Самостоятельное путешествие по Турции-2

Время отдыха: Дата вылета август 2003

Дата12.12.03 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели15477

Самостоятельное путешествие по Турции-2

Свершилось! Мы отправляемся в долгожданный отпуск. И второй год подряд выбор пал на Турцию. После прошлого года мы уже немного знаем о том, как вести себя в в этой стране, но еще большего не знаем и многого не видели в самой Турции. Теоретически проложены примерные новые маршруты, изучены новые достопримечательности.
Поэтому начало путешествия было похоже на прошлогоднее: 23.08.03 из Таганрога отправились в Сочи для того, чтобы сесть на паром до Трабзона, а дальнейший турецкий маршрут, хоть и не был окончательно утвержден, но не собирался быть повторением прошлогоднего. Кроме того, мы при выборе маршрута исходили из принципа: поменьше соотечественников вокруг.
В Сочи пришлось проторчать 2 дня, так как паром хотя и пришел из Турции 24.08.03, но стоял то под выгрузкой, то под погрузкой и отправлялся только 26.08.03. Это томительное ожидание довольно сильно нас угнетало, т.к. мы вовсе не рассчитывали на растрачивание отпускных наших дней на праздное шатание по Черноморью и, кроме того, накрученные цены на жилье невосстановимо уменьшали наш денежный запас.
И вот, наконец-то, нас запустили на паром. Посадка закончилась только в 12.00 26-го, поэтому в Трабзон мы прибыли 0.00 27.08.03. Марки-визы у нас уже вклеены, правда, обошлись в 20$ на человека вместо 10$ прошлогодних. Попытка убедить турка, вклеивавшего визы, что вот в Стамбуле в аэропорту, дескать, «можно за 10 долларов, но на месяц» ни к чему ни привели, патриотическое желание турка-моряка пополнить бюджет своей страны за счет иностранцев было понятно и похвально. Выгрузившись из парома и пройдя паспортный контроль мы, как и в прошлом году, увидели ожидавший торгашек автобус до Стамбула. Ехать куда-либо в автобусе с «шопниками» мы не собирались, помня о прошлогодней подобной поездке, поэтому уверенно двинули в сторону отогара.
Первоначальное наше направление было выбрано- область Каппадокия, деревня Гёреме. В 1.30 ночи, как оказалось, не так много автобусов отправляется в нужном нам направлении, вернее совсем ни одного. Предлагалось мгновенно сесть в автобус до Самсуна, но предлагаемая цена была почти в 2 раза больше, чем за это же расстояние в прошлом году, к тому же опять-таки прыгать на перекладных нам совершенно не хотелось. Расстояние нам предстояло проехать достаточно большое (~700 км) и хотелось его преодолеть одним маршброском. Как показал дальнейший опыт - цены на автобусные билеты действительно значительно выросли.
В общем, мы остались ночевать на автовокзале (сейчас даже страшно подумать - мы ночевали на лавочках, и хотя особой антисанитарии не было, но приятного мало), предварительно все же разбудив менеджеров в автобусных офисах, выбрав автобус компании «Ulusoy» в 11.30 до Кайсери. Дождавшись утра, мы пошли будить Трабзон, так как нам предстояло оплатить забронированные билеты (выторговали их по 30 млн.). В карманах наших местной валюты не было совершенно и, поэтому, ближайшая для нас цель- найти обменник. Помятуя прошлый год, нашли мы его, а вернее их, довольно быстро и много, правда они еще все были закрыты, так что у нас было еще время для обзорной прогулки по центру Трабзона. Отыскали нашу любимую лавочку старьевщика- антиквара.
В 9 часов утра банки открылись и мы совершили первый денежный обмен на 100 долларов. С этими деньгами мы отправились в одну из локант, расположенных поблизости от автовокзала, где превосходно перекусили всего миллионов на 7.
Так что за полночи и утро, проведенных в Трабзоне, у нас уже была масса впечатлений!
Успешно наконец-таки уселись в автобус и двинули в самую середину Турции. В результате в Кайсери- областной центр Каппадокии- прибыли в 2.00 28 августа. До Гёреме шло достаточно много автобусов, цены у всех компаний приблизительно одинаковые (5 млн.), и ближайший был в 4.20. Его мы и выбрали, и в начале шестого утра, примерно через час, еще в темноте, нас выгрузили в спящей деревушке. Необычность обрушилась на нас сразу вместе с утренним холодом. Словами описать то, что представляется взору, трудно: свет, льющийся из окошек обжитых конусообразных скал, среди которых особенно выделялась 25-ти метровая церковь, настоящие древние деревенские арабские улочки, азиатский колорит!!! Солнце начало подниматься из-за холмов. Нас окружала полная тишина, не было даже лая собак и шума улицы. И вот вместе со встающим солнцем мы услышали непонятный и постепенно приближающийся шум. Из-за ближайших скал подымались в небо воздушные шары. Шум горелок этих, дышущих огнем красавцев-аэростатов как раз и был тем звуком, который привлек наше внимание.
Побродили по улочкам в поисках проснувшихся аборигенов, желающих предложить нам отели или пансионы. Проснулись они не так уж рано, около восьми утра и поэтому только в начале девятого мы поселились в уютном «Atak Pension», находящемся на центральной улице за 10 млн. с носа. При этом от завтрака за 3 млн. мы отказались, зная по своему опыту, что он этого не стоит и нас, россиян, навряд ли сможет удовлетворить. Долго расслабляться некогда, поэтому после утреннего душа, двигаем покорять ногами и пожирать глазами вулканический ландшафт и созданные природой и людьми чудеса. Времени у нас немного, примерно сутки- двое, ведь мы не рассчитываем привыкать к одному месту, так что наши экскурсии должны быть не только обширные, но и стремительные. Раскрученный «Open Air-museum»- музей под открытым небом мы осмотрели с дороги- благо можно поберечь ноги и сэкономить по 3 млн. с носа, так как есть классный бинокль, и видим в стороне подобные, но совершенно дикие сооружения. Под уже жарким солнцем топаем дальше. Подобных церквей на нашем пути попадалось довольно много, причем без всяких ограждений и охраны. Поэтому совет тем кто не ленится- пройдите чуть дальше и все это бесплатно будет открыто для вас.
По карте, которую мы ранним утром взяли на стенде в одном из экскурсионных бюро в Гереме, все деревни кажутся довольно близко. На самом деле, когда на своих двоих с холма на холм, получается не так уж быстро. Хотя усталость от похода снималась при помощи поглощения винограда, обильно растущего вдоль дороги, преодолеть расстояние где-то в 6-8 км стоило больших усилий, и цель была достигнута в основном благодаря упрямству, которое не позволяло повернуть обратно, когда уже осталось-то ну с километр. А целью была смотровая площадка, которая вознаградила своими видами все наши усилия. За вход с нас взяли по 0,75 млн., хотя вполне возможно было обойти платные врата через виноградники. И вот мы вышли на высокую дамбу упиравшуюся в громадную гору, состоящую из множества пластов всевозможных расцветок. Несколько окрестных деревень были перед нами как на ладони, прямо под ногами была древняя церковь, на горизонте километрах в 30-40 возвышался тот самый вулкан Эрджияз, благодаря извержениям которого и не только его одного, все эти «марсианские» ландшафты, состоящие из туфовых конусов, теперь так притягательны для любителей всего необычного, а в древние времена для христиан, изобретавших укрытия от гонителей. Тут-то бинокль и фотоаппарат, болтавшиеся на шее, были снова весьма и весьма кстати.
Отдохнули на пластиковых креслах на краю обрыва, справились у заехавшего в эту глухомань водителя маршрутки в каком направлении он едет, оказалось не по пути, и зашагали обратно. Маршрутка давно уж нас обогнала, а мы все топали. Вдруг эта машина опять едет нам прямо в лоб, перед нами разворачивается и останавливается, но уже без пассажиров. Водитель вернулся специально за нами! На языке жестов плюс пара турецких слов, плюс пара английских (вездетурецкий компот) объяснились и радостные едем обратно. Однако, через некоторое время понимаем, что едем совершенно в противоположную сторону (все-таки компот подвел). Объяснили водителю, что нам надо в Гёреме. Без лишних слов он развернулся на 180 градусов, в сторону нужной нам деревни и спустя минут 5 высадил нас по другую сторону перевала, который был самой тяжелой частью нашего пути. Гостеприимством водителя мы злоупотреблять не стали, т.к. от денег он отказался и постоянно мило улыбался. С горки идти было уже намного легче. Осмотр достопримечательностей продолжался. Усталые и голодные часов в 14.00 вернулись в Гёреме.
Пора было подкрепиться. Недорогих локант (кафе-столовых) здесь не оказалось. Есть ресторанчики, приценившись, можно плотно покушать примерно по 5 млн. на человека. Но не во всех ресторанчиках есть спиртные напитки, даже пиво. «Efes» с фисташками и «Ice-tea» запаслись в магазинчике и пошли в ресторанчик. Там нам официант сделал замечание за распитие пива в общественном месте, где нет на это лицензии. Муж для подстраховки, чтоб избежать укоров со стороны администрации, решил выйти и допить пиво где-то в сторонке, первым попавшимся укрытием была автобусная остановка невдалеке. Время дорого и дело сделано. Опустошив бутылку он поднял глаза на здание в 15 метрах напротив через дорогу, и ... увидел вывеску «Jandarma». Вот это спрятался! Но все обошлось. Утомленные солнцем служители закона прятались в тени и занимались своими делами.
Вечером, когда жара спала, опять гуляли по «марсианским» окрестностям Гёреме. Ранним утром фотографировали пролетающие над нашей крышей в тридцати метрах воздушные шары.
Следующим пунктом назначения нашего путешествия был подземный город. По карте выбрали Дюринкую. Из Гереме за 1 млн. с человека добрались до Невшехира, пересели на маршрутку и еще за 2 млн. минут через 30 высадились в Деринкую на автовокзале. Сам городок абсолютно не примечательный и единственной его достопримечательностью является сам Underground city. Как оказалось, подземный город находится буквально через 300 метров от отогара. Цена за вход в него аж 10 млн., при этом 50 % скидки действуют только для турецких студентов. На поверхности практически ничего не говорит о подземном муравейнике: касса с бытовым помещением, мраморные туалеты, спуск вниз в маленьком одноэтажном сарайчике, огражденный заборчиком, и все….
Впечатлений от этого подземного чуда, сотворенного руками человека, предостаточно: от удивления и восхищения до порядочной дозы адреналина из-за страха так и остаться в этих 7-ми этажных хоромах, выдолбленных в вулканическом туфе под землей, с множеством ходов и лабиринтов. Мы пристроились за организованной англоговорящей группой туристов и старались от них не отставать. Как поняли из рассказа гида здесь, на 55 метровой глубине, одновременно могли находиться 5000 человек. Под землей людьми создана необходимая для жизни инфраструктура: это и вентиляционные шахты, школа, церковь, туалеты, кухни и спальни Разные уровни соединяют между собой длинные и узкие тоннели. Причем если в одних можно стоять в полный рост, не опасаясь при ходьбе ударится головой о холодный и сырой свод, то в некоторые может пройти согнувшись человек совсем маленького роста.
После осмотра оставалось часов 5-6 до автобуса (следующее направление- Чирали- Олимпос), которые мы провели в прохладном и зеленом парке этого городка, лишь изредка высовывая нос в пыльный и очень жаркий город, чтобы прикупить еды и обменять денежку.
При отправлении автобусов возникла некоторая путаница и чехарда, так как перевозчик берется тебя доставить куда угодно- давай только плати. При этом прямых рейсов компаний до Олимпоса, который находится в глубокой глуши, нет. Пришлось пересаживаться из автобуса в автобус несколько раз: в Невшихире, в Анталии и непосредственно на трассе от Анталии к Олимпосу.
Вникнув в географические особенности Олимпоса, остановились в одном из отелей на деревьях- Turkmen tree- haus, за 22 млн. на двоих с обильным (как оказалось) ужином и завтраком. О выбранном пансионе мы ни разу не пожалели, так как оказалось, что он очень оживленный, ярко украшенный с собственными вечерними программами- дискотеками. Единственный минус то, что в баре напитки стоят в два раза дороже. А магазинов либо иных признаков цивилизации в ближайшей округе нет. Оставили вещи в своем деревянном бунгало, вся обстановка которого состояла из большой кровати и крючков, вбитых в грубо сколоченные стены. Закрыли его на супер замок- деревянная вертушка, и пошли к морю. Путь к нему пролегает через развалины древнего Олимпоса, вход на территорию которого стоит 3 млн. Однако без проблем можно пройти либо рано утром, либо в общей толпе посетителей, либо в стороне от контроля. По древней улице разрушенного пиратами и временем города пришлось шагать минут 10, совмещая дорогу с созерцанием и осмотром руин, поросших лавровым листом, шиповником и соснами.
Море было теплое, соленое и чистое, особенно к вечеру, когда отплыли яхты, привозящих туристов в этот живописный уголок практически дикой природы. Особенно запомнилась одна из приплывших на экскурсию яхт. На берег спустилась толпа людей, многие из которых были вооружены видеокамерами. По обилию камер можно смело определить наших сограждан за рубежом. Немцы, японцы и англичане ходят с фотоаппаратами либо громадных размеров, либо с миниатюрными фото камерами. И вот по большому количеству видеоаппаратуры еще издалека мы предположили о появлении русских. Наша уверенность стала 100 процентной, когда в руках одного из вновь прибывших на пляж мы рассмотрели… барсетку.
Совсем рядом с Олимпосом находятся Химеры. Однако попасть туда в дневной зной у нас желания не хватало.
В наши обширные планы не входило долгое валяние на пляжах Средиземного моря, поэтому утром следующего дня, проведя утреннее омовение в никем еще не тронутом море, позавтракав, мы выскочили опять на трассу и начали ловить автобус до Фетхие. Вскоре случай нам помог. Поторговавшись с водителем, успешно продолжили путешествие. В Фетхие были около 16.00. Город достаточно большой, по сравнению с обычными приморскими городками, поэтому хотя и направление к морю выбрали правильно, но очень долго не могли дотопать до самого моря. Наконец море найдено, найден и туристический офис, где можно получить бесплатно информацию об отелях, карты города и рекламные проспекты. Но в результате обхода сделаны не радужные выводы- море не предназначено для купания, пляжей в городе нет. Вот так-то! Конечно, по купальной привлекательности нас и до этого больше манил Олюдениз, но никто не предполагал, что другой альтернативы и не будет. Остановится на ночлег все же решили в Фетхие, так как были наслышаны о высоких ценах Олюдениза. Так как меня силы уже покинули, я осталась на лавочке перед Хостелом, рядом с обломками амфитеатра древнего Телмесоса. Муж произвел пробежку по улицам, примыкающим к набережной и выбрал пансион, выторговав при этом скидку на сегодня, так как день уже близился к концу.
Вечером при включенной иллюминации города, сидя за ужином на террасе, были обнаружены маршруты завтрашнего дня- прямо в черте города на окружающих его горах прожекторами были подсвечена ликийская гробница, как потом выяснилось правителя Аминтоса. Подъем состоялся в 6.00- пока солнце не взошло высоко и не жарко, и наши ноги понесли к вчерашней цели. Рядом с обнаруженной выдолбленной в скале гробницей было еще несколько меньших по размерам. Именно эти склепы мы много раз видели на фотографиях. Обследование проведено успешно, немного побродили по городу, купили мужу новые шлепки, так как прошлогодние, уже прошедшие один раз по Турции, не выдержали повторного похода и купаний в горных речках Олимпоса. Разузнали расписание автобусов и двинули на шикарные пляжи Олюдениза. Вход в это чудное место платный и составляет 1 млн. Весь остальной день был посвящен пассивному отдыху- валялись на пляже, пили пиво с фисташками и бесконечное количество раз погружали тела в лазурную воду голубой бухты, любовались летающими в небе парапланами. Юра осуществлял заплывы на соседние острова. Однако то, что прекрасно снаружи оказалось совершенно не интересно внутри. В бесконечно прозрачной и соленой воде, плавая с маской, мы ничего и никого не обнаружили, кроме мелких и редких песчаных бычков. Под нами практически не было даже водорослей. Конечно же, от этого места мы очень ожидали красивейшего подводного мира.
На утро в 7.00 мы были уже в автобусе по направлению к жемчужине туристических маршрутов Турции- Памуккале. К полудню наша цель была достигнута через пересадку в маршрутку в Денизли.
Очередная туристическая Мекка распахнута для нас. Красотища! Конечно же, это чудо природы, попавшее в руки предприимчивых людей, но оно так и остается чудом. Вход обошелся нам по 5 млн., при этом ISIQ не произвел, к сожалению, ожидаемого должного впечатления на полицейского. Мы осмотрели, ощупали все, накупались в травертинах и водопадах. Не ушел от нашего внимания и термальный источник, в котором купалась Клеопатра. Бассейн очень красив и достоин посещения царицей: под водой обломки колонн, а к воде сверху спускают свои ветви и листья пальмы, китайские розы и другие растения. Вода была минеральная и очень теплая и действительно от природы газированная: опуская глаза до уровня глади воды видишь выстреливающие из глубины капельки. Вход в бассейн за право купания в этих легендарных водах, стоит аж 15 млн. с носа, но мы исхитрись кинуть турок на эти 30 млн. с двоих и получить кучу удовольствия на халяву.
Не остались без внимания и развалины древнего Хиераполиса. Культурная программа была выполнена на 120 % и мы еще устроили себе бонус в виде повторного купания в травертинах Хлопковой горы. День подходил к концу. Из поселка мы вернулись в Денизли на маршрутке. До отправления автобуса на Стамбул оставалось около 15 минут и мы успели съесть тавук- донер в привокзальной локанте.
Стамбул- это обязательная часть нашего похода. После прошлогоднего путешествия в этом старинном мегаполисе еще осталась масса необследованных нами уголков и желание попасть сюда снова даже превышало прошлогоднее. Мы снова остановились в «Sunrise Pension» рядом с Султан- Ахмет, где останавливались и в прошлом году. Номер нам обошелся по 10 млн. с человека без завтрака. Почувствовав себя уже не новичками в этом древнем городе, мы выторговали приемлемую для нас цену за крышу над головой, несмотря на некоторое сопротивление со стороны хозяев.
В этот раз в наших планах было хоть частично наверстать упущенное. И такая возможность представилась: по приезду в Стамбул мы сразу связались с Трабзоном, чтобы подогнать дату отъезда из Стамбула к расписанию движения парома Трабзон- Сочи. Как оказалось паром уходит уже на следующий день, а чтобы добраться до Трабзона, нам нужно выезжать уже сейчас, следующий паром ожидался через неделю. Нам не подходил ни тот, ни другой вариант.
Обмозговав ситуацию, решили привлечь к возвращению домой другой вид транспорта- самолет. Выяснив ситуацию по их расписанию и примерив к собственным финансовым возможностям, мы оббежали офисов 5, а также посетили авиакассы непосредственно в аэропорту. В результате приобрели билеты по 70$ на чартерный рейс до Москвы в одной из многочисленных туристических конторок в районе Лалели. В России нам ближе Ростов-на-Дону, но билеты туда продавались по цене в 3- 4 раза большей и нас не устраивали дни отлета. Подобная ситуация складывалась и с Краснодарским аэропортом.
В результате на исследование исторических мест Стамбула у нас было 5 дней. Вот уж мы оторвались! Улицы Стамбула стали нам как родные, хотя надо сказать начало сентября в Стамбуле было более чем прохладное (около 15°С) и постоянно шли дожди. Мы заглядывали во все уголки: мечети (Сулеймание, Голубая и другие), акведук, Крытый рынок Египетский рынок, Рыбный базар, старинные кладбища. Очень понравился Милитаристский музей с огромными коллекциями шпаг и мечей, шлемов, ружей, пушек, флагов и личных вещей министров и султанов и всего прочего. Вход в музей для нас как студентов был по 0,5 млн. Одна из предпосылок того, что музей правильный и интересный. Мы за два года посетив массу музеев Турции поняли, что самые интересные музеи, как правило, стоят недорого. Очень нам понравился и музей морского флота (у них в кассе не было разменных денег и нас пропустили бесплатно!) с его огромной коллекцией настоящих султанских яхт, начиная с 15 века, ладей, прочих корабликов, подчас огромных по своим размерам. Все это богатство покрыто дорогими тканями и золотом, находится в крытых залах. Кроме того, в музее масса униформы, карт, астролябий, мин, торпед.
Посетили мы и гробницы (тюрбе) Сулеймана Великолепного и Селима II. Попасть в гробницу Роксаланы не получилось, так как до открытия оставался еще 1 час. Поэтому ограничились видом убранства последнего пристанища жены Сулеймана Законодателя сквозь окна гробницы. Рядом с тюрбе при мечети расположено кладбище: каменные плиты очень тесно расположены друг к другу. Очень было удивительно на плитах читать имена и даты жизни людей, похороненных еще в 13 веке. Выходя из Мечети Сулеймание прошли мимо и сквозь забор рассмотрели гробницу архитектора Синана.
Попали во дворец Топкапы с его великолепным убранством, мусульманскими святынями: волосами Пророка Мухаммеда, Частями ворот из Мекки, мечом Пророка и другими. Во дворце находятся султанские кафтаны, рубахи, обувь и все то, чем пользовались правители Османской империи, их жены, дети и придворные. Отдельная коллекция оружия, доспехов, что собиралась на протяжении столетий, начиная с Османа Гази.
Прогуливаясь по городу вышли к Галатской башне- самой высокой точке Стамбула, с которой в 16 веке турецкий Икар впервые на самодельных крыльях перелетел Босфорский пролив.
В католическую церковь св. Антония зашли совершенно случайно, обнаружив красивый необычный фасад здания. Уже выходя из собора, рассмотрели на дверях табличку, запрещающую вход в помещение в шортах и майке.
Впечатлений от нового путешествия на Восток- огромный сундук, но это надо только увидеть. Параллельно навели справки- если тут довольно прохладно, то как же в Москве. В Москве оказалось 10°С, а у нас летние шлепки, шорты и маечки. В качестве сувениров из Стамбула пришлось увозить новые джинсы мужу, толстовки и, наконец, сбылась моя мечта, турецкий двухъярусный чайник.
Улетали мы из Аэропорта Аттатюрка в 3 часа ночи. Перелет прошел успешно, не считая некоторых накладок в аэропорту, когда перед самой сдачей багажа нам объявили, что мы полетим на следующем самолете совершенно другой авиакомпании и спустя 1 час. Конечно же нам пришлось слегка поволноваться, учитывая тот факт, что в карманах наших оставалось ровно 10 долларов.
На Родину прибыли домодедовским холодным утром со льющим дождем около 6 утра. Конечно, мы не очень уверенно чувствовали себя в холодной Москве, где народ уже одет в куртки шапки, а мы - в южной летней форме. Но мысль о чудесно проведенном самостоятельном отпуске сглаживала грустное ощущение от холодной осени. Всю дорогу домой на поезде пытались согреться и выспаться. 9-го сентября к вечеру мы вернулись в Таганрог. Вспоминая эту поездку и прошлогоднюю, объехав кучу турецких городов и мест мы пришли к выводу, что больше всего нам понравились Алания, Бодрум, Олимпос, Олюдениз и Стамбул.
Материальные затраты на все туристические блага, как в прошлый раз, составили около 700$ на двоих, временные - 17 дней из них 14 в Турции. На новом фотоаппарате, приобретенном специально для этой поездки, нащелкали 5 фотопленок. Да еще и по турецким ценам в Стамбуле купили себе классные дубленки на зиму (это уже за отдельную плату). Остальное цифрами не измеришь! Можем только посоветовать попробовать самим, а потом обязательно рассказать нам и всем, всем, всем!
Юрий и Полина Лавриненко, 2003 г.