Продолжение получилось после некоторого перерыва. Страсбург – «голубка/ tourterelle, севшая на плечо», как говорят французы, и столица Эльзаса. С 1648 года дом Габсбургов уступил все свои права на Эльзас французской короне. И город принадлежал по несколько раз то Франции, то Германии. Называется «самым немецким городом Франции, самым французским городом Германии и самым европейским городом Европы». Древнее название - Аргенторат (лат. Argentoratum), немецкое название города «Штрассбург»/Straßburg, что означает «крепость у дороги». Но был в его истории период, когда он не принадлежал никому. В середине ноября 1918 года город являлся столицей Эльзасской Советской Республики, провозгласившей независимость от всех, с установление народной власти.
Вокзал находится практически в начале туристических троп. Старинное здание укрыто внешней стеклянной оболочкой, растекающейся по всей длине вокзала. Вид с привокзальной площади напоминает то ли творение стеклодува в виде вытянутого овала. То ли приземлившуюся летающую тарелку, что села на вокзал😊.
Страсбург был немецким городом до 1681 года, когда Людовик XIV присоединил «свободный город» к Франции. Однако в 1871 г., после поражения Франции во франко-прусской войне, он снова почти на 50 лет отошел к Германии как главный город имперской земли Эльзас-Лотарингия. Лишь после первой мировой войны, в 1918 г., Страсбург снова стал французским. В городе влияние двух культур ощущается и в смещении языков, архитектуре, даже в местной кухне. Такой особенностью воспользовались и мы. При обращении за помощью к местным жителям английский оказался без надобности - его почти не понимают. А вот на немецком понимали практически везде. Конечно, лучше общаться на французском😊.
По прилегающим улочкам вышли к реке, омывающей остров Гранд-Иль, на котором находится «старый центр» города. Но город весь красив, по нему ходить-не-переходить - везде лепота. Исключение составляет лишь западная, индустриальная его часть, где находятся производства. Страсбург стоит между горными склонами Вогезы и Шварцвальд, на реке Иль, которая через сеть каналов соединена с рекой Рейн. Удивительно, что сам остров Гранд-Иль плоский. Он соединен с остальной частью города не менее чем 21 пешеходным мостом. Так по мостикам через реку и попадают в исторический центр и дальше, куда душа пожелает.
Не меньше, чем архитектурные красоты, в городе река и каналы являются «визитной карточкой» города. Про набережные, «Маленькую Францию» написала отдельный отзыв, так они запали в душу. От вокзала можно углубиться сразу в улочки Гранд-Иля и выйти к главной фишке -Страсбургскому Собору. А можно «восходить» к лакомым уголкам постепенно, начав с набережных или «Маленькой Франции», как кому хочется.
В центр Гранд-Иля выбрались около дворца Роана, поднявшись от дорожки-набережной вдоль воды. Дворец был построен в период с 1731 по 1742 гг. для местного епископа, что был князем-епископом, т.е. не просто являлся главой Церкви, а обладал еще и светской властью, являлся сувереном. Разумно, прямо рядом с местом работы и в красивом месте над рекой. В XVIII веке в нем жили, сменяя друг друга, четверо князей-епископов из семейства Роганов, от них дворец и получил свое название. В 1744 году во дворце Роган останавливался французский король Людовик XV, в 1770 - королева Мария-Антуанетта. С 1793 года мэрия заседала во дворце Роанов вплоть до 1805 года, когда из этого бывшего епископского дворца сделали резиденцию Наполеона, а ратуша переехала на свое нынешнее место на улице Rue Brûlée. В 1805, 1806 и в 1806 годах здесь бывал император Наполеон I и его первая супруга Жозефина Богарне. По указанию Наполеона, помещения и залы дворца были украшены и переделаны по его вкусу. В 1810 году во Дворце Роган Страсбурга провела свою первую ночь на французской земле вторая супруга Наполеона - Мария-Луиза. Чертоги дворца сохранились практически в их оригинальном виде. Сейчас в здании находятся три важнейших музея Страсбурга: археологический, Музей прикладного искусства и Музей изобразительного искусства.
Перпендикулярно реке и вдоль стены дворца Роган улочка ведет прямо к Страсбургскому собору. Сбоку историческое здание с внушительным забором.
«Рестораны-рестораны, а я кушать не хочу!». Не приемлю это слово, но тут оно понадобилось. Заведения общепита на каждом шагу с заманчивым меню эльзаской кухни. Но у нас огромный список достопримечательностей намечен, хотя бы часть успеть обойти. Поэтому аккуратно огибаем столики выставленные прямо на мостовой и вперед.
Громада Собора доминирует над всем центром города.
По легенде Собор стоит на сваях, уходящих в глубокое подземное озеро. Раньше попасть к нему можно было через ход, начинающийся на дне колодца в погребе дома прямо напротив собора. Много веков назад колодец завалили камнями, и прохода к озеру для живых не осталось. Но с озера свободно летают аисты. Не зря на стене Собора есть их изображение, эта птица ещё и символ Эльзаса.
На Соборной площади напротив Собора - Музей Норт-Дам, Музей строительства собора Страсбургской Богоматери/Musée de l'Œuvre Notre-Dame с богатой коллекцией произведений искусства XI-XVII вв. из Страсбурга и других городов рейнского региона районе Собора. Музей гнаходится в старинном историческом здании Maison de l'Oeuvre Notre-Dame: с XIII века в нем находилась администрация по сбору средств и управлению фондами на строительство и реставрацию Страсбургского собора. Левая часть здания более древняя, готическая 1347 года, а правая, более поздняя, представляет собой образец ренессансной архитектуры и датируется 1579 годом.
На углу «Галантерейной улицы» перед Собором, стоит фахверковый домик с арочными проемами на первом этаже. На вид такая же постройка, как и другие фахверки, но она выстояла во всех пожарах и войнах Страсбурга. К тому же, все эти века сохраняла свое предназначение, как аптеки. До 2000 года это была самая старая аптека Страсбурга и Франции в целом и одна из старейших в Европе. Фасад и крыша аптеки Оленя, а также украшенные лепниной потолки и фрески и деревянная лестница отнесены к числу исторических памятников Страсбурга. С 2002 года ее перепрофилировали и теперь тут находится культурный центр - la Boutique Culture. и билетная касса.
Приглядитесь, на углу «аптеки» колонна, немного отступающая от фасада здания. Это не только подпорное приспособление под верхние этажи. Но и «измеритель живота» -Büchmesser! Она служила для измерения полноты членов городского совета Страсбурга, так говорится во французских источниках. Пузаны должны были протиснуться между стеной и колонной, чтобы подтвердить свою стройность. Происходило это всего раз в год, а именно в январе, что связано со старинной страсбургской традицией проводить выборы и последующую церемонию принятия присяги - перед главным входом в Собор; в первые две недели каждого года.
Затейливый дом-шкатулка около Собора неизменно привлекает внимание своим сказочным обликом. Ренессансная постройка с 75 окнами и богатейшей деревянной резьбой возведена над позднеготическим первым этажом в 1589 г. Особняк Каммерцель (Kammerzell House) - один из самых известных и замысловато украшенных зданий Страсбурга, кроме этого, он наиболее всего сохранившихся средневековых построек в стиле поздней готики на территории бывшей Священной Римской Империи. Он считается самым красивым фахверковым зданием в мире. Кто проводил такой конкурс - неизвестно. Его стены украшают фрески из резного дерева с библейскими и мифическими персонажами, знаками Зодиака и христианскими добродетелями. Доски были вымочены бычьей крови, потому приобрели такой темный оттенок. Под аркадами каменного цокольного этажа были магазинчики. Сейчас в верхних этажах находится небольшой отель, а в цокольном - ресторан.
Вправо в здании туристический офис. Карту города продали за 1,5 евро! Даже не припомню, чтобы в европейских городах туристам карты продавали: »берите, люди добрые, вы же денежки нам привезли». А в Страсбурге решили пощипать гостей, нда…, мелочь, а неприятно.
На соседней с Собором площади по середине памятник Гутенбергу. Интересно, что настоящего портрета Гутенберга не сохранилось, и все его изображения у художников и скульпторов, как бы собирательный образ «образованного человека» средневековья. В руках держит страницу первой напечатанной Библии со словами: «И сказал Бог: „Да будет свет!“ И стал свет». Рядом с фигурой можно заметить печатный станок. Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг родился в Майнце, потом перебрался в Страсбург, где открыл ювелирную мастерскую. Именно в Страсбурге Гутенберг решил разрезать, используемые в то время доски для оттисков, на отдельные буквы. То есть книгопечатанье было и до него, но более трудоемкое: под каждую страницу создавалась своя доска с полностью вырезанным на ней текстом. И эти доски подсмотрели и были привезены голландскими торговцами с Востока, не европейское изобретение. Гутенберг в прямом смысле не изобретал книгопечатанье, а усовершенствовал печать. Набор стал состоять из отдельных букв, литеры изготавливались металлические. И все равно ручной труд присутствовал, декор вокруг текста расписывался художниками отдельно. Страницы сшивались вручную, крышки переплета приторачивались и много еще ручного труда. Так оформляли и «гутербергскую Библию», первую набранную из букв. Она именуется «42-строчной», так как на каждый лист печатник смог уместить только по 42 строки текста.
Памятник стоит лицом к северной башне страсбургского собора, символизирующего римский католицизм. Гутенберг воплощает в себе пророчество Гюго из «Собора Парижской Богоматери», где есть сцена, когда арихидьякон, одной рукой указывая на печатную книгу, а другой на собор, произносит: «Увы! Вот это убьет это». В те времена это понималось однозначно: свобода печати, пресса уничтожит власть церковников. Просвещение всегда враг попов. На постаменте барельефы, на которых изображены сцены с книгами в деятельности великих людей: Декарт, Шекспир, Корнель, Мольер, Кант, Коперник, Гёте, Шиллер, Руссо и другие. Азию представляют турецкий султан, китайский император, индийский философ Раммохун Рой, а также французский востоковед Анкетиль-Дюперрон и британский индолог, переводчик и основоположник сравнительно-исторического языкознания Уильям Джонс. Африку, помимо простых африканцев, которым европейцы раздают книги, представляют британский политик и филантроп Уильям Уилберфорс, британский аболиционист Томас Кларксон, французский священник, аболиционист Анри Грегуар. Америку представляют Франклин - он держит только что вышедшую из-под печатного пресса Декларацию независимости; Вашингтон, Лафайет; Джефферсон и другие члены конгресса, подписавшие документ; справа изображен Боливар, держащий за руку индейца. При открытии памятника были 3-х дневные гуляния.
Кроме официоза с площадью связаны и душевные легенды. Пары, которые мечтали иметь детей, приходили к фонтану на пл. Гуттенберга, чтобы загадать заветное желание. Этот фонтан был напрямую связан с подземным озером собора, в котором на поверхности воды плавали души младенцев. Когда душа хотела родиться, она звала перевозчика, старика с белой бородой в красном плаще. Тот ловил ребёнка золотой сетью, отвозил его на берег и отдавал аисту, а птица несла ребёнка родителям.
За спиной Гутенберга великолепное здание страсбургской Торговой палаты - Neubau. Построили ее на месте разграбленной и разрушенной в период Реформации роскошной церкви Св.Мартина. На тогдашней площади Зеленного рынка/Marché-aux-herbes здание стало первым в Страсбурге зданием из тёсаного камня, уникальным сооружением такого рода во всей германской империи. Нижний этаж здания с этого времени и вплоть до Революции занимала торговая галерея: лавочники и ремесленники. Верхние служили своеобразным «дворцом конгрессов», деловым центром: здесь проходили цеховые дискуссии, политические и юридические разбирательства, здесь принимали заморских купцов. Что касается названия, то вплоть до XVIII века дворец так и назывался - neue Bau, то есть попросту «новое здание». Во время революции цеховая и купеческая организации были упразднены. Чтобы восполнить образовавшуюся пустоту, муниципалитет учреждает в 1790 году комитет по торговле, задачей которого стало создание Торговой палаты. Сейчас здесь находится Торгово-промышленная палата/Chambre de Commerce et d'industrie департамента Нижний Рейн.
От площади свернули опять в сторону реки, куда ведет интересная улочка со старинными домами. Улица Старого Рыбного Рынка (Rue du Vieux Marché aux Poissons) своим названием сама говорит, какую роль выполняла в старину. В разные периоды на нёй упоминался рыбный рынок: «новый рынок рыб» (1812–1815). Сейчас это нарядная улица с красивыми домами, в каждом из которых или магазин, или ресторан.
Небольшое пространство между расступившимися домами, называется площадь Трипье. Она образовалась на этом месте после войны, когда квартал был сильно разрушен и решили все-все здания не восстанавливать. Зато установили памятник вину - бочку на постаменте.
Когда-то Ле Корбюзье сказал, что в Страсбурге «глазу никогда не скучно», и это так. Что ни сооружение, так и хочется обфотографировать со всех сторон. Но чаще приходилось на ходу это делать. На прилегающих к собору улочках здания в основном с ресторанами и сувенирной продукцией. Есть милые магазинчики, возможно семейного бизнеса, где в небольшом историческом помещении помещается только прилавок да пара стоек для посетителей. Витрины старинного вида, с деревянными оконными рамами и дверьми. Надо иметь в виду, что в Страсбурге не принято задерживаться на работе. Люди считают, что они не живут ради работы. По этой причине предусмотрена одна из кратчайших недель работы и магазины могут закрываться раньше графика.
В стародавние времена площади и улицы не были «туристически-чистенькими». Жители попросту выкидывали, выливали все отходы из окон на мостовую. На некоторых улицах были сточные канавы по обеим сторонам, а на узких только одна по середине. При этом были законы, регламентирующие утилизацию отходов, и за нарушение правил на нарушителей заводились судебные дела. Власти старались бороться с теми, кто выбрасывал отходы на улицу: по ночам улицы патрулировали специально обученные люди, и если никто не признавался в том, чьи отходы оказались на улице, то штрафовали все дома в районе. Однако, горы гниющих пищевых остатков способствовали развитию дизентерии, холеры. Крысы, привлекаемые горами мусора, разносили опасные болезни, такие как тиф, чума и другие. В некоторых регионах Италии, Франции и Испании, где чума свирепствовала около четырёх лет подряд, погибло 75–80% населения. Во Франции были волны вымирания в 1347–1352 гг., 1580-е годы, 1720–1722 годы -от эпидемии бубонной чумы. Гильдии потеряли мастеров и не могли их заменить. Феодалы и церковнослужители остались без прислуги, самим пришлось штаны надевать. И они вынуждены были платить высокую заработную плату выжившим наемным работникам. Мало было натуральных холеры с чумой, так еще была эпидемия «танцевальной чумы» в 1518 году случилась в Страсбурге. По разным описаниям, выходили на улицы и танцевали от 50 до 400 человек, в основном женщины, вызывая страх у жителей и властей. Участники танцев падали замертво от истощения.
Вышли в средневековый уголок - полностью построенный заново после войны, со Старой Таможней (Ancienne Douane) и бывшей Скотобойней. Таможня была построена в 1358 годе на месте Соляных складов, сюда привозили ее из Лотарингии. А 1401 г. часть здания выкупил купец и открыл ресторан, другая половина так и осталась таможней. В восстановленном после ВОВ здании работал пивоваренный завод, но в 2000 году пожар уничтожил всё оборудование. Опять отремонтировали, опять открылся ресторан под названием «Старая Таможня», что работает и сейчас.
В здании бывшей скотобойни сейчас исторический музей. Среди ценных экспонатов - старинные книги и та самая Библия, изготовленная И. Гутенбергом на первом печатном станке.
Город очаровывает не только своим архитектурным обликом, чувствуется французский шарм со всех сторон. Даже на фоне тяжеловесных храмов будут легкие стайки французских девушек, щебечущих как птички. Все в соответствии с французской присказкой о Страсбурге: «Немецкая точность в сочетании с французским искусством жить». Одним словом, внезапная поездка в Страсбург стала допингом после зимы и кислородом на дальнейшие путешествия.