Пражская весна и немного Вены

Город: Прага
Время отдыха: Дата вылета март 2011

Дата20.08.13 Хороший отзыв13 Ответов 5 Просмотрели5855

Когда выяснилось, что перед прошлогодней поездкой в Испанию мне посчастливилось получить шенгенскую мультивизу на полгода, я решил использовать этот шанс и реализовать давнишние планы ценителя хорошего пива. Вместе с семьей друга мы полетели в Прагу. В город, где История, далекая и недавняя, видна невооруженным глазом повсюду. Где не только центральные районы радуют красотой своих фасадов. Где пиво хранят и разливают при правильной температуре, а на 400 рублей (в кронах по курсу) можно объесться «до отвала». При этом мартовский тур на неделю с одноместным размещением обошелся в 14000 рублей. Примерно столько же хватило на все остальные расходы (транспорт, питание, сувениры, выпивка, билеты в музеи).

Удачный ужин.
В соответствии с условиями тура, мы прилетели вечером в пятницу в маленький аэропорт города Брно, откуда на автобусе за 2 часа нас доставили до отеля, расположенного недалеко от центра Праги, в районе Жижков. На пограничном контроле офицер долго изучал мою визу, выданную испанским консульством, но в итоге благополучно допустил в Чехию. Еще до поездки я выяснил, что в аэропорту должен быть банкомат. Мы быстренько нашли его и сняли по карточкам Visa Electron нужные нам суммы по хорошему курсу. Правда, наличность в аппарате на нас и закончилась. Зато мы были готовы сразу же по прибытии в Прагу начать тратить чешские кроны…

Заселение в отель прошло легко. Большинство работников чешского сервиса (гостиницы, кафе, музеи) могут общаться либо на русском, либо на английском языках. К тому же, я выучил базовые туристические фразы по-чешски. Поэтому все вопросы с портье быстро решились. Я оформил пользование сейфом. Мы бросили вещи в номера и, несмотря на то, что был уже девятый час вечера, пошли прогуляться по окрестностям, поискать какой-нибудь общепит. Заведение, которое нашлось минут через 10, называлось «Meranda». Как выяснилось потом, оно входило в состав маршрута по наиболее интересным пивным Праги, составленного по материалам Интернета. Мой заказ включал потрясающий суп-гуляш с большим количеством отборной говядины, а к пиву я взял классику чешских закусок – маринованные сыр «Гермелин» и сардельки «Утопенцы». Их подали в специальных стеклянных баночках, закрытых крышкой с металлическим фиксатором. Под 4 кружки отменного пива разных сортов маринады оказались незаменимыми. А полная пивная карта кафе включала около десятка эксклюзивных видов хмельного напитка. С лопающимися животами, теплом в душе и легким туманом в голове мы отправились спать в отель.

Город-история.
Знакомство с дневной Прагой началось с района, в котором находился наш отель. Прохладным, но солнечным утром Жижков встретил нас стоящими вплотную друг к другу 3-5-этажными домами и улочками, мощеными брусчаткой: то карабкающимися вверх, то скользящими вниз.

Через двадцать минут мы уже были на площади Республики.

После осмотра модернистской красоты Общественного дома, через примыкающую к нему Пороховую башню вышли на улицу Целетна.

Это извилистая пешеходная улица, по обеим сторонам которой стоят красивые дома, каждый со своим оригинальным фасадом и своей историей, в том числе, такие шедевры чешского модерна, как дом «У черной Богоматери».

Естественно, первые этажи оккупированы магазинчиками, кафешками и прочими аттракционами для приезжих.

Целетна вывела нас на центральную туристическую точку города – Староместскую площадь. Здесь великолепие европейской архитектуры прошлого со всех сторон.

«Колючая» Церковь Девы Марии пред Тыном протыкает небо своими гранеными куполами со шпилями. Дворец Гольц-Кинских поражает классическим размахом. В Церкви Святого Николая висит огромная люстра, подаренная чехам русским царем в конце XIX века.

И, конечно, Староместская ратуша с красивым эркером возвышается над туристической суетой.

В центре площади – памятник Яну Гусу и множество сувенирных и общепитовских палаток. Здесь можно попробовать «трыдло» («дурака») – скрученное и запеченное на вертеле сладкое тесто.

На Староместской ратуше удивительные часы – Пражский Орлой. Они показывают не только три вида времени, но и дату, знак зодиака, положение луны и солнца. А каждый час перед ударами колокола оживают фигурки на часах.

Покинув многолюдную Староместскую площадь, мы направились в сторону еще одного пражского хита – Карлова моста. По пути на узких улочках нам периодически попадались интересные артефакты.

Мы зашли на Малую и Марианскую площади, побывали на мосту, полюбовались тридцать одной статуей и видами на Влтаву и город.

По набережной прошли до Анненской площади и, поскольку уже проголодались, зашли в кафе «У двух кошек», что близ «Угольного рынка». Там отведали суп с печеночными клецками (а какой бульон – исцеляющий похмельных, с овощами!), а под пиво «уговорили» тарелку с разными холодными закусками («тарилщ»: ломтики копченой утки, 2 вида свиных деликатесов, капустка, кнедлики) и знаменитое «Вепршево колено», т.е. запеченную рульку.

После обеда зашли на Гавельский рынок, где присмотрели сувениры по ценам ниже, чем в центральных туристических местах. На одной из улиц нам встретился памятник самоубийце, посвященный скульптором Давидом Черны Зигмунду Фрейду.

Оставив друзей в одном из пабов, я прошел до Вацлавской площади. Это очень длинная площадь, почти километр. Ее окружают потрясающей красоты здания. Чего стоит Гранд отель Европа или расположенный на одной из боковых улиц Почтамт.

Чуть в стороне от Вацлавской площади – красивый Францисканский сад с авангардной скульптурой и торговый дом «Люцерна» с подвешенным к потолку всадником на перевернутой лошади работы того же Давида Черны.

Потом мы направились на Масарикову набережную, где полюбовались на готическую водонапорную башню рядом с галерей «Манес» и на знаменитый «Танцующий дом».

По дороге в «Пивоварский дом» нам встретилась необычная по архитектуре православная церковь.

В самом ресторане я заказал на пробу ассорти из 7 видов пива (по 100 грамм). Честно сказать, банановый, кофейный и вишневый варианты были отвратительны на вкус, светлое, темное и пшеничное не представляли из себя ничего особенного и лишь пиво месяца («Мартовское») и крапивное пиво, на мой вкус, оказались весьма интересными. А взятый на пробу «Пивной сыр», как позже выяснилось, не соответствовал классическому рецепту.

Дальнейшая наша дорога лежала в сторону отеля. По пути мы частично осмотрели районы Винограды и Жижков, посетили несколько пивных и две жутковатые в сгущающихся сумерках достопримечательности: Собор Св.Людмилы на площади Мира и пражскую Телебашню с ползущими по ней гигантскими младенцами.

«Стоя на красивом холме»
С утра мои друзья отправились на экскурсию, входившую в тур, а я прогулялся пешком до главного вокзала Праги и Национального музея.

Оттуда на метро добрался до района Градчаны. Мимо модернистского «Дома на слоновьих ногах» прошел до колыбели столицы Чехии – крепости Пражский Град.

Она из века в век служила резиденцией властителей, сейчас там обитает президент страны. В одном из двориков Града есть пирамидка из круглых ступенек, забравшись в центр которой, можно почувствовать интересный акустический эффект. Если там что-то сказать или даже крикнуть, то кажется, что звук идет не от тебя, а откуда-то извне.

Прежде чем подробно изучить крепость, я ознакомился с Градчанами, где буквально ощущается дух средневекового города. Особенно, на извилистых улочках Чернинская и Новый Свет, где маленькие домики (кое-где моя голова доставала до подоконников второго этажа) похожи на декорации к исторической сказке. Эти улицы не уступают ни по возрасту, ни по прелести известной Златой улочке, зато пройти по их мостовым можно совершенно бесплатно.

На Лоретанской площади в относительно ухоженном состоянии сохраняется могила бойца Красной армии Белякова, павшего при освобождении Праги в 1945 году.

Полюбовавшись на Лоретанскую церковь и очень красивые кованые фонари, я вернулся в Град.

Его основная доминанта - громадный потемневший собор Св.Витта, немного эклектичный, с головами горгулий в качестве водосточных труб. Дворцы, башни, базилики заполняют небольшую по современным меркам территорию Града.

С высоты крепостных стен видны замечательные панорамы Праги с крышами всех оттенков красного.

Ну а я спустился вниз по крутой дорожке и на метро отправился в музей железнодорожных моделей - вспомнить свои детские увлечения. И действительно, миниатюрные города, по котором проносятся крохотные поезда и автомобили, где в периодически наступающей «ночи» зажигаются огоньки фонарей и окон домов, погружают в чудесный мир радости и красоты.

Кстати, в этом музее я не сразу разобрался с принципом работы шкафчиков для вещей и одежды. Оказалось, что для запирания в прорезь замка надо опустить двухкроновую монетку, которая возвращается при открытии дверцы.

После музея я отправился на Малую Страну и остров Кампа, где на речке Чертовке крутится старинное мельничное колесо.

А затем прошел пешком до фуникулера на холм Петршин. Там мы условились встретиться с моим другом. Из-за удлиненных интервалов движения вагончик оказался плотно забит народом, так что любоваться окрестностями во время подъема не удалось. Зато у выхода меня встретила скульптурная композиция в виде обнаженных юноши и девушки, сплетенных в страстных объятиях.

На холме мы вскарабкались на уменьшенную копию Эйфелевой башни, имеющую смотровые площадки на двух уровнях – почти посередине и наверху.

Вот уж где действительно захватило дух. Избитое выражение «город как на ладони» очень точно отражает открывающийся с вершины «Эйфеля» вид на Прагу.

С Петршина мы спустились пешком и направились в район Смихов, поразивший меня весьма эклектичным соседством архитектурных стилей. Нашей целью было знаменитое кафе «На Верандах», которое ныне входит в сеть «Potrefena Husa». В нас с ходу опознали русских (уж не знаю, как) и усадили в зальчике, где за соседним столом сидела тоже русская семья. Поскольку это кафе соседствует с заводом «Старопрамен», дегустировали мы одноименное пиво. Оно здесь множества сортов, свежее, вкусное. По крайней мере, такими были заказанные мною Гранат, Дрожжевое и уникальный Вельвет – бархатное пиво, сразу после розлива превращающееся в занимающую весь бокал плотную пену. А какие «На Верандах» закуски! Кроме соблазнительной «пивной тарелки» с мясным ассорти, чешских дранников и творожных кнедликов с клубникой я заказал утиный суп «Калдоун».Он подается в круглом черном хлебе, из которого вынута основная часть мякиша. Оставлять такую вкусную, пропитанную ароматным крепким бульоном «тарелку» было глупо. Официантка любезно упаковала хлеб, а также кнедлики, которые реально не влезли в мой живот. Вечером в гостинице эти припасы, вместе с приобретенными в супермаркете чешской копченой колбасой и бутылочным пивом, послужили мне прекрасным ужином.

Карлштейн и Вышеград.

На следующий день я сразу же отправился на Главный вокзал Праги. Билеты до станции «Карлштейн» были куплены еще в России, по Интернету. Немного побродил по вокзалу, который в своей наземной части представляет собой красивое историческое здание с интересными витражами, обильно декорированное скульптурными группами, а под землей – суперсовременный железнодорожный терминал.

На площади перед вокзалом – мемориал советскому воину-освободителю, которого целует чешский партизан.

А на первой платформе – скульптурная группа, изображающая мужчину в очках и двух детишек. Это памятник Николасу Уинтону, вывезшему в Англию перед самым началом войны и, тем самым, спасшему от неминуемой гибели в фашистских концлагерях почти 700 чешских детей.

Вагоны в чешских пригородных поездах – двухэтажные. Поскольку внизу уже было многолюдно, я, без задней мысли, поднялся наверх. Расположился в удобном кресле.

Состав тронулся, за окном пробегали нетрадиционные городские виды. Вскоре в салон вошел кондуктор. Посмотрев на мой распечатанный билет, она сказала по-чешски, что я нахожусь в первом классе, а должен – во втором, внизу. Пришлось изобразить непонимание. Кондуктор довольно долго изучала мою распечатку, вносила в наладонный компьютер данные штрих-кода, а потом пригласила спуститься вниз. Делать нечего, я постоял некоторое время в салоне второго класса, держась за поручень, а потом освободилось место. Через сорок минут после отбытия из Праги поезд остановился в Карлштейне. Этот населенный пункт расположился у подножия гор, по обеим сторонам речки Бероуновка.

Такое соседство приводит иногда к серьезному затоплению поселка. На стене одного из домов оригинально отмечен уровень воды во время наводнения 2002 года.

Миновав мост, дорога пошла вверх, извиваясь между двухэтажными симпатичными домиками старого Карлштейна, практически полностью оккупированными сувенирными лавками, пансионами и общепитом. Вскоре впереди, на вершине холма, возникла серая громада средневекового замка. Из-за того, что понедельник в нем – выходной день, пришлось ограничиться наружным осмотром. Но это произвело на меня большое впечатление. Замок выглядит абсолютно неприступным, внушительным и солидным. А, касаясь старинной кладки рукой, ощущаешь Историю прямо на кончиках пальцев.

Спустившись к деревушке, я зашел пообедать в ресторан «Под Градом». Отведал потрясающий суп из такого, казалось бы, неаппетитного субпродукта, как рубец (говяжий желудок). Под рюмочку сливовицы и бокал пива эта «дрштькова», а также жареный сыр «гермелин» с начинкой из ветчины и гарниром из жареной картошки, пошли просто «на ура». Осоловевший, я посидел полчаса на лавочке на улице, любуясь видами замка и деревушки. Кстати, здесь я впервые встретил чешских котов. Они все были черные и черно-белые, с каким-то особенным, чешским, что ли, выражением на мордах.

На обратном пути мне досталось место у окна, так что дорога прошла в созерцании живописных пейзажей, деревушек и дачных поселков, загонов с лошадьми и коровами, а также станционных зданий, из которых встречать-провожать наш состав выходили колоритно одетые смотрители.

В оставшееся в тот день время я посетил пражскую крепость Вышеград - второй королевский форпост города, наравне с Пражским Градом. Самыми интересными моментами этой экскурсии были ротонда Св.Михаила, старинная водная колонка, вид на город из бойниц древней стены и спуск вниз, на набережную, по длиннющей извилистой лесенке, и,кончено, главный готический собор Вышеграда - церковь Святых Петра и Павла .

По пути в сторону отеля мне удалось полюбоваться домами в стиле модерн на лежащих под Вышеградом улицах, а также прокатиться на пражском трамвае.

Ужинал я вместе с другом в небольшом ресторанчике рядом с гостиницей. Помимо пива, паненки (говяжьего рулета) с черносливом и настоящего пивного сыра (это особый «зрелый» сыр, который надо смешать с прилагающимися к нему килькой, маслом, луком и горчицей), мы отведали чешской «Грушковицы». Крепкий дистиллят из груш подали в маленьких рюмочках, на которых лежали, нанизанные на палочки, кусочки выдержанной в том же напитке груши. Ледяная и ароматная, «Грушковица» напрямую согрела наши души.

Венское рандеву.

Рано во вторник я пришел на автовокзал Флоренц, откуда начиналась моя самостоятельная экскурсия в Вену. Билет был куплен через Интернет заранее. Народу в комфортабельном автобусе было немного. Часть четырехчасового пути проходила по автобану, можно было подремать. А потом маршрут пролегал по обычным дорогам, проходящим по городкам и деревням. Было интересно наблюдать ухоженные поля, ветряные электростанции, еще сохранившийся ледок на прудах. Вот чешские «гаишники» поймали нарушителя. А вот – трактор, сопровождаемый внедорожником с оранжевым проблесковым маячком, все-таки собрал пробку на узкой двухполосной трассе. Почти на границе с Австрией – целый развлекательный город с казино, ресторанами, аттракционами и другими увеселениями. А за ним – целый поселок, где почти на каждом доме висят указатели и вывески стрип-клубов и борделей. Наконец, вот и граница, которую мы проезжаем без остановок. Австрийский автобан заметно отличается от чешского в лучшую сторону, при том, что и чешские автострады – пример для подражания российским дорожникам.

Автобус прибыл на автовокзал Вены, откуда на метро я доехал до центра и поднялся на поверхность у шикарного здания венской оперы. Красивый город встретил меня обилием туристов. Как и планировалось, я нашел остановку специального туристического автобуса Red Bus, купил билет и отправился в полуторачасовое путешествие по основным достопримечательностям города в сопровождении русскоязычного аудиогида. Мы двигались по знаменитой венской улице Ринг, заехали полюбоваться на дворец Хоффбург, университет, соборы, набережную канала. Единственная остановка по маршруту – у дома Хундервассера, знаменитого австрийского архитектора, автора «биоморфных», объединяющих живую природу и архитектуру, строений. Дом был построен в 1986 году и потрясает воображение плавностью и неправильностью форм, растущими на крышах и балконах деревьями, диковинным цветовым решением, эклектичным использованием классических скульптурных форм. Пожалуй, только другой любитель отражения природы в строениях, Антонио Гауди, может похвастаться большей оригинальностью. Чудесный Дом Хундервассера хочется рассматривать бесконечно, но время остановки истекло.

Через симпатичные кварталы автобус подъехал к парку со столетним колесом обозрения. На нем вместо люлек – вагончики на много человек. Говорят, горожане иногда арендуют эти вагончики на целый вечер для проведения праздничных мероприятий и вечеринок. Во время первой мировой войны колесо хотели переплавить на оружие, но оказалось, что его разборка дороже стоимости самого металла. Это спасло венскую достопримечательность.

Затем мы проехали по мосту через Дунай. И хотя голос в наушниках сообщил, что название «Голубой Дунай» - это преувеличение, река имела очень красивый голубой цвет.

После завершения автобусной экскурсии я пробежал по центральным улицам Вены. В объектив попались забавный магазин «Пиннокио», открытый раскоп древней Вены, памятник трубочисту, аутентичный дом, в котором Моцарт писал «Свадьбу Фигаро».

Я осмотрел белокаменный собор Стефансдом.

Потом попробовал венские сосиски и пиво в ресторане Krah Krah, а в знаменитом кафе Захер (места были только за уличными столиками) – одноименный фирменный торт с дивным кофе «Меланж».
Вена оказалась интересным городом, немного похожим, за вычетом готическо-католических антуражей, на Санкт-Петербург
Возвращение в Прагу пришлось на поздний вечер. По дороге к отелю, под железнодорожным мостом, в мало освещенном углу, стояли подозрительные субъекты русско-бандитского вида, по счастью, не обратившие на меня внимание. Ужинать пришлось в традиционно дорогом гостиничном ресторане, хотя томатный суп здесь оказался весьма неплохим.

Выставишце и Летна.

Утром следующего дня я вновь воспользовался пражским трамваем, чтобы доехать до Выставишце – чешского аналога ВДНХ.

Прогулялся по ее территории и по парку аттракционов, а потом дошел до Дворца Выставок, где находится филиал Национальной галереи. Во Дворце размещены произведения чешских художников, с середины XIX века до настоящего времени, а также работы мастеров других стран, в частности, горячо любимых мною импрессионистов. Для себя я открыл поразительные картины Антонина Славичека, Яна Прейслера, Карела Мыслбека, Франтишека Кавана и Индржича Пруха. Более 3 часов я бродил по залам, любуясь не только творчеством классиков, но и современным искусством. Почти до слез потрясла меня концептуальная видеоинсталляция «Шестидесятилетние» про двух пожилых близняшек.

Затем прогулялся до расположенного на холме на берегу Влтавы парка Летна (или Летенские сады), где на замечательной летней веранде (несмотря на март) употребил из пластикового стаканчика свежее разливное пиво, сидя на лавочке с видом на Прагу.

В парке мне встретилась белка, смело скакавшая по траве и нижним частям стволов деревьев.

А в центральной точке Летны, на месте когда-то стоявшего тут памятника Сталину, возвышался огромный метроном.

По пути к центру я прошел по симпатичной Парижской улице.

«Свободное время»
Предпоследние два дня я провел, посещая пропущенные достопримечательности, а также просто гуляя с друзьями. Наконец-то удалось найти знаменитый кубистский фонарь на Юнгмановой полощади.

А после аудиоэкскурсии по Карлову мосту мы прошлись по Малой Стране и посетили замечательный ресторанчик-пивницу «Ferdinanda» в одном из подвалов. Там довелось отведать тушеную утку с краснокочанной капустой.

После этого мы дошли пешком до знаменитого кафе «Славия», где в начале прошлого века тусовалась вся творческая интеллигенция Праги. В частности, пила потрясающий фирменный кофе Анна Ахматова. Я не мог не погрузиться в удивительную атмосферу этого места под кофе и пирожное. Из гастрономических изысков, съеденных мною в эту поездку, стоит также отметить татарак – свежайший говяжий фарш, который смешивается с сырым яйцом, луком и несколькими видами соусов, намазывается на поджаренный хлеб и уплетается под пиво. А еще мы посетили кондитерскую, где к вкуснейшим пирожным и тортам предлагался интересный напиток – барменша наливала в бокал горячее молоко и выдавала специальный шоколад на деревянной палочке, который надо было растворить в этом молоке.

Погода к концу нашего тура подпортилась и рассопливилась дождями. Но мы продолжали бродить по чудесным улочкам – ведь не сидеть же в отеле в этом замечательном, очень красивом городе.

Прощальный ужин прошел в уже знакомой нам «Мериенде» - там обновилась пивная карта, и мы не преминули продегустировать новые сорта национального чешского напитка.

На утро восьмого, последнего дня нашего пребывания в Чехии, вдруг пошел снег. Мы ехали в аэропорт Брно, оглядываясь на припорошенные площади и газоны. И этот природный казус слегка смягчил мой шок от возвращения в обледенелую и ветреную Россию.