг в пятнадцать долларов, решает отказаться от Египта. Мотивировка такая – "Мало того, что приходится платить "кучу денег" этим арабам, так еще и турфирма дерёт сверх этого! В Канаду нам визу не нужно, в Европу не нужно, в Японию не нужно… а египтяне что там себе думают, что мы именно у них останемся нелегально батрачить?!".

Второй эпизод –
Место действия - Лондон, где я, с британским приятелем стою возле посольства России. У меня на руках заранее полученное в ОВИРе приглашение для него, а у него в руках красный паспорт "Её величества" и уже заполненная визовая анкета. В планах путешествие на Камчатку через Транссиб. И вдруг выясняется, что стоимость виз не соответствует той, что он увидел на интернет-сайте посольства. А именно - составляет не ?40, а ?70. Возмущению парня нет предела. Не смотря ни на какие уговоры, тот меняет планы и в Россию не едет – "70 фунтов платить им за визу? Они сошли с ума, что за грабеж? Лучше съезжу посмотреть гейзеры в Йеллоустоунский парк в США, туда, по крайней мере, не нужна виза". Предлагаю заплатить эти деньги за него, в конце-концов, я не столь принципиален, да и сумма не бог знает какая большая. Ничего подобного, тот категорически против этого. Так и уехал в Штаты. Обиделся, несчастный.

А россияне платят, платят и еще раз платят. Эх, мало кто на Западе представляет, как сложно путешествовать тем, чьи замыслы и планы, в отличие от них, всегда скованы необходимостью выбивать визы. Увы, вселенская несправедливость процветает, и отменять ее никто пока не собирается…

В итоге было принято Соломоново решение. Чешскую визу получили, на ее основании получили право 5-и дневного транзита через Польшу. Что касается словацкой визы – сей вопрос оставили на Прагу, точнее на словацкое консульство в чешской столице.


Путешествие
Необязательная ремарка – прибыв на Белорусский вокзал, я вспомнил, что позабыл дома ту самую железнодорожную квитанцию о том, что мне разрешен транзит через Литву. В какой-то мере это порадовало, ведь позабудь я паспорт – поездка была бы сорвана. А так меня ожидал в худшем случае длительный разговор с проводником на тему того, как именно я собираюсь ехать, не имея сей квитанции.

Калининградский поезд №149 давно приобрел статус челночного. Дело в том, что вопреки всякой логике, самый западный регион России продолжает нищать. Ничего не производя (кроме лицензионных Хаммеров для столичных нуворишей) и усердно добивая имевшееся, калининградские властители судеб оставили жителей области без работы и доходов. Границы наглухо закрыли для товарообмена и инвестиций. И народ ответил массовым челночеством. Из России же в Россию. Из Москвы в Калининград везут одежду, продукты питания, бытовую технику. Обратно не везут ничего.

После отправления поезда по вагонам следуют сотрудники литовского МИДа и раздают пассажирам бланки с готовыми транзитными визами через их страну. Собственно, с этого момента для меня начинался эксперимент по посещению Литвы, упоминавшийся выше. Белорусская станция Смаргонь – проверка документов, типовые и раздражающие вопросы вроде "Не попадал ли ваш паспорт под воздействие воды? Не везете ли вы с собой чужих удостоверений? Вы хорошо понимаете мою речь?". Поезд трогается, и какое-то время спустя покидает пределы СНГ. Литва встречает новеньким и по-современному обустроенным забором по обе стороны от железнодорожного полотна. Через каждые полкилометра камеры слежения, обнаружения. Евросоюз делает себе необходимую рекламу – время от времени проплывают соответствующие щиты с указанием на спонсоров этого приграничного проекта по борьбе с "русскими медведями".

Станция Кяна, здесь литовский паспортный контроль. Итак, с этого момента мой эксперимент стартует в полную силу. Теоретически, литовцы имеют списки пассажиров поезда и, предъявляя второй паспорт, я по идее должен вызвать у них как минимум вопрос на тему того, как я в этот поезд попал. Ничего подобного! Они молча ставят въездной штамп в израильский паспорт и следуют дальше. Половина дела сделана – в Литву въехал совершенно законно. Осталось покинуть поезд и ступить на литовскую землю физически. По прибытию на вильнюсский вокзал, покидаю вагон. Более чем краткий диалог с проводницей и без проблем оказываюсь на перроне, где моментально попадаю в руки литовских полицейских. Они очень корректно предлагают пройти на паспортный контроль в здании вокзала. Там мой паспорт быстро проверяют, видят въездную печать из Кяны и без вопросов пропускают в город. Впрочем, прогулка не входит в планы и пора назад в поезд. Купив упаковку яблочного сока, снова возвращаюсь на вокзал, миную контроль и сажусь в свой вагон. Эксперимент завершен. Вывод – если вы следуете в Литву, берите билеты до первой же станции Калининградской области. В абсолютных числах экономия составит до 1000 (тысячи) рублей в каждом направлении.

Ровно через 5 часов с момента въезда в Литву, мы ее покидаем. И с этого момента последовала череда совершенно алогичных событий. Прежде всего, злую шуту сыграл с нами атлас автодорог, специально купленный перед путешествием. Там черным по белому был обозначен пограничный переход в Польшу "Железнодорожный", что южнее города Черняховск Калининградской области. Уже в Черняховске мы узнали, что этот пункт закрыт много лет назад, а фактически действуют лишь три оставшихся: Мамоново, Багратионовск и Гусев. Ближайший нам – Гусев, туда мы и направляемся. Это не самый удобный маршрут, так как с польской стороны мы оказываемся в городке Голдап, чрезвычайно удаленном от нашего маршрута. Но особенного выбора нет – начинало темнеть, калининградский поезд ушел, а мы лишь тоскливо восседали на своих вещах напротив Черняховского ж.д вокзала. Никакой общественный транспорт на границу не предвиделся вплоть до утра следующего дня, и нам не оставалось ничего другого, кроме как за 500 рублей приватизировать местного таксиста. Им оказался весьма интересный мужчина, образованный и разумный. По пути он долго и много рассказывал нам о жизни области, о ее проблемах и надеждах. Его доводы о повальном обнищании Калининграда и жесточайшей коррупции лишь только подтвердили мои первоначальные предположения. Однако, с большим удивлением узнал от него о том, что область занимает одно из первых мест в России по числу гостей с Кавказа.

Забегая далеко вперед, подчеркну, что я посвятил некоторое время поиску информации на данную тематику. Сказанное таксистом во многом подтвердилось и по статистике за 2004 год, более 25% жителей Калининградской области составляют выходцы из южных республик бывшего СССР (в 1996 году их число составляло менее 3%). При этом сразу скажу, что считаю себя интернационалистом до мозга и костей, но, будучи глубоким фаталистом лишь только могу констатировать прискорбный исторический факт – на смену вырождающейся нации приходят нации более сильные и живучие. И не важно, говорим мы о Калининградской области, России в целом, или Западной Европе. Впрочем, оставлю в стороне сии не относящиеся к путешествию измышления.

Итак, мы на границе, на КПП Гусев/Goldap. Сотни автомобилей в основном с польскими номерами штурмуют массивные ворота. За ними – первый "отстойник", где десяток счастливчиков-автолюбителей не менее часа ждут переезда во второй отстойник. В целом же, для того, что бы попасть в Польшу, вам придется преодолеть четыре отстойника. И в каждом, как уже упоминал - не менее часа ожидания. Тем не менее, не торопитесь ругать отечественную таможенно-пограничную братию. Пожалейте соотечественников в погонах – на них и так давит собственная совесть за коррупцию и беспредел. На этот раз вина за безумные задержки лежит отнюдь не на них, а на их польских коллегах. Поляки проверяли всех подряд. Именно всех, каждую машину, каждого водителя, каждого пассажира. И это в поисках контрабандных сигарет, водки и…бензина. Не так давно стартовавший нефтяной кризис вызвал резкий рывок в ценах на нефть не только в США, но и во всем мире. В Польше бензин за неделю подорожал почти на половину, перевалив за 1,50 евро за литр 95-го бензина. При средней зарплате бедноватого польского приграничья в 200 евро в месяц, такие цены на бензин буквально поставили владельцев авто на колени.

Тысячи поляков устремились в Калининградскую область России, в Беларусь и Украину для того, чтобы как минимум заправиться впрок. Кроме того, часто через таможню удается провезти еще и по 20-литровой канистре горючего. Спекулянты перекупают привезенный из России бензин уже по 1 евро за литр. В роли же скупщиков часто выступают обычные польские фермеры, которым бензин нужен для грузовичков, тракторов и генераторов. По словам местных мужиков, за одну удачную ходку в России удается заработать до 50 евро. Есть такие, которые бросили основную работу, курсируют между Голдапом и первой же российской заправкой по 2-3 раза в сутки. Не сложно прикинуть, что перспектива заработать до 1500 евро за месяц пограничных мытарств, привлекает очень многих.

Надо сказать, что сегодня был не наш день. То, что произошло далее может случиться с каждым, и всегда будет неожиданностью. Выстояв без малого 7 часов в очередях (пешком российские границы не переходятся и следует подсаживаться в автомобиль), мы наконец достигли польского терминала. И здесь выяснилось, что Катина чешская виза действительна только со следующего дня. В связи с этим, поляки настойчиво предложили нам вернуться ровно через сутки. А для пущей убедительности сопроводили соответствующей бумагой, где со ссылкой на законодательную базу, уже официально депортировали восвояси. Вероятно, кто-то вполне резонно усмехнется - "Взрослые люди, неужели они были неспособны самостоятельно пороверить с какого числа действительна их виза?!".

Поясню – мы были прекрасно осведомлены о сроках действия Катиной визы. В заблуждение нас ввела информация сразу нескольких официальных польских сайтов сайтов, начиная с МИДовского и заканчивая посольством Польши в Москве. Там черным по белому было указано буквально следующее: "Разрешен пятидневный транзит через территорию Польши при наличии визы страны следования".

Более того, будучи педантом, я распечатал данную информацию, как в англоязычной версии, так и на польском языке. Поляки несколько раз просматривали мои бумаги, но лишь отрицательно качали головой. Словесные баталии продолжались не менее часа, и все мы, включая самих поляков, были порядком утомлены. Я упрямо доказывал им, что мы выехали на день раньше с целью въезда в Чехию ровно в день вступления визы в силу. Но наши оппоненты были неумолимы, как и их начальство, прибывшее специально для разбирательств по нашему требованию. По версии польской стороны, транзит через их территорию возможен только со дня вступления чешской визы в силу. И ни днем ранее.

В конечном итоге нам заявили следующее:

- Русская пани Катерина нэ едэт до Польска. А израильский пан Александр, если желает – прошем, нэма проблэма. Но тут стоять нэ можно, тут – похранична зона, вы разумээтэ, или нэт?! Вы задэрживаэтэ много людэй, вы разумээтэ, или нэт?!

В итоге мы, обиженные и униженные отправляемся назад в Россию. И тут, словно "до кучи", уже на российской стороне границе, мой загранпаспорт вызвал у бдительных товарищей подозрения. Последовала целая череда не самых разумных вопросов:

- Где вы получали ваш паспорт?
- В ГУВД 356, города Екатеринбурга.
- Это где?
- Что где? Где Екатеринбург? Пятьдесят шестой градус северной широты и шестьдесят третий градус восточной долготы. Точнее сказать не могу – не имею прибора GPS.
- Вы что, издеваетесь тут, а?! Как вы оказались на территории Калининградской области?
- Оказался поездом номер 149, сообщением Москва-Калининград, вагон номер 3, место…
- Вы чего добиваетесь, а? – пограничница была явно не в настроении.

Она принялась тщательно изучать паспорт под лупой, рассматривая каждую печать, каждую отметку. Особенно ее увлекла виза Сирии, в связи с чем, она задала новый вопрос:
- Ваш паспорт попадал под воздействие воды? Почему такие волнистые странички?
- Не совсем так, паспорт попадал под воздействие слюней сирийского пограничника, когда тот клеил марки. Он плевал на паспорт и лепил марки…

Сердитая дама брезгливо шлепнула печать и вернула многострадальный паспорт.

Выбравшись за пределы пограничного перехода, мы с Екатериной оказались на неосвещенном, мрачном пятачке, со всех сторон заставленным автомобилями. Десятки усталых водил тоскливо покуривали цигарки, ожидая своей очереди. Сия идиллия омрачалась половиной второго ночи и пронизывающим ветром. Единственный бар был закрыт, и не было места даже согреться. Меж тем мы начинали здорово замерзать. Бедная Катя откровенно и тихо плакала, а я тщетно пытался ее успокаивать тем, что все это не случайно и только Провидение ведет нас единственно верным путем.

Щелк… дубль два. Прошел час, мы уже в соседнем городке Гусев, некогда прусской вотчине. В городке две гостиницы, обе стоят от 600 рублей за двухместные номера, но номера вполне удобные и со всеми удобствами. Нам не оставалось иного выбора, кроме как заночевать в Гусеве и лишь с утра двигаться далее. Но утро принесло коррективы. В чуть расстроенных чувствах, ранним калининградским утром выйдя на улицу за продуктами, мы поняли, что попали в город Зеро. Как бы это объяснить понятнее?

Представьте себе, что некогда изящный готический городок впал в запустение, десятилетиями в нем жили одни лишь призраки. По улицам балтийский ветер носил жухлые листья акаций и неторопливо перелистывал пожелтевшие странички журналов, датированных давно минувшими днями. Старые здания пришли в упадок, дворы заросли бурьяном. Стаи ворон царствуют на площадях и улицах этого города призраков. И вот, в один миг, в этот город завезли советских людей, строителей коммунизма. Назвали город именем героя войны, генерала Гусева, вселились в оставленные жителями дома и…все. Город Зеро – Люди Зеро. Именно такое впечатление произвел городок Гусев. И у меня это вызывало необъяснимый восторг. Мы часами гуляли по улочкам, заглядывали во дворы и подъезды, находили сохранившиеся немецкие надписи на фасадах, старые мостовые, местами оставшиеся указатели, интересную и нетипичную архитектуру.

Катя не в полной мере разделяла мои чувства и желание провести в Гусеве весь световой день, но уступила и мы остались здесь до утра следующего дня. А новый день принес поездку на маршрутном такси в Калининград в компании с парой немецких пенсионеров, посещавших свою потерянную Родину. У нас даже состоялся небольшой диалог на тему исторических судеб и параллелей. Впрочем, разговор не сложился, ибо слишком глубок антагонизм между всеми нами. Немцы, расстроенные увиденным запустением и изначально воспринимавшими Калининград как свою страну, незаконно отнятую у них Советским Союзом, все причитали на тему несправедливости. Меня это откровенно возмутило, и я в достаточно резкой форме напомнил им про все то зло, что принес миру германский фашизм. Не в последнюю очередь упомянул про Холокост, а Катя, будучи носительницей белорусских кровей, на чистом немецком языке добавила, что после того, что немцы учинили в Беларуси, разговоры об исторической несправедливости, по меньшей мере, неуместны. Пожилая пара бывших кёнигсбергцев предпочла прекратить этот разговор и всю дорогу молчала.

В Калининграде мы определились с отправлением автобуса в Польшу и в оставшиеся несколько часов прогулялись по центру города. Хочу сразу подсказать всем тем, кто планирует отправиться в Польшу по схожему маршруту. Не пытайтесь заранее найти и определить расписание автобусов из Калининградской области в Польшу. Не повторяйте нашей ошибки. Дело в том, что на сегодняшний день ни один Интернет-ресурс Калининграда не представляет четких и регулярно обновляющихся расписаний транспорта, особенно это касается транспорта международного. В действительности вы убедитесь, что красивые распечатки совершенно не соответствуют действительности. И хорошо, если эти несоответствия окажутся в вашу пользу. А если нет? Проще говоря, из пяти автобусов Калининград-Ольштын-Варшава, указанных на официальном сайте города и тройке ему подобных ресурсов, реально существовало только два, оба из которых отправлялись вовсе не в то время, которое фигурировало в интернете. Коррективы в маршрут приходилось вносить чуть ли не ежечасно. Еще утром мы выезжали из Гусева с надеждой к вечеру достичь Варшавы, но с учетом нестыковки расписаний, Варшава как минимум отодвигалась. К счастью оставался последний автобус до польского Эльблонга и это был наш последний шанс сегодня покинуть Россию. В отношении ежедневного поезда в Гданьск – он не совсем ежедневный, а, кроме того, здорово подорожал за последние три года, а именно с $10 до $20. Для сравнения, автобус стоит менее $10.

Автобус выехал почти пустой. За исключением нас, шофера и неимоверно толстого поляка, никто другой не жаждал в этот вечер отправиться в Польшу. Толстяк, некоторое время спустя после отправления, добрался до нас и предложил провезти для него "норму" (литр водки и блок сигарет). Я же, в ответ, предложил ему оплатить половину стоимости наших билетов на этот автобус в сумме шести евро. Тот буквально оскорбился таким "беззастенчивым" предложением и со словами "Я вас как друзей прошу, а вы со мной бизнес крутите – нехорошо!" – удалился. Мы лишь только усмехнулись ему в след. И действительно, какого лешего мы должны везти для этого прохиндея товар, жертвуя своим личным временем и рискуя угодить под обыск.


Польша
По мере приближения к границе, автобус заполнялся постоянно подсаживающимся людом. Все они были поляки, ни одного россиянина. Все – мелкие контрабандисты, все – жители приграничного района. Знакомый нам уже ритуал прятанья сигарет во все укромные закутки организма. Особенно позабавил молодой парень, буквально весь обклеенный пачками сигарет. Они порывали весь его торс от пояса и до груди. Даже плечи, словно гусарские погоны, были украшены пачками "Мальборо". Интереса ради, мы принялись считать, сколько пачек он на себе уместил. Выходило около пятидесяти, не считая обычной нормы. Поверх этого сигаретного бронежилета, он набросил кожаную куртку, а шею замотал залихватским желтым шарфом. Остап Ибрагимович – ни дать, ни взять!

Катя все это время жутко переживала на предмет ее въезда в Польшу. Мысли, словно демоны, атаковали ее: А что если и сейчас вернут назад? А если ее внесли в черный список? Я же, будучи в приподнятом настроении, цитировал ей Лермонтова, пародировал Борю Моисеева и прикалывался на все лады:

…Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…

…Приходи - не бойся, милый,
Уходи - не плачь…

На что она мне отвечала, что рано прощаемся, того и гляди вернут назад..! Кроме того, отчаянно призвала вести себя культурно, не пугать поляков своим песнопением и не злить польских пограничников, которые как раз вошли в салон. Меж тем, сидевшая впереди польская тетушка, видимо проникнувшись моим пением, спросила с улыбкой, какого певца я пародирую. Далее мы разговорились по душам, дама предложила подвезти нас на своей машине почти до города Ольштын, что в 80 км от границы, а мы взяли для нее сразу две нормы.

И вот граница позади. Сойдя с автобуса сразу же после перехода, мы переместились в старенькую Шкоду этой женщины и выехали в путь. Однозначно, нам с этой дамой очень повезло. Она не только довезла нас почти до нужного нам места, но и по пути показала нам старинные городки-крепости Орнета и Лидзбарк-Варминьский. Первый представляет из себя хитросплетение узеньких улочек и огромный готический собор в центре, а второй знаменит своим массивным замком, где, начиная с XII века, заседали правители Вармии, а с 1503 по 1510 годы жил и работал Николай Коперник. Замок большой и отлично сохранившийся, хотя, здорово уступает по масштабности сирийскому Кераку, или словацкому Спишскому Подградью.

К вечеру мы добрались до Ольштына, крупного города и административного центра северо-восточной Польши. Следуя карте в путеводителе LP, мы быстро дошли до исторического центра и поселились в отеле "Wysoka Brama", расположенном прямо в старом городе, в небольшом здании, пристроенном древним городским воротам. О лучшем размещении не приходилось даже мечтать! Стоимость чистого двухместного номера с умывальником внутри и удобствами в коридоре – 18 евро. Другой, чуть-чуть более дешевый вариант – "Hotel Jantar", что в пяти минутах ходьбы от ж.д. вокзала. Еще в городе существует рабочее общежитие, переименованное в молодежный хостель. Это не так далеко от старого города (ul. Kopernika 45). Там можно остановиться всего за 5 евро в сутки в общей комнате, либо за 12 евро в двухместной.

Вкратце, Ольштын, на протяжении веков являл собой важный восточный форпост варминских, а затем прусских королевств. Это был мощный замок, позднее расширившийся до размеров города. Здесь, как и в соседнем Лидзбарке, жил и работал Коперник и именно здесь он проводил свои основные исследования. Ольштынский туристический офис предлагает немало интересной информации о великом астрономе, а летом даже организованные экскурсии, так и называющиеся "Тропой Коперника", включающие посещение соответствующего музея и нескольких небольших городков, так, или иначе связанных с жизнью ученого.

Можно только представить, сколь красив был этот город. Увы, война не обошла его стороной, и в 1945 году город был почти полностью разрушен. Ныне можно увидеть лишь небольшую часть старого города и старинный замок, судя по всему, во многом отстроенный заново после войны. По совершенно субъективной пятибалльной шкале, я бы дал Ольштыну 3 балла.

С утра мы выдвинулись в сторону вокзала и вскоре заняли место в электричке на Торунь. Здесь следует в двух словах пояснить принцип путешествий на польских поездах. Прежде всего, они делятся на несколько классов: "osobowy" (электричка), "пошпешный" (скорый), "экспресс" и разного рода супер-экспрессы (Евросити, Интерсити, Евроэспресс и так далее). Важно всегда уточнять, на каком именно поезде вы желаете ехать. По умолчанию, если вы не уточняете, вам продадут билет на электричку. С этим билетом, вы не можете ездить ни на каком другом поезде, а если вы таки сядете на экспресс, то кондуктор потребует доплаты и штрафа за покупку билета в вагоне. Выражаясь языком цифр, разница между покупкой билета в кассе и покупкой его у кондуктора в вагоне, составит до 30%. В среднем, 100км пути на электричке стоят 3 евро, на скором – 5 евро, на экспрессе 7 евро. Что касается супер-эспрессов, то там все очень индивидуально. Можно ехать за 7-10 евро, а можно угодить на какой-нибудь проходящий поезд вроде Амстердам-Варшава и выложить до 20 евро за 100км пути. За спальные места платят отдельно, даже в отдельной кассе. Здесь тариф почти не зависит от километража и колеблется в пределах 15-25 евро за место, в зависимости от класса поезда и количества пассажиров в купе (2,4, или 6). Если вы собираетесь ночью спать в купе, а не сидеть в общем вагоне - важно не забыть купить и обычный билет, и спальный.

Торунь – несомненно, жемчужина Польши, к своему счастью обойденная массовым туризмом, пиши – не испорченная. Древний польский город, переживший катаклизмы ушедшего тысячелетия и сохранивший свой уникальный колорит. Не вдаваясь в исторические экскурсы (найти их не составит труда в путеводителях), скажу лишь, что побывать здесь стоит однозначно. Тут и руины замка, и старинные улочки, и громадные готические соборы и великая польская река Висла, на берегу которой город собственно и вырос. Железнодорожный вокзал находится на противоположном от Старого города берегу реки, но путь туда займет от силы 15 минут пешком. При этом с моста открывается замечательный вид на Вислу, стены старого Торуня и шпили городских соборов.

Забавный момент – никогда не думал, что буду жить в отеле, где останавливались такие люди, как Петр-I, да еще и с видом на главную главную площадь. Меж тем, это совершенно реально. Весь центр сохранился почти идеально, и ничего удивительного нет в том, что из окна комнаты вы увидите то, что видел до вас царь-батюшка. Отель называется "Три Короны" (Trzy Korony), а найти его проще простого – это главная площадь города, называется Rynek Staromiejski. Но сразу же хочу предупредить – сравнительная дешевизна отеля (всего $35 за двухместный номер) компенсируется давненько не производившимся ремонтом, скрипучими старинными полами и лабиринтообразными узкими коридорами. Как нам пояснил администратор – здание является памятником архитектуры аж 14 века и тут весьма непросто что-то менять и благоустраивать. Впрочем, мы откровенно балдели от этого места – тут, несомненно, присутствовал свой непередаваемый шарм.

На следующий день предприняли путешествие в городок Хелмно, что в 40км северо-западнее Торуня. Сей городок, маленький и уютный, меж тем был некогда грозной цитаделью. По сей день, он окружен массивными крепостными стенами со сторожевыми башнями и бойницами. Внутри сохранился средневековый городок со всеми своими атрибутами. Хелмно, как и Торунь, возвышается над берегом Вислы и это тоже придает определенный колорит. Добраться сюда можно автобусом от автовокзала Торуня, автобусы отправляются каждый час (сам автовокзал находится в полукилометре от старой части Торуня).

День новый обещал быть длинным и не самым познавательным. Сегодня нам предстоял переезд через всю Польшу и скорейший выезд в Чехию. И дело не в том, что нас утомила Польша, а в том, что заканчивался 5-и дневный безвизовый транзит. Что бы провести в Польше больше времени, следовало заранее позаботиться о соответствующей визе. Итак, с утра мы стартовали электричкой до Познани, оттуда пересели на другой поезд до города Вроцлав, а вот здесь, буквально только сойдя на перрон, увидели наш следующий поезд и…разумеется на него успели! Теперь мы двигались в сторону чешской границы, до которой оставалось всего около часа пути. По идее данный поезд следовал до южно-польской пограничной станции Междулесье, но с другой стороны, изучив карту этой части страны, мы усомнились в том, что сумеем из этого самого Междулесья выбраться в Чехию. По крайней мере, сегодня. Междулесье – крохотное местечко, связанное с Чехией некой второстепенной дорогой. Далеко не факт, что там нас будет ждать местный автобус до Чехии, а время неуклонно клонилось к ночи.

Мы решили сойти в Клодзко, судя по всему – довольно крупном, хотя и провинциальном городишке. Отсюда до Чехии порядка 30 километров и крупная автострада. Изначально мы рассчитывали покинуть это место максимально скоро, но, благодаря поразившему меня несварению желудка (как говорят американцы), мы задержались в Клодзко на целые сутки. О чем ничуть не пожалели! Дело было вот как:

Выйдя из поезда, мы устремились к небольшому автовокзалу, что по-соседству. Изучив расписание, поняли, что нам предстоит провести здесь еще около часа. Время коротали в кафе за местным пивом. И в тот момент, когда началась посадка на нужный нам автобус, я осознал, что если немедленно не рвану в уборную – может произойти не самое приятное событие. Причем не только для меня, но и для всех пассажиров. Безуспешно Екатерина призывала меня скорее делать свои дела – я был быстр как ястреб, ну…насколько он мог бы быть бы


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Германии

Мекленбург-Передняя Померания, Германия. Шверин - замок заколдованного принца...
  Главным объектом, который желают увидеть в Шверине, является его романтический замок на острове. От вокзала по подсказке горожан села автобус номер 10 до замка. Это экономит время.   Сказочный силуэт замка поражает сразу, как только оказ...
Читать далее

Дата 16.11.23 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели1144

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть I сухопутная, центр.
   Все большие города - города с историей, тем более большие портовые города. Гамбург за время своего существования, входил в разные империи, но всегда играл самостоятельную роль в них. Этим он обязан своим географическим положением, бли...
Читать далее

Дата 17.11.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1502

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть II cухопутная, от центра к Репербану.
    Город - историческая копилка событий, выпавших на его долю за время существования. Горел, практически исчезал и снова возникал из пепла. В средние века подъёму Гамбурга способствовало возникновение Ганзейского союза. В 20 веке сожжен в ...
Читать далее

Дата 18.11.23 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели1516

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть III, водная.
  Заканчиваю написание отзывов про летний вояж 2023 года от юга – оз.Балатон, до Северного моря Германии. Насыщенным получился , как густой туман над морем или горами Гарца и Альп. Длинными зимними вечерами буду «пить вино» воспоминания, согрева...
Читать далее

Дата 18.11.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1537

Отзывы туристов