Святыня «Хазрати Эшон халфа»

Самаркандец Ш Страна:Узбекистан
Город: Бухара
Время отдыха: Дата вылета апрель 2018

Дата02.05.18 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели579

В Джизакской области насчитываются в общей сложности 372 объекта культурного наследия, 42 из которых памятники старины и святые места паломничества. Нужно отметить, что многие из них ещё предстоит изучить с археологической и научной точки зрения. Одним из таких объектов является святыня «Хазрати Эшон халфа», расположенная в 120 километрах от г.Джизака, на территории кишлака Андагин, что в 45 километрах к северо-западу от посёлка Богдон - административного центра Фаришского района.

Существует несколько версий происхождения этимологии названия кишлака - Андагин. В частности, по мнению академика А.Мухаммаджонова, это слово свойственно древнему языку согдийцев, что в переводе означает «близко к воде»: «анди» - «близко», «гин» - «вода». Учёный утверждает, что данный топоним схож с такими названиями местностей, как Андигон, Андижон. Как показали проведённые на этой территории археологические раскопки, кишлак появился в IV-V веках нашей эры, о чём свидетельствуют развалины древней крепости и руины цитадели, предназначенные для защиты местных жителей от вражеского нашествия.

Исторический памятник «Хазрати Эшон халфа» находится в самом центре кишлака Андагин. Последнего почитаемого мудреца и признанного святым, жившего здесь, звали Жалолиддин ибн Абдукарим. Он учился в медресе в Бухаре, занимался исследованиями не только в области религии, но и мирских наук. Согласно преданиям, Жалолиддин жил довольно скромно: в его хижине кроме книг и одеяла с подушкой ничего не было. Несмотря на это, он внёс огромный вклад в распространение учения Бахоуддина Накшбанди - основателя религиозно-философского ордена Накшбандия, стремивше­гося интегрировать идеализм с материализмом. Изречение Накшбанди «Дил ба ёру, даст ба кор», в переводе на русский язык означает «Душе - Бог, рукам - труд» - явное тому подтверждение.

Именно поэтому последователи ордена Накш­бандия совмещали религию с аскетизмом, физи­ческий и умственный труд с работой души. Так поступал и Жалолиддин ибн Абдукарим. Расска­зывают, однажды его хижину посетили два чело­века - мюрид (ученик, последователь)  Жалолиддина, живший в казахских степях, и самый богатый человек из его племени. Когда гости оказались у хижины мудреца, Жалолиддин вышел к ним навстречу с кувшином воды, чтобы они смогли освежиться после дальней дороги.

Затем он пригласил их в дом и завёл мирную беседу. Через некоторое время богач спросил у своего спутника: «А где же твой учитель, почему он не приходит?». Мюрид ответил, что человек, который оказал столь тёплый приём, и есть Жалолиддин ибн Абдукарим, которого все называют не иначе, как Хазрати Эшон халфа. Бай не поверил, поскольку манеры сидящего напротив человека были похожи на манеры слуги. Вскоре у богатого гостя заболел живот, и он оказался в неловком положении. Бай понял случившееся по-своему, подумав: «Я поступил невежливо, и Аллах покарал меня за это». Он посмотрел на Жалолиддина и попросил у него прощения. Мудрец улыбнулся и дотронулся своим посохом до живота гостя. В тот же миг баю стало легче.

После смерти Жалолиддина ибн Абдукарима к его могиле стали приходить паломники. Со временем здесь появилась ещё одна могила с прахом женщины. Предание гласит, что женщина с грудным ребёнком пыталась бегством спастись от напавших на их село. И когда она добежала до могилы Жалолиддина, то обратилась с мольбой к Всевышнему о спасении. Тут земля под ногами женщины разверзлась, и она вместе с ребёнком упала в образовавшуюся трещину. Таким образом, рядом с могилой святого Эшона появилась ещё одна, которую люди называют могилой «Хазрати Биби Рушнои». Позже, в XIX веке, на обеих могилах были установлены надгробия, возведены трёхкомнатная молельня, небольшой водоём с форелью у невероятно чис­того и целебного родника, бьющего на территории святыни, занимающей сегодня 0,5 гектара.

В последний раз святыня «Хазрати Эшон халфа» была отреставрирована в 60-х годах прошлого века за счёт средств местных жителей, и пришло время вновь подумать о рес­таврации этого исторического памятника, который мы должны передать грядущему поколению в целости и сохранности.




Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане

Покрытый песками
Однажды во время летних каникул я несколько дней подряд взахлёб читала книгу «Узбекские сказки». Не скажу точно, сколько мне было лет, 8 или 9 ? Сюжеты теперь уж и не вспомню, но на всю жизнь сохранились те эмоции и нарисованные детским в...
Читать далее

Дата 27.01.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели494

Наследие Тамерлана
Самарканд стал первым городом, который мы посетили в Узбекистане, и с первого же дня стало понятно, что отношения с этой страной сложатся прекрасно, как и всё путешествие. Осмотрев знаменитый Регистан — объект № 1, обязательный для ка...
Читать далее

Дата 11.02.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели898

Долгий день в дождливом Самарканде
Дождь всё не кончался, и тогда, на второй день в Самарканде, я ещё не знала, что он так и будет лить целую неделю. С собой в чемодане было три куртки, на все случаи погодных капризов, так что протекающее небо меня не особо беспокоило. Пожалуй, отсутс...
Читать далее

Дата 31.03.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели907

Свадьба в лазурном некрополе
После посещения Регистана и мавзолея Гур эмир я успела по уши влюбиться в красоты Самарканда. Казалось, уже ничто не превзойдёт увиденного, но по плану было посещение комплекса Шахи́ Зинда́. И, признаться, он поразил меня ещё...
Читать далее

Дата 14.04.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели845

Отзывы туристов