Остров Вознесения — одинокий остров в Атлантике чуть южнее экватора, примерно на полпути между Африкой и Южной Америкой. Большая его часть — чёрно-красные вулканические пустыни, очень похожие на исландские, что вместе с почти круглодичными 25°-35°С и беленькими песчаными пляжами разрывает все возможные шаблоны ;-)
Этот остров — непотопляемый авианосец англосаксонской военщины, тут военные базы британцев и американцев, отсюда клевещет на длинных волнах BBC, передает секретные сигналы Cable & Wireless, тут следили за миссией «Апполона» и следят за французской «Ариан». Попасть сюда — нетривиальное дело, но это самый красивый и интересный тропический остров, из тех что я видел
Всё население острова состоит из 900 британских и американских военных и связистов, их семей и обслуживающего персонала из числа жителей острова Святой Елены, который тут в 2-х днях морем
This image is in the public domain because it contains materials that originally came from the United States Central Intelligence Agency's World Factbook
Последнее извержение тут было около 500 лет назад, и заметная часть небольшой территории острова ещё совсем свежая
Comfortless Bay
На Вознесении всё, включая идиллические тропические купания, происходит на фоне красивущих антенн. Не любите антенны, а любите пальмы и кокосы? Вы жалкий обыватель!
Антенны BBC Atlantlic Relay Station у бухты English Bay
С момента открытия португальцами в 1503 году, этот пустынный остров почти не использовался, пока в 1815 британцы не основали тут военную базу для охраны Наполеона, который был сослан на соседнюю Святую Елену;
в 1898 на острове впервые появляются британские связисты: Eastern Telegraph Company (ныне Cable and Wireless) проводит через остров телеграфный кабель из Соединенного Королевства в Южную Африку;
во время второй Второй мировой американцы строят тут авиабазу;
в 1960-х тут обосновываются BBC и NASA;
в 1982-м отсюда воюют с Аргентиной за Фолкленды;
в 1990-х Европейское космическое агенство всвязи с ракетной программой Ariane 5 строит тут наземную станцию
в 2002-м разрешают туризм!!!
Месяц смотрит почти вниз, а не в бок, потому что это почти экватор
Не удивительно, что с такой историей, основная услада для глаза на этом острове — красивущие антенны
День связиста!
Вот эта, как тут говорят, «мексиканская колючка» Prosopis juliflora (мескитовое дерево, вид мимоз), является опасным пришельцем из семидесятых: она размножается со страшной силой посредством ослиного дерьма. В чём её опастность для вулканической пустыни я не понял: до появления этой мимозы тут один хрен ничего не росло
На о.Вознесения всё вокруг содержит лошадиную дозу романтики
Кроме антенн, остров полон загадочных знаков
Облако на заднем плане закрывает верхушку горы не просто так: в отличии от «лунной» поверхности на уровне моря, в облаке прячется настоящий дождевой лес, как в ЮВА или на Карибах
Danger, Men Aloft
Никаких оград вокруг антенных полей нет; до фидеров над головой можно достать рукой. Полазаешь полчаса и внушаешь себе, что голова от «напряженности электромагнитного поля» болит
Radiation Hazard Keep Clear
Пока сидишь в кондиционированном нутре автомобиля, всё время приходится щипать себя за бок: ЭТО НЕ ИСЛАНДИЯ!
Comfortless Bay
Но пальмы в этом тропическом аду, похожем на раскаленный противень без масла, впрочем, тоже есть. Спутниковые антенны смотрят почти вверх, а не в бок, потому что это почти экватор
BBC Atlantlic Relay Station
Автомобили пронумерованы по порядку, начиная с 1. Чтобы номера отличались от номеров автомобилей с острова святой Елены (чёрт, зачем?), к ним в начале добавлена латинская буква A. Offroad на острове разрешен, а 4x4 имеет глубинный смысл: стоит съехать с асфальта, как можно легко зарыться по мосты в этом слое крошева из пемзы
Температура моря варьируется между 24° и 27°C, в зависимости от сезона. На острове достаточно белых песчаных пляжей, но искупаться получится только в English Bay или Comfortless Bay: в остальных местах рискового пловца немедленно уносит в открытый Атлантичекий океан. Вот как он кричит:
- АААА-АААА-ААА-ААА-АААААА-АААА-АААААА!
В сезон все идиллические пляжи изрыты большими ямами и истоптаны маленькими ножками: ночью созревшие кладки морской зелёной черепахи chelonia mydasразрываются и маршируют в океан, где им предстоит полное приключений и опасностей путешествие до Бразилии. Увидеть молодую черепашку днём — большая редкость и удача, но нам повезло! Я назвал эту черепашку Николай )
Кстати, в английском языке два невзаимозаменяемых слова для черепах: turtle - "водная черепаха" и tortoise - "сухопутная черепаха". Если вы назовете Николаяtortoise, вас просто не поймут
Николай фотогеничен и любит фотографироваться )
Но съемки дело десятое: вряд ли можно назвать первых 20 метров самыми трудными, потому что все оставшиеся до Бразилии 2300 километров, враги будут посягать на Николая примерно с одинаковой частотой
На фото: Николай карабкается вверх по склону на фоне окурка и мёртвых засохших Павла и Владимира
Разрыться днём было плохой идеей для Николая: пока мы снимаем его первые 20 метров на пути к океану, над нами кружит местный эндемичный фрегат fregata aquila, бросаясь прямо на нас, людей. Как можем пытаемся от неё отмахаться и помочь Николаю на его пути к океану
Fregata aquila
Николай прыгает в море и резво погружается, быстро удаляясь от берега
Но фрегат оказывается умелее, злее: по окончанию фотосессии герой сожран
Fregata aquila с Chelonia myda во рту
С целью повышения самооценки на острове Вознесения считают, что худшее в мире поле для гольфа — у них (хотел разместить пруфлинк, но оказалось что поисковый запрос World's worst golf course заспамлен по самое небалуйся: слишком многие гольфисты считают своим долгом выйти в интернет и загнобить своё ближайшее поле — в целях повышения самооценки)
На поле нет травы, поле на 18 лунок целиком построено из вулканического щебня, камней и песка
One Boat Golf Club @ Ascension Is
Днем на уровне моря жара переносится плохо, так что начинают играть после 4.
Основная зона:
Лужайки сделаны из песка, пропитанного соляркой, запах соответствующий
Кроме дизельного поля для гольфа можно посмотреть брошеную DSS 72. NASA Deep Space Station, работала c 1965 по программе Apollo и с более ранними лунными станциями
За последние 40 лет остров слегка зарос (на заднем плане — гора Грин)
С первого взгляда понятно, что абандон однозначно американский. Теперь тут штаб у местных скаутов
Что ещё. Пока вы там у себя в Москве сидите, на Асценшыне действует вполне живая станция слежения от Ariane 5. Если прижаться ухом к двери, слышно стрёкот телетайпа и шумы из глубокого космоса. За годы, прошедшие с запуска «аполлонов», космические технологии существенно ужались, — думаю ещё лет через 5 ЦУПы будут следить за спутниками с телефонов, закачав приложение из AppStore
Википедия скрывает, но как раз справа от ESA station можно найти морской фонтан как на Самоа. Маленький, плохонький (метра на 3), но вполне рабочий
Удивительно, на таком пустынном острове есть дождевой/влажный тропический лес — на горе Грин (Green Mountain). Этот бывший вулкан, высочайшая точка Ascension Island, высота всего 859 м, но климат наверху разительно отличается от адской пустыни на уровне моря. Там влажно, прохладно и приятно :-)
Ещё удивительнее, что это чуть ли не единственный искуственно созданный человеком дождевой лес: в 1836 натуралист Чарльз Дарвин (заехав сюда на Бигле во время своего кругосветного путешествия) описал остров как пустынный с овцами и козами, а c 1850 до конца 1870-х британцы по плану ботаника Хукера, исходившего из считающейся в наши дни ложной посылки, что леса вызывают локальные изменения климата и увеличивают вероятность дождей, успели засадить гору тропическим лесом
Британские военные в 1815 стали первыми постоянными жителями этого острова. С тех пор мало что помеялось, остров по-прежнему выглядит как планета Маленького Принца, на которой надо прочищать вулканы :-)
Red Lion — британские казармы образца 19 века
В долгосрочной перспективе жить на горе, несмотря на благостный климат, оказалось логистически сложно, и сейчас тут осталось куча артефактов и что-то вроде дач
На горе осталось несколько исторических дорог, построенных британскими военными в 1800-хх. С ума сойти, в России только отменили рабство, а тут, на краю света, тоннели. Это Eliot's Path, первоначально путь караульных вокруг базы:
На горе, в этой «Опасной долине» (Breakneck valley), в 1701-м году великий английский пират и путешественник (3 кругосветки!) Уильям Дампир, потерпевший кораблекрушение на необитаемом [тогда] острове, открыл источник пресной воды — осадки собирались на глиняном горизонте. По построенной в 1830-хх системе туннелей и труб пресная вода шла в Джорджтаун. В конце XIX века всё для повышения производительности залили бетоном, и в таком виде водоснабжение острова прожило до шестидесятых, когда BBC построила электростанцию с опреснителем
Просто поразительно, как меняется климат и растительность через каждые 50 метров подъема в эту небольшую гору
Нарратор такой нарратор
Краткая история острова и его экосистемы:
1501 — остров замечен испанским мореплавателем;
1503 — остров открыт поругальцами. Поругальцы завозят на остров коз, ослов, овец и кроликов;
15xx — местные эндемики съедены козами, ослами, овцами и кроликами;
1815 — появляются британские военные;
1850-1880 — британцы восстанавливают растительность (почти) с нуля
Вершина Зелёной горы и наивысшая точка острова отмечена прудом (dew pond), вырытым в 1875-м. В пруду и около живут бамбук, золотые рыбки и жабы, которых, конечно, завезли, и папоротник — местный эндемик. Обратите внимание на почтовый ящик слева
Ящик стоит тут не просто так: это снаряд от удивительной англоскасоноской забавы letterboxing о существовании которой я впревые с удивлением узнал на острове Вознесения. Letterboxing — это ориентирование и ходьба по пересеченной местности по инструкции, которая выводит вас к почтовому ящику со спрятанным в нём штампом (который можно оттиснуть в паспорт или специальную книжечку для коллекционирования) и журналом, куда можно записаться
Вот другой ящик: на краю вукланического кратера Devil's Riding School, заполненного вулканическим мусором. В журнале в 2009-м году отметился Алексей, не оставив дополнительных координат
На острове продают качественно исполненный гид по местным леттербоксам за совершенно недетские то ли £10, то ли £20
Гулять лучше вечером или рано утром: дневные 30-34°С уж больно достают
Все ящики выглядят и устроены по-разному. Найти их без инструкции/схемы «как добраться» не просто. Зато на острове разрешён offroad и можно считить: подъехать к ящику поближе, пока едется, и горы не становятся совсем непроезжими
Маршрут помечен как «легкий», но приходится скакать как горным баранам, преодолевая несерьезного вида кручи и серьезного вида расщелины
Кроме баранов на острове по горам лазают почему-то варёные крабы
Вот ещё ящик. Впрочем и со схемой ящик иногда хрен найдешь: этот letterbox у Bullocks Pond (в которых тоже собиралась вода до появления опреснительной установки BBC) трудно найти даже на этом фото. При требуемых 2-х часах по программе, мы плутали часа 3
В этой эвкалиптовой роще не было бы ничего удивительного, не расти она на острове Вознесения, большая часть которого — пустыня из пемзы
Зато часть дороги до Bullocks Pond проходит вдоль прекрасного водопровода 1915-го года постройки и с прекрасным видом на совместную авиабазу RAF и USAFWideawake Airfield
Авиабаза ничуть не мнее красива, чем всё остальное на этом волшебном острове
Сам остров вполне себе британский: тут дорожные знаки европейского образца, а к оплате примаются фунты UK .ФренкСвятой Елены
Авиабазу Wideawake построили американцы во время WWII. Сегодня на неё ссылаются то как на британскую (принадлежащию RAF), то как на американскую (USAF), то как на совместную авиабазу. Я так понял, что британцы арендуют у американцев часть авиабазы, которую американцы построили на арендованной у британцев территории острова (widewakes — вид местных эндемичных, как водится, крачек)
Граница между британским островом и авиабазой преодолевается на максимальной скорости, почти незаметна и на местности отмечена заборчиком из легких конструкций, телекамерой CCTV и превращением европейских дорожных знаков в американские
Buckle Up...
Скрытые изменения масштабны как тектонические сдвиги: 230В превращаются в 110, BS 1363 в NEMA 1, 50Hz в 60Hz, а футбол в бейсбол. По-прежнему берут GBP и SHP; на чеках пробивают сумму и в £, и в USD; но сдачу дают в USD
Слава Богу, движение остается как было левосторонним, а на счет измерения скорости в милях в час у метрополии и бывшей колонии полный консенсус
Аэродром обслуживает считанные вылеты в неделю. Чтобы поймать что-нибудь, приходится пошляться вокруг. Но это «что-нибудь» будет почти всегда интересным. Вот этот 9G-AXE, скажем, очень заслуженный. Это — Douglas DC-8, который производился c 1958 по 1972 компанией Дуглас (этот конкретный борт с/н 46041/439 построен в начале 1969-го), ещё до того, как она стала McDonnell Douglas, которую купил и похоронил Боинг. Борт начинал в SAS, побывал в Air Algerie и других компаниях, и вот теперь некая Meridian Airways из Ганы(!) не боится штурмовать на нём Атлантику, для BMoD
Где-то тут, рядом с авиабазой, одна из 5 антенн, из тех что заливают точное время на спутники GPS