Поход в Данию с ребенком, палаткой и на самолете!

Ольга Скрынченко Страна:Дания
Город: Копенгаген
Время отдыха: Дата вылета июль 2015

Дата22.10.15 Хороший отзыв2 Ответов 5 Просмотрели3585

В этом году у нас с сыном получилось весьма интересное и очень насыщенное путешествие в Данию. Главной целью была мечта любого ребенка – Legoland. Их в Европе немало, но хотелось посетить именно Billund, как историческую родину Lego.

Все началось с рекламного буклета Legoland Billund от компании JAZZ, который я сама принесла из магазина Lego. В соседних городах тоже было столько всего интересного, что не хотелось побывать только в  Billund и не увидеть остального. Ребенок фанат не только Lego, но и викингов и от замков без ума, а настоящих средневековых мы никогда не видели. А мне самой хотелось посмотреть «велосипедную» столицу Копенгаген. В итоге решились совершить настоящее путешествие!

Единственная проблема в том, что Дания – страна дорогая… и надо было как-то все сделать так, чтобы имеющихся денег на все хватило. Поэтому вариант с турфирмой отпал сразу – ни одна даже близко не проходила по моему бюджету. В прошлый раз мы ездили в Финляндию, я все бронировала сама и сэкономила очень прилично. Поэтому тут решила действовать также.

Главный вопрос, на чем ехать. Сначала хотела ехать на машине, так удобнее посетить маленькие городки. Но из-за того, что едем мы вдвоем с ребенком, а он еще и маленький (5 лет), решила, что это просто не безопасно. Да и на двоих выгоды по деньгам нет, а с учетом ночевок будет даже дороже. Поезд не хотелось, долго идет. Ребенок начинает сходить с ума и сводить с ума всех окружающих.

Вот и выбрала самолет! Лететь я решила из Москвы в Копенгаген, а дальше двигать на местных поездах. В итоге мы посетили 4 города Колдинг – Рибе – Биллунд - Копенгаген.

Kolding (Колдинг) - фото 01-08

Сразу после самолета в Копенгагене мы сели на поезд и примерно через 4 часа (по дороге была 1 пересадка) были в Колдинге. Там мы провели всего одну ночь, но я успела просто влюбится в этот город. Он маленький, очень тихий, чистейший, миленький и уютный. Нет полп туристов, там совершенно не охота куда-то спешить. Для себя я поняла, что именно в таких городах мне отдыхается лучше всего. Наверное после шумной и многолюдной Москвы хочется чего-то другого))

Главная достопримечательность - старинная крепость Koldinghus (http://www.koldinghus.dk/uk/

Крепость находится рядом с прудиком, в нем плаваю лебеди, вокруг ухоженные местные домики и красивые сады. Нам с ребенком там безумно понравилось. В 19 веке она сильно пострадала от пожара, во время реконструкции была сделана современная крыша, опоры и металлические коридоры. Часть старой крыши попала внутрь и можно ходить по верхним коридорам, наблюдая старую черепицу и фрагменты стен. Одна часть замка почти не восстановлена и дух старины там очень силен. Именно там мы бродили большую часть времени. Другая часть восстановлена и в ней выставляется средневековая мебель, гобелены, одежда, серебро и прочее. Все коллекции очень богатые.

Заплатить нужно только за вход, внутри можно бесплатно фотографироваться в старинных нарядах, трогать рапиры и шлемы. Детей от 7 и взрослых учат фехтовать, но конечно нужно хорошо знать язык (датский, немецкий или английский))

Ночевали в отеле Hotel Saxildhus Kolding. Бронировала тут:

Отель очень понравился, сам он дорогой, но попался со скидкой!
Две детский игровых комнаты (в одной надувной батут), отличный завтрак. Бесплатные напитки (чай, кофе). Только фена в номере нет. Ребенок хотел там еще остаться и просто играть)) В прочем в Дании он везде хотел остаться))

Ribe (Рибе) - фото 09-16

Погуляв по замку, мы забрали в отеле свои вещи и поехали на электричке в следующий город – Рибе. Там нас интересовал центр викингов Ribe VikingeCenter:

Последнее время сын ими просто «болел» и хотелось посмотреть настоящие места, где раньше жили викинги. Центр занимает большую территорию. Туда мы ехала на автобусе, потом долго шли пешком, обратно сил не было и взяли такси) Люди показывающие жизнь викингов там кажется почти по-настоящему живут)) В туалетах современные викинги чистят зубы, их маленькие детки тоже ходят в старинной одежде и даже кожаной обуви старинного образца. Мы провели там целый день и было интересно. Хотя по большому счету это похоже на исторические фестивали, которые мы видели в Москве в Коломенском (весной 2015 мы были на рыцарском турнире «Святой Георгий» и фестивале «Времена и эпохи: Рим».) Только в Дании все конечно гораздо лучше организовано)). В Коломенском с ребенком на бесплатное шоу не протолкнешься.. А тут все взрослые стояли ЗА забором, а для детей внутри забора лежали просто бревна, на которые они садились. Им было удобно и все видно. Увидев ребенка, взрослые тут же расступались и с улыбками попускали его вперед. Культура – вещь великая!

Главная изюминка – шоу хищный птиц. Оно впечатляет!!! Первой показывали сову, вызывали из зрителей детей (лет 12) и она взлетала с них с руки. Вторая птица летала от одного дрессировщика к другому, первой все время стоял в центре, второй был за спинами зрителей и описал полный круг, чтобы каждый мог ощутить пролет буквально надо головой – это было круто!! Птица летит очень быстро и весьма низко)) Первые пролет был над детьми, они пищали от восторга)) Последняя птица показывала, как они охотятся. Ей быстро крутили приманку, а она с неба падала камнем и пыталась ее поймать. Мы были в восторге!

Для детей продают карту активностей, по ней сын стрелял из лука, выбивал монетки и был древним плотником. Последнее его порадовало больше всего и не только его, мы ждали пока освободится станки)) Выдают палку и с нее нужно по желанию ободрать кору или сделать острым кончик (получается осиновый кол от вампиров)). Инструмент очень острый, но мы не поранились и справились))

На территории центра огромная детская площадка – и полоса препятствий и деревянные лошадки и домики. Большинство из интересного черного дерева.

В центре  городе есть еще и музей викингов: http://www.ribesvikinger.dk/en/, но до него мы уже не добрались..

Жили в кемпинге в палатке:

Европейский кемпинг – это что-то))) Целый городок, со всем, что небоходимо! Но именно этот кемпинг явно рассчитан на автомобильное посещение. Расположение указано 1 км от ЖД станции, но мерили явно по карте по прямой… Станция совсем крохотная, там нет стоянки такси и пришлось таки идти пешком с чемоданом и рюкзаком. А в кемпинге еще дорожки из гравия)) Но мы все равно были очень довольно, когда дошли и отдохнули)) На территории 2 огромные детские площадки, загон с домашними животными (их можно гладить и кормить) и бассейн. Вода подогревается, сын плавал и был рад. Я не рискнула, с погодой нам не повезло – год холодный.. Хотя вылетели 27 июля, температура была 16-20 градусов. В Дании везде сильный ветер и из-за него как-то еще холоднее.

Billund (Биллунд)

Потом мы, наконец, поехали в Legoland. Жили в кемпинге LEGOLAND Holiday Village (фото 17 - 21) снова в палатке. Именно из-за цен на жилье в Биллунде я и решилась брать с собой палатку. За 7 ночей получилось около 14.000 руб (1 взрослый, 1 ребенок и место для палатки) Все остальные варианты были несравнимо дороже.

И билеты в парк и проживание заказывала на официальном сайте: http://www.legoland.dk/en/

Про сам парк Legoland – расскажу тут:

Кемпинг мне понравился чуть ли не больше парка. В самом парке очень много людей, а здесь атмосфера Lego царит везде, притом спокойно и уютно!

Этот кемпинг рассчитан не только на автомобильных туристов. Все главные дорожки асфальтные. Красивая карта кемпинга и заданием! Нужно помочь пирату - искать буквы на территории кемпинг и узнать секретное слово!! Ребенок был крайне рад!! Буквенных названий нигде нет, каждая дорожка отмечена какой-то фигурой (штурвал, шляпа, паук, пистолет). Детям это интересно и нет проблем с разными языками. Крупные территории отмечены Lego-скульптурами – территория волков, орлов, медведей и т.д. Тоже 2 шикарные детский площадки, загон с животными, бассейна тут правда не было. Маленькие площадки во всех нужных местах – рядом с хозяйственными блоками. Моешь посуду, ребенок играет рядом)) А рядом с детскими площадками есть столы для еды, я туда ребенку ужин приносила и мы кушали на улице, а потом он снова играл. Детей вечером много)) Английский знают не все, больше немецкого языка (его мы совсем не знаем)) Но никакого языкового барьера между детьми нет. У меня очень общительный сын, поиграв там пару дней, он решил жениться на девочке Екатерине! Кроме имени я ничего не смогла у нее узнать, но играли они замечательно, хоть и говорили на разных языках)))

На территории кемпинга несколько хозяйственных блоков, можно пользоваться любым, который ближе или нравится больше. Тут расположены: туалеты, душевые комнаты, кухни, обеденные комнаты, отдельные комнаты для стирки (в них стоят стиральные машины Miele!). В разных блоках все сделано немного по разному, но везде полная чистота и порядок))) Везде дух Lego, даже кабинки в душевых и туалетах заклеены огромными Lego-постерами))

Биллунд по проживанию – очень дорогой город. Но кемпинг доступный и классный . К тому по сезонному билету в парк LegoLand Season Pass скидки на проживание. Т.е. лучше сначала купить билет в парк. Потом при заказе проживания указать, что он у вас есть (это спрятано, но как сделать написано в описании преимуществ сезонного билета): http://www.legoland.dk/en/Season-pass/Season-pass-benefits-2015/

Завтраки тоже дешевле сразу заказать на сайте, будет скидка. Столовая как и все тоже в стиле Lego и она стоит того, чтобы в ней кушать)) Персонал приветливый! Столовая сделана в стиле Lego-пиратов и сотрудники иногда проводят с детьми потешные бои на мягких саблях! Сын был в восторге! Еда была одинаковая все 6 дней, но вкусная. Единственное бекон всегда был сильно соленый, но видимо это "фишка" высокого сезона)) Зато выпечка бесподобная!!

По ценам на еду, Дания вообще меня немного удивила. Мы питались лакричным мармеладом (он нам еще после Финляндии все снился) и мясными котлетами/фрикадельками. В одном магазине шоколадка РиттерСпорт стоит 22 – 24 DDK, а 4 мясных очень вкусных котлеты (которые готовы и их нужно только разогреть) – стоят 17 DDK (Я кроны меняла примерно по 8 рублей за 1 крону). Пачка фрикаделек (900 грамм) в Копенгагене тоже стоили 30 DDR и рядом были печенья и шоколад, которые стоили дороже. Сыр, колбаса – очень вкусные, стоят около 10 DDK за пачку. Хлеб мы купили за 20 DDK. В среднем мне кажется мы тратили на еду столько же, как и в Москве. Но баланс цен совсем другой. И качество продуктов тоже))

Для меня удивительно было, что совсем рядом расположен аэропорт, парковка Legoland с ним чуть ли не смыкается. При это звука от самолетов не слышно вообще! Я жила в Щелково и рядом проходит посадочная трасса самолетов идущих на Чкаловский аэродром, они конечно военные и шумят сильнее. Но как-то с детства связалось, видишь самолет – слышишь шум. А тут огромный самолет садится рядом с тобой и полная тишина!!

Кроме Legoland:

- были на фабрике Lego (фото 22-25). Это культовое место!! Хотя кроме нас там туристов не было. На территорию пройти нельзя, но фойе доступно всем. Все пропитано духом lego. За секретарем огромный логотип, сделанный из Lego-человечков. Даже светильники – абстракт из Lego))) И столики ожидания – в пинах огромного кубика)) Мы там долго зависали!!

- ходили в аквапарк Lalandia (фото 26), он клевый и совсем рядом! http://www.lalandia.dk/

Есть открытые горки, часть пути идет по улице и после этого я немного простыла. Ребенок на них не был и с ним все ок. Есть бассейн – пещера. В нем можно нырять и смотреть на аквариум с рыбками. Есть тепла уличная джакузи, в нее лучше выплывать из парка, по улице идти - сильный ветер. Рядом тоже клевая детская площадка с огромной пирамидой из троссов.

- ездили в сафари-парк Givskud Zoo (фото 27-30). http://www.givskudzoo.dk/

Интересно попасть на кормление, сын кидал морковку лошадям и был счастлив. В парке разные дорожки, по некоторым можно ходить пешком внутри вольеров, но их немного. Идешь по дороже, а ее переходит павлин)) Животным можно ходить по газонам, а людям нет, для нас только дорожки)) За хищниками можно наблюдать через стекло (мы в домике, волки как бы в лесу). Часть дорожек для машин, кроме этого по ним еще ездит автобус (30 DDK). Но мне на автобусе не понравилось – едет медленно, много остановок для рассказа, но рассказывают по-датски.. Это не английский, ничего не поняла)) 3 пункта высадки. Ты приезжаешь на одном автобусе, где-то час можешь гулять по этой части парка, а потом ехать дальше на следующем автобусе. Но это получается очень долго. Главная проблема в том, что парк работает до 20-00, а вот автобусы обратно в Биллунд кончаются в 4-6 вечера. Т.ч. времени было мало, а парк огромный. Сразу после львов мы забросили автобус и бегали сами)) именно ради львов мы на него и сели, у ним можно только на автобусе или на машине. Но они спали вдали в тенечке и мы не увидели ничего интересного...

В парке, как и в Legolend'е можно мыть золото и жарить индийский хлеб (тут хлеб бесплатно, а в парке его тоже нужно покупать) Отдельная зона с большими динозаврами, некоторые двигаются. Шикарная детская площадка. Вообще в Дании везде просто сногшибательные детские площадки. Они рассчитаны не только на малышей, а закрывают все возраста наверно до 18 лет)) В разных уголках – элементы разной сложности.

Копенгаген (Copenhagen или Københavns)

Насытившись Lego, поехали смотреть Датскую столицу!

Сами сесть на велосипед не решились, испугалась, что залог большой, да и ребенок еще маленький. Но мы прониклись – велосипедисты там отдельная категория. И все дороги имеют на 2, а 3 части (для машин, велосипедов и пешеходов). В маленьких городах мы сначала путали пешеходные и велосипедные дорожки)) Но в Копенгагене нет пустых дороже и не перепутаешь))

Были только в историческом центре.  Город красивый, но все таки это столица, со всеми вытекающими плюсами и минусами. Явный плюс – магазины работают дольше (до 20-22 часов), а транспорт кажется круглосуточный. Минус – размеры и расстояния ))

Вышла нехорошая история с проездным билетом. Я хотела купить туристический билет City Pass на 3 дня (72 часа), он действует на все центральные зоны города (1-4). Надо было купить его Online: http://www.visitcopenhagen.com/copenhagen/iframe-movia

Но я понадеялась, что смогу это сделать в автомате. По факту автоматов много и они разные, я нигде не смогла найти нужный тип билета.. Спрашивала в Туристическом центре информации, у них продаются только Copenhagen Card  (карта полезная, но я ее итак купила в своем отеле и по ней первый день был беспалтный проезд). Где купить мой проездной мне ответить не смогли.. Билеты на ЖД продаются не только в автоматах, но и как ни странно в магазинах с едой кажется «7 Seven» - туда мне и посоветовали сходить. Продавец там был турок, он меня "типа" понял, много раз переспрашивал другого продавца. Сказал, что у них нет билета на 3 дня, но на 7 будет не на много дороже. Я удивилась (вроде на сайте разница было большой), но поверила и купила билет. Все было вежливо и я уже прониклась Европейским качеством и потеряв бдительность не стала внимательно проверять билет, а зря..

2 дня мы по нему ездили без всяких проблем, а в последний день в метро контролер сказал, что он не действует в данной зоне. Он потыкал в билет и я поняла, что у меня только зона 1 и 2, а я просила 1-4. Все кончилось хорошо, я как смогла объяснила, что это ошибка и на карте честно показала контролеру откуда мы ехали и куда хотим попасть. Он показал как выбить дополнительный билет (на зоны 3 и 4 для этой поездки) это получилось около 20 DDK, я его оплатила и поехала дальше. На следующий день утром мы улетали и больше доплачивать не пришлось)) Но расслабляться не стоит даже в Европе!

Из музее были только в бесплатных, но они впечатляют!!

Национальный музей  (The National Museum of Denmark) - фото 37-41

Огромный музей, где представлены разные эпохи (античность, средние века, камни с рунами викингов и т.д.) Шикарные экспонаты. Мне самой очень понравились средневековые комнаты – массивная деревянная мебель с различными фигурами, витражи на окнах, затемненное освещение – антуражно и у нас это редкость. Безумно порадовала детская зона – там все можно трогать! Металлическая посуда, средневековый очаг, старинная одежда, конь и деревянная лодка, на которые можно залезать. Можно драться на деревянных мечах и ходить по небольшому замку! Вот бы нам такое в Пушкинский!! Еще из приятного, что есть много зон отдыха. Можно просто посидеть на диванчике, можно поесть. В залах, конечно, есть нельзя. Но этих зон отдыха много и в них все можно. Можно поесть и в кафе, оно имеется, но там дорого. Т.ч. мы брали еду с собой и кушали в таких местах, столы для еды есть прямо при входе в музей.

Музей оружия  «Королевский арсенал»  (Tøjhusmuseet) - фото 42-44

Это тоже бесплатный музей и он великолепен! Сын ходил и ахал, слов у него просто не было!! На первом этаже в основном различные пушки. Но какие – есть с шестиугольным дулом, есть многоствольные 19 века! На втором этаже – рыцарские доспехи, пистолеты, модели кораблей, чего только нет!! Для мальчика настоящий рай и мы там ходили долго)) Еще было временная выставка про "Властелина колец". Это было немного удивительно - среди экспонатов мечи эльфов и орков)) Это на фоне музея исторического оружия))

По карте Копенгаген Copenhagen Card (Платишь за карту и вход во все музее, участвующие в программе бесплатный. С одним взрослым по его карте могут бесплатно ходить 2 ребенка до 12 лет, хотя во многие места за них нужно было отдельно платить):

- обошли дворец Christiansborg Palace (королевские комнаты, руины, конюшни) - фото 31-34

Дворец очень красивый, королевские комнаты прекрасно сохранились – они шикарные. Но мы как-то быстро устали от великолепия и прошли его быстро)) Поднимались на обзорную площадку – вид с башни очень клевый!

- парк Tivoli Gardens наоборот не очень впечатлил. Парк конечно красивый, но не большой. Аттракционы для больших и дорогие (это при платном входе в парк). Мы были там вечером в пятницу, народу было очень –очень много…

- посетили Планетарий Тихо Браге (Tycho Brahe Planetarium) Шикарное i-max кино про космос, жаль что на датском ничего не понятно… Но сам планетарий не большой, в Москве после реконструкции круче! Хотя, конечно, есть свои фишки и нам понравилось!

Кроме этого смотрели смену королевского караула в действующей резиденции королевы - Amalienborg - фото 35-36

Среди туристов - абсолютный порядок, все выстроились вдоль линии и ждали, приветливые полисмены, красивая форма у солдат. Но сам процесс – не очень круто, наши, когда идут намного больше стараются)) Интересно что этот дворец Amalienborg, мы видели собранным из Lego в Legoland (фото "23.jpg" в отзыве http://www.ayda.ru/story119038-25647)

Последнее, где мы были – океанариум «Голубая планета» (NationalAquariumDenmark, DenBlå Planet) - фото 45-49

Океанариум очень понравился. Самое для нас интересное – тактильная зона. Неглубокий аквариум, в котором можно трогать всех обитателей! Ребенка нельзя было оттащить от 2-х небольших акулят (кажется кошачья или леопардовая акула). Кроме них были морские ежи, крабы, раки отшельники, разные ракушки и даже яйцо акулы! Кроме этого много всяких фишек, клевый огромный аквариум, рядом сиденья с повышение – как в кино и размер аквариума, как раз, как у экрана в среднем кинотеатре. Сидишь, а перед тобой плаваю большие скаты и акулы! Красота!

Жили в отеле, который тоже бронировала заранее через сайт:

Отель всем понравился: цена небольшая, дети до 6 лет бесплатно, даже за завтрак за ребенка платить не пришлось. От ЖД остановки близки, рядом продуктовый магазин, 1 остановка от аэропорта (самолетов опять слышно не было)) Зато было очень сильно слышно дождь - мы жили на верхнем этаже)) Но устав, мы спали и под такие звуки. Номер крохотный, но все что нужно есть. Правда фена опять не было, но это видимо в Дании распространено, его даже в аквапарке Lalandia в Биллунд не было! Правда в первом кемпинге в Рибе фены были)) Может нам с ними не везло)) В любом случае в описание отеля фен и не был заявлен, вот его и не было.

Метро в Копенгагене - бесплатный аттракцион (фото 50-51)! Оно автоматическое и можно сидеть у большого окна и смотреть вперед! Ребенок был в восторге!! Мы жили не в центре и сесть на самые первые места было не проблемой. Станций в Копенгагене мало (около 20 и всего 2 ветки). В центре метро подземное, а к окраинам идет по земле, а не под ней)) Очень удобно сделаны переходы с одного вида транспорта на другой. Все соединяется в единую остановку, разделенную по уровням, которые соединяют лифты.

Речной автобус тоже нам понравился (фото 52). Но вот он в центре очень популярен и сесть на него не всегда удавалось... Нужно было либо долго ждать, либо идти на другую более дальнюю остановку, где людей меньше.

На последок про валюту и дорогу.

Многое (билеты, проживание) оплачивала картой online. Моя карта – самый невыгодный вариант – рублевая visa (из-за всякий пересчетов DDK-EUR- USD-RUB получалось чуть дороже), но все равно так удобнее и есть скидки при раннем бронировании! Из-за колебаний курса в Данию хотела больше взять наличные деньги. В Москве купить кроны оказалось не просто. На Мичуринском проспекте обошла 6 банков, а крон не нашла… Евро и доллар есть везде, а такие валюты в основном только в центральных офисах крупных банков, вот и пришлось ехать))

Ближе всего оказался ЮниКредит Банк (наб. Пречистенская, д. 9), но получилось очень долго, провела там целый час!

Билеты на самолет заказывала в на сайте SAS:

- заказывать нужно заранее, если брать на ближайшие даты цена возрастают чуть ли не в 2 раза.

- в форме поиска нужно установить «галочку» «Показать календарь низких цен», тогда Вы  увидите, какая цена перелета будет в каждый конкретный день. В разные дни отличаются тоже очень сильно, а так можно выбрать самую выгодную цену.

Мы летели в конце июля, билеты я покупала в мае. Самое для меня удивительное, что перелет Москва-Копенгаген туда и обратно на 1 взрослого и 1 ребенка (5 лет) обошелся мне примерно 21.000 руб. в этом 2015 году, когда цены прыгали как не понятно что..
В прошлом году мы летели Москва-Анапа, я не нашла ничего дешевле 25.000 руб. хотя тоже покупала билеты заранее. Это к вопросу о том, где дешевле отдыхать)))

При заказе билетов у западных компаний можно выбрать дополнительную опцию – раннее бронирование места. Т.е. сразу при покупке билета вы выбираете себе место в салоне. Это опция платная, но не обязательная.  За нее отдельно заплатила примерно 3,000 (ребенок принципиально хочет сидеть у окна и решила не рисковать). Но с ней вышла проблема… По несчастливой случайности заказала на оба перелета 10 ряд (10А и 10B). Сайт мой выбор подтвердил, а распечатывала посадочные талоны я второпях и уверенная что все в порядке не посмотрела, что места были изменены на 10А и 11А (друг за другом, а не рядом). Как мне объяснил потом стюард в самолете, дети не могу сидеть на путях эвакуации, а 10-й ряд был именно таким (даже на иллюминаторе был значок).

Мы летали уже не мало, но про такую «фишку» я не знала, вот и попалась.. Хорошо с нами женщина поменялась, она ехала одна и проблем не было.

Билеты на поезда по Дании я тоже заказывала через сайт:

Английская версия обрезанная, но привыкнув я и с датской справилась)) Перевела все основные понятия, прямо на главной задаешь откуда и куда тебе нужно ехать. Можно сэкономить, купив «оранжевые» билеты (Orange). Это билет со скидкой, если покупать его заранее (2 месяца). Но в одну сторону я не смогла купить такой билет, на нужно время все была распродано. А обратно время было не так важно и купила билет со скидкой (50%).

Из самых ярких особенностей транспорта:

- Очень удобно что в Копенгагене аэропорт и ЖД- вокзал совмещены в одном здании,  чтобы сесть на поезд, нужно просто спуститься вниз, как в метро. Эта ЖД станция так и называется Københavns Lufthavn.

- Можно купить только билет, можно сразу забронировать себе место в вагоне. Такая бронь платная - 30 DDK  за каждое место. Под багажной полкой над всеми сидениями проходит табло, где указано какое место забронировано (и до какой остановки), а какой свободно. Если Вы отдельно не бронировали себе место, то можно садиться только на свободные места.

- Дети до 12 могут ездить бесплатно. Но если Вы бронируете для них отдельное место, то 30 DDK за бронь все равно нужно заплатить. Я бронировала нам 2 места и не пожалела. У нашего поезда были разные конечные остановки у разных вагонов. Когда он подошел на табло были написано, какие вагоны куда именно едут. Но с ребенком и кучей вещей посадка занимает много времени и особо думать некогда. Спокойнее было, когда в билете у меня был указан конкретный вагон и номер места. В Копенгагене к тому же много людей садилось и свободных мест было не много.

- Билеты я оплачивала банковской картой и это было указано в билете. Один из кондукторов попросил показать эту банковскую карту, как подтверждение, что билет действительно мой. Что-то такое я реально прочитала на сайте, когда оплачивала и карта была со мной)) Но это удивило, хотя другой контролер карту не просил.

- Вводить нужно именно конечную точку, даже если там нет ЖД станции! В этом случае автобус будет бесплатным. В городе Billund нет ЖД станции, но я покупала билет от него до Копенгагена. Автобус Billund – Vejle по этому билету был для нас бесплатным, а в Vejle мы сели на поезд и поехали в Копенгаген (Københavns)

- У нас на пути было много пересадок и много вещей (большой чемодан, большой рюкзак с палаткой и еще мелочь всякая), а я одна с ребенком)) Но Дания порадовала!! Большинство станций очень удобны для перехода. Под всеми платформами есть соединяющий их подземный тоннель. Спуститься и подняться можно на лифте, т.ч. с вещами больших проблем не было.

Вообще сами датчане запомнились как добрые и отзывчивые люди. У нас вышло два небольших приключения и нам попались две милейшие женщины, которые сами предложили помощь и очень нас выручили!!

Сильно помогал сайт планирования маршрутов:

На нем можно получить всю информацию, какай поезд тебе подходит, от какой платформы и когда он отходит. Лучше это сделать заранее, на крупных вокзалах нелегко сразу сориентироваться. На главных табло станции указывается время отправления поезда, конечная остановка и номер платформы. Если тебе нужно ехать не до конечно (а это бывает часто), трудно понять на какой путь идти. А список всех промежуточных остановок появляется  перед отправкой конкретного поезда на его платформе, фактически это только помогает сверится что ты попал правильно. Т.ч. маршрут лучше строить заранее. Сами датчане тоже пользуются этим сайтом)) На нем можно узнавать и расписание автобусов. Он прокладывает маршрут показывая и пешие переходы и поездки на метро.

Когда готовилась к поезде, помогли эти статьи: