Вроцлав, основанный в Х веке, 300 лет был польским, затем 200 лет - чешским, еще 200 - австрийским, с 1751-го – прусским. Пока в 1871-м Пруссия не стала частью Германии и тогда его называли Бреслау, а после Второй мировой войны снова вернулся под юрисдикцию Польши. Все периоды, вхождения в разные державы, оставили в шлолжн свои следы и архитектуру. Выход от университетских зданий через небольшую улочку, на которой привлекает внимание старинное красно-кирпичное здание. Наверное, музей? Угу, музей, бывшая тюрьма.
Здание было построено в 1500 году. Это сейчас при солнечном свете не почувствовать обреченность, отверженность миром тех, кого бросали за решетку. С внутреннего дворике вход в сам музей, но не в этот раз, когда мало времени.
Зато стоит в свободном доступе на поглядение орудие пыток. Все скрашивают вроцлавские гномики, что «живут» в бывшем месте. Гномик-узник сидит, как и полагается, за решеткой. По рассказам жителей подземного царства, его осудили за то, что он проспал Ежегодный Совет вроцлавских гномов. Другие говорят, что этот красналь расплачивается за обжорство. Пошел на дело с другом, украл тарелку «перогов» у расслабившихся туристов, но съел их сам, даже не поделившись. Оказывается, по гномьим меркам, воровать еду у людей не считается чем-то предосудительным, а вот обокрасть другого гнома – это уже серьезное преступление. Вроцлавские гномики мало того, что на каждом шагу попадаются, о них есть много баек. Написала отдельный отзыв про «краснолюдов». В средние века на улицах ведущих к торговой площади, размещались мастерские ремесленников, пекарей, кузнецов. Были здесь и мясные ряды. Симпатичные домики - Галерея на Ятках, в которых продукция местных художников, мастеров и сувенирные магазинчики.
Внутри дворика скульптурки домашним животным, мясо которых употребляют во все века в пищу. Согласно местной легенде, каждое животное оживает ночью, когда в городе совсем темно и тихо. Бронзовые фигурки, якобы, не просто скульптуры, а заколдованные существа. Мясники на Ятках, будто бы, хорошо относились к животным (???) и никогда не причиняли им ненужных страданий. В знак благодарности за их доброе отношение, духи животных решили остаться на Ятках навсегда. Они теперь охраняют это место и приносят удачу тем, кто к ним прикоснётся. Чуть-чуть не доходя до Рыночной площади, стоит Церковь святой Елизаветы. Готическая колокольня храма возвышается над городом на 90 метров. На смотровую площадку костела ведут 300 ступенек. Она большая и в кадр не попадает полностью. По легенде, на башню есть проклятие из-за её частых обрушений и пожаров. Мол, каждый раз, когда башня костёла становилась слишком высокой, это вызывало гнев небес, и поэтому она рушилась. Самый сильный пожар произошёл в 1976 году, когда большая часть крыши и интерьера храма была уничтожена.
Перед храмом святой Елизаветы в Средние Века стояли маленькие, аккуратные домики, в которых проживали костельные служки, звонари, гробовщики. Большинство из них разрушено и не сохранилось до нашего времени. Только два почти игрушечных домика под названием «Ясь и Малгося» находятся на углу Рыночной площади и кажутся незаметными на фоне более величественных соседей. Они соединены небольшой фигурной аркой, на своде которой сделана латинская надпись, которая в переводе звучит так: «Смерть – ворота жизни». Эта фраза была предназначена для посетителей кладбища, которое находилось сразу за этими двумя домиками, расположенными под углом друг к другу. Сейчас от кладбища осталось только воспоминание. В старину говорили, что на территории вокруг костёла находилось и "кладбище колоколов", на котором хоронили старые, потрескавшиеся колокола, которые больше не использовались. Эти колокола якобы обладали магической силой, и в тишине ночи можно было услышать их звучание.
Дом «Ясь» - «мужской», так как имеет более «строгий» внешний вид, приближенный к готическому стилю. Дом «Малгося» считается «женским», так как покрашен в розово-белые цвета и имеет интересные помпезные элементы фасада. В доме Яся расположена мастерская известного польского художника-гравера Эугениуша Гет-Станкевича, где можно посмотреть на его картины, а в здании Малгоси — Музей гномов. Яся и Малгося - это герои польской народной сказки, нечто среднее между Аленушкой и Иванушкой с одной стороны и Гензель и Гретель с другой. До войны таких домиков тут было 12, они окружали костел, отделяя церковную территорию от городской. Жили в них преимущественно люди, обслуживающие храм. А между маленькими домиками и зданием костела было кладбище.
Вот и сердце Вроцлава, прекрасная Рыночная площадь. Площадь большая, все-таки город несколько веков был столицей Силезии. И немного напоминает Староместскую площадь в Праге. Как и в Праге была полностью разрушена во время Второй Мировой войны. Здания отстроены по чертежам и планам XVII века после тотальной реставрации.
Красочные здания стоят по периметру площади. И окружают здание Ратуши прилепившимися к ней домиками. Но в Ратуше уже горсовет не заседает. Административные функции переданы зданию перед ней. на котором написано «Restauracja». Многие имеют собственные имена, например, этот яркий, нарядный дом - «Под семью Электорами». Другие интересные дома: №2, Rynek, дом "Под грифами" - на фасаде изображены сказочные птицы. Дом №6 - Дом золотого солнца, сегодня Музей медалей и монет; дом №8 - один из старейших строений Вроцлава, «Золотой пес», «Под попугаями» и другие названия домов на площади.
Каменица, больше известная как «Аптека под Ратушей», одно из самых изысканных зданий на южной стороне рынка. В конце 19 века дом принадлежал семье Фриденталь. А в начале 20 века в каменице находился магазин парфюмерии, затем фирменный магазин кондитерской фабрики Маковского, потом магазин женской и мужской галантереи. Сегодня на первом этаже дома расположена «Аптека под Ратушей» и цветочный магазин. Построенная заново в своем старинном облике Ратуша впечатляет средневековым видом. Теперь это не административное здание, в ней рестораны, краеведческий музей. Восточный фасад украшен астрономическими часами, которые бесстрастно отсчитывают года и столетия. Они астрономические: показывают только час без минут и лунные сутки. Вокруг циферблата расположены египетские символы, они показывают время года. Буква «П» означает зиму, буква «U» - лето, «О» с хвостами - весна, а буква «М» – осень. В полнолуние темный шарик внутри циферблата становится золотым. На постаменте между новой и старой Ратушами памятник Александр Фредро – известному львовянину, родному деду митрополита Андрея Шептицкого по материнской линии и выдающемуся польскому комедиографу, поэту и мемуаристу. Самое интересное в данном памятнике то, что это бывший львовский монумент, его и перевезли во Вроцлав из Львова после войны. Создан в 1897 году и стоял на ул. Академической во Львове, а в 1958 году переехал в Вроцлав.
В подземельях ратуши размещается известный Свидницкий подвал, в котором когда-то подавали известное почти во всей Европе свидницкое пиво. Появилось средневековое питейное заведение тут неслучайно. Городской совет во главе с бургомистром решили ы 1273 году таким перепрофилированием части Ратуши пополнить городскую казну. И это пивное заведение стало самым длинным, возможно, за счет тоннелей что вели из него к Дому под Золотым кувшином за пределами Рыночной площади.
Так и соседствовали в одном здании вход в суд, с другой – в жандармерию, рядом в пивницу, где можно отпраздновать положительное решение суда или залить душу после наказания. Туда не попали, по периметру и в центре площади большое количество ресторанов и пивных. И случилось странное - самое вкусное чешское пиво отведала здесь, в «Чешской пивнице», за углом от Рыночной площади.
Интересно, что все здания на площади на самом деле на этаж выше. Странно же видеть полуподвальные входы в некоторые из них. Не потому, что при возведении их заново после войны, уменьшили на один этаж. Площадь - рыночная, значит, веками здесь накапливался мусор от торговых рядов, отходы от животных и продуктов, поломанные деревянные короба и скамейки с мебелью, другие ненужные вещи, что складировали прямо за стенками лавок. Когда поняли, что невозможно справиться с накопившимися кучами, решено было просто закрыть поверхность всей площади деревянным настилом. Казалось в то время прекрасным решением проблемы, и не раз еще водружали настилы поверх старых. Они-то и уменьшил дома в высоту. До 1978 года по площади ходили трамваи, ездил другой транспорт. В наше время в это трудно поверить, когда во всех больших городах -не только во Вроцлаве, есть пешеходные зоны свободные от транспорта.
Встав спиной к Ратуше, лицом к виднеющимся над крышами домов двум башням костела Св.Марии Магдалены, можно разглядеть мостик между ними мостик Пенитентов. Наверняка, он был построен для удобства перехода с одной башни на другую для звонарей. И они прошагивали мостик легко. Но есть легенда, что заставляли идти мостиком в средние века заподозренных в блуде женщин, наверное, тогда не было перил. Если не сорвется, то не виновна. Нигде в Европе не слышала о наказаниях за блуд для мужчин, для них действовала пожизненная индульгенция?
Перед часами Ратуши на гладком столбе каменная клетка – «позорный столб». Сажали в клетку провинившихся в обвесе покупателей, некачественном хлебе, распространителей сплетен и других прегрешениях. Внизу собирался народ и кидал в провинившихся гнилыми продуктами, выкрикивая оскорбления. А наверху шпиля клетки скульптурка палача. Мол, если повторится прегрешения, о уже не в клетке сидеть, а на плахе. Кстати, плаха в те времена и стояла на Рыночной площади.
Не только на плахе совершали казни, осужденного сопровождали священник и врач, который фиксировал смерть после страшных истязаний. В Средние века медицина находилась где-то между шарлатанством и теологией, болезням приписывали расплату за грехи. Эскулапы в то время считали, не чувствуешь запах болезни - не заразишься. Во время эпидемии бубонной чумы у врачей появился специальный костюм, его изобрел француз Чарльз Лорм. Важным элементом стал «птичий» клюв. Внутрь клали благовония, душистые травы – лепестки розы, ладан, лавр, мяту, розмарин. Это защищало доктора от тяжелого запаха, а так же «клюв» должен был отпугивать настоящих птиц, которым приписывали способность приносить людям хвори. За Ратушей своя площадь – Соляная, здесь с XIII в. торговали солью, другими товарами. Потому и дома вокруг площади строили, покупали зачастую богатые купцы. Дома даже повыше есть, чем с некоторых сторон Рыночной площади. В конце 20 века установили новую достопримечательность площади – обелиск, называемый Маленький шпиль-Small Iglica, как устремленное в небо острое пламя. В средневековье под влиянием пламенных проповедей францисканца Яна Капистрана, жители Вроцлава выносили мебель, одежду и другие предметы, считавшиеся слишком роскошными, из своих домов и сжигали их в этом месте.
Среди торговых ларьков почти затерялся мраморный фонтан «Дракон» из металлических элементов.
На площади находится Старая Биржа, где и заключались торговые сделки. Интересно, что перед тем, как подписать договор о покупке, существовал интересный обычай: купцы проводили торжественную церемонию - обменивались символическими подарками, такими как кусочки соли или редкие экзотические специи, привезённые из дальних стран. Этот обычай символизировал честность и доверие в сделках. Торговля кипит и в наше время, раскинулся городок из киосков, палаток, где продаются цветы, сувениры, туристическую мелочь. Когда перестала быть рынком соли, сюда переехали цветочные лавки. Есть поверье, что покупка цветов на Соляной площади может принести счастье и удачу в любовных делах.
Архитектура и атмосфера площади сохраняют память о старинных временах, когда здесь кипела торговая жизнь, а необычные обычаи и мифы придают месту особый шарм. Завершился день и ночь снизошла на Вроцлав, даря ночную прохладу, радуя возникновением наяву – или так кажется, персонажей мифов и сказок про город. В самом сердце Вроцлава, возле семивековой Ратуши особенно таинственным предстает город.
Вроцлав и в самом деле «город-видение». Видение древних храмов - заново построенных, старинных улочек, загадочных зданий, уникальных реликвий, пра..дедовских обычаев. Прекрасное историческое место над Одрой с многовековой историей.