Какой мы увидели Армению

Евгения Иевлева Страна:Армения
Время отдыха: Дата вылета март 2017

Дата10.07.17 Хороший отзыв11 Ответов 5 Просмотрели3595

Вот он долгожданный отпуск! На этот раз было решено ехать хоть куда –нибудь, только без детей, только прочь из дома. С помощью приложения «aviasale» посмотрели, куда сейчас можно недорого слетать и курсор пал на Армению, которая предлагает путешественникам горы, древнейшие исторические памятники, кулинарный туризм , ну  и просто смену обстановки.  Билеты туда – обратно на человека вышли нам примерно около9000 Аэрофлотом.  Плюсом была акция – горнолыжное оборудование бесплатно. И вот, произведя короткие сборы и определя детей бабушкам, мы отправились на отдых. На лыжи надежды было немного, т. К. сезон подходил к концу, но , как известно, надежда умирает последней. И в нашем случае она , как раз оправдалась.

Самолет отправился без задержек. В пути 2ч. 45 мин. Правда вот Аэрофлот неприятно удивил. Оказывается, что с недавних пор на рейсах, которые длятся менее 3 часов не кормят горячим. И в обеденный час (мы летели в районе 13 часов), да и на длинном, на мой взгляд, рейсе мы получили половину сендвича, конфетку и мандаринку. Мелочь, конечно… Но мы, выехав из дома в 10 утра, прибыв в аэропорт и решив сэкономить  на еде, понадеявшись на обед в самолете, остались голодными до самого вечера, пока не добрались до места, не разместились в гостинице и не пошли гулять по городу. Кстати, в московском Duty free не разрешается покупать российским пассажирам, летящим в Армению. Т. К. Армения вошла  в евразийский или таможенный союз с Россией.

Первым нашим пунктом назначения был горнолыжный курорт Цахкадзор, расположенный в 70 км от Еревана. На booking мы забронировали Дом Творчества Писателей. На вид это советский санаторий, большой, украшенный народными орнаментами коридорной системы. В несезон в нем были заняты всего 4 номера. Кстати, название дано ему неспроста. Мало того, что и сейчас в нем ищут вдохновения многие современные писатели, так и раньше тут побывали знаменитые советские и зарубежные писатели. Даже сам Коэлье отметился на стене почетных гостей.  В Доме творчества есть все необходимое: ресторан, бар с дискотекой, 2 бассейна, бани, сауны, зимний сад и теннисные корты. Правда, мы смогли воспользоваться только завтраками в ресторане, т. К. в силу отсутствия желающих посещать бассейны и дискотеки, все это не работало. До зимнего сада мы не дошли, а вместо сауны посетили другое место (об этом позже).  Комнатки в гостинице просторные, все новое и чистое, удобства в номере. Завтраки были слегка однообразны. 2 из 3 раз нам давали гречку. Но к ней давались и фрикадельки, и сосиски, сыры, колбасы, творог, йогурт, варенье, хлопья и различную выпечку. За 3 дня нам не успело надоесть. Персонал в гостинице очень приветливый. Особенно порадовал бесплатный трансфер до подъемника в любое удобное для нас время. Кстати, трансфер из аэропорта мы также заказали в отеле, и это было гораздо дешевле, чем все прочие варианты.  Питание в Цахкадзоре.  Ели всегда в разных местах. Первый вечер, по рекомендациям местных жителей, отужинали в ресторанчике "Бурмутс" рядом со склоном, название которого в переводе на русский язык означало «Аромат». Кафе расположено на возвышенности. И на каждом уровне находятся несколько закрытых верандочек , в которых , собственно, и потчуют гостей. Меню небогатое. В основном всевозможный  шашлык, салат, свое вино и хлеб. Еще были в ресторане Karas . Это местная сеть ресторанов и кафешек. Там меню поразнообразнее, но обстановка менее колоритная. Порадовала акция: вторая бутылка вина в подарок. Еще были в ресторане «Кавказская пленница» с богатым интерьером с инсталляциями из одноименного  советского фильма, с очень разнообразным меню, вкусной едой и внушительным счетом.   Горнолыжные склоны. Со склонами нам несказанно повезло! По словам работников в предыдущие года склоны закрывались уже 12 и 16 марта, а мы были 20-21. А можно было и еще остаться. Да, перестали уже продавать абонементы на несколько дней, но в целом, каталось неплохо. Мне не с чем сравнить, т. к. я впервые была на настоящем горнолыжном курорте в горах, но мне показалось, что все там на очень достойном уровне: Подъемники новые, удобные, на каждом уровне кафе, множество всевозможных трасс. А уж красота какая! После такого уже не хочется кататься по холмам длинной в 150 м. Вообще в Цахкадзоре 5 подъемников. Правда, в наше время работал в основном только один, который ведет на первый уровень, но, все-таки, в первый день были открыты 3, и нам удалось подняться на самую вершину - почти 3000 м. Какая же красота предстала перед нашим взором ! Бескрайние горные вершины, покрытые снежным покрывалом, и облака, проплывающие где-то внизу под нами! Чувство такое , будто находишься уже не в земном мире, а на небесах. А потом начался снегопад. Видимость нулевая. Едешь в никуда. немного жутковато. Все вокруг: небо, земля, воздух, -  белое, как молоко!  На второй день верхние подъемники сначала тоже открыли. Мы даже успели один раз подняться на самую верхушку. Но пока поднимались вспомнили картины из фильма "Эверест", где люди потихонечку замерзали в горах. Было так холодно, а подъемник казался бесконечным! Потом его закрыли и больше не открывали из-за сильного бокового ветра.  На склонах тоже можно перекусить. Мы посетили 2 кафе: внизу и перед последним подъемником. Верхнее кафе очень удобное с камином. Можно сытно и вкусно поесть. Внизу попроще, народу много. Зато иногда играет живая музыка, и под русский ресторанный шансон, исполняемый армянами, весело отплясывают иранцы!  Кстати об иранцах!!! Их там было столько,что по началу нас это даже шокировало. Они огромными шумными компаниями поднимались на подъемник на первый уровень, а там ловили лыжников и сноубордистов и вставали в очередь, чтобы с ними сфотографироваться. Сами они были одеты совсем легко, многие даже в босоножках. Оказывается у Армении и Ирана давние тесные культурные связи. И у иранцев есть традиция в новый год, а он у них в день весеннего равноденствия -21 марта (Навруз), посещать Армению. Многие пускаются тут во все тяжкие: отрываются в ереванских клубах и попивают местный алкоголь, пока Аллах не видит, как говорится.  Ну, вернемся к склонам... Склоны интересные и разнообразные. особенно мне понравился склон под названием "президентский". Он начинается от второго уровня, очень длинный и извилистый. Но , т.к. второй подъемник по большей части был закрыт, то катались мы со второго уровня. Там были доступны 2 склона. Один из них мне не понравился (слева от подъемника), а второй очень даже ничего.         Достопримечательности Цахкадзора. Цахкадзор - маленький курортный городок, который, похоже, живет только туризмом. Главная достопримечательность кроме склона - это древний монастырь Кечарис (13 в.) - в самом центре городка, музей братьев Орбели. Они были выдающимися учеными. Младший из них - Иосиф Орбели внес большой вклад в сохранение ценностей Эрмитажа во время ВОВ. Мы не были в музее, но видели стелу рядом с ним, посвященную знаменитым горожанам.  Еще из Цахкадзора мы ездили на горячие источники. В рекламе мы видели красивые заллы, а когда попали на место, поняли, что оказались не там. Как выяснилось, таких источников в районе несколько, и местный водитель отвез нас в частные источники, которые и стоят дешевле и намного лучше ( по словам местных жителей) . На вид, конечно, было все не сильно эстетично: полутемное помещение с лавкой, старым столом и ширмой для переодевания с большой дырой посередине. В центре бассейн, куда стекает горячая вода, сверху небо.  В общем, не знаем, может нас надурили, как незнающих туристов, но в целом нам понравились ощущения холодного воздуха, горячей воды, домашнего вина и блинчиков. Хозяин за нас знал, что мы хотим есть и пить, поэтому на свое усмотрение накрыл нам "поляну", включив все яства в счет. Тут мы и отведали знаменитый кебаб из раков. Честно говоря, не впечатлил. Из Цахкадзора мы должны были ехать в Ереван. Переезд мы решили совместить с экскурсиями по ближайшим интересным местам. Накануне мы познакомились с Эриком, который предложил нам свои услуги таксиста, а от части и гида по очень демократичной цене. Вот мы и решили воспользоваться этим предложением. Конечно, он не профессиональный гид. Но многие вещи было интересно послушать как раз из уст местного жителя. А исторические факты мы всегда могли найти в интернете. Экскурсия наша началась с посещения, наверное, главной туристической достопримечательности - озера Севан. Это озеро заменяет армянам море,которого нет в этой стране. Оно достаточно большое. Но, почти никогда незамерзающее озеро Севан встретило нас бескрайней ледяной гладью. В феврале была очень холодная ночь, в которую озеро и замерзло, и больше не показывалось из подо льда. Так что мы не увидели чистые воды Севана, что немного смазало впечатление. Вообще, вокруг озера находятся пансионаты и отели, имеющие свои пляжи. В основном они платные.      Прямо над озером высился знаменитый и очень древний монастырь Севанованк. Когда-то он находился на острове в озере, а в советское время из озера стали брать очень много воды в различных хозяйственных нуждах, и остров полностью соединился с сушей. Правда, говорят, что в настоящее время уровень воды в Севане снова стал прибывать , и, возможно, со временем монастырь вернется на остров. Далее мы поехали в город Дилижан, в котором , как оказалось смотреть нечего, кроме забавного памятника героям фильма "Мимино" , стоящим рядом с краном воды. Все, кто видел этот фильм, помнят момент, когда герой Фрунзика Мкртчана говорил, что у них в Дилижане из крана вода течет, которая второе место занимает в мире. Далее наш гид отвез нас в монастырь Гошаванк . История монастыря связана с именем армянского просвятителя - автора первой книги по правоведению в Армении. Монастырь был построен в 12 веке. Снизу есть туристический рыночек, на котором мы купили несколько видов горных травяных сборов от разных недугов себе и в подарок.   Обедали на обратном пути в интересном ресторане, который стоит прямо на берегу Севана на трассе Дилижан . Он такого голубо-зеленого цвета и у него всегда стоят много машин.Называется ресторан Collette Restaurant (Semoi mot) . Адрес: M-4 Sevan-Dilijan Highway, 8th km, Armenia. Он огромный в нем куча залов. Тебя отводят в один из них, обслуживают, после чего ты идешь в бухгалтерию (иначе это не назовешть) и расплачиваешься. В ресторане бесподобный шашлык из Сига, выловленного в Севане. А вот кебаб из него же, что-то не впечатлил. Очень вкусная пахлава , кофе и варенье из грецкого ореха.   Далее нас ждала дорога в наше новое место обитание  в столице Армении - Ереване.     В Ереване мы остановились в самом центре  в хостеле с незамысловатым названием YourHostel. 5-ти комнатная квартира переделанная на мансарде под хостел. Мы жили в 2-х местном номере. (цена 12000 драм за двоих за ночь - жили 4 ночи).   Хозяин - приветливый и очень приятный Арам, живет в квартире этажем ниже, поэтому все вопросы быстро и легко решались с его помощью. Комнатки маленькие, но в гостинной и на кухне достаточно места, уютно и  всегда чисто. Мы брали завтрак. ПО утрам жена Арама незаметно накрывала нам на завтрак традиционные армянские блюда: различную выпечку и варенья.  С нами в хостеле проживали еще 2-е ребят: Кристина из Филиппин и Саид из Ирана. Гости обеих этих национальностей, как оказалось не редкость в Армении. Ну, про иранцев я уже писала ранее. Правда наш Саид был не из тех. Он приехал в Армению изучать английский, чтобы в дальнейшем отправиться в Австралию. Он вел очень аскетичный образ жизни, так что Аллах может гордиться верным сыном своим.  Что же касается филиппинцев, то они едут в Армению в основном из Эмиратов. Оказывается, их там очень много, но работать безвыездно они хбдлщпзьэзьэй аймогут там только2 месяца, если я не ошибаюсь. Потом они должны покинуть страну и снова въехать туда, чтобы начался новый отчет. Но ехать домой оказывается для них очень дорого, поэтому многие путешествуют по более дешевым странам, среди которых и Армения.   Общее впечатление об Ереване. Этот город смело можно назвать розовым  городом. Все постройки здесь из розового туфа различных оттенков. Сначала город нам не очень. Во-первых, мне показалось, что у него нет своего лица. Весь центр стремится походить на гламурную Европу. Что уж говорить, если там даже нет аутентичных ресторанчиков? Во-вторых, много неубранного сломаного мусора в парках и в прочих видимых глазу местах. Но, наверное, Ереван выглядит летом намного ярче и приятнее, т. к. кругом много парков, деревьев , зелени и фонтанов. Мы, к сожалению, всего этого не захватили. И настоящий Ереван мы увидили только тогда, когда ушли из центра. Тут город обрел свое лицо, свой колорит.  В центре Еревана мы посмотрели, наверное, главную достопримечательность - Каскад - это архитектурный ансамбль , включающий в себя каскад фонтанов, со скульптурами и зелеными насаждениями. У подножья каскада развернулся парк с современными городскими скульптурами мастеров со всего света. Все они, как и прочее современное искусство очень экстровагантны и , порой , многозначительны. Как, например, эти несколько (глупый пингвин, буквенный человек и лев из старых покрышек):        Сверху от каскада можно пешком дойти до парка, в котором стоит памятник Матери-Армении, видный с любой точки города. Внутри есть музей, но мы не успели зайти туда. Сам парк- это парк развлечений с советскими аттракцонами, давно потерявшим свою привлекательность.Ну, если только всегда актуальное колесо обозрения, с которого можно посмотреть на город, как с еще одной смотровой площадки.  Еще в центре гуляли в самом людном месте Еревана - на площади Республики. Тут можно услышать разговоры на разных языках , тут куча предложений отвезти на любую экскурсию, а так же красивый световой фонтан и исторический музей Армении. В него мы ходили. Попали на акцию - бесплатный вход, а еще и попали на очень интересную экскурсию. Женщина так интересно рассказывала про историю своей страны. Чувствовалось, как она любит ее , как чувствует всю боль поколений и как хочет поделиться своими знаниями. Жаль только, что время экскурсии было ограничено. Меня больше всего впечатлил музей геноцида армян. Он находится не в самом центре, но за малые деньги можно доехать туда на такси из центра за 5-10 минут. Вход в музей бесплатный, а также предоставляется бесплатная экскурсия на русском языке. Очень хотят армяне донести до всех эту свою боль! Молодая девушка на чистейшем русском очень интересно, эмоционально рассказала про историю проблемы и последствия. Страшно! Кроме музея там имеется мемориальный комплекс и сад елочек, посаженных главами разных государств. Мы нашли елочку Путина, Лаврова и др. известных личностей. Всю прогулку сопровождает печальная музыка, трогающая до глубины души.    И ото всюду на родную Армению смотрит Арарат.   Еще были в Еребуни. Это древняя крепость, с которой и берет свое начало город Ереван. Мы приехали туда, когда комплекс уже был закрыт, но охранник  (взяв денежку за билет, как плату за свои риски) пустил нас на территорию уже после закрытия. Северный бульвар - это центральная улица Еревана, типа нашей Тверской. Она не впечатлила совсем. Вот именно тут нет никакого местного колорита, и Ереван кажется каким-то безликим.  Голубая мечеть -памятник культурной связи Армении и Ирана.    Стоит  зайти на блошиный рынок -Вернисаж. Здесь можно купить лучшие сувениры в памят об Армении. Мужа особенно впечатлили всевозможные шахматы ручной работы. Мы купили платки с армянскими мотивами, раскрашенные в ручную армянскими мастерицами, дочке купили маленький кулончик в виде плода -граната на серебряной цепочке.  Сладости себе и в подарок покупали на крупном крытом рынке около ТЦ Ташир. Тут просто глаза разбегаются! Суджук, всякие сухофрукты, фаршированные фрукты, орехи, вина, коньяки...   Где питались в Ереване.  В Ереване, как я уже писала ранее, мы завтракали в хостеле. В кафе/рестораны ходили всего 2 раза: в "Генацвалли" (где-то недалеко от Голубой мечети). Порции, как и везде огромные. Пробовала  хаш. Несмогла осилить даже половину. Это огромное и абсолютно безвкусное блюдо. К нему подали кучу разного хлеба: лепешки, которые надо крошить в суп, которые надо макать, которыми все это заедать...Меня не впечатлило.  Второй раз были в очень стильной кафешке "Виноград"(недалеко от Вернисажа). Приветливая хозяйка порекомендует вино на любой вкус. Прямо проведет ликбез, какое вино с чем лучше пить, какие нотки преобладают в том или ином вине. Тут мы попробовали вино из Нагорного Карабаха. Очень рекоммендую фирменный салат - виноград! Еще один раз обедали в каком-то, как нам показалось придорожном кафе, по направлению к Гарни. Такая кафешка для своих, куда привез нас наш верный гид. Там мы отведали обалденные хинкали и особо понравился их собственный лимонад.  А ужинали в основном дома, прикупив в близлежащем супермаркете SAS армянского вина, сулугуни и прочих вкусностей.    Экскурсии из Еревана. Из Еревана мы съездили на всевозможные экскурсии, которые только можно было успеть за то недолгое время, что мы жили в этом городе. И снова мы воспользовались услугами нашего уже почти друга Эрика, который приехал к нам бесплатно из Цахкадзора и возил нас весь день по всем основным достопримечательностям.  Одним полным днем мы ездили сразу на все основные достопримечательности. Начали с города Абовяна и с нового храма Святого Аванеса, который построил кандидат в президенты Армении Гагик Царукян. Кстати, выборы в Армении проходили спустя 2 недели после нашего отъезда. Что меня удивило, так это то, что нет у армян зависти и злобы по отношеению к богатейшему олигарху, живущему во дворце с фамильным гербом в центре Еревана. Да, он владеет множеством зправок, ресторанов и т. д., но пр иэтом он тратит деньги и на благотворительность, а за это армянский народ уважает его и, как мне показалось, большинство из тех, с кем мы говорили о выборах, собирались голосовать именно за него. Но никто не верил в честные выборы, а , соответственно, и в победу Царукяна. Церковь огромная и  очень красивая.  Далее мы направились в сохранившийся и восстановленный на территории Армении языческий храм Гарни. Это входит в топ главных достопримечательностей Армении, и все туристы считают своим долгом побывать тут. Храм упоминается в связи с событиями еще  в 1 в. н. э.  На территории храма были найдены плиты с урартской клинописью, которые можно и сейчас увидеть на территории храмового комплекса. В результате одного из сильных землетрясений храм был почти полностью разрушен. Рядом с храмом сохранились остатки крепости  ицарского двора, а также бани с мозаикой на полу. В советские времена храм Гарни был полностью восстановлен. Его местоположение очень интересно и живописно. С одной стороны кажется, что храм расположен на горе , как на ладони, от куда видно все вокруг, а с другой стороны, пригорок, на котором находится храм как будто спрятан внутри обрамляющих его более высоких гор, а также еще и окружен ущельем. Смотрится очень красиво и необычно.  Следующим нашим пунктом назначения был монастрырь Гегарт. Вот это по истине удивительно красивое место! Нас впечетлило больше всего увиденного в тот день. монастырь внесен в список ЮНЕСКО. Монастырь назван в переводе с армянского "Монастырь копья" в честь копья, которым был проткнут Иисус. И, как будто -бы оригинальный кусочек этого копья хранится сейчас в музее Эчмиадзина. Часть монастырского комплекса выдолблена в скалах, а другая часть возвышается над ущельем, окружающим его. Монастырский комплекс украшен множеством древних хачкаров.  О хачкарах хотела бы сказать отдельно. Хачкары представляют собой каменные плиты с вырезанными на них изображениями. Чаще всего это изображение крестов, гранатов и винограда. Невозможно найти 2 одинаковых хачкара. Они тут повсюду! В храмах, в парках, есть даже музей хачкаров под открытым небом -Норадуз (мы его не посетили). В переводе с армянского "хачкар" означает  "крест-камень".  Их можно также купить в виде сувенирчиков или магнитиков.     После посещения Гарни мы как раз и направились с нашим верным спутником в Эчмеадзин. Мы, если честно, не очень представляли себе, что же это на самом деле такое, и очень удивились, прибыв на место и увидев довольно современные стены, обрамляющие огромную территорию с храмами и множеством прочих строений. Как оказалось, это  местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Что-то типа нашей епархии чтоли.     Времени было уже много, и у нас не было возможности походить по территории и посмотреть, что же тут есть. Поэтому мы бегом помчались на поиски музея, в котором хранится вышеописанный кусочек меча, которым пронзили Иисуса. Попав туда, нам сказали, что через15 минут все закроется и смысла нет, но мы очень попросились посмотреть хотя бы на меч. Нас пустили. Но музей сам по себе такой маленький, что 15 минут вполне хватило и на меч посмотреть, да и на все прочее поглазеть. Невдумчиво, конечно, а мельком, но , все-таки, можно сказать, что мы видели этот музей. Кроме меча там находятся старые церковные книги, одежды католикосов, оклады старинных икон и прочая храмовая утварь. И еще в этот полный событиями и познаниями армянской истории, культуры и архитектуры день нас ждало знакомство с монастырем Хор Вирап. Он находится достаточно близко к границе с Турцией (Ее даже можно видеть с горы, на которой находится монастырь), и с его стен открывается лучший вид на великий Арарат. Мы попали туда уже на закате. Поэтому Арарат встретил нас легкой облачной дымкой, в которую он уже начал укутываться, постепенно отходя ко сну. Но на фоне розового закатного неба одинокий монастырь на холме, за которым виднеется дремлящие малый и большой Арарат смотрелся еще более сказочно и , одновременно печально. Уже не было толп туристов: только мы и ещенесколько одиноких путников. Можно было посидеть, погрустить и помечтать глядя на изумительный пейзаж.    Домой мы вернулись уже достаточно поздно, попрощались с нашим уставшим, но до последней минуты выпонявшим свои обязательства перед нами гидом Эриком, закупили вина и сулугуни  в САСе, отправились в свой хостел.       Немного общей информации: 1) Сувениры ,которые мы привезли: - платки ручной росписи с символами армении - гранатами                                                                               - серебреное украшение - гранат                                                                               - магнитик - гранат :)                                                                               - гранатовое вино
                                                                              - чаи из горных трав                                                                              - суджук и проичие фаршированные фрукты и рулетики из виноградного сока с орехами                                                                              - варенья (кизиловое, из грецких орехов и шелковичное) 2) Про автомобили... Заметили, что в Армении, особенно это заметно в Ереване ездят либо на старых советских, русских машинах. Особенно любимы здесь белые Нивы (ни в коем случае не Шеврале, а самые класические Лады) . Или же ездят на шикарных автомобилях. На улицах Еревана нередкость встретить всякие там Бентли, дорогие Мерседесы, новые Ауди, БМВ и Тайоты. Как сказал хозяин хостела Арам, "Армянин готов все продать, лишь бы иметь дорогой автомобиль". Ну прямо горская любовь к хорошему коню, пусть даже к железному. И, кстати, большинство автомобилей и даже автобусы, перевозящие детей, тут ездят на газу. На автобусах сверху можно видеть огромные балоны. А хозяева автомобилей встраивают себе в багажник газовые балоны. Это обычная услуга в автосалоне.  3) Что касается отношению к русским. Русских тут любят. Большинство надписей на русском. Все говорят по-русски. В парке впечатлила скульптура 2 народа - 1 крест, посвященная дружбе и единой вере наших народов.   Многие армяне работают или работали в России. И нашу Балашиху знает каждый второй.  4)  Армянское вино показалось нам недооцененным у нас в России. Как-то все привыкли, что брендом  Армении является коньяк. Но вино тут нехуже грузинского и тем более молдавского.  5) Ну и Арарат... Ранее я даже не знала, что он не находится на территории Армении, т. к. он тут везде: на сигаретах, на коньяке, на флагах, в названии футбольных команд, виден ото всюду, а главное - в сердцах каждого армянина. Всякий и стар и млад не забудет упомянуть о горечи утраты родного Арарата. Если ехать по трассе в Ереван с гор, там в одном месте стоит скульптура каменного орла. В одной точке получается так, что армянский орел  сидит на вершине Арарата. В этот момент у водителей принято давать 2 сигнала в знак приветствия великой горы.   Вот такая вот она Армения. Меня очень впечатлила эта поездка. И я очень обогатилась хлебом и зрелищами за время этого путешествия.