Nomad Страна:Черногория

Балканское кольцо. Часть 10

Балканское кольцо. Часть 11

Будва и вокруг.

Первого января мы встали рано. И этому была одна очень важная причина — сегодня мы уезжали в Будву. Пару дней назад мы забронировали там очередные, последние в этот заезд, апартаменты. В этот раз, стуча зубами от холода, мы подошли к выбору жилья ответственно. Решающим моментом в выборе конкретных апартаментов послужил отзыв нашей соотечественницы, которая писала, что останавливалась в этом месте в феврале, и в комнате было очень тепло. Отлично! — подумали мы, и забукали двухзвездные Радович Апартментс на шесть ночей за 132 евро.

Чем дальше мы уезжали из Ульциня и чем ближе подъезжали к Будве — тем становилось теплее. Когда мы остановились у небольшого живописного монастыря Режевичи (он находится между Петровацом и Свети Стефаном) и вышли на улицу — там было просто жарко! Все так же светило солнце, но кончился жуткий ульциньский ветер, успешно выдувавший из наших организмов остатки с трудом сэкономленного тепла. Мы растащились, как кошки. Не хотелось ехать ни вперед, ни назад, хотелось только сидеть в небольшом скверике у монастыря с видом на Адриатику, и наслаждаться жарким солнцем.

Балканское кольцо. Часть 12

Ксю так и поступила, а я пошел посмотреть на монастырь, который оказался интересным местом. Согласно легендам, в 1226 году, в небольшой деревушке, находящейся в этом месте, заночевал король Стефан Первовенчанный. В память о этом случае была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

храм Вознесения Богородицы

В 1351 году, на деньги, выделенные сербским королем Душаном, была построена вторая церковь в честь Святого Стефана.

Церковь архидиакона Стефана

В 17 веке обе церкви были расписаны фресками, фрагменты которых сохранились до сих пор, и представляют культурную и историческую ценность.

В те времена страна подвергалась постоянным набегам турок, которые неоднократно грабили и разрушали монастырь. В конце 18 века церковь Святого Стефана пострадала настолько сильно, что ее решили не восстанавливать, а построили на ее месте новый храм. Так на территории монастыря появилась церковь Святой Троицы, которую закончили в 1770 году. Позже, при поддержке императора Александра I у церкви была построена колокольня, и впоследствии монастырь получал финансовую помощь от России до 1907 года.

Монастырь сильно пострадал во время обоих мировых войн, особенно ему досталось от итальянских фашистов. Уже после войны, в 1979 году он пострадал от сильнейшего землетрясения, но сейчас монастырь полностью восстановлен и отреставрирован. Сегодня, кроме странноприимного дома и хозяйственных построек, монастырь состоит из трех церквей — самая большая с колокольней — Святой Троицы, слева от нее — сохранившаяся древняя церковь Успения Пресвятой Богородицы, и еще левее — небольшая церковка, построенная совсем недавно.

Балканское кольцо. Часть 12

От монастыря было рукой подать до Свети Стефана — места, которое просто невозможно проехать мимо. Мы и не проехали, а приткнулись на обочине, чуть не доезжая до платной стоянки. Как раз в этом месте была лесенка, ведущая на пляж. Свети Стефан не изменился. Он был все таким же живописным, как и несколько лет назад. Пейзаж со Стефаном на горизонте особо украшал пустынный пляж.

А вот выше по берегу, где мы припарковались, все было совсем не так томно. Каждый метр склона, возвышающегося над пляжем, был либо уже застроен, либо застраивался отелями. И если вид из них должен был быть весьма недурственным, то вид на них от моря — ужасным.

Побродив по пляжу и поснимав островок со стоянки, мы все-таки доехали до Будвы. О, вот она изменилась до неузнаваемости! Начиная с широченной (по черногорским меркам) дороги, ведущей в центр города, и проходящей его насквозь. Вокруг возвышались сплошные небоскребы, бутики и всякие моллы — маленьких аккуратных будванских домиков видно почти не было.

Слушаясь и повинуясь Игорю, мы свернули с главной трассы направо, потом сделали еще пару поворотов, и прибыли на место. Апартаменты нашлись быстро — помог мужчина в пекарне, которая, как оказалось, была прямо напротив нашего очередного жилья. Это были теплые и уютные апартаменты. Там была укомплектованная мини-кухня, большой телевизор, уверенный вай-фай, аккуратный ремонт, и… батареи центрального отопления! Благодаря этому чуду цивилизации мы вполне комфортно пережили накрывшую Будву непогоду. Но это еще будет впереди, а пока мы кинули сумки, и пошли осмотреться. Светило солнце, не было ветра, и температура была +16 градусов. Не жизнь — а сказка!

Наше жилье было чуть в стороне от центра города, чтобы дойти до набережной, или начала променада, требовалось 10–15 минут. Мы шли, узнавая и не узнавая места. Откровенно говоря, чаще не узнавая, за 7 лет, что прошли с нашего последнего посещения, Будва изменилась ОЧЕНЬ сильно. Откровенно говоря, старая Будва нам нравилась больше — небольшой приморский городок превратился в ГОРОД. Но, хочется верить, что будванцев и приезжающих туда многочисленных туристов это устраивает.

Мы вышли на променад, ведущий к Старому Городу, и, мягко говоря, обалдели. Народу было как в московском метро в час пик. Напомню, это было 1 января, и все отдыхали.

Балканское кольцо. Часть 12

Причем, отдыхали круто. Черногорские девчонки просто источали гламур — все поголовно были максимально напомажены, прикинуты и надушены. Этакая ярмарка тщеславия…

Мы с Ксю, немного стесняясь своей не очень чистой и модной одежды (помимо всего прочего, у меня после нападения собак у Соланы, была драная штанина джинсов), потихоньку шли в сторону Старого Города. На небольшой площади у входа в Старый Город была установлена концертная площадка (это стандартное место для проведения всяких мероприятий), где шел новогодний концерт.

Перед эстрадой толпился народ, а еще больше народа сидело в соседнем открытом кафе под названием «Итальянские Специалитеты».

Балканское кольцо. Часть 12

Подивившись на людей (столько народа мы не видели за всю нашу дорогу), мы пошли в Старый Город. Вот он почти не изменился — на месте были даже почти все магазины и рестораны, которые мы запомнили. Кроме, почему-то, ресторана «Пушкин». Бродя туда-сюда по городу, мы вышли на пляж Ричардова Глава, и… обалдели… Тут народа было еще больше, все что-то пили и ели (в основном пили), а из огромных колонок неслась громкая музыка. Словом, народ отдыхал.

Солнце опускалось ниже к горизонту, подсвечивая древние стены города теплым оранжевым светом — режимное, понимаешь, время. Поэтому мы быстренько свалили с пляжа, и пошли в самое сердце старого города — к церкви Святой Троицы и Цитадели.

Церковь Святой Троицы

Церковь Святого Ивана со всем знакомой колокольней и Святую Троицу нам фотографировать ничто не мешало, а вот подняться на Цитадель — мешало. Вход туда платный, билетик стоит три евро. Пришлось раскошелится, режимное время того стоит… И мы не прогадали. Ай, как там было красиво!!!

C одной стороны, в нежных водах Адриатики покачивался слоистый остров Свети Никола,

Балканское кольцо. Часть 12

с другой во всей красе перед нами предстал пляж Ричардова Глава, битком забитый народом, со старинной церковью Санта Мария ин Пунта (середина 9 века) на переднем плане.

Церковь Санта Мария ин Пунта

С третьей стороны заходящее солнце окрасило в желто-оранжевые цвета храмы и черепичные крыши Старого Города. При этом «небоскребы», скажем, нового города, находились в тени от облаков…

Церковь Святого Ивана

На самой Цитадели жизнь тоже кипела. Гламурные черногорские девочки с перекачанными губами делали сэлфи на фоне закатного города, более здравомыслящая молодежь прыгала со ступенек, пытаясь сделать свою фотографию в полете, остальные (типа нас) просто наслаждались прекрасным вечером.

Церковь Святой Троицы

Спустившись с Цитадели мы вернулись на пляж, чтобы выпить по стаканчику пивка с видом на закат, что нам и удалось. Словом, этот день не принес нам ничего, кроме удовольствия, всегда бы так!

Церковь Санта Мария ин Пунта

Балканское кольцо. Часть 12

Следующий день мы решили посвятить поездке по побережью в сторону Херцег-Нови. Погода начала меняться, по небу плыли довольно плотные облака, периодически проглядывало солнце. Но было довольно тепло, и не было доставшего нас в Ульцине ветра. Первая наша остановка была в Которе. Мы очень удачно припарковались прямо около Северных Речных Ворот, и, не теряя времени, пошли покорять Которскую крепость. Вход в крепость стоит 3 евро, но касса была закрыта, поэтому мы прошли бесплатно, что всегда приятно.

Как известно, подъем туда затяжной, но не сказать, что тяжелый. Наслаждаясь видом Боко-Которского залива, периодически подсвечиваемого солнцем, мы не спеша ползли вверх по ступенькам.

Церковь Богоматери На Здравие

Балканское кольцо. Часть 12

Изрядную часть пути нас сопровождала на удивление ручная зарянка — она только что на голову не садилась, и перелетала со стены на стену вслед за нами, чем изрядно нас развлекла.

Вот так мы и снимаем птичек...

Подъем с фотографированием в неспешном темпе занял у нас немногим больше часа. Народу на крепости кроме нас практически не было, к чему мы уже успели привыкнуть. Мы полазали по Цитадели в надежде, что выйдет солнце и подсветит залив, но увы, оно не сильно хотело нам в этом помочь.

Балканское кольцо. Часть 12

На пути вниз, примерно на одной трети дороги, мы обнаружили проход за территорию крепости, в сторону окружающих ее гор. Это совсем неприметный выход, со стороны крепости — это просто проем в стене, за которым, как кажется, находится глубокая пропасть. Ан нет, через него можно вылезти, и попасть на корявую тропинку, ведущую в долину, находящуюся под противоположной заливу крепостной стеной. С тропинки хорошо видно на удивление хорошо сохранившуюся крепостную стену,

а ниже в долине стоит живописная полуразрушенная церквушка. Это церковь Святого Иоанна, и внутри ее можно даже разглядеть жалкие остатки фресок. Информации о времени ее постройки мне найти не удалось.

Церковь Святого Иоанна

Спустившись с крепости, мы пошли гулять по Старому Городу. Должен заметить, что из всех посещенных старых городов, которский — самый интересный и красивый. Удивительно, но на территории относительно небольшого города находится 11 церквей, столько же дворцов, 19 административных зданий, 24 бастиона, трое ворот, куча жилых домов в магазинами и ресторанами и 38 отелей! Дворцы тут не особо на дворцы похожи, а вот церкви интересные.

Возвышается над городом церковь Святого Николая, построенная на месте сгоревшей церкви в самом начале 20 века.

Церковь Святого Николая

Рядом с ней, на площади Святого Луки находится старинная церковь Святого Луки, построенная в 1195 году! Изначально это был католический храм, но примерно пятьсот лет спустя после ее постройки, в связи с появлением в Которе большого количества православных, в церкви построили второй алтарь. На сегодняшний день, это одна из немногих в мире действующих церквей с двумя алтарями — католическим и православным.

Церковь Святого Луки, 1195 год

Еще одна заметная церковь — Кафедральный собор Святого Трифона — главный храм Котора. Его отличают две высокие башни (33 и 35 метров), расположенные по бокам здания с лицевой части храма. Первый храм на этом месте был построен в 1166 году, на месте старой церкви, которая была заложена, страшно подумать, в 809 году! Храм неоднократно разрушался и перестраивался, во время землетрясения 1667 года были практически полностью разрушены обе башни, так же храм сильно пострадал от уже известного нам землетрясения 1979 года.

Кафедральный собор Святого Трифона

Еще одна церковь, на которую стоит обратить внимание — церковь Святой Марии Речной. Церковь была заложена неподалеку от Северных Речных Ворот в 1221 году, на месте раннехристианской базилики 7 века. За время своего существования церковь неоднократно перестраивалась и реконструировалась, а в 18 веке к ней была пристроена колокольня.

Церковь Святой Марии Речной

Перечислять все дворцы, построенные в период с 15 по 18 века занятие неблагодарное, тем более что они не сильно отличаются друг от друга и про них много информации в свободном доступе.

Дворец Бизанти

Дворец Пима

Дворец Гргурина   Из явных достопримечательностей стоит упомянуть о Часовой Башне, стоящей на площади Оружия, где, кстати, находятся и несколько дворцов, достойных внимания. Башня была построена в 1602 году, и представляла собой именно отдельно стоящую башню. Сейчас видно только два фасада из четырех — с других сторон ее подпирают позже построенные дома-дворцы.

Оружейная площадь с Часовой башней

Очень здорово, что практически на каждом здании висит приметная табличка с названием-описанием здания. Ведь одно дело это пройти мимо каменного симпатичного домика, и совсем другое — знать, что это дворец какого-нибудь Бизанти, построенный в 14 веке. Такие вот дела…

Словом, Старый Город Котора оставил у нас исключительно положительные впечатления, если бы не одно «но» — он ни разу не дешевый в плане покушать. Так что поиск относительно лояльной к нашему кошельку едальни занял у нас некоторое время. К счастью, мы успешно совмещали поиск еды с осмотром достопримечательностей. Итого, на Крепость и Старый Город мы потратили около четырех часов, хотя там можно было бы задержаться и еще на часок-другой.