Забудьте о проблемах

Город: Крит
Время отдыха: Дата вылета июнь 2001

Дата18.02.03 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели13777

Греция… Еще пять лет назад финансовое состояние моей семьи не позволяло и думать об отдыхе комфортнее Бердянска с его ненавязчивым сервисом, а точнее, отсутствием оного. Пляжи, где преимущественно украинские граждане непрерывно жуют пирожки, семечки и персики, а бумажки, шелуху и косточки старательно закапывают в песок, где тетенька в белом халате в рупор периодически напоминает, что море и алкоголь (с ударением на первом слоге) несовместимы – не вызывали особого раздражения, лишь чувство юмора. Да и облупленные номера, доставшиеся от Советской Власти, где ремонта не было и не предвидится (а зачем – и так едут!), воспринимались естественно, зато море, климат, и цены на лечение, проживание, питание – окупали все. Однако прошлым летом я побывала с сыном на Солнечном Берегу в Болгарии, и, поскольку все время проводить на пляже – скучно, а кроме Несебра из ближайших достопримечательностей там посмотреть особо было нечего, мы навестили греческий городок Созополь, расположенный на южном побережье Болгарии, провели там день, и мысль о настоящей Греции запала мне в душу. Все мечты сбываются… Выбирая точку для отдыха на карте Греции в этом году, я забрела в Интернете на какой-то сайт, где одна фраза решила дело – речь шла о состоянии европейских пляжей, и самыми чистыми были признаны островные, в том числе греческие. Ну а какой остров выбрать – этот вопрос решился сам собой, поскольку рейсы на Родос и Крит совершаются не ежедневно. По крайней мере, из того, что предложила туристическая фирма «Зевс Трэвел», удобнее по времени оказался отдых на Крите. Итак, мы отправились на Крит 15 июля 2001 года на две недели. И Крит не разочаровал. Говорят, Родос более зеленый. Может и так. Действительно, после часовой задержки в Ш2 (мы сидели в самолете как в консервной банке под палящим солнцем, пока пересчитывали багаж – на борту оказался лишний чемодан), да и сам полет также не был приятным – мы попали в зону турбулентности, -- из самолета я вышла зеленая, к тому же груз московских проблем никак не отпускал. Миловидная девушка туроператор встретила нас на микроавтобусе – прилетевших оказалось не так уж и много. И по дороге в гостиницу я разглядывала из окна ландшафт -- красная почва (из-за обилия окислов железа), негустая растительность, оливковые рощи, много цветущих кустарников, от знакомых олеандров до самых экзотических, никогда прежде невиданных. Еще в Москве, выбирая отель, я исходила из прежнего болгарского опыта – в прошлый раз мы настрадались от шумных немцев, довольно беспардонных граждан без особых церемоний, которые могли запросто, возвращаясь под утро в отель, кричать, хлопать дверью, громко смеяться и т.д. Я вовсе не хочу сказать, что все немцы такие, просто другие нам не попадались. И когда в турагенстве у меня поинтересовались, что я предпочитаю – тихо или шумно, я, разумеется, выбрала первое. Ну, это кому что. Я не учла, что сын – а ему только исполнилось 16 лет, мог и заскучать, что собственно и произошло. Отель – Costa Mare ***+, где мы остановились, оказался чудный. Номер просторный, с видом на море, на 3 этаже, куда мы поднимались на лифте. Номер уютно, пожалуй даже стильно обставлен, просторная лоджия, ванна, фен кондиционер, который централизованно включается в 7 вечера и работает до утра. Впрочем, днем он и не нужен – в номере днем мы практически не бывали. Одна вещь меня заинтриговала – фумитокс с комплектом соответствующих таблеток. Оказалось не зря. Комары на Крите особые – мелкие, нападают без предупреждения, не зудят, но кусают свирепо. Бросив вещи, мы бросились к морю. Пляж – что-то среднее между мелкой галькой и крупным песком. Но дно – с такими наплывами, словно вулканического происхождения, несколько неудобно заходить – ноги скользят, и вообще долго идешь по мелководью. Однако на соседнем пляже дно хорошее. Конечно, такого песка, как в Болгарии, нет, но есть много других плюсов. Море действительно потрясающе чистое, теплое, ласковое. Я вставала рано, еще до восхода, и шла к морю, на пляж соседнего отеля, обычный набор – гимнастика, плавание. Наблюдать восход солнца на Крите – особое удовольствие. Солнце выкатывается неожиданно и очень быстро набирает высоту. Небо окрашивается в такие цвета, которые я не видела нигде. А вечером на закат к морю приходили полюбоваться почти все жители отеля. Ну, правда, это просто завораживающее зрелище. Ужин оказался разнообразным, и несмотря на привередливость сына, даже он ухитрялся обставить себя кучей тарелок. Фруктов – большой выбор и на завтрак, и на ужин: киви, бананы, яблоки, дыни, арбузы, апельсины. И, конечно, как и принято в трехзвездочных отелях, напитки вечером за отдельную плату. Самый дешевый напиток – местное вино. Чашечка кофе по-гречески стоит 500 драхм. Причем оно абсолютно соответствует тому определению, которое Штирлиц дает в знаменитом фильме – действительно, кофе по-гречески подается со стаканом холодной воды. Деньги меняли в отеле по неплохому курсу 380 драхм за доллар. В Ираклионе один раз поменяли по курсу 390 драхм за доллар. Но везде надо спрашивать, сколько получишь за 100 долларов на руки. Хотя и здесь гостеприимные греки могут надуть. В одном из банков добрый грек объяснил, что на руки я получу 38000 драхм за сто долларов, а вручил значительно меньше, изображая полную непонятливость на лице и рассчитывая, что я не буду связываться. Пришлось аннулировать операцию. Он сделал это без звука, почему-то достав мою сотенную купюру из-под клавиатуры своего компьютера. На острове испытываешь чувство абсолютного комфорта и спокойствия. Криминала нет. Домогательств? Страна цивилизованная. Ну, если вы привлекательная женщина, да к тому же одинокая, вряд ли вы останетесь без внимания. Но все зависит от вашего дальнейшего поведения. Навязчивость, как мне показалось, не является характерной чертой греков. Да и огласки критяне боятся – остров маленький, вокруг полно родственников, слухи расползаются со страшной скоростью, за свои семьи они держатся, на острове очень низкий процент разводов, ведь в основной своей массе это крестьяне, живущие патриархальным укладом. Вобщем, все здесь зависит в значительной степени от вашего поведения. Но вас никто не обидит. Это не Турция. Наш отель располагается между Ираклионом и Херсонессом, собственно, в 4 километрах (по карте) от Херсонессоса, в который мы несколько раз ходили пешком вдоль побережья, это занимало приблизительно 1 час 15 минут. Такие прогулки позволяли получше рассмотреть другие отели и сделать кое-какие наблюдения и выводы. Отель, в котором остановились мы – просто чудный, скорее семейный, небольшой. Очень ухоженная территория, цветущий чудный сад, есть даже маленький прудик с лилиями и скамейкой в тени пальм. Вполне приличный бассейн. Еда – просто замечательная. Просто идеален для влюбленной пары, для семьи с маленьким ребенком, для пожилой семейной пары. Мне было очень комфортно, но я поймала себя на мысли, что, пожалуй, будь отель побольше, мне бы это не повредило. Да и сыну тоже. Уже к третьему дню ему стало скучновато. Хотя на обратном пути в самолете я выслушала жалобы тех, кто жил в шумном Херсонессосе, проблема заключалась в пресловутых беспардонных немецких туристах. Экскурсии мы заказали на вторую неделю (сначала поинтересовались в Ираклионе, в немецкой компании, сравнили цены, у нашего туроператора они оказались немного выше, но мы остановились на русскоговорящем гиде – Эвридике, собственно, она там считается лучшей, действительно очень старается, хотя русский язык у нее неважный). На Крите огромное количество фирм по аренде транспорта. И мысль арендовать машину зрела у меня еще в Москве, так что права я с собой прихватила. Но если вы забыли права – не беда, кто-либо из родных может выслать вам их по факсу, и этого достаточно, чтобы сесть за руль. А с машиной на Крите ты обретаешь действительно свободу перемещения, так как общественный транспорт не очень-то развит, курсирует автобус между Херсонессом и Ираклионом, да экскурсии выручают. Мне очень хотелось посмотреть восточное побережье Крита. Проблема была только в том, что на права я сдала два года назад, после этого за руль машины ни разу не садилась, к тому же ни разу не водила машину без инструктора. Но желание было столь велико, что я все же арендовала маленький фиат, исходя из самой низкой цены за модель (40 долларов в сутки у русскоязычного оператора), и утром мне принесли на ресепшен ключи от машины, а я подписала договор на полную страховку. Проблемы начались на старте, поскольку стоянка у отеля устроена так, что предполагает выезд круто вверх, как на эстакаду, а я подзабыла, что неплохо было бы убрать ногу с педали сцепления. Подскочил какой-то немец и предложил оказать помощь. Сжав зубы, я процедила «я сама», и как ни странно, все вспомнила, видимо, мобилизовалась от стресса. Сделала пару кругов по курорту, немного освоилась и выехала на национальную трассу. Надо сказать, представитель страховой компании вместе с ключами вручил мне и карту. Поэтому, немного разобравшись, мы с сыном решили направиться в Агиос Николаос, город на восточном побережье Крита, завоеванный в свое время венецианцами, с интересной особенностью – маленьким, но глубоким озером посередине, соединенным каналом с морем. Однако первую остановку сделали уже в Херсонессе – решили зайти в ресторанчик и выпить кофе, съесть мороженое. Настроение было замечательным – ведь мне удалось тронуться и даже доехать до первого города, проехать его, вполне прилично припарковаться, вспомнив заодно, четный ли это день и какая сторона улицы. Не смейтесь, автомобилисты, вы тоже когда-то начинали. Трасса эта представляет собой двухрядной шоссе, а по бокам как бы еще по половинке полосы заасфальтировано – так что если меня просили уступить дорогу – я не возражала, немного брала вправо. Скоростной режим я иногда нарушала, но что удивительно – меня при этом многие все равно обгоняли. Дорожная полиция ни разу не встретилась. Вообще греки внешне неторопливы и даже ленивы, но и они любят быструю езду. Да и темперамент скрыт вулканический. Мы наблюдали сцену скандала между двумя греками у стойки бара – хозяином и работником – так вот хозяин кричал как зарезанный на работника и для подкрепления своих аргументов шваркал посудой о стойку бара. Надо сказать, любовь к битью посуды у греков просто маниакальная – у них даже имеется в арсенале национальный танец (забыла, как называется, но не сиртаки и не бузуки), когда разбивается об пол уйма тарелок, причем на этом деле они не экономят, благо остров нехватки в гончарных производствах не испытывает. Итак, проведя часок в Херсонессосе (сынок, пользуясь тем, что я пребывала в добрейшем расположении духа, раскрутил меня на очередной диск какого-то Боба Дилана), мы сели в нашу машинку, которую успели полюбить всей душой. Ну и впрямь: ее делали так, словно думали обо мне и любили меня. Это после старых раздолбанных инструкторских жигулей. Она такая маленькая, удобненькая, особенно хороша для узких улочек греческих городов. Кнопочку нажимаешь – окошки опустились. Другую нажимаешь – вентилятор работает. Двигатель работает бесшумно, педали не тугие, руль послушный, и т.д. При этом не автомат, управление обычное. Дорога без пробоин и движение на дорогах обычное, правостороннее. Словом, мы отправились дальше. Правило такое – берешь машину с половиной танка (бака) и возвращаешь столько же. Поэтому я решила освоить еще одну операцию – заправку. Мы выбрали для заправки первую попавшуюся, BP. Можно сделать заказ двумя способами – по количеству литров или по количеству денег. Я попросила залить на 4000 драхм – получилось что-то около 12 литров. Никакие шланги мне, разумеется, никуда вставлять не пришлось – обо мне и здесь позаботились. Кстати, никакого разнообразия сортов бензина – здесь только один сорт, для машин, и все. Двинувшись дальше по трассе, мы с удивлением обнаружили, что пейзаж постепенно стал меняться, дорога стала извилистой, появились предупреждающие знаки о камнепадах и собственно сами горы. Очень красиво. При въезде в туннель я даже не забыла включить свет. На дороге очень много мотоциклистов. Причем на мотоциклах передвигаются все – и мужчины и женщины. Особенно много женщин на мотоциклах в городах. Очень мобильный и удобный вид транспорта. По приезде в Николаос мы припарковались возле крупного супермаркета (по нашим масштабам что-то вроде Рамстора). Зашли купить воды и подивились тому, что свои пожертвования греческие граждане оставляют в специальных контейнерах в виде приобретенных здесь же, в супермаркете, консервов для уличных котов и собак. Видно, больше жертвовать не на кого. Надо сказать, на Крите, и видимо, во всей Греции какая-то непостижимая любовь к котам в особенности. Про котов выпускается огромное количество календарей, открыток, их разнообразие намного шире, чем календарей с красивыми девушками или просто красотами Греции. Коты на Крите и впрямь хороши. Короткошерстные, на длинных лапах, очень грациозные и гордые, не подлизываются. Расцветка чаще всего черно-белая. Вид у всех уличных котов ухоженный. Нигде драных не видела. Самый жирный из всех виденных котов сидел на берегу озера в Агиос Николаос, и равнодушно глядел на резвящихся рыбок. Озеро с одной стороны окружено скалистым высоким берегом. Другой его низкий берег обрамляет устье канала, соединяющего озеро с морем. Озеро окружено красивыми пальмами, а на скалистом берегу еще растут и лимоны, которые к тому времени уже созрели и просто падали на землю, как у нас яблоки в деревне. Пообедав в ресторанчике наверху, сделав несколько панорамных снимков, мы спустились к началу пешеходной улочки, довольно уютной. Заглянули в интернет-кафе, украшенное репродукциями В.Кандинского, сын отправил письма, я тем временем купила пленку для фотоаппарата. Вообще этот городок мне понравился больше всего. Все греческие города, безусловно, чем-то похожи, но это только внешнее впечатление. Все они абсолютно разные. Этот городок отличался особой неторопливостью, каким-то райским умиротворяющим спокойствием, несуетностью и присущей только ему красотой. Но пришло время прощаться, по карте мы нашли свою машинку, нагретую палящим солнцем. Сели и двинулись в обратный путь. Я ехала со скоростью 50-70, и где-то через час мы уже были в отеле. Причем, я сообразила, где съехать с трассы на боковую дорожку – на этот счет у них никаких указателей нет, хотя любому жителю острова назови свой отель – и они четко представляют, где это, а ведь отелей – тьма! Кстати, в нашем отеле публика была самая разноязыкая, но все же соотечественников было маловато, хотя все люди приятные, видно «братки», испытывающие трудности с получением шенгенской визы, предпочитают отдых в Турции. Туроператор объяснила также, что соотечественники выбирают на Крите преимущественно пятизвездочные отели, что тоже понятно. Критяне очень гордятся своим водным парком Water Splash, считая его самым крупным в Европе – не знаю, так ли это, но парк был действительно хорош, и даже я, женщина, прямо скажем, трусливая, не удержалась от того, чтобы не прокатиться по черной трубе и спуску камикадзе. На такси от нашего отеля до парка минут 10 езды. И стоит это 3000 драхм. Да, кстати, в ресторанах, такси принято платить чаевые – 10%. Вторую неделю мы посвятили экскурсиям – Кнососс (Лабиринт Минотавра, с которым связана трогательная легенда об Ариадне и Тезее), долина Лиссити, пещера Зевса. Видя, что сын остается безучастным ко всем этим красотам и памятникам старины, я попыталась робко пробормотать что-то насчет того, что действие легенды, давшей начало стольким произведениям (стихам, картинам), происходило вот прямо в этом месте, и разве это не впечатляет, но сын посмотрел на меня с сожалением и неким сомнением и после паузы осведомился: «Мам, ты что же, и вправду во все это веришь»? Пришлось умолкнуть. Еще на одной мысли я поймала себя к концу второй недели, когда подходило время уезжать: мне не хотелось расставаться с Критом. Мне удалось забыть о том, какой тяжелый год я прожила, за бортом осталось все – операция, развод, мои экзамены и поступление сына в МИФИ, -- все эти волнения, стрессы – все ушло, я вернулась в Москву, приступила к работе, но каждый день мыслями улетаю ненадолго на чудесный остров в Средиземном море, жители которого искренне тепло относятся к нам, русским.