Экспидиция по Северному Кавказу

Город: Адлер
Время отдыха: Дата вылета июль 2011

Дата14.08.14 Хороший отзыв6 Ответов 3 Просмотрели3605

Экспедиция Оборонная тропа 2011 прошедшая этим летом, целью которой была установка гранитных мемориалов на перевалах боевой славы Кавказа. Краткий маршрутный лист примерно таков:
Питер - Пятигорск - Нальчик - Черкеск - перевал Клухор - Теберда - Домбай - перевал Мухинский - Красный Карачай - озеро Патронное - первал Халега - первал Марухский - Марухское ущелье - деревня Маруха - Зеленчукская - Архыз - Наурский перевал - Архыз - Зеленчукская - Лобинск - Белоречинск - Туапсе - Адлер - Абхазия (Новый Афон, Сухуми, Гагры) - Адлер - Питер
Всем кто заинтересован более подробный очерк. 10 июля 2011 года группа в составе 14 человек села на поезд направлением СПб - Пятигорск. Спустя две ночи мы оказались в Пятигорске, откуда первым же автобусом отправились в Нальчик подписывать бумаги для пересечения границы с Абхазией. Заночевали мы в школе интернате за нумером один что находится на окраине Нальчика. Следующий день был посвящён осмотру этого замечательного города с дорогими шашлычными и не очень-то чистыми улицами. Место нашей ночлежки не изменилось. На следующий же день наша группа переехал на базу МЧС в городе Черкеске. Стало быть Кабардино-Балкария простилась с нами, а приняла нас Карачаево-Черкесия.В Черкеске вся группа сгорела на жгучем солнце, и рюкзаки стали карой небесной для обгоревших спин. Из Черкеска мы отправились в Тебердинский биосферный заповедник и ночевали там, на озере Туманном. Прибыли мы на озеро уже вечером и в настоящую грозу. Впервые я видел грозу в горах, зрелище великолепное и непередаваемое. Прямо над твоей головой по всему небу проходят молнии и льёт ливень. Очень красиво. Поутру искупавшись в ледяном озере на высоте двух тысяч метров над уровнем моря инициативная группа взяв первую гранитную плиту, отправилась на Клухорский перевал (2800м). Там встретив не особо добрых пограничников и насладившись красотами гор мы принялись за установку плиты, спустя полчаса уже начали спуск в лагерь, погода была отменной. На следующий день уехали на попутке в Тиберду. Попуткой был военный урал вместивший всех нас вместе с рюкзаками. Там разбив лагерь и сэкономив из за попутки целый день, мы решили съездить в Дамбай на обзор курорта. Одно можно сказать точно, летом в Дамбае делать нечего, зимой это крупная горнолыжная база, а летом лишь дорогие цены и отсутствие южного вина. Вообще местного вина мы не встречали. Видимо вырубленные в советские времена виноградники так и не восстановили. На следующий день мы отправились в долгий путь по Мухинскому ущелью с последующим переходом перевала Муха(2400м) и ночёвкой подле хутора. Затем путь наш лежал по ущелью Аксаута до перевала Халега(3027м) с ночёвкой на озере Патронное прямо на перевале. Искупались в этом ледяном озере, ну как искупались, забежал на пять секунд и обратно, быстрее выскакиваешь температура, такая что лёд не тает. Впервые там мы попали в туман и хорошо, что ночью, но вид конечно обалденный, не видно ничего, пять метров от палатки и ты даже очертаний не видишь. На следующий день дошли до Марухского ледника и встретили там гляциологов, пообщавшись с ними веру, пересекли вброд реку вытекающую мощным потоком прямо из ледника. Ощущения я вам скажу, свежие, очень свежие. И полезли по скалам на Марухский перевал (2866) Там на границе с Абхазией поставили палатки и переночевали. На следующий день покрыли лаком крест установленный там в память погибшим там русским солдатам, и отправились по снежникам вниз, в долину, по которой мы шли весь день и лишь к вечеру добрались до пограничной заставы, где нас радушно встретили и пригласили в баньку. Следующий день был богат на сюрпризы, с утра мы договорились с гляциологами (которые тоже остановились на заставе) подвести наши рюкзаки до деревни Маруха, они согласились и сгрузили все рюкзаки к себе. А сами мы поехали с местным чабаном на его "буханке", вскоре мы попали в аварию. сломали рулевую тягу и погнули ось. Отправили всех в деревню пешком, а несколько человек включая меня остались чинить это чудо техники, спустя три часа работы под ливнем мы всё починили, но далеко не на совесть, потому что деталей то не было. И естественно через 20 метров машина сломалась. Чабаны остались ждать подмогу, а мы двинули пешком до деревни.(58км) Вечером мы встретились со своими возле единственной православной церкви мусульманской деревни Муха. Там на дворе для паломников мы и заночевали. В нашем меню оставался лишь один перевал - Наур (2870м), туда мы и отправились. Добрались на третий день и не всем составом, почти вся группа осталась на погран посте в 12 часах пути до перевала. Поднявшись в сопровождении пограничников до перевала и выполнив свою миссию мы покатались по леднику. Незабываемое ощущение, когда ты садишься на хобу и летишь вниз с горы по леднику с бешеной скоростью. Очень здорово. После ночёвки в лагере на посту у нас начались переезды Архыз - Зеленчукская - Лобинск - Белореченск - Туапсе - Адлер. Хочу заметить, что въезжая в Краснодарский край сразу попадаешь из глуши в Европу. Сразу появляются курорты и русские лица. Адлер и Сочи сейчас не города, а большие стройки. А Вечерний Туапсе мне очень напомнил мой родной южно-сибирский город Абакан. В Адлере переночевав на вокзале, поутру отправились в Абхазию. Перейдя границу, сели на поезд и прибыли на Чёрное море в Новый Афон. Необычайно красивый город. Просто потрясающий Ново Афонский монастырь. И пещеры того же города. Купили местного вина. Купались и отдыхали на море три дня после этой долгой и трудной экспедиции. Съездили в столицу Абхазии, Сухуми. Сразу же чувствуется, что война была совсем недавно, десятки домов разбомбленных и разрушенных, каждая вторая стена в следах пулемётных очередей. Страшно смотреть. Вот жилая квартира, а рядом сгоревшая дыра, и так весь город. Абхазия не сильно отличается от России, но всё же чувствуется разница, на обратном пути на границе мы пробыли всего полчаса, что не могло не радовать, и сели на поезд направлением на Санкт-Петербург. Вот такое вот путешествие в 26 дней.