Африканское ралли. Часть 3

Часть 1: https://www.ayda.ru/stories/30462/

Часть 2: https://www.ayda.ru/stories/30479/

Ботсвана. Окаванго.

На следующее утро я летел с бразильцами в Окаванго, а остальные ребята должны были добираться в какое-то другое место в дельте на траке. Утром, после завтрака, мы собрались, и в районе девяти за нами пришел шаттл в аэропорт. К нам присоединилась австралийка китайского происхождения, и, как оказалось, еще несколько человек, с которыми мы познакомились только по возвращению. Шэди поехал с нами и сдал с рук на руки представителю одной из многочисленных авиакомпаний, летающих в дельту. Пока туда-сюда, нас, так сказать, пригласили на посадку, где нас ждала маленькая Сессна с необхватной белой девушкой-пилотом.

Мы с трудом загрузились в Сессну (внутри шесть мест считая пилота, а размером салон чуть больше, чем у жигулей — немного длиннее, но гораздо уже). Австралийка села вперед, рядом с пилотом, бразильцы посередине, а мне досталось целых два места в хвосте. Кстати, если сидеть там одному, то это очень удобно — больше места и можно смотреть в обе стороны. Сессна попыхтела мотором, развернулась, и взмыла в воздух. Люблю я маленькие самолетики. А вот, как оказалось, Серджио не любил, ибо минут через 15 он уткнулся в пакет, и практически весь полет пребывал в нем.

Немножко отступлю, и расскажу про Окаванго и ее дельту. Исток Окаванго находится в Анголе, откуда она течет на юго-восток, в Ботсвану. Несмотря на то, что это четвертая по размеру речная система в Южной Африке, Окаванго никуда не впадает… Попадая в плоскую Ботсвану, она растекается по равнине, и постепенно исчезает в Калахари. Тем не менее, ее дельта, в зависимости от сезона, достигает площади в 15000 км². Такие вот чудеса встречаются в Африке… Была река — и нет.

Вид Окаванго из самолета был интересным, но немного не таким, как я себе его представлял. Высохшая в отсутствии дождей плоская желто-коричневая равнина была покрыта редкими деревьями и сплошь исчерчена звериными тропами — Наска просто отдыхает.

У оставшихся в живых водоемов можно было увидеть слонов — гигантов было видно даже из самолета!

Чем дальше мы летели, тем больше появлялось зелени и воды — небольших озерков и петляющих по равнине речушек. Тут поверхность земли была сплошь скрыта под зарослями папируса, и вода под ними, или земля — угадать было невозможно.

Но вот, после примерно 45-минутного полета, слева появилось чуть ли не целое море под названием Лагуна Нгума (Ngoma Lagoon), и не самая ровная взлетно-посадочная полоса, практически упирающаяся в Nguma Island Lodge, где нам предстояло пожить пару дней. Все это дело расположено на небольшом клочке суши, которая в период большой воды превращается в один из многочисленных островов, разбросанных по дельте.

Нас встретил белый водитель, и буквально через несколько минут мы приехали в лодж. Лодж оказался весьма интересным — от входа до одноименной лагуны вела поднятая на метр-полтора над землей деревянная дорожка, от которой влево-вправо были ответвления, ведущие в большие стационарные палатки, почти со всеми удобствами.

В конце дорожки была, так сказать, столовая. Весьма, должен заметить, шикарная, для такого глухого места. Единственного, чего не было в наших палатках-номерах — так это розеток. То есть свет там был, но розеток не было.

Они были только в общей столовой, и то, по каким-то непонятным причинам работали не всегда. Зато какая была кормежка! Полностью сервированные столы, три вилки, две ложки, разные ножи… Ужин подавали на горячих тарелках, да таких горячих, что в руку не взять. В общем, столовка тянула не на три заявленные звезды, а на все пять.

Когда было электричество в общих розетках, был и вайфай, в том числе и в наших палатках! Как я уже сказал, одним концом лодж выходил к лагуне, где было пришвартовано несколько лодок, а палатки и все дорожки находились в довольно густом высокоствольном лесу. В лесу, да и вокруг него, на открытых территориях, попадались… ну да, птички.

Мевесов блестящий скворец, Lamprotornis mevesii, Meves's Glossy-Starling

Капский блестящий скворец, Lamprotornis nitens, Cape Glossy Starling

Кафрский рогатый ворон, Bucorvus leadbeateri, Southern Ground Hornbill

Трехцветный очковый сорокопут, Prionops retzii, Retz's Helmetshrike

Малый медоуказчик, Indicator minor, Lesser Honeyguide

Белолобая щурка, Merops bullockoides, White-fronted Bee-eater

Хохлатый трахифонус, Trachyphonus vaillantii, Crested Barbet

В противоположном от лагуны конце территории был бассейн. Не самый большой, но с самой чистой водой за весь мой трип. Вот в таких суровых условиях нам и предстояло провести два дня.

После обеда нас пригласили в лодку для ознакомительного заплыва по лагуне. С учетом, что нас было всего четверо, это была весьма приятная прогулка.

Лагуна была огромной, темную воду окружали заросли высокого папируса, по небу плыли облака, под водой — крокодилы, ближе к папирусам иногда появлялись бегемоты.

Итак, нас покатали по лагуне,

рассказали про папирус,

про крокодилов,

про бегемотов, про Окаванго как таковую, и ближе к вечеру мы вернулись в лодж, откуда поснимали наш первый окавангский закат.

После сытного и, не побоюсь этого слова, вкусного ужина, мы разошлись по палаткам. Ах да, забыл сказать, кроме нас в лодже был только обслуживающий персонал, так что было полное единение с природой, особенно после наступления темноты, когда было прекрасно слышно, как по территории вокруг палаток бродят какие-то крупные, судя по шуму, звери, а в лагуне хрюкают бегемоты…)

На следующий день у нас было две лодочные экскурсии. Первая началась утром, мы плыли сначала по лагуне, а потом по каналам, которые, как утверждал наш гид, были протоптаны слонами да бегемотами.

По каналу было плыть интересно, при нашем приближении из зарослей папируса взлетали десятки цапель, бакланы, туда сюда носились пегие зимородки, а змеешейки, с присущим им видом самоубийц, увидев нас, бросались в воду.

Камышевый баклан, Microcarbo africanus, Reed Cormorant

Большая белая цапля, Ardea alba, Western Great Egret

Малая белая цапля, Egretta garzetta, Little Egret

Малый пегий зимородок, Ceryle rudis, Pied Kingfisher

Кваква обыкновенная, Nycticorax nycticorax, Black-crowned Night Heron

Африканская змеешейка, Anhinga rufa, African Darter

Желтая цапля, Ardeola ralloides, Squacco Hero

Малахитовый зимородок, Alcedo cristata, Malachite Kingfisher

По дороге мы навестили уже знакомую нам по вчерашнему заплыву крокодилицу, которая в этот день позировала нам куда как с большей охотой.

После примерно полуторачасового заплыва, мы причалили к небольшому островку, где у нас должна был состояться экскурсия на мокоро — традиционных лодках местных жителей. Правда, нынче, их уже не делают из ствола дерева, а, в целях охраны природы, из стеклопластика. Но форма и сомнительная устойчивость у них такая же, как и у деревянных.

Мы загрузились в две лодки, место на корме заняли гиды с шестами, и мы поплыли уже по совсем узким каналам и протокам, которые паутиной расходятся вокруг островка.

Плыть было интересно. С учетом того, что ты находишься практически на уровне воды, а место, которым ты сидишь — и того ниже, было интересно рассматривать красивые водяные лилии, стайки мальков, плавающих в воде цвета крепкого чая, и прочую мелочь, которую не видно, когда ты плывешь на большой скоростной лодке. Покружив по протокам, мы высадились на островке, где нам провели сомнительную по интересу экскурсию.

— Ага, вот видите, это слоновье дерьмо. Не бойтесь, ему уже несколько месяцев, сейчас сухой сезон, поэтому все слоны ушли в другие места. И начинается рассказ про слонов вообще и пользу слоновьего помета в частности.

— Ага, вот это дерево называется сикомор. Вы знаете, для чего можно использовать его сок?

— Ага, это колбасное дерево, сейчас я вам расскажу, что можно делать с его плодами.

— Как, вы не знаете, для чего можно использовать этот куст???

При этом каждый заход начинался с фразы «Let me introduce…». Таким макаром мы обошли островок по кругу, и когда вернулись к нашем лодкам, оказалось, что одна из них превратилась в стол, где нам был предложен ланч — здоровенные бургеры и яблоко. Ну, а пиво мы купили и взяли с собой уже самостоятельно, и, должен заметить, что в такую жару пиво утоляло жажду куда как лучше, чем остальные жидкости. Расправившись с бургерами, мы вновь погрузились в мокоро, потом в нашу лодку, и часам к двум вернулись в лодж. Было время немного передохнуть, ибо в пять вечера был запланирован sunset cruise. Все-таки хорошо жить у воды!

Сансет прошел на ура. Спокойная гладь лагуны отражала в себе голубое, желтеющее по краям небо, папирус и прибрежные деревья, и даже пролетающих над водой птиц.

Спокойствие, умиротворение и холодное пиво — что еще надо для полноты счастья! Закат, равно как и весь этот день, удался. И небо и вода полыхали неведомыми цветами, пара-тройка проплывших мимо нас лодок пустили по лагуне лёгкую шелковую волну, была открыта вторая баночка пива…

В такие моменты совершенно не хочется, чтобы это заканчивалось. Но, как известно, рано или поздно все приходит к концу, а приятные вещи еще и гораздо быстрее.

На следующее утро нас ждал перелет и воссоединение с нашей группой, которая в это время тусила где-то на окраине Окаванго, в месте, куда можно проехать на машине. Услышав гул самолета, нас пригласили в машину, которая доставила нас к взлетной полосе, где уже разворачивалась знакомая нам Сессна со знакомой нам необъятной пилотшей. Поинтересовавшись, будут ли в полете предлагаться напитки, мы заняли свои места, короткий разбег по не очень ровной взлетке, и вот мы снова летим над пересохшим Окаванго, но в этот раз в другую сторону.

Сегодня мы летели выше, чем в предыдущий раз, поэтому самолетик летел ровно, и полет прошел без приключений. Кстати, ни напитков, ни даже паршивого сандвича нам не предложили.)))

В аэропорту Мауна нас уже ждал Шеди на машине (к организации всех наших перемещений нет ни одной претензии вообще!), которая привезла нас обратно в Sedia Hotel.

Оказалось, что наша группа приехала только минут 15 назад, при выезде из Окаванго им где-то перегородил дорогу слон, и пришлось ждать, пока животное её освободит. Поэтому все носились как угорелые — надо было ехать дальше, а последние два дня у них там не было ни душа, ни электричества, поэтому толпа полуголого народа бегала между траком и душевой, тряся полотенцами, мокрыми волосами и зарядными устройствами. Прикинув, что у меня есть минимум полчаса, я взял фотоаппарат, и чтобы не мешать народу, пошел гулять по птичкам, коих, как я уже писал, там было изрядное количество.