АБХАЗИЯ-КРАСНАЯ ПОЛЯНА-СОЧИ. ТРУДНАЯ ДОРОГА.

Александр Иванов Страна:Абхазия
Город: Сухум
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 2017

Дата17.10.17 Хороший отзыв7 Ответов 10 Просмотрели4547

На самом деле, экскурсия в Абхазию могла бы быть более интересной и познавательной, если б ее не подпортили организаторы и абхазский экскурсовод.
Еще до отъезда в Анапу, я задумался: «А что это я буду там делать целых две недели?»
«Ведь граница-то совсем рядом, там и до Турции-то вплавь…»
И захватил с собой загранпаспорт.
Оказалось, что пересечь границу можно и без загранпаспорта.
Расскажу, как все это можно сделать, надеясь, что пограничники не прочтут.
Первую сопочную грязь, я попробовал на «Посейдоне»( там она привозная в отличие от вулкана «Тиздар») и там же интеллигентная экскурсовод Марианна, предложила нам поездку в солнечную Абхазию.
Уже утром следующего дня, она прислала мне смс с координатами фирмы, отправляющей туда туристов и время, аж вечером в 20-30.
Я быстренько собрал вещички на два дня, купил билет и решил плотненько пообедать в «Луксоре» (350р.), а то кто его там знает, что нас ждет в дороге.
(К сожалению, не ошибся.)
Сама экскурсия стоит 5400р., вторую часть денег, большую, вы отдаете экскурсоводу,( никаких квитанций не получая взамен), но еще приходится платить за все дополнительные микроэкскурсии , развлечения, питание и даже туалет, так что в итоге, все удовольствие вам обойдется почти в десятку.
Есть еще другой вариант: вы выезжаете в 4.30 утра из Витязево в дороге целый день и только ночью подъезжаете к абхазской границе. В этом случае у вас есть возможность проехать интересный маршрут по всем приморским городам: Анапа-Геленджик –Новороссийск- недалеко от Сочи, обозревая днем и горную дорогу и прибрежную полосу моря периодически.
Два дня вы можете наслаждаться Абхазией и потом домой.
Но Марианна предложила мне другой вариант, сказав, что он интереснее.
Она оказалась права.
Нагулявшись по Паралии, я присел на скамейку остановки у санатория «Аквамарин» и в назначенное время меня забрал наш автобус.
Там уже была наш экскурсовод Людмила и две молодые, симпатичные девушки с Украины, они тоже отдыхали в Витязево.
(Поскольку Людмила их сразу «обозвала» красотками, я буду их называть так же.)
Мы долго ехали по, уже ночным вышеперечисленным городам и, наконец, после Новороссийска собрали почти всю группу.
Первая и главная проблема, с которой мы столкнулись- автобус, не очень комфортабельный для столь долгих путешествий.
Мы сидели очень плотно друг к другу, сиденья лишь немного откидывались и были достаточно жесткие.
Дорогу: Витязево -Геленджик еще можно было бы потерпеть, а вот две ночи подряд…
Представьте себе:
Автобус на достаточно приличной скорости, поднимается по крутому горному серпантину, делая довольно резкие повороты влево- вправо. Дорога часто плохая, из-за чего трясет. Девушка, на сидение передо мной, никак не могла устроиться удобно и то опускала его, то поднимала, а поскольку ремней безопасности не было, я, держась за изголовье ее сидения, делаю вместе с ней возвратно-поступательные движения вперед- назад.
Кроме того, встречные машины, периодически ослепляли нас дальним светом.
В общем, «Моушен сфера» в чистом виде.
Иногда, мы, сквозь забытье, слышали жалобные просьбы Людмилы: «Друзья, попробуйте уснуть.» Тогда, это нами воспринималось, как издевательство.
Особенно, хочу поблагодарить нашего водителя Дениса, который сначала вверх по горам, потом назад, вниз, да еще по мокрой горной дороге( на обратном пути лил дождь), мужественно выдерживал все испытания.
(Помните анекдот про водителя, пассажиры, которого молились и священника, у которого на проповеди прихожане спали?)
Нашим красоткам повезло больше всех, так как они устроились на заднем сиденье, которое представляло собой диванчик. Там они и уснули( по ходу дела только они), чуть было не проспав границу.
Только два раза за ночь, мы делали остановку на туалет, один у поворота на Сочи, но кофе попить или перекусить времени не было.
(Друзья,хочу предупредить сразу: детей в такую поездку брать не стоит и самим следует выбирать эту экскурсию, только если вы совершенно здоровы.)
Уже ранним утром подъехали к границе с Абхазией и высадившись, быстро –быстро, пошли к пункту пропуска.
Вся экскурсия была: «быстро-быстро»- программа очень насыщенная.
Я взял с собой два паспорта, но оказалось, что эту границу можно проходить по внутреннему, российскому.
Российские пограничники, очень внимательно изучили наши паспорта, при этом, совершенно не обратив внимания на наши вещички.
Вообще.
Ни тебе рамок, ни собак…
После реки Псоу, уже абхазская территория, там погранец, как-то лениво бросил взгляд на наши паспорта, мол: «Идите, чего уж там.»
Еще на нашей территории, Людмила предупредила нас, что могут быть грязными туалеты, не стоит покупать еду в незнакомых местах( особенно чебуреки) и сотовая связь здесь очень дорогая ( 200р минута).
Также, если к вам на мобилу приходят всякие местные предложения. Отказывайтесь. И еще: отказываться от предложений сфотографироваться «за бесплатно», если не хотите платить, все равно придется.

АБХАЗИЯ
Или путешествие с запахом пороха 2.

«Храните память бережней.
Слушай истории топот.
Учитывай в днях теперешних
Прошедших восстаний опыт.»
В.В. Маяковский

Абхазия встретила нас ранним, немного пасмурным утром, уже абхазским экскурсоводом( Людмила ехала с нами) и более комфортабельным автобусом.
На сегодня, Абхазию признает ( из крупных государств) Россия и от нее же она зависит в политическом, военном и экономическом плане.
Государственный язык -абхазский, но, делопроизводство ведется на русском, его тут знают почти все.
Страна под санкциями( как и мы) и это, конечно, очень сказывается на ее основной статье дохода- туризме.
А, как раз в этом вопросе Абхазии есть, что предложить, Черногория «отдыхает».
Действительно красивая природа и ласковое абхазское Черное море…если бы не прошедшая здесь страшная война.
По дороге к нашей первой остановке, абхазский экскурсовод (назовем ее Эля), успела рассказать, что российские Цари в свое время решили превратить эту территорию в курорт, как альтернативу французским и итальянским курортам.
Чтобы тогдашняя российская знать, больше отдыхала и лечилась дома, меньше шастая по зарубежью.
(Как это все актуально, не правда- ли?)
Первая остановка у нас была у какого-то монастыря, где нам предложили фотографировать его закрытые ворота.
Мы сразу решили познакомиться с местной «достопримечательностью»-туалетом. Не знаю, то ли сработало самовнушение, то ли правда оно так, но войдя в туалет, я сразу вспомнил СССР.
Нет, он был достаточно чистый, для общественного, конечно не такой, как сейчас в Парке Горького в г. Москве, где можно «обедать», но, все таки, достаточно приличный.
Такие, мы встречали здесь везде и везде надо было бросать монетку ( 10р.) на блюдо перед ним.
Жалко, что нам не дали позавтракать или хотя бы выпить чашку чая с бутербродом ( там было кафе), Людмила быстро погнала нас обратно в автобус, где и произошел небольшой скандал.
Красотки, лишившись их любимого кофе, заявили «международный» протест и мы, конечно, их поддержали.
Как после такой «бурной» ночи и не дать людям перекусить!
Люда мужественно выдерживала все претензии: и за автобус, и за отсутствие завтрака.
Конечно, она просто попала под «раздачу». Она сама, вместе с нами, терпела все неудобства дороги.
А наш путь пролегал к главной местной достопримечательности-каньону с большим озером.
Мы спустились глубоко в ущелье, где было достаточно прохладно и ветер, наконец, перед нашим взором открылась прелестная картина озера ( по- моему о.Риц) с лодочной станцией и кафе.
Порция шашлыка(один шампур, большие куски), тарелка супа, хлеб 2 кусочка, маленькая тарелка картофеля фри и небольшой кусочек жареной форели, мне обошелся «всего» в 1000р.
Валюта в Абхазии -Российский рубль.
С гигиеной здесь не очень:
Шашлычник, просто своей голой рукой положил мне зелень и овощи к шашлыку.
Так просто и обыденно.
Нас предупредили, что стоит позавтракать получше, так как потом будет только ужин и уже на российской территории.
Туалет там в отдалении от кафе-ресторана через развалины какого-то здания, еще советских времен.
Они тут такие везде.
Делали остановку еще у Голубого озера, совсем маленького, смотрели и фотографировались у горной речки. Они тут небольшие, но очень бурные.
На пасеке, симпатичная абхазка с чистым русским произношением уверяла нас, что лучший в мире мед только здесь.
(Правда упомянула еще наш Башкортостан)
В следующем селе, молодой веселый абхаз угощал нашу экскурсию винами разных сортов и, конечно же, утверждал то же самое.
Завидев наших красоток, он тут же предложил себя им в качестве жениха ( я вот только не понял: обоим сразу или какой-то одной, думаю, что обоим сразу, что бы не прогадать), но они отказались, видимо рассчитывая на более выгодную партию.
(Кстати, апапские виноделы раскритиковали абхазские вина тоже.
Как они утверждают, экскурсиям, предлагается вино не самого лучшего качества. Качественное и очень, конечно же есть, но для «своих». Может, еще нальют экскурсоводу.
Они тут имеют интерес со всех продаж,
будь это мед, вино или та же сопочная грязь ).
Наконец мы приехали в Новый Афон.
Я рекомендую вам посетить дачу Сталина ( 200р.), особенно с детьми.
(Помните, как на Руси называли тех, кто забыл своих предков? «Иван, не знающий родства». А казахи таких называли -манкурт.)
Я рад, что мы с приятелем догадались отказаться от посещения тамошней достопримечательности-пещеры, где «жара» 14 гр. за 1500р.
И зачем нам лазить по каким-то пещерам при этакой температуре, когда мы из Москвы только- только сбежали от такой погоды!
Мы спустились вниз на местный пляж.
( Купание в формате нашей экскурсии не было предусмотрено, а в двухдневной да).
Он довольно большой, километра полтора, мелкая и средняя галька, лежаки и раздевалки есть, довольно чисто. Народу-10 чел на метров 200.
Кстати, проезжая другие пляжи, мы тоже не видели много купающихся.
Вечерело, верхушки ближайших гор уже почернели от нависших облаков, но дождя еще ее было.
Море было чистое, очень теплое(гораздо теплее, чем в Витязево) и совершенно спокойное. Накупавшись вдоволь, мы стали подтягиваться к своим.
Проходя местное кафе, решились попробовать абхазский кофе.
Продавец-абхазка его сварила прямо при нас в турке.
Обычная чашка вручную сваренного натурального кофе с гущей с молоком и сахаром, обошлась в 50 р. Неплохо и вкусно!
Мы стали подниматься вверх по крутой горной дороге в местный поселок, мимо памятника погибшим в гражданской войне и то тут, то там видели в двориках домов ужинающих туристов. Судя по внешности и разговору, это были россияне.
Здесь много туристов из России.
Симпатичная, веселая девушка попалась нам на пути, она была одета в короткую юбку и свободный топ.
(Так одеваются только туристы и славяне. Абхазки никогда.)
Разговорились, выяснилось, что она и с ней еще человек десять беженцев из Украины уже давно здесь. Они варят пиво и делают квас.
Печально символично: беженка с Донецкой Народной Республики, продает квас прямо перед развалинами санатория еще советских времен.
По поводу посещения Новоафонского мужского монастыря, решайте сами.
Я бы туда направил бригаду маляров и реставраторов.
Как, впрочем, и во всю Абхазию.
Эля сказала, что с начала (1875г.) там было 500 монахов, но революции и войны унесли почти всех. Осталось человек пять.

Мне запомнился асфальт на дороге, по которой мы спускались вниз из монастыря.Видимо, сказался опыт бывшего строителя.

После Москвы, где его в последнее время перекладывали аж по несколько раз за лето. здесь, похоже, его не меняли аж с советских времен. Дорожное порытие аж  расползалось, обнажая  слои.
Мы взяли путь к границе.
Отмечу резкий контраст современных, ярких новостроек уже на российской территории, по сравнению с домиками на абхазской.

ВОЙНА.

В своем отчете о путешествии по Б и Г, я рассказывал про девушек, наших попутчиц. Они видели это все после Абхазии, теперь последствия разрушительной гражданской войны видел я в Абхазии, после Боснии.
К сожалению, абхазский экскурсовод довольно сухо и не интересно(мое мнение) рассказала нам о своей очень красивой и многострадальной Родине в отличие от ее сербской коллеги.
Нам проще и дешевле было бы посмотреть тревел- тур по Абхазии на Ю-тубе.
Абхазия, по ее словам, потеряла треть населения и больше пятидесяти миллиардов долларов в результате прошедшей гражданской войны, а одной из ее причин –мнение политиков «другой стороны» о своей исключительности.
Абхазия сегодня, это территория контраста.
Все здесь напоминает о Великой и процветающей стране, которую «раздолбали» политики и националисты.
Красивая природа сочетается с повсеместной разрухой.
Периодически мы встречали разрушенные жилые дома и санатории советского времени.
Знаменитые видовые площадки с вокзалами. От многих остался только фасад, внутри все выкорчевано и превращено в отхожее место. Во многих бывших санаториях тоже.
Эля сказала, что и г.Сухум сильно разрушен ( его посещение входит в двухдневную экскурсию, мы не проезжали), там смогли восстановить только прибрежную часть города.
Я, как и многие, пережил это время. Все или почти все происходило на наших глазах. Не перестаю удивляться на тех, кто, видя, как разрушили Украину, Сирию, Ирак, Югославию, Ливию, убили и покалечили столько народу(!) ,оправдывает тамошних политиков, говоря о какой-то «демократии»!
Надо съездить в Абхазию хотя бы только ради этого.
Во всяком случае, вероятно по-другому, будешь относиться к громким и зачастую лживым обещаниям политиков…
Думаю, можно ехать или в санаторий, который еще функционирует и хорошо охраняется(Мы видели только один. Его построили турки по заказу КГБ, прямо перед развалом СССР) или по рекомендации в конкретную абхазскую семью, где вы будете под ее защитой.
Безопасность здесь относительная.
Помните, что абхазы- горный народ со своим менталитетом, традициями и обычаями. Их надо уважать. Они сильно отличаются от наших.
Женщинам одним, вообще, не советую ехать сюда. Только с мужчиной и соблюдать местный дресс -код. В открытом виде можно только на пляже и днем, если вы идете в поселок, то только днем и в сопровождении мужчины или женщины-абхазки и одевайтесь.
(Я бы, вообще, наших женщин отпускал за рубеж только или с отцом, или с мужем)
Наших красоток пару раз чуть было не увели во время экскурсии, прямо у нас из –под носа.
Вот так: жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

КРАСНАЯ ПОЛЯНА.

К Красной поляне, мы подъехали, когда уже совсем стемнело.
Еще издали увидели ярко подсвеченные фасады фешенебельных отелей с названиями « Марриотт» и проч.
Поднявшись вверх, по склону горы, автобус остановился у тамошнего КПП.
Нас быстренько досмотрели без вещей, а сам автобус проехал с вещичками вперед, забрав нас уже после досмотра. Получив последний, на сегодня инструктаж от экскурсовода, мы высадились у отеля горнолыжного курорта «Роза хутор».
Селили нас на ночь по двое, так, как мы и ехали в автобусе. Моим попутчиком, а теперь уже сожителем ( не поймите неправильно) оказался Кирилл, молодой парень, как выяснилось гражданин двух стран, довольно эрудированный и уже побывавший во многих экскурсиях
Он нынешний строитель, я строитель в прошлом, мы быстро нашли общий язык и общие темы от приятных до совсем не очень. Время было позднее, поэтому первым делом мы побежали ужинать
( на самом деле это был обед плюс ужин) в тамошнее заведение «Варежку».
Это шведский стол, почти ресторация, за 400р. ешь и пьешь сколько хочешь
( спиртное в баре тоже есть, но за отдельную плату).
Довольно вкусно.
Ужин мы оплачивали отдельно. Я советую выбирать места в дальнем зале, где через стеклянную стену вы можете любоваться окрестными горами и всей панорамой этого хутора.
Отель, ресторация, наш уютный, чистый, теплый номер на двоих ( 3500р. за сутки), чистый и теплый туалет, душ с горячей водой- все это после наших приключений нам показалось настолько замечательным, что мы сразу стали наслаждаться жизнью.
Кирилл еще пытался «погусарить»: найти красоток и предложить им протестировать абхазское вино, но мы не знали в каком номере их поселили, да и сами достаточно устали и скоро уснули.
Завтрак входил в оплату экскурсии и сразу после него нам следовало чек аут.
Перед посадкой в автобус, вся экскурсия успела оценить новые костюмы наших спутниц с «очень вильны и не залежны» и группа отправилась кататься на большой канатной дороге. (1500р.)
Кстати, не сговариваясь и мы, и экскурсовод к девушкам с Украины относились достаточно хорошо: угощали мороженым и кофе, делали постоянно комплементы.
Представляю, какое было бы отношение к нам, гражданам России, если б мы приехали на экскурсию, скажем в Ивано-Франковск или во Львов.
Малая канатная дорога, соединяющая «Розу хутор» и саму «Красную поляну» которая внизу, входила в оплату номера отеля, как и завтрак, и на ней вы можете кататься сколько хотите.
Красная поляна впечатляет, можно посмотреть тревел-тур, от себя скажу только, что по обоим берегам реки Бешенки( в переводе на русский) построены весьма фешенебельные отели с ресторанами и кафе, есть игровой комплекс и даже казино.
Думаю, этот курорт можно назвать российский «Лас- Вегас». Сюда можно добраться автотранспортом, по новой отличной дороге или ж/д.
Но, не забудьте захватить золотую кредитку- все достаточно дорого.
Самые недорогие заведения, где можно поесть это «Варежка» в Хуторе вверху, до нее добраться фуникулером и на самом конце «Поляны» есть двухэтажное черное здание, по-моему «Арт-хауз», там бесплатный туалет и приличный бизнес ланч за 350р. Вкусно и сытно.
Имейте ввиду, что при экскурсии в «Мою Россию» (200р), вам придется отдельно платить за просмотр пыточной Ивана Грозного.
(Хорошо, хоть, что не за саму пытку.)
После осмотра всех достопримечательностей «Красной поляны», мы взяли курс на Сочи и вот тут Людмилу «прорвало»!
До сего момента, немногословная, она с вдохновением настоящего патриота стала нам рассказывать историю этого места.
(Последний раз, подобную эмоциональную речь, я слышал от одного обаятельного политика, защищавшего последнего Российского Императора)
Как в свое время, эта территория завоевывалась Россией, как прокладывали здесь первую дорогу. (Жесть! Настоящая русская рулетка!).
Как уже в наше время строили туристический кластер с горнолыжным курортом, используя фразеологию т. Сталина.
(Хорошо, хоть, что не его методы.)
А я ( думаю, что и не только я), слушая вдохновенную речь экскурсовода, думал: « А может, лучше, было бы обойтись без таких жертв и трат.»
Весь этот комплекс был поделен на «захватки» ( язык строителей) и их распределили между российскими олигархами для финансирования.
Кстати, я отказался кататься на большой канатной дороге, ограничившись малой, но, надеюсь, что г. Потанин на меня не обидится.
Он финансировал эту часть проекта.

СОЧИ.

Наш путь к Сочи пролегал по красивым местам и скоро, мы уже приехали, начав его осмотр с олимпийских объектов.
Вот тут, я немного не понял нашего экскурсовода, которая сказала, что по правилам МОК, все они должны быть демонтированы после проведения самой Олимпиады.
Ведь и в Москве, Лужники, и прочие сооружения стоят, и в Олимпийской деревне люди живут, да и тюрьма в одной европейкой стране, куда на время проведения тамошней Олимпиады поселили спортсменов ( Это ж надо такое придумать!), «гостеприимно» принимает местный криминал…
Погода была по-осеннему прохладная, но, я думаю, что нам с ней повезло.
Дело в том, что в Витязево эти два дня лил дождь и все равно не купались, поэтому «самое то» было заполнить эту паузу экскурсией.
( К тому же, мы успели искупаться в абхазском Черном море!)
Передам слова Людмилы, что поесть в олимпийском центре тоже достаточно дорого, а вот интересную историю насчет староверов, вам лучше узнать самим.
Опять возникает вопрос: а почему именно здесь решили проводить Олимпиаду?
(От меня: «Да и зачем она, вообще, нам… Столько проблем в стране…»)
Осмотрев этот туристический и спортивный кластер, мы поехали к сочинскому знаменитому морвокзалу.
Опять красивая дорога, красивые места, санатории и опять наш патриот-экскурсовод рассказывает о том, как российские цари завоевывали эту территорию, как осушали влажную землю, выгоняли комаров, как возникали здесь первые курорты для российской знати, как уже при советской власти т. Сталин реализовал свой лозунг: « Даешь санаторно-курортное лечение и отдых у моря каждому трудящемуся!», как очередной Царь «вдохнул» в Сочи уже спортивную жизнь.
И, вот он, морвокзал, откуда Семен Семенович отправился за бриллиантами на теплоходе «Михаил Светлов».
Теперь там находится элитный бутик ( с абхазскими морвокзалами не сравнить…)
Люда еще немного рассказала нам о местных достопримечательностях, показала туалет ( он почти рядом с морвокзалом -20р) и недорогую столовую, где мы и поужинали плотненько перед обратной « Моушен сферой».
Мы с приятелем опять нашли время покупаться в сочинском Черном море, чем остались очень довольны.
Опять был вечер, опять накрапывал дождь и опять вода была хорошая, правда, холоднее, чем в Абхазии.
На пляже, ( мелкая галька) вечером, народу тоже было мало, раздевалки есть, чисто.
Уже когда мы садились в автобус дождь полил конкретно.

Обратная дорога уже конкретно мокрая от дождя :снова качка, влево-вправо, вперед-назад и вниз, вниз по горной круче, навстречу встречным машинам, ослепляющим вас фарами. Как только водитель с ней справлялся!?
На обратном пути, Людмила пыталась немного нас разговорить, просила задавать вопросы, но, то ли народ устал от пережитого, то ли замер перед ожиданием тряски на обратной дороге, туристы молчали, ну а мне одному задавать вопросы было как-то неудобно.
Я узнал, только, что она везет четырехдневную экскурсию в Грузию, но она намечалась на 21 сентября, а нам уезжать в домой 16-го.
Сама уроженка Новосибирска, она несколько лет назад переехала в Сочи и уже успела полюбить этот город, хорошо знает его историю и ей хотелось многое нам рассказать.
Если случится нам встретиться снова, обязательно расспрашу ее, почему т. Сталин поместил Знак Зодиака «Змееносец» на циферблат часов сочинского ж/д вокзала среди других.
В Витязево, мы приехали почти в пять утра, я высадился одним из последних и искренне пожелав экскурсоводу и водителю всех благ ( им предстояло через несколько часов снова везти очередную экскурсию !), пошел по мокрой от дождя дороге к своему коттеджу…

Удачи вам в пути и приятных впечатлений!