Каталонские записки

Город: Барселона
Время отдыха: Дата вылета октябрь 2010

Дата20.08.13 Хороший отзыв9 Ответов 1 Просмотрели8120

Сколько раз я представлял себе этот момент, но эмоции все равно хлещут через край, едва мы проходим паспортный контроль. Уже на подлете я увидел Барселону с высоты… И горы. И море.

Трансфер-гид Айгуль встречает прилетевших в вестибюле за таможней. Показывает остановку, куда должен подъехать автобус. А мы смотрим на огромные пальмы, устремленные в чуть прикрытое облачной дымкой голубое средиземноморское небо.

***

Официально наш отель Reymar считается расположенным в курортном городке Мальграт де Мар (Malgrat de Mar), однако, фактически – на его границе с соседней Санта Сусанной (Santa Susanna). Ехать около часа, за это время нам удалось посмотреть южный склон – весьма крутой – знаменитого барселонского холма Монтжуик (Montjuic), с расположенными на нем в виде террас католическими кладбищами, непривычными для россиянина. Могилы тут – многоярусные минисклепы, построенные из камня. Гроб укладывается в нишу и, словно дверцей, закрывается гранитной пластиной с памятной надписью. И все потому, что копать могилу в толще горной породы очень сложно.
После Барселоны идеально ровная дорога то приближается к морю, то отдаляется от него, прижимаясь к горам. Вдоль всего побережья множество городков и поселков, кое-где домики покрыты старинной красно-коричневой черепицей. И буйство флоры.

О, Испания, Испания! Страна, ни разу не воевавшая с Россией. Страна моря и гор. Страна пальм и кактусов. Родина людей, близких нам по духу, но говорящих на другом языке.

Когда мы приехали в отель, было уже темно. Я впервые применил те базовые знания испанского, которые запихивал в себя последние полгода. В результате, в руках у меня были карточка питания, ключ от номера и ключ вместе с личинкой замка от сейфа в номере. Меня пытались вначале уговорить пользоваться бесплатным сейфом на ресепшене, но этот вариант нас не устраивал. Сейфом мы пользовались (как и планировалось) очень активно, хранили там нетбук, оригиналы документов (копии нам сделали следующим утром в офисе отеля, 1.5 евро за 6 копий – по две копии с загранпаспортов и страховки), деньги, флешку и, периодически, фототехнику с телефонами.

В номер, поразивший своими скромными габаритами (зато с раздвижной стеклянной дверью на балкон во всю стену, видно улицу, пальмы и море), мы быстро забросили багаж и поспешили на ужин. Шведский стол был разнообразен и вкусен. Напитки, естественно, за дополнительную плату. Запредельно объевшись, мы с Дашей пошли разбирать сумки и готовиться ко сну. Но перед этим я попросил в баре отеля налить мне настоящего испанского пива. Кружку наполнили разливным Сан-Мигелем (2.70 евро за 0.5л) – действительно, очень вкусным пивом. Правда, его же вкус в бутылочном варианте был, как выяснилось позже, похуже.

Звукоизоляция в отеле оказалась слабой. Даша после перелетов-переездов спала как убитая, а я постоянно просыпался: то кто-нибудь смоет унитаз, то электричка проедет, а под утро в коридоре кто-то начал истошно кашлять. При этом в номере было тепло, так как работала климатическая система с подогревом. Когда вышли на завтрак, обнаружили огромную международную очередь. Решили подойти позднее, но народу все равно было много. В результате, мы молча подсели за столик к пожилому бюргеру. Через пять минут, уж не знаю почему, не доев свой хлеб с джемом и колбасу, немец сбежал как из-под Сталинграда.

После завтрака мы вышли к морю. Мощными, но не очень высокими волнами оно слизывало песок с пляжа. Вода чистая, голубая. На горизонте - гигантские белоснежные лайнеры. Народу было немного. Мы подошли ближе к воде. Очередная волна оказалась сильнее, я успел отскочить, а вот Дашу море схватило за кроссовки. Погуляли по приморскому бульвару. Здесь всюду пальмы, акации и сосны с иголками еще длиннее, чем в Ейске, а так же много других диковинных растений. Прямо на улице растут дальние родственники привычного в России комнатного «щучьего хвоста». В одном из магазинов купили первые сувениры, тапочки для Даши (в гостинице их не оказалось, как и шампуня с гелем для душа) и футболку. В другом месте настырные индусы, которые здесь во множестве держат торговлю, “втюхали” нам полотенце ФК Барселона по цене в полтора раза ниже, чем в фирменном магазине. У отельного гида, который встретился с нами перед обедом, купили билеты на футбол вместе с трансфером на автобусе.

В обеденное время пошли пешком в Санта-Сусанну. Она оказалась вполне провинциальной деревенькой: тесные улочки, кактусы на подоконниках, все спят. Старые дома перемешаны с крутыми коттеджами. Было около 16.00, еще шла сиеста – реалия современной испанской жизни. Поесть там нам не удалось, в единственном обнаруженном кафе время комплексных обедов уже закончилось, а в меню были только картинки с высокими ценами. Поскольку я был готов ориентироваться по испанским названиям блюд, а не по внешнему виду (у меня даже был список того, что надо попробовать), мы пошли искать другой общепит. В итоге мы посетили местный гипермаркет сети Carefour, где купили соков, воды, пива, игристого вина «Кава» (“Cava”), мясных деликатесов на 9 евро. Вообще цены здесь примерно такие же, как и в России, только в евро по курсу. При гипермаркете было нормальное кафе, где мы с восторгом отведали настоящую испанскую еду: ботифарру (botifarra, жареная колбаса) с фасолью и ассорти из хамона (jamon), ломо (lomo), сыра (queso) и называемого в Испании «русским салатом» Оливье (ensalada rusa).

Ближе к вечеру вновь пошли на море. Несмотря на то, что температура воды была около 20 градусов, я дважды искупался. Вода была бодрящая, но терпимо. Глубина начинается в метре от берега, мощные волны, соленость такая, что можно без проблем лежать на спине. Купались, как ни странно, не только русские, но и испанцы. А когда я выходил из воды, какой-то мужик спросил меня по-русски «Как водичка?». И в последующие дни в самых разных местах соотечественники попадались нам регулярно.
Вечером встретились в номере с моим другом, который уже заканчивал свой отдых на Коста Маресме. Делясь впечатлениями, продегустировали знаменитое испанское игристое вино «Кава» и местный портвейн. М-м-м…

***

Почти под окнами отеля – местная пригородная железнодорожная линия в виде одного пути (поезда разъезжаются на станциях). По ней раз в полчаса «летают» электрички. Билет до Барселоны и обратно стоит 7.30 евро. Касса расположена в забавных остатках одной из фортификационных башен. Их в Санта-Сусанне несколько, в свое время они служили для защиты поселения от пиратов. В кассе можно попросить бесплатное расписание. На платформе, которая в Санта-Сусанне не оборудована турникетом, билет нужно активировать (вставить в щель специального аппарата). Для открытия дверей в электричке и в метро (как на вход, так и на выход) надо нажать зеленую кнопку на двери поезда (или, на некоторых линиях метро, повернуть черную рукоятку).

В вагоне нам пару раз попадалась халява в виде местной газеты Lavanguardia. Я привез экземпляры домой, пригодятся для дальнейшего изучения языка.
Ехать от Санта-Сусанны до Барселоны 1 час 15 минут. Занятие это довольно нудное, но в первые дни можно рассматривать в окно живописные пейзажи – дорога местами почти вплотную подходит к морю, а с другой стороны милые испанские городки.
Но сидение в электропоезде окупается сторицей, когда выныриваешь из подземелья (электрички двигаются в самой Барсе под землей и на нескольких станциях стыкуются с линиями метро) на легендарной Площади Каталонии (Placa de Catalunya). Плиточное солнце, фонтан, туча голубей, громады Испанского кредитного банка и Корте Инглес (Corte Ingles) – все это обрушилось на нас лавиной образов из сбывшихся мечтаний. Я почти плакал от счастья.

Мы зашли сначала в Туристический офис, который находится под площадью (вход напротив Корте Инглес). Народу было много, но я набрал некоторое количество бесплатной литературы, в том числе оригинальной формы буклет Bulevard Rosa с разноцветными тематическими картами (шоппинг, основные достопримечательности, достопримечательности, которых нет в стандартных путеводителях, общепит и т.д.) и карту города с нанесенным маршрутом туристического автобуса Bus Turistic. Билет на этот автобус мы купили у индуса с переносной кассой, уже встав в длинную очередь на посадку. Я протянул парню две купюры по 50 евро за два двухдневных билета (по 28 евро, такой билет позволяет ездить два дня по всем трем маршрутам автобуса, выходить на любой остановке, садиться снова, пересаживаться на другую линию). На что он иронично заметил: «Very clever! Very clever!», типа, и билет купили, и крупные купюры с утра разменяли.

При посадке на автобус нам выдали наушники цвета морской волны и буклет с купонами на скидку. Эти купоны реально позволяют сэкономить от 5 до 50% от цены билета в основных достопримечательностях города. Подниматься на верхнюю «палубу» надо по передней лестнице, спускаться – по задней (это ж Европа, порядок!). Сразу скажу, что с первого этажа практически ничего не видно, так что стоит дожидаться свободных мест наверху (хотя в середине дня на промежуточных остановках это малореально). Усевшись, мы подключили наши наушники к разъемам «B» на панельках аудиогида и выбрали канал №8 – экскурсия на русском языке. Маршрут нашего первого дня – синий, охватывающий центральную и северную часть Барселоны. Проспект Грасии (Passage de Gracia) сразу же окунул нас в очередной поток материализовавшихся снов. Эклектичный, но при этом очень цельный, район Эшампле (Exiample) до сих пор полон ритмами модернизма. Фонари с каменными скамьями в основании, чуть пожухшие уже платаны и меткие выстрелы Гауди (ударение на последнем слоге) в мое сердце. Не берусь описывать свой восторг ни от драконистого Дома Бальо (Casa Batlo), ни от застывшего моря Дома Мила (Casa Mila).

Первый свой выход из автобуса мы совершили у Собора Святого Семейства (Sagrada Familia). Действительно, благо- и великолепное сооружение. В его районе я опробовал чудо каталонской коммунальной техники – сортир-автомат. Кидаешь монетки (30 евроцентов) – и полукруглая дверь впускает страждущего в хайтечное чрево туалета. Только не стоит совать крупные монеты – с 50 евроцентов аппарат не только не дал сдачи, но и не сработал вообще, не вернув денежку. Кстати, начет туалетов Барселоны. Мы обходились музейными (местами они платные), общепитовскими (правда, таких тесных и запущенных сортиров в кафешках на родине я уже давно не видел) и бесплатным туалетом в метро на Площади Каталонии.

Потом был фантастический Парк Гуэль (Park Guell), до которого, не зная про эскалаторы, мы ползли вверх по крутой улочке-лесенке. Впечатления портил бесконечный турпоток на главной лестнице, да и к знаменитой лавочке приложить свои чресла мы смогли с трудом. Оставив Дарью на камушке у зарослей диких кактусов (она уже вовсю ныла и жаловалась на уставшие ноги), я поднялся на Голгофу. Неровные столетние ступени позволили забраться к трем крестам без проблем. А вот на обратном пути вниз я сгенерировал изрядно адреналина.

После Парка мы зашли в кафешку. В зале посетителей обслуживали, как мне показалось, отец и сын. А на кухне, видимо, командовала мать семейства. В рамках Menu del dia (комплексного обеда) мы заказали овощной крем-суп (sopa de verdures), косидо (cocido), ломо и тунца (atun), вместо которого нам дали что-то похожее на жареную мойву. Но в целом было вкусно и недорого.
Поправив запас жизненных сил, мы продолжили поездку на Bus Turistic. Следующим номером нашей программы был Камп Ноу (Camp Nou), где восторженная Даша изучала кубки, бутсы, майки любимого футбольного клуба «Барселона». Кроме амуниции игроков и призов, в музее много интерактивных панелей, а еще мы посетили трибуну, комментаторскую кабинку, пресс-комнату и раздевалку.

Барселона - это кайф, зеленый, живой, красивый, интересный город. Поскольку есть на Земле такие места, «жизнь стоит того, чтобы жить» (с).

В отеле нас, уставших, ждала награда – по четвергам в Reymar каталонский ужин: дыня с хамоном (melon con jamon), морсилья, каталанский крем (crema catalana), множество видов мяса ,морепродукты, рыба и многое другое.

***

На третий день тура мы вновь доехали до Барселоны на электричке. Нас ждал красный маршрут Bus Turistic. Он охватывает, помимо центра, южную и юго-западную части города. На широком проспекте Диагональ – недавно запущенная трамвайная линия. Низкопольные современные вагончики деловито бегают по скрытым в траве рельсам. Кажется, что они просто скользят по газону. Мы проезжаем главный вокзал Барселоны Estacio de Sants, расположенный рядом с ним Индустриальный парк с футуристическими колоннами-светильниками, парк каталонского авангардиста Хоана Миро (прямо на тротуаре – одна из его скульптур «Женщина и птица», правда, мне показалось, что это «Кегля и цилиндр»). Минуем площадь Испании с (увы!) закрытым на ремонт светомузыкальным танцующим фонтаном и еще один центр современного искусства, Caixa Forum, перед входом в который посетителей встречает монументальный слон-акробат, стоящий на одном хоботе.

Первая остановка на холме Монтжуик - в Испанской деревне (Poble Espanol), где собраны архитектурные копии из всех уголков Испании. Новоделы за сто лет уже сами стали артефактами. За пять минут пройти из Толедо в Валенсию – симпатичный аттракцион. Мы прогулялись по мощеным кривым улочкам. Зашли в лавочку, торгующую сангрией и турроном. Темнокожая продавщица, в числе других языков немного говорящая по-русски, дала мне продегустировать знаменитый испанский коктейль (правда, в его бутылочном варианте). Сангрию мы не купили, но купили шоколадный туррон, который по вкусу немного похож на бабаевские шоколадные батончики, но гораздо нежнее. А еще в Испанской деревне я увидел прямо на улице растущее и плодоносящее мандариновое дерево.

Восторг продолжился в Ботаническом саду (Jardin de botanic), где на невзрачном кустарнике алели местами поклеванные птицами спелые гранаты. На территории в несколько гектаров здесь уживаются представители флоры стран со средиземноморским климатом. Пальмы, кактусы, дубы (совсем не похожие на российские), диковинные травы и цветы. Короче, «а в городе том сад»… Правда, чтобы попасть в этот сад, нам пришлось изрядно побродить в районе Олимпийского комплекса и купить, в итоге, карту Монтжуика в специальном информационном киоске у центрального входа в Анелья Олимпик. Пока мы попутно осматривали спортивные сооружения, к нам обратилась молодая англоговорящая пара с просьбой подсказать дорогу к другому саду (их на холме несколько). Чувствовалось, что нас приняли за аборигенов… Пришлось разочаровать ребят, сообщив им, что мы тоже туристы. Это было первый, но не последний раз, когда нас, видимо, посчитали за испанцев. Пожилые дамы узнавали расположение достопримечательностей («Сеньор, вы говорите по-английски?»), немецкие пенсионеры в гипермаркете – различие между двумя видами консервированной фабады (fabada, такой фасолевый суп с копченостями), а один американец в Мальграте допытывался, где же улица с магазинами.

После осмотра Ботанического сада мы завершили «красный» маршрут на Bus Turistic, побывав в Международном торговом центре, Старом Порту (Port Vell), Олимпийской деревне и микрорайоне Vella. По пути нам вновь и вновь встречались произведения современного искусства, отчасти благодаря которым Барселона сохраняет свою ландшафтную бодрость и живость. Вот огромная лангустина забралась на крышу остановки общественного транспорта. А концептуальный бульвар в Олимпийской деревне – не просто пульс вечной молодости, но и пример экологичной технологии: змеящийся навес над тротуаром сделан из шпал и рельсов старой железнодорожной ветки, которую спрятали под землю.

Забота об окружающей среде в Барселоне чувствуется во всем. Организован раздельный сбор мусора. Созданы условия для велосипедистов: специальные дорожки и светофоры, публичный прокат, на множестве автоматических парковок которого горожане могут брать велосипед, доезжать до нужного места и сдавать транспорт на аналогичной парковке.

При этом городская среда организована с максимальным удобством для жителей и гостей. Продуманы даже мелочи, вроде специальных коробочек на урнах для затушивания окурков, фонтанчиков с питьевой водой, повсеместных лавочек, бесплатных лифтов в метро и в местах с крутым подъемом к достопримечательностям и т.п. Кстати, рельеф Барселоны непростой, город как бы карабкается от моря по склонам гор. Поэтому многие маршруты, казавшиеся на карте элементарными для пешей прогулки, оказываются на деле серьезным спортивным испытанием.

Надо было спешить в гостиницу, чтобы успеть на трансферный автобус до Камп Ноу. Так что времени на обед в нормальной испанской кафешке не осталось. Пришлось (о, позор!) зайти в KFC (у нас эта сеть называется «Ростик’с») и взять там что-то типа буритос. Дневная электричка до Санта Сусанны оказалась гораздо свободней (в первый день мне пришлось стоять почти всю дорогу). Полчаса отдыха в номере – и мы едем на матч. Когда автобус тронулся, обнаружилось, что Даша забыла «барсовский» шарфик, поэтому на стадионе пришлось купить ей дуделку. За два часа до игры народ уже толпился вокруг стадиона. Вскоре зрителей начали запускать внутрь. Проверка билетов, потом – экспресс-досмотр. Приветливый распорядитель на трибуне предложил нам сесть вместе (а ведь билеты нам тургады почему-то дали на разные места в разных рядах – метрах в трех друг от друга). Мы находились за воротами в секторе "Гол", на 6 ряду, и постепенно, по мере приближения заветного свистка, все вокруг заполнялось фанатами «Барсы». Команды вышли на разминку, к нам иногда залетал мячик, один раз я даже отбил его. В назначенное время стадион взревел, футболисты поприветствовали друг друга и … началось. Я не большой любитель футбола, но здесь, на Камп Ноу, уже через минут 20 после начала матча я орал "Барса, Барса" и "Давай-Давай!" (Дарья пихала меня, чтоб я не кричал по-русски). Барса победила 2-1, решающий гол забил Пуйоль. Удивительно, семидесятитысячная толпа болельщиков (стадион был полон) пусть плотным потоком, но всего за полчаса разъехалась по домам – власти перекрыли прилегающие улицы до метро (в двух направлениях) и стоянки туристических автобусов (в третьем направлении).

Этот матч был для меня моментом эмоциональной истины нашей поездки
наряду, скажем, с посещением не слишком "туристических" кафешек и случаем в
электричке, когда сначала два каталонца громко разговаривали друг с другом,
находясь практически в противоположных частях вагона, а потом к беседе
подключились некоторые другие пассажиры.

Следующим утром мы отправились на гору Тибидабо (Tibidabo), куда нас довезли легендарный Голубой трамвайчик (Tramvia Blau) образца начала прошлого века (деревянный, с тремя органами управления: огромным маховиком стояночного тормоза, массивным латунным реостатом и педалью звонка) и фуникулер. На самой горе посмотрели впечатляющий Храм Святого Сердца с фигурой Христа на самом верху. Потом покатались на раритетных аттракционах: Талайе (1921 год запуска, две люльки на концах огромной фермы, вращающейся вокруг своей середины, позволяют увидеть Барселону с высоты 550 метров, если учитывать высоту горы) и Красный самолетик (1928 год, копия реального самолета того времени, подвешенная на стреле и движущаяся по кругу за счет вращения собственного пропеллера).

Очередным пунктом нашей программы был музей науки (Museo de siencia CosmoCaxia, отдельная остановка Голубого трамвайчика – «по требованию»). Основной зал этого потрясающего храма знаний заполнен сотней стендов, на которых в интерактивном режиме посетители могут воспроизводить опыты по основным разделам физики. Есть там и маятник Фуко, и различные оптические аттракционы. Все очень занимательно и познавательно. Особое место занимает реконструкция затопленной сельвы реки Амазонки, с живыми птицами, рыбами и даже капибарой (диким родственником морской свинки), которая, правда, сладко спала в момент нашего посещения. В павильоне поддерживается очень жаркий и влажный микроклимат, растут настоящие южноамериканские деревья.

После музея мы поехали на знаменитую Рамблу (Rambla), по которой, памятуя о ее расписанной в красках в Интернете криминогенности, шли, крепко прижимая к себе сумки. Плотность толпы в этом месте Барселоны достигает экстремума. Но все это не помешало нам насладиться цветочными и «птичьими» рядами, окружающей архитектурой и живыми статуями. Люди в разнообразных нарядах и гриме замирали в статичных позах, изображая как известных персонажей, так и забавные оригинальные сюжеты типа повара с головой, отдельно стоящей на блюде. Когда кто-то из туристов бросал монетку в жестяную банку, «статуи» оживали. Например, «женщина-кошка» погладила толстого немецкого бюргера и понарошку высекла его кнутом. В самом начале легендарной улицы мы воспользовались старинным краником-фонтанчиком: говорят, если попить из него, то обязательно вернешься в Барселону.

Общепит на Рамбле оказался дорогим и невкусным. В одном из заведений нам подали кислющий гаспачо (gazpacho), смешанный салат (ensalada mixta: рис, консервированный тунец, яйцо, помидоры, спаржа и т.д.), жесткое мясо и «черный рис» - паэлью с чернилами каракатицы (arroz negro). Последним блюдом я капитально перемазался, хорошо, что с собой были влажные салфетки. Вкус не впечатлил. Приятным оказалось лишь вино в бутылочке 300мл за 11 евро, что весьма дорого. Отобедав, мы посмотрели снаружи Дворец Гуэль (Palau Guell, еще один шедевр Гауди, внутри он, правда, был закрыт на реставрацию) и направились в Готический квартал (Barri Gotic). Узкие серые улочки сразу же погрузили нас в атмосферу средневековья. А ведь здесь продолжают жить обычные горожане! Массивные церкви, кафедральный собор, остатки римских оборонительных сооружений – дух захватывает от концентрации Истории в этом месте города. В какой-то момент мы поняли, что не знаем, куда идти. Выручил пожилой испанец, рассказавший, как выйти на Площадь короля (Placa del Rei). Дальше мы направились на Монткаду в надежде попасть в музей Пикассо (Museo Picasso) на халяву – по воскресеньям с 15.00 вход свободный. Но любителей бесплатного сыра оказалось очень много, и мы не стали стоять в огромной очереди. Было очень обидно, но чуть позже судьба все же дала мне шанс посмотреть оригиналы творений великого художника.

В оставшееся время мы посетили парк Сьютаделья (Parc de la Ciutadella), где порадовались скульптуре слона в натуральную величину, кричащим зеленым попугаям на пальме и роскошному фонтану. Повсюду гуляли жители Барселоны, семьями, с детьми, с колясками. На газонах отдыхала местная молодежь. Прошли под Триумфальной аркой (Arc de Triomf) по дороге на одноименную станцию метро, где тоже можно сесть на пригородную электричку.

Вечерняя Санта Сусанна, как обычно, встретила нас гирляндами торговых лотков на главной аллее, индусами, продающими за два евро сверкающие разными цветами игрушки-вертолетики, стайками веселящегося молодняка и ощущением курортного уюта, похожим на то чувство, которое я испытывал в вечернем Ейске. После ужина – традиционная интернет-сессия в холле отеля (бесплатный WiFi – только там) с отправкой письма оставшейся в России части семьи под звуки так называемых «живых» исполнителей эклектичных музыкальных коктейлей.

***
Четвертый выезд в Барселоны был запланирован как последний. Первым делом на севере города мы разыскали Парк Лабиринт (Parc del Laberint d'Horta). Выполненный в сходных с околопитерскими королевскими резиденциями традициях, но гораздо скромнее, этот ухоженный оазис с античными статуями, беседками, лесенками, фонтанчиками и прудиком с рыбками примечателен настоящим лабиринтом из кустарника. Не примитивным, как, например, в Павловске, а вполне серьезно устроенным, со множеством тупиковых направлений. С азартом и любопытством мы поблуждали в его дебрях, но в итоге благополучно выбрались наружу.

Наша пешеходная прогулка в этот день стартовала от очередного творения Гауди – Дома Висенс (Casa Vicens). Причудливое сооружение с балкончиками мы осмотрели только снаружи. А в Дом Мила зашли, простояв большую очередь. Но это стоило того. Знаменитая крыша с трубами-рыцарями, вид на внутренний дворик, интерьеры зажиточного горожанина начала 20 века в самом здании. Затем был взгляд с улицы на чешуйчатый Дом Бальо и на Дом Кальвет (Casa Calvet), кажущийся невзрачным, но с оригинальными балкончиками.

По дороге, на одном из перекрестков мы наткнулись на лоток с жареными каштанами. Да, честно говоря, не ожидал я в Барселоне встретить такой деликатес с приятным вкусом, немного напоминающим ореховый. А отобедали на этот раз в тапас-баре. Я погорячился и помимо тапас-меню (а это 8 видов закусок: свежие нежные мидии, кальмары в кляре, крокеты из хамона и трески и т.д.) заказал парийяду (parillada)– ассорти из приготовленных на гриле различных видов мяса. Ко всему этому изобилии нам подали настоящую обалденную сангрию (sangria), в литровом кувшине со льдом и свежими фруктами. В итоге, кальмары у нас остались, я даже извинился перед персоналом тапас-бара, мол, все очень вкусно, но больше не лезет. Они понимающе улыбнулись – видимо, я далеко не первый турист-троглодит…

День завершился визитом в барселонский Аквариум (L’Aquarium). Экспозиция начинается с двух десятков небольших застекленных ниш-водоемов с тропическими яркими рыбками, осьминогами, чудными морскими коньками и прочими обитателями моря. Но самое главное – огромный центральный аквариум, через который проходит прозрачный туннель. По туннелю тебя везет движущаяся дорожка. А прямо перед носом и над головой проплывают огромные акулы, мурены, скаты и крупные важные рыбы.

***
Утро следующего дня принесло новость – авиакомпания не набрала минимально рентабельного количества туристов для нашего обратного вылета, в связи с чем нам перенесли вылет на три дня позже и оплатили дополнительные ночи в отеле. Моей первоначальной реакцией было возмущение – ведь рассыпались все планы и бюджеты. Я писал электронки в московский офис туроператора, звонил отельному гиду, но вскоре остыл и здраво рассудил, что лишние три дня в этой прекрасной стране – потрясающий подарок. Мы сходили в гипермаркет. Пообедали в эклектичном китайском ресторанчике со шведским столом, на котором соседствовали испанские, японские и собственно китайские кушанья: флан (flan) и суши, хамон и лапша, и т.п. Тут можно набрать сырых продуктов (моллюски, мясо, рыба, овощи), и колоритный повар тут же приготовит их на огромной сковороде или раскаленных металлических листах.

Накануне я неосмотрительно потер грязными руками свои глаза и у меня началось какое-то подобие конъюктивита. Как назло, именно глазные капли мы в дорожную аптечку не положили. Пришлось заглянуть в местные аптеки. Чистого альбуцида у них не оказалось, зато я приобрел местный комплексный препарат, сочетающий в себе три наиболее распространенных лекарства от конъюктивита. Через два дня болезнь прошла.

Наконец-то мы дошли до городка Мальграт Де Мар, к которому официально относится наш отель. Он нам очень понравился, в отличии от Санта-Сусанны. Это настоящее средневековое поселение, местами на домах специально вскрыта штукатурка для демонстрации древних каменных стен. В центре – характерная церковь с башней и часами. Узенькие улочки, стулья перед домами, в которых предаются сиесте пожилые испанцы. А с помощью специального бесплатного лифта можно подняться в местный парк-дендрарий, в котором отдыхают и жители Мальграта, и туристы. Парк расположен на склоне горы, поэтому из него открывается чарующий вид на море и сотни черепичных крыш. Тут же мы увидели дерево, чьи цветы мы называем мимозой. Бутончики-бусинки на ветках со знакомыми листочками уже набухали, видимо, скоро - цветение.

Вечером мы вышли к морю посидеть на прибрежных камнях. Я дышал средиземным воздушным эликсиром и, кажется, чувствовал счастье.

***

Первые два внеплановых испанских дня мы продолжили любоваться Барселоной. Второй раз съездили в Парк Гуэль. На этот раз без спешки обошли его весь, посидели на лавочках, полюбовались гением Гауди.
После парка неспешно прошлись вниз по барселонским улицам до больницы Святого Петра. В поисках кафешки с настоящей каталонской пищей дошли до Саграда Фамилия. Долгие блуждания были вознаграждены - впервые за 5 дней в самой Барселоне мы нашли аутентичное местечко – ресторанчик Vera Cruz (Calle Mallorca,321), где подают эскуделью (escudella). Эскуделья - это вермишель, картошка, фасоль, бобы, несколько видов мяса, овощи. Короче, очень густой и наваристый суп. Вкусно и сытно. Кроме того, взяли рыбу, салат из риса с тунцом и аппетитнейшую запеканку из баклажанов с мясом, сыром и помидорами. И вновь мы были потрясены ценами - 15 евро на двоих. После обеда, пока я отдыхал на старинной лавочке, Даша покормила хлебом местных городских попугаев, которые строят свои гнезда в кронах высоких барселонских пальм.

Мы вновь отправились на Монтжуик, но сад Коста и Льобера (Jardin Costa i Llovera) с уникальной коллекцией кактусов оказался закрыт из-за окончания тур сезона. Пришлось издалека полюбоваться колючими гигантами. Обратный путь с холма мы проделали по канатной дороге Трансбордадор Аэри (Transbordador Aeri). Застекленная кабинка на приличной высоте скользит на тросе над морем и Старым Портом. Я читал про туристов, которые выходят из этого транспорта-аттракциона бледными и на дрожащих ногах. В реальности адреналиновая доза была умеренной, скорее, дух захватывало от красоты городского ландшафта.

Музей Пикассо был основным пунктом следующего дня. Ранние работы художника, кое-что из голубого и розового периода, целый зал разных вариантов «Фрейлин» - погружение в творческие миры знаменитого барселонца, женатого на русской балерине, оказалось потрясающим. А в зале временных экспозиций проходила выставка, где в сопоставлении были представлены работы Пабло Пикассо и моего любимого Эдгара Дега. Вот уж действительно пир духа!

Я почувствовал, что создавать свою художественную вселенную – это единственный путь, который позволяет достойно и красиво обмануть фатальный вирус под названием «Экзистенциальная пустота».

Напоследок гуляя по Рамбле, зашли мы и на рынок Бокерия (Boqueria). Внешнее сходство с рязанскими базарами обманчиво. Шикарный ассортимент прилавков говорит о том, что ты попал в рай, рай для гурманов. Обилие фруктов, названий половины из которых я не знаю даже на русском (мы взяли на пробу специальную коробочку с кусочками десятка диковинных плодов и ягод), горы морепродуктов, которые увенчаны клешнястыми омарами, свежайшая рыба, знаменитая соленая треска Bacalao вы нескольких видах, богатство колбасных и мясных рядов.
Прощаться с каталонской столицей мы пришли на Барселонетту (Barceloneta). Прогулялись по прибрежному бульвару. Дорогие туристические рестораны первой линии мы обошли стороной, найдя в дебрях района еще одно аутентичное кафе. Там мы отведали традиционную испанскую уху (sopa de pescado:рыба, морепродукты, вермишель, непременный томат), спаржу под соусом (esparrago), классическую паэлью и уже знакомую нам ботифарру. Графинчик приятного красного вина (vino tinto de casa), конечно, прилагался к еде. При попытке разломать лангустину у меня сорвалась рука, и я задел бокал с вином. Посуда осталась цела, но вся скатерть, а местами мои джинсы и рубашка покрылись красненьким. Нам никто ничего не сказал, но чувство неловкости преследовало меня до конца трапезы.

В Санта-Сусанне мы вновь посидели на берегу, наблюдая как море разбивается на белоснежные брызги в вечном сражении с сушей.

***

В предпоследний день продленного тура мы отправились на пляж. Температура воды уже упала существенно ниже 20 градусов, но я не удержался и все-таки залез в море. Ощущения были обжигающими… Несколько минут активного плавания – и я, предварительно растеревшись большим полотенцем в виде флага ФК «Барселона», загораю под нежным осенним солнышком. А по пляжу ходят восточные женщины и предлагают массаж всего за 10 евро. Была-не была. Вьетнамка средних лет в течении получаса очень качественно делает мне массаж спины, шеи , плеч и рук с использованием какого-то ароматного бальзама. Удивительно, но после процедуры проходит моя хроническая шейно-плечевая боль, утихает миофасциальный синдром. И нормальное состояние длится после этого еще несколько недель! Единственный минус – я весь в косметическом масле. Приходиться, немного отдохнув и остынув, вновь погружаться в бодрящие объятия Средиземного моря.
Потом мы зашли в чудесный ресторанчик в Мальграте, где в рамках комплексного обеда отведали карпаччо (тоненькие ломтики свежайшего сырого мяса), кальсеронес (типа лазаньи), а также потрясающего тунца (большим куском, обжареным на оливковом масле) с картофелем, тушеным с болгарским перцем, луком и томатами. На десерт мы попросили традиционный флан, а в конце – выпили кофе. Этот праздник живота, сопровождавшийся графином домашнего вина для меня и лимонной «Фантой» для Даши, обошелся нам на двоих в 16 евро.

Мы выписываемся из отеля, оставляем багаж в специальной комнате. Прогулка к морю, потом приходим в парк Мальграта, тот самый, с бесплатным лифтом. Там устраиваем прощальный пикник с использованием купленных накануне продуктов: трески по- английски, вкусом не уступающей копченой осетрине, анчоусов, паштета из хамона. А десерт нас ждет после обратного спуска в городок. В кафетерии заказываем кофе со знаменитым шоколадным тортом. Мы уже покупали такой тортик в кондитерском бутике в Барселоне. Божественный вкус! Горечь расставания смешивается со сладостью во рту в сумасшедший микс…

***

Из Испании мы привезли нарезку хамона и вино «Кава», забавного быка-термометр и кастаньеты, веер и фигурку Собора Святого Семейства, кофту и кожаную сумку для нашей мамы, сувенирные часы и кучу магнитиков, атрибуты болельщика «Барсы» и мозаичную ящерицу. Но главное – невероятные впечатления и благодарную любовь к этой замечательной стране.

Послесловие.

Три недели после поездки в Испанию у меня была сильнейшая абстиненция с желаниями типа продать машину и поехать еще пожить в Барселоне месяц-два, с постоянными мыслями о ней, с физической тошнотой при выходе на улицу в Рязани и т.п. Наверное, Барселона - это наркотик. Сейчас я стал спокойнее в этом плане. Но жгущее желание вернуться туда при первой возможности остается - так много я еще не посмотрел, не почувствовал, не попробовал.