Пропутешествовали на машине из
Москвы на
Байкал, по Бурятии, затем на
Алтай и домой. Всего 17000км и месяц времени!
by mosq, 2007
под пристальным наблюдением Squerdy
Intro
Идея съездить на Байкал появилась еще году в 2003-2004. С чего, уже не помню, но она прочно засела в голове и с тех пор то подзабывалась, то возобновлялась. Мы даже внесли ее в «Планы поездок по
России» в Ниссан 4х4 Клубе, чтобы подтянуть народ и собраться в путешествие.
Сейчас, сидя за монитором, после пройденного пути несколько смешно читать те опасения и догадки по поводу предстоящего путешествия. «Дорога тяжелая, маршрут сложный..» Видимо, мне тогда особо и не верилось, что это можно сделать на моей машине. Только фуры туда могут доехать, они же предназначены для дальних поездок. А я все по
подмосковью, да по окрестностям... Террано не первой свежести, УАЗовские редукторные мосты не справятся, недавно установленный двигатель ТД27 так же не из новых…
Потом в была летняя поездка на море, прошедшая без проблем. Затем в августе 2006го еще одна спонтанная поездка в
Карелию, так же без особых неполадок. Между этими поездками были многочисленные выезды на покатушки. Машина все выдержала! После всего этого уверенность в надежности моего «комбайна» укрепилась и было решено уже точно следующим летом ехать на Байкал, чего бы это не стоило.
Весной 2007-го..
«5000 км только в одну сторону! А еще и обратно! Да это же целый месяц убить надо!» - товарищи, некогда кричащие в «Планах поездки на Байкал», что готовы ехать, – взяли и дружно отказались от путешествия. Встал вопрос – с кем же ехать? Правда, вакантное место штурмана у меня в машине тут же было зарезервировано моим давним другом Славкой [SQ], который к этому времени сдал свою машину в сервис на замену двигателя. А больше никто так и не собрался, поэтому решили мы на одной машине ехать, вдвоем.
Готовить маршрут я начал с прочтения уже существующих отчетов о подобных поездках. Очень впечатлил отчет Дмитрия из Питера, проехавшего на легковушке до о.Сахалин и обратно. Я так же прочитал несколько отчетов мотоциклистов о поездках на мотофестиваль на Байкале. После этих рассказов заветная цель стала как-то ближе, и не так страшна дорога, как казалась. Вооружившись Google maps, Yandex maps и огромным атласом дорог России, который мне подарили на день рождения, я быстро освоил географию нашей страны и накидал маршрут движения. Затем, долгое время в Яндексе высматривал интересные места по пути, чтоб не просто все пролететь мимо, а попутно Россию нашу посмотреть, с народом пообщаться. На обратном пути мы запланировали посетить Второй Внедорожный Фестиваль, проходивший на Алтае. Это стала наша бонусная точка после посещения основной – озера Байкал. Огромное спасибо всем, кто мне помог в подготовке маршрута! И карты на мыло присылали, и снабдили отличнейшими путеводителями по Байкалу и Бурятии, и советами помогли!
Полный маршрут нарисовался такой: Москва –
Казань – Кунгур (пещеры, дневка) – Екатеринбург –
Тюмень – Омск – Новосибирск (дневка) – Красноярск (дневка) – Иркутск (ТО для авто) – о. Ольхон (дневка) – Иркутск – Аршан (источники, дневка) – Усть-Баргузин – Алла (источники, дневка) – п-ов Святой Нос (дневка) – Улан-Удэ (дневка) – Иркутск – Красноярск – Кемерово – Белово – Барнаул – Акташ (фестиваль, 2-3 дня) – Барнаул – Новосибирск (ТО для авто) – Омск – Ишим – Курган – Уфа – Альметьевск (родственники, дневка) –
Самара – Тольятти – Пенза –
Рязань – Москва.
По предварительным подсчетам, 15000 километров и месяц путешествия.
У Вас возникнет вопрос - «А как же работа?» С ней все решилось само собой. Славик, как один из владельцев рекламной компании, смог выписать себе месячный отгул. А я, как владелец собственной фотостудии, просто продал все дело целиком, со всем оборудованием и помещением. Устал. Захотелось свободы и просветления, которого можно было достичь только полностью сменив обстановку, уехав далеко и надолго…
За месяц до поездки я отдал машину в сервис, где заменили все подшипники в мостах, сменили везде масло, поставили новое сцепление и тормозные диски с колодками. Так же я снял свой громоздкий багажник и установил легкие рейлинги от Тойоты, на которые легла запаска. Подключил новый верхний свет и исправил всякие мелочи в салоне типа перегоревших лампочек и неработающих выключателей. Все расходники (фильтры, масла, колодки, наконечники, подшипники) я взял с собой прозапас. «На всякий случай».
«Застоялся мой поезд в депо..»(с)В.Цой
Дату выезда сначала наметили на 25 июня, затем перенесли на 26-е, затем на 28-е... В результате, 30-го июня, в субботу, вечером около 22-00 мы выехали от Славкиного дома. Погода была хорошая, еще светло, вскоре мы вышли на Горьковское шоссе и покатились с крейсерской скоростью 100 км/ч в сторону первой нашей точки «Казань».
Все еще не верилось, что мы вырвались из этого города-системы. Вы никогда не замечали, что, живя в Москве, Вы находитесь в Системе, которая ни на секунду не отпускает Вас? Большинство людей так и живет в ритме дом-работа-дом-работа, понедельник-пятница – рабочие дни, суббота-воскресенье – отдыхать. И главное, что никому не хочется что-то изменить! Жизнь по графику и всегда ОДНО И ТО ЖЕ. Замкнутый определенный цикл, за границы которого мало кто хочет даже взглянуть, оправдываясь стабильностью и полным удовлетворением «как есть». Это было первое просветление в тот день после пересечения МКАД – насколько же Система сдерживает людей и не дает развиваться дальше, чем это нужно ей, Системе; «you are free to do as we tell you!».
За этими мыслями и пролетели первые 800 километров и рано утром, часов в 8, мы прибыли в Казань.
Казань
Город встретил нас безлюдными улицами, немногочисленным транспортом и поднимающимся утренним солнышком. Т.к. по нашему маршруту мы не собирались здесь останавливаться на ночь, решено было просто прокатиться по городу через центр, позавтракать и двигаться дальше. Въехав в центр, мы попали прямо на Казанский кремль. Покрутившись рядом с ним и отыскав первый попавшийся въезд, под изумленные взгляды охранников музея мы припарковались прямо перед главным входом и пошли осматривать нашу первую достопримечательность.
Красиво! Народу – никого! Все вокруг белое и чистое! Цветы распустились, стекла старинных зданий блестят на солнце, полумесяцы на мечетях переливаются золотом. Вобщем, это словами не описать, смотрите фотографии! Гуляли мы по кремлю полчаса-час, и затем по наводке охранников решили прокатиться в Казанском метро, спустившись прямо у стен Кремля на станцию «Кремлевская». Красиво! Расписные стены и потолок, необычной формы сама станция. Народу – никого! И только ОНО - стоящее посреди станции ведро с водой, собирающее капли с потолка - нарушало всю гармонию. Пришел поезд, все внутри интересно, необычно. Объявляют станции на двух языках, и после каждой станции благодарят за выбор метрополитена как средства передвижения!
Выйдя на следующей станции мы попали сразу на Казанский «Арбат». Узнаются элементы Московского Арбата! Эти лавочки, эти фонари, куча магазинов вдоль улицы. Прошлись по Арбату, зашли в Макдак за завтраком, прогулялись вверх по улице мимо старинных покосившихся зданий и прямиком вышли снова к Кремлю. Народу тем временем на улице стало больше, поэтому мы сели в машину, быстренько перекусили и двинули дальше в сторону Ижевска.
После Казани идет довольно-таки хорошая дорога, хотя местами и разбитая. Незаметно из Татарстана мы переехали в Удмуртию и на первом же посту ДПС я был задержан инспектором за неостановку перед знаком «Стоп/Контроль». Все очень цивильно, без разводов, поинтересовались, куда едем, чего за машина такая, выписали штраф на 50 рублей и я был отпущен, а перед этим еще предупрежден, что в Ижевске идет сильный ливень и гроза, ехать надо аккуратней… Ну-ну, я так и поверил, до Ижевска всего 100км, а тут жара стоит градусов 35 и солнце жарит не на шутку.
Зря не поверил. Подъехав к окружной Ижевска мы попали в такой мощный ливень, что дороги превратились в настоящие реки, по асфальтовой колее невозможно было ехать, т.к. машину сносило по воде в сторону! Дворники не справлялись даже на самом быстром режиме. Остальные машины останавливались на обочине с аварийками в надежде переждать это бедствие, но нам надо было ехать дальше, и мы крались потихоньку, обливая встречные автомобили брызгами из колеи. А вокруг дождь-дождь, вода-вода, люди уже почти по колено в воде ходят... В результате, свернув не той дорогой, вместо Воткинска и плотины в Чайковском мы приехали на какую-то паромную переправу в Сарапуле. Дождь к тому времени прекратился, снова солнышко вышло и все хорошо вокруг! Сверились с картой, не такой большой крюк сделали, километров 50 всего. Ерунда, наверстаем, тут уж на тот берег Камы и переправимся.
100-рублей за переправу и мы едем дальше. Один из местных водил после переправы вывел нас через деревни на шоссе, и мы двинули в сторону Кунгура, второй точки путешествия, где была намечена дневка и посещение «Ледяной пещеры». Дорога от переправы до шоссе – замечательная! Это какая-то новая трасса, машин вообще нет, асфальт идеально гладкий, с разметкой, в общем, сказка какая-то! В одном месте посреди этой трассы встретили домик, рядом человек. Поздоровались. Оказалось, что эта избушка - кафе! Не ожидали, место вообще глухое какое-то. Расспросили про дорогу, нам указали верный путь и мы полетели дальше.
Где-то в районе Осы и дальше начинается плохая дорога. Причем, мы этот отрезок проходили в темноте и дорога вдвойне показалась хреновая, с множеством подстав в виде глубоких выбоин. Вроде ровный участок, только разгоняешься – бах! – яма. Фуры ползут 10км/ч. Знают, видимо. Такой участок продлился несколько десятков километров. Далее до Кунгура хорошая дорога была, и часа в 4 ночи мы ворвались в город. В плане поездки появилась очередная галочка - точка «Кунгур» взята.
Кунгур, «Ледяная пещера»
В городе мы наткнулись на машину ДПС, шмонавших какую-то молодежь, я сходил к ним разузнал про гостиницу, и проехав еще один светофор мы разместились в гостинице «Ирень», прямо в центре Кунгура. 700 рублей с человека, отличные аппартаменты с телеком и холодильником. Одна незадача, в душе не было горячей воды. Но это решилось быстро – после употребления n-ного количества пива холодная вода стала достаточно комфортной для принятия душа.
На утро позавтракали внизу в столовой и двинули в «Ледяную пещеру», что находится за 20км от Кунгура. По приезду взяли за 500р экскурсовода и пошли ТУДА!..
Это настоящая сказка! На улице +30, внутри 0. Мы вошли внутрь по длинному проходу, как хорошо здесь!, прохладненько так, и зачем экскурсовод куртки нам посоветовала взять?… Через 10 минут стало понятно - то, что сначала кажется «ох, как прохладненько» в майке, через некоторое время становится «че-то холодно, блин» и приходится одевать куртку.
Виды вокруг завораживают! Кристаллы льда растут прямо из расщелин. Огромные глыбы замерзшей воды на полу и на стенах. Видно, где вода вытекает и замерзает. Здоровенные ледяные сталактиты и сталагмиты, высокие вертикальные «органные трубы», которые прорубила в камнях вода. А в полной тишине слышна капель – журчат подземные ручейки и лед тает от дыхания туристов. Пройдя несколько сотен метров, мы попали в грот с подземным озером. Вода настолько прозрачная и гладкая, что сначала я принял отражение потолка за большую яму, а лестницу в воду - за одиноко висящую в воздухе железную конструкцию. В одном из гротов экскурсовод выключила полностью свет, поведав о том, что в полной темноте через несколько минут человек начинает теряться в пространстве. Так и есть, стоя на месте я словил этот пространственный глюк и на секунды потерял ощущение «верх-низ». Абсолютная темнота и тишина. Космос…
После обеда вернулись из «Ледяной пещеры» в Кунгур и прокатились по городу. Интересный старый городок, старинные здания, много советских вывесок и плакатов. Во многих местах ремонт и видно, что город готовят для туристов. Реставрируют старые здания, восстанавливают музей. Есть, на что посмотреть, советую заехать, кто будет проезжать.
Вечером под пивко провели первый сеанс Интернет-технологий, закачали фотки с пещеры и офигели от увиденного в нашей конференции!
Эти наши «друзья-одноклубники» устроили тотализатор, как далеко мы заедем на моей машине! Вот засранцы! Но ящик пива Мышара сегодня уже проиграл, поставив на «да они урал не переедут!», остальные же осторожно сделали ставки на полное возвращение домой своим ходом. Проспорят ли? Однозначно! Мы твердо намерены все пройти и вернуться, хотя загадывать еще рано было, позади «всего» 1500, а впереди больше 13000 километров… Однако, машина едет, значит и мы едем дальше. На этой позитивной ноте допиваем пивко и идем спать, с завтрашнего дня нас ожидает большой перегон до самого Новосибирска…
Экспресс-перегон (Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск)
Встав в 9, позавтракав в столовке, мы выехали в сторону Екатеринбурга, по пути заехали на водопад «Плакун» под Суксуном, о котором нам рассказала девушка на ресепшне в гостинице. Ничего особенного на водопаде не увидели, кроме того, что сам водопад получается полностью из родника (а не из речки), который бьет из небольшой горы. Водопад метра 3 высотой, родник вытекает через большую железную трубу через дорогу и падает с обрыва вниз. Около водопада встретили несколько подростков, надувающих плоты и катамараны. Один из взрослых нам поведал про их тусовку – это летний лагерь, дети местные, сплавляются вместе со всеми на плотах по реке Сылва, останавливаются, отдыхают, дальше плывут. Прикольно! Гораздо лучше, чем обычно в лагерях сидят в домиках внутри территории и варятся в собственном соку.
В Екатеринбург мы заехали после обеда, проехали город насквозь до центра, пообедали в Ростиксе, и так же через центр двинули дальше. Екатеринбург понравился! Очень оживленный и красивый город с красивыми старинными зданиями, чистые улицы, зелень вокруг. Плюс погода нам сыграла на руку, было все так же солнечно и тепло. Надо будет как-нибудь отдельной поездкой выбраться и получше познакомиться с достопримечательностями, есть на что взглянуть. А сейчас, едем дальше!
Еще несколько часов хорошей, почти ровной, дороги и мы в Тюмени. Времени почти 23 часа (с учетом всех переводов часов), все магазины закрыты, закусочные тоже. Негде поужинать. Прокатились через город, все вокруг серое, невзрачное. По улице какие-то мутанты пьяные шатаются. Закупились в продуктовом магазине салатиками и прочь из города. Выехав за окружную, встали в поле ужинать, но долго простоять не смогли – комаров и мошки тучи!!! Причем, на антикомарин вообще не реагируют, облепляют все свободные участки рук и лица. Быстренько доедаем все, прыгаем в машину и движемся дальше, пока нас тут не сожрали эти бешеные насекомые.
Всю ночь ехали до Омска, добрались часам к 8 утра. Из дороги запомнилась только мошка и комары, постоянно залепляющие лобовое стекло. Даже дворники не справлялись, приходилось останавливаться и оттирать это дерьмо со стекла тряпкой. А пока оттираешь, этот гнус облепляет тебя со всех сторон и кусает-кусает-кусает! Так в Омск и заехали, все облепленные насекомыми. Фары еле светят сквозь их трупики, а на лобовухе размазаные крылышки с тушками. Плюс еще начался ТУМАН! Туман нас преследовал с самого начала поездки и это было явно не просто так. Первый раз он проявился перед Казанью утром, и из тумана начали выходить люди, которые вставали на обочине и смотрели вдаль. Теперь перед Омском опять утро и опять туман, и в тумане так же появлялись люди на обочинах. Чего смотрели, чего хотели? И вообще, люди ли это? С тех пор, если появлялся туман – жди «фигуры похожие людей». А после тумана, как было позже замечено, нам обязательно встречался табор цыган, неожиданно, сразу много. На заправке, в городе, на трассе. Цыгане нас преследовали везде, до самого Иркутска. После Иркутска, правда, они сменились на бурятов… А буряты это… Но что-то я забежал вперед, про них я расскажу чуть дальше, а мы вернемся к Омску.
Утренний Омск встретил нас пробками в центр, густым туманом и хмурыми лицами жителей этого сибирского города. На одном из перекрестков нас остановил инспектор ДПС, Славик был за рулем и, как обычно, протянул ему свои права и свидетельство о регистрации на мою машину. ИДПС грозно посмотрел и затем попросил меня предоставить «паспорт личности». Я предоставил, но про себя немножко обалдел от строгости сотрудника. Нас много раз останавливали за прошедший путь, но никто даже не спрашивал моего паспорта, когда Славик был за рулем. Всегда отношение к нам было дружелюбное, с кучей вопросов про машину, про поездку. А тут все настолько сурово, ну, надо значит надо. Товарищ инспектор лишь добавил негативного мнения о ситуации в этой точке нашего путешествия.
Проползя через центр, по указателям мы вышли на Новосибирск, на шикарный автобан. Дорога, действительно, классная, но туман все не сходил, поэтому ползти пришлось медленно и долго. Километров через 100-150 туман постепенно рассеялся и мы вышли на привычную нам крейсерскую скорость.
Новосибирск
В Н-ск въехали около 17-00, созвонились с Олегом (Grom), встретились и затем разместились у него на квартире в Академгородке. Горячая вода, вместо влажных вонючих салфеток, нормальная еда, вместо химического доширака, ровное спальное место, вместо кривых разложенных сидений – лепота-а-а! Вечером встретились еще и с challenger’ом, соучастником Ниссан 4х4 Клуба, посидели в кафе, пообщались да и разъехались по домам спать. Два дня в пути без нормального сна сказывались на мозговой активности: все воспринималось не так ярко и позитивно, как того хотелось, а хотелось бы еще и город да окрестности посмотреть.
Утром спозаранку быстро перекусили и рванули в неподалеку располагавшийся музей Сибирской Железной Дороги. Столько там паровозов разных! Стоят и современные электровозы, и старинные поезда, построенные в начале века, и вагоны разные. Приглянулся один из вагонов, внутри обычные сиденья, обычные окна, и вообще это была обычная электричка, но только снаружи пестрела вывеска - «Вагон для скота». Тяжело жилось людям в то время… Запомнились огромные снегоочистители, способные срезать слой снега в 5 метров высотой! Отвалы в два человеческих роста, устрашающие роторы. Жуть! А огромная цистерна с мощными задвижками для перевозки жидкого чугуна вообще повергла в шок! Там же в музее стояла выставка старинных машин, среди которых были полноприводные «Победа» и «Москвич», а чуть далее стояла военная техника и всякие вездеходы. «Какой замечательный бесплатный музей!» – подумали мы, зайдя с соседнего входа безо всяких кассиров. И когда уже почти собирались выходить, внезапно были перехвачены бабкой-контролершей, которая, обнаружив отсутствие у нас билетов, успешно продала нам их по 70р с носа. Отпираться было бесполезно. В этот момент посетило нас разочарование: не бывает сказок в этом мире. Загрузившись в нашего Маверика, мы съездили в Парк рядом с Обским морем, перекусили в местном кафе с какими-то не очень демократичными ценами и полусухой едой, прогулялись по песчаному пляжу и вернулись в город, где Олег устроил нам обширную культурно-познавательную экскурсию по центру Новосибирска.
Город большой! Есть все! Парки, культурные центры, магазины, сервисы, множество разных памятников и красивых мест. Очень понравилось! Еще по дороге к Н-ску заметили большую концентрацию праворульных машин, что для нас, европейцев, необычно. Причем, машины в отличнейшем состоянии, несмотря на лохматые года… Вспомнилось что-то про разговоры о запрете правого руля. Пересадить полстраны на другие машины? Кажется, нереально…
Пока катались по городу, наступил вечер, и мы заскочили в магазинчик с готовыми блюдами «Скоморохи», который Grom очень расхваливал. Еда вкусная и дешевая, только тут приключилось с нами мини-шоу: мы накупили много всяких вкусностей, а магазин уже закрывался, и нам предложили воспользоваться столами в соседнем кафе, вроде как есть договоренность с ними. Оттуда нас, естественно, погнали палками, т.к. со своей едой нельзя приходить. Тут-то и пришло время опробовать в свое время подаренный мне родителями складной столик. Удобно разместившись прямо посреди улицы, мы, в режиме «все пох», под пристальным наблюдением охраны кафе и удивленными взглядами прохожих, сытно и вкусно поужинали! Прошла вся злость на владельцев кафе и магазина, стало хорошо и комфортно на душе!
В ночь решено было выдвигаться дальше в сторону Красноярска, поэтому на обратном пути заскочили домой, загрузили вещи в машину, а потом заехали в Grom’овский гараж, где прошел наш первый ремонт – Олег подварил нам наши черные крылья, которыми мы полдороги широко размахивали. Заодно подтянули ступичные подшипники, которые «притерлись» за время пути и начали изрядно люфтить.
Закончив ремонтные операции в 4 часа ночи и забросив Олега домой, мы выдвинулись в сторону Красноярска, предстояло пройти около 800 км пути. Причем, выдвинулись по «очень короткой дороге», подсказанной Олегом. Дорога шла сначала по асфальту, потом сменилась на грейдер, а после грейдера пошла просто полевая дорога, где мы даже начали сомневаться в правильности направления. Проезжая огромные лужи, местами выше ступицы наших 33” колес, казалось что мы все дальше и дальше удаляемся от цивилизации, дорога становилась все уже и уже. Только включенный навигатор развеял сомнения, мы шли ровно на трассу М53. Вообще, во время поездки мы мало пользовались средствами навигации, используя КПК с картами не для ориентирования на местности, а для музыкального оформления нашей поездки. Главное – душевное спокойствие и равновесие! А дорогу можно и по указателям найти… Еще немного побуксовав по проселочным дорогам, мы выехали-таки на широкий ровный автобан в сторону Красноярска.
Из Новосибирска в Красноярск
Дорога шла, по большей части, отличная, хотя местами встречались наплывы и небольшие ямки. Ближе к Кемерово пошли отрезки с совсем убитой дорогой, и опять появился туман. А еще появилась новая напасть – местные, идущие на обгон в тумане без фар и прямо перед встречкой. Несколько раз приходилось выруливать на обочину, чтобы пропустить этих мудаков.
Примерно в 10 утра проехали Кемерово, в котором запомнились интересные оранжевые стойки светофоров на всех перекрестках. Очень удобно оказалось, сразу видно – здесь светофор - т.к. бывает, не сразу понимаешь, где он висит и есть ли он вообще. Еще поразила реклама «Адидас по блату» на перетяжке через дорогу. Неужели, дефицит? Проехав через центр города, снова по указателям вышли на Красноярск и под Infected Mushroom, попукивающих из штатных динамиков моего Маверика, понеслись вперед. Тем временем, до Главной цели нашего путешествия оставались какие-то полторы тысячи километров, настроение улучшалось!
Красноярск
Город за городом, поселок за поселком. Время шло, колеса крутились, и незаметно в 19.30 по местному времени мы въехали в Красноярск. Карты города, как и остальных городов, у нас не было, и мы поехали прямо в центр, ориентируясь по солнцу и потоку автомобилей. На пути к центру заметили мототуриста, друг другу махнули и пригласили остановиться пообщаться. Молодой парень (к сожалению, забыл, как звать его) путешествует в одиночку, приехал из Ленинградской области. Я хоть и читал отчеты мототуристов про поездки на дальние расстояния, но пройдя этот путь на машине, все же был немного в шоке, сколько всего переживают мотоциклисты во время движения. Начиная от ливня и постоянных брызг от грузовиков и других машин, и заканчивая ямами, где мы пролетаем ходом, а они бережливо все объезжают. Нет, на машине все же надежней и комфортней, хотя, на мотоцикле тоже, наверняка, есть свои плюсы. Парень рассказал нам про бурятов и алтайцев, посоветовал избегать и тех, и других по вечерам в пьяном виде. Рассказал, что на Алтай он едет не первый раз и однажды ему даже пришлось возвращаться со сломаной ногой после общения с алтайцами. Судя по его описаниям – нас ждала какая-то жесть и на это надо обязательно посмотреть! Распрощавшись и пожелав друг другу удачи, каждый поехал дальше покорять просторы необъятной России.
Пока добирались до центра, я обзвонил несколько гостиниц, телефоны которых приготовил еще в Москве, и был слегка ошарашен ценами по 1500-2000р с человека за «дешевый» номер. Увидев множество объявлений «Квартиры посуточно», позвонил туда, однако, доверия они не вызывали, все находились где-то в анусе, на окраине города. Тогда тактика разведки боем снова принесла положительный результат, перехваченный в центре на перекрестке таксист подсказал на соседней улице дешевую гостиницу, куда мы и направились.
700р с человека, телевизор, холодильник, общий душ с туалетом на этаже, и номер в советском стиле – все это гостиница «Север», расположенная на улице Ленина. Поставив машину прямо перед входом, проспонсировав охранника 100 рублями взамен на его любезность приглядывать за машиной, мы разместились в небольшом узком номере, где между кроватями мог свободно пройти один человек, розетка была одна на весь номер, а толщина подоконника была такой, что он мог выдержать прямое попадание артиллерийского снаряда. Пока размещались, чувство голода поджимало все сильнее и сильнее, и мы, побросав шмотки, выкатили в город на поиски какого-нибудь кормящего заведения. Спонсированный ранее охранник в гостинице посоветовал сходить в заведение с патриотичным названием «Калинка-Малинка», но оно уже было закрыто и мы зашли в открытое рядом «Креп-кафе».
Предоставленное меню пестрело всякими блюдами по 100-200 рублей, и я не задумываясь заказал у официантки «какой-нибудь кусок мяса и картошку». Славик, понадеявшись на мой удачный выбор, заказал то же самое. Было действительно вкусно! Кусок мяса был очень большой и хорошо прожаренный. Но одно только заставило нас поперхнуться после еды – предоставленный счет в 1700 рублей… Внимательно изучив чек, стало понятно, что официантка, долго не думая, вписала в свой блокнотик самое дорогое мясное блюдо, какое было. Бизнес…
Следующий день был по плану дневкой и был полностью посвящен осмотру Красноярска и близлежащих окрестностей. Сытно позавтракав в работающей сегодня «Калинке-Малинке», первым делом мы съездили на Красноярскую ГЭС за Дивногорском. Помнится, в конференции где-то с год назад проскакивала ссылка с фотографиями подъемного механизма для судов. Подъехав поближе к ГЭС, мы увидели ЭТО! Те фотографии выглядели круто, но живьем это мегакруто! Масштабы просто поражают! Переехав на ту сторону Енисея, мы поднялись по дорожке на самый верх на смотровую площадку, откуда открывался вид на всю плотину. Вот это построили! Кто-то потом сказал, что бетона, который использовался при строительстве ГЭС, могло хватить на широкую дорогу от Красноярска до Москвы. Да там, наверное, две таких дороги можно было бы построить, такое детище рук человека перед нами предстало! Делаем фото на память, и в такой позе, и в такой, и пейзаж, и панораму, и машина на фоне ГЭС для протокола, и каждый из нас рядом. И только потом замечаем вдалеке охранников с автоматами, которые окрикнули нас «Эй, здесь фотографировать нельзя! Это режимный объект! Уезжайте!». На наш вопрос о туристической смотровой площадке был получен уникальный ответ: «ЕСЛИ БЫ ТУРИСТЫ БАШЛЯЛИ , ТО МОЖНО…» Без комментариев. Мы собрались и уехали оттуда, и это было очередное небольшое просветление – бабло побеждает зло, и даже на режимных объектах.
Вернувшись в город, прокатились снова через центр и, чуть не провалившись в открытый люк прямо посреди перекрестка, уперлись в пешеходный мост. Идем смотреть? Идем! Да только не успели дойти до моста, пошел сильный ливень и пришлось прятаться под зонтиком близстоящей палатки. Продажи у палаток и всевозможных кафе конкретно возрастают во время дождя! Пока мы стояли, под зонтик набилось человек 15. Многим места не хватило и они проходили мимо, радостно прыгая в лужах – терять было нечего, дождь хорошенько помыл всех. И если сначала шли люди в одежде – беженцы с пешеходного моста, после них пошла волна людей в купальниках – беженцы с городского пляжа под мостом. Когда дождь утих, вокруг народу было уже не так много, мы спокойно прогулялись по мосту, постоянно встречая на своем пути то порванные тапки, то разломаные зонтики. Сфотографировали мост со всех сторон и вернулись обратно в машину.
Вечером уже около гостиницы беглый осмотр автомобиля на предмет мелких поломок выявил течи масла из различных щелей: центрального редуктора переднего моста, коробки передач и бокового редуктора заднего моста. Если передний мост особо не вызывал волнений, т.к. подключать его попросту было негде и можно было ехать так, то задний мост и коробка немного насторожили. Квадрат на 19, любезно вваренный в заливную гайку коробки автосервисом, где я обслуживаюсь, не подходил ни от одного набора инструментов, а заливная пробка заднего моста была слизана.
Приехав в один из крупных магазинов запчастей «Святослав», мы уперлись в закрытые двери, ибо работал он до девяти вечера. Сервисы в округе тоже все были закрыты. И даже разговорившийся с нами мужик на мотоцикле рядом с магазином, после звонка своему знакомому, представив нас как своих «друзей, которым нужна срочная сварка», не смог помочь – на том конце трубки нему отказали. Город медленно погружался в сон, и все наши судорожные движения были бесполезны, поэтому, с утра было решено ломиться снова «Святослав» и купить новые пробки и гайки, которые заменить в ближайшем же сервисе и долить масла везде, где текло. К тому же, с завтрашнего дня предстоял перегон в 1000км до Иркутска, и с текущим маслом ехать было, мягко говоря, «несухо и некомфортно».
Очередной проезд по центру Красноярска добавил в нашу коллекцию еще несколько фотографий старинных зданий и необычных памятников, а затем мы отправились на поиски ужина. К сожалению, кроме круглосуточных магазинов алкогольной направленности ничего больше не нашлось, поэтому купленная свежеразогретая полуфабрикатная пицца с холодным темным пивом стали нашим ужином в сей тяжелый день. Сеанс Интернет-технологий перед сном, закачка фотографии, «всем привет» в Ниссановской конференции и на боковую – день был успешно завершен.
Утренний сбор вещей прошел быстро, уже в 11 мы выписались из гостиницы и снова прибыли в магазин запчастей «Святослав» в надежде на удачную покупку. Только продавцы обломали нас – нужных пробок там не оказалось и пришлось ехать так на свой страх и риск, попутно подыскивая какой-нибудь сервис…
Красноярск – Иркутск
50.. 100.. 200 км.. Уже до Канска доехали, а приличных сервисов, кто смог бы открутить пробки или хотя бы приварить к ним нормальные гайки, не нашлось. Прямо перед Канском, остановившись у очередного сервиса, через дорогу заметили огромные военные установки-радары, которые крутились и раскачивались в разные стороны. Местный паренек из сервиса поведал нам, что це является системой слежения за воздушным пространством. Один из начальников этого гарнизона, который обслуживается периодически в этом сервисе, рассказывал, что под землей там большой бункер, где стоит куча техники и есть большой экран, где все-все видно, кто, где и куда летит. Вау! Естественно, мы не удержались и сделали пару снимков на память. Надеюсь, вояки нам по башке не дадут за шпионские кадры.
По совету того же паренька мы въехали в Канск, минуя окружную, и сразу попали на нормальный сервис. За 100р сервисмен Вася откуда-то достал нужный квадрат на 19 и, поднатужившись, открутил пробку на коробке передач. За 4000км пути ушло около 800г масла, будем знать, придется подливать теперь постоянно. На просьбу приварить к пробке что-нибудь более похожее на гайку для обычного ключа, Вася отмазался отсутствием сварки и потуже затянул пробку. Понадеялся, что мы опять к нему приедем?…
Покрутившись по Канску, потеряв основную дорогу, мы где-то полчаса искали нужный выезд из города. К нам на хвост упал туристический микроавтобус с казахскими номерами, видно тоже заблудились. Так мы вместе догнали еще и фуру, пристроившись за которой быстренько вышли из города.
После Канска кончается нормальная дорога и начинается ненормальная. А точнее, огромные выбоины, бетонные плиты и ямы. Все это идет вперемешку со старым асфальтом. После Тайшета асфальт кончается и начинается утоптанная гравийка. Первое впечатление после асфальта: «не видать нам Байкала… похоже, тут мы и разложимся». Мелкий гравий лежит гребенкой, в некоторых местах переходит в недавно насыпанный грунт, потом крупные камни, потом опять гравий. Скорость снизилась до 10-20кмч. В стекло летел щебень с дороги, за фурами ехать было невозможно, т.к. ничего не было видно из-за пыли. На свой страх и риск шли на обгон, почти вслепую, встречка притормаживала, пропуская нас. Машину трясло и подбрасывало на кочках, а скрипы со всех сторон создавали вид, будто мы едем на консервной банке.
Но не все так плохо, как описывали многие в своих отчетах про эту дорогу. После 20-30км гравийки начинается отрезок с отличнейшим свежеуложенным асфальтом, который продолжается километров 30-40, потом опять гравийка, потом опять асфальт. Таким образом, движение получается смешанное: то час-два ползешь, то выходишь на автобан и летишь полчаса по ровнейшей дороге. Значит, строят. Это хорошо. Думаю, года через два весь этот отрезок доделают и забудется гравийный кошмар.
Всю ночь мы посвятили на прохождение раздолбанной трассы, и ближе к утру уже шли по нормальному асфальту Иркутской области. За все это время останавливались разок передохнуть на пару часов да перекусить в кафе.
Время шло и в 11-00 по местному мы прибыли в Иркутск, уложив перегон из Красноярска в Иркутск в 24 часа, хотя по плану я закладывал на него 2 дня пути. Всего же с такими шустрыми перегонами в запасе у нас оказалось уже 4 дня, т.е. мы конкретно опережали график движения, изначально распланированного по карте. Однако, было понятно, что эти дни не пройдут даром, места вокруг стали интереснее и было на что потратить свободные дни.
Иркутск – Ольхон
Иркутск для нас начался с автосервиса, где первый раз за эту поездку была произведена плановая замена масла в двигателе. Т.к. у меня все было с собой (фильтр и масло), то замена обошлась мне в целых 150 рублей! Да-а-а, в Москве ниже 300р никто за замену не берет. Пока меняли масло, я прикрутил на место чуть не потерявшийся передний номер, повисший на одном саморезе. Было бы весело, если б мы оказались за 5000 км без номеров. После успешной смены масла, мы рванули в центр Иркутска, позавтракали в позной, прогулялись по улице, а потом заскочили на китайский рынок прикупить барахлишка.
Китайцы – это ходячая жесть. «Стописята лублей стоита, и тлисята лублей тавай!» С одной стороны, понимаешь, что оно тебе говорит, но с другой стороны, ты ему говоришь, а оно даже не слушает и тараторит свое что-то. На рынке мы взяли 4 газовых баллона для печки и горелку для баллона – все за «стовосимисята лублей тавай», а я себе прикупил еще шорты “China original”, взамен моих забытых у Groma в Новосибирске “Turkey original”. Шорты – как и китайцы – жесть. То ли они шьют их с закрытыми глазами, что швы не сходятся, то ли их, китайцев, во время шитья бьют, потому что снаружи вроде все ровно, а внутри карманы наискосок и швы в некоторых местах идут просто по ткани, не выполняя никаких сшивательных функций… Я это изделие китайской швейной фабрики даже домой привез как трофей.
Пока туда-сюда мотались, уже и за полдень перевалило. Следующая точка нашего маршрута - остров Ольхон на самом Байкале, до которого еще 300км пути, потом злосчастный паром, который постоянно является камнем преткновения между местными и туристами, а там по острову еще 30км до Хужира. В Хужире нужно было найти усадьбу Бенчарова, которая и должна была стать нашей базой на ближайшие два дня.
Мы затарились в магазине ящиком пива и едой, т.к. ч