У Эльзаса бурная история. Он переходил из немецких рук во французские, и назад, и снова. Если Страсбург отошел к Франции лишь в 1681 году, то четыре пятых Верхнего Эльзаса - южная часть региона, стали французским владением еще раньше, после Тридцатилетней войны, по Вестфальскому миру 1648 года, хотя Кольмар и 9 других вольных городов Декаполиса в определенной степени еще сохраняли непосредственную подчиненность Священной Римской империи и пытались сопротивляться. Такая мини-Ганза, но та могла оказывать давление на князей и королей, вплоть до войн, проводить экспансию. Тут чисто торгово-оборонительный протекционизм нескольким населенным пунктам.
Продолжение маршрута от Старой Таможни дальше в паутину исторических улочек. Чудесный уголок - пересечение Гран-Рю и площади Старой Таможни, с разноцветными домиками и старинными вывесками. К примеру, розоватый фахверковый домик слева - это построенный в XVI веке Дом паломника. Строение на этом месте существовал уже в 1371 году, но затем, очевидно, был перестроен. Над дверью Дома паломника можно увидеть дату «1571» и герб с эмблемой цеха веревочников. Также на фасаде нарисован юный пилигрим с дорожным посохом, шагающий на фоне красивых зданий этого уголка Кольмара, в том числе и самого Дома паломника.
Завернув за «таможню», открывается вид на одну из старейших улиц города, ранее называвшейся «Bärengasse» (улица медведя), благодаря старинной гостинице «Zum Bären».Отсюда видна вымощенная булыжником Гран-Рю и ее угол с Торговой (Купеческой) улицей (Rue des Marchands), где стоят натуральные средневековые домики во плоти. С бывшим рестораном соседствует дом «У старого щипца» (Au Vieux Pignon) с забавным деревянным медведем с молоточком на углу.
Стоишь и обалдеваешь: сзади сбоку, впереди – городок из прошлого во всей своей сказочной необыкновенности. Если до этого не побывала бы во множестве фахверковых городах Европы, то мог бы произойти «отвал башки» - когнитивное несоответствие между сенсорной информацией и восприятием мозга; настолько нереально видеть наяву такую картину. А внутри домиков фей и гномиков сейчас электричество, видеонаблюдение, компьютеры и прочие приметы дня сегодняшнего. Но глазами видим только сказочные сооружения, откуда вот-вот гуськом выйдут какие-нибудь эльфы и гномы…
Влево-вправо домики хоть и похожие, потому что фахверк, но со своими особенностями, хотя бы историческими. Справа желтое здание известно под названием «Австрийский дом» (Maison d’Autriche/zum Oesterreich) в память об историческом эпизоде 1358 года, когда герцог Австрии Рудольф IV участвовал в подавлении восстания местных дворян. Как мы уже знаем, в 1354 году император Карл IV объединил десять свободных эльзасских городов в союз под названием Декаполис (Десятиградье). Он также предоставил Кольмару ряд привилегий. Однако дворянство продолжало бунтовать и строить заговоры. Особенно активно проявляли себя члены семьи Виттенхайм (Wittenheim), который регулярно собирались и выпивали в доме «У кружки» (Au Scheppelin/A la Chopine), отсюда и прозвище этих заговорщиков — (Scheppler/Scheppeler). Вскоре в дело вмешался императорский наместник, который с помощью других городов завладел Кольмаром и занялся наказанием мятежников (1358). В частности, были разрушены дома предводителей восстания, а сами они приговорены к изгнанию.
А народ так спокойно обходит домики, проходит в узкие промежутки между вынырнувшими из средневековья зданиями, как будто каждый день по таким улочкам ходят. Средневековые города имели тесную застройку, где дома строились вплотную друг к другу. Это было связано с ограниченностью пространства внутри городских стен и с необходимостью максимизировать использование каждого квадратного метра территории. Разноцветность домов пошла из средних веков, когда протестанты красили свои в красный цвет, а католики - в синий. Уже потом, когда нравы смягчились, расцветка утратила свой религиозный смысл, а главной целью домовладельцев стало выделиться, не походить на соседей. В Кольмаре ставни на окнах не для декорации – две дощечки прикрепленные рядом, они работающие и действительно при необходимости закрывают окна. Чаще состоят из реек с промежутками, чтобы воздух проходил. И придают домикам дополнительный средневековый вид. Направили свои стопы прямо в проход посередине скопления этих зданий.
Здесь сохранились великолепные образцы ранней готики, эпохи Возрождения, барокко, классицизма, модерна. Извилистые улицы исторической части города, каналы, красочные фасады зданий и обилие украшений - делают улочки похожими на кадры из сказки-мультфильма.
На Rue des Marchands просто река из туристов. Об дом Пфистера (11 Rue des Marchands) толпы, как о скалу бьются. И поток разделяется влево, вправо. Сам дом полностью трудно и сфотографировать, и разглядеть. Фрески на фасаде изображают германских императоров XVI века, святых отцов, евангелистов, библейских персонажей. Дом построен в 1537 г. для богатого торговца/шляпника Людвига Шерера, торговавшего также серебром и другими товарами. Владелец имел серебряные рудники, потому и смог построить такую домину по средневековым меркам. И большой, и стоит почти около Собора - вправо 200 метров.
Первый этаж целиком из камня, помещения использовались как торговая лавка. По второму и третьему этажам проходит деревянные галереи. И непросто деревянные, а расписные с резьбой. Срезанные углы галереи на третьем этаже с картинами-фресками на мифологические сюжеты. Именно это здание стало прототипом одного из домов из мультфильма Миядзаки. Японский мультипликатор был так вдохновлен Кольмаром, что перенёс его в свой «Ходячий замок».
За каждым поворотом открывается опять что-то новое, точнее, старинное.

Влево от «Пфистера» на улочке, -если с перекрестка на это здание смотреть; среди старинных домиков затерялся более современный дом – начала 17 века; в котором находится музей Бертольди. Именно в Кольмаре родился скульптор Фредерик Огюст Бартольди. В Кольмаре он брал уроки рисования у мастера Мартина Россбаха. После смерти отца его мать переехала с детьми в Париж, чтобы обеспечить им лучшее образование.
Музейное здание - типичный для Эльзаса городской дом того времени, с богато украшенной фасадной стороной, чередующимися окнами и внушительными въездными воротами во двор.
В центре дворика, бывшего когда-то просто двориком жилого дома, творение жильца этого дома - Бартольди - "на ком держится мир". Композиция состоящая из 3-х главных, по мнению автора, добродетелей: труд, справедливость и патриотизм.
Бартольди здесь настоящий герой: потому город создал музей, посвящённый его творчеству. Автор оригинальной Статуи Свободы - Фредерик Огюст Бартольди, родом именно из Кольмара. Искать музей просто, если найден Дом «Пфистера», на противоположной стороне вправо под аркой. Это дом, в котором действительно родился знаменитый скульптор, автор Статуи Свободы, выдающихся фонтанов и многих других произведений. «Свобода» находится напротив местного аэродрома, не в историческом центре. Но в городе повсюду продают сувениры со статуей свободы.
Со школы знала, что эту статую США подарила Франция, но без подробностей. Сначала «женщина-символ» с факелом в руке должна была украшать маяк или быть маяком на Суэцком канале. Но власти Египта не захотели нести дополнительные расходы на создание такой скульптуры и отказались от идеи. Идея Бартольди воплотилась при приближении юбилейной для Америки даты - 100-летней годовщины принятия Декларации независимости Америки. Это был совместный американо-французский проект, согласно которому американцы делали постамент, а французы – саму статую и доставляли ее к месту монтажа. Но неожиданно американская сторона стала тормозить этот процесс, мотивируя нехваткой средств. Помог Джозеф Пулитцер – журналист и издатель ряда газет, обратившись через прессу к народу Америки с помощью сбора средств и с критикой поведения правительства. Ему удалось собрать нужную сумму, и к 1884 году статуя была представлена послу США, а затем разобрана на 350 частей и на военном фрегате перевезена к месту монтажа. Установлена в 1886 году – на 10 лет позднее планируемого срока. Сам Бартольди называл статую «Свобода, несущая свет миру», а лицо лепил со своей матери.
От площади Старой Таможни идет канал Логельбах (Canal du Logelbach) по-другому его называют Мюльбах (Mühlbach), то есть Мельничный ручей, что придает этому уголку свою изюминку. Канал отчасти является подземным и появляется на поверхности лишь в нескольких местах города, постоянно меняя свое имя: так, например, на севере, возле музея Унтерлинден, он зовется Зинбах/Sinnbach, к югу, в районе квартала Кожевников -Гербербах/Gerberbach, то есть именно канал Дубильщиков. В давние века квартал кожевенников был закрытым сообществом с собственными правилами.
В старом квартале кожевенников и рыбаков, где много узких каналов, протекающих прямо под домами. Арки над каналами создавали, как систему систему контроля и доступа. В некоторых случаях арки украшали резьбой или символами, связанными с кожевенным ремеслом. Некоторые арки, как обереги, защищающие от зла и болезней, что было важно для профессии, связанной с животными и водой.

К списку городов над водой, вроде, Венеции, Брюгге, можно добавить и Кольмар. Кто-то скажет, что их гораздо больше, но не все такие сказочные, как этот небольшой городок в Эльзасе. Кольмар – город, по которому просто гулять и глазеть вокруг, уже большое удовольствие. Не бегать за экскурсоводом, не рыскать в поисках определенной достопримечательности -просто гулять и пьянеть от невозможно-волшебной картинки со всех сторон. Город наяву есть, но он как мелькнувшие кадры сказочного мультфильма, когда начинаешь вспоминать. Желаю всем посмотреть этот фильм!