Призрак Соболиных озер

Дата21.03.03 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели11813

ПРИЗРАК СОБОЛИНЫХ ОЗЁР

Наташа О.
г.Пермь- п.Слюдянка- п.Выдрино- п.Листвянка- г.Иркутск- г.Пермь
Период с 05.08.2002 по 17.08.2002 г.

Поезд на станцию Слюдянка прибывал вовремя. Огромное желание познать неведомое, увидеть и насладиться двигало нами так, что мы стремительно повыскакивали из надоевшего нам за 2,5 суток поезда. У вагона нас встречали. Непринужденной походкой подошёл мужчина и представился Александром - темные волосы, светлые глаза, а характер ещё пока загадка. Запах который нас окутал на перроне ударял в нос. Это запах их местной достопримечательности, рыбки под названием – омуль. Её продавали здесь на любой вкус и цвет, горячего копчения, холодного копчения, вяленную и т.д.
Наша группа путешественников состояла из 9 человек. Отец с сыном 40 и 11 лет соответственно, отца звали Слава, как говориться он был, душа всей компании, сын Никола. Ещё были брат с сестрой Володя с Таней, 18 и 16 лет соответственно. Женщина –Людмила ярая поклонница походов. А остальные четверо мы девчонки, почти одного возраста. Одна медик- Женя, другая милиционер – Таня, и мы с Наташкой – бухгалтера. Компания просто класс...
По приезду в гостиницу, намылись в бане. Напились чаю, выпили немного для храбрости и давай рассказывать сказки Славе, про то каким же сложным и интересным будет наш маршрут. Было такое ощущение, что человек приехал совсем не туда, где планировал провести свой отпуск и в нашей компании он человек случайный. Слава смотрел на нас такими большими удивленными глазами, и думал, что же будет, что же будет. Улеглись каждый со своими мыслями.
Утром у гостиницы Саша познакомил нас со своим сыном Стасом, худощавым 16-летним парнем. Оба они и стали нашими проводниками в предстоящем путешествии. Первым делом пошли на озеро Байкал. Правда расположено оно было от нашей гостинице в км. 3-4 и шли мы около часа, без всяких рюкзаков, что называется налегке, изучая окрестности поселка. На берегу оз. Байкал кто хотел купался, кто хотел загорал, мы собирали камешки. Впервые мы увидели красный гранатовый песок. Вот о чем я пожалела, что не взяла его экземпляр, мы же по профессии геологи и нам не составляет труда определить все его свойства и характеристики. Саша со Стасом приготовили уху из свежего омуля. Очень нежная и жирная рыбка. Играли в волейбол, в общем отдыхали. Целый день мы провели на берегу Байкала. Хотелось пить. На наш вопрос – «А пить то где?», Саша ответил – «Так из Байкала же!». Вода замечательная, холодная, чистая, вкусная. Купались и пили там где купались. Берегов не видать, чем не море. Погода в течении дня менялась несколько раз. То ярко светит солнце, то вдруг с озера надвигается непроглядный туман, ветра нет а волны большие. Кстати, во время всего нашего путешествия постоянно палило солнце, стояла сухая жара, будто мы не в Сибири, а где-то в средней Азии.
Ещё одна достопримечательность этих мест огромные – до 10 сантиметров, жуки стригуны. Черные жирные с длинными усами, фу, какая гадость! Они летали повсюду. Им не скажешь, что они тебе противны и попрошу меня больше не трогать. Ну разве это так сложно понять.
На следующее утро мы отправились в поход на Соболиные озера. каждому выдали рюкзак, коврик, спальник, прихватили свои необходимые личные вещи, еду раскидали по рюкзакам, а ещё каждому выдали подштучник, это такой маленький коврик на резинке, чтобы можно было присесть куда угодно и когда тебе вздумается и подложить его под мягкое место. Водрузив рюкзаки на плечи мы отправились в путь. Нам очень повезло, что первые километров 5 нас ещё и подвезли на попутном грязном самосвале. За минут 30 по жуткой тряской дороге нас вместе с рюкзаками добросили до начала тропы, откуда мы и начали свой пеший путь. Цель – к вечеру дойти до Стрелки, места слияния двух рек Селенгинки и Снежной, это километров 10-12.
Группу возглавил Стас. Даром что худой, а прет по тайге с тяжелым рюкзаком как породистый конь. Тропа вилась вдоль реки. В первый денек рюкзачок был тяжеловат, солнце жарило, пот стекал ручьем, таял жирок, отложившийся на бедрах за зиму. Хотелось пить. На наши расспросы – «А пить то где?», Саша неизменно отвечал – «Так из реки же!». Вода замечательная, холодная, чистая, вкусная. После каждых минут 30 ходьбы измученный жарой и тяжестью народ кричал Стасу с мольбой – «Привал, ну сколько ж можно!» Минут 10-15 отдыха, яблочко, глоток воды и вперед. Вокруг сплошные завалы. Карабкаешься на поваленное дерево вверх, затем тут же ныряешь вниз и ползешь на брюхе, придавленный рюкзаком, под другим завалом. Не смотря ни на что идти было очень интересно, порой открывались такие пейзажи, что дух захватывало.
Дошли! На переправе нас уже ждал катамаран. Переправились на другой берег через речку Снежная - вот она Стрелка. Поставили палатки и развели костер. Палатками занимались наши мужчины, а мы начали готовить еду, т.к. все проголодались. Здесь же на берегу, был расположен лагерь кадетов, человек 30 юных парней. С ними руководитель Михаил. Юные кадеты готовили баню. Скорее не баню, а сауну. Крупные валуны несколько часов накаливались в огне. Затем вокруг ставили каркас, натягивали пленку и присыпали песком, так чтобы меньше выходил пар. Получилось маленькое сооружение с каменкой внутри.
Нас пригласили в сауну. Поскольку мы не знали, что это такое то на отрез отказавались. В баню, с мужиками?! Сколько терпения в этих людях, Михаил и Саша уламывали нас минут 20. Мы сдались и стали раздеваться. Кадеты высыпали на берег и с любопытством наблюдали. «Мальчики, отвернитесь, дайте девочкам раздеться!». И вот сауна открыла пред нами свои двери. Вперед, жаре навстречу!
Человек шесть расселось внутри на камешки, в руках еловые веники. Кто-то взданул. Сразу все начали кашлять, горячий воздух проникал по горлу вглубь, прогревались все наши органы. Становилось жарче. И когда уже жар обжигал так, что наши ушки сворачивались в трубочку, мы с визгом повыскакивали и плюхнулись в речку. Пар валил от тел. Вода шипела и испарялась, не успевая коснуться кожи. Окунувшись в реке баланс температур приходил в норму, было ни жарко ни холодно. Нам было тепло и легко. Это было что-то!!!
Когда уже стемнело, все уселись около костра. После бани, как говорят, рубашку продай, но выпей! Саша нам выдал баночного пива, в честь первого пройденного дня в походе. Водка была с собой. Дружно отметили начало похода. Потом еще и еще. Михаил играл на гитаре. И на душе было так тепло от его песен. Усевшись на камень, облокотившись на громадное дерево, можно было забыть обо всем, слушать только шум реки, которая протекала в метрах десяти. Смотреть в темное небо и наслаждаться жизнью. Не помню как все пошли спать, было так тепло и мягко, что я вырубилась сразу.
Наследующее утро встав пораньше, Наташа, я и Саша пошли варить рисовую кашу. Пили кофе с молоком. И всем было немного плохо с похмелья. Однако пора трогаться, впереди еще десяток километров пути. Часть еды оставили на Стрелке, закопав в укромном месте. Теперь рюкзачок выглядел поменьше, да и был полегче. Мы отправлялись дальше по маршруту на Соболиные озера, но на Стрелку мы ещё обязательно вернемся.
Потихоньку проходим нужную дистанцию, делаем привалы в самых красивейших местах, успеваем любоваться и фотографироваться ими мимолетно. Купальный камень, камень с автографами, где предыдущая июльская группа из Перми успела оставить свои позывные, ныряльный камень. Тропа сегодня была потяжелее, все время вверх и вверх. Местами приходилось просто карабкаться на четвереньках, тяжелый рюкзак тянул вниз, того и гляди скатишься по крутому склону. Узкие тропинки по краю пропасти. Глубина такая, что успеешь вдоволь наораться, пока достигнешь дна и острые камни будут терзать твое молодое тело.
Часа через 4 мы добрались до начала первого озера, сделали привал. Соболиные озера- это три небольших озера, соединенных между собой. Очень глубокие и чистые. Все сразу полезли в воду, пытаясь хоть чуть-чуть освежиться. Прохладная водичка, скользкие острые камни, в результате чего я сразу порезала себе ногу. Больше купаться мне не хотелось.
Приготовили хороший обед из нескольких блюд. Ребята стали собирать катамаран. Кто-то поплывет, а кто-то и пешком пойдет, огибая три озера. Людмила, Татьяна, Саша и Стас поплыли на катамаране, забрав с собой самые тяжелые рюкзаки. А мы практически на легке шли 3 км. по берегу Соболиных озер. Наконец показался тот остров, на котором наша группа захвата уже поставила палатки, дымился костерок. Остров оказался довольно большим, песчаным.
-Эй, на острове, подайте катамаран!
- Мелко, идите вброд!
Но мы угрюмо не желали лезть в воду и недобро смотрели на островитян. Последовало долгое вялое переперательство. Наконец справедливость восторжествовала в самой извращенной форме. Корабль был подан и нас перевезли, шкрябая резиновым брюхом по дну. Действительно, было очень мелко.
Горы окружали остров, восстав старожилами этих мест. На берегу лежали огромные деревья и коряги, которые только украшали наше пристанище. На озерах у нас была запланирована программа: поход на водопады Сказка и Длинный - дырку в отвесной скале, из которой бьет подземный источник с целебной водой.
В первый день мы обустраивались. Так как девчонок было много, то проблем с приготовлением пищи у нас практически ни когда не возникало, так маленькие разногласия и споры. Если в этих спорах и рождалась истина, то ее тут же съедали, а Стас требовал добавки.
На следующее утро к водопаду Сказка. Опять тайга, завалы. Однако без рюкзаков идти легко и приятно. Переправы через речки по узким бревнышкам, подъемы по отвесным скалам - красота. Водопад открылся внезапно. Река с ревом низвергается в ущелье метров с 25 под прямым углом к своему основному руслу. Водяная пена и сверкающие мечи радуги, рассекающие водопад в разных направлениях. Дико и величественно. К самому водопаду подобраться чрезвычайно трудно. Колючие брызги мешают дышать, пронизывающий холодный ветер (откуда он в эту жару?), грохот такой, что ничего более не слышно, скользкие опасные камни, ледяная вода, в которой сводит ноги. Однако все желающие, рискуя здоровьем, прокрались к водопаду, сфотографировались, а потом долго- долго грелись на камнях и корягах, наслаждаясь теплом и безопасным издалека шумом. На путешествие в Сказку и обратно у нас ушло часов 6. На следующий день ползали по отвесным скалам, пытаясь добраться до истока водопада Длинный. Но так и не дошли. На вершины сели облака и Саша скомандовал – «Всем вниз!», несмотря на ропот недовольных, требующих продолжения банкета. Играли в волейбол, организовывали баню, купались, в общем разлагались по полной программе. Вечерами сидели у костра, любуясь огромным звездным небом и считали падающие звезды. Наслаждались невероятным теплом и полным отсутствием комаров. Оказывается, это такое блаженство, отсутствие мерзких кровососущих.
Два дня пролетели как миг. Сборы и назад, на Стрелку. Там опять ночевка и подготовка к сплаву. Сплав проходил по реке Снежная, от места нашей стоянки. Организаторы предоставили два катамарана. Один большой, как линкор, взял на борту почти весь наш груз и человек восемь в придачу. На наш катамаран загрузили парочку рюкзаков и шесть человек – 4 гребца и два пассажира. Гребли: Стас, который и был командиром на нашем судне, Саша - сидел по правому борту сзади, Таня - с левого борта впереди, и я – право руля.
Было жутко страшно и интересно, экстрим полнейший. Ни какой экипировки, лишь весло, брызги и мозги набекрень, да и то не свои. Ну вот и поехали, т.е. поплыли. Впереди линкор, сзади на какой-то дистанции держались мы. При проходе первого же переката у нас случилось ЧП - вылетела пробка! Для маленького надувного кораблика это как смерть среди айсбергов. Буруны вокруг ревели и пенились. Я сидела впереди и не видела напряженной борьбы за живучесть судна. Саша одной рукой придавил дырку а другой сжимал весло и продолжал отпихиваться от взбесившихся бурунов. Женя бросилась на подмогу и грудью закрыла пробоину. Быстро к берегу! Катамаранчик изрядно завял, однако нам удалось благополучно причалить. Подкачивали, натягивали, завязывали в общем все с начала.
Мы уже даже все расслабились, а тут на тебе второй перекат. Да такой крутой. Прежде чем проходить такие препятствия, надо хотя бы потренироваться недельку. Нас стало затягивать в воронку. Стас что-то командует, ни фига не слышно. Шум воды, заглушал все. Катамаран наклоняется вперед под углом 45 градусов. Сейчас перевернемся и утонем к чертовой матери! Страх жуткий.
Течение реки не дает нам расслабиться ни на секунду. Такое чувство возникает, что ты здесь никто и течение само либо вынесет катамаран, либо разобьет о камни. Мои глаза увеличились наверное вдвое. Я хватаюсь за все перекладины на катамаране. Стас кричит, что надо грести и главное не упустить весло. К черту все, как бы тут самой не улететь. Визги и крики поднимаются ввысь. С головы до ног нас окатывает волна, потом ещё и ещё. Огромные камни, которые просто необходимо обойти, иначе можно перевернуться. Это было что-то. Боже мой как мы только живы остались, до сих пор не понимаю. На некоторых перекатах было настолько мелко, что катамаран приходилось нести на себе в прямом смысле этого слова. По команде Стаса мы поднимали катамаран и сидящих на его борту двух дамочек Женю и Таню и мелкими рывками продвигали его вперед. Вдруг резко начиналась глубина и только успеваешь запрыгнуть, чтобы тебя не снесло быстрым течением. Я гребла что было сил, ведь подготовки никакой – физической. А Стас все время командовал: «Право руля не спим, гребём!» или «Право руля - назад, вот так - держим курс». Все было четко.
По пути мы сделали маленькую остановку и попали в зыбучие пески. Мелкий песок, вроде бы берег, но все не так просто. Встаешь, думаешь на землю, а проваливаешься по калено. И страшно, прямо как в болото засасывает. Но все обошлось. Никто свою обувь не потерял. Учились мы всему, прямо скажу, на ходу, и грести и слушать команды и преодолевать свой страх. Сплав проходил часа 3.
Приплыли мы все озябшие, мокрые, уставшие. Сразу в баньку, разогрели косточки, попарились. А потом был шикарный ужин, шашлыки, омуль – горячего копчения, оболденных размеров помидоры и конечно согревающие напитки. Рыба лежала перед нами в огромных количествах, я даже не знала как к ней подлезть. Думала, что её ещё на кусочки надо порезать. А оказывается её едят целиком. Боже мой такая расслабуха, понимаешь, что сложная часть похода завершена и сейчас нас ждет только отдых. Уже этим же вечером в город должен был возвращаться Стас. Мы тепло простились, жаль было расставаться с хорошим парнем.
Ночью, а скорее всего рано утром, когда ещё все спали и было темно, мне вдруг захотелось просто попить воды. Но я не осознавала сколько в этом сложного. Слезть с чердака ночью, с фонариком в руках, когда тебя ещё и качает было тяжеловато. Самый простой вариант был сходить на реку и напиться воды, но калитка была заперта, да и жутковато стало. Весь мир ещё спал. Шаря фонариком по столам и ведрам, я нашла кисель, но он ведь сладкий и ради бога, но только не сейчас. Я стала шарить фонариком дальше, ну ведь должна же быть обыкновенная вода, большего мне не надо. И вдруг я увидела рядом с кострищем, на котором готовили шашлыки бутылку. Хлебнув из неё, я поняла, что сделала это зря. Это был уксус. Тогда я резко побежала запивать это дело киселем. И все это с фонариком в руках. После этого коктейля мне однозначно захотелось пить, чего-нибудь настоящего. И только потом в летней кухне, я нашла в кастрюле чай. Моему счастью и желанию пить не было конца. Утолившая жажду я возвратилась на чердак, в теплое гнездышко.
Нам предстоял трансферт из п. Выдрино в п. Листвянка, где должен был продолжиться наш отдых. Рано утром на электричке мы, часа два-три, добирались до п. Слюдянка, запомнившегося нам так запахом рыбы. Побродили по поселку. Через часа 4 шел поезд, по народному Матаня, в порт Байкал. Дорога тянется все восемь часов по самому берегу озера. С одной стороны Байкал до самого горизонта. Широта, простор. С другой отвесные скалы, дорога буквально вырублена в их толще. Туннели, мосты, ни одного натурального участка. Все искусственно построено сто лет назад руками тысяч каторжан.
На берегу нас приветствовали множество туристов, палатки, костры., все знакомо до боли. Проезжали красивые турбазы с спортивными площадками и кортами, с ветряными мельницами и медведями, вырезанными из дерева. А так как до этого ночь была бессонная, мы все успел поспать в поезде.
Прибыли мы в порт Байкал с опозданием. Темнело. Паром, который должен был перевезти пассажиров Матани на тот берег в п. Листвянка уткнулся носом в берег и мирно покачивался на волнах, готовый отойти ко сну, явно не собираясь никуда плыть. Рабочий день истек. Удручающая перспектива провести ночь под открытым небом на берегу озера вызывала уныние. Саша пошел договариваться с капитаном. Короткий спор, напряженная борьба взглядов и долгожданная команда – «Загружайся, поехали!» Переправили всех.
Мы обустроились в гостинице местного масштаба. Гостиница действительно располагалась на самом берегу, некоторые из нас так долго об этом мечтали. Нас расселили на втором этаже. Искупавшись в Байкале, все улеглись спать. А проснувшись утром, я поняла что нахожусь одна в комнате. Все уже встали . Потягиваясь и приветствуя первые лучи солнца, так не хотелось вставать и куда-то идти. Я даже на мгновение представила себе, что все уже ушли гулять, а я одна могу целый день валяться в мягкой кровати.
Но пришел Саша, и объявил подъем, всем на экскурсию по Листвянке. Листвянка – узкая полоска жизни, длиной километров 6, прижатая скалами в самому берегу Байкала. В этот день мы отправились в Лимонологический музей, по пути мы зашли в зоопарк, взглянуть на медведей. Экскурсовод во время экскурсии по музею сообщил, что зверья, рыбы и птицы на Байкале полно, никакой экологической катастрофы и близко нет, вода прекрасная, пей, не хочу. И чего «зеленые» беснуются?
После музея мы отправились на камень Черского. Подъем км. 4. Как нам пригодилась походная закалка! По пути мы обогнали пару изнуренных групп, медленно ползущих вверх. И вот мы на вершинке. Вид изумительный. Ясный день. Байкал вот он, весь под ногами. Далекий противоположный берег Выдрино теряется в дымке. До Иркутска 70 километров - как игрушечный городок на ладони. Мелькают спины летающих над побережьем чаек. Там мы загадали каждый свое заветное желание. Какое, никто не поделился.
Отдохнув от подъема, мы активно спускались вниз. Мы разделились. Саша, Наташа и я убежали готовить обед. А остальные неторопливо возвращались домой. Мы тормознули попутку и в одно мгновение были в гостинице. В Листвянке хороший народ – подвозят и денег не требуют. После обеда мы загорали и купались на Байкале. Сходили погуляли на пристани. Вечером мы наблюдали потрясающий закат. А затем отправились в кафе, чтобы культурно поужинать и отдохнуть. В этот вечер мы выпили столько пива, что сполна восполнили свой солевой баланс. Наши мужчины нас не подвели, активно танцевали и налево не убегали.
Эта ночь была нашей последней на берегу озера. Вечером в гостиницу где мы проживали, нагрянула француженка в сопровождении москвичей и нам пришлось объединяться в одну комнату, как говориться слились воедино. Кто-то спал в спальных мешках на балконе под звездами, вспоминая поход и тоскуя по всем его прелестям.
Утром наша соседка француженка увидала коров, которые задумчиво брели по центру единственной улицы Листвянки и пришла в совершенный восторг. На ломаном русском языке она объясняла окружающим, что она 53 года прожила в Париже и ни разу не видела живых коров! Бедная женщина.
Этим днем мы ходили в картинную галерею, гуляли на пристани, купили омуля для своих родных. Последний раз искупались в Байкале, впитали в себя последние солнечные лучи и попили чистейшей байкальской водички, наш отдых подходил к концу.
Вечером нас ждал Иркутск, где мы гуляли и отдыхали ещё пару дней. Особенно мне запомнилось иркутское мороженное. Такого вкусного я ещё никогда в своей жизни не ела, а особенно вкусное с кедровыми орешками. И вот опять вокзал, поезд. На вокзал нас пришли проводить Михаил, Саша и Стас. Были теплые объятия и поцелую, наставления и пожелания. Море впечатлений, море эмоций мы забрали с Байкала, а он остался таким же бездонным и чистым каким и стоял до нас.
Быть может еще свидимся, кто знает…….