Варвара Б Страна:Армения
Город: Ереван
Время отдыха: Дата вылета январь 2014

Дата09.10.14 Хороший отзыв17 Ответов 1 Просмотрели3920

Мне удалось провести в этой чудесной гостеприимной стране 6 зимних дней, 8-13 января 2014 года. Краткий отпуск оставил незабываемые впечатления! Маршрут был выбран спонтанно, ничего об Армении мы с подругой не знали, просто увидели распродажу авиабилетов до Еревана и решили «махнуть».  На подготовку было всего два дня, и, надо сказать, я сразу столкнулась с определенными трудностями. Во-первых, в интернете было очень мало информации для самостоятельных путешественников (что посетить, как самим добраться и пр.), пришлось ее по крупицам собирать из немногих отзывов таких же туристов; во-вторых, в книжных магазинах начисто отсутствовали путеводители по Армении. Все указывало на то, что данное туристическое направление не очень развито. В итоге, удалось найти и скачать в инете один русскоязычный путеводитель конца 20-го века. Как мы узнали после, в самой Армении продается много литературы о стране на английском, французском и т.д. Страну посещает много туристов с Запада, и туриндустрия рассчитана в основном на них.

Отправляясь в Армению в середине зимы, мы не ожидали слишком многого. Хотели составить общее впечатление, увидеть горы, озеро Севан, посетить древние храмы и монастыри, погулять по Еревану. При этом в планы входило уложиться в минимальный бюджет. Поэтому вместо гостиницы был забронирован хостел – Penthouse, на улице Корюн, не далеко от центра города.

Прилетели мы в аэропорт Звартноц вечером, сразу же в банкомате обменяли немного рублей на драмы (карточку желательно вставлять один раз и деньги снимать в один клик, комиссия за каждую операцию где-то рублей 150) и купили местную сим-карту Orange. Тарифы на сотовую связь, звонки в Россию и интернет в Армении очень хорошие. Менеджер подобрал нам тариф, мы положили немного денег, и интернет прилагался бесплатно. Дальше – произошел небольшой курьез. В отзывах мы читали, что таксисты в аэропорту дерут втридорога и что вполне удобно до города добраться автобусом. Поэтому, всячески отметая услуги навязывающихся уже в здании водителей, мы прошагали с умным видом на улицу и … пошли в другую сторону от остановки. Увидев это, вся стайка (человек 12) промышляющих кавказцев бросилась за нами, кто пешком, кто на авто. Мы упрямо отбивались, нашли, наконец, эту остановку (справа от выхода), но нас ждало разочарование. Кроме нас на ней стоял еще только один пассажир, а автобусы с завидной регулярностью почему-то проезжали мимо. Таксисты держали нас в поле зрения и настойчиво продолжали предлагать свои услуги. Мы запросили меньшую цену, они не соглашались. Один таксист, было, согласился, но, видимо, нарушил неписаные правила, и между ними началась перепалка. Этого нам только не хватало, и мы, сориентировавшись уже к тому времени, направились пешком в сторону города, решив, что доберемся как-нибудь.  В итоге, один из водителей, уже другой, догнал нас, двух упрямиц, и отвез по запрашиваемой таксе.

Penthouse оказался вполне уютным хостелом, расположенным на 4 и 5 этажах жилого дома без лифта. Из окна 2-местного чистенького номера была  видна вдалеке мать Армения, сам номер выходил окнами на крышу, напоминая домик Карлсона. Удобства – на этаже, внизу – мини-гостиная, столовая и кухня с возможностью полноценно готовить. Зима в этом году в Армении выдалась не типично холодная, центрального отопления в доме не было, в комнатах стояли обогреватели. Сутки стоили где-то 800 р. на двоих, при этом утром, в любое время, хоть в 5 утра кормили вкусным завтраком. Персонал хостела был на редкость приветливым. Девушки всегда старались помочь, рассказать, показать, объяснить, как добраться до любого нужного нам места, за что им отдельное большое спасибо.

Если выйти из хостела на улицу Корюн и повернуться к хостелу лицом, то справа Корюн пересекает улица Абовян, а с лева – улица Налбандян. Обе улицы ведут к центральной площади города. На Абовяна находятся несколько обменных пунктов, продуктовых магазинчиков, супермаркет торговой сети SАS.

На следующий день с утра мы решили съездить в Гарни и Гегард, а днем погулять по городу. Чтобы добраться до Гарни, нужно от магазина SAS на Абовян сесть на автобусы 8, 22, или маршрутки 69, 73, 82 и доехать до памятника Гаи. Пассажиры охотно подскажут, где нужно выйти. Рядом с памятником находится автопарк, с которого идет автобус до Гарни. Вся дорога от хостела – где-то полтора часа.

Гарни – языческий храмовый комплекс, посвященный богу солнца - Митре.

Зимняя Армения (часть 1)

Мы приехали одни из первых. Морозное утро, хрустящий снег под ногами, широта обзора, тишина, величественные греческие колонны храма – сразу покорили нас и настроили на созерцательный лад.

Правда ощущать красоты Армении мы начали уже чуть раньше. Нас покорили первые горные пейзажи, увиденные из автобуса, когда мы выехали из туманного Еревана, расположенного в низине. Из Гарни не хотелось уходить, хотя было очень холодно, и я немного мерзла, не будучи полностью готова к такой погоде. Несмотря на холод, в комплекс непрерывно пребывали экскурсионные группы с гидами. Вдоволь нагулявшись и насмотревшись, мы купили в магазинчике карту Еревана и Армении, съели вкуснейшую национальную лепешку с медом и орехами и взяли такси до Гегарда, который находится в 15-ти минутах езды.

Гегард – старинный монастырь необыкновенной красоты, окруженный скалами, включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Каменная кладка, ниши в стене, живописный мостик через горный ручей, сама обстановка монастыря привели нас в умиротворенное настроение.

Днем немножко распогодилось, ярко светило солнце, снег искрился под ногами. Походив по комплексу, мы залезли в небольшую пещерку перед входом, вдоволь пофотографировали.

Таксист подождал нас и отвез в обратном направлении до остановки автобуса. На все ушло полдня.

Вернувшись, мы перекусили в хостеле и пошли гулять по Еревану. Дошли до площади Республики,

Зимняя Армения (часть 1)

полюбовались на новогоднюю елку, переливающуюся разноцветными огнями, побродили по улицам, интересной показалась зеленая подсветка крон деревьев,

нашли обменный пункт (нет проблем, их достаточно много). Погуляли в районе оперного театра,

площади Свободы, пешеходного Северного проспекта. Удивились тому, как много на улицах народу вечером. Как нам после объяснили, Ереван – очень безопасный город. За порядком строго следит милиция, и какие-либо происшествия в темное время суток случаются крайне редко.

На следующий день, позавтракав предложенной в хостеле долмой (мясные биточки в виноградных листьях), мы отправились на озеро Севан. На улице Корюн, через дорогу чуть левее хостела, расположен медицинский университет. Возле него нужно сесть на маршрутку №2 и через полчаса примерно, спросив у пассажиров, выйти и пересесть на автобус 259, на котором доехать до северного автовокзала. С последнего ходят маршрутки до города Севан и отправляются в зависимости от наполняемости, примерно раз в 40 минут. Ехать нужно до конечной станции. Там мы взяли такси, которых стоит огромное количество, гораздо большее, чем желающих ими воспользоваться. На такси проехали до Севанаванка.

Севанаванк – старинный монастырь, расположенный на полуострове, на берегу озера. Находится на высоте чуть более 1900 метров от уровня моря. Подниматься нужно по ступеням. На территории сохранились только два храма и фундаменты. Из двух сохранившихся храмов самый крупный - это храм Сурб-Аракелоц. Соседняя церковь - Сурб-Карапет. Оба купольных, трехапсидных храма построены из темного вулканического камня.

Зимняя Армения (часть 1)

Водитель остался ждать нас внизу.

Сверху открывается чудесный вид на озеро.

Также можно полюбоваться хачкарами – каменными памятниками с резным изображением армянского креста, которых там множество возле храма.

Зимняя Армения (часть 1)

На склоне горы, в стороне от туристической тропы, находится  действующий монастырь, но мы туда не спускались.

Далее, водитель отвез нас вдоль берега к другому замечательному месту, старинному монастырю Айраванк. Очень красивый храм из камня розоватого оттенка, расположен прямо на берегу. По сравнению с Севанаванком, там пустынно, кроме нас никого не было, рядом  стоят красивые хачкары и очень живописный вид на Севан.

C водителем мы договорились, что он повезет нас обратно не до Севана, а чуть дальше, до Цахкадзора, и оставит там. Цахкадзор – известный лыжный курорт, был особенно популярным в советское время. Лыж у нас с собой не было, но отказать себе подняться на гору мы не могли и купили билеты на канатную дорогу. Поднялись мы где-то до середины, только на первую ступень.

Зимняя Армения (часть 1)

Там увидели резиновые «ватрушки» и толпу детишек и взрослых. Вот это было удовольствие, после экскурсий, предаться любимой детской забаве! Садишься в «ватрушку» и несешься с горки, кружась и подскакивая на кочках и поворотах.

День удался)) Спускаться на подъемнике вниз было еще интереснее, чем подниматься. Все окрестности были видны далеко-далеко…

У нас еще оставалось время, мы отправились в сам Цахкадзор, по дороге посетили действующий храмовый комплекс Кечарис. Первая церковь, в которую мы зашли по пути с канатки, находится в удалении от основной группы. Она освящена в честь Св.  Арутюна и датируется 1220 годом. Единственный вход – с запада, перед которым находится небольшой притвор. В церкви много захоронений, возможно, она была фамильной усыпальницей.

Зимняя Армения (часть 1)

Чуть далее расположен сам комплекс, который впечатляет монументальностью и красотой.

В ХII-ХIII веках Кечарис считался крупным культовым центром Армении, имевшим высшую школу. Основная группа комплекса состоит из трех церквей, двух часовен и притвора. Главный храм – церковь Св. Григория - первое сооружение монастыря, возведенное Григором Пахлавуни в 1003 году. Расположенная к югу от церкви Григория, церковь Сурб Ншан – небольшое крестовокупольное сооружение, возведено чуть позже, в XI веке. Южнее этой церкви, отделяясь от нее узким проходом, стоит церковь Катогике (Соборная). Она построена во времена князя Прошяна (первая четверть XIII в.)

Далее мы отправились к центру городка, к площади, на которой останавливается автобус до Еревана. На улице познакомились с одной интересной бабушкой, которая нас довела до места, попутно рассказав о себе. Как оказалось, она русская, но 50 лет уже живет в Армении, была замужем за армянином. Очень рада, когда приезжают русские. Всей семьей они работали в курортной сфере, и сын сейчас работает на той самой канатной дороге. Бабушка пригласила нас к себе в гости, предложила (незнакомым людям!) бесплатный кров и дала адрес на случай, если мы захотим пожить в Цакхадзоре подольше.

Вообще, это очень удивительный момент, как в Армении относятся к русским. За эти дни мы увидели столько доброжелательности и гостеприимства, сколько не увидишь и за несколько лет, к примеру, в Москве. Если до поездки, хотя я и знаю несколько интеллигентных армянских семей, общее отношение к армянам было, мягко говоря, опасливым, поездка полностью перевернула мое представление об этом народе. Перед поездкой один из вопросов знакомых к нам был – как вы не боитесь туда ехать вдвоем? Так вот, через пару дней нахождения в Армении, мы уже спокойно садились в попутную машину с 2-3 молодыми представителями нации, которые не только подвозили нас к нужному месту, но и готовы были рассказать, показать достопримечательности, потратить на нас свое время. Конечно, осторожность никогда не помешает, но то, что в Армении не опаснее, чем в России, а может и еще спокойнее – это абсолютно точно.