Южная зима. Часть 3. Новороссийск

Вацлав Шуббе Страна:Россия
Город: Геленджик
Время отдыха: Дата вылета декабрь 2011

Дата15.07.13 Хороший отзыв6 Ответов 4 Просмотрели4710

Прибытие в район Новороссийска ознаменовалось появлением справа по ходу движения колоссального поста ГИБДД, больше похожего на войсковой опорный пункт, с бетонными блоками и бойницами; в таком сооружении вполне можно было держать круговую оборону. Потом, правда, за окном замелькали вполне цивильные здания, и пока мы пробирались к автовокзалу, я понял, что мои ожидания вряд ли сбудутся: я навоображал себе что-то вроде Одессы, но тут Одессой и не пахло...

Автовокзал Новороссийска оказался шумным, людным и бестолково устроенным. Подходит к нему, например, будущий пассажир и вроде как видит кассу справа от входа. Однако, это касса дообилечивания, и просто так ему ничего не продадут. Тогда он заходит в основной зал, где никакого подобия касс нет вообще, только занятые практически поголовно сидения ожидающих пассажиров. Оказывается, кассы устроены на тыльной стороне автовокзала, причём с одной стороны у их окошечек вполне может толпа, а с другой никого народа.

Внутри автвоокзала есть камера хранения, скрытая в отнорке с правой стороны от входа. Заведует ей совершенно двинутая на голову тётка, которая на вопрос о режиме работы конторы довольно грубо ответила в том духе, что, дескать, на двери всё написано. На двери было написано, что это камера хранения, и стоимость хранения багажа равна 40 рублям за место; как я ни старался рассмотреть что-либо ещё на двери, никаких надписей там не обнаружилось, разве что существовали какие-то тайные знаки, ведомые лишь посвящённым. Всё же мне удалось выяснить, что багаж принимают в течение дня за исключением перерыва с часа до двух.

Оказавшись на улице Чайковского, где расположен автобусный терминал Новороссийска, я сперва положил себе поскорее добраться к набережной, однако почти сразу изменил свой план, углядев поблизости купола какой-то церкви. Храмы всех видов я очень люблю, если это, конечно, не уродцы, называемые "современной архитектурой", так что сразу поспешил изучить попавшееся строение. Оказалось, впередо мной стоит Успенский собор, очено красивый и сделанный очень по-русски. Он смотрится замечательно ещё и потому, что вокруг пока не успели понастроить многоэтажек, способных задавить его хрупкую красоту. Здание это выдержано в голубых и белых цветах, так что в хорошую погоду наверняка выглядит великолепно, раз уж радует взгляд даже под дождём. Купола сверкают золотом, а поскольку они выполнены в классической манере наподобие луковок, то вся композиция мне очень понравилась.

Наконец, я всё-таки пустился в путь к берегу моря, заглядывая по дороге в разные заведения, о которых будет сказано позже, а пока меня влекла набережная, вместе с перспективой побывать на настоящем боевом корабле: согласно сведениям из Интернета, рядом с набережной адмирала Серебрякова должен был нести вечную вахту крейсее "Михаил Кутузов". Увы, пришлось с грустью обнаружить, что хоть стоящий у стенки Пассажирского порта крейсер и превращён в филиал Музея Черноморского флота, доступ на его палубы в настоящее время закрыт — об этом мне довольно мрачно поведал вахтенный, когда я бодро лез по трапу на борт. Мне удалось только потоптаться рядом с кормовыми орудийными башнями, хотя, честно говоря, мелькнула мысль, что следовало бы предложить матросу некоторую плату, так сказать, договориться. А, возможно, доступ снова откроют к лету, и пусть экскурсия, как считается, ходит лишь по ограниченной территории боевого корабля, всё равно это интересный для детей и взрослых аттракцион. Лично я бы с удовольствием побродил по крейсеру, как это было сделано мной в Лондоне — от посещения HMS "Belfast" у меня остались самые лучшие воспоминания.

Некоторое огорчение принесло мне знакомство с памятником основателям города: 12 сентября 1838 года рядом с будущим Новороссийском был высажен русский десант, и основанное затем военное поселение стало впоследствии крупным портом. Таким образом, фигуры адмиралов Лазарева и Серебрякова вместе с генералом Раевским были выбраны для монумента не случайно, потому что именно эта троица командующих организовывала упомянутую высадку. Теперь памятник основателям города украшает собой новороссийскую набережную, а вот его окружение памятник совсем не украшает: сзади кто-то додумался возвести громадный дом, так что нынче военачальники, которым Новороссийск обязан своим появлением на свет, кажутся задавленными чуждой махиной. Жаль, что у властей города не хватило воли оставить окружение памятника нетронутым или хотя бы как-то облагородить его, скажем, разбив парк...

Поблизости находилась ещё одна скульптурная композиция, в смысл которой мне пришлось вникать довольно долго: даже обойдя стоящую на набережной Новороссийска статую коленопреклонённой девушки несколько раз, я так и не избавился от мысли, что передо мной кто-нибудь типа жены моряка — больно уж выразительным был жест вытянутых перед собой рук. Извиняет мою ошибку тот факт, что по случаю глубокой осени струи фонтана, центром которого является фигура, были отключены. Вот когда были проанализированы все факторы, тогда и стало понято, что девушка не руки к морю протягивает, а старается удержать в ладонях драгоценную пресную воду. Что ж, памятник такой нужной для жителя Новороссийска питьевой воде заставляет задуматься о ценности жизни, о её смысле...

Вообще, новороссийская набережная оказалась просто-таки уставлена различными монументами: то вот адмиралы попались, то черноморский моряк, то скорбный памятник погибшим рыбакам, стоящий рядом с местом, которое местные жители почему-то прозвали Мысом любви. Учитывая, какому событию посвящена скульптурная группа, это название звучит весьма глумливо. Места там красивые, но следовало бы сделать что-то одно — или оставить памятник утонувшим в 1953 году морякам с сейнера "Уруп", или его перенести и обустраивать тут зону отдыха. Пока что это противоестественное сочетание одновременно поражает и удивляет.

Другое противоестественное сочетание попалось мне чуть в стороне от набережной; сейчас мы немного отклонимся от маршрута ради, что называется, красного словца. Так вот, стоящий в парк кварталов от берега памятник Новороссийской республике я спера принял за патриотический монумент в честь каких-нибудь казаков или там основания города. На самом деле это оказалась стела в честь революционных рабочих и солдат, захвативших Новороссийск в декабре 1905 года, и устроивших в нём этакую вольную республику, просуществовавшую две недели. Мне вот и стало непонятно: с чего бы стелу увенчать двуглавым царским орлом, если революционеры боролись против царской власти?! Нет, конечно, чайки в обрамлении нижней части памятника очень впечатляют, свободные птицы — это красиво и к месту, но вот каким боком на подобном памятнике угнездился царский орёл — совершенно неясно...

Вернёмся, однако, на исходную, и продолжим прогулку, тем более что у нас тут под боком одновременно и пляж, и аквапарк. Аквапарк сравнительно велик, но про него я никакой полезной информации привести не могу, а вот насчёт пляжа выскажусь: лично я там отдыхать стал бы: как известно, лучшим пляжем местные жители считают Суджукскую косу, где более-менее чисто, а в центре отдыхают, по-моему, те, кто уж совсем непривередлив. Рядом с Центральным пляжем, конечно, есть и променад, и магазины, и есть, где покушать, только вся эта инфраструктура ничуть не отменяет крупную гальку и минимальное количество бытовых удобств. Вода в этом районе, находящемся неподалёку от порта, не слишком чистая, так и купаться там совершенно не хочется. Лучше, как мне кажется, наплевать на центральное расположение и ехать на ту же косу, если вообще не в Анапу или там Геленджик. Анапа даже как-то получше будет, потому как Новороссийск всё же портовый город, а в её лице мы имеем типичный курорт.

Раз уж речь зашла о поездках по городу и его окрестностям, скажу, что, с моей точки зрения, троллейбусы полезнее в центре города, тогда как автобусами лучше добираться в пригороды, где гостиницы подешевле. Благодаря развитой сети путешественник без труда может добраться даже к удалённым от центра достопримечательностям — на Суджукскую косу, к памятнику "Линия обороны" на Сухумскому шоссе, и так далее. Центральной осью всей системы является улица Советов, переходящая на юго-востоке в проспект Ленина: на этих двух транспортных артериях можно встретить едва ли не все возможные маршруты. Стандартный билет стоит двенадцать рублей, и это в два раза дешевле, чем в Москве и Петербурге — есть о чём задуматься...

Я бы непременно добрался до военных памятников, судя по описаниям и фотографиям, весьма впечатляющих, если бы не шквалистый ветер и начинавшийся дождь, из-за которых мне пришлось основательно сократить программу пребывания. Я ведь отлично помнил справку насчёт местного климата, и те её строки, где говорилось про постоянно ползущие с гор массы холодного воздуха: перспектива увидеть на собственном опыте, как температура резко падает на 15 градусов, меня не прельщала. А с гор как раз и тянулись какие-то подозрительные тучи, так что если с утра над городом кое-как ощущалось солнце, то теперь, во второй половине дня, хмарь затянула почти всю округу. Кроме того, я разглядел кучу кораблей на рейде Новороссийска и вспомнил, что суда выходят из бухты на рейд только в ожидании шторма, и дожидаться этого шторма у меня не было никакого желания.

Таким образом, я постепенно стал "загибать фланг" обратно в центр города, попав на Советскую улицу — она, как я уже говорил, стержневая транспортная артерия этих мест. Там расположено множество полезных точек, таких как кафе и магазины, да и бульвар, занимаущий приличное пространство, очень хорош для прогулок.

Первым из интересных мест на улице Советов мне встретился Музей Новороссийска, имеющий ярко выраженный краеведческий уклон. Соответственно, в нём представлено множество экспонатов местной материальной культуры, включая изделия промышленности и всякое добро, а вот цельной экспозиции, которая рассказывала бы об истории города как-то у создателей музея не получилось. Словом, посетить это заведение интересно, но особой содержательности от подобного визита ждать не приходится. Вход стоит шестьдесят рублей, и ещё полсотни надо заплатить за право вести фотосъёмку залов.

Музей у меня особого восторга на вызвал, в отличие от упомянутого участка бульвара, начинающегося примерно около пересечения с улицей Новороссийской республики, и протянувшегося до перекрёстка с Магистральной улицей. Там повсюду расставлены скамеечки, есть клумбы, газоны, памятники — в частности, памятник А.С. Пушкину. Кроме того, в районе пересечения улицы Советов с улицей Рубина устроен занятный рынок картин, где продаются очень неплохие произведения искусства. Больше всего, конечно, работ в стиле маринизма, но есть и степные пейзажи, а также зарисовки Кавказских гор. Стоимость произведений определяется каждый раз в результате индивидуального "собеседования" автора и покупателя, но небольших размеров картину можно сторговать примерно за тысячу рублей.

Европейский стиль, хочу заметить, присущ не только самой улице, но и некоторым из находящихся на ней заведений. Мне, в частности, запомнилось кафе "Прего", где замечательный интерьер, к сожалению, сочетается со вполне европейскими ценами: кофе попить ещё туда-сюда, а вот, скажем, порция штруделя обойдётся больше чем в двести рублей, торт же вполне может стоить и три сотни за кусочек. В принципе, кафе готово и накормить посетителя обедом, только итоговый счёт, пожалуй, не порадует — один салат стоит две сорок рублей, не говоря уж про основные блюда. Местные жители, кстати, об этом высоком уровне цен информированы, поэтому ограничиваются в основном чашечкой кофе.

Другим примером усвоения Новороссийском замашек Европы может служить крупный и популярный торговый центр "Красная площадь" — улица Советов почти что упирается в него. Этот комплекс определённо подражает парижской "Galleries Lafayette", по крайней мере концепция оформления примерно та же, хотя исполнение, конечно, российское. Центр очень популярен, так что в некоторых его местах просто не протолкнуться. На пяти этажах, набитых торговыми секциями, можно купить одежду, обувь, парфюмерию, подарки, ювелирные изделия. Из тех марок, что мне больше всего запомнились, могу выделить магазин "Mexx", и ещё "New Yorker" на втором уровне, а вообще просто глаза разбегаются. Разве что женщины как-то умудряются в этом лабирините ориентироваться и находить то, что им нужно: многие мужчины, насколько я видел, старались походов из секции в секцию избежать, оставаясь сидеть на скамейках, заботливо расставленных по этажам; детям было проще, потому что что атриум с первого яруса по третий занимала колоссальная ёлка, и возле неё орудовали массовики-затейники, привлекавшие к себе внимание шумом и гамом...

Вот чего я не нашёл в "Красной площади", так это продуктового супермаркета. Возможно, я плохо искал, но так или иначе, а пришлось мне покупать сок и плюшки впопыхах, непосредственно перед отъездом, и хорошо, что всего в полусотне метров от автовокзала обнаружился магазин "Корзинка" — он расположен с левой стороны дороги, если выйти из автобусного терминала и идти прямо никуда не сворачивая. Торговая точка хоть и не понравилась мне узкими проходами, где сложно разминуться даже двум худощавым людям, понравилась зато большим выбором разной снеди и низкими ценами. Я, положим, хотел просто купить полбуханки хлеба, но помимо разных сортов хлеба и булки в торговом зале обнаружились лаваши, какие-то адыгейские лепёшки, грузинские булочки и много чего ещё. Сок стоил около сорока рублей за литр, что многовато, но в принципе терпимо.

Если же перспектива жевать выпечку вас не устраивает и хочется чего-нибудь горячего, то в районе новороссийского автовокзала нет альтернативы закусочной "Семёрочка", что расположена сразу слева за углом от выхода с привокзальной площади. Там, конечно, еда более чем среднего качества, однако цены низкие и расположение хорошее: в дороге негде будет поесть, и это следует держать в уме. Стало быть, лавочка, работающая круглосуточно, готова предложить хот-доги по сорок рублей, куру-гриль и , кое-какие сэндвичи. Вроде бы всё цивильно, но лично у меня это предприятие общепита восторга не вызвало.

Не вызвало у меня восторга и путешествие в Краснодар, затянувшееся больше чем на три часа; можно было бы доехать и быстрее, однако водители значительную часть времени израсходовали на устройство какого-то шахер-махера. Мне ведь в этот раз достался какой-то странный автобус, в котором первые три ряда сидений за водителем были переоборудованы под лежанку — не иначе как машина используется в основном на дальних рейсах, и шофёры там поочерёдно спят. У лежанки имелись боковые занавесочки, и всё выглядело вполне цивильно, небось даже по документам эта кроватка проходила. Вот водилы и воспользовались случаем, чтобы набрать по окраине Новороссийска кучу народа, занявшего лежбище. Более того, часть незваных гостей осталась стоять в проходе, но это импровизированных предпринимателей ничуть не смутило, и взамен каждого, кто выходил по дороге, они умудрялись найти одного, а то и двух попутчиков, стрясая, естественно, с них деньги в свой карман.

Конец этому гефештику едва не наступил на подъезде к Краснодару, когда автобус притормозили какие-то сурового вида ребята, представившиеся контролёрами перевозок. Правда, тут наши ловчилы оказались на высоте положения, потому что к нужному месту они, пока я по ходу дела задремал, успели высадить лишний народ, а у тех, кто выходил, изымали билетики. Эти квиточки они перед въездом в город раздали тем, кого взяли на борт по пути, и так вот выяснилось, что автобус якобы заполнен исключительно добропорядочными пассажирами. По этому поводу между старшим из водителей и главарём проверяльщиков случился небольшой скандалец, и всё же через десять минут мы продолжили поездку.

Более ничего интересного со мной не случилось, хотя и могло бы: выехав из Новороссийска заранее, я всё-таки из-за всех задержек в пути переживал, как бы не опоздать на самолёт — скажем, направляющиеся в "Пулково" и "Шереметьево" около пяти-шести часов вечера должны отдавать себе отчёт в том, что вполне могут и не успеть на рейс, учитывая, какой поток транспорта идёт из центра в область. Вот я и спроецировал подобную ситуацию на Краснодар, опасаясь пробок на выезде из города, время-то было уж больно подходящее. К счастью, ничего такого не случилось, и на место я попал без затруднений, воспользовавшись услугами седьмого троллейбусного маршрута.

Другим поводом для самокопания была моя забывчивость: собираясь в дорогу, я как назло забыл свою золотую карточку "Skyteam"; во время полётов по России она особых привилегий не даёт, однако позволяет регистрироваться на стойке бизнес-класса, что в ряде случае очень полезно. И вот карточку я оставил дома, и теперь переживал, что придётся давиться в общей куче — не люблю я очередей, и небольшая радость стоять в очереди, когда стоять в очереди нет небходимости. Я даже пытался ещё в Новороссийске зарегистрироваться на рейс через сайт "Аэрофлота" и даже нашёл очень приличное интернет-кафе на улице Советов. Увы, как выяснилось, краснодарский аэропорт не входит в число тех немногочисленных воздушных гаваней России, где аэрофлотовцами разрешена онлайн-регистрация. Что ж, тогда меня это огорчило, однако я позабыл правило не дёргаться раньше времени: мне дольше пришлось стоять в очереди перед единственным работающим пунктом досмотра при входе в терминал, чем заняли формальности по оформлению посадочных талонов.

Дальше всё было просто, хотя и не у всех: здание аэропорта заполняли неудачники, по большей части здоровенные мужики в меховых шапках, чей рейс на моих глазах перенесли ещё на три часа в дополнение к уже имевшимся четырём; вот и летай всякими там "Аэросургут" или "Когалымавиа" — не помню, кто у них был перевозчиком.

Хорошо, что "Аэрофлот" был пунктуален: за свой немалый опыт полётов национальным авиаперевозчиком я отмечал опоздания считанное количество раз, и оттого остаюсь сдержанным поклонником авиакомпании. Меня строго по графику доставили до Москвы, а потом так же по графику переправили в Санкт-Петербург, и это всего за 6700 рублей (было спецпредложение в 4500, но я его умудрился прохлопать). По-моему, вояж во всех смыслах удался, и подводя его итоги, я искренне понадеялся в новом году посмотреть ещё какие-нибудь регионы России — я ведь их так мало до сих пор видел...

Широка, всё ж таки, страна моя родная...



Фотографии


Комментарии

Я живу в селе - небольшом степном селе на ставропольщине. Никогда не был на море,но мечтал стать моряком. После окончания школы наш класс поехал на экскурсию в Новороссйск. Взяли палатки и всё необходимое на 4 дня и на школьном автобусе отправились в путешествие. Подъезжая к городу мы всё ждали когда же увидим море. Поднявшись на одну из гор мы наконец увидели бескрайнюю водную гладь. Мы расположились в Цеместкой бухте недалеко от мореходного училища - в 300 метрах от моря. После разбивки лагеря мы все побежали к морю. Встреча оказалась незабываемой. Бескрайняя водная гладь а вдали на рейде такие маленькие словно игрушечные корабли. На следующий день мы поехали в музей Малой земли. Всё было ново и захватывающе. Мы вдоволь ели мороженное и гуляли в парках НОВОРОСИЙСКА. На следующий день мы на прогулочной Комете отправились в море. Это оказалось незабываемым путешествием. Четыре дня пролетели как одно мгновение и пора было возвращаться сдавать экзамены.

Прочитав отзыв, немного испугались, но все же поехали. И не пожалели. От Новороссийска осталось больше положительных эмоций.Памятник Непокоренным практически на въезде. Красивейшая набережная адмирала Серебрякова. Завод шампанских вин Абрау Дюрсо, где нас ждала замечательная экскурсия с дегустацией.Ну и ночной вид, а перед этим подъем, с "Семи ветров". Такое не забыть никогда. И порт, один из крупнейших в России морских портов, поражает своими размерами.

Путешествовать и открывать для себя новые места - всегда увлекательное занятие. В Новоросийске никогда не была, но судя по отзыву и о тех фактах которые я знаю, это замечательный город со своей историей, архитектурой и выдающимися местами. Вот только бродить по улицам, паркам, музеям и скверам я люблю в тёплую и солнечную погоду.

Другие отзывы об отдыхе в России

Лечебно-оздоровительные курорты России
Айда.ру  Айда.ру   Россия , Геленджик   Дата вылета  ноябрь 2023
Здоровье - это бесценный дар, который нельзя купить за деньги. Однако, мы имеем возможность заботиться о нем и улучшать состояние организма. В этом нам помогают лечебные курорты, где сочетается благотворное воздействие природы, чистого воздуха, минер...
Читать далее

Дата 29.11.23 Хороший отзыв6 Ответов1 Просмотрели1317

Детокс клиника
Юлия  Юлия   Россия   Дата вылета  декабрь 2023
Мне "Красное озеро" посоветовал врач. Сказал, что там правильно подбирают лечебные программы, а не просто выписывают примочки всем поголовно одинаковые. Собрались с мужем и поехали. Результат превзошел наши ожидания: врачи высшей категории, индивидуа...
Читать далее

Дата 27.12.23 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели861

Отзывы туристов