Даже много повидавший путешественник, с разинутым ртом запрокидывает голову при виде громадины Страсбургского собора. Он стоит на открытом пространстве, не зажат окружающими его постройками, в отличие от многих исторических храмов. Площадь перед Собором - Замковая площадь/Place du Сhâteau, полна народа.
Сооружение на протяжении двух веков оставалось самым высоким в мире - с 1647 по 1874 год (227 лет); и до сих пор считается одной из высочайших церквей Европы. На сегодняшний день он самый высокий собор Франции после 151-метрового Руанского. Снаружи сооружение кажется отделанным кружевом, сплетенным из розоватого песчаника.
Храм начали возводить в XI веке с амбициозной целью – затмить по красоте соборы других городов. Благодаря ажурному фасаду из красного песчаника, где ни один сантиметр не остался без декора, это удалось в полной мере. Смотровая площадка находится у основания недостроенной башни, на единственную башню собора не пускают туристов.
Вначале была ничем не отличающаяся романская постройка. Оттого здания, заложенного в 1015 г., до наших дней дошли немногочисленные фрагменты – крипта/усыпальница), хор/алтарная часть и южный портал. Затем стали возводить более громадную постройку. С башней. По легенде, однажды, когда мастер Эрве смотрел на ещё незаконченный фасад, злой дух желал овладеть им и предлагает завершить все работы в мгновение ока. Эрве отказывается и, веря в Бога, взывает к нему. Вскоре появляется ангел Господень, и по его знаку собор сам собой достраивается и к небу поднимается его воздушный шпиль. Настолько сложна, тяжела была задача, возвести такое сооружение в раннем средневековье, что рождались такие легенды. А строился собор более двухсот лет.
Пристраивали, перестраивали в готическом стиле до самого конца 14 в. В Нотр-Дам де Пари или Реймсе декор встроен в стену, а в Страсбурге - перед стеной. Это делает огромный собор ажурно-воздушным. Недаром, собор называют парящим розовым ангелом.

Фасад и украшения хотели сотворить очень художественные, потому впервые понадобилась прорисовка деталей. Архитектурные планы, архитектурные чертежи и появляются только в готическую эпоху. Рядом с собором есть строение, где хранятся чертежи и рисунки. Не просто кладовка, а музейное хранилище, в котором поддерживается идеальной температура и влажность. Архитектурный план на пергаменте более 3-х метров, датируемый только приблизительно 1260 г., имеет все признаки инженерного чертежа. И на нем отражена только половина готического фасада. Пергамент стоил очень дорого, и зачем тратиться, если стороны будут одинаковы? -рассуждали в то время.
Очень значима была роль десятника - парлье, во французскрм аналоге; он должен был каменщикам, резчикам объяснить, показать все детали предстоящей работы. Именно он сделал рисунок в натуральную величину на гипсовом полу в помещении, называемом дворцовой комнатой. Чертил с помощью больших циркулей и линеек. Представьте себе розу диаметром 13,60 метра - одну из самых больших во Франции. Так вот, эта роза в своё время была нарисована один в один, в натуральную величину. Собор строили и украшали каменной резьбой французские мастера, приглашенные из Парижа, Реймса и Шартра, лишь среднюю часть западного фасада над круглым окном-розой создал мастер Михаэль из Фрайбурга. Все мы знаем про «трех королей», принесших дары Христу. В Страсбурге есть свои «три короля». Однажды закончились деньги на строительство, и стройка замерла. Главы трёх близлежащих королевств, будучи очень верующими людьми, распродали всё своё имущество и серебро, с вырученными деньгами приехали в Страсбург и отдали деньги на продолжение строительства, а сами остались на стройке простыми мастерами.
Шестнадцать парных стрельчатых аркад с ажурным орнаментом из пяти лепестков окружают центр окна. Ажурный декор имеют и углы квадратного поля. Декор вокруг окна-розы, украшающий монументальный фасад, достигает 66 метров в высоту, что соответствует высоте 20-этажной башни.
Не только уникальная «роза», здание со всех сторон покрыто бесчисленными украшениями. Благодаря исключительному мастерству и ноу-хау, изобретенному каменщиками того времени, собора украшен снаружи и внутри резными изображениями, скульптурами. Более того, на тот момент все наружные и внутренние стены были расписаны, в особенности все архитектурные декорации, все скульптуры были покрыты золотом, красным, синим, желтым, зелёным, и другими всевозможными цветами. Краска со временем исчезла. Но какое ошеломляющее впечатление производил в своем разноцветном великолепии собор во времена, когда краски были безумно дороги и недоступны обычным людям. Его создатели, оказавшись в нем сейчас, были бы поражены, что не сохранили их замысел божественной красоты. Это как если бы мы увидели дом или какой дворец с необтесанными, серыми каменными стенами, без штукатурки и краски. Но в сменивших веках, в средневековье допустить разноцветье не могли попы - только мрак и трепет должны были царить. Убранство собора так же сильно пострадало в период Реформации, когда ревностные протестанты безжалостно «очищали» церкви от произведений искусства.

Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. А Южную Башню никогда и не начинали строить, не было денег. И второй причиной называют особенность грунта, мол, при 2 башнях собор могло разломить. Отойдя на достаточное расстояние, видно, что на месте «южной» на крыше какой-то домик стоит. Так называемый- караульный сарай - самый лучший обзор и дозор.
Портал центрального входа с виртуозно сделанными скульптурами десяти пророков по бокам по бокам и фигурой Божьей Матери, Младенца в центре. По мнению сторонников германского искусства, эта часть богатством декора превосходит все соборы мира, может, за редким исключением.
Итак, заходим внутрь. Громада поражает. Даже в солнечный день, когда через витражи пробиваются разноцветные зайчики, в нем темновато. Затем при обходе, увидено, что он пустоват для такого объема. Нет такого множества приделов, кафедр и других конструкций, загромождающих пространство, как во многих католических храмах. Хотя сколько бы ни поместили их в соборе, все равно весь не заполнили бы.
Центральный неф собора в Страсбурге насчитывает 7 пролётов и поднимается на высоту трех ярусов. Угловые арки аркады с пролётами высотой почти 6 метров, сводчатый коридор над нефом (трифорий) -галерея на втором ярусе храма и над нами верхний ряд окон. Таково традиционное устройство готического собора. Тяжеловесность сооружения принимают на себя ряды колонн. В готических строений основная нагрузка ложится не на внешние стены, а на специально возведенные колонны, что в свою очередь позволяет создавать огромные витражные окна, использовать ажурный внешний декор.
Богатая коллекция средневековых витражей XII, XIII и XIV века считается одной из наиболее значительных во Франции. По количеству средневековых витражей Собор занимает второе место после Шартрского: здесь насчитывается 500 тыс. фрагментов стекла, составляющих в целом 4600 витражных картин. Большинство витражей в соборе относятся к эпохе средневековья, некоторые даже принадлежат к романскому периоду. Самые старинные витражи северного ряда расположены ближе ко входу, т.е. дальше всего от хора. Но есть и более современные. На витраже уже наших веков изображена бомбардировка Страсбурга французскими (!) самолетами, как напоминание о многовековом противостоянии Германии и Франции, перетягиванию города от одних у другим. Про этот витраж вычитала при написании отзыва.
Во время ВОВ витражи средневековья эвакуируют и хранят в Дордони. При немецкой оккупации перевезены в соляные шахты близ Хайльбронна. Все порталы, колонна ангелов и кафедра защищены каркасами стальных труб и мешков с песком. С декабря 1943 года по январь 1944 года медные крыши собора разрисованы камуфляжной краской, чтобы не были видны при англо-американским воздушных налетах. Однако, в августе 1944 года разбомбили башню трансепта и его купола. И арка на северном проходе нефа также повреждена бомбой.
В храме устраиваются что-то вроде выставок. Под витражами вдоль стены экспонаты разместили.
Ближе к алтарю находится кафедра проповедника. Она возводилась, с подоплекой про конкретного падре - Иоганна Гейлера фон Кайзерберга. Про его собачку весь интернет забит, не буду повторять. Сама кафедра на удивление небольшая для столь огромного собора, но вся резная.
Декоративное оформление апсиды выполнено в 19 веке в византийском стиле, а витраж и вовсе 1956 года.
Почти все статуи, украшающие собор, являются копиями, оригиналы в основном хранятся в музее Нотр-Дам и частично в галерее дамбы Вобана. Любопытно, что не только мужчины-скульпторы создавали их, была женщина-художник Сабина. Считается, что она была дочерью Эрвина фон Штейнбаха - немецкого архитектора, одного из создателей Страсбургского собора. Эрвин умер, так и не закончив работу, так что его место занял сын. Он привлёк к работе сестру, как опытную каменщицу и скульптора, которая училась мастерству у отца.
В соборе находятся три органа, главный из которых - выполненный в форме гигантского позолоченного орла, имеет декоративную оболочку 1385 года. Сам орган был изготовлен в 1716 году и подвергся радикальной переделке в 1897 году, получив электро-механическую начинку. В течение ХХ века главный орган собора ещё несколько раз кардинально перестраивался. Есть ироническое предание, в котором говорится, что в подвеске органа был сделан незаметный люк, и перед проповедью в подвеску залезал специально подобранный человек с сильным голосом, живым умом и юмором. В его задачу входило будить уснувших, а также говорить издевательские реплики, подначивать и доводить до белого каления ,читающего проповеди.
«Столб с ангелами» около алтаря представляет собой составленную из восьми колонн композицию со скульптурами в три яруса. В нижнем ярусе – фигуры Евангелистов, в среднем ярусе – ангелы с трубами, а наверху – Христос в окружении ангелов с орудиями Страстей Господних. Все скульптуры изваял в 1235-1245 г.г. неизвестный мастер. Два раза в год, в день весеннего и осеннего равноденствия, зеленый луч, исходящий из витража городского кафедрального собора, освещает готическую статую Христа. Феномен зеленого луча был научно объяснен в 1972 году математиком и инженером Морисом Розаром, связано с преломлением света и игрой витражей под определенным углом падения света в эти дни.
Одним из сокровищ собора являются «астрономические часы» в приделе справа от алтаря. Те, что сейчас видим, сравнительно недавние - 1842 года реконструкции. Первые страсбургские астрономические часы создавались в период с 1352 по 1354, но эти часы остановились в начале XVI века. По легенде правители Страсбурга хотели, чтобы создатель часов был ослеплен, дабы он никогда не смог построить что-либо подобное.

Первые часы были оборудованы многочисленными механическими деталями, которые в те времена были достаточно редки (например, календарь, астролябия) и миниатюрными статуэтками. Механические Астрономические часы (The Astronomical clock) датируемые 1842 годом, явились плодом труда многочисленных художников, математиков и техников.
Каждый час с музыкальным сопровождением перед Богородицей из своих чертогов появлялись три короля. Ныне этот механизм находится в Страсбургском музее декоративного искусства. То средневековое изобретение было не озможно восстановить, потому в 1570-х годах построили новые, которые работали до 1789 года и уже имели астрономические функции.
От астрономических часов плотной толпой народ попадает в отдельное помещение с алтарем Богородице. Потом шагают куда-то в дверь - подумала, там клуатр. Но это кусочек под стеной собора. И не имеет выхода наружу.

Собор и в 21 веке производит впечатление. Как же он подавлял необразованных, забитых людей далеких веков. Слухи о чудесах, совершаемых по воле покровительницы Страсбурга - Девы Марии, помогали в средневековье привлекать в город паломников, верующих, желавших увидеть все своими глазами. Самое главное чудо - сам Собор.