От Красного моря до Черного моря (август 1999)

Timur Gorshunov Страна:Турция
Город: Алания
Время отдыха: Дата вылета июль 1999

Дата25.09.99 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели12556

Действительно, несколько раз говорил себе, что на Ближний Восток больше не поеду, да и знакомые удивляются, что это я там забыл. Но проходит некоторое время, и опять тянет. Честное слово, видимо не спроста три крупнейшие монотеистические религии пришли оттуда.

В этот раз скорее ради спортивного интереса решил проехать от Красного моря в Египте практически до Черного моря в Турции. Прежде всего, конечно, нужны визы. Как и прежде, иорданская заняла меньше получаса. Турецкая оказалась вовсе не нужна, египетская потребовала обращения в некую фирму с хозяином египтянином, где за услугу пришлось переплатить в два раза. В сирийском посольстве потребовалось немного изменить форму обращения - в туристической визе без приглашения категорически отказали, но транзитную дали сразу (трехдневное пребывание).

В Хургаду (Египет) прилетели поздно вечером. Алчные таксисты настаивали на 20 фунтах, я на 10, достигли консенсуса на 15. Курс что-то 3,6 фунта за доллар. В приличной гостинице прямо на берегу моря, где я жил в первый раз, года четыре назад, мест в эту ночь не было. Не судьба. В итоге взял комнату очень, что называется, basic, за 10 фунтов. Там, прежде всего, отложил НЗ 200 долларов и зашил их в пояс шорт - на очень крайний случай.

Первый же вечер показал, что долго в этом поселке не выдержу, ибо все эти ежеминутные навязчивые “hello my friend” и т.п. приведут к нервному срыву. Да и погода была слишком жаркой и влажной. Единственно приятно - кальян всего фунт! На следующий день, после пляжа, несмотря на все попытки спрятаться от прямого солнца, я обгорел. Пора было ехать дальше.

Рано утром, в относительной прохладе, сел на междугородний автобус до Суэца. Через пять часов, подъезжая к городу, мы долго ехали вдоль обширной прибрежной промзоны со складами, кранами и множеством судов на рейде. От автостанции я пошел было пешком в сторону канала. По пути около более-менее приличного охраняемого здания попытался спросить у человека, как долго идти. Он не понял, позвал кого-то еще. Вышел приветливый молодой парень, по-английски пояснил, что в целом идти долго, потом спросил, не хочу ли я зайти к ним в полицейский участок на экскурсию. Спасибо, в другой раз. На том расстались.

В итоге таксист привез прямо к началу (или концу) канала. Там же оказался офис tourist info. Девушка пояснила, что скоро должен пойти караван судов, снабдила бесплатной картой Суэца и записала меня в журнал для отчетности. Я так понял, что сегодня я первый и, возможно, последний посетитель. Проход каравана по каналу впечатляет. Город нет. Мягко говоря, грязно.

Далее Каир. Меня высадили на широкой улице, которая шла прямо на площадь Тахрир, к Национальному музею и набережной Нила. В центре города начали приставать всякие гиды и прочие, предлагавшие остановиться в их гостинице, посмотреть город и т.д. Я мило улыбался, начинал говорить по-русски и переставал понимать по-английски. Действовало отлично - они быстро теряли ко мне интерес. Пройдя от Музея в сторону каирского базара Хан-эль-Халили, я нашел приличную гостиницу, 40 фунтов, после небольшой торговли. Среди постояльцев было много японцев (хороший знак).

Сразу скажу - не надо думать, что торговля означает жадность. НЕТ. Просто стиль такой там. Многих иностранцев это раздражает, мне же просто весело. В Стамбуле даже в duty free можно сбить цену.

Дальше предстоял переезд через весь Синайский полуостров в небольшой городок Нувейба на Красном море, где оно разделяет Египет и Саудовскую Аравию. Оттуда ходят паромы в Иорданию. Накануне вечером я пошел прогуляться в сторону базара. Приятного оказалось мало. Невообразимые толпы народа. Автобусы набиты людьми. На остановках практически не останавливаются, а притормаживают. Кто не смог или не успел - ничего не поделаешь. Видел, как один молодой человек вылез из салона прямо через окно. Устав от толпы, я свернул наугад в переулок. Несколько поворотов, и все: узкие улицы, сидящие вдоль стен люди, машин нет. Короче, потерялся. Почти за час плутаний - ни одного туриста, да и люди смотрели без особой симпатии. Честно говоря, почувствовал себя довольно жутко. Когда выяснил наконец, где нахожусь, оказалось, что шел я в противоположную сторону. Пришлось идти назад. Район оказался Гамалия. Очень колоритный.

Нужный мне автобус ходит всего дважды в день - рано утром и поздно вечером. Я сел на утренний. Все шесть часов пейзаж довольно однообразный. Из развлечений - длинный туннель под Суэцким каналом и частые следы боев с израильтянами: колючка, окопы, ржавая техника.

Вообще, я был готов к тому, что придется ночевать в Нувейбе. Тем более что у автобуса как назло дважды лопалось колесо, и замена требовала времени. Когда подъехали к порту, увидели паром. Автомобильный, очень огромный. Появилась надежда не ночевать в этой дыре. Для входа на территорию порта надо было предъявить билет, который, оказалось, покупают заранее в Каире. Но ничего, пропустили. Надо сказать, что таможенного досмотра после России не было вплоть до опять той же России. Нигде ни разу. Только пограничники смотрели паспорт.

На пароме с меня взяли деньги, но билет не дали. Это лишнее, сказали. Правда, деньги взяли точно, без обмана. Паром практически наполнился. В трюм заезжали последние машины, народ устраивался на палубе и в салоне. Публика - очень много иностранцев с рюкзаками, самостоятельно путешествующих, и паломники. Их можно узнать по простой белой одежде, и женщин, и мужчин. При совершении хаджа все должны быть одеты просто и одинаково, без излишеств. Чтобы не было видно, что кто-то богаче или беднее, чтобы все были единой массой равных верующих людей.

Наверху на палубе стоял иностранец и смотрел вниз на море. За бортом расплывалась большая рыжая масса, похожая на стог сена под водой. Вокруг плавало много разных рыбок. Он подтвердил мое предположение о продукте жизнедеятельности людей. Мужчина оказался из ЮАР, путешествует через Ближний Восток в Европу. При себе имеет пару шорт, бинокль, блокнот и компас. Все это помещается в небольшой наплечной сумочке. Я многое могу понять, но такой стиль, мне кажется, уж слишком.   Вечером приплыли в порт Акабы. На выходе все иностранные паспорта собрали в огромный мешок и увезли в зал прибытия. Мы последовали за своими паспортами. Там паспорта разделили по цветам (по странам), и стали объявлять, кто сколько платит за визу. Целый час я отслеживал свой одинокий паспорт. Наконец, после убеждений, что у меня виза уже есть, я попросил офицера побыстрее проштамповать паспорт. На улице мне предложили отдать три или четыре динара за семиминутную поездку до города и сесть в полное такси, сказав, что все сидящие там заплатили столько же. Один динар - почти полтора доллара. Я понимаю стремление заработать, но не так же нагло и с обманом. Пришлось таксистов послать и пройти сто метров до дороги. Там ко мне сразу подошел парень и сказал, что подвезет до города. Я предложил ему один динар и мы поехали.

В Акабе я позволил себе отдохнуть две ночи в чистой, тихой гостинице со всеми удобствами. Придя в первый день, день затмения, на пляж, обнаружил там только несколько иностранцев. В Иордании был объявлен выходной, люди пошли в мечети и, похоже, ждали чего-то ужасного. Но ничего, обошлось.

В автобусе на Амман я оказался сидящим рядом с иорданцем, учившимся в СССР. Лет на десять старше меня. Всю дорогу мы дискутировали по двум вопросам - место женщины в обществе и религия. По вопросу религии наши позиции почти совпали, но по отношению к женщинам не сошлись. Он также признался, что годы учебы в Союзе были прекрасными, и вообще столько теплых, искренних и приятных слов чуть ли не со слезами на глазах о нашей стране (во многом бывшей) я давно не слышал. Очень приятно. Посещение Хаммамат-Маин описывать не буду, см. Иорданию.

Особенность летнего периода - огромное количество в Иордании и Сирии машин из стран Залива: Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ Там летом очень жарко, и они путешествуют на север. В Аммане я созвонился со своим старым приятелем, он сейчас работает в Иордании. Ночью мы поехали на местную дискотеку, в клуб. В целом похоже на Москву, только девушек меньше и музыка чередуется западная - восточная. И, честно сказать, под арабскую музыку народ чуть ли не поголовно вскакивает с мест и начинает танцевать. Она действительно заводит очень сильно.

Следующий день был выходной, и тот же приятель любезно согласился довезти меня до сирийской границы, около 100 км на север. В принципе прямо в центре Аммана можно сесть на специальное сирийское такси, и за пять-шесть динаров проехать весь путь до Дамаска. Но в этом случае вы как бы привязаны к одной машине и время переезда зависит от формальностей на границе. Я же подъехал к пограничному пункту, мне проштамповали выезд, попытались взять выездную пошлину пять динаров, на что получили аргумент, вычитанный в Lonely Planet, что транзитники, находившиеся в Иордании менее 72 часов, не платят, и выпустили на нейтральную территорию, километра два шириной. Я пошел пешком по ничьей земле. Хорошо, одна фура остановилась, и шофер меня подбросил до сирийского контрольного пункта. Потыкавшись в разные двери, наконец нашел нужное окошко, получил специальную въездную учетную карточку, штамп в паспорт и пошел дальше, уже по сирийской земле.

Примерно через час ходьбы одна из проезжавших машин остановилась, сдала назад и шофер предложил подбросить до Дамаска, почти сто километров, бесплатно. Сам он оказался пожилым ливанцем, имеющим бизнес в Саудовской Аравии. Разговор шел о политике и отношении к женщинам. Идеалом политика для ливанца оказался Н.С.Хрущев, а сам он очень желал бы нового подъема России и возврата ее на мировую арену. В Дамаске, бросив вещи в гостинице, я пошел в старый город, за крепостную стену. В христианском квартале есть пивной бар. Очень уютный и приветливый. После пива и прогулки по улочкам, где даже жара, в силу плохого проникновения солнечных лучей, ощущается заметно меньше, зашел в хаммам - турецкую баню. Как и многие другие бани и вообще здания в Дамаске, этот хаммам функционирует тоже что-то около 700 лет. Впечатляет.

После бани был кальян в кафе под стенами старого города. Группа молодых людей выразила желание пообщаться со мной, мы долго беседовали, они угостили меня своим табаком. В общем, все как обычно, ничего особенно нового. Но именно это, видимо, я и хотел, и ценю.

Дальше по маршруту следовал Алеппо. Там познакомился с археологом, молодой американкой. Уже несколько лет она приезжает в Турцию или Сирию на раскопки. Два-три месяца в полевых условиях. Нравится.

На автостанции взял билет до города Антакия в Турции. Около 120 километров. Отдал три доллара, хотя можно было и два - агентов много, но автобус-то один и тот же. В шикарном двухэтажном автобусе нас всего было человек восемь пассажиров. В отличие от сирийско-иорданской границы, где всего один пункт перехода, с Турцией несколько таких пунктов. Сирийский пункт производил несколько партизанское впечатление: у шлагбаума на матрасе дремал человек в майке и штанах. Когда мы подъехали (очень рано утром), он протер глаза, достал из-под матраса пистолет и сунул его за пояс. И опять лишь беглый осмотр багажного отсека автобуса и никакого личного досмотра кроме паспорта. У меня было желание сфотографировать полуразрушенный сарай с ржавой надписью duty free, но я решил не рисковать.

Турецкая сторона встретила чистотой и опрятностью. На паспортном контроле повстречалась неизвестно откуда взявшаяся здесь явно восточная и очень симпатичная девушка с российским паспортом. Когда я попытался заговорить, она произнесла на очень плохом русском, что не говорит по-русски. Она была с какими-то людьми, тоже восточными.

Едва въехав в Турцию, бросилась в глаза разница. Даже природа стала более мягкая: вместо желтой полупустыни - зеленые холмы. Дома аккуратнее, вывески на латинице. Люди все при деле, чем-то заняты. Почти Европа. Короче, огромная разница.

В Антакии надо было опредилиться, куда ехать дальше - вдоль побережья или вглубь страны. Остановился на Анталии. Весь световой день прошел в Антакии в ожидании транспорта. Ночной автобус, 15 часов в пути. Но переносится нормально. Часто остановки. Утром - Алания и, наконец, Анталия. Пересадка на микроавтобус на Кемер. Еще в автобусе местная молодежь предупреждала, что, как иностранцу, придется дорого платить за гостиницу. Не знаю, но в Кемере первый же пансион сдался за 10 долларов в сутки. Рядом гостиница *** с бассейном, завтраком и ужином в итоге согласилась на $25. Но по старой памяти остановился в очень уютном частном пансионе за $12 с завтраком, бассейном, кондиционером.

На следующий день хотел позвонить домой и в Стамбул, но связи не было. Окзалось - землетрясение. Говорили, что прервано автобусное сообщение со Стамбулом из-за провалов на шоссе и спасательных работ. Первоначально я планировал доехать до г.Ялова, недалеко от Измита, на Мраморном море, и пересесть на паром до Стамбула, однако паромное сообщение временно преостановили, а в порту горело нефтехранилище.

Но и отказываться от цели не хотелось. Обычно 12-ти часовой переезд до Стамбула мы проехали часов за 10 с чем-то. Наверное, дорога была пустая в ту сторону. Уже ближе к Мраморному морю стали встречаться спящие на обочинах люди. Сначала я их принял за бездомных, но рядом со многими стояли машины, да и одежда на них была чистая и хорошая. Потом сообразил, что люди просто бояться спать дома. В самом Стамбуле все скверы, газоны тоже по вечерам заполнялись горожанами.

В ста метрах от Голубой мечети нашел приличный пансион за $20 день. Дорого конечно, но Стамбул считается дорогим городом. Три комнаты из шести были заняты японцами. Сразу позвонил в AJT узнать о билетах. 90 долларов, билеты еще были. Сказали, что пик отъезда пришелся на предыдущий отлет - соотечественники испугались повтора землетрясения, да и в России многие сдали билеты. Так что в какой-то мере повезло. В итоге взяли почему-то 80 долларов.

Следующие дни прошли в прогулках по городу, осмотре памятников, морских поездках по Босфору и на острова в Мраморном море. Особенно понравилась экскурсия в султанский дворец и гарем. И вообще Стамбул заслуживает отдельного рассказа.

В заключение скажу, что на подобный переезд с более-менее подробным осмотром проезжаемых стран и городов надо взять недели четыре.


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Турции

Travelata.ru - онлайн гипермаркет туров - Полный Обман своих Туристов!
Анна  Анна   Турция   Дата вылета  октябрь 2022
 Тур компания «Travelata» Обманывает своих Туристов!Тур компания Травелата обманывает своих туристов и продает под видом 5*звездочных отелей соседние 3*звездочные отели с никому незаметным добавлением слова Anex room. Никаких фотографий этого 3*...
Читать далее

Дата 18.11.22 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели979

...Нужен нам берег турецкий...
         Это слегка изменённая строка из песни М.Блантера и М.Исаковского, появившаяся в СССР в 1949 году.         Турция (Türkiye) – это самая посещаемая российскими туристами страна дальнего зарубежья. ...
Читать далее

Дата 21.02.23 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели615

Astoria Grande
Максим  Максим   Турция , Сиде   Дата вылета  август 2022
Красивые и удобные каюты, вкусная еда, хорошая развлекательная программа на каждый вечер. В портах по пути следования стоит не долго, так что экскурсии планировать лучше заранее. Персонал вежливый, на лайнере поддерживается безупречная чистота. Кормя...
Читать далее

Дата 27.04.23 Хороший отзыв18 Ответов23 Просмотрели1836

Кушадасы
Кушадасы - турецкий курортный город на берегу Эгейского моря. Регион имеет общую границу с Грецией - сухопутную и морскую. Относительно других курортов Турции Кушадасы самый северный. Эгейское море на несколько градусов всегда прохладнее Средиземного...
Читать далее

Дата 08.08.23 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели1074

Отзывы туристов