По Алтайскому пупу на чужом автомобиле. Часть 1


ximik Страна: Россия
Город: Москва
Время отдыха: Дата вылета июнь 2009

Дата20.07.09 Хороший отзыв4 Ответов 2 Просмотрели5967

Издревле Алтай называют пупом Земли из-за практически равного удаления от трех океанов: Северного Ледовитого, Индийского и Тихого. Ну что ж, давайте и мы подберемся поближе к пуповине.

Хотите фотографий? Их есть у меня: http://photofile.ru/users/bioximik/96091331 Каждая фотка подписана.

И снова здравствуйте мои маленькие друзья, наступило лето, и мы с Вами продолжаем познавать прекрасные просторы нашей голубой планеты. Для тех, кто пропустил предыдущие включения, даю наводки на прошедшие года:
Путешествие на озеро Иссык-Куль в 2007 году: http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=10842
Путешествие
на озеро Байкал в 2008 году: http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=11583
Ну
а для внимательных читателей начинаем рассказ об Алтайских просторах.

После прошлогоднего путешествия на Байкал, поездка на Алтай выглядела более чем логично, ведь на Алтае есть Телецкое озеро, которое называют малым Байкалом (за чистоту и глубину), поэтому долго размышлять, куда поехать в этом году не пришлось. Была, конечно, мимолетная идея зацепиться за Камчатку, но она опять дала сбой, проклятый экономический кризис подточил все ресурсы :), ну да Алтай не хуже, а может даже лучше, - подумали мы и начали готовиться к поездке.
Перво-наперво были изучены все соответствующие ресурсы Интернета, а их, к слову сказать, не мало.
После перелопачивания уймы сайтов, в голове сложилась определенная картина предполагаемого путешествия, которая заключалась в следующем:
1) поездка ориентировочно продолжительностью 10 дней (с 16 по 25 июня)
2) первые 7 дней нахождение в туристическом районе «Берег Катуни», т.е где-то между селом Соузга и началом Чемальского тракта. Это место было выбрано как стартовая площадка для радиальных экскурсий по Чуйскому и Чемальскому тракту, а также в широко известные туристические места, таких как озеро Ая, озеро Манжерок, комплекс Бирюзовая Катунь и т.д.
3) последние 3 дня нахождение на Телецком озере с обязательным посещением южного берега.
4) так как связываться с какими бы то ни было организованными экскурсиями, совершенно не хотелось, в голове созрела безумная идея взять в Барнауле машину в прокат и лазить по Алтаю на ней. Идея воистину казалось безумной, так как ранее автомобиль в прокат я нигде не брал (сказывался небольшой стаж вождения) и начинать сию практику с Алтая казалось не очень хорошей идеей. Однако жажда свободы перемещений пересилила здравый смысл, и машину было решено все же брать.
Воплощать этот план в жизнь как водиться начали с определением места жительства. Сунувшись в пару агентств, я столкнулся с одной проблемкой. Мне почему-то упорно предлагали фиксированные даты заездов, которые никак не подходили к нашим отпускным планам. Уточнив, что в летний сезон это на Алтае обычное дело, и окончательно осознав, что ехать без конкретного адреса пребывания довольно страшновато, пришлось зайти с другой стороны.
В ход вступила жена и по своим каналам вышла на барнаульского коллегу, который обещал поспособствовать в прояснении ситуации с жилищным вопросом. И не обманул, через несколько дней дав наводку на знакомую ему турфирму, с которой он не раз имел дело. Турфирмой оказалась барнаульская контора под названием «Охота» ( http://www.ohotka.ru ), которая предлагает разнообразные программы по Горному Алтаю и готова забронировать удобные нам даты и места пребывания.
После непродолжительного общения с замечательной девушкой Татьяной из фирмы «Охота», было определено, что первые 7 дней мы проведем на т/б «Царская Охота» в районе поселка Барангол, забронировав там номер с санузлом, а в последние 3 дня осядем на т/б «Старый Замок» в селе Артыбаш, так же в номере с удобствами.
Сказано, сделано. Счет на оплату услуг уже летит по электронной почте. Оплачиваем счет, распечатываем ваучеры и двигаем дальше по плану.
Ну а дальше аренда автомобиля. Тут все гораздо сложней. Идея то есть, а вот как ее воплотить? Барнаул ведь не Европа, с арендой там туго. По началу, бороздение инета не давало результатов, попадались лишь фирмы по грузовым перевозкам и свадебным лимузинам. Уже было отчаявшись, натыкаюсь на информационный сайт по Барнаулу ( http://www.citilife.ru/ru/guide/cars/rent_a_car/ ) из которого узнаю, что счастье мне все таки будет.
Путем не сложных вычислений выхожу на официального дилера Форд в Барнауле ( http://www.altaiauto.ru/procat.html ) и в итоге имею забронированный на 10 нужных мне дней Ford C-Max (2000 руб в сутки), у них есть еще Fusion (по 1500), но они все заняты на эти даты. Ну что ж C-Max это несомненно лучше, правда и дороже :). Уже в последствии нахожу эту же контору на Дубль ГИСе ( http://map.2gis.ru/default.aspx?NAME=2 ), хорошая мысля приходит опосля.
С жильем и транспортом определились, самое время заняться самолетом. Доподлинно известно, что улететь на Алтай из Москвы можно двумя авиакомпаниями, любимым мной Аэрофлотом и Сибирью.
По цене билеты мало чем отличаются друг от друга, а вот по времени рейсов есть важные отличия. У Сибири есть обратный вечерний рейс, тогда как у Аэрофлота все обратные рейсы утренние, а это значит, что, выбери мы Аэрофлот, пришлось бы проводить ночь перед вылетом в Барнауле, ведь нам надо сдать арендованный автомобиль в рабочее время. Ночевка в Барнауле в наши планы не входила и поэтому в качестве аэродоставщика без колебаний были выбраны Сибирские кузнечики.
После улаживания всех формальностей начался процесс прикидки желаемых мест для посещения, плана перемещений, а также немаловажный этап заполнения картами и путевыми точками гарминовского автонавигатора. При подготовке навигатора выяснилось, что компания Навиком являющаяся официальным поставщиком гарминовских карт в России до сих пор не имеет (на июнь 2009 года) детальной карты Алтайского края, есть только карта Республики Алтай, поэтому пришлось использовать сторонние карты от народных умельцев, таковыми оказались карты сибирского региона от проекта НарисуйКа (http://forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=35&topic=43964&start=0&limit=1&m=5#1 ) и карта России от проекта OpenStreetMap ( http://gpsmapsearch.com/osm/mp/# ).
Поиск путевых точек или точек интереса (POI) в конечном итоге вылились в самостоятельную систематизацию разрозненной информации, результатом которой стал сборник точек по нужным нам маршрутам ( http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1875605 )
Итак, что же мы имеем в сухом остатке:
1) Билеты от авиакомпании S7, туда 15 июня в 23.50, обратно 25 июня в 20.15. Общая стоимость 36000 руб. Это не самый дешевый тариф у S7, если заказывать заранее, можно улететь дешевле;
2) Проживание. Семь дней на т/б «Царская Охота» в полулюксовом номере с завтраками и ужинами (14000). Три дня на т/б «Старый Замок», также полулюкс с завтраками и ужинами (6400). Общая стоимость 20400 руб.;
3) Аренда автомобиля Ford C-Max. 20000 руб. за 10 дней и 9000 руб. залога.
Получилось отнюдь не дешево. Но сами ведь хотели жить и передвигаться с комфортом, а с учетом оплаченных государством авиабилетов и вовсе не так страшно.
Что же касается плана передвижений, то он был таков:
1) Побывать в туристических местах, таких как: озеро Ая, озеро Манжерок, Бирюзовая Катунь, Талдинские пещеры, Камышлинский водопад. Несмотря на раскрученность, посетить их все равно стоит, если Вы первый раз на Алтае;
2) Попасть на Каракольские озера с экскурсией, самим туда добраться очень проблематично;
3) Покататься по Чуйскому тракту до Улаганского перевала. Ехать дальше на чужом авто, несмотря на непреодолимое желание увидеть одним глазком знаменитый перевал Кату-Ярык, представлялось полным безумием;
4) Покататься по Чемальскому тракту до Тельдекпенских порогов;
5) Однодневная экскурсия по Телецкому озеру до мыса Кырсай.
Итак, в путь.

16 июня, вторник
Аэробус 319 плавно коснулся земли в аэропорту Барнаула. На часах 6.40 местного времени, а на улице промозгло и холодно. Словосочетание аномально холодное лето, впервые сорвалось с уст соседей по салону, в последствии услышать его нам придется еще не раз.
На стоянке аэропорта нас уже ждал С-Max, за рулем Андрей, человек с которым я и договаривался об аренде. Перед поездкой мы с ним условились, что встретит он нас уже в аэропорту, естественно не безвозмездно :).
Прыгаем в авто и мчимся (хотя мчимся это сильно сказано, в Барнауле начались утренние пробки) на Промышленную улицу, там находится фордовский сервисный центр.
В центре оформляем все необходимые документы на машину, платим денежку (Андрей почему-то насчитал 9 дней вместо 10, ну что ж минус 2000 руб. уже не плохо) и в путь.
Услужливый nuvi нашел спутники и охотно показал нам наше местоположение, за что и был награжден помещением в центр лобового стекла. Маршрут через новый Обский мост проложен, можно трогаться. В машине, после своей, непривычно практически все, еду очень аккуратно. Двигаться по незнакомому городу даже с навигатором не самое приятное занятие, с нетерпением жду выхода на трассовый простор. Вот и новый мост через Обь, платим 10 руб. за проезд и наконец вырываемся из города. Ну что ж пока без приключений, если не считать подрезанного грузовика, не заметил спрятанный в листве знак приоритета, каюсь.
Пара развязок и вот мы, наконец, на М52, теперь дорога прямая, сбиться невозможно.
Дорога по Алтайскому краю не вызвала особых эмоций. Практически уже привыкнув к машине, еду уверенно. Останавливаемся дважды. Первый раз после моста через Бию у начала собственно Чуйского тракта, фоткаем легендарную АМО, перекусываем булочками с джемом, купленными в соседнем магазине. Второй раз сворачиваем в Сростках, к музею Василия Макаровича. Молча стою перед памятником, отдавая дань памяти великому современнику. Ну что ж пора двигать дальше, практически бессонная самолетная ночь начинает напоминать о себе.
Справа маячит широкая и спокойная в этих местах Катунь. Дорога помаленьку петляет, вдали уже маячат неровности ландшафта. Вот и Долина Свободы, и въездная стела в Республику Алтай. Традиционная фотосессия и по коням. Только горы, только воздух и приветливый взмах палочкой на посту перед Маймой. Обычная проверка документов? Ладно, работа есть работа.
Проезжаем Майму, навигатор услужливо попискивает, мол, проезжаем поворот на Горно-Алтайск, подожди друге, туда мы поедем попозже.
Перед Соузгой, край глаза выхватывает мост через Катунь к Ая.
Пролетаем Манжерок, отмечаю поворот на Озерное к озеру Манжерок, есть план сгонять и сюда.
Чуть позже за окнами проплывают мост к Бирюзовой Катуни и источник Аржан-Суу с его неистребимыми сувенирными рядами.
Мы почти на месте. Известковый, Усть-Муны, Барангол и конец фиолетовой линии маршрута. Все, конечная точка на сегодня, т/б «Царская Охота».
Быстро оформляю заселение, подписываю журнал об ознакомлении с правилами пожарной безопасности, загоняю машину на стоянку. Выгружаем вещи, получаем ключи и заваливаемся в номер.
Погодка к этому времени даже слегка разгулялась, вылезло солнышко, облачка разбежались, может и потеплеет еще. Но все эти мысли потом, а сейчас в душ и спать, а то спички для глаз уже почти кончились.
Проснувшись часа через четыре, начинаем, наконец, оглядываться по сторонам.
Т/б «Царская Охота» (http://www.ohotka.su ) расположена в самом начале села Барангол. Несомненной фишкой этой базы является то, что находится она сразу на двух берегах Катуни. Для связи двух этих частей используется подвесной мост, являющийся собственностью базы, проход по нему естественно платный для всех кто на базе не отдыхает и составляет 10 руб. Для отдыхающих выдаются специальные карты гостя.
Все номера улучшенной планировки находятся на правом берегу, т.е на берегу по которому идет в этом месте Чуйский тракт. На левом берегу домики без удобств и двухуровневые терема с печкой, которые обычно снимают полностью. Связано такое расположение не в последнюю очередь с чисто утилитарными условиями, например с электричеством. Понятно, что водонагреватели и системы отопления требуют много энергии, обеспечить которую можно только на обжитом берегу.
Подвесным мостом активно пользуются как отдыхающие, так и гости для прохода к Камышлинскому водопаду, от моста до водопада чуть более 2-х километров и это самый близкий путь.
Типичный полулюкс на «Царской охоте» представляет собой маленькую комнату с одной двухспальной (две однушки, составленные вместе) и одной одинарной кроватью, в которой есть стол и два табурета. Угол комнаты отделен под санузел со стандартными удобствами. Вода нагревается с помощью подвесного электрического водонагревателя. В противоположном углу на стене висит телевизор, являющийся на данной т/б практически бесполезной игрушкой, так как толком не принимает ни один канал. После настроек мне удалось добиться, чтоб от второй программы был один звук без изображения и на этом все.
К ужину, т.е. к восьми часам вечера, погода опять испортилась, бесконечная серость разлилась по всему небу без всякой надежды на прояснение.
Весьма неплохо отужинав, мы направились изучать окрестности. Перебрались через мост, погуляли среди домиков левого берега, спустились к небольшому пляжу.
На этом решили свой первый день пребывания закончить, тем более, что опять пошел дождь, и со спокойной совестью улеглись спать. Нужно при этом добавить, что к вечеру стало откровенно холодно, а близкое соседство с рекой давало еще и немаленькую влажность. Поэтому со второй кровати пришлось снять одеяло и покрывало, укутаться во все это и долго греть, уж извините за подробность, влажную от сырости постель.

17 июня, среда
Утро встретило нас беспросветными облаками и моросящим дождиком, сопки на другой стороне Катуни были по самое основание закутаны в туман. Да, приветливо ты встречаешь нас, Алтай.
На завтраке вдруг узнаем, что заменить два пакетика дрянного, растворимого кофе, хотя бы на один пакетик чая никак невозможно, так как они включены в комплексное питание, а чай можно купить за 15 руб. в баре. Ну что ж придется сходить за своим чаем в номер. Молодой человек из столовой глянул на нас волком и видимо сильно обиделся, да так и не отошел до конца нашего пребывания, что явно выражалось в его отношении. Ну да Бог ему судья, мы ведь приехали сюда не ругаться.
На этот день у меня было запланировано посещение Ая и Манжерока, но в такую погоду там делать совсем нечего. Меняем план и, безрезультатно переждав несколько часов, выдвигаемся в сторону Чемала, с целью разузнать о возможности экскурсии на Каракольские озера, а там как карта ляжет.
Но сначала нашему автомобильчику нужно подкрепиться. Из достоверных источников мне было известно, что ближайшая хорошая заправка по нашему направлению находится в Усть-Семе, так что двигаем туда.
Сразу за Баранголом кончается Майминский район и начинается Чемальский, а вот и заправка. И тут же первая осечка, 95-го нет, а фордик кушает именно его. Ну что ж следующая заправка в Чепоше, двигаем дальше.
Сразу после начала Чемальского тракта, любого путника встретит красноречивый щит, напоминающий, что несанкционированная стоянка на Катуни запрещена.
Заправка в селе Чепош не отказала нам в 95-м по цене в 22 руб/л и с полными баками двигаем до т/б «Катунь», так как имеется информация, что напротив этой турбазы есть несколько точек предлагающих экскурсии на Караколы. Эта информация полностью подтверждается, напротив турбазы вижу небольшую будку, явно экскурсионного предназначения. Торможу, иду узнавать подробности.
Вежливый молодой человек подтверждает, что экскурсия осуществляется по набору группы, стоимость ее составляет 1000 руб., продолжительность около 14 часов с 7 до 21 часа. Записываюсь на воскресенье 21 июня, оставляю свой телефон, с договоренностью, что накануне будет звонок с обязательным подтверждением набора группы. Ну что ж на душе как-то полегчало, к выходным то уж погода должна наладиться, да и группа за такое время точно наберется. С такими мыслями, под непрекращающееся издевательство дождя, возвращаюсь к машине и вместе с женой начинаю ломать голову, что же делать дальше.
Через несколько минут, было решено продолжить путь до Чемала и посетить Иоанно-Богословский храм на острове Патмос. Настраиваю навигатор и трогаемся.
В Узнезе видим картину маслом. Группка коз, скрываясь от дождя, оккупировала автобусную остановку, причем одна из них, указывая на свое главенствующее положение, забралась на скамью. Фоткаем сей шедевр и двигаем дальше
В Элекмонаре приветливое мигание встречной машины, предупреждает о продавцах полосатых палочек. В поселке местами ограничение до 20 км/ч и нужно быть предельно внимательным.
В Чемале около стадиона сворачиваем на асфальтированную улицу и упираемся в кирпич. Странно навигатор явно показывает, что нам прямо. Интересуюсь у коллеги из Кемерово, стоящего неподалеку. Действительно к храму прямо, он высадил жену и дочь, они дальше пошли пешком, сам стоит тут, дожидается. С той стороны машины едут, да и туда кое-кто направился под знак. Мы же, как законопослушные граждане, сворачиваем вправо на грунтовку, двигаемся до здания местной школы и останавливаемся. С этого места видно окончание асфальтовой дорожки и стоянку машин на холме, к острову явно туда, нужно лишь пройти через школьный двор, что мы и сделали.
Остров Патмос, место великолепное по красоте. Даже, несмотря на то, что уже давно входит в список широко разрекламированных туристических мест, оно умудрилось сохранить толику той отшельнической атмосферы, ради которой и строился в свое время на острове храм.
Засняв всю эту красоту, зашли в саму церковь, поставить свечки. На обратном пути в церковной лавке купили магнит с изображением острова. На скамейке перекусили кефиром и буханкой хлеба, остатки буханки скормили местной симпатичной барбосине.
Так как прогулка по козьей тропе до Чемальской ГЭС могла в такую сырость плачевно закончиться, решили судьбу не испытывать и окончить на сегодня экскурсионную программу. Душа все еще ждала улучшения погоды, может это случиться завтра.
Вечер был проведен за обсуждением дальнейших планов. Слушали телевизор, пили чай.

18 июня, четверг
Ожидания на улучшение погоды не оправдались, небо все также затянуто серой пеленой, но хоть дождь на время закончился.
После завтрака, переждав как водится несколько часов и дождавшись хотя бы легкого подсыхания травы, отправляемся в сторону озера Ая, с целью на обратном пути заехать на Манжерок.
Без проблем долетаем до Соузги и поворачиваем к подвесному мосту. Очереди нет, впереди две машины, дружно ждем зеленого сигнала светофора и с небольшой дистанцией въезжаем на мост. Мне раньше не доводилось ездить по подвесным автомобильным мостам, ощущения, когда влезаешь в крутой подъем, а за ним Бог его знает что, весьма запоминающееся. После моста на левом берегу пункт оплаты, 30 рубликов за обычную 5-ти местную легковушку. Едем вдоль течения Катуни и на первом левом повороте уходящем в гору, сворачиваем.
Дорожка приводит к воротам нескольких турбаз. На входе в калитку красноречивая табличка «На пляж» и не менее красноречивые охранники, собирающие по 50 руб. за проход по частной территории базы. Денег жалко, да и не понятно за что я плачу, но разворачиваться и уезжать глупо, раз уж приехали нужно одним глазком глянуть, что это за Ая такое.

Н-да, видимо нужно было все же развернуться. Ничем не примечательное озеро Ая в такую погоду делается еще более непримечательным. Абсолютно пустынный берег, ряды пустых лежаков и стоящих на приколе мокрых катамаранов, навивают невообразимую грусть-тоску. Семья туристов, прошедших с нами к озеру, рискует прокатиться на катамаранах до знаменитого островка, мы на такой подвиг не сподвиглись и поэтому, запечатлев все на пленку, тронулись от озера прочь, к машине.
Ну что ж, если не впечатлило озеро Ая, попробуем добраться до скалы Чертов палец, вроде трава подсохла.
Возвращаемся к основной дороге и, проезжая еще чуть вперед вдоль течения Катуни, сворачиваем в следующий левый поворот. Тут асфальт заканчивается сразу, впереди довольно крутая горка с основательно размытой дорогой, из дороги местами торчат приличные каменюки. Прикидываем, а нужно ли нам все это и смело трогаемся в путь. Взбираемся на горку и проезжаем еще чуть вперед. Налево в поле уходит автомобильная колея, вдали уходящая в гору, как то на планетарном гугле, сверху это все видится не так. Нам явно туда, да и навигатор пока не врет. Правда, этот подъем уже не для нашей машины, по крайней мере, не для прокатной точно. Так что съезжаем с основной грунтовки, чтоб никому не мешать, оставляем машину и дальше с рюкзачком пешком на покорение Чертового пальца.
Преодолев поле с мирно пасущимися коровками, начинаем взбираться в горку. Стараемся идти по самому краю колеи, так как она весьма грязная, эдакая черная глинистая грязь, а на ногах практически пинетки, такую обувь даже полукроссовками то не назовешь.
Самое страшное, а именно дождь, начинается на середине подъема. Дождь пока не сильный, так что просто одеваем непромокаемые брюки поверх обычных и продолжаем путь. Видимо это была наша ошибка, нужно было повернуть сразу. Дорога намокает и грязюка начинает активно приставать к нашим пинеткам, ноги, соответственно, начинают проскальзывать. После второго склона на ровной площадке решаем дальше судьбу не испытывать и поворачиваем назад, пофоткав виды с этой высоты. Дождь усиливается и кончаться явно не собирается.
Так что Чертов палец нам не покорился. Пока добрались до машины вымокли и испачкались окончательно. К сожалению нейлоновые непромокайки имеют неприятную особенность конденсировать изнутри, восполняя так сказать недостаток внешней влаги :). Обувь представляет собой совсем печальное зрелище, ее конечно снимаем. У меня в машине есть сменка, жена же просто подставляет голые ноги под печку. Спасает и термос с чаем, бережливо припасенный в рюкзаке.
После такой прогулки речь о заезде на Манжерок даже не заводилась, мчимся на турбазу. По пути останавливаюсь около Аржан-Суу, покупаю мед и горно-алтайский бальзам, единственный из продаваемых с алкоголем, на вечер, для сугрева.
Вечером жена проявляет верх героизма. Отмывает нашу обувку и кладет сушиться на верхнюю часть водонагревателя. Это самое сухое и теплое (чуть теплое) место у нас в номере.
На ужине заказываем себе на завтра сухой паек, завтра у нас большие планы.. Сухой паек, принесенный нам через 10 мин, состоит из 4-х бутербродов (колбаса с маслом), двух огурцов и двух помидоров. Негусто вместо завтрака и ужина, так что отправляемся в магазин в Баранголе, слегка закупиться на завтра.
Чуть позже бухаем чай с бальзамом и медом, закусываем печенюгами, купленными в магазине.
С помощью местных охранников удается приладить к телевизору проволоку вместо центральной антенны, теперь слегка видно первую программу, второй нет вообще. Телевизор теперь можно даже СМОТРЕТЬ.
От бальзама по телу разливается приятная теплота, позволяющая быстро и крепко уснуть. Завтра у нас большое Чуйское путешествие, которое состоится при любой погоде, ждать милости от природы больше не стоит.

19 июня, пятница
Сегодня встаем в 5 утра. Завтракаем, чем столовая послала, т.е двумя бутербродами на брата, плюс печенье и чай. Заправляем термоса, один большой с кипятком, пойдет для чая, в маленький, купленный перед поездкой, жена заправляет кофе, персонально для себя. Я кофе совсем не пью, а она у меня страшная кофеманка.
Выдвигаемся в 6 утра, попутно распихав охранников в будке перед выходом, на предмет открытия стоянки. Погода ничуть не изменилась. Сыро, все окрестные сопки в тумане, периодически занимается дождик, температура соответствующая.
План передвижений на сегодня таков. Доехать по Чуйскому тракту до поселка Акташ, далее свернуть на тракт Улаганский и доехать до Улаганского перевала. Как я уже писал, дальше соваться на чужой машине резона нет, да и времени особо нет, потому как в этот же день хотелось бы вернуться обратно, а ведь нужно еще и максимально все заснять. По километражу должно получиться около 700 км за день, ну что ж это мы уже проходили, в прошлом году из Москвы в Казань, правда дорога там прямее и тумана не было.
Прыгаем в машину и через открытые заспанным охранником ворота, стартуем в белую пелену.
Мигом долетаем до Усть-Семы и по главной дороге въезжаем на мост через Катунь, за мостом начинается Шебалинский район, прощаемся с Катунью надолго. Первая достопримечательность на пути, окромя обычных красот, это Семинский перевал, до него и построен маршрут навигатора. Маршрут строю не из-за возможности потеряться, куда уж тут денешься с подводной лодки, а из-за возможности что-то пропустить на незнакомой дороге. Перевал, конечно, не пропустишь, а вот слегка удаленные от дороги памятники запросто, поэтому и состоит весь наш сегодняшний маршрут из отрезков, от точки к точке. Первой такой точкой и является Семинский перевал.
Уже на этом участке и даже при такой погоде начинаю потихоньку влюбляться в эту дорогу. Как же тут должно быть красиво вместе с солнышком. Да и сейчас прилегающие сопки смотрятся очень колоритно, туман даже прибавляет шарму, вроде как едешь гораздо выше, чем на самом деле. Но солнца хочется, хочется уже очень сильно. Навстречу изредка попадаются местные машинки, как тут водится без включенных фар. Зачем жечь лампочки, когда гаишников нет, фигня, что в тумане тебя еле видно.
Добираемся до Шебалино. Доливаю бак под пробку. Дальше хороших заправок не много до самого Акташа, да и на них может не случиться 95-го.
Едем дальше, фоткаем по возможности, иногда прямо из машины. Дождь моросит с редкими остановками. За Топучей заканчивается Шебалинский район и начинается Онгудайский, идет подъем на Семинский перевал. Как и писалось во многих отзывах не представляющий из себя ничего интересного, обычный прямой тягунчик.
На перевале дождик чешет без остановок, все в белом мареве. Уныло сияют пустыми глазницами сувенирные ряды. Рядом в бытовке вроде бы кто-то даже шеволится. Выбегаю заснять стелу в честь 200-я вхождения Алтая в состав России и бегом к машине. С тоской начинаю прикидывать что же нас ждет дальше, ведь следующая остановка перевал Чике-Таман.
На спуске с Семинского попадается самый плохой участок дороги на Чуйском тракте, хотя и тут плохим его можно назвать с большой натяжкой, просто слегка подкрошенный асфальт, много заплаток.
На всем остальном протяжении, который нам довелось проехать, тракт держится в почти идеальном состоянии, к чести местных дорожников.
Чуть ниже идут активные ремонтные работы, особенно активные в странном населенном пункте, домов которого я так и не увидел, с названием Зайсанская Елань. В двух местах присутствуют коротенькие объезды тракта.
Проезжаем поворот на Усть-Кан и единственный в этих краях гайский пост, самих гайцев не видать. Эх, по Уймонскому тракту покататься нам не суждено, не хватит лимита километража для прокатной машины.
Проезжаем Туэкту. Торможу у магазина, он как раз открылся, пополнить запасы истощившегося печенья.
В Караколе провожаю взглядом сверток к природному парку Уч-Энмек. Где там в такую погоду искать петроглифы?
Нет, все-таки Чуйский тракт мне положительно нравиться. Отличного качества пустая дорога, петляет себе между гор, знай, крути баранку, да старайся еще по сторонам смотреть. Но сильно не засматривайся, горок с глухим обзором много, кто знает, что за ними, так что гидроусилитель руля, да тормоза без дела не стоят. Да и местная живность подносит сюрпризы. Уже много раз писалось, что весь Чуйский тракт поделен между коровье-козье-конными группировками :), но по случаю плохой погоды, на дороге они не валяются, видимо в сырую погоду асфальт кушать не интересно :) Но снуют туда сюда через дорогу с изрядным постоянством, как и водится в таких местах без всяких признаков пастухов.
Подбираемся к районному центру, Онгудаю. Тракт облизывает село по краю, почти в конце села хороший продуктовый магазин. Подкупаем еще что-то по мелочи, чего не было в Туэкте.
Медленно (потому что любуемся красотами), но верно (а куда тут собьешься) приближаемся к Чике-Таману. Вот и соответствующая табличка после Хабаровки. Дорога уходит резко влево и в гору, начинает петлять серпантином. Вот это настоящий перевал, хоть и ниже Семинского.
На вершину взбираемся уже в сплошном молоке, сразу после смотровой идет очистка осыпавшихся камней, дорога перекрыта, сам Бог велел заехать на площадку, хотя в такую погоду толку от нее мало.
Тумано-облака достигли критической плотности, стоя на площадке не видно кто приближается по дороге. Подошел к краю, да-а-а , сплошная манная каша, видимости просто нет, то ли дождь, а скорей всего просто капли воды висят в воздухе.
Минут за 15 вынужденной стоянки, пока работал экскаватор, на площадку набилось машин десять, в основном местных, стоят, болтают с рабочими закрывшими дорогу. Ну а мы пока перекусим, зря что ли по магазинам шатались.
Наконец рабочие машут, проезжай. Пропускаю вперед все машины, чтоб не тянуться хвостом и конечно через 50 метров опять встаю, перекрыт следующий участок, лапухнулся. Ждем еще 10 минут и, наконец, прорываем блокаду. Весело скатываемся по серпантину, на навигаторе четко видно коварные повороты, выручает родной нувик. Внизу уже не так туманно, но надежды на улучшение никакой. Маршрут проложен до старого моста в Ине.
Чуть позже Купчегеня, слева неожиданно выпрыгивает Катунь.
Ну, здравствуй красавица, вот и свиделись вновь.
Тут она стала чуть поуже, но красоты не потеряла, разве что приобрела. На особо хороших спусках приходится останавливаться за желтой обочиной ради красивого кадра.
Едем вдоль Катуни, красота страшная, жаль погода никак не наплачется. Дорога вьется речными прижимами, из населенных пунктов тут только Малый Яломан, а за ним уже скоро поселок Иня.
Въезжаем на длинный новый мост, справа мелькнул мост старый, памятник былой архитектуры. После моста останавливаюсь, возвращаюсь чуть назад пешком с фото-видеотехникой. В будке на краю моста зашевелился кто-то живой, все таки мост стратегический объект, охраняется.
Пошел этап коротких отрезков, плотность достопримечательность на душу населения увеличивается.
Сразу за поселком знаменитые каменные стелы. Но дождь, проклятый дождь. Пиликать к ним через поле желания нет, приходиться довольствоваться съемками из окна машины, стыд и позор.
А вот у следующей достопримечательности стоит остановиться. Ведь это место слияния Чуи и Катуни. Путь к смотровой начинается у довольно крутого поворота трассы, не было бы навигатора, проскочил бы 100%, несмотря на щит.
Впереди уютная беседка, тут мы и пообедаем, но пока утолим эстетический голод. Утоление, заняло прилично времени, виды тут великолепные. Вдоволь набегавшись по камням, заросшим симпатичным мхом, возвращаемся к машине за едой.
Жена варганит не плохой обед. Салат из помидоров и огурцов, бутерброды с колбасой, печенье, горячий чай. Утоляем натуральный голод среди величественной природы, диссонанс в нее вносит лишь вышка ЛЭП.
За полчаса, которые мы провели у слияния, к площадке подъехало три машины. Народ быстренько добегает до смотровой и через минуту бежит обратно к машинам. Погода, не располагающая к длительным пешим прогулкам, сделала свое дело. А нам под крышей оченно хорошо, светло, а после чая и тепло, да и мухи не кусают, за отсутствием оных.
Выдвигаемся в путь, уже окончательно прощаясь с Катунью, до обратной дороги. Тракт вновь убегает от Катуни, ее русло уходит в свою колыбель, туда в страну Священной Белухи. Ну а мы начинаем свой путь вдоль Чуи, увидев, наконец, реку, давшую название всему тракту.
Начались знаменитые Чуйские пороги: Горизонт, Турбинный, Мокрый, Дозорный, Слаломный, Бегемот, Буревестник, Сумрачный. Тут они идут друг за другом. Жаль, что с дороги почти ничего не видно, лезть к реке сейчас совсем не хочется.
Чуйский тракт в этой части, дорога неописуемой красоты. Он и раньше был не плох, но сейчас самая сильная, концентрированная красота. Как в подтверждение моих слов слева показывается верхушка водопада Девичьи слезы, низ скрыт за густой листвой деревьев, рядом с дорогой беседка, двойняшка той, у слияния с Катунью.
Почти сразу за водопадом съезд к Бегемоту. Этот порог решено не пропускать. Сам съезд довольно крутой, да и размыт по такой погоде, так что спускаюсь пешком и с огромным наслаждением фоткаю ревущую воду с моста через Чую.
Еще чуть дальше начинается Улаганский район. Пересекаем границу района и случается невероятное. Среди привычного серого неба, впервые за три дня, появляется ярко голубой квадратик. Так вот ты оказывается какое.
По мере приближения к Акташу, квадратиков становится все больше, они объединяются друг с другом и о чудо, к моменту поворота в Акташе на Улаганский тракт, вокруг нас уже вполне приличная погода.
Начавшийся Улаганский тракт встретил нас отсутствием асфальта, он закончился сразу за Акташем, началась вполне приличная грунтовка с довольно крутыми подъемами. Горы вокруг приобретают вполне ощутимый красный оттенок, цвет придает горам минерал с арабским названием – киноварь или по-нашему, по химическому – сульфид ртути. Под Акташем разработки этого минерала велись весьма продолжительное время.
Самое красивое место среди этих кровяных гор не заставило себя долго ждать. Дорога зажата между двух больших скальных выступов, это и есть знаменитые Красные ворота. Такую красоту конечно нельзя не запечатлеть на пленку, жаль всей красоты она не передает.
Проезжаем еще немного и уже любуемся видами Мертвого озера или озера Чейбеккель. У воды как водится плакат о небезвозмезности стоянок.
Дальнейшая дорога вдруг вновь становится асфальтированной, правда не надолго, через пару километров опять трясемся по грунтовке. Тряску вполне компенсируют виды снежных вершин, присутствующих тут в изобилии.
Еще несколько километров пути приводят нас к озеру Узун-Кель и к одноименной турбазе, от взгляда на заснеженный хребет позади, захватывает дух.
Но все пути когда-то заканчиваются, мы прибыли к самой дальней точке нашего маршрута, к Улаганскому перевалу, на высоту более 2000 м. Все деревья в этом сакральном для теленгитов месте плотно увешаны дьаламами (ритуальными ленточками светлых тонов). Ритуал есть ритуал, но место от этих повязок явно проигрывает, еще большее потрясение испытываешь от местных отхожих мест и их окрестностей. Несмотря на все предупреждения, они полностью загажены мусором, который похоже не убирался здесь годами, после увиденных красот, такие «пейзажи» как нож по сердцу, если б не виды с перевала, я пожалел бы что суда приехал.
Справа от дороги присутствует добротная беседка со столом и скамьями, которую решено использовать под очередной перекус, желудок уже напоминает о себе. Солнышко, пробивающееся сквозь крону деревьев, приятно греет спину, жизнь хороша и удивительна. Я несколько месяцев мечтал совершить этот променад по Чуйскому тракту и вот я сижу рядом с любимой женщиной, уплетаю бутерброд с колбасой, запиваю обжигающим чаем на том самом Улаганском перевале. Взгляд улетает вперед к невидимой и прекрасной долине Чулышмана, но нам пора трогаться в обратный путь, устье Чулышмана мы обязательно должны увидеть на, пока далеком, Телецком озере.
Собрав за собой мусор, выдвигаемся в обратный путь. После окончания грунтовки, уже в Акташе, останавливаюсь у придорожного ручья, слегка протереть стекла автомобиля. Езда по мокрой грунтовке дает о себе знать.
При выезде из Акташа кормлю фордик. В принципе бензина должно хватить на обратную дорогу, но чем черт не шутит.
Батюшки, а дорога-то как изменилась. Туман рассеялся, дождя нет, выглядывает солнышко и окрестные сопки полностью преобразились. Нет худа без добра! Мы едем как будто по совершенно другой дороге. Приходиться снова останавливаться и щелкать затвором.
При подъезде к Чике-Таману облака хоть и затянули все небо, но прокрадывается надежда, что видимость будет не утренняя. И эта надежда оправдывается. Смотровая площадка на перевале полностью преобразилась, открыв нам, наконец, окрестные красоты. Стоим, смотрим на проплывающее в десяти метрах от нас облачко, попиваем знаменитую «Снежинку», купленную с утра в Онгудае.
Для незнакомых с этим молочным продуктом, могу лишь очень приблизительно сказать, что по вкусу это ряженка с сахаром, я так понимаю, делается он с добавлением сгущенного молока. Производится на Майминском молочном заводе, у которого и обычная ряженка и кефир великолепного качества, все московские молочные продукты не валялись даже рядом.
Стараюсь ехать быстрей, чтоб проскочить плохой участок перед Семинским, засветло. Это мне вполне удается, на перевале лишь начало смеркаться. Фотографирую, каким-то чудом пропущенный с утра, верстовой столб. До Москвы 3168 км.
Последние километров 20 до Усть-Семы проезжаем уже почти в полной темноте. Врываемся на мост через Катунь и попадае

Комментарии

Очень информативный и подробный отзыв, такое ощущение, как будто вместе с автором путь проделал, прочитал с удовольствием, только жалко нет фотоотчёта, хотя, может и, к лучшему, появилось огромное желание всё описанное увидеть самому.

Спасибо! Во мне прям пробудилась ностальгия! Очень интересный рассказ, сидя сейчас дома на диване прям завидую! Сам не однократно бывал на Алтае - это действительно богатая красотами страна! Но помимо великолепных видов горных хребтов перевалов и бушующих рек, меня манила туда древность! Не даром говорят "Старый Алтай". И дело даже не в нашумевшей алтайской принцессе, а в более приземленных вещах. Своё знакомство с культурным наследием Алтая я начал с посещения музея им. Анохрина в Горно-Алтайске - сейчас, после ремонта, он представляет собой настоящий "европейский" музей. Посетив его выставки, в том числе осмотрев пазырыкскую коллекцию я отправился к Манжерку, где как раз за бензозаправкой и торговыми рядами на памятнике Чултуков Лог работала археологическая экспедиция НГПУ под руководством А.П. Бородовского и исследовала пазырыкские же курганы, правда без мерзлоты. К сожалению, мне довелось полюбоваться только процессом зачистки археологами каменной насыпи курганов и самый зрелищный момент вскрытия погребения я упустил. Кстати, работают они хорошо и исправно, особенно меня удивило то, что уже исследованные курганы они восстанавливают в первоначальном виде, без погребения конечно, но насыпь. Поэтому всем советую делая остановку в Манжерке посмотреть на этот объект археологии. Затем конечно же я заехал на Бирюзовую Катунь, но про нее написано столько, что мои впечатления будут избыточны. Лучше я остановлюсь на еще одном памятнике доступном для любого путешественника по Алтаю не желающему далеко ходить за впечатлениями. Так не рядом с Шебалино, прямо около дороги, стоит большое антропоморфное изваяние, а на скальном выходе за ним видны петроглифы, представляющие собой людей охотящихся на каких-то животных (судя по рогам, мне показалось что это козы) по обеим сторонам реки, которая к слову и ныне течет вблизи! Вообщем всем отправляющимся на Алтай я желаю таких же бурных впечатлений, каковы остались у автора рассказа и автора этих строк!

Другие отзывы об отдыхе в России

С Ершовым по Москве... Розово-бирюзовое чудо на Полянке
Павел Щербань  Павел Щербань   Россия   Дата вылета  январь 2019
Время было возвращаться в посольство Чада за паспортом, и мы с Максимом шли по улице, о чем-то оживленно беседуя. Перейдя Москву-реку по Большому Каменному мосту С Ершовым по Москве, городу на Москве, я даже успел забыть про фотокамеру на плече, пока не увидел на другой стороне улицы это розово-бирюзовое чудо. Уже многие знают, что я неравнодушен к различным культовым сооружениям, а тем более к храмам с историей. Мы перешл...
Читать далее

Дата 13.09.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели8

С Ершовым по Москве... Кто-кто в теремочке живет?
Павел Щербань  Павел Щербань   Россия   Дата вылета  январь 2019
Самое яркое впечатление после прогулки по центру Москвы (а это только первая часть "Одного августовского дня в Москве с Ершовым", видимо так будет называться весь цикл) оставил один, возможно самый красивый особняк, бывший Дом купца Игумнова... Мы размеренно шли по улице Большая Полянка, посетили очень очаровательную церковь Святителя Григория Неокесарийского С Ершовым по Москве... Розово-бирюзовое чудо на Полянке, после чего Макси...
Читать далее

Дата 13.09.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели12

Казахская прелюдия
Олег  Олег   Россия   Дата вылета  май 2019
Насколько я помню, сначала идет прелюдия, потом экстаз... Но в моей жизни уже давно все через... гм... пятую точку, поэтому прелюдия получилась после экстазов... Как уже можно догадаться, в альбоме представлена до-казахская часть нашей экспедиции. Писано уже переписано, поэтому просто памятные для меня фотографии... ) Волгоградский вокзал. Нет, прилетел я туда на самолете, но мне кажется, что вокзал достоин запечатления и упоминания....
Читать далее

Дата 16.09.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели8

Церковь Вознесения в Коломенском (объект ЮНЕСКО №634)
Павел Щербань  Павел Щербань   Россия   Дата вылета  январь 2019
Конечно же, подготовить программу моего августовского визита в Москву я полностью доверил Максиму Ершову, но одно место в ней должно было быть включено обязательно! Многие знают, что последнее время я уделяю повышенное внимание объектам, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время однодневной поездки в Москву в 2015 году я посетил два московских пункта: Московский Кремль и Красная Площадь (памятник ЮНЕСКО №545) ...
Читать далее

Дата 17.09.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели4

С Ершовым по Москве... "Коломенское" вдоль и почти поперек
Павел Щербань  Павел Щербань   Россия   Дата вылета  январь 2019
Второй частью нашей с Максимом Ершовым однодневной прогулки по Москве стал огромный комплекс музея-заповедника "Коломеское". В первой половине дня, мы, ожидая пока посол республики Чад поставит визу в мой паспорт, неспешно прогулялись по центру города... С Ершовым по Москве... Сотни скульптур под отрытым небомС Ершовым по Москве... Храм Христа Спасителя, хоть и закрытоС Ершовым по Москве, городу на МосквеС Ершовым по...
Читать далее

Дата 19.09.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели2

Отзывы туристов