Владимир Страна:Сербия
Город: Белград
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 2016

Дата19.10.16 Хороший отзыв7 Ответов 9 Просмотрели3918

Сербия – это вторая страна бывшей Югославии, где мне довелось побывать. Впервые на бывшей югославской земле я был летом 2009 года в Словении, где с большим удовольствием отдыхал на высокогорном озере Бохинь.                                                                                                Но в отличие от Словении, въезд в Сербию для россиян безвизовый, что значительно упрощает  и удешевляет посещение этой страны. В компании “7-тур” я выбрал экскурсионный маршрут “Великолепная Сербия”, о котором я прочитал в Интернете.                                                              Заплатил в два приёма за это 76871 рубль (с учётом моего одноместного размещения 120€) и за неделю до вылета получил все необходимые документы. С собой я взял ещё 1500 рублей и 200 долларов США.

4 сентября 2016 г., воскресенье

С утра погода в Москве пасмурная, но без дождя.Благополучно добрался до а/п Шереметьево. Пройдя все процедуры, связанные с отлётом, я занял своё место в самолёте типа Airbus A319-100, принадлежащий авиакомпании Air Serbia. Самолет взлетел в 11-18 московского времени. Где-то в середине полёта штурман объявил по-сербски и по-английски, что самолет пролетит над городами Житомир, Ивано-Франковск (Украина), Бая-Маре и Тимишоара (Румыния). Пролетая над Украиной, подумал, а не собьют ли нас, как тот Боинг? Но обошлось.               В 12-41 местного времени (на час раньше московского) самолёт приземлился в белградском аэропорту “Никола Тесла”. Аэропорт небольшой, современного типа. Ничем особенно не примечательный. Погода солнечная, температура около 30оС. Пройдя паспортный контроль и получив чемодан, я вышел в зал прилёта, где сразу увидел женщину, державшую в руке табличку на русском языке “Тур по Сербии”. Это была сотрудница партнёрской компании Милка Вучинич – крашеная брюнетка лет 45-50. После меня к ней подошли ещё несколько людей с этого авиарейса. Милка хорошо говорила по-русски. Она вывела нас на площадь, посадила в микроавтобус “Фольксваген” и представила водителя.                                                                                                                                                                                                               Группа оказалась небольшая, всего 8 человек - 6 женщин и 2 мужчин. Пятеро были москвичи, одна женщина средних лет с дочерью из Владивостока и одна пожилая женщина из Санкт-Петербурга.                                                                                                                                                  Приехав в Белград, нас разместили в отеле “Kasina”, в самом центре города. Отель довольно посредственный. В номере холодильника нет, большого зеркала нет, балкона нет. Письменный стол маленький. Вид из окна на внутренний двор какой-то неприглядный. Завтрак – шведский стол, небогатого ассортимента. На первом этаже возле стойки приёма находится пункт обмена валюты, где я для начала обменял 1000 рублей на сербские динары.                                                                                                                                                                                                 Через 20 минут после прибытия и размещения в номерах мы поехали на нашем микроавтобусе знакомиться с городом. Проехали по центральным улицам и площадям. Много довольно красивых старых домов своеобразной архитектуры, построенных в 20-30 годах. На ходу осмотрели президентский дворец, здание Скупщины (парламента Сербии) и другие учреждения, а также несколько памятников. Видели несколько полуразрушенных домов, пострадавших от бомбардировок натовской авиации в 1999 году, в т.ч. здание бывшего Генерального штаба сербской армии. Меня удивило, что в Белграде есть улица Гаврилы Принципа. Из-за этого человека началась Первая мировая война, в ходе которой погибло много сербов.                                                                                                                                                                                             В небольшом храме Святой Троицы посмотрели могилу русского генерала П.Н.Врангеля (Чёрный барон). Здесь он был перезахоронен, т.к. умер в Брюсселе в 1928 году.                                                                                                                                                                                                   Городской транспорт Белграда – это автобусы, троллейбусы и трамваи (колея их значительно ýже, чем в Москве). Метро в городе нет.                Потом мы проехались по возвышенной, парковой зоне города, где в основном расположены посольства и другие особняки. После этого опять вернулись в центр города и совершили продолжительную пешую прогулку по белградской крепости, основанной ещё древними римлянами. Она занимает довольно большую территорию и расположена на холме у слияния Дуная и Савы. Очень красивое место!                            От крепости мы по пешеходной улице Князя Михаила пришли к своему отелю. Выйдя потом снова в город, я пообедал в уличном кафе и в ближайшем магазине купил бутылку черногорского розового вина. В одном сувенирном киоске видел плакатик на сербском и русском языках: “Россия с Крымом. Сербия с Косовом”.                                                                                                                                                                           Вечером, поужинав в своём номере с употреблением черногорского, я лёг спать. Наконец этот суматошный день закончился.

5 сентября, понедельник

С утра погода испортилась. Сначала было просто пасмурно, но потом на весь день зарядил дождь. Из Белграда мы поехали на запад. Посетили национальный парк Фрушка Гóра, монастырь Хопово XV века, где была предложена дегустация храмовых вин и я купил две 200-граммовые бутылочки разных сортов. Затем мы прибыли в город Сремски Карловци, где у нас была пешая экскурсия, а оттуда поехали в расположенный неподалеку второй по величине город Сербии – Нови Сад.                                                                                                                          Пообедали в летнем ресторане в Петроварадинской крепости XVII века, расположенной на южном, высоком берегу Дуная. Осмотр города не оставил у меня какого-то яркого впечатления. Может быть из-за плохой погоды?                                                                                                  Обратно в Белград мы возвращались по трансъевропейской автомагистрали Е75 (4-х полосной, с разрешенной скоростью до 120 км/час), протянувшейся через всю страну от Венгрии до Македонии.                                                                                                                                            Приехав, я решил, что обмененных денег мне маловато. Но в отеле обменный курс был не очень хороший, поэтому я нашел в городе обменный пункт с лучшим курсом, где разменял 100 $ на 50 $ и 5400 динар. Этого мне было достаточно.                                                                         Поужинав в номере и посмотрев по телевизору какой-то старый американский фильм, лёг спать.

6 сентября, вторник

После завтрака, забрав из отеля свои вещи и документы, мы поехали в южном направлении. Погода опять пасмурная, но без дождя. Примерно через час мы приехали в небольшой город Топола. Интересными объектами для нас были королевский винный погреб с оборудованием для производства вин. Там тоже была дегустация, а затем просмотр  кинофильма на русском языке о виноделии в Сербии. Такого я не мог выдержать и купил здесь же в погребе бутылку сербского вина местного производства.                                                                              После осмотрели храм-мавзолей королевской династии Карагеоргиевичей, где похоронены все коронованные особы и члены их семей (До Второй мировой войны Югославия была монархией).

В храме-мавзолее Карагеоргиевичей

Последний из династии умер недавно в возрасте 92 лет. Он похоронен неподалёку, вне храма-мавзолея, т.к. не был коронован. Напротив храма-мавзолея находится небольшой мемориальный дом-музей Карагеоргиевичей, который мы также посетили.                                                           Из Тополы мы довольно долго ехали сельскими дорогами. Надо сказать, что все дороги в Сербии в хорошем состоянии и регулярно ремонтируются по необходимости.                                                                                                                                                                                             Наконец мы приехали в какую-то деревню, где возле одного дома нас уже ожидал хозяин лет 65-ти и пригласил к себе. Представил свою супругу. По-русски они не говорили, но мы всё равно понимали друг друга. К нам с радостью подбежали две хозяйские кошки и собака и мы сразу с ними подружились. Довольно красивые виды вокруг, несмотря на пасмурную погоду. На участке есть 2-х этажный дом для хозяев, 3-х этажный гостевой дом и в отдельном помещении просторная кухня-столовая, где к нашему приезду уже было накрыто.

Здесь нас ждал обильно накрытый стол

Довольно обильно, надо сказать. На подносе в 50-ти граммовых стаканчиках была налита ракия (виноградная водка), которую хозяин предложил выпить за дружбу. После этого мы ели всевозможные закуски, пили разные вина, затем хозяйка принесла горячее, потом кондитерскую выпечку, чай и фрукты. Потом прогулялись вместе с хозяевами по территории усадьбы. В общем всё было чрезвычайно приятно. Мы за всё это не платили, т.к. это мероприятие входило в программу тура. Поблагодарив хозяев и тепло попрощавшись с ними, мы поехали дальше.                                                                                                                                                                                                                             Проезжали города Горний Милановац, Чачак, Пожега и Ужице, после чего приехали в горно-лесистую местность, национальный парк под названием Мокра Гóра недалеко от границы с Боснией. На вершине одного из холмов расположен туркомплекс “Мечавник” (он же “Дрвенград”, он же “Кюстендорф”), создателем и владельцем которого является известный кинорежиссёр Эмир Кустурица.                                              Комплекс имеет несколько десятков небольших деревянных одно-двухэтажных коттеджей, связанных между собой тропами из бетонных плит и лестницами, т.к. коттеджи расположены по склонам холма. Категория комплекса - ****.

Общий вид Мечавника

На главной площади находятся деревянная церковь, звонница, а также стоят старые автомобили:  ГАЗ-21 “Волга” черного цвета, кремово-красный “Трабант” с каким-то странным удлинённым кузовом и “Пежо-204” образца 1965 г.

8 дней в Сербии

Возле одного из коттеджей большой портрет Достоевского. Стоянка для автомобилей гостей находится перед воротами комплекса. Там же остался и наш микроавтобус.                                                                                                                                                                                                     В комплексе обозначены улицы, названные именами известных людей – Че Гевары, Диего Марадоны, Бронислава Нушича, Ингмара Бергмана, Федерико Феллини, Андрея Тарковского, Брюса Ли и др. Названия улиц написаны на деревянных дощечках от руки масляной краской. Планировка комплекса довольно сложная. Я не сразу нашел ресторан, где мы должны были столоваться. Ресторан находится в доме, носящем имя известного итальянского киномэтра Лукино Висконти. В зале даже висит его большая фотография.                                                               В подвальном помещении одного из корпусов оборудован кинозал. Имеются также баня, теннисный корт, бассейн и трасса для горнолыжников.                                                                                                                                                                                                                               Номер, который мне достался в двухэтажном с мансардой коттедже, довольно большой по размеру, фактически занимал весь 2-й этаж. Все удобства присутствуют. Правда расположен он далековато от рецепции и ресторана. Но всё очень необычно и романтично. Очень красивые виды во все стороны. Кристальной чистоты воздух. Если бы только ещё хорошая солнечная погода! Но в этом нам, к сожалению, не повезло. Тем не менее, могу смело утверждать, что “Мечавник” стал главной “изюминкой” нашего тура. Поужинав в ресторане (шведский стол), мы разошлись по своим номерам на отдых.

7 сентября, среда

Утром после завтрака в ресторане им. Висконти мы отправились на микроавтобусе совсем недалеко, на небольшую железнодорожную станцию, где нам предстояла экскурсия на ретропоезде по району Мокра Гóра. Эта ж/д поездка называется “Шарганская восьмёрка”, потому что примерно таким образом железнодорожная линия петляет по горам. Конечно же мы были не одни на этой экскурсии. Кроме нас были ещё туристы из других стран.

Перед поездкой по "Шарганской восьмёрке"

Четыре узких вагончика образца 10-20-х годов, жесткие деревянные сиденья – всё это было ново и интересно. На линии одна колея. Мне показалось, ещё более узкая, чем трамвайная в Белграде. Разъезды только на станциях.                                                                                              Поезд идёт довольно медленно, около 40 км/час. По пути 20 тоннелей длиной от 22 до 1667 м. Виды по обе стороны пути – потрясающие. Жаль, что и в этот день опять было пасмурно. На всём пути 4 станции.

8 дней в Сербии

На всех делали короткие остановки для выхода и фотографирования. На конечной станции тепловоз перецепили к другому крайнему вагону. Туристы смогли за это время попить кофе в станционном кафе, посетить туалет кому нужно и прогуляться по ближайшим окрестностям. Потом поехали в обратном направлении.

Общая протяжённость “Шарганской восьмёрки” 15 км 420 м. Это действующая на сегодня часть построенной в 20-х годах железной дороги Белград-Сараево.                                                                                                                                                                                                              По возвращении на первоначальную станцию мы опять сели в микроавтобус и поехали в Боснию, в г. Вишеград. Виза в Боснию нам тоже была не нужна. На пограничном переходе как с сербской, так и с боснийской стороны лишь проверили наши паспорта, даже не поставив отметки о пересечении.  В городе Вишеград мы остановились возле моста через реку Дрина. Он считается объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Мост пешеходный, довольно широкий. Вода в реке Дрина почему-то зелёного цвета.

Мост через реку Дрина в Вишеграде

Внутри Вишеграда мы осмотрели район Андричград. Он представляет собой культурно-образовательный центр, посвященный Иво Андричу - нобелевскому лауреату по литературе 1961 года. Андричград построен в 2014 году по проекту и на средства того же кинорежиссёра Эмира Кустурицы. Опять шел дождь.                                                                                                                                                                                           В Андричграде мы пообедали. Я попробовал местного тёмного пива. Немного походили по сувенирным магазинам, а потом поехали обратно из Боснии в наш “Мечавник”.                                                                                                                                                                                          После отдыха Милка пригласила нас в кинозал, где мы посмотрели художественный фильм Э. Кустурицы “Жизнь как чудо”.  Некоторые сцены фильма снимались на одной из станций “Шарганской восьмёрки”. Фильм посвящен событиям сербско-боснийской войны 1992-1995 гг. и любовной истории на её фоне.

8 сентября, четверг

Погода с утра была облачная, но без дождя и даже с некоторыми просветлениями.                                                                                                     Забрав свои вещи и сдав ключи администратору, мы расселись в микроавтобус и покинули чудный “Мечавник”. Довольно долго ехали по извилистым сельским дорогам. Тем временем к нашей радости распогодилось.                                                                                                                     В посёлке Сьеница мы остановились и зашли в небольшую сельскую корчму. Внутри она необычно украшена. Довольно уютно. Посадочных мест немного. Сидят несколько мужчин среднего и старшего возраста. Мы заказали по чашечке кофе по-турецки и лёгкую закуску.

Пос. Сьеница. В корчме

Отдохнув в корчме, мы поехали дальше и вскоре подъехали к берегу Сьеницкого озера, которое является биосферным заповедником. Здесь стояло несколько моторных лодок. Мы сели в одну из них, которую нам указал местный экскурсовод. Экскурсовод, он же капитан моторной лодки, запустил мотор и мы поплыли по озеру. Сначала берега озера были пологими, но вскоре озеро сузилось, берега стали крутыми, гористыми и мы стали плыть фактически по извилистому горному ущелью. Вокруг всё очень красиво, хотя довольно ветрено. Вообще-то не холодно, но я всё равно боялся простудиться.

Плывём по Сьеницкому озеру

На горных берегах живут и летают цапли и необычные редкие птицы – белоголовые сипы (разновидность орла). Близко к людям они не подлетают, поэтому мы их наблюдали и фотографировали издалека.                                                                                                                                    После 55-ти минутного плавания мы причалили к скалистому берегу. По примитивной лестнице поднялись на несколько метров над водой и оказались перед входом в пещеру. Когда группа собралась, за исключением 3-х человек, которые не захотели идти и остались в моторной лодке, экскурсовод через Милку предупредил нас, что идти надо осторожно, строго по тропе, ограниченной камнями. Мы вошли внутрь. Специального освещения в пещере не было, но у экскурсовода был мощный фонарь. Двинулись внутрь. Сверху – сталактиты, снизу – сталагмиты. В некоторых местах капала вода. Довольно прохладно – 7-8оС. Иногда я прикасался к сталактитам. Они холодные и скользкие.

В Сьеницкой пещере

Мы шли по пещере около получаса, пройдя примерно 1200 метров, после чего пошли обратно.  Выйдя на свет Божий, где было солнечно и тепло, мы обрадовались как дети. Спустились по лестнице, сели в нашу моторную лодку и поплыли назад. Милка угостила нас виноградом, который был у неё в пакете. Причалив к берегу, где стоял наш микроавтобус, мы на короткое время разошлись по кустам – мальчики налево, девочки направо (что после такой длительной  прогулки вполне естественно).                                                                                         Поехали дальше. Опять через посёлок Сьеница, затем через несколько десятков километров через Нови Пазар и, повернув на север, вскоре прибыли в городок Рашка.                                                                                                                                                                                                 Как бывалый автомобилист заметил, что в небольших городах и сельской местности довольно часто встречались российские “Нивы”. Нередко видел и старые “Заставы-750” и “Заставы-101”, выпускавшиеся в Югославии в 50-80-е годы. Но всё же основная часть легковых автомобилей в Сербии – это современные западноевропейские и японские модели. Проезжая мимо какой-то воинской части, увидел на стоянке несколько старых грузовиков “TAM” защитного цвета в каком-то неприглядном состоянии, видимо подготовленные к утилизации.                     В Рашке мы разместились в небольшом отеле “Караван”. Хозяин – солидный господин лет 55-ти. Проследил, чтобы с нами всё было в порядке. Даже не попросил у нас паспортов.                                                                                                                                                                             За ужином нас обслуживала официантка. Вообще я заметил, когда нас за столом обслуживали официанты, то они всегда ставили на стол воду – либо в бокале, либо в бутылочке. Видимо у сербов такая традиция – начинать с питья воды. То же я наблюдал, когда был в Норвегии в 2007 году. Но на этот раз я предпочел начать с бутылки местного пива.

г. Рашка. За завтраком в отеле "Караван"

Ну а после ужина – вполне заслуженный отдых.

9 сентября, пятница

После завтрака, погрузив наши чемоданы в микроавтобус, мы поехали дальше. Погода опять пасмурная, но без дождя. Ехали по ущелью реки Ибар. Остановились и посетили монастырь Студеница (XII века), находящийся в стадии реставрации. Многие монастыри, которые мы посетили, были повреждены турками или немцами во Второй мировой войне.                                                                                                                      Православный батюшка подробно рассказал нам об этом монастыре. Я спросил его, за чей счет проводится реставрация. Он ответил, что за счет государства. Сокрушенно заметил, что приход небольшой, т.к. местные жители в большинстве мусульмане. (Во многих городах и посёлках южной части Сербии мы часто видели мечети). За время прогулки по монастырю пошел небольшой дождь.                                                      Поехав дальше, мы остановились на шоссе для осмотра средневековой крепости, которая расположена на красивом месте на высоте примерно 30 метров в излучине реки Ибар. Но оказалось, что пройти к крепости нельзя, т.к. висячий пешеходный мост к ней оказался в аварийном состоянии. Милка вернула нас обратно в микроавтобус. Поэтому пофотографировав крепость с расстояния, мы поехали дальше. Когда горы немного отступили и дождик прекратился, мы подъехали к монастырю Жича (XIII века).

8 дней в Сербии

Монастырь этот находится в лучшем состоянии, чем предыдущий. Он известен тем, что здесь короновались сербские монархи. Батюшка, который рассказывал нам о монастыре, сначала принял нас за российских паломников и собирался провести с нами подробную беседу на евангельские темы. Но мы ему объяснили, что мы не паломники, а просто туристы. Поблагодарив его, мы прогулялись по территории монастыря, зашли в монастырский магазин, купили кое-какие сувениры и поехали дальше. Погода стала тихой и солнечной.                                        Миновав городок Кральево, мы приехали во Врнячку Баню – курортную столицу Сербии. Милка нам сказала, что Врнячка Баня – это курорт на уровне Карловых Вар и Баден-Бадена. Сам я не могу их сравнить, т.к. в этих курортах не бывал.                                                                       Мы разместились в прекрасном отеле “Villa CasaBlanсa” категории *****. Считаю его лучшим из всех, где мы жили в Сербии.

г. Врнячка Баня. Отель "Villa CasaBlanca" и наш микроавтобус

В городе прогулялись по красивому парку, протянувшемуся вдоль искусственного канала. Зашли в павильон, где попили минеральной воды из источника. В другом павильоне посмотрели выставку-продажу картин местных художников. Некоторые из нас пошли купаться в термальный комплекс, но я вернулся в отель.

10 сентября, суббота

После приятного и сытного завтрака за общим столом с обслуживанием официанткой, мы перенесли свои вещи из отеля в микроавтобус и двинулись дальше. Дальнейший путь наш опять пролегал по горным дорогам, через небольшие посёлки и деревни.                              Приехали в женский монастырь Манасия (XV века). Он в очень хорошем состоянии. Фрески внутри хорошо сохранились и почти не реставрировались.                                                                                                                                                                                                                          После монастыря у нас был осмотр Ресавской пещеры. Туристов было много и их запускали в пещеру партиями. Она не такая дикая, как Сьеницкая пещера, более обустроена и более впечатляющая. Хорошее освещение, много залов, расположенных на двух ярусах.                          Следующим объектом в этот день был небольшой водопад. Особого впечатления он на меня не произвёл.

У водопада

После его осмотра у нас был обед в летнем ресторане, расположенном на мосту над вытекающей с водопада речкой. Мне очень понравилась жареная форель, которую вылавливают прямо из небольшого бассейна возле водопада. Форель хорошо пошла под белое вино. Обслуживал нас шустрый официант, немного говоривший по-русски.                                                                                                                                       Затем мы опять довольно долго ехали местными дорогами, пока не выехали на автостраду Е75, по которой уже под вечер прибыли в Белград. Там разместились в том же отеле “Kasina”, где жили в первые дни. Милка сказала, что завтра у нас свободное время.  Вечером она заедет за нами для отправки в аэропорт.                                                                                                                                                                                      Хочу отметить прекрасную работу нашего водителя. Маршрут нашего путешествия был сложным, погода переменчива, но водитель работал безукоризненно. По-русски он не говорил, но я сумел знаками и мимикой объяснить своё восхищение его мастерством.

11 сентября, воскресенье

Умеренно солнечная погода. Мы позавтракали, а потом разошлись по городу кто куда. Я обменял в городе оставшиеся динары обратно на доллары. Более подробно осмотрел белградскую крепость. Любуясь с высоты крепости Дунаем, я вспомнил замечательную песню “Венок Дуная” в исполнении Эдиты Пьехи. Затем, перекусив на скамейке, посмотрел расположенный в крепости военный музей.                                               Потом побыл некоторое время у президентского дворца, у входа в который дежурит военный караул – девушки в голубой форме и с карабинами. Позади президентского дворца осмотрел памятник Николаю II, открытый два года назад к 100-летию начала Первой мировой войны. На боковых сторонах пьедестала высечены слова на сербском и русском языках из обращения Николая II к королю Сербии: “Все мои усилия будут направлены к соблюдению достоинства Сербии… Ни в коем случае Россия не останется равнодушной к судьбе Сербии”.                 Дошел до храма св. Саввы – главной православной святыни Сербии, внимательно осмотрел его внутри. Оставшиеся у меня мелкие деньги отдал нищенке у храма. Потом пошёл обратно.                                                                                                                                                             Вернувшись к своему отелю, посетил расположенный напротив отель “Москва”, холл которого довольно красивый. Посидев немного там, вернулся опять в отель “Kasina”, в холле которого с чемоданами уже сидели наши туристы. Вечером пришла Милка, проводила нас к автобусу и мы поехали в аэропорт. Поблагодарив там Милку и водителя, попрощавшись с ними, мы сдали чемоданы, прошли паспортный контроль и через некоторое время вылетели в Москву.                                                                                                                                                                                 После 2,5-часового перелёта мы приземлились в Шереметьево ночью, уже 12 сентября. На этом мой интересный отдых в Сербии закончился.                                                                                                                                                                                                                                    Хочу отметить, что отношение сербов к нам, русским, везде было хорошее. Недаром наши народы – исторические друзья. Милка как-то сказала нам, что такие же хорошие отношения у Сербии с Грецией.