CАМАРКАНДСКОМУ ВОКЗАЛУ 130 ЛЕТ

Самаркандец Ш Страна:Узбекистан
Город: Самарканд
Время отдыха: Дата вылета май 2018

Дата10.05.18 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели574

130 лет назад в Самарканде произошло одно значительное и имевшее широкий резонанс событие - 12 мая 1888 года в пяти верстах от города появился первый поезд. Тогда же было заложено место под станцию "Самарканд" Закаспийской военной железной дороги.

Для окончательного и полного присоединения Туркестана к России, в 1880 году, император Александр II повелел снарядить Ахал-Текинскую экспедицию. Во главе экспедиции был поставлен генерал Скобелев. Одновременно с Ахал-Текинской экспедицией государь повелел приступить к исследованиям, предваряющим начало строительства новой железной дороги. Речь шла о необходимости создания коммуникационных путей и строительства участка железной дороги от восточного берега Каспийского моря до Ахал-текинского оазиса. Главным руководителем этих работ был назначен генерал-адъютант М. Н. Анненков. Обстоятельства требовали строить дорогу спешно, так как она имела важное стратегическое и экономическое значение.

В декабре 1880 года был переформирован 1-й железнодорожный батальон, в состав которого входили 25 офицеров, 30 инженеров-техников и более тысячи нижних чинов разных специальностей. Для земляных работ были наняты русские рабочие из Смоленской губернии и персы из Баку.

Исполнение работ в условиях пустыни, с жарким климатом, где вода доставлялась специальными поездами, было крайне затруднительно. Да ещё вокруг постоянно сновали враждебно настроенные отряды туркмен. Но, несмотря на всё это, работы велись быстрыми темпами.

В 1884 году решено было строить дорогу дальше - от Кизил-Арвата к Асхабаду и далее - до Самарканда. Тогда же в Москве заново формируется 2-й Закаспийский железнодорожный батальон во главе с полковником М. С. Андреевым. Особенно трудным был участок дороги между Мервом и Чарджуем: от воздействия ветров ландшафт постоянно менялся. Там, где ещё вчера был холм, образовывалась впадина, а на месте впадины вырастал холм. Преграды стихии при постройке железной дороги были столь велики, что многие специалисты-пессимисты считали эту задачу невыполнимой. Для того чтобы изучить на месте трудный участок дороги, был прислан молодой учёный-геолог В. А. Обручев.

Под опытным и продуманным руководством полковника Андреева батальон осуществил беспримерную  в истории военно-строительного искусства постройку длинной магистрали. Заслуги главного строителя магистрали генерала Анненкова трудно преувеличить. Он практически не отлучался с места строительства, живя в вагоне. Три года трудов в безлюдной пустыне. Люди с самоотверженностью переносили то палящий зной, то мороз, живя в вагонах и терпя неустроенность быта. От Чарджуя до Самарканда главным инженером-строителем путей сообщения был назначен А. Н. Руднев.

Эмир Бухарский Абдулахад, со своей стороны, взялся содействовать  в строительстве железной дороги и моста на Аму-дарье, поставляя стройматериалы и рабочих. 11 мая строители издали увидели долгожданный город. Через несколько дней, 14 мая 1888 года, батальон, уложив последние звенья 1101 версты, а также запасные пути, был уже в древнем Самарканде.

В день открытия станции "Самарканд" 2-ой Закаспийский железнодорожный батальон, проложивший сложнейший рельсовый путь, был выстроен на открытых вагонных платформах во главе с командующим войсками Туркестанского военного округа и строителем дороги генералом М. Анненковым и торжественно встречен Самаркандским гарнизоном.

Этот день положил начало новых отношений в истории Туркестана и, в частности города Самарканда, с внешним миром. Если раньше на путешествие из Средней Азии в Россию караванными путями уходило около шести месяцев, то отныне это расстояние можно было преодолеть  по железной дороге всего за шесть дней. Туркестанский край стал теперь открыт для исследователей, предпринимателей и переселенцев.

15-го мая, в день окончания постройки Закаспийской железной дороги, состоялось торжественное открытие станции, отслужен молебен и произведён праздничный парад. Собралось множество высокопоставленных лиц от администрации, иностранцев и гостей, среди которых был и известный учёный Пётр Семёнов-Тян-Шанский. 

20-го мая солдаты освободили обжитые вагоны и приступили к устройству лагеря близ станции "Самарканд", которая тогда представляла собою довольно пустынное место. Со временем  здесь появляются казармы для солдат, штаб и склады, депо, рабочая слободка и почтовое отделение, неподалёку образуется новый базар, который существует и поныне, а также здание православной Свято-Никольской церкви и кладбище. В ту пору станция "Самарканд" и город Самарканд были отдельными, самостоятельными населёнными пунктами, между ними пролегала грунтовая дорога длинною в пять вёрст. Доехать тогда от станции до города можно было только на пролётке, фаэтоне или же на арбе.

Спустя 25 лет, 21 октября 1913 года, при большом стечении народа на привокзальной площади был установлен памятник, посвященный главному строителю Закаспийской железной дороги - генералу М. Анненкову, а в его лице и всем участникам этой постройки. Он располагался между зданиями вокзала и Свято-Никольской церкви.

19 сентября 1924 года на привокзальной площади был организован торжественный митинг трудящихся, по поводу открытия нового изваяния вождю пролетариата. На постаменте памятника, вместо генерала М. Анненкова установили бюст В. Ленина. Практически одновременно была закрыта и церковь святителя Николая. Здание церкви, отобранное у верующих, в течение последующих лет использовалось под разные надобности. Сначала в нём находилась техническая библиотека наглядных пособий, после Второй мировой войны здание церкви, в основном, использовалось как кинотеатр.

Прошло 130 лет как люди пользуются услугами железной дороги. За прошедшие годы несколько раз менялся облик здания вокзала и привокзальной площади. На месте старого теперь высится новое и просторное здание вокзала, а по железнодорожному полотну проносятся современные скоростные поезда. С тех времен сохранились лишь помещения казарм 2-го строительного батальона и здание церкви святителя Николая.

Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА, главный архивист

областного архива, Александр ГАЛАК, член Союза художников  Узбекистана.

 




Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане

Покрытый песками
Однажды во время летних каникул я несколько дней подряд взахлёб читала книгу «Узбекские сказки». Не скажу точно, сколько мне было лет, 8 или 9 ? Сюжеты теперь уж и не вспомню, но на всю жизнь сохранились те эмоции и нарисованные детским в...
Читать далее

Дата 27.01.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели493

Наследие Тамерлана
Самарканд стал первым городом, который мы посетили в Узбекистане, и с первого же дня стало понятно, что отношения с этой страной сложатся прекрасно, как и всё путешествие. Осмотрев знаменитый Регистан — объект № 1, обязательный для ка...
Читать далее

Дата 11.02.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели897

Долгий день в дождливом Самарканде
Дождь всё не кончался, и тогда, на второй день в Самарканде, я ещё не знала, что он так и будет лить целую неделю. С собой в чемодане было три куртки, на все случаи погодных капризов, так что протекающее небо меня не особо беспокоило. Пожалуй, отсутс...
Читать далее

Дата 31.03.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели906

Свадьба в лазурном некрополе
После посещения Регистана и мавзолея Гур эмир я успела по уши влюбиться в красоты Самарканда. Казалось, уже ничто не превзойдёт увиденного, но по плану было посещение комплекса Шахи́ Зинда́. И, признаться, он поразил меня ещё...
Читать далее

Дата 14.04.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели845

Отзывы туристов