Море, горы, Хорватия

Город: Дубровник
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 2010

Дата25.05.11 Хороший отзыв5 Ответов 1 Просмотрели8095

Я и мой друг Алекс в сентябре 2010 года ездили отдыхать в Хорватию. Правда, отдых мы с ним понимаем по-разному: я люблю море, купаться и загорать, а он любит горы, лазить по пещерам, ночевать в палатках, петь песни под гитару у костра. Но мы с ним договорились, что первую неделю отдыхаем на пляже, купаемся в море, а вторую неделю едем в горы, надо же как-то учиться разделять увлечения друг друга. В инете нашли Виллу Ратац, списались с владельцами, привлекло нас то, что вилла недалеко от исторического Дубровника, который я давно мечтала увидеть, есть свой пляж, а владельцы знают русский и обещали нам помочь в выборе горного маршрута.
Чтобы подготовить меня, так сказать, к покорению вершин, Алекс с друзьями свозил меня в июле в Хакасию. Мы спускались в Зимнюю пещеру, «Зимку», где я впервые постигла неведомые мне тайны подземного мира или, если сказать проще, научилась продвигаться в пещере.
Вот, наконец, долгожданный отпуск, и мы в Дубровнике на Вилле Ратац. Вилла большая, из белого камня, уютный апартамент (телевизор-плазма, интернет, терраса с грилем), замечательное море! С погодой тоже повезло, успели накупаться и позагорать на пляже виллы, съездили в Дубровник (Старый город вызывает восхищение!), поели устриц в Стоне, плавали на корабле по островам. Вечерами с хозяевами составляли план своего вояжа в горы. Было решено ехать на машине (арендовали у хозяев пикапчик) и посетить сразу 3 горных национальных парка. По телефону заказали номер в первой гостинице «Парк» в городке Оточас. Остальные гостиницы бронировать заранее не стали, позвонили и узнали, что места есть, выписали только адреса.
Путешествие в горы началось по автобану до города Оточац. Чем дальше мы двигались на север Хорватии, тем прохладнее становилось. Выехав после обеда, добрались затемно за 5 часов. Остановились в отеле «Парк», отель хороший, новый, очень чисто, хотя номера небольшие и маленькая ванная комната. В номере двуспальная кровать, телевизор, есть русские каналы.
С утра, плотно позавтракав в отеле, отправились в Национальный парк Северный Велебит на Премужичеву тропу, про нее много написано в каталогах. Велебит – самая большая и высокая горная система в Хорватии, которая уже давно считается парком природы. А в 1999 году ее северную и самую интересную часть провозгласили еще и национальным парком, так что это самый молодой национальный парк Хорватии. Поэтому мы и решили посетить это чудо природы – «парк в парке». К тому же мой друг – любитель пещер – не мог не побывать в месте, где также в 1999 году была открыта одна из самых глубоких в мире вертикальных пещер - Лукина пещера, протяженностью около 1500 км. К сожалению, посетить эту пещеру мы не смогли, для посещения, оказалось, нужны сопровождающий, специальное снаряжение, разрешения, лицензии и много всего другого, чего у нас на данный момент не было и не было времени этим заниматься. Пришлось довольствоваться великолепным видом на эти хребты, в которых находятся пещеры, наслаждаясь прекрасными панорамами, прогулками и свежайшим воздухом.
Итак, выехав из отеля, мы проехали несколько деревень до входа в парк. Деревеньки совсем небольшие, но интересные. В одной из них находится убежище для медвежат, которых сотрудники парка случайно обнаружили в парке без медведицы. В другой деревеньке есть святое место Богородицы. Медвежата, конечно милые, но нас русских ими не удивишь, да и время уже близилось к обеду, поэтому, долго не задерживаясь, мы поехали в парк. Остановились еще только в одной из самых больших деревень в информационном офисе, чтобы купить карту парка и расспросить сотрудника, по какому маршруту лучше пойти, чтобы вернуться засветло. Пропустить офис невозможно – проезжаешь прямо возле него. Купив билеты у входа в парк, еще пару километров можно проехать на машине, затем оставив машину на стоянке можно идти только пешком. Стоимость билета невелика – 45 кун, где-то около 270 рублей. Билет дейсвителен 3 дня, но у нас уже были на завтра другие планы. Возле парковки на вершине горы находится альпийский домик Завижан, здесь же и самая высокая в Хорватии метео-станция. В альпийском домике можно переночевать и пересидеть непогоду. Мы только купили здесь воды. Хотели купить еще и что-то из еды, но, к сожалению, ничего не было. Попасть в магазины в деревнях мы также не успели, так как они работают по расписанию – пару часов утром и после обеда. Так оправились мы в поход без еды... Возле альпийского домика находится ботанический сад, который представляет собой большую поляну, где возле кустиков и цветочков есть таблички с описанием. Мы не стали изучать травинки и, полюбовавшись видом на море и острова, который открывается с этого места, отправились глубже в парк. Вообще, как мы поняли, многие приезжают сюда именно в Завижан и ботанический сад, здесь было много людей, в том числе и с детьми. С посещением уже упомянутых деревень здесь также можно провести целый день на природе, не углубляясь далее в парк. Мы же хотели увидеть как можно больше и пройти больше километров. Сначала тропа была широкая, как дорога, потом мы свернули на правую тропинку, где висел знак, что здесь начинается Премужичева тропа. Другой знак предупреждал, что нельзя сворачивать с этой тропы, чтобы не упасть в глубокую яму. Премужичева тропа – это дорожка, которую проложил исследователь Анте Премужич по самым красивым местам парка. Тропа строилась 3 года с 1930 по 1933 года и имеет протяженность 60 км. Узкая тропа привела в лес, птицы там пели оглушительно. Местами мы проходили скальные участки: с одной стороны тропы поднимается отвесная скала, а с другой головокружительный обрыв и, конечно, никакого тебе ограждения. Я все время неосознанно прижималась к скале. Потом тропа снова ныряла в светлый лес, пестрящий разнообразными красками, встречались причудливо изогнутые деревья. Периодически попадались панорамные площадки с табличками, сколько пройдено километров, было написано название горы или долины. Иногда встречались туристы и даже преклонного возраста. Тропа поднималась все выше на хребет, затейливо петляя, показывала то синеву моря, то неприступные горы, то чарующие долины. Справа идет белоснежный скальник, а слева открылся изумительный вид на долину, тут – роскошные горы на фоне голубого, как океан неба. Кажется, что нет ничего красивее этого пейзажа, но за поворотом раскинулась поляна со сказочным видом на море. На краю поляны стоит белокаменный альпийский домик, эти домики, свидетели цивилизации, обозначены на карте и используются туристами для ночлега. Это был второй домик на нашем пути, но этот был закрыт. Жаль, что мы не спланировали ночевку в таком домике, это было бы так романтично! Дальше тропа раздваивалась, одна тропинка вела дальше по хребту, вторая другим путем обратно на нашу стоянку. Так как было уже достаточно поздно, нам стоило возвращаться. Тем более, что тропа выложена из шершавого камня, мои изящные не спортивные кроссовки не выдержали испытаний и развалились, не пройдя и половины пути. Вдобавок мы массу времени потратили, фотографируя красивые виды. Алекс всю дорогу ворчал на меня за это, говорил, что так в горы не ходят, что это – не поход, а прогулка по горам. До сих пор он всем рассказывает, как я восклицала на каждом шагу: «Ах, какая травинка, ах, какая букашка!!!» Но честно, природа не поскупилась здесь на краски, и фотографии теперь любо-дорого посмотреть. Возвращались мы по другой дороге. Сначала был совершенно дикий путь, шли от дерева к дереву, на которых были нарисованы красные кружочки. Во время спуска нам попала пара очень крутых мест, спускались осторожно, страхуя друг друга. Настоящая проверка на ориентицию! Вторую половину пути шли по прокатанной машиной дорожке в лесу. Добрались до машины, и как раз стемнело. Уставшие, голодные, но довольные собой, мы в одной из деревушек нашли домашний ресторанчик и досыта наелись домашнего мяса, приготовленного на гриле. В гостиницу приехали за полночь.
На другой день мы устроили велосипедную прогулку на целый день. Недалеко от гостиницы взяли в прокате горные велосипеды. На таком велосипеде 21 скорость, 2 тормоза и амортизаторы на переднем и заднем колесе. Нас парень из проката предупредил, что передним тормозом лучше не пользоваться, если мало опыта, то легко можно перевернуться. У них было много брошюрок с трассами разной сложности и протяженности. Мы выбрали трассу по его совету: не самую сложную, но самую красивую. Сначала по асфальтированной дорожке мы поехали в соседнюю деревушку. Дорожка бежала по зеленым лугам, невдалеке виднелись горы. Вдоль дороги в деревеньке росло много спелой синей сливы, мы несколько раз останавливались и, конечно, объелись нахаляву, слива была крупная и очень сладкая. Многие жители деревеньки занимались сбором урожая слив. Могу предположить, что этой зимой у них было много хорошей сливовицы. Из деревни дорога привела нас к тихой речушке Гацке, переправившись по деревянному мостику, мы поехали по простой дорожке вдоль берега. Берег у речушки то пологий, то обрывистый, часто встречались рыбаки, удившие рыбу. Все, кстати, помахали нам рукой в знак приветствия, нам это было очень приятно. Опять переехав через другой мостик, проехали несколько деревень. В одной из них была красивая старинная часовня. Другим путем мы прикатили обратно в город. Сдавали велосипеды уже хозяину проката, познакомились и разговорились с ним, он знает английский и немного русский. Молодой, высокий, красивый хорват, занимается велосипедным спортом, имеет свой прокат, сам разрабатывает велосипедные маршруты и чертит карты. Узнав, что мы едем дальше на Плитвицкие озера, он сказал, что там его друг сдает чудный домик в очаровательном месте на берегу реки Кораны. Он сам позвонил другу и рассказал нам дорогу. Приехали мы в ту деревню затемно, но домик быстро нашли, хозяин нас ждал, в доме было тепло и уютно, топилась печка, потрескивая дровами. Домик чистенький, обстановка хорошая, телевизор-плазма, были русские каналы. Мы прожили там 2 дня, ужинали недалеко в ресторанчике «Дегения», это название редкого цветка, который растет здесь. На картинах в ресторане и на ресторанных салфетках изображен этот симпатичный цветок. Мы заказали вкусные шашлычки из свинины с овощами на гриле.
Всю ночь и утро, не переставая, шел сильный ливень, но к обеду прекратился, было тепло, и мы рассмотрели окрестности. Домик стоит на самом берегу речки, берега аккуратно выложены коричневым камнем, местами сделаны спуски к воде. Вода в речке холодная даже летом, речка течет с гор, а горные реки теплыми не бывают. Рядом - деревенька, приютившаяся у подножия холмов, расспросив местных жителей и ориентируясь по карте, мы отправились на пикапе в пещеру. Рядом с дорогой петляла речка с множеством деревянных мостиков, потом пошли кукурузные поля. Кукуруза крупная, желтая, мы сорвали несколько початков, потом вечером варили в домике, правда, она все равно была жестковата, наверное, мало варили, но вкусная.
Нам повезло – оказалось, что в этот день отмечался День Планеты Земли и что-то в этом роде, поэтому вход в пещеру был бесплатным. Перед входом в пещеру девушка-хорватка провела с нами инструктаж, выдала каски и водила нас по пещере. Барачевы пещеры – это три пещеры, из них мы посетили две – Верхнюю и Нижнюю. Пещеры высокие, но местами с потолка низко нависали сталактиты – сосульки, об которые можно было удариться головой. Очень понравилась девушка гид – рассказывала много и интересно.
На следующий день с утра поехали в Национальный парк Плитвицкие озера, природа их феномена – известняковые отложения, сформировавшие причудливый озерный каскад. Было тепло и было меньше народу, чем летом, что тоже нам понравилось. После вчерашнего дождя водопады были особенно полноводными. Мы провели там целый день, который пролетел незаметно, ездили по воде на паровозике и электрокораблике, ходили по деревянным дорожкам и мостикам, любуясь величественными водопадами. Разноцветная листва деревьев красиво отражалась в зеркальной глади озер. Стоимость билета на Плитвицкие озера не маленькая – 110 кун или 660 рублей, но красота, конечно, неописуемая. Вечером мы уехали к морю в город Стариград-Пакленица, где заселились в отель «Райна». Ужинали в ресторане отеля, там приятно пахло жареной рыбой, и были очень вкусные кальмары на гриле. Это небольшой частный отель, отель старый, наверное, ему уже около 30 лет, номер был также старый, но зато чистый, большой и с кухонным уголком. К сожалению, телевизор не работал, и мы скоротали вечер за игрой в карты.
С утра поехали в национальный парк Пакленица. До него ехать пару километров, так как наш городок располагался прямо у его подножия. Горы по дороге становились все выше, иногда дорогу перебегали зайцы. Возле входа оставили машину и вошли в парк пешком. Здесь было много участков с отвесными скалами с уже вбитыми в них крюками для тренировок скалолазов. Много людей занимались тренировками, т.е. лазили по скале. Это были специально приехавшие группы спортсменов, много было и просто глазеющих, поглазели и мы, Алекс пожалел, что нет снаряжения, так хотелось ему тоже полазить.
Пошли дальше по насыпной широкой дорожке вверх, вокруг завораживающие картины, которые не наскучат ни глазу, ни душе, белые скалы торчат, как острова, среди зеленого моря. Попались живописные руины среди зарослей лаванды, вокруг стоит обалденный запах, и дышится здесь легко и свободно. Кстати, в одном из путеводителей написано, что Национальные парки Плитвицкие озера и Северный Велебит даже называют «легкими» всей Хорватии. Дошли мы до пещеры, обозначенной на карте, но, к сожалению, она в этот день была закрыта. Дальше по тропе попалась кафешка, есть еще не хотелось и, выпив минералочки, мы отправились выше по тропе. Чем выше поднимались, тем более диким становился лес. И вдруг среди этой первозданной красоты мы увидели дом. Оказывается, там постоянно живет хорватская семья, они сдают туристам комнаты для ночлега, при доме крохотный ресторанчик, электричество здесь от местного генератора. Эти люди живут в экологически чистой зоне на территории национального парка, куда запрещен проезд авто, да и дороги такой нет, поэтому для доставки продуктов и прочих работ они используют мулов. За домом у них огородик, где они выращивают овощи, в общем, живут в полной гармонии с природой, как в старину. Пообедали мы в их крохотном ресторанчике, меня поразила вкуснота их простой домашней пищи. Купили у них вкуснейший пршут и домашний сыр. Вышли из парка затемно, ужинали в ресторане отеля, уж очень понравились нам их кальмары на гриле.
Наутро отправились в обратный путь, через день надо было улетать домой. Двинулись по старой местной дороге и по пути заехали еще в одни пещеры - Церовачкие. Несмотря на то, что эти пещеры известные и открыты для посещений туристов, кроме нас там никого не было. На входе нас попросили подождать полчаса других желающих, но никто не подъехал, поэтому мы имели, так сказать, индивидуальную экскурсию. Эта пещера была очень высокая и длинная (более 2-х км), поэтому мы ходили без касок. Внутри вся пещера освещена прожекторами. Долго гуляли в подземных тоннелях, парень-гид рассказывал нам о том, что пещеру обнаружили случайно, во время строительства железной дороги. А также, что в пещере были найдены кости пещерного медведя и посуда старинного племени, проживающего ранее на данной территории. Стены пещеры, на некоторых участках были черными, это из-за того, что во время Второй Мировой Войны пещера служила убежищем для местных жителей. Мы прошли до узкого лаза, где пещера продолжается и дальше на много километров, но туда пускают только профессиональных спелеологов со специальным снаряжением и разрешением. В пещере очень много причудливых форм сталактитов и сталагмитов, одним из которых является фигура Деда Мороза с мешком подарков. В пещере запрещено фотографироваться, но гид сделал для нас исключение и сфотографировал нас без вспышки. К сожалению, снимок получился размазанным, но зато впечатления были яркими и запоминающимися.
Погода сделала нам напоследок щедрый подарок, было тепло, и мы еще искупались на вилле Ратац, а вечером пригласили в ресторан в Старом городе хозяев виллы Лукшу и Ирину в благодарность за наш отдых. За две недели мы успели расслабиться, насладиться солнцем и морем и получить огромное удовольствие от поездки в горы! Алекс всегда любил повторять: «Нет природы в мире лучше, чем в Сибири!» Теперь признается, что и у хорватских гор особая, неповторимая красота. А я влюбилась в это синее прозрачное море. Поэтому мы снова туда собираемся потому, что это море, эти горы, пещеры и водопады Хорватии не полюбить невозможно!