Имеющий выгодное стратегическое положение на реке Иль - притоке Рейна, нескольких каналах, Страсбург пережил века и вобрал в себя большую историю. Во времена владычества римлян главные торговые пути проходили через Страсбург по Рейну – с севера на юг, в Средневековой Европе – с востока на запад. И во все времена его называли «самым оживленным перекрестком Европы». Благодаря водным путям, город богател и развивался.
Особенностью переправ через реки и каналы в городе, являлись крытые мосты/Ponts couverts. Изначально мосты были деревянными, имели крыши и бойницы для защищавшихся. К концу XVIII столетия покрытия над ними исчезло, а вскоре и сами мосты стали каменными. Но название так и сохранилось, с 1928 года Крытые мосты классифицированы как исторический памятник. Мостики есть маленькие, но с шлюзами.

От островов «Маленькой Франции», не меняя одного направления, пошагали вдоль реки Илль. Все-таки картины около воды с мостами, домами - одна их знаковых в Страсбурге. Временами выходили в кварталы, прилегающие к реке, но потом опять возвращались к воде. Потому объединила их описания в «набережные», пусть не все прямо у реки.
В Страсбурге в раннем Средневековье существовало братство «Братья-мостостроители» (лат. fratres pontifices). Оно занималось строительством и обслуживанием мостов и переправ, организационно оформилось в конце XII века и просуществовало около трёх веков. Они обслуживали крытые мосты в Страсбурге, строительство которых велось с 1230 по 1250 год на четырёх рукавах реки Иль. Сначала сооружали коффердам/“защитная перегородка“, строили из нескольких рядов брёвен, вбитых в грязь, делали водонепроницаемым с помощью грязи и укрепляли песком. Затем воду откачивали из ямы, используя водяное колесо. Но в целом, до позднего Средневековья возведение мостов происходило по интуиции, теории сооружений и прочности материалов не существовало.

В центральной части города вдоль реки тянется одна и та же набережная. Но между мостами отрезки носят название соответствующие этим мостам. На стороне к Собору около причалов многочисленные туристы ожидают экскурсионный «речной трамвайчик».


Река в давние времена не только для лодок с грузами использовалась, но и как сточная канава с окрестных домов. Воду из колодцев и рек старались не пить, так как она была грязной из-за близости к отхожим местам и выгребным ямам. Причина тут в скученности населения и боязни распространения эпидемий. Воду из реки использовали для полива грядок, стирки белья и мытья посуды, этой водой поили скотину. А для питья воду брали в Средневековье в городах, в том числе и в Страсбурге, из фонтанов. В те времена воду для фонтанов и бань подводили каменными каналами и гончарными трубопроводами из родников, поверхностных и грунтовых источников.
В Страсбурге для механической очистки сточных вод использовали решётки Quiri и Гейгеровское колесо. «Решётка Quiri имела промежутки в 8 мм и могла удерживать до 2 куб. м взвешенных веществ в день. В исключительных случаях, например при ливнях, её производительность могла подниматься до 10 куб. м в час». А еще привычные нам уточки были не ради красивой картинки, а трудились с зарастанием поверхности воды. Они рвали ряску и питались ею, а также, ныряя, роились в иле и оживляли деятельность подводных растений. Для сохранения и размножения рыбы создавали искусственные садки, запруживая реку или очищая болото. В 1911 году была построена опытная станция для очистки сточных вод рыбными прудами на реке Илль.
В центральной части города вдоль реки тянется одна и та же набережная. Но между мостами отрезки носят названия, соответствующие этим мостам. От храма Св. Николая влево, вправо и набережная носит такое же имя, но с исключениями. На набережной Св. Николая добротные многоэтажные дома. С одной стороны ряд домов, среди которых Музей Эльзаса. Он разместился в нескольких старинных домах с узкими внутренними дворами, окружёнными деревянными галереями.

Примыкающий к мосту отрезок называется «набережной лодочников».
За мостом протестантская церковь Св. Николая, расположенная на одноимённой набережной. Впервые упоминается в документах за 1182 год, как храм посвящённый Марии Магдалине; современное готическое здание было построено в период с 1387 по 1454 год, а колокольня возведена в 1585 году.

Чуть углубляемся внутрь квартала и нашли замечательное место. Страсбургский госпиталь NHC (Nouvel Hôpital Civil) не просто городская больница, а одна из крупнейших клиник во Франции. Башня госпиталя XIV-XVII веко была частью городских укреплений, в ней вход на территорию больницы. Это единственная башня с воротами, сохранившаяся в Страсбурге с эпохи средневековья.
Возврат к реке и опять вдоль набережной. Набережная Св. Николая переходит в набережную Шарля Фрея (Quai Charles Frey). Щарль Фрей был мэром Страсбурга в 1935-1940 гг.
Мост Корбо, он же Вороний, был местом казней в Средневековье. Приговоренных топили в плетенных корзинах. Сумевший выплыть, получал помилование. Таких было единицы, так как мало кто из европейцев в Средние века умел плавать. Даже матросы и рыбаки плавать учились, уже оказавшись в воде. Первым заговорил о необходимости учиться плавать Мельхиседек Тевено – библиотекарь Людовика XIV, которому, между прочим, принадлежит идея использования ватерпаса/строительного уровня. Он же написал первый учебник – «Искусство плавания».

С противоположной стороны набережной вид на Здание старой страсбургской таможни, своим тылом выходит к реке. Это длинное сооружение было построено в 1358 г. прямо на берегу Илля, что позволяло судам подходить с Рейна сразу к дверям таможни. Проводились все положенные действия по взвешиванию товара, оплате пошлин. И тут же в огромном зале велась оптовая торговля, мелкие продажи, закупки и биржевые операции.

Первоначально мост Святой Мадлен был деревянным. Из-за непрочности 10 мая 1570 года баржа, управляемая пьяными матросами, врезалась в деревянную основу моста, в результате чего погибло несколько человек. Но потом отстроили каменную версию. С моста удобно любоваться на величественный Дворец Рогана.

Но мы вышли из-под него и рассматриваем с соседнего скверика набережной Quai des Bateliers.
Чугунный мост Saint-Thomas построенный около 1840 г., является памятником «металлической» архитектуры. Набережная Святого Томаса вдоль реки узкая. Но есть скамеечки, которые приходится обходить, задевая воду.

За мостом вглубь квартала стоит одноименная церковь Св.Томаса*Фомы. Начало строительства 1196 год. Возведение продолжалось с перерывами и завершилось в 1521 году в стиле поздней готики. Считается образцом готической эльзасской архитектуры.
Особенность внешнего вида в том, что фасад выполнен в романском стиле, а башни – в готическом. С 1549 года она является главной протестантской церковью города. Французский город Страсбург был бастионом Реформации и один из ее лидеров – Мартин Букер проповедовал в этой церкви.Внутри интересный интерьер. Белоснежное надгробие маршала Мориц Саксонского, талантливого военачальника, сражавшегося против герцога Кумберландского. Поскольку Мориц был протестантом, его похоронили не в Париже, а в Страсбурге, в главной лютеранской церкви города.
Церковь Св.Петра Старого/Saint-Pierre-le-Vieux), которая высится за рекой ближе к вокзалу -подойти уже не было времени, примечательна тем, что состоит как бы из двух зданий, старой протестантской церкви и новой католической. Во время борьбы католиков и протестантов Людовик XIV разделил своей монаршей волей в 1681 году церковное здание на две части: католики получили хор, а протестанты – неф. Между частями была возведена стена 1,5 м толщиной. Разделение сохранилось до конца XIX века, когда помещения хора стало не достаточно для выросшей католической общины. Тогда была построена отдельная неороманская католическая церковь, а разделительная стена удалена.
Первый - и он же последний, в Страсбурге туристы видят, когда едут в поезде по железнодорожному мосту. Он перекинут через Рейн, над которым в Страсбурге есть еще несколько мостов. 

Город далеко незаурядный и набережные, которые не всегда можно так назвать, тоже. Очарование древнего Страсбурга постепенно размывается под натиском современных тенденций. Потому - спешите видеть! Пусть в основном все восстановлено после войны, но это еще «живые» дома и строения, что радуют глаз, а душу - своими историями.
