Nomad Страна:Сербия

Балканское кольцо. Часть 4

Балканское кольцо. Часть 5

Балканское кольцо. Часть 6

Дорога Вишеград — Приеполье — Черногория.

В восемь утра мы отдали Андричу ключи, прыгнули в машину, включили обогрев на полную (мы уже давно поняли, что машина — самое теплое место), и поехали в сторону Сербии. Погода испортилась — небо затянули серые облака, солнца не было видно, было холодно. Кстати, следующий раз мы увидели солнце только на побережье!

Итак, мы выехали из Вишеграда, до сербской границы было километров сорок — пустяк вопрос! Нужно было только заправиться, как раз для этой цели у меня было заныкано 50 марок — почти 25 евро, которые надо было потратить именно на территории БиГ. Дорога была не скажу, что очень уж интересная, к тому же было холодно и не было солнышка.

Спустя какое-то время, слева от дороги, на берегу Рзава, вдоль которой шла дорога, мы увидели монастырь.

Балканское кольцо. Часть 7

Это оказался монастырь Добрун, куда мы не преминули заехать. Первое, что бросается в глаза — это настоящий паровозик, стоящий на рельсах, проложенных вдоль монастырской стены. Оказывается, его тут оставил вездесущий Кустурица, после съемок своего очередного фильма «Жизнь как чудо»!

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы, или просто Добрун, считается одним из древнейших сербских монастырей на территории сегодняшней БиГ. Точная дата его основания неизвестна, говорят, что он был построен в 9 веке, по другим данным в самом начале 13-го.

Древний монастырь был разрушен турками в 1875 году, во время подавления боснийского восстания, и восстановлен только в 1920-х годах. Во время Второй мировой немцы устроили в монастыре склад боеприпасов, и при их взрыве была разрушена половина монастыря. После этого его долго восстанавливали, и монахи там вновь появились только в 1994 году. В храме чудом сохранились средневековые фрески, которые считаются важнейшим памятником византийского искусства на территории Боснии. Около этого монастыря Ратко Младич собирал сербских ополченцев в 1992 году…

На момент нашего посещения в храме шла служба, поэтому внутрь храма мы не пошли, чтобы не мешать верующим.

Балканское кольцо. Часть 7

Зато никто не мешал ходить по территории, а так же подняться на гору за монастырем, где в 2004 году был поставлен памятник Карагеоргию, руководителю первого сербского восстания против Османской империи.

Там же стоит Поклонный Крест. От памятника открывается панорама на весь монастырь, и окружающую его местность.

Немного дальше от монастыря, в этот раз справа от трассы стоит еще один монастырь. Это монастырь Дражевина, со сложенной из камня церковью Святителя Николая Угодника. На территории монастыря установлен памятник генералу Драголюбу Михайловичу, предводителю сербских четников, которого в 1946 году неподалеку от монастыря взяли в плен войска Тито. Четники — это сербские партизаны-монархисты, которые помимо борьбы с фашистами во время Второй мировой, заодно воевали и с коммунистами. Их целью было восстановление королевства Югославии в его довоенных границах под предводительством династии Карагеоргиевичей.

Балканское кольцо. Часть 7

Монастырь был сильно разрушен во время Боснийской войны, и восстановлен силами местных жителей. В момент нашего приезда, стоянка около монастыря была плотно заставлена машинами, но на территории не было ни одного человека — зато из церкви доносились звуки молитвы — тут тоже шла служба.

Мы продолжили наш путь в сторону границы, изо всех сил высматривая заправку — стрелка уровня топлива была на нуле. Мы ехали и ехали с пустым баком, а заправки все не было и не было. На каком святом духе ехала наша машина — нам неизвестно, но она мужественно продолжала взбираться в горки и спускаться в долины. Радовало одно — что этот участок был достаточно густонаселен, вдоль дороги то и дело попадались деревушки, так что возможность так или иначе разжиться бензином была, но все равно хотелось попасть на заправку. Мы ехали километр за километром — и ни одной заправки! Этого не могло быть, но так и было… Двадцать километров мы ехали с пустым баком гадая, на какой именно горке мы встанем… Вчера одно приключение, сегодня — другое, не многовато ли для пары дней? С другой стороны мы с Ксю прикидывали, что, если бы у нас кончился бензин вчера, в каком-нибудь туннеле? Вот это была бы веселуха!!!

Итак, впереди уже замелькали синие щиты, обозначающие сербскую границу, бак был пустой, а ляжку жгли 25 евро в боснийской валюте, которые после пересечения границы грозили превратиться в простые бумажки. И вдруг, около самой границы, мы прохлопываем поворот, сворачиваем не туда, и за поворотом дороги видим заправку! Нашей радости просто не было предела! Выходит, что на сорокакилометровом участке дороги от Вишеграда до погранперехода Рудо/Увац, на оживленной, в общем-то, трассе, нет ни одной заправки!

Само собой, мы заправились на все — хватило как раз на полный бак! Самое чудесное, что это была одна из самых дешевых заправок, средняя цена 95-го по БиГ была 1.91 — 1.96 марок, а на этой бензин стоил всего 1.86!)) Так что мы еще и сэкономили. Очередной раз добавив мне седых волос, и убавив еще нервных клеток, которых после вчерашнего итак почти не осталось…)

Словом, к пограпереходу мы подъехали полные бензина и чувства собственного достоинства. Боснийские погранцы посмотрели наши паспорта и снова решили их не марать своими печатями (жаль, но у меня в паспорте не осталось никаких следов о посещении БиГ), сербы же тиснули в наши паспорта нечеткие отметки. Мы были в Сербии!

Дорога шла вдоль живописной реки Лим, к сожалению, скрытой холодным туманом.

Километров через 15 от границы она расширяется, превращаясь в озеро Потпечко, где мы остановились, ибо проехать мимо такой красоты было невозможно.

Ближе к Приеполью она вновь становится узкой, а вода в ней приобретает нереальный сине-зеленый цвет.

Монастырь Милешева, в который лежал наш путь, лежит в пяти километрах от Приеполья, о чем свидетельствовали как указатели на трассе, так и наш драгоценный Игорь. Итак, примерно через два с половиной часа после выезда из Вишеграда, мы припарковались около монастыря.

Центральную часть монастыря, в окружении аккуратных монастырских построек, занимает церковь Вознесения. Сам монастырь был основан в 1218–19 годах будущим королем Сербии Стефаном Владиславом. В середине 15 века монастырь сожгли турки, но вскорости он был восстановлен. В конце 16 века монастырь посетили паломники из России, которые доставили дары от Ивана Грозного.

Балканское кольцо. Часть 7

Чем же так интересен монастырь для простых смертных? Тем, что в церкви Вознесения сохранились уникальные фрески, написанные ни много ни мало, а в 13 веке! Самая известная из них — Белый Ангел привлекает особое внимание посетителей монастыря. Внутри, вполне возможно, что именно благодаря фрескам, церковь выглядит гораздо древнее, чем снаружи. Там много фресок, датируемых тем же периодом, но Белый Ангел действительно привлекает внимание. Внутри церкви фотографировать запрещено, и, не смотря на то, что внутри кроме нас никого не было, мы не стали нарушать запрет, как говорится, своя карма ближе к телу. Поэтому я переснял фотографию с информационного стенда, стоящего около церкви. Должен заметить, что маловероятно, чтобы мне удалось так снять оригинал — фреска расположена рядом с окном, откуда, не смотря на плохую погоду, идет яркий свет, делая возможную съемку фрески крайне проблематичной.

Мы немного прогулялись по территории, сфотографировали бронзового Белого Ангела, находящегося у входа в церковь, и купили магнитик с ним же в сувенирной лавке.

Все, можно было ехать дальше. Мы снова проехали Приеполье, показавшийся нам (из окна машины) довольно неинтересным городишком (а мы в теории планировали там ночевать), и выехали на трассу, ведущую в сторону Черногории. Как обычно, по дороге нам попалось много всего интересного.

Для начала мы умудрились не пропустить поворот к монастырю с говорящим названием Пустыня. Это был очень невнятный поворот с трассы ровно в обратную сторону и в горку, причем в горку крутую. Наш заправленный по самые уши мазденыш под чутким руководством Ксю уверенно лез вверх, умудряясь вписываться в крутые повороты узенькой дорожки. Никаких дальнейших знаков на дороге не было, поэтому, притормозив на попавшейся нам развилке, мы подумали, и продолжили подниматься вверх. Дорога становилось все хуже, и к нам в голову начали закрадываться дурные мысли. Игорь же, после того, как мы съехали с трассы, пару раз вякнул, что мы ушли с маршрута, и заткнулся — этой дорожки в его электронных мозгах не было вообще. К счастью, нам на встречу попался местный мужик на Гольфе, переделанном во внедорожник, груженым дровами. Мы ему помахали, он остановился, и, поняв слово «монастырь», замахал руками, мол, едем мы не туда, надо ехать за ним. Он подождал, пока мы развернулись на дорожке чуть шире нашей машины, и поехал вперед, а мы — за ним. Как раз у той развилки он остановился — нам надо было ехать туда.

Эта дорога шла круто вниз, и после трех-четырех виражей мы увидели искомый монастырь.

Балканское кольцо. Часть 7

Это действительно была пустыня. Маленькая белая церковка с маленькой белой колокольней стояли в маленькой белой долине среди огромных гор. Долина, дорога, и, казалось, сама церковь были покрыты снегом.

Кроме нас там не было никаких признаков жизни, хотя монастырь был явно не заброшен. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, из которой, собственно, и состоит монастырь, была возведена в 1622 году на фундаментах церкви 11 века.

Внутри сохранились фрески времен ее постройки. Но самое обалденное в этом месте — было полное уединение. Именно в таких местах и становится понятно, почему и зачем люди уходят в монахи. А вовсе не в людных местах, где туристов больше, чем икон на стенах.

Мы с Ксю походили вокруг церкви по нетронутому снегу, и, без всяких приключений вернулись на трассу.

Балканское кольцо. Часть 7

Игорь ожил, и снова начал показывать нам нужный путь. Однако далеко уехать нам не удалось… В районе деревни Юнчевичи, километрах в четырех от границы с ЧГ мы снова парковали нашу многострадальную Мазду на обочине. Ибо с перевала, через который шла дорога, высотой (как было указано на вывеске) 1250 метров, открывались мозговыносящие виды на Сербию. Не буду ничего писать, просто смотрите фотографии…

Но, как оказалось, это была не последняя наша остановка. Рядом с этим местом, неподалеку от деревушки в три дома под названием Ябука, на холме с потрясающими видами, стоит еще один храм — церковь Святого Ильи в Ябуке. Насколько я понимаю, это новая церковь, информации о ней добыть не удалось…

Вот и все, Сербия закончилась, практически не успев начаться. Быстро проходим границу — маленькие штампы поставили и сербы на выезде, и черногорцы на въезде. Довидженья Србиjя, добродошли, Црна Гора!