Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.

Григорий Страна:Германия
Город: Мюнхен
Время отдыха: Дата вылета июнь 2011

Дата30.11.14 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели1871

Взгляните на карту Кёльна.

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


На правом берегу Рейна находится район Кёльн-Мюльхайм. 
В этих местах в давние времена обитало 

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


племя Убииев (нем. Ubier) 
В 39 г. до новой эры, пользуясь защитой и покровительством римлян, они перебираются на левый берег реки и основывают поселение Oppidum Ubiorum. 
Здесь, в семье римского полководца

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


Маркуса Агриппы

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


Родилась Юлия Агриппина
будущая супруга императора Клавдия и мать императора Нерона. Это по её настоянию в 50 г. новой эры получил Кёльн полные привилегии и права римского города. Отсюда и его древнее название Colonia Claudia Ara Agrippinensium, которое обозначает, что это римское поселение, построено во времена правления императора Клавдия и по инициативе Агриппины.

За пять столетий пребывания на Рейне, римляне сумели превратить город в крупнейший военный, торговый и промышленный центр, столицу провинции Нижняя Германия. С пришедшими им на смену франками начинается христианизация этих мест. 
Один за другим в разных частях города, неся на себе приметы времени, вырастают соборы. К середине 13 столетия (1248), когда был заложен кафедральный собор - знаменитый готический «Дом», архиепископы Кёльна становятся фактически полноправными хозяевами города. 
Всё чаще возникают противоречия между епископатом, богатым купечеством и многочисленными гильдиями. А 5 июня 1288 г.,

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


в битве при Воррингене, городское народное ополчение выступило на стороне графов Бергов, против войск архиепископа.

С тех пор епископат на много веков покинул Кёльн, превратившийся фактически в свободный торговый ганзейский город. Город моряков, купцов и ремесленников. 
В 1388 г. здесь основывается университет Второй на немецкой земле, однако, первый содержавшийся не на деньги короля или курфюрста, а только на средства самого города. 
В эти годы Кёльн значительно растёт, расширяется и перестраивается, по праву занимая ведущее место среди рейнских городов. Коснулись его и процессы «ведьм», и религиозные коллизии тридцатилетней войны. Всё труднее становится устранять противоречия между требованиями знати, богатых купцов и домовладельцев города с его ремесленными гильдиями в городском совете. Однако, с приходом в город французских революционных войск в 1794 г., эти противоречия сглаживаются. Ведь с этого момента Кёльн навсегда теряет привилегии свободного города.

После поражения Наполеона, в 1815 г. всё левобережье нижнего Рейна было передано Пруссии, а центр рейнской провинции переносится в Кобленц. Город ищет и находит новые пути своего развития, превращаясь в крупнейший промышленный и административный центр. Достраивается «Дом», возводится театр, строится вокзал и через Рейн перебрасывается

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


железнодорожный мост. 
Присоединяются Дойц и Полл, и город уверенно разворачивает свои мощности на правобережье.

Основывается пароходство и новые направления массового производства: текстильная отрасль, пивоварение, сахарная и химическая промышленность, металлообработка. На Кёльнском моторном заводе

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


Николай Август Отто

создаёт первый четырёхтактный двигатель, чем закладывает основы для создания всемирно известного концерна Klöckner-Humboldt-Deutz и автомобильных заводов Форда.

В 1800 г. в городе проживает сорок тысяч жителей, в 1888 - 200000 тысяч, а в 1914 уже 650000. 
После первой мировой войны, на основании решений Версальского договора, в городе разбираются прусские крепостные сооружения. Это позволило Кёльну значительно улучшить систему озеленения, развития зон отдыха, детских и спортивных площадок.

В 1924г. в Кёльне была проведена первая выставка «Presse», которая послужила основой для развития целого комплекса промышленных выставок «Messe», прекрасно функционирующего до сегодняшнего дня. Город модернизируется, развивается и отстраивается. 
Тем страшнее был удар, нанесенный второй мировой войной, когда более 90 % строений в центральной части города были разрушены.

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.

Видно не случайно избрал Кёльн в побратимы русский Волгоград, также почти полностью разрушенный войной. Но город сумел возродиться из пепла. И стать ещё красивей и прекрасней. Он превращается в важнейший транспортный узел на Рейне, с самыми насыщенными в стране автомобильными развязками, своим аэропортом и крупнейшим железнодорожным узлом. Тут располагаются штаб-квартиры крупнейших торговых концернов «Rewe» и «Metro». Когда-то здесь правили римские императоры, в университете преподавал выдающийся теолог Албертус Магнус, в гимназии известный физик Ом, и не менее знаменитые Фридрих Энгельс и Карл Маркс основали «Новую рейнскую газету». 
Здесь сочинял свои песни композитор и певец Вилли Остерман, а на театральных подмостках лицедействовал незабываемый Вилли Милович. В Кёльне родился и писал свои блестящие эссе нобелевский лауреат Генрих Бёлль. Отсюда вещает радиостанция «немецкая волна», а свои передачи готовят телестудии RTL, ARD,VOX и WDR. 
Корпуса студии WDR расположены в самом центре города, недалеко от железнодорожного вокзала.

Отсюда мы и начнём наше путешествие. 
Построенный в 1859 г. и надевший свои ажурные металлические конструкции ещё через 30 лет,

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


железнодорожный вокзал и сегодня поражает своими стрельчатыми арками, перекрывающими огромное пространство с габаритами 65 * 255 метров. Любопытно его расположение - несколько ниже кафедрального собора, и под резким углом к нему. Согласно преданию, при его возведении, прусский король Фридрих Вильгельм IV внезапно потребовал разместить подъездной железнодорожный мост точно по оси с хором собора. С тех пор все поезда, пересекая Рейн, перед въездом в вокзальное здание вынуждены делать резкий поворот у «Дома». 
Находясь уже рядом с этим готическим чудом, именно с него и хочется начать путешествие. Но мы прибережём эти впечатления для завершающего аккорда.

У центрального входа в собор, представителям коммунальной службы города пришла в голову идея прикрепить номерной уличный знак - дом N4.

Это вызвало к жизни анекдот об американце, который расспрашивает у себя на родине знатоков о том, как ему в Кёльне лучше всего разыскать этот знаменитый «Дом».
«Нет ничего проще, - отвечают ему. Это же четвёртый дом напротив Макдональдса у вокзала».


Именно от этого «Макдональдса» на улице Trankgasse мы и направимся к городскому историческому музею. Слева виден огромный

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.

медиа-комплекс WDR 
, который из-за его формы здесь называют «Vier-Scheiben-Haus». Многим известна эта студия по её прекрасным программам и одному из самых известных в стране симфонических оркестров.

Справа, в глубине квартала (Ursulaplatz 24)находится один из старейших кёльнских соборов,

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.

названный именем покровительницы города св. Урсулы . 
Готический хор, саркофаг Урсулы и её бюст, сцены из легенды о Урсуле и её наперсницах довольно любопытны.

Но главной достопримечательностью собора является её Камера сокровищ, где представлены более 120 реликвий и бюстов, дошедших до нас с 13-16 столетий.

Рядом со зданием 

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


городского музея


расположен интересный скверик с фонтаном 

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


«Römerbrunnen», 
хранящий память о тех временах, когда Кёльн был столицей римской провинции Niedergermanien. 
Здесь, под сенью римской волчицы, рельефно изображены бюсты римских императоров, много сделавших для развития города, сцены из жизни античного Кёльна и фрагмент свидетельства Тацита об основании города. Само же здание музея размещается на месте древней римской крепостной стены, остатки которой в виде Römerturm вы можете увидеть в конце улицы.

Неоднократно реконструируемое здание музея первоначально было воздвигнуто в качестве городского оружейного арсенала (Zeughaus 1594-1606 гг.) Здесь представлены экспонаты, напоминающие нам о важнейших событиях в жизни города на протяжении двух тысячелетий. Оружие, знамёна, документы, монеты, картины и мебель.

Довольно интересен раздел «кёльнские головы», где представлены портреты и жизнеописания людей, оставившие значительный след не только в истории города, но и всего мира. 
В 1989 г., когда автомобильный концерн Форд, праздновал своё 60-летие на Кёльнской земле, автомобильными дизайнерами был выполнен образец «экологической машины» - автомобиля с огромными «ангельскими» крыльями. Городу понравилось это изделие, и автомобиль был установлен на башню городского музея, где его можно увидеть и сегодня.

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.

Отсюда пройдём в центральную часть города, перемещаясь по Neven-Du-Mont Str. На углу расположено здание

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


ELDE-Haus , 
связанное с одной из мрачных страниц в жизни города. С 1935 г. здесь размещалось гестапо, а сейчас развёрнут небольшой музей, повествующий о годах правления нацистов в городе. Несколько дальше находится небольшая

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


церковь «St.Maria» , 
получившая известность, благодаря находящейся в ней «чёрной мадонне», по преданию приносящей счастье.

Крупнейшие универсальные магазины города, начинаясь оригинальным пассажем у 

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


«Olivandenhof»,

продолжаются в сторону Neumarkt и пешеходной Schildergasse. 
С этой, одной из старейших площадей города, являющейся сейчас местом оживлённых транспортных развязок, связаны многочисленные городские истории и легенды. 
Взгляните на верхнее окошко 

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


Richmodisturm , 
на углу Richmodstrasse, откуда вас весело приветствуют две лошадиные головы, невольно ставшие участниками увлекательнейшей легенды этой площади.

Её главные действия проходили во время чумы середины 14 столетия и связаны с 

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.

приходским собором St. Aposteln , 
расположенным в противоположном конце площади. У его северного фасада установлен

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


памятник Конраду Аденауэру, 
первому канцлеру федеративной Германии, и губернатору города в период с 1917 по 1933 годы. 
В 11 столетии на этой площади проходили крупные распродажи скота, а в последующем она использовалась в качестве центрального рынка. 
Здесь проходили рыцарские ристалища, революционными французскими войсками было высажено дерево свободы, традиционно проводились смотры и парады прусского гарнизона, а сегодня она является главной действующей площадкой кёльнских карнавалов.

В её «Neumarkt-Galerie» находится крупнейший книжный магазин страны, а товары «Neumarkt-Passage» и «Kaufhaus» способны удовлетворить любой вкус.

Направимся к Offenbachplatz (8), площади названной именем композитора Оффенбаха, родившегося в 1819 г. в семье Кёльнского кантора. 
Тут, рядом с интересным фонтаном, расположился театральный комплекс города: Оперный и Художественный театры. 
Мемориальная доска на торце театра напоминает нам о том, что до войны на этом месте размещалась городская синагога. 
Однако самым интересным сооружением на площади, бесспорно, является дом под номером 4711. 
В конце каждого часа сюда стекаются многочисленные гости города, чтобы увидеть необычные музыкальные часы. 
Под мелодичный колокольный звон военного марша, фигурки миниатюрных французских гвардейцев въезжают в город. Во время оккупации города, когда наполеоновскими войсками была введена сквозная нумерация кёльнских домов, на фасаде этого дома вывели историческую цифру «4711» . 
Она и стала наименованием известной кёльнской парфюмерной фирмы, располагавшейся тогда в этом здании. 
Теперь здесь находится фирменный магазин, войдя в который вы сможете ознакомиться с её продукцией, историей и увидеть любопытный гобелен с изображением нумерации этого дома французскими гвардейцами. 
Каждый гость Кёльна, прибывший в город по железной дороге, может увидеть это символическое число «4711» с текстом «Eau de Cologne», на главной арке свода железнодорожного вокзала.

C этой подделкой, известной больше оригинала, вы можете «поближе познакомиться» помыв в нём руки. Ведь он течёт из... крана.
Правда я бы вас предостерёг от такого лихого поступка.
Запашок'c, скажу я вам...

Пройдя мимо разрушенной во время войны и восстанавливаемой сейчас церкви St. Kolumba, c символической головой её медведя-спасителя у входа, мы попадаем во внутренний дворик фирмы Фарины к Фонтану Женщин.

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.


Здесь, на примере 10 женщин разных времён и национальностей перед нами проходит история этого замечательного города. В фирменном магазине Вам любезно предложат пробный флакончик первых одеколонов мира с подробным описанием истории торгового дома Фарины.

Главные витрины магазинчика выходят на ратушную площадь. Теперь, повернув направо, мы можем пройти к руинам собора St.Alban, в память о последней войне так и не восстановленного. 
Внутри пустующего пространства собора установлен памятник «скорбящим родителям». Рядом расположен Gürzenich (10) - зал городских торжественных событий, возведенный ещё в 1447 г., но сохранивший ещё и сегодня свою суть. Носящий имя рыцарей, владельцев этого участка, он всегда был прибежищем любителей муз и карнавалистов. 
Здесь дирижировали Макс Брух, Берлиоз, Вагнер, Верди и Брамс, приветствовали горожан королева Виктория, императоры Вильгельмы и президент Пауль фон Гинденбург, агитировали Карл Маркс и Адольф Гитлер. За поворотом располагается сенная площадь, на которой установлен памятник королю Фридриху Вильгельму III.

Вернёмся к ратушной площади со стороны нового корпуса художественного музея Wallraf-Richartz-Museum. Музей функционирует в городе с 1851 г. благодаря усилиям каноника и страстного коллекционера Фердинанда Франца Валрафа, завещавшего городу свою коллекцию художественных ценностей и произведений искусства от глубокого средневековья до рубежа 20 столетия, и коммерсанта Иоганна Генриха Рихартца, пожертвовавшего деньги на его строительство. 
Ранее, с 1986 г. он совместно с музеем Людвига, располагался в помещении рядом с кёльнским собором, но уже с 2002 открыт для посетителей с самостоятельной экспозицией на новом месте. 
Особой гордостью музея являются произведения кёльнской средневековой живописи, «Автопортреты» Рембрандта и Рубенса, «Святая фамилия» последнего, картины Ренуара, Ван Гога, Мунка и Моне. 
В древние времена в этом районе размещалась еврейская община. Схему её сооружений можно увидеть у подножья стеклянной пирамидки, накрывающей сохранившееся до наших дней средневековое ритуальное сооружение - «Миква».

Желающим войти внутрь следует попросить ключ на вахте ратуши. Непременно посетите и саму ратушу. Конечно, это уже не то сооружение, в котором размещалась первая в Германии ратуша 1135 г. 
Но и это, многократно перестроенное и реконструированное здание, достаточно интересно. 
На 2 ярусе находится «Ганзейский зал», где в 1367 г. проходило заседание представителей ганзейских городов, решающих вопросы о необходимости начала войны против датского короля. 
В центральном холле вы найдёте портреты всех губернаторов этого города, среди которых и Конрад Аденауэр, занимавший этот пост в предвоенное время. Интересны материалы, повествующие о событиях битвы при Воррингене, а также «Löwenhof». Его название связано с легендой о героическом городском бургомистре Германе Груне, который победил в этом месте, натравленного на него коварной епископальной службой, разъярённого льва. Над аркой главного входа в ратушу, барельефно изображены главные перипетии этого поединка. К зданию непосредственно примыкает 61-метровая ратушная башня. 
На её консолях установлены скульптурные изображения людей, оставивших свой след в жизни города. Среди 124 фигур мы обнаруживаем много знакомых: это и Агриппа, Рубенс, Оффенбах, Карл Маркс, Фарина, Аденауэр и др.

Выйдите на просторную площадь Alter Markt 
В конце каждого часа, открыванием рта у башенных часов, вас приветствует легендарная «соборная голова». 
В центре площади обращает на себя внимание великолепная конная фигура героя тридцатилетней войны генерала Jan von Werth. Фигуры и барельефы по обе стороны памятника изображают сцены жизни и романтической любви этого кёльнского любимца. 
За поворотом расположен Prätorium музей, где можно увидеть фундаменты первых римских городских сооружений. Здесь же интересно наблюдать работу древнего отводного канала и воочию убедиться, как «в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима».

Пройдём с площади в переулок, к героям местного фольклора Tünnes и Schäl, застывших в характерных позах. 
Сфотографируйтесь рядом с ними - они неотделимы от Кёльна, как его карнавал и знаменитое пиво «Kölsch». Их бронзовые фигурки установлены с тыловой части собора Groß St. Martin (14). 
Хорошо просматривающийся с набережной, этот древний романский собор с четырьмя боковыми башенками, построенный в 10 столетии на фундаментах римских крепостных стен, является одной из главных характерных доминант кёльнской панорамы.

Пересечём теперь Ostermannplatz, пройдём мимо памятника этому композитору, певцу и сочинителю, окружённому его карнавальными героями, к зданию кукольного театра
Здесь на садовой скамейке вальяжно сидит, несравненный Вилли Милович. 
Этот прекрасный актёр был настолько любим кёльнцами, что когда он ушёл из жизни, горожане прощались с ним в стенах кёльнского Дома. В послевоенное время такой чести был удостоен лишь канцлер Конрад Аденауэр. Бронзовая рука Миловича, перекинутая на спинку скамьи, как-бы приглашает вас сделать ещё один традиционный снимок - в обнимку с любимым кёльнским актёром. 
В 2014-м Вилли Миловича вместе со скамейкой перенесли на площадь его имени. Так сказать в народ.

Теперь пройдёмся по набережной Рейна, остановимся у причалов, взглянем на раскрывшуюся перед нами панораму.
Два величественных кёльнских собора: готический Дом и романский Св. Мартин открываются перед нами. 
Этот квартал, почти полностью разрушенный во время последней войны, был частично восстановлен и напоминает нам сегодня о своеобразной средневековой архитектуре старого Кёльна. 
В дальней части набережной виден овальный силуэт, выполненного из стекла и бетона, современного здания шоколадного музея , расположившегося на месте старой городской таможни. 
Всемирно известная шоколадная фирма «Stollwerk» демонстрирует здесь не только свои многовековые достижения, но и историю возникновения шоколада и изделий из него.

Поднимемся с набережной по ступенькам, мимо группы бассейнов и фонтанчиков, на площадь Генриха Бёлля , нобелевского лауреата, принадлежащего Кёльну, как Кафка - Праге или Томас Манн - Мюнхену. Отсюда убегает через Рейн стройный металлический Hohenzollernbrücke , с конными фигурами четырёх знаменитых Гогенцоллернов по краям. 
На противоположном берегу Рейна разместила свои корпуса кёльнская Мессе. В расположенный рядом городской парк через Рейн переброшена подвесная канатная дорога, соединяющая правобережье с зоологическим парком ZOO.

Но вернёмся на площадь Бёлля.
Здесь, рядом с залом филармонии и композицией Дани Каравана в память жертвам войны, разместился большой музейный комплекс. 
Это музей современного искусства «Museum Ludwig», коллекцию которого подарил городу знаменитый шоколадный магнат из Аахена Петер Людвиг и «Römisch-Germanisches Museum», построенный на месте обнаруженной здесь после войны римской мозаики «Dionysosmosaik». 
Именно тут проходило легендарное заседание «восьмёрки» по проблемам Косово в июне 1999 г.

Рядом с собором, на Roncalliplatz, обратите внимание на интересный фонтан «Heinzelmännchen-Brunnen» созданный по поэме известного A.Kopisch о кёльнском портняжке, которому вездесущие гномики по ночам помогали шить карнавальные костюмы, до тех пор пока не вмешалась его любопытная жена.

В 1998 г. самый крупный и зажигательный карнавал страны - Кёльнский карнавал - праздновал своё 175-летие. 
В том же году отмечал своё 750-летие «Кёльнский Собор». Заложенный в далёком 1248-м году, он лишь к 1880 г. завершил возведение своих убегающих в небо 157-метровых шпилей. 
Поражают не только габариты собора, но и изящество каменных готических кружев его наружного убранства.
Внутри собора хранится одна из бесценных реликвий христианского мира - саркофаг с мощами трёх королей-волхвов. 
Рядом, в боковом пределе, на триптихе Бохнера можно увидеть изображение библейской истории преклонения трёх королей родившемуся Христу и сцены из жизни святых покровителей города - Урсулы и Гереона.

Если вы в силах преодолеть путь в 509 ступеней, непременно поднимитесь на смотровую площадку в его купольной части. 
На одной из промежуточных площадок расположена колокольня, где среди других колоколов можно увидеть крупнейший в мире колокол св. Петра. 
Наградой за этот нелёгкий подъём вам будет раскрывающаяся отсюда великолепная панорама города с высоты птичьего полёта. 
Зелень парков, простор реки, замкнутые силуэты площадей, заострённость контуров черепичных крыш и едва просматриваемая глубина узких переулков. 
Их камни помнят поступь римских легионов, перезвон копыт конницы крестоносцев, шаги республиканских французских рот, шум революций и разрывы снарядов мировых войн. Двухтысячная история города проходит перед нашими глазами. 
Как древний манускрипт раскрывается она перед нами. 
Перелистайте её страницы. Окунитесь в многоголосье улиц, многомерность соборов, многоцветье площадей и тишину парков. И вы непременно откроете для себя всё новые и новые её стороны, любопытные черты и неповторимые уголки. Спускайтесь медленно. 
Не торопитесь. 
Город и так, в любое время, готов раскрыть вам свои тайны.

 


2. ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ УРСУЛЕ.

«Маленьким медвежонком», или Урсулой, назвал её отец - британский король Деонетус. 
Она выросла красивой, статной, но удивительно набожной девушкой. Великой честью считалось свататься к ней. Но Урсула решила посвятить себя безоговорочному служению богу. Не так, как римские весталки, но что-то в этом роде.

Однако, под угрозой войны, отец вынужден был уступить и дать согласие на её брак. Женихом должен был стать сын гайденского короля. Урсула, послушная дочь, уступила, но поставила два условия. Обращение её будущего супруга в христианство и отсрочка свадьбы на три года. За это время она решила со своими десятью наперсницами совершить паломничество к святым местам. Влюблённый молодой князь согласился на все условия и с нетерпением стал ожидать её возвращения. 
А пока снаряжались корабли, подруги дали зарок, каждая по 1000 девушек к истинной вере привести. С тем и отправились в путешествие. Многие города и страны посетила Урсула. Но везде встречала она радушный приём, почтительное уважение и восторженное преклонение перед её красотой и великой целью.

Сам папа римский был очарован ей и благословил её в обратную дорогу из вечного города Рима. По пути решили девушки сделать остановку в гостеприимном Кёльне. Но не знали они, что город уже долгое время осаждён гуннами. Что там завершаются съестные припасы, в крепостных воротах пробиты бреши, а отцы города всё ещё не могут найти решение, как спасти город от разгрома и полного уничтожения. 
Подошедшие же близко к причалу корабли паломников были захвачены варварами. Часть девушек погибло сразу, другие были убиты после того, как ступили на кёльнский берег. 
Ослеплённый красотой и величественностью Урсулы остановился перед ней князь гуннов Этцел и предложил ей свою руку и сердце. С болью и ненавистью отвергнула она его предложение. И постигла Урсулу участь её наперсниц. 
Последняя из них, отчаянная Кордула, узнав о судьбе своих подруг и Урсулы, покинула своё укрытие и добровольно приняла смерть от стрелы гуннов. Поражённый самоотверженностью Урсулы и её подруг, а также предсмертным пророчеством Урсулы о недопустимости разрушения города, снял вождь гуннов осаду и увёл своё войско от стен Кёльна.

Кёльнская мозаика. МЕТРОПОЛИЯ НА РЕЙНЕ.

Спасительницей города и его святой покровительницей считают с тех пор Урсулу жители города. 
Они выстроили в её честь собор и рядом с коронами трёх королей на гербе города разместили одиннадцать пламенных сердец. Одиннадцать благородных сердец, отдавших свои жизни и спасших город Кёльн от позора и разрушения. Одиннадцать слёз памяти о прекрасных девушках и святой Урсуле. 
автор: Леонид Раевский || наверх

 


3. КЁЛЬНСКИЙ СОБОР.

15 августа 1248 года был заложен первый камень в основание крупнейшего собора мира - храма святых Петра и Марии в Кёльне. Но лишь спустя 632 года и 2 месяца, 15 октября 1880 года, состоялось его торжественное открытие. Однако ещё и сегодня собор не покидают строительные леса. Его возведение всё продолжается и продолжается. И если верить легенде, так будет вечно. 
В истории Кёльнского собора всё так переплелось, что проще всего начать рассказ с самого начала. Не с рождения мира, но с рождения христианства. С того момента, когда в связи с переписью населения Римской империи, после утомительного пути Иосиф и беременная Мария пришли в Вифлеем. Как известно, все места на постоялых дворах были уже заняты и они вынуждены были разместиться в пещере, куда в непогоду загоняли скот. Здесь и родился Христос, а Пресвятая Дева сама спеленала его и положила в ясли. В это самое время, где-то на востоке вспыхнула звезда. И увидев эту звезду, волхвы мудрецы и маги, расценили это, как знамение. И отправились в путь. 
А когда пришли в Иерусалим, то звезда показала им путь в Вифлеем и остановилась над пещерой с колыбелью младенца. Вошли волхвы и преклонили колена и преподнесли дары. Золото - как царю, ладан - как богу и смирну - как человеку. Или по ближневосточному ритуалу: первый дар для царя, второй - для священника, третий - для пророка. Позднее христианский мир узнал и их имена: Каспар, Балтазар и Мельхиор. В эпоху географических открытий их стали отождествлять с человеческими расами или с континентами, изображая одного из них белым, другого смуглым, а третьего чёрным, что соответствовало Европе, Азии и Африке. Затем, как олицетворение главных этапов человеческой жизни, стало акцептироваться различие их возрастов: один из них стал изображаться старцем, второй - мужчиной в самом расцвете сил, а третий - юношей. 
Ещё позже традиция превратила их в королей и надела на их головы короны.

Считалось, что за время совместного путешествия они так сдружились, что потом уже никогда не расставались. Якобы апостол Фома посвятил их в епископы. Приняв мученичество за Христа, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже рядом. Гробница их находились в персидском городе Сава. По крайней мере, так было записано в сообщениях Марко Поло. 
Долгое время о волхвах ничего не было слышно. Но вот римский император Константин принимает христианство, а его мать Елена начинает сложную работу по поиску христианских реликвий. Как никак, а прошло уже более трёх столетий. Но, тем не менее, благословенная Елена находит их: крест на котором был распят Христос, копьё, которым он был пронзён, плащаницу и хитон, платье Марии, и многое другое. «Обрела» она и мощи трёх волхвов. Причём согласно легенде, нашла их в разных городах, но благополучно доставила в Константинополь. 
Примерно в это же самое время император посылает в Милан своего посла Осторгия, которого вскоре избирают там архиепископом. Вскоре Осторгий договаривается о переносе реликвий из Константинополя в Милан, где строит для них небольшой собор за пределами города. Ещё и сегодня в нём (Kirche Sant Eustorgio) можно увидеть фрески, рассказывающие об этом событии. С тех пор о волхвах-королях на страницах истории ни единого упоминания вплоть до 1164 года. Стоп. Теперь помедленней. На исторические подмостки выступает немецкий император Барбаросса. У него свои проблемы и главная из них покорение Италии. А там ведь ещё и Римский Папа. 
А с ним у Барбароссы тоже противоречия. Лучшим помощником в этой борьбе становится его канцлер Райнальд фон Дассель. Когда в 1162 году Барбаросса решает не только покорить, но и обесчестить Милан, фон Дассель заставляет всех граждан захваченного города с петлями на шее и головами, посыпанными пеплом, пасть на колени перед императором и молить о помиловании. Конечно, после победы он не был забыт. Фон Дассель становится архиепископом Кёльна. 
В те времена это был один из крупнейших торговых городов с населением около 20000 человек. Нужды горожан обслуживали ремесленники более 50 профессий, а изделия городских ювелиров и оружейников были известны далеко за пределами страны. Был в городе и небольшой собор, возведенный ещё в 9 столетии. И фон Дассель задумывается над тем, как поднять авторитет епископата и привлечь в город паломников. Для этого собору нужны реликвии. А жители Милана тем временем сами подсказывают ему решение. 
Опасаясь наступающих войск Барбароссы, они переносят мощи трёх волхвов в центр города, в колокольню святого Георгия. Фон Дассель находит их там и с согласия Барбароссы в 1164 году перевозит на Рейн. И громогласно заявляет: мощи трёх волхвов хранятся теперь в Кёльне. Они имеют исцеляющую силу, которая при прикосновении или приближении к ним передается другим людям. В 70 монастырях Европы писцы записывают этот призыв. И паломники устремляются в Кёльн. 
Параллельно рождается другая легенда. Если волхвы благополучно нашли путь в Вифлеем, то естественно, что они могут быть покровителями всех путешествующих. Так всё больше и больше паломников устремляется в Кёльн. Об этом можно прочесть у Вальтера Скотта в «Квентин Дорвард». Но паломники уже не помещаются в храме.

Тогда принимается решение о строительстве нового собора. При этом впервые, обратите внимание, не в существующий собор вносятся реликвии, а для всемирно известных реликвий специально возводится соответствующий их рангу кафедрал. Как ларец, как обрамление чуда. А следующий архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден идёт ещё дальше: он решает возвести не просто собор, а самый величественный готический храм в мире. И 15 августа 1248 года закладывается первый камень. Отсчёт начат. 
В это время сгорает старый собор, и строительство начинает вестись более интенсивно. Но пока стройка кипит, нужно подумать и о раке для реликвий. Несколько десятилетий изготавливают этот золотой саркофаг, в украшении которого задействовано более 1000 драгоценных камней и жемчужин 300 видов и 74 позолоченные фигуры из серебра. 
С тех пор этот шедевр средневековья всегда будет занимать центральное место в алтарной части собора и являться главным его украшением. А тем временем собор продолжают отстраивать. Вероятно, вольным кёльнским гражданам и епископам, которые выясняют между собой отношения нередко даже с оружием в руках, часто было не до собора. Более трёх веков стройка, тем не менее, как-то двигалась, но в 1560-м полностью замерла, являя гостям города странное зрелище. На недостроенной южной башне возвышался брошенный строительный кран, а под ним простирались недостроенные элементы остова будущего собора. 
Всё это медленно разрушалось, и выглядело настолько запущенным, что наполеоновские гвардейцы в 1794 году не придумали ничего лучшего, как разместить здесь склады сена для своей конницы. Но после разгрома Наполеона на Рейне начинает возрождаться из пепла национальная идея. Сразу вспоминают о первоначальном замысле: отстроить самый крупный католический собор. Молодые романтики, окрылённые идеями о свободе и независимости страны, подхваченные волной подъёма национального самосознания, решают создать общество поддержки возведения собора. Заручаются они и поддержкой короля Фридриха Вильгельма IV. 
Кстати, общество существует и сегодня, насчитывая более 1000 членов и собирая ежегодно большую часть суммы из 6 млн. евро, необходимой для поддержания собора и содержания 100 рабочих, осуществляющих его реконструкцию. В 1842 году общество приступило к своей работе, и начался сбор средств. Они собирались не только внутри страны. Известно например, что немецкий поэт Генрих Гейне был одним из организаторов сбора средств в Париже. Начинаются работы по завершению строительства собора. 
Их возглавляют известный архитектор Цвирнер (Zwirner); а затем Фойхтель (Voigtel). Согласно преданию, где-то в Дармштадте, на постоялом дворе, была найдена часть средневековых чертежей Кёльнского собора и архитекторы, строго соблюдая их, возвели это удивительное готическое сооружение. Однако, нынешняя Dombaumeisterin собора, профессор, доктор Barbara Schock-Werner, утверждает, что когда наполеоновские войска в спешке покидали Кёльн, они захватили с собой все чертежи и архивы Кёльнского «Дома». Где они находятся сейчас никому неизвестно. Так что, как оказались эти пергаменты в Дармштадте и сыграли ли они какую-либо роль в строительстве, никому не известно. 
Скорее всего, великие архитекторы Цвирнер и Фойхтель, являясь поклонниками модного тогда стиля «Неоготика», бесспорно имея какую-то подоснову, (что-то было найдено ещё и в Париже) тем не менее, возвели собор, используя собственные представления о готике и совершенно новую, современную технику строительства. 
Невольным подтверждением этого является отсутствие над главным входом в собор знаменитой «готической розы». Ведь все предшественники Кёльна - соборы в Шартре, Реймсе, Амьене и Париже её имели. Но, как считали приверженцы неоготики: «роза», зрелищно расширяя композицию, затрудняет создание эффекта общей устремлённости всех элементов фасада вверх, к небу, к создателю. И они упускают её. И вот 15 октября 1880 года император Вильгельм I прибывает в город, и при огромном скоплении народа объявляет о завершении строительства. Две башни собора, высотой 157 метров 31 и 38 см., высоко вознесись над городом, сразу становятся его главным символом и опознавательным знаком.

Говорят, что благодаря этому он не был разрушен союзной авиацией во время второй мировой войны. Башни служили лётчикам ориентиром. А сам город был почти полностью разрушен. Более 90% сооружений вокруг собора лежали в руинах. От бомбовых ударов частично пострадал и собор, но был быстро отстроен. Правда, часть разрушенных взрывной волной витражей до сегодняшнего дня не восстановлены и легко узнаваемы по своему светлому гладкому тону. Но это не делает собор менее привлекательным.

Войдём же в него и совершим маленькое путешествие по его залам. 
Перед нами пять нефов: центральный, наиболее высокий, с закреплённым чуть далее органом, и по два боковых, пониже. Из-за огромной высоты витражного освещения не хватает и внутри немного сумрачно. Но это придаёт собору некоторую загадочность и торжественность. Пройдя по крайнему левому нефу, остановимся у его поперечной части. Тут на углу, рядом с фигурой Урсулы, святой покровительницы города расположен «Klaren Altar», с 36 картинами, раскрывающийся полностью только по большим праздникам. 
А в глубине вы увидите фигурку мадонны, чьё платье покрыто украшениями. За удачу, которую может принести мадонна, посетители жертвовали свои драгоценности. Но в 1961 году была предпринята попытка не подарить украшения, а украсть. С тех пор она встречает нас под стеклянным колпаком. Чуть далее, в «Kreuzkapelle», установлен «Gero-Kreuz» - самое первое появившееся в Европе изображение распятого Христа.

Теперь внимательно рассмотрим со всех сторон саркофаг с мощами волхвов и остановимся у алтаря святых покровителей города. Это триптих блистательного кёльнского художника Л

Фотографии


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Германии

Мекленбург-Передняя Померания, Германия. Шверин - замок заколдованного принца...
  Главным объектом, который желают увидеть в Шверине, является его романтический замок на острове. От вокзала по подсказке горожан села автобус номер 10 до замка. Это экономит время.   Сказочный силуэт замка поражает сразу, как только оказ...
Читать далее

Дата 16.11.23 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели997

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть I сухопутная, центр.
   Все большие города - города с историей, тем более большие портовые города. Гамбург за время своего существования, входил в разные империи, но всегда играл самостоятельную роль в них. Этим он обязан своим географическим положением, бли...
Читать далее

Дата 17.11.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1332

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть II cухопутная, от центра к Репербану.
    Город - историческая копилка событий, выпавших на его долю за время существования. Горел, практически исчезал и снова возникал из пепла. В средние века подъёму Гамбурга способствовало возникновение Ганзейского союза. В 20 веке сожжен в ...
Читать далее

Дата 18.11.23 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели1344

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть III, водная.
  Заканчиваю написание отзывов про летний вояж 2023 года от юга – оз.Балатон, до Северного моря Германии. Насыщенным получился , как густой туман над морем или горами Гарца и Альп. Длинными зимними вечерами буду «пить вино» воспоминания, согрева...
Читать далее

Дата 18.11.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1347

Отзывы туристов