ВОЗДУШНЫЕ ВРАТА САМАРКАНДА, ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА

Самаркандец Ш Страна:Узбекистан
Город: Ташкент
Время отдыха: Дата вылета апрель 2017

Дата17.04.17 Хороший отзыв0 Ответов 4 Просмотрели1535

История становления самаркандского аэропорта уходит в далекие 1920 годы, прошлого столетия. На территории бывшего бухарского ханства возникло новое образование, со столицей в г.Самарканде и власти новообразованной республики приложили все усилия по созданию здесь собственной авиабазы.

С помощью опытных специалистов был выбран подходящий участок земли на территории Хаймарского сельского совета Ходжа-Ахрарской волости. К строительству приступили в 1925 году и 10 июня 1927 года самаркандская аэростанция была официально сдана в эксплуатацию. Так что нынешним летом аэропорт «Самарканда» торжественно отметит свое 90-летие.

Конечно же, с точки зрения человека двадцать первого столетия, это было весьма примитивное сооружение, штат которого состоял из двух человек: начальника и его помощника, который был вынужден за небольшую плату совмещать одновременно несколько функций. Однако вскоре к ним на помощь из Чарджуя прибыл третий работник, ставший авиамотористом. Однако, самаркандский аэродром почти четыре года не мог эксплуатироваться в полную силу из-за отсутствия необходимого радиооборудования. Уже после того как столица Узбекистана была перенесена в Ташкент, в Самарканд была доставлена и установлена (25 июля 1931 года) небольшая радиостанция. Это весьма простое оборудование кустарного производства позволило наладить устойчивую связь через эфир с ближайшими аэропортами Ташкента, Сталинабада (Душанбе), Чарджуя и Ходжента. Одновременно в самаркандском аэропорту, официально называемом аэростанцией, задействовали и дизельную электростанцию.

Первым начальником этой аэростанции был назначен некий Н. Л. Коган, сделавший немало полезных дел для развития малой авиации. В то время самаркандская аэростанция вовсе не являлась самостоятельным субъектом – она считалась лишь промежуточной посадочной площадкой Ташкентского 21-го транспортного авиаотряда Среднеазиатского управления гражданского воздушного флота. Но несколько позднее Самарканд становится одной из баз сельхозавиации республики, откуда осуществлялись посевы риса, пшеницы, саксаула, обработка полей от сельхозвредителей и подкормка удобрениями, а также уничтожение малярии, рассадником которой являлись плавни Сырдарьи, Зеравшана и других больших и малых рек.

К числу заслуг Н. Когана можно отнести и то, что в авиагавани древнего города была организована своя метеослужба и началось регулярное осуществление авиарейсов из Самарканда в Ташкент, Термез и Чарджуй.

Сменивший в 1936 году Н. Когана Б. З. Бабаев прибыл сюда после окончания Ленинградских годичных курсов усовершенствования командного состава ГВФ. Этот человек также внес свой скромный вклад в преобразование промежуточной аэростанции в настоящий небольшой аэропорт.

Особо следует отметить деятельность самаркандского аэропорта в годы Второй мировой войны. Здесь базировалась 5-я отдельная учебная эскадрилья ГВФ. Ее костяк составило отдельное учебное звено из 15 самолетов, сформированное еще в 1940 году в Киеве. После начала войны его сначала эвакуировали на Северный Кавказ, оттуда в Чарджуй, а уже в апреле 1942 года в Самарканд. Перебазирование сюда этой эскадрильи осуществил опытный пилот Г. В. Анищенко, который впоследствии погиб в авиакатастрофе на маршруте Харьков – Москва в январе 1945-го. А созданную им в Самарканде учебную базу, готовившую кадры для фронта, пополнили молодые инструкторы – пилоты, откомандированные сюда из разных областей России. В их числе были Василий Семенович Романкин и Григорий Иванович Цховребов, которые, как и другие их коллеги, до конца жизни трудились в самаркандском аэропорту. Романкин позднее стал заслуженным пилотом СССР, а Цховребов – Героем социалистического труда и лауреатом Госпремии СССР.

В 1944 году командиром расположенной в Самарканде 5-й отдельной учебной авиаэскадрильи был назначен Ю. К. Антушевич. Он пробыл на своем посту до ее расформирования и соединения с 4-й эскадрильей, базировавшейся в Сырдарье и оттуда перелетевшей на место постоянного расположения в город Красный Кут, где и поныне находится авиаучилище, в котором на протяжении последующего полувека обучались узбекистанские пилоты разных поколений, в том числе и те, кто сейчас занимает высокие руководящие посты в НАК «Узбекистон хаво йуллари».

Когда же в сентябре 1945 года начальником самаркандского аэропорта был назначен А. И. Ибрагимов, в штатном расписании значились уже 29 человек. В связи с появлением на воздушных трассах Узбекистана новых самолетов и в перспективе перехода на турбовинтовую и турбореактивную технику было решено перенести аэропорт на новое место. На это были объективные с точки зрения безопасности полетов причины: близость Агалыкских гор и сильная пересеченность местности, а заодно невозможность расширения авиагавани. Потому-то в 1946 году для нового аэропорта городские власти выделили большую территорию в 200 гектаров вдоль поймы реки Зеравшан в районе Чупанатинских холмов, неподалеку от древнего городища Афросиаб. Там и был семь десятилетий назад устроен этот важный для города и республики социальный объект.

Но наиболее славный этап в истории самаркандского аэропорта был открыт в годы независимости Узбекистана. В развитие гражданской авиации суверенной республики за минувшие годы был привлечено свыше двух миллиардов долларов иностранных инвестиций. Так, например, из японского кредита на модернизацию самаркандского аэропорта и его инфраструктуры было затрачено 55 миллионов долларов. Эта сумма была потрачена на выполнение большого объема строительных и ремонтных работ: была усилена и удлинена до 3100 метров взлетно-посадочная полоса, способная принимать все современные пассажирские и грузовые самолеты, включая западноевропейские аэробусы, американские «Боинги» и российские лайнеры Ил-96 и Ил-76.

         Реконструированы также аэронавигационные и светотехнические системы, само здание аэровокзала, элект­роподстанции, приобретены новые трапы, топливозаправщики, тягачи и другая наземная техника. Для обеспечения безопасности полетов теперь есть и спецмашина для отпугивания птиц в зоне посадки и взлета самолетов. Международный аэропорт «Самарканд», расположенный на северной окраине города, является важным стратегическим объектом и играет огромную роль не только в развитии экономики Самарканда и Самаркандской области, но также центральной части Узбекистана, в том числе, в первую очередь, в сфере туризма. Пропускная способность нынешнего аэровокзала – 500 пассажиров в час.

         В этом аэровокзальном комплексе имеются все виды услуг, предусмотренные международными стандартами: VIP- и CIP-залы, комната матери и ребенка, медпункт, авиакассы, почтовое отделение, услуги междугородней и международной связи, бары, ресторан, пункт обмена валюты, магазин Duty Free. Четкая и слаженная работа коллектива была оценена по достоинству: по итогам 2004 года аэропорт «Самарканд» был признан лучшим среди аэропортов стран СНГ в номинации «Объем перевозок до 100 000 пассажиров» конкурса «Лучший аэропорт года».

         В настоящее время Самарканд – туристическая Мекка Узбекистана – связан прямыми рейсами с Ташкентом, Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и Симферополем. На этих трассах летают как экипажи «Узбекистон хаво йуллари», так и ряда авиакомпаний Российской Федерации. А, кроме того, из Самарканда и в Самарканд совершаются чартерные рейсы с туристами из Японии, Австрии и России.

 



Фотографии


Комментарии

Вот так дата - 90 лет аэропорту. Интересно бы побывать в том аэропорту, каким он изначально был. Не знала, что самолеты тогда уже летали, думала, это более позднее техническое изобретение. А как спецмашина, отпугивающая птиц, действует, шум издает?

Действительно, один из старейших аэропортов бывших республик СССР! Красивый современный комплекс аэровокзала и обслуживающих объектов. В 80-е годы доводилось вылетать в ДРА с этого аэродрома на ИЛ-76, но помню серое, мрачное сооружение...Возможно, что настроение было таким же мрачным. А теперь - красота, как и сам город со славной историей. А есть ли музей истории этого аэропорта?

В детстве летали в Узбекистан, г. Коканд к бабушке, во времена СССР. Садились в этом аэропорту пару раз. Потом распад СССР, гонения, бабушка переехала, но впечатления об Узбекистане остались. Спасибо за экскурс в историю и фотографии, напомнившие детство!

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане

Покрытый песками
Однажды во время летних каникул я несколько дней подряд взахлёб читала книгу «Узбекские сказки». Не скажу точно, сколько мне было лет, 8 или 9 ? Сюжеты теперь уж и не вспомню, но на всю жизнь сохранились те эмоции и нарисованные детским в...
Читать далее

Дата 27.01.21 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели494

Наследие Тамерлана
Самарканд стал первым городом, который мы посетили в Узбекистане, и с первого же дня стало понятно, что отношения с этой страной сложатся прекрасно, как и всё путешествие. Осмотрев знаменитый Регистан — объект № 1, обязательный для ка...
Читать далее

Дата 11.02.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели898

Долгий день в дождливом Самарканде
Дождь всё не кончался, и тогда, на второй день в Самарканде, я ещё не знала, что он так и будет лить целую неделю. С собой в чемодане было три куртки, на все случаи погодных капризов, так что протекающее небо меня не особо беспокоило. Пожалуй, отсутс...
Читать далее

Дата 31.03.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели907

Свадьба в лазурном некрополе
После посещения Регистана и мавзолея Гур эмир я успела по уши влюбиться в красоты Самарканда. Казалось, уже ничто не превзойдёт увиденного, но по плану было посещение комплекса Шахи́ Зинда́. И, признаться, он поразил меня ещё...
Читать далее

Дата 14.04.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели845

Отзывы туристов