Скандинавия - Париж и обратно за 10 дней

Андрей Страна: Финляндия
Город: Хельсинки
Время отдыха: Дата вылета июль 2008

Дата29.09.08 Хороший отзыв2 Ответов 0 Просмотрели8946

21 августа 2008.
По истечении некоторого времени хочется вспомнить прошедшее путешествие
( приключение, экскурсия – может быть) состоявшееся по нашему общему желанию (членов нашей семьи) по Европе на автобусе до Парижа и обратно.
Конечно, главной точкой, целью, практически смыслом всей этой езды был Париж.
Но не только. Хотелось глянуть – хотя бы мельком, хоть чуть-чуть, на чужой , заграничный ,непонятный интересный не наш мир. Эта возможность увидеть много за короткий отрезок времени появилась, во-первых, со снятием границ в Европе ( Шенген) и во-вторых, во время автомобильного путешествия.
Хотелось, конечно, поехать самому, но полное незнание языков привело в наш автобус, на котором мы и двигались из Санкт- Петербурга до Парижа и обратно с 15 по 24 июля сего года.
Маршрут был интересен и лично для меня нов – все члены моей семьи уже были в Финляндии, мне же предстояло впервые пересечь границу в Торфяновке.
Но до границы было знакомство с санитарной остановкой – не доезжая до поворота на Выборг на какой-то автозаправке, оборудованной кафе и платным туалетом- то есть всем необходимым для санитарной остановки.
Справедливости ради надо сказать, что наши водители только один раз заезжали с туристами на автозаправку , нет, два, один раз в России, и один раз в Голландии, всё остальное время они на заправки ездили без нас, что говорит о внимании к туристам.
Дальнейшие санитарные остановки были за границей и почти все на бесплатных туалетах. Если нет возможности обходиться без туалета по 3 - 4 часа – Вам не ездить в автобусные экскурсии. Туалет в автобусе, конечно, есть, но он , как правило, закрыт и на него рассчитывать не стоит. А на трассе ( автобане, скоростном шоссе ) нельзя остановиться , как у нас , в любом месте и бежать в лес. Европа, тудыть—растудыть.
Ну и на санитарных остановках готовьтесь к очередям в туалеты- и хорошо, если Ваш автобус только один , а не несколько. Ну и ладно об этом.
За границей началась другая страна, бросается в глаза абсолютно всё - и всё не в нашу пользу. На трассах в Финляндии стоят двойные термометры – один показывает температуру воздуха, другой- температуру дорожного покрытия. Ямы закончились в Торфяновке – мы чай пили на скорости 70 км в час, не пролив ни капли, что не удастся у нас практически нигде. Дорога закрыта на всём протяжении сетчатым заграждением – чтобы дикие животные не попали на дорогу под колёса автомашин. Животные есть – проезжая по Швеции, видел как недалеко от леса, но по полю неторопливо брели два оленя. Главное, недалеко и от дороги, но сфотографировать не успел. И был случай в Германии, в Бохуме- через дорогу перебегала белка. Не очень спеша , но и не быстро – так, величаво поспешая.
Так, по отличнейшему шоссе, мы быстро двигались в сторону Хельсинки. Да него была одна остановка – на ней же мы останавливались на обратном пути – кафе и магазин на берегу озера, красивого и чистого – мы с ребёнком спускались к берегу.
В Хельсинки первая остановка пришлась на парк, в коем основным монументом высилась конструкция из труб – памятник Сибелиусу. Хотелось всегда увидеть чего-то нестандартного, а не бродить с толпой по хоженым туристским дорогам- хотелось пройти лесом и по тропинке. Мы углубились в сторону парка, вдоль какой-то скалы с сочащейся по ней водой и мило разбросанных там и сям на лужайках отдыхающих, возможно, местных, а может быть, приехавших в столицу из пригородов финнов. Неизвестно, пообщаться мы с ними не смогли в силу отсутствия знания финского ( учите языки ! ).
Далее по времени ,означенному гидом , все дружно собрались в автобус и поехали к следующей остановке- церковь в скале. Пешком это недалеко, но ограничения во времени гнало нас постоянно.
Позже я проверил по времени съёмки – чистое время нахождения в городах, заявленных
1) Хельсинки 1,5 часа , из них свободное 35 минут
2) Копенгаген 1 час , из них свободное 30 минут
3) Амстердам 5 часов , из них свободное 2,5 часа
4) Париж 3 суток , из них свободное практически всё
5) Любек 2,5 часа , из них свободное 1,5 часа
6) Стокгольм 3 часа , из них свободное 50 минут.
За свободное время надо было успеть найти и выбрать какие-нибудь сувениры. Успеть увидеть нетуристский вид города, хоть чуть-чуть понять жителей – если они есть, конечно. В такой гонке это нереально.

А это анонсированный план поездки. Как видно, большими буквами города написаны зря- ну да это реклама – что с неё возьмёшь ?!
1 день: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ХЕЛЬСИНКИ
В 5.00-5.30 - отправление автобуса из СПб в Хельсинки, Лиговский 10. Прибытие в ХЕЛЬСИНКИ. Обзорная экскурсия по городу: Сенатская площадь, Успенский собор, Церковь в скале, Шведский театр… Переезд в Турку (160 км). В 18.30/21.00 регистрация и посадка на паром компании Tallink Silja/Viking Line. Размещение в каютах с душем, туалетом и кондиционером. Отправление в Стокгольм. Ночь на пароме.
2 день: КОПЕНГАГЕН
В 6-30 прибытие в Капельшер/Стокгольм. Отправление в КОПЕНГАГЕН. Обзорная экскурсия по городу: Ратушная площадь, Кристиансборг, Амалиенборг, Русалочка… Переезд в Родбю. Посадка на паром. Отправление в Путтгарден (Германия); время в пути – 40 мин. Прибытие в Германию. Переезд в Бремен. Ночь в транзитном отеле .
3 день: АМСТЕРДАМ
Завтрак. Отправление в Амстердам. Прибытие в АМСТЕРДАМ. Пешеходная экскурсия по городу: Башня Слёз, Дамрак, Королевский дворец, Ниуве Керк… Для желающих – катание на кораблике по каналам (10/8 eur).
Переезд во Францию. Размещение в отеле.
4 день: ПАРИЖ
Завтрак. Отправление в ПАРИЖ. Обзорная экскурсия по городу: Елисейские поля, Триумфальная арка, площадь Согласия, Гранд Опера, собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня. Размещение в отеле. По желанию при гр. 20 человек - экскурсия «Вечерний Париж» (доп.плата). Возможно катание на кораблике по Сене (10/5 eur), подъём на Эйфелеву башню (от 6 eur).
5 день: ПАРИЖ - ВЕРСАЛЬ
Завтрак. При группе от 20 человек – поездка в ВЕРСАЛЬ (15/10 eur) с посещением дворца и парка (15 eur). Посещение музея духов «Фрагонар». Возвращение в Париж. Музейный день. Вечером возможно посещение Аквабульвара - самого большого в Европе парка водных развлечений (вход.билет + трансфер 30 евро при группе от 15 человек) . Ночь в отеле.
6 день: ЗАМКИ ЛУАРЫ
Завтрак. Поездка в долину Луары, знакомство с великолепными королевскими замками (при группе 20-30 человек – 45 eur, 31-40 человек – 40 eur, 41 чел. и более – 35 eur). Возможно посещение винных погребов с дегустацией местных вин (5 eur). Возвращение в Париж. Ночь в отеле.
7 день: ПАРИЖ - ДИСНЕЙЛЕНД
Завтрак. Свободное время в Париже или, при наличии группы 20 человек, поездка в Мир Развлечений Диснейленд (проезд + входной билет – 55/45 eur). Отправление в Германию, транзитная ночь в отеле типа Formula 1.
8 день: ЛЮБЕК
Завтрак. Переезд в ЛЮБЕК. Осмотр «Города золотых башен».Свободное время ( возможно посещение магазинов ) Отправление в Росток\\Засниц. Посадка на паром компании Scandlines. Размещение на сидячих местах (возможно размещение в каютах за доп. плату). Отправление в Треллеборг (Швеция).
9 день: СТОКГОЛЬМ Прибытие в Треллеборг. Отправление в СТОКГОЛЬМ. Обзорная экскурсия по городу: Королевский театр, Королевский дворец, Музейный остров… В 19.15/20.10 посадка на паром компании Tallink Silja/Viking Line. Размещение в каютах с душем, туалетом и кондиционером. Отправление в Турку.
10 день: ТУРКУ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В 8.00/7.35 прибытие в Турку. Отправление автобуса в Санкт-Петербург, по пути возможно посещение Аквапарка и остановка в коптильне.
Прибытие в Санкт-Петербург после 24-00.

Я предполагал, что так будет, не ожидал только , что будет так мало. Приходилось изыскивать резервы.
Такими резервами стали остановки в транзитных гостиницах.
Их было три – в Германии Бремен и Бохум и Лилль во Франции. Так , по времени нахождения в городе как в населённом пункте в Бремене я провёл 2 часа, то есть в два раза больше, чем в Копенгагене.
Но это забегая вперёд, а в Хельсинки после церкви в скале нас снова по времени отвезли на Сенатскую площадь с Успенским , надо думать, собором, где напоследок было ещё свободное время – 20 минут, за них я с ребёнком сбегали до набережной, нюхнули запах берега , прибрежного рынка, попал под велосипед на велосипедной дорожке ( она , оказывается , для пешеходов не предусмотрена) . Супруга с другим ребёнком в это время поднялась по ступенькам и зашла в Успенский собор, успев глянуть на него изнутри.
Мне , впервые попав в Финляндию, было безумно интересно, я не успевал вертеть головой по сторонам и удивляться – нравилось всё.
Очень быстро уехали из Хельсинки- следующий этап до г. Турку, где нас ожидал его величество ПАРОМ.
На нашу беду – или радость удивления – это был самый крупный в своём классе паром «Силья Европа / Silja Europe». Рядом с ним соседствовавший паром компании «Викинг Лайн» казался маленьким катерком. 202 метра длины, 32 метра ширины, 3023 пассажира, располагаемые в 1146 каютах, 2 автомобильных палубы из всего 11-ти – потрясающе ! Заблудиться вначале казалось, очень просто, а потом вроде и понятно. Указатели , лифты , лестницы, 2 палубы магазинов и кафе, танцплощадки с живой музыкой – ансамбль или гитаристы, вертолётная площадка, верхняя обзорная открытая палуба – можно было просто стоять и смотреть, как паром медленно продирается через шхеры выхода из Турку в открытое Балтийское море (фотография именно этих шхер есть в Википедии).
Усталости не чувствовалось, хотелось бродить по парому ещё и ещё , но утренняя побудка
( прибытие в терминал Стокгольма в 6 утра) заставила лечь спать пораньше. Каюта у нас была самая дешёвая, так называемая Турист-2 (класс «С»), на самой нижней палубе( под автомобильными), четвёрка, похожая на купе поезда, только со своим душем и туалетом. Мы ,конечно, смыли с себя финскую пыль, хотя её было немного, готовя себя к следующей пыли – шведской. Но это образно – на самом деле чисто у них в Европе, чисто, - то ли потому , что не мусорят, то ли потому, что убирают. Грязнее всего, по моему личному мнению (показалось мне так) было в Париже.
Осталось ощущение внимания к людям . Возле ресепшн ( в принципе паром – это огромный отель) висели часы с двумя часовыми стрелками. Часы огромные , и на стрелках флаг Финляндии и флаг Швеции, то есть показывается одновременно время финское и шведское. Доступно, просто и понятно любому !
Прибыв в Стокгольм, пройдя по огромному длинному с двумя поворотами крытому стеклянному коридору , в котором – опять же для людей- параллельно на уровне руки бегущая дорожка для ручной клади – положил вещи и идёшь рядом – скорость дорожки совпадает со скоростью пешехода , до самого терминала. На улице нас уже поджидал наш автобус, на котором мы стремительно проехали через утренний город с надеждой остановиться в нём на обратном пути.
За окном автобуса была Швеция. Более оживлённая трасса, чем в Финляндии, мелькали таблички с названиями коммун ( территориальные единицы Швеции). Ближайшая остановка была запланирована через 4 ( четыре ) часа и 300 км почти до Йёнчёпинга
( где-то не доезжая 10 км на берегу озера берега Веттерн. Кафе , магазинчики и – опять нам повезло – ни одного автобуса на стоянке рядом. Но мы в кафе не ходили, залив кипятком взятые из дома «дошираки» и наскоро перекусив, успели заглянуть в магазин и купив шведских конфет – пару сразу же съели и обе были съедобными, а одна как-то допутешествовала с нами до дома. Так вот , шведские конфеты являются съедобными только в Швеции – переехав границу , они моментально портятся и становятся в пищу непригодны ! Шведские конфеты – только в Швеции ! Так что спички, которыми тоже славится Швеция, мы оказывается, очень правильно не купили. При въезде в Йёнчёпинг стоит памятник – спичечная фигура – прославляющая изобретателя безопасной шведской спички.
После краткой остановки мы должны были добираться до Копенгагена - ещё 280 км. С некоторых пор из Швеции в Данию можно добраться сухопутным путём – в районе г. Мальмё построен мост длиной примерно 6 км , а потом около 4 км тоннель через пролив Эресунн Балтийского моря , но нам сказали , что проезд по нему платный , поэтому мы направлялись в местечко Хельсингборг(Швеция), дабы заехать прямо в автобусе на паром- уже компании Сканди(Scandlines) и за 30 минут добраться до местечка Хельсингёр (Дания). Так что между европейскими странами пока были только водные границы, которые как-то были совсем незаметны.
Ну вот и Дания. Новая страна – и опять за окном автобуса ! До Копенгагена каких-то 30 км. Влетаем в него- посмотрите налево – памятник Андерсену – посмотрите налево – ратуша. Остановились ненадолго у королевского дворца, поглядели на караул, успев сфотографировать его и площадь – и бегом-бегом успеть купить какую-нибудь сувенирку из Дании. А я срочно искал батарейки для фотоаппарата, потому что те 8 штук, которые я купил у нас , сняли только 10 кадров и сдохли. Хорошо, батарейки нашлись, и на следующей секундной остановки у Русалочки можно было что-то запечатлеть на пямять.
Это было одним из больших разочарований поездки – побыть в Дании всего 1 час. Город и страна своеобразные, и требуют к себе внимания и времени . Не было времени, предстоял на сегодняшний день ещё один паром той же компании Scandlines - из Дании в Германию. Он плыл чуть дольше – на нём мы зашли покормить детей датскими сосисками. Эти паромчики маленькие, но они курсируют круглосуточно и с интервалом 20 -30 минут, то есть задержки в пути практически никакой. Очень много наблюдал автомобилей с прицепами- домиками. Дороги везде замечательные, паромное сообщение великолепное, границ в Шенгене нет, только дорожные знаки, предупреждающие о том, что автомобиль въехал в очередную европейскую страну- я понимаю, что некоторые европейцы таким образом путешествуют - и их достаточно много было в разных странах..
Германия – третья страна за окном автобуса за сутки. Новые формы ветряков, коих в Европе предостаточно. Растут , как лисички, стаями, очень живописно разбросаны по окрестностям. Вечерело. В отель сети «Формула-1» мы прибыли ночью – злые , уставшие, постоявшие в очереди за бумажками с кодами от номеров, а потом ещё в очереди в туалет.
Но это был город Бремен, как я узнал позже- очень далёкая окраина, но тем не менее Бременские музыканты – мультик, знакомый с детства, заставил меня проснуться на следующее утро просто очень рано и пойти обозревать окрестности.
Сориентироваться на местности помогла карта, висевшая в коридоре гостиницы, а потом схемы движения и карты прилегающих окрестностей, висящие на павильоне каждой автобусной остановки. Заблудиться мне не удалось, даже совершил подобие турне по прилегающему району, пройдя около 8 км по улицам, вдоль утопающих в зелени и чистоте бюргерских домиков, через путепроводами над железными дорогами, зайдя на станцию с настоящим немецким постом ЭЦ, увидев в действии работу чужого шлагбаума, пассажиров, садящихся в двухэтажную электричку , стоянку велосипедов на платформе Мандорф, потешные выходные светофоры – два красных огня на одном и три зелёных на другом… Но уже надо было возвращаться, чтобы успеть на завтрак- бегом, бегом, график, график, и далее в путь – на Амстердам.
Через два часа после отъезда от отеля на обочине дороги табличка «Всего хорошего» , по-ихнему было написано «Alles Gute !» и восклицательный знак стоял . Въехали с аплодисментами, пролетев мимо стоящих бывших таможень . На голландских автомобильных дорогах между километровыми знаками стоит ещё 9 пикетных столбиков- так стало приятно узнаваемо, как будто на советскую железную дорогу попал. Наш Петр I очень любил Голландию, хотел уподобить Васильевский остров ихнему Амстердаму с его искусственными каналами. Каналов по дороге до Амстердама мы пересекли предостаточно, по многим плыли разного рода корабли. При въезде видел разведённый автомобильный мост- очень похож на наш старый Лейтенанта Шмидта, а ещё везли нас по подводным автомобильным тоннелям- ну как тут не вспомнить про Орловский тоннель.
Бывали наши городские отцы и матери в Амстердаме, бывали.
Город восхительный. Сказать – море велосипедов, это не сказать ничего. Их тысячи, прикованных к оградам рек и каналов, стоящих на стоянках и находящихся в движении .
Конечно, нас прокатили на кораблике- кораблик был плоский, отдельный и наша гид провела для нас экскурсию. Самый узкий дом, галерея мостов – 7 штук один в один, жилые кораблики с незашторенными окнами и обилие кафешопов по берегам, где можно законно покурить травку. Ну , конечно нас провели в известный квартал «Красных фонарей». Вначале, у памятника проститутке, мы постояли и послушали немного историй про их работу, а потом гуськом по узенькому проходу между домов- шириной в два человека- , глазели на красивых девушек ,сидящих за витринами, несмотря на то, что был день, а не поздний вечер, когда вроде бы для них работы должно быть больше. Наверно, уже не работа в «Красных фонарях», а как объект туристического интереса. Может быть, может быть…
А цветочный рынок, где тюльпаны на любой цвет – хочешь, синие, хочешь, чёрные. Детям было не сильно интересно на рынке и мы их отпустили глядеть уличное представление на площадь Дам у королевского дворца, а сами походили по рынку и побродили по городу, по набережным каналов, у разводных мостов. Конечно, не могу не сказать о амстердамских трамваях. На остановках электронные табло с временем прибытия того или иного маршрута. Несмотря на узость улиц, обилие пешеходов, праздношатающихся туристов и быстро двигающихся велосипедистов и велосипедисток, трамваи успевали передвигаться достаточно проворно- конечно, при этом довольно приятно сигналя. Неприятные впечатления о звуках, издающих полицейской машиной в Париже- мерзость препротивнейшая !
Так мы дошли до площади Рембрандта и тут нас вызвонили дети – представление у них закончилось и им стало скучно. Договорились встретиться у колокольни с часами – теперь-то я знаю, что она зовётся Munt Toren. И пошли искать наш автобус , оставленный у Принца Хендрика. Наши сокамерники по автобусу уже собирались и глядели фильму, вместо того чтобы потоптаться по Амстердаму. Мы же, посчитав , что за оставшиеся полчаса посетим центральный железнодорожный вокзал, пошагали к нему быстрым шагом. Вокзал – это всегда нечто ! Проходного типа, как в Калининграде или Киеве, огромнейший на 10-15 путей. Ну вот и до свиданья, Голландия !
Заморосил дождик уже при выезде из Амстердама- до этого погода к нам благоволила , дала посмотреть город без дождя. А всю дорогу дальше дождь и моросил, и вовсю поливал, и ослабевал и усиливался, так что Бельгию мы проехали транзитом за стеной дождя, причём проезжали через Антверпен и Гент – городские улицы, шпили храмов, городской транспорт – всё через окно автобуса.
Поздним вечером мы прибыли в Лилль – как обычно, на окраине города гостиница, разместились и заснули уже во Франции.
Утром у меня наступил день рождения. День рожденья во Франции, а днём вообще намечался Париж – сказка. Но надо было успеть до завтрака поглядеть на Францию, что мы с супругой и не замедлили исполнить. Буквально в 500 метрах от нашего отеля находилась станция метро- в городе с населением 185 тысяч жителей ! Потом, после завтрака, мы ещё с детьми туда пошли – заглянули внутрь, посмотрели на билетные автоматы. Частные дома с небольшой придомовой территорией, забитой цветниками, красные черепичные крыши, аккуратные улочки, но в Германии значительно чище. Что с них возьмёшь – французики !
Поехали в Париж. И вот уже над нами взлетная полоса аэропорта Шарль-де-Голль, «Стад де Франс» в Сен-Дени, Перифирик, а вон и Эйфелева башня. Поплутав по улочкам, нас вывезли прямо в центр, и опять пошла экскурсия из окна автобуса, как кинофильм – Триумфальная арка, Дефанс, Елисейские поля, Конкорд, Опера… Немедленно нас подвезли к музею духов. Моё предложение о том, чтобы мужская часть автобуса не ходила туда, без энтузиазма была одобрена и мы с детьми , освободившись, двинули через Вандомскую площадь , через Риволи и сад Тюильри, запорошенный белой крошкой, мимо Лувра на берег Сены ! А на том берегу Сены музей Орсэ, расположенный в бывшем Орлеанском вокзале ! О !
Вернувшись к женщинам, отягощённым французскими духами, нас повезли на подземную стоянку у Лувра, откуда выбравшись не без труда ( гиду пришлось спрашивать дорогу) мы пошли на обед в кафе, больше напоминающую столовку советских времён – подносы, раздача и комплексный обед – правда, с фанфуриком французского вина. Выпили мы за моё здоровье – а было это прямо на Риволи, в двух шагах от Лувра, то есть, несмотря ни на что, такого дня рождения у меня не было никогда.
Далее, немного выпивших , нас повезли в гостиницу, где мы и должны были коротать парижские ночи. Хорошо, что мы выпили – плохо, что выпили мало. Ибо это был удар ! Такого количества темнокожих в округе отеля никто из наших туристов не видел никогда.
Показалось, что мы попали в Котманду и Нигерию одновременно. Мы, кстати, тоже были поражены. Это было в 18 округе, на Монмартре. Постарайтесь туда не попадать по доброй воле. Нам же ничего не оставалось, как смириться и пытаться думать, что это неплохой вариант поселения, хотя казалось, что турбюро могло бы найти и другой вариант, в более светлокожем квартале.
С момента поселения мы категорически отказались от экскурсионной и прочих программ, предлагаемых турфирмой, решив дни в Париже посвятить Парижу – и только. Версаль, Замки Луары – побоку. Наш автобус подвёз нас мимо Мулен Руж(всё рядом) к экскурсионным Сенным корабликам, и там мы и покинули нашу группу, ибо это было возле Эйфелевой башни. Поахав сему громадному сооружению, мы мимо милитаристского музея и ЮНЕСКО побрели в сторону Монпарнаса – там по пятницам, как и везде в цивилизованных городах- например, у нас в Питере,- проходит роликовый забег. Молодёжь и иже с ними организованной толпой мчатся на роликах. К сожалению, наших детей не взяли – роликов не было, пунктов проката мы не искали, а они , организаторы то есть, ролики в аренду не давали. Так что мы постояли возле громады Монпарнаса и побрели знакомиться с парижским метро. Что-то про него в Интернете я читал, но не всё. Так, я не знал , как приобрести билет в автомате, если он работает только на карточки. Мы промучились полчаса, пока всё благополучно разрешилось и получив по вожделенному талончику , мы проникли в метро. Разобравшись со схемой, висящих, к слову сказать , на каждом углу , поехали в гостиницу. Сориентировавшись ещё дома, где от отеля находится станция метро, мы не плутая , быстрым шагом мимо местного населения- не останавливаясь, не отвечая, не глядя в глаза , дошли до отеля. Уже стемнело, и немного поев и помывшись в душике, улеглись- номер для детей две одноместных кровати и у нас такая же история., только у них с маленьким балкончиком , выходящим на улицу, а у нас же окна выходили во двор – это было нечто, зато прямо – если не глядеть вниз – номер на пятом этаже – возвышалась величественная базилика Сакре- Кёр. Красота, доложу я Вам. Каждое утро- а их было три- я любовался видом из окна, вместе с голубями, населявшими окрестные крыши.
Утро следующего дня начиналось с завтрака. Первый завтрак в Париже. Завтрак не шведский, а континентальный, то есть дико маленький- четверть багета, круассан, малюсенькая упаковочка джема, малюсенькая упаковочка масла и стакан чая или кружка кофе – и это всё ! Хотелось кушать сразу же вставая из-за стола. Было решено – на Эйфелеву башню. Билеты на метро ходил покупал я лично – для экономии бюджета это было карнэ – 10 штук билетов, продающихся одновременно, естественно , цена на один была не 1,6 евро, а 1,14 евро. Разговор происходил на пальцах, ибо мой французский сильно страдал- несмотря на то, что я два раза повторил буквы из разговорника. Карнэ я всё-таки получил.
Очереди на башню, конечно же были – две на первый этаж пешком -покороче и подешевле- и две на второй этаж лифтом– подлиннее и подороже. А на втором этаже уже очередь на лифт на третий этаж. Гигантомания , конечно, у французов присутствует- самая старая башня, самая большая триумфальная арка… А Дефанс !?... Мы вволю нагулялись по второму этажу, а потом и по первому. Дети ездили на третий, мы смотрели потом фотографии- высоко ( 270 метров над Сеной).
Потом, спустившись на грешную землю, побрели в сторону какой-нибудь перекусочной, где и поели фаршированных багетов. Шли мы далее к собору Парижской богоматери, и решили подъехать на автобусе последние два километра. Билеты универсальные, на остановке автобуса схема маршрутов, а выше табло с указанием номера и временем прибытия. Просто и понятно. Вход через переднюю дверь, выход через заднюю. Для маршрутного транспорта – специальная выделенная полоса, так что доехали без пробок довольно быстро.
У Нотр-Дам происходила кормежка птичек с рук. У моего одного ребёнка птичка тоже
клевала булочку, зажатую в щепотке пальцев, но недолго. В Нотр-Дам тоже была очередь, быстро продвигающаяся внутрь. Было даже немного жутковато- как там, внутри, размещается многотысячное людское море ? Оказалось, изнутри собор огромен, ни толкучки, ни лишнего шума. Мы даже попали на выступление хора. Брали аудиоэкскурсию на русском языке – в залог потребовали паспорт. Паспорт потом вернули.
А потом мы бродили по Ситэ, зашли в садик на мыс влюбленных, и поехали смотреть 14-ю линию метро– станцию с тропическим садом – всё живое, пальмы , лианы( под землёй!!!) , и конечно, ехали в первом вагоне, чтобы удивиться , как поезд двигается без машиниста в набегающий тоннель.
Отдохнув немного в гостинице, поехали на площадь Согласия, чтобы пройти наконец-то эти Елисейские Поля. Вечерело, понемногу темнело . Мы текли вместе с праздной толпой по Avenue de Champs-Elysees. Нашим счастливым детям купили по сувениру. Есть наше фото – мы вчетвером у Триумфальной арки , а за спиной Елисейские Поля. Да, я не сказал – на Невский совершенно непохоже, как непохоже на Крещатик и на Арбат.
На следующее утро перед завтраком – за компанию со мной никто не согласился, так что пришлось идти одному – был предпринят рывок к Сакре-Кёр- восхитительный вид с холма на город – а потом к Северному вокзалу - Gare du Nord – поглядеть хоть издалека на TGV – удивительно ! По обратной дороге чуть не заблудился , пришлось в карту заглядывать, оказалось нахожусь в 300 метрах от отеля, потеха.
День был воскресный и в угоду детям , да и сами не без интереса, Диснейленд. Двигаться надо было на электричке , так называемой RER. Проникли внутрь мы без билета- прошли как-то через турникет , нашли нужную платформу и долго по ней бродили, ища автомат по продаже билетов. Поняв, что его тут нет, вышли обратно за турникеты в метровское подземелье, и уже там нашли кассу с кассиршей, у которой продавались не только билеты на нужную нам электричку, но и билеты в Диснейленд. И правильно сделали, ибо на выходе на нужной нам станции стояли грозные турникеты, а на входе в кассы Диснейленда были огромные очереди – воскресенье ведь !
Путеводителя на русском языке не было, дети взяли английский , и конечно же , мы сначала пошли на самую жуткую горку во всём парке. Всем было весело. Конечно , из пушки в абсолютно тёмный павильон ,вправо-влево- вниз и вверх, где в лицо метеоритные потоки, вначале – вниз головой, потом – секунды невесомости. А после выхода, когда качает, ты подходишь к куче мониторов, на которых – успевай запомнить номер и купить фотографию, где ты летишь в этой ракете. Многие покупали, я просто снял монитор.
Итак мы провели весь день, бродя ( был отличный солнечный день) по этим пяти странам, стоя в очередях или просто беря талончики на время. Дети были довольны, используя время в парке по полной, бегая от аттракциона к аттракциону . Мы тоже за ними спешили поспевать. Вечером же был парад Чип и Дейл, красавица и чудовище, Русалочка, Алиса, Винни Пух с Тигрой – все узнаваемы.
Обратно ехали на втором этаже электрички, уставшие, но довольные, по дороге в гостиницу ещё специально заехав в Дефанс- такой маленький кусочек небоскрёбов за Сеной со своей , уже в современном стиле, аркой- жуткий квадрат ,поставленный на бок.
А к 12-ти ночи мы с детьми ещё ходили на холм, там я заранее высмотрел местечко, чтобы поглядеть , как блестит и переливается огнями Эйфелева башня, подсветку включают вечером в начале каждого часа.
Следующее утро было последним. Надо было найти продовольственный, где купить покушать в дорогу – за всё время , проведённое в Париже, это был всего-навсего второй продовольственный. Видимо, на туристских тропах еда предполагается в готовом виде типа кафе, ресторанов и бистро. И последняя наша парижская пешеходная прогулка проходила по Люксембургскому саду, мимо Сорбонны к Пантеону , по Латинскому кварталу , через Сену у Нотр-Дама и у Отеля де Вилль ныряем последний раз в Парижский метрополитен- к нашей общаге, где на 15-00 местного времени намечена встреча с нашим автобусом, которая задержалась – наш автобус героически спасал другую группу Бон- турщиков - они даже не смогли до Парижа доехать по причине поломки автобуса.
И вот мы уехали, по той же самой трассе А1 в сторону Бельгии, в этот раз остановились там на автозаправке, сразу же от неё начиналось поле, куда прямо на наших глазах сиганул зайчишка. Что он на заправке делал – непонятно, но у лещины, которая росла неподалёку, орехи были просто агроменные – раза в 3 больше, чем наши.
Конечно , чтобы не было скучно по обратной дороге, в автобусе вовсю шел просмотр лучших старых советских фильмов. Так мы доехали до очередной Формулы-1 , расположенной практически в центре РУРа – город Бохум( расположен между Дюссельдорфом и Дортмундом- про них я раньше слышал, а про Бохум –нет, хотя город большой – 380 тысяч жителей). Перед сном мы совершили прогулку, которая завершилась знакомством с немецким подземным трамваем - прямо как наш Волгоградский. Мы спустились на платформу U –stadtbahn , как было написано при входе, и дождались идущих по расписанию туда и обратно трамваев. Двухвагонные и при причине позднего времени- практически пустые. Вышел один немецкий мальчик и испуганно пробежал мимо нас- видимо, такого количества русских не видел никогда.
Наутро моросил дождик, но я по плану , как обычно перед завтраком, пошёл в город Бохум. Прошёл около 7 км, мимо готического собора, , мимо немецкого музея угольной промышленности(как узнал позже), по мокрой улице, где через небольшие расстояния был спуск к подземному трамваю – эскалаторный ,пешеходный и лифт для людей с ограниченными возможностями. Какой-то пожилой немец у меня что-то хотел узнать, но даже годы обучения в школе и институте не смогли помочь мне понять его короткий вопрос. Что возьмёшь - руссо туристо. Хотя, когда я стоически ждал супругу, отираясь у ближайшей к Сакре- Кер станции метро, какая-то девушка, сопровождающая группу туристов, спросив у меня не знаю на каком языке – а где это - я чётко жестом Ильича показал – а идите вы туда – и вся группа туда и пошла, даже меня поблагодарили – по-прежнему не знаю на каком языке.
Далее поехали мы в город Любек. Но с приключениями, потому как у нас лопнуло колесо. Колёс у автобуса было много, но тем не менее целыми должны были быть все. В результате недолгих поисков была обнаружена ремонтная база, где оперативно с ямы были выгнаны две машины и нашему автобусу стремительно поставили целое колесо и мы тронулись далее. Через три часа прибыли в Любек- застывший в развитии средневековый город. Ратушная площадь, собор, ворота – весь центр города , расположенный на острове, 14-16 в.в. Старый красный кирпич и острые шпили над головой дарят незабываемое впечатление. Идём по Hüxstraße – над головой висят пародийно-русские матрёшки. Так неожиданно – мы даже не думали, что это в нашу честь – ну , может, русский город –побратим или день России в Любеке. Оказалось месячник- музыкальный фестиваль « Настроенный по-русски».
Поехали дальше в направлении парома, но оказалось, что на немецких дорогах тоже бывают пробки, потом объезд, и мы выехали на такую восхитительную сельскую дорогу, конечно, асфальт, ни кочки, ни ямки, но дорога узкая, сельская, вьётся мимо деревень и по ним, внутри вековых дубовых аллей – проехали немного , но это была совсем другая страна, нежели мы видели до сих пор. Но объезд кончился , город Росток, где ждало измученных туристов ещё одно испытание – паром, идущий всю ночь с так называемыми сидячими местами. Заранее в турагенстве нас не предупредили, что будет одна ночь в стойле, как боевая лошадь . Гид ничего не обещала- говорила, может ,будут каюты, а может, нет, поэтому мы ей деньги дали для общения на ресепшн, а сами побежали занимать диванчики, которые, как нам объяснили, раскиданы по всему парому, и самые лучшие из них находятся в кафе. Как нам объяснили, нам повезло , что нашлись свободные каюты, потому что обычно пассажиров очень много и нет даже свободных диванчиков. А мы вообще вселились в каюту с иллюминатором – отлично. Многие пассажиров спали на этих диванчиках, разбросанных по всему парому. Утром я выходил на палубу – освежиться, пассажиры(молодёжь, конечно) спали даже прямо на верхней палубе – в спальных мешках.
Прибытие ранним утром в шведский Треллеборг – и ещё 600 км до Стокгольма с промежуточной остановкой в том же самом месте под Йёнчёпингом. Было несколько минут свободного времени , мы с детьми пошли гулять по окрестностям и увидели чудную для нашего восприятия вещь. Проходя мимо чужого частного домика, остановились из-за непонятного шума. И вдруг из-за угла дома выползает абсолютно самостоятельно по стриженому газону плоская ,но крупная шайба , направляясь к нам без всякого сопровождения и каких-либо шнуров питания. Дети говорят – папа, не пугайся – это газонокосилка. Так эта шайба доползла в горку до нас уткнулась в заборчик – повернулась и поползла косить дальше. Автономность меня поразила. То есть какой-то там швед валяется на диване у телевизора, а газонокосилка пашет самостоятельно , пока завод не кончится – вот устроились, да ?!
В Стокгольме нас сразу же привезли к ратуше , где вручаются Нобелевские премии и лауреаты говорят свои речи – Бунин, Бродский, Пастернак., Солженицын… Потом цигель-цигель ай-лю-лю на Рыцарский остров, откуда и начинался нынешний Стокгольм – ну прямо как наш Заячий. Удивительной красоты резная башня у церкви шведского дворянства, замечательная панорама города на воде – дети фотографировались с ухом на фоне ратуши. Я всё смотрел наверх – где же Карлсон ? Но только крыши и крыши – чёрного цвета.
Потом Королевский дворец с почётным караулом ( на память приходит караул у дворца в Копенгагене) и немного свободного времени в Старом городе- узенькие улочки, сувенирные магазинчики и неожиданно за поворотом водная гладь и дальше город на холмах. А в терминале нас дожидался новый паром постройки 2002 года - Галакси. На нём единственном объявления по судовой трансляции были в том числе и на русском языке. Видимо, с каждым годом наших соотечественников на ихних паромах становится всё больше и больше. Паром чуть меньше, чем «Европа», но тоже очень подходит для жизни. Выплывали караваном – впереди плыло судно, петляя в шхерах и за нами в кильватере тоже.
А поутру Турку - и до дома ерунда, чуть-чуть и рукой подать. Какой там аквапарк, кому он нужен – домой !!! И вот после таможни наши разбитые дороги, разухабистые водители и грязь и разруха – в сравнении, в сравнении… Но всё равно – хорошо дома.

Тот, кто хочет увидеть только сложности и проблемы – их увидит и выпятит. Невозможно одновременно угодить абсолютно разным 45 человекам, по воле случая собравшимся в автобусе. Организовать всё так, чтобы не было сбоев, отставаний, нелепых случаев и неожиданных препятствий- это мастерство гида и работоспособность водителей. В конце концов , в их руках в течении всего этого времени была наша жизнь. Я , честно говоря , смотрел на их работу и мне понравилось уверенность на дороге, отсутствие наглости
( которая в огромном количестве присутствует у каждого российского водителя),
внимание и такт к другим участникам дорожного движения – мне есть с чем сравнивать- за 25 лет работы я насмотрелся на всяких водителей, которые меня возили по разным городам и дорогам нашей страны.
Так что – мне понравилось – и при возможности поехал бы по Европе ещё !


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Финляндии

Дьявольская гора — однозначно лучшие панорамы Аландов
Однозначно лучшие панорамные виды на живописные Аландские острова открываются в вершины Дьявольской горы! По какой-то причине, о таком замечательном месте умалчивают все без исключения путеводители и сайты, предлагающие достопримечательности, ко...
Читать далее

Дата 05.08.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели41

Brännklintstornet — башня, "сожженная на утесе"
Павел Щербань  Павел Щербань   Финляндия   Дата вылета  сентябрь 2017
У российской крепости Бомарсунд на Аландских островах было построено 3 внешние оборонительные башни из 12 запланированных. Самую известную и доступную Notvikstornet на одноименном красивом мысе посещают практически все путешественники на Аландах (и м...
Читать далее

Дата 05.08.19 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели74

Скандинавская сага на Новый год
Сергей  Сергей   Финляндия   Дата вылета  декабрь 2019
Идея одним махом охватить все 4 скандинавские столицы будоражила разум уже давно. Ехать самостоятельно было лениво и суетно, предложение турфирмы — «Скандинавская Сага за 6 дней» из Питера сразу понравилось, особенно подогревали...
Читать далее

Дата 24.01.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели127

Суомская столица — там русский дух
Сергей  Сергей   Финляндия   Дата вылета  декабрь 2019
Не балует погода россиян последние десятилетия: если зима, так дождливая, если лето — так огненное. Соскучились мы по русской зиме с кусачим морозцем, снежком, метелицей и раскрасневшимися щеками. Да где же ее найти — настоящую зиму, ра...
Читать далее

Дата 26.02.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели23

Скандинавия на НГ. Аргументы, Факты, Бюджет
Сергей  Сергей   Финляндия   Дата вылета  январь 2020
О своем Новогоднем путешествии по Скандинавии я уже написал Скандинавскую сагу на Новый год. Однако, рассказ только передал эмоции и маршрут поездки, но за границами повествования осталось самое главное для ...
Читать далее

Дата 25.03.20 Хороший отзыв0 Ответов0 Просмотрели7

Отзывы туристов