ТРИ ДНЯ, которые потрясли Тюмень

Наталья Галина Манаева
Время отдыха: Дата вылета март 2023
Достопримечательность: Тюменская Филармония

Дата20.10.2023 Хороший отзыв2 Ответов 2 Просмотрели273

Оценка:

                                Галина Манаева

                                                    Культурологические этюды

                       Три дня, которые потрясли Тюмень

          В Тюменской филармонии торжественно открылся 65 юбилейный концертный сезон, где впервые использовались креативные технологии. А инициаторами новой смысловой творческой составляющей в культурной жизни города стали вдохновители весеннего цикла «Музыка и живопись».

   Десятки славных имен талантливых и гениальных мастеров, чей вклад в мировую культуру оценен по заслугам, прозвучали в филармонии в три вечера этого года под названием «Музыка и живопись». Организаторы проявили недюжинный талант и высокую самоотдачу при подготовке этого выдающегося художественного события. Способность к эксперименту и инновациям в сочетании с верностью эстетическим традициям создали на тюменской земле новое культурное явление, вызвавшее живой интерес к актуальным и животрепещущим темам бытия.

  Так спасет ли мир красота? Музыканты, зрители вместе с ведущим, заслуженным деятелем искусств России, кандидатом искусствоведения, профессором, академиком Национальной академии дизайна Геннадием Васильевичем Вершининым искали ответы на этот вопрос. И что особенно хотелось бы отметить – то необыкновенное свечение, возникающее в зале между публикой и музыкантами, сохранявшееся до последней минуты трех магических вечеров.

Вечер первый . Март- 2023.

                                                                       Под звуки прошлое встает

                                                                        И близким кажется и ясным:

                                                                        То для меня мечта поет,

                                                                       То веет таинством прекрасным

                                                                                                       Александр Блок

                 Если вы, как многие меломаны, побывали на весенней триаде медиаконцертов, состоявшихся в Тюменской филармонии, вы можете считать себя более счастливым и удачливым человеком, чем вы думали о себе до этого. Первый концерт из цикла «Музыка и живопись» состоялся в рамках креативных индустрий, как принято нынче определять синтез искусств, обозначался темой «Западноевропейское искусство. Италия». Зал с особыми чувствами внимал одухотворенному действу с его онтологическими корнями, необычными ассоциациями. параллелями и образами.

   В первой программе прозвучали произведения Штрауса, Верди, Грига, Мендельсона, Вагнера, Бизе, Дворжака, которые исполнял Тюменский филармонический оркестр (дирижер - Никон Родюков), подтвердивший не один раз высокое профессиональное мастерство на самых памятных грандиозных площадках. Конечно, в тот необычный вечер зрители получили возможность не просто слушать музыкантов, но и погружаться в атмосферу тех времен, когда создавались такие шедевры и исполняются до сих пор, как «Персидский марш», «Сила судьбы», (увертюру к опере, кстати, Верди написал для Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), «Сон в летнюю ночь», «Полет валькирий», «Кармен». Каждый из них звучал в «обрамлении» оригинальных видеороликов-иллюстраций, что помогало восприятию «прекрасного таинства».

   Если коснуться отрезка заявленного периода и темы состоявшегося концерта, это будет не совсем точно. Авторы проекта значительно расширили его границы, позвав зрителя в необычное путешествие в мир грез и «в отчизну скрипок запредельных». А способствовали тому демонстрация восхитительно разнообразного, эстетически и логически продуманного, насыщенного видеоряда на большом экране в сопровождении квалифицированных комментариев кандидата искусствоведения Геннадия Вершинина. Важно отметить, что его внимательно слушал и весь состав оркестра.

     Перед зрителями, которые быстро и с упоением увлеклись в «ходом событий»: мелькали портреты композиторов исполняемых произведений, города, замки, где могли развертываться события в написанных ими сочинениях, сады, парки, горы, беседки, фонтаны, цветники, водопады, вдохновлявшие авторов названных сочинений. Кадры из известных фильмов, сцены из спектаклей в декорациях знаменитых театров воссоздавали культурную преемственность и хронику времен (медиадизайнер - Дарья Лебедева).

     Зал замирал во время появления на экране всемирно известной скульптуры «Пьета» Микеланджело Буонаротти, итальянского художника эпохи Возрождения, созданной 24-летним мастером из мрамора в 1499 году. Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане. На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Его тело бездыханно, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как был снят римскими воинами.

    Глубоким эмоциональным воздействием отличался ролик, посвященный немецкому композитору Рихарду Вагнеру и русскому художнику Михаилу Врубелю, в полную мощь продемонстрировавший великую силу искусства. Достаточно упомянуть одну деталь - квинтэссенцию ролика. Из могучей стаи кучевых, «дымящихся» от извергнувшихся вулканов облаков, воплощающих импрессионистскую дихотомию, на фоне безжалостных американских солдат с автоматами, вьетнамских детей, бегущих от смертоносных бомб, «поверженного» Демона возникает образ Царевны-Лебедь. Как символ победы добра над злом и варварством.

    Важно заметить, что Михаил Александрович Врубель – сибиряк, родился в Омске - городе тогдашней Тобольской губернии. Его отец Александр Михайлович – офицер, участник Кавказской кампании и Крымской войны, позднее военный юрист. Мать, Анна Григорьевна Басаргина, дочь вице-адмирала, астраханского губернатора, родственница декабриста Н.В. Басаргина, отбывающего наказание в Читинском и Петровском острогах. Основатель рода Кир Басаргин был рындой при Иване Грозном. Затейливо порой переплетаются жизненные кружева великих людей. Декабрист Басаргин после освобождения жил на поселении в Туринске, Кургане, Ялуторовске. Женился на Ольге Менделеевой, старшей сестре Дмитрия Менделеева. А Врубель в Италии встречался с великим ученым, написал его портрет.

  В арт-представлении бессмертные имена Врубеля и Микеланджело соединены неслучайно. Еще подростком, находясь с семьей в Саратове, Врубель увидел копию фрески Микеланджело «Страшный суд». Пораженный величием и красотой увиденного, он искусно, во всех деталях, воспроизвёл её по памяти. Надо напомнить, что Врубель, владевший восемью иностранными языками, в том числе и итальянским, часто бывал в этой стране. Художник, нередко отвергаемый в художественном сообществе, получивший признание в эпоху русского модерна и символизма, сам не довольный своими работами, тем не менее упорно идущий по избранному пути познания секретов мироздания, хорошо знал искусство венецианского и равеннского Возрождения. Много интересных подробностей в характере и образе жизни Врубеля сообщает художник Константин Коровин в воспоминаниях «Моя жизнь», написанных в Париже.

       Вот что рассказывает Геннадий Вершинин: «Мы использовали работы Михаила Александровича Врубеля, мучившегося проблемами красоты и безобразия, роли искусства и его связи с жизнью; включили облёт грандиозного оперного театра Захи Хадид (с уважением к грандиозному замыслу, равноценному амбициям Вагнера - Оперный театр Гуанчжоу в новом городе Чжуцзян). Серьёзным выбором стали три фрагмента из "Апокалипсиса сегодня" великого Френсиса Копполы, в которых Р. Вагнер оказался в контексте войны США во Вьетнаме. На ней погубили миллион людей братского Вьетнама и положили примерно 100 тыс. солдат армии США. У Р. Вагнера летят восемь Валькирий, Коппола в центральной группе использует намёк - тоже 8 армейских вертолётов. Нам показалось, что в музыке Вагнера, с его призывами к действиям (он не только призывал, но участвовал в революции 1848 года и спасался в эмиграции), с опорой на Ницше (его последователь Рихард Штраус перенесёт это в симфоническую поэму "Так говорил Заратустра") - содержится выход за рамки чистой музыки. Это гениально. Но ставит вопрос об ответственности и музыки и музыкантов за мировые процессы.

    На медиконцерте вновь довелось увидеть несравненную актрису Роми Шнайдер и великую балерину Майю Плисецкую. А парижанка мадам Рекамье (Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар,1777-1849)), основательница первого литературного салона в Европе, которые сейчас есть в любой российской глубинке, просто не могла не появиться в представлении. Один из портретов, появившийся на концерте, написал художник Франсуа Жерар. Эта удивительная женщина, сокровенная подруга писательницы Жермины де Сталь, не достигшая высот в творческом плане, по свидетельству современников- неотразимая и обаятельная, строгая и чувственная, видела у своих ног многих мужчин, в том числе знатных особ. В ее замке бывали Стендаль и Бальзак, прусский князь Август и брат Наполеона. Она всех гостеприимно принимала, но отвергала ухаживания всех поклонников без исключения. В конце концов Жюли Рекамье сама влюбилась в писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана, дипломата, автора известного трактата «Гений христианства». Он, конечно, отвечал ей глубоким чувством, но свою жену, благородную и красивую, всячески убеждал в обратном. На экране возникали полотна изобразительного искусства не так часто появляющиеся на выставках. Невозможно, например, не упомянуть такие картины почти неизвестного в России французского художника Теодора Жерико (1791-1824гг.), как «Портрет одержимой завистью», «Портрет клептомана», «Плот «Медузы». Не зря они сейчас они предстали перед нами, когда мир, кажется, совсем сходит с ума. А люди в борьбе за место под солнцем теряют обычные человеческие чувства, подменяя их предательством, изощренным обманом, завистью и клеветой.

    Юлия Петрова, известный искусствовед, автор 80 научных статей по проблемам синтеза искусств, лауреат престижных международных и всероссийских литературных премий охарактеризовала проект тюменских деятелей культуры как творчески - научной и постановочно – исполнительской работой со всеохватным замыслом, которая войдет в историю как большая Фантазия по теме Искусства. По вескому мнению Юлии Сергеевны, именно такие проекты с их глубоко чувственной передачей замысла дают пронзительный толчок для размышлений. Формируют условия для проявления всего лучшего, светлого и сильного в человеке.

   Художественные истории, поведанные профессором Вершининым на концерте, заставляют поразмыслить над человеческими судьбами, как изменился и изменился вообще ли человек сегодня. Некоторое умиротворение сообщил оркестр финальным исполнением третьей части симфонии №8 Дворжака с ее славянскими народными темами, вальсовыми ритмами, пронзительными «примиряющими напевами», так возвышающими душу. Таким образом, современнику под тяжестью утраченных иллюзий возникла уникальная возможность ощутить в себе своеобразную реабилитацию благородных эмоций во всем их величии и глубине.

Вечер второй. Апрель - 2023

                                                         И вдруг, как в открывшемся в сказке Сезаме,

                                                         Предстанут соседи, друзья и семья,

                                                        И вспомню я всех, и зальюсь я слезами,

                                                       И вымокну раньше, чем выплачусь я…

                                                                    Борис Пастернак

   Многие зрители, посетившие первый концерт в Тюменской филармонии в марте, пришли и на второе арт-представление «Музыка и живопись», прошедшее под девизом «Франция. Реализм. Символизм». звучала музыка композиторов Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Д. Мийо, Гектора Берлиоза, Камиля Сен-Санса. В нем приняли участие Тюменский филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Медяник), дирижер – Антон Лемехов, хоровая капелла Тюменской филармонии, руководитель – заслуженный артист России Альберт Мишин. На сцене появились талантливые коллективы: вокальный ансамбль «Глория» колледжа искусств Тюменского государственного института культуры - руководитель -Татьяна Шевелева, Академический хор студентов Тюменского государственного института культуры (Ирина Бибеева) . Медиадизайнер- Дарья Лебедева.

    Вообще термин «концерт» мало что говорит о прошедшем вечере.

  Зрителей вновь вовлекли в глубокие размышления о сути творчества как необыкновенного взлета человеческого духа и таланта. Подвигли к желанию больше узнать о творчестве выдающихся людей того времени. Вновь мелькали скульптуры, замки, монастыри, авторские скульптуры, цитаты, мудрые изречения, живописные полотна в волшебном совпадении с музыкой, ролики в духе метамодернистской парадигмы, площади, озера, церкви, знаменитые театры и дворцы. Ну как можно было, говоря об искусстве Франции, не продемонстрировать Эйфелеву башню, Триумфальную арку, Гранд-Опера. Мулен-Руж. А мост Александра III стал напоминанием о тесной связи русского искусства с европейскими, и, как известно, символом крепкой дружбы между двумя странами

   Зрители вновь восхищались картинами импрессионистов, поводом ( с иронией пишу!)) к появлению которых стал … обыкновенный металлический легкий тюбик с красками- вместо старых, готовившихся вручную из масла и порошковых пигментов. Художники впервые вдохнули свежего воздуха на природе, тем самым, образно говоря, способствовали становлению выдающегося явления в искусстве.

   Нет необходимости называть их имена, хорошо известные всем и легко узнаваемые во время видеоряда. Разве что стоит только напомнить картину Клода Моне, которая и помогла критику Луи Леруа обозначить это направление. Называется она «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Levant soleil »). Полотно написано художником в 1872 году в его родном городе Гавре. Радость жизни, отраженная на картинах, демонстрирует, как выразился Геннадий Васильевич Вершинин, и другое новое явление в западноевропейском искусстве - одиночество человека. Посмотрите внимательно на картины- у героев нет общения друг с другом. Многие из них хотя и находятся рядом, но смотрят в разные стороны, когда как в эпоху Возрождения любой бытовой сюжет картин чаще всего отражает теплые человеческие состояния и чувства- участие, забота, участливый взгляд. искреннее сочувствие и доброжелательность. Отчуждение и глубокий индивидуализм, так характерные для западного общества, можно наблюдать и в ролике, полностью посвященного Эдгару Дега, демонстрирующийся под Первую симфонию и Марша- Скерцо композитора Камиля Сен-Санса (1835-1921)

    Программными концерта стали несколько произведений Дебюсси, типичного представителя музыкального импрессионизма, основоположника новых путей в музыке, мастера утонченной звукозаписи, сложных вариаций. Его сочинения «Облака», «Празднества», «Сирены», «Море» «сопровождали» картины Ивана Айвазовского, Константина Богаевского. Архипа Куинджи, Валентина Серова, Михаила Врубеля, (триумфально шествующего по всему «полю» и во второй серии проекта), Пьера Сесиль Пюви де Шаванна, Говарда Пайла, Ивана Билибина.

   Для многих зрителей, как показал опрос, знакомство с художником Джеймсом Уистлером стало откровением. Он стоял у истоков образования течений импрессионизма и символизма. Родился в Америке, по приглашению императора Николая I семья Уистлеров переехала в Россию, где отец Джеймса строил Николаевскую железную дорогу. А сын поступил в Академию художеств. В гостях на чаепитиях в американской семье регулярно бывал Карл Брюллов. Картина английского живописца Джона Уильма Уотерхауса «Гилас и нимфы» (1896), которая заинтересовала многих тюменских поклонников искусств, в наше время только за полгода восторженно описывалась и подвергалась исследованию более 50 раз.

       Летом 1880, 1881 и 1882 года по рекомендации Мармонтеля Дебюсси, путешествуя по Европе, играл в домашнем трио у Н. Ф. фон Мекк в имении под Подольском. С семьёй фон Мекк он посетил Швейцарию, Рим и Флоренцию. посвятил почти 4 года изучению партитуры «Бориса Годунова» Мусоргского? В 1908 году в Париже Дебюсси впервые выступил как дирижер. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло принимали композитора в России в 1913 году, где он познакомился с И.Ф.Стравинским, посвятившим Дебюсси кантату «Звездоликий»

                С Сергеем Дягилевым, Федором Шаляпиным тесно сотрудничал другой подвижник импрессионистической эстетики - Морис Равель (1875-1937). Неоценимым вкладом в мировое музыкальное искусство стало его произведение для оркестра «Болеро». Идея создания принадлежит балерине Иде Рубинштейн. впервые прозвучавшее на ее бенефисе.

     Совершенно неожиданно для зрителей одна за другой появились на большом экране видеофрагменты из 40 картин Петрова-Водкина, длившегося 17 минут- ровно столько звучит «Болеро». Это сопоставление вдруг оказалось органичным и естественным, и не возникало вопроса- как организаторы могли догадаться соединить два имени, две творческие личности. на первый взгляд, не имеющих ничего общего в эстетических взглядах, и ни в биографиях, кроме фронтовых страниц. Петрова-Водкина в основном мы знаем как автора картин «Купание красного коня» и «Смерть комиссара». А в тот вечер перед нами возникали образы, события, напоминающие о многих страницах истории страны : «Богоматерь с младенцем», «Материнство». «Степан Разин», «Весна в деревне», «Первые шаги», «У самовара», «Рабочий», «Федя». Теперь, когда я смотрю картины художника, где-то рядом со мной обязательно звучит «Болеро»…

    Сюжет картины «1919 год. Тревога» наполнен драматизмом, усиливающимся изображением спящего ребенка. Просто физически ощущаешь, как глава семьи напряженно всматривается в вечернее окно: кто придет к ним сегодня? Зачем? С чем? Почитатели творчества считают, что на самом деле картина написана в 30-ые года, кода уже наступили тяжелые политические времена. А как внимательны глаза героев полотен художника, которого современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшем в будущее». Они, спустя столетие, строго спрашивают нас о самом сокровенном: чего же мы хотим сегодня, так ли живем? Что утрачено? А что надо возвращать? И как это сделать?

    В отличие от Мориса Равеля, который никогда не был женат и не оставил наследников (Не спешите додумывать! Не был он замечен и в связях с мужчинами), личная жизнь другого французского музыканта Гектора Берлиоза сопровождалась бурными, но всегда глубокими любовными увлечениями.

           Тюменцев увлек рассказ о первый композиторе французской национальной школы периода романтизма. Предшественники Берлиоза, писавшие оперы по-французски, были немцами, итальянцами. Он пережил провалы, успехи, отвергнутые и разделенные чувства. Неслучайно в видеоролике зазвучало «Фантастическая симфония» часть III «Шествие на казнь» - первое значительное сочинение, получившее мировую известность. Она написана в период неразделенной любви к Гарриет Смитсон, знаменитой ирландской актрисе, портрет которой тоже появился на экране. Гектора она поразила своей грацией, талантом и красотой. Гарриэт создавала на парижской сцене образы Офелии и Джульетты. Молодой человек добивался ее яростно, даже хотел отравиться. В конце концов она стала его женой, на венчании свидетелем стал Ференц Лист.

    Гектор частенько не мог погасить долги, что приводило его в отчаяние. Но выручала Россия, где он с триумфом выступал как дирижёр и композитор (1847, 1867—68) Берлиоз произвел огромное впечатление на русскую публику. Кантаты, вальсы и хоровые опусы звучали особенно романтично, демонстрируя приверженность автора к избранной теме. Известно, что «Могучая кучка» во многом сформировалась под влиянием творчества Берлиоза.

       В 1977 году русская поэтесса Белла Ахмадулина написала стихи к его симфониям. Сопровождали кадры из фильма Сергея Бондарчука из фильма «Война и мир», впечатляющие сюжеты картин Эжена Делакруа и камерные полотна Томаса Гейнсборо (1727—1788) Словно с театральной сцены сошли герои выдающегося английского пейзажиста и портретиста, чье творчество которого сформировалось в переходный период барокко к реализму. Смотришь на одухотворенные лица, и, кажется, сейчас, где-то рядом с ними, зазвучит клавесин. И это тоже объяснимо. Томас Гейнсборо первым сумел «схватить» и запечатлеть на полотнах игру света, ускользающее мгновение - тот самый прием, который взяли на вооружение импрессионисты через 200 лет. Гейнсборо обладал прекрасным слухом, «мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте, играл на фаготе, арфе и лютне. Он дружил с музыкантами больше, чем с художниками, благодаря чему возникла уникальная галерея великих деятелей музыкального искусства XVIII столетия кисти Томаса Гейнсборо.

 И что особенно важно- они пробудили живой интерес к заданным темам, заставили зрителей узнать подробнее о той или иной упомянутой личности, по – новому взглянуть на прежние собственные представления на нынешние события, происходящие в мире.

Вечер третий. Май-2023

                                                         И, отрешась от распрей и забот,

                                                          Мы слушаем в минуту просветленья

                                                           То долгое и медленное пенье

                                                            И узнаем в нем высшее значенье,

                                                             Которое себя не узнает.

                                                                          Давид Самойлов

      «Музыка и искусство СССР» - под под таким названием прошел фантастический -оксюморон, вместивший в себя хронику семи десятилетий существования нашего государства. Творения более 100 художников, композиторов, мастеров театрального искусства, кино, фотографии, зодчих прошли перед зрителем. Во многих из них присутствовал красный цвет-символ Страны Советов. Невозможно все имена перечислить. А сколько еще не упомянуто! Однако можно сказать, что организаторы сложили мозаику жизни советских людей, воплощенную деятелями искусств разными изобразительными средствами- яркую, разноцветную , ослепительную, неожиданную, пародоксальную в своем сочетании. Впрочем, именно этот формат и стал характерной чертой всех трех концертов.

    Многие картины нам знакомы и легко узнаваемы. Мы, крестьянские дети, хорошо знаем цену и значимость труда хлебороба, механизатора, водителя, животновода, текстильщика, ледоруба, сталевара. Помним героические страницы военных лет, тяжелый труд детей того времени на заводах и фабриках, выпускающих продукцию для нужд фронта. Казалось бы, чем можно нас поразить? А восторг и удивление, окормляемые великой музыкой композиторов Альфреда Шнитке, Дмитрия Шостаковича, Прокофьева, Александры Пахмутовой, наступало с первых мгновений, наполняя наши сердца гордостью и чувством благодарности старшим поколениям.

   Дейнека, Пименов, Мухина, Яблонская, Крыжицкий, Малевич и Гончарова успешно трудились над воплощением этих образов, поэтизируя тяжелый труд рабочих и крестьян. Бурно, с восторгом приветствовали внуки и правнуки того легендарного поколения ролик, где наряду с демонстрацией произведений зазвучала музыка композитора –авангардиста Александра Мосолова (1900-1973). Одними из самых известных произведений Мосолова являются сочинения под названием «Завод. Музыка машин» к несостоявшемуся балету «Сталь», «Тракторная колонна прибывает в деревню». Первыми исполнителями называют Симфонический оркестр радио "Орфей" под управлением дирижёра Сергея Кондрашева и группу Metallica & San Francisco Symphony, записавшие - S&M2. В водоворот «заводских» страстей вдохновенно увлек зрителей Тюменский филармонический оркестр под управлением молодого талантливого дирижера Юрия Демидовича, глубоко выразившего урбанистическо-конструктивистский стиль композитора. Музыка Мосолова, его оригинальный взгляд на действительность 1920-1930-х годов, выражена и в «Четырех газетных объявлениях» для голоса и фортепиано. Симфонические «производственные» увертюры имели грандиозный успех за границей. В филармонии они прозвучали современно, воспринимались новым зрителем, представителями всех поколений, живо, как и десятилетия назад.

   И опять сюрприз. Одновременно с ревущими моторами комбайнов возникает дивная умиротворяющая русская природа. Знакомый каждому пейзаж Ивана Шишкина «Рожь» (1878г), свидетельство величия природы, воспринимается вполне органично, как полотна Алексея Венецианова «На жатве. Лето» (1820), так и «Утро нашей Родины» Федора Шурпина и «Хлеб» Татьяны Яблонской. Как свидетельствуют зрители, они по –новому «услышали» летнюю симфонию русского поля, уравненного с природой божественной.

  Меня привлекла еще одна работа Татьяны Ниловны Яблонской – «Вечер. Старая Флоренция», созданная в 1978 году. Художник вообразила себя в гостинице, скромном номере, причем со спины. невозможно увидеть, как воспринимает героиня дворцы и церкви, отражающиеся в распахнутом окне. Понятно, как ей интересен и национальный пантеона Италии, где покоится прах Леона Баттисты Альберти, Микеланджело и Галилео Галилея. Там же, в левом верхнем углу, изображена часть форта на другом берегу реки Арно, возводившегося под руководством Микеланджело. Картины Виктора Попкова относят к так называемому «суровому стилю» («Строители Братской ГЭС»»,1960-61 гг.) В 1967 году награжден почетным дипломом парижской Биеннале за три работы: «Бригада отдыхает», «Полдень» и «Двое». За цикл картин «Размышления о жизни» В.Е. Попков удостоен Государственной премии СССР (посмертно). Его полотна « Шинель отца», «Мезенские вдовы » в синхроне с музыкой Валерия Гаврилина позволили заново пережить военную тему. глубоко в нынешней жестокой, непримиримой схватке сил добра и зла она звучала на концерте как-то по-особенному. И снова Родина-мать зовет! Появлявшиеся на большом экране картины художников А. Дейнеки, К. Юона, Н.Бута с изображениями Севастополя, Брестской крепости, Красной площади, где проходил парад Победы 1945 года, кадры из советских культовых фильмов, исторические документальные фотохроники Евгения Халдея отзывались благодарными аплодисментами зрителей.

   В годы Великой Отечественной войны художник Павел Дмитриевич Корин (1892- 1967) обращается к исторической теме. Его привлекали образы воинов - защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России. Таков Александр Невский - центральная фигура одноименного триптиха (1942), в котором отражены черты и святых с древнерусских икон. Павлу Корину , ученику Михаила Нестерова и Константина Коровина, выпало жить во время великой смуты. В 1925 году он стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин также назвал свою будущую картину, переименованную по совету М. Горького в «Русь уходящую». Галерея этюдов, созданных к задуманному большому полотну, состоит из 29 законченных, портретных работ- современников Корина. Многие из них зрители увидели под звучание музыки Прокофьева. Современники художника– герои этих этюдов.

    Особыми художественными решениями, насыщенностью красок отличаются картины о войне Гелия Михайловича Коржева.(1925- 2012).В тематической серии «Опаленные огнем войны» крупный план – важная составляющая его пластического языка, посредством которого достигаются психологические характеристики героев. Это – «Проводы», «Влюбленные», «Следы войны», «Заслон». Большинство работ живописца, включая «Облака 1945 года», поражают внутренней силой и мощью. Произведения Коржева демонстрировались в филармонии на фоне звучания музыки Георгия Свиридова, казалось бы, на первый взгляд, совсем не совместимой с творчеством художника-новатора. Романс из музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» уносился в небеса, а у Коржева - простые труженики, искалеченные ветераны, вдовы, крестьянские бабы. Помним героические страницы военных лет, тяжелый труд детей того времени на заводах и фабриках, выпускающих для нужд фронта. Казалось бы, чем можно нас поразить ?Но надо было видеть, как у молодежи, которая наполнила зал, появлялись слезы на глазах. Дух сострадания к чужому горю просто витал в огромном зале филармонии. Эффект усиливался спокойным голосом Геннадия Вершинина, подчеркнувшего нравственный заряд творчества Коржева.

     В глубокой тишине зал, наполненный накануне обсуждениями нынешних трагических событий, застывал от переполнявшихся чувств, отказываясь произносить хотя бы одно слово, когда зрители всматривались в героев картины Г.Коржева «Заслон».1967г. На ней изображены простые люди- смертники. Они служат живым заграждением для фашистов в канун наступления Советской Армии. Реакцией художника на перестройку стала серия картин «Тюрлики», вызывающих неоднозначные чувства: ведь потеряно два поколения, которым чужды ценности русской цивилизации.

 Поразителен коржевский библейский цикл. «Лишенные рая» (1998 г) - одно из мощнейших по эмоциональной силе полотен. Много смыслов, много вопросов самим себе. Но нет ответа. Или есть??? На картине изображен Адам, бережно несущий по пустынной земле Еву- уже немолодую, с морщинистой кожей, обессилевшую - не такую красивую, какой она была в Эдеме. Но по-прежнему Ева доверчиво прильнула к Адаму, а он полон решимости дойти до конечной цели и спасти любимую. На третьем концерте нравственные искания зрителей и ведущих в такие моменты достигали высокого накала. Значит, не все потеряно. Выход есть - неустанный труд души, преданность Родине, интерес к истории страны, к своим корням, бережное отношение к семье. Зрелищность и масштаб программ позволяет сделать вывод о формировании нового тренда региона.

  Неслучайно финал третьего концерта заканчивался появлением иконы «Троица» Андрея Рублева. И ведь не обошлось без мистики. Буквально через несколько часов после мероприятия появился указ Президента страны Владимира Владимировича Путина о передаче иконы «Троица» Русской Православной Церкви.

   Незримая связь наследия гениев пяти столетий, охваченных тремя концертами, высоко оценена тюменским зрителем, что и являлось главной просветительской задачей уникального проекта. Суть ее выразил Борис Пастернак: «У меня всегда было чувство единства всего существующего, связности всего живущего, движущегося, проходящего и появляющегося, всего бытия и жизни в целом»

На снимках:1. В зале филармонии. 2.Геннадий Вершинин и дирижер Никон Родюков 3.Дирижер Юрий Демидович. 4.Некоторые полотна художников.

 Фото Дмитрия Изосимова

 

Фотографии


Комментарии