Владимир Страна:Босния и Герцеговина
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 2015

Дата21.03.16 Хороший отзыв1 Ответов 10 Просмотрели3455

Водопад Кравице. Босния и Герцеговина

Где находится водопад Кравице? Если вы собираетесь в Боснию и Герцеговину, или путешествуете по Южной Далмации в Хорватии, или же планируете посещение Черногории, то для вас информации о месте нахождения одной из жемчужин Балканского полуострова, может оказаться весьма актуальной.

Для начала, что такое водопад Кравице. Я нашел его в интернете, когда мы с любимой готовились к поездке в Хорватию – Черногорию. Рассматривалась масса всяких достопримечательностей, большинство из которых на слуху у туристов. А мне же всегда хочется найти какую-нибудь «изюминку» для нашего путешествия. Изучая все, что попадалось во всемирной сети про достопримечательности Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины, я «накопал» интересные сведения о водопадах, не уступающих знаменитым Плитвицким. Об этом грандиозном природном заповеднике знают практически все, кто бывал в Хорватии (или в прежней Югославии). О водопадах Кравице в Боснии и Герцеговине известно немного меньше (во всяком случае, судя по информации в интернете), хотя расстояние до этого места от побережья Адриатики — меньше сорока километров.

Водопад Кравице – это естественный природный парк на реке Требижат – притоке Неретвы и второй по величине реке Боснии и Герцеговины. К слову сказать, Требижат еще  и подземная река, которая местами ныряет под землю и снова поднимается на поверхность через несколько километров. Из-за этого река в прежние времена носила почти десяток различных названий. Это сейчас по снимкам из космоса можно разобраться, как несет свои воды любая речка, а в древности, попробуй, разберись: одна это река или их десяток, если она постоянно играет в прятки.

Потоки воды, падая с  25-метровой высоты пенными белыми струями в изумрудно-бирюзовую водную гладь, выглядят очень живописно и, без сомнения, завораживают своей гармоничной красотой. Не напрасно ведь Кравице в народе носит такое поэтическое название: веер, раскрытый над пропастью. На картах Google это место можно отыскать по его англоязычному названию: Kravice Waterfall. Судя по описаниям, водопад красивее всего выглядит весной, когда он наполняется вешними водами, мы же были здесь в сентябре, когда падающие струи менее полноводны. Еще хотелось бы посмотреть на эти шумные потоки воды при лунном свете, говорят, увлекательное зрелище. В солнечные дни, здесь всегда можно увидеть радугу, это и не удивительно, столько мельчайших брызг обязательно будут сиять радужными цветами. К сожалению, на наших фотографиях радуга куда-то спряталась, но в том, что мы ее созерцали – можете не сомневаться.

Водопад Кравице. Босния и Герцеговина

Раньше на водопадах были выстроены мельницы (как не использовать такой естественный «вечный» двигатель), но сейчас об этом ничего не напоминает (а может,  мы не разглядели останки строений). В наше время здесь обустроено отличное место для отдыха, для этого все в наличии: прекрасное зрелище, замечательный пляж. А, вернее, на чистейшем озере под водопадом даже не один пляж, так как с одной стороны озера, ближе к бурлящим потокам, пляж с пологим спуском в воду, с другой – ближе к стоянке для автомобилей, в озеро можно спуститься по специально оборудованным лестницам (сам берег обрывистый).

Мы на водопад приехали со стороны Мостара, где любовались восстановленным мостом через Неретву и бродили по узким, но живописным улочкам этого славного городка. Отсюда до Кравице около 50 километров, выбираясь из Мостара, я настроил навигатор на Любушки (Ljubuški), затем на Студенци (Studenci). Сначала ехали по R424, потом, не доезжая Любушки, свернули на М6, там, буквально несколько километров и на указателе – направо по примыкающей дороге, которая напрямую выведет к водопаду. Это сейчас так легко пишется, а когда выехали из Мостара и на пересечении с М6,  мне, в нарушение ПДД, пришлось свернуть налево, все так просто не казалось. Хорошо помню только, что высказался вслух типа: «Извините, руссо туристо, сами мы не местные, хорошо, что «гайцев» нет». Благо, что моя ненаглядная, не совсем поняла, чего это я разворчался сам с собой. Потом-то объяснил, что, похоже, в этом месте можно было ехать только направо к городу, там, на кольце разворачиваться и возвращаться обратно (навигатор так верещал). Но, все прошло благополучно, мы изрядно сократили путь, не делая бессмысленных телодвижений сначала туда, потом обратно. Только не надо в этом месте кидаться в меня тапками и говорить: «Фу-у-у». Знаю, что грубо нарушил ПДД, да еще за границей. Посыпаю голову пеплом. На самом деле, я законопослушный гражданин, и правила дорожного движения стараюсь соблюдать и дома, и, в особенности, за рубежом (там нарушать – себе дороже).

На водопаде огромная бесплатная стоянка, где мы без труда припарковались и пошли к проходной. Да, здесь имеется будочка, где сидят молодые ребята, поднимают и опускают шлагбаум (к водопаду можно подъехать, практически, вплотную). Мы сначала предположили, что они и с пешеходов взимают еврики, но все оказалось проще, нам, с улыбкой, пояснили, что пешком – бесплатно, и мы по лестнице покатились наслаждаться зрелищем бесконечно падающей воды. Для начала посетили заведение, куда короли пешком ходят, это удобство сразу справа от лестницы. Потом, не торопясь, с остановками для фото, пошли к водопаду. Не буду долго рассказывать, насколько красиво это зрелище, в любом случае, описание – это только маленькая часть, увиденного нами чуда.

Мы с вами большие, взрослые дяденьки и тетеньки, и прекрасно понимаем, что никакие слова, фото и видео, не смогут в полной мере передать все ощущения, которые испытывает человек, созерцая ту или иную достопримечательность в своем путешествии. Только увидев своими глазами, пройдя своим ножками, пощупав своими ручками, можно понять, как здесь замечательно. Этот не замолкающий шум, низвергающихся с высоты многоэтажного дома, водных потоков, эта кристальная чистота и свежесть прохладной воды в озере у подножья водопада, эти струящиеся под искристой влагой травы, эти, покрытые мхом камни. Ну, как все это опишешь? А запахи, а легкая изморось на лице, когда карабкаешься поближе к извивающимся по камням водяным змеям, чтобы сделать захватывающее дух фото (которое не передает и десятой части твоих «Вау!»). А резкий контраст солнечного пляжа и сырости укромного места под скалой, куда не попадают лучи этого самого солнышка, кто все это сможет изобразить со стопроцентным попаданием в реальность?

Глядя на падающие потоки воды, предполагали, что вода будет такая, что полезет в нее не каждый. Не буду излишне скромным, в ледяной воде купаюсь с 2003 года с завидным постоянством, моя любимая тоже не первый год испытывает свой организм криогенными процедурами, но, то, что в озере под водопадом купальщиков можно насчитывать десятками, впечатлило. Видимо, не нас одних манит прозрачность водоемов, где наличие воды (если глядеть сверху вниз) только угадывается. Но, в общем-то, вода была не слишком холодная, сказалось, очевидно, жаркое лето, на мой взгляд (точнее по ощущениям), градусов 16-18 по Цельсию. Плавали в той части водоема, где сделан в камнях специальный спуск (здесь ближе к душу и раздевалке). Накупавшись, пошли преодолевать препятствие в виде подъема в горку к собственной машине. На самом деле, ничего сверхъестественного в подъеме не было (немного по дороге, немного по лестнице), даже «перекуров» не устраивали.

Local beach near by Hotel

От Кравице мы поехали уже другой дорогой, так как хотелось поближе к дому, ну, в смысле, к Млинам, где мы с моей Маринушкой останавливались, путешествуя по Хорватии в сентябре 2015 года. Возвращались через Меткович (Metković), здесь нас ждала «засада» в виде ущербности нашего навигатора (пользовались «Навителом», который с завидным упорством тащил нас в горы от хорошей трассы, ведущей к морю). Навигатор предлагал нам подняться налево, чтобы «проскакать» там горными козлами довольно таки приличный участок пути. Но «мы не привыкли отступать» (с), я, довольно нелицеприятно высказавшись в адрес нашего помощника, направил «Рено Клио» по дороге в сторону моря. К радости моей любимой, это было правильно решение, мы еще пару раз пересекли границу,  въехали в Хорватию, и покатили вдоль побережья, где нам уже многое было знакомо.

Чуть не забыл про маленькую хохму, которая с нами случилась по дороге от Кравице до Неума. Здесь нам пришлось несколько раз пересекать государственную границу БиГ и Хорватии (кто бывал в этих краях, знает, что даже с севера на юг Хорватии не проедешь, не проезжая четыре раза пограничные КПП). Так вот, двигаясь в очереди к пограничному переходу перед Меткович, заметил, что после КПП стоит какой-то дяденька. Похоже, что на государевой службе, так как он был в форменном костюме и остановил уже не одну из машин, отъезжающих от пограничников. Настала наша очередь, отрываемся от КПП, дяденька выходит нам наперерез с явным намерением броситься под колеса, если мы попытаемся прорваться. Мы, конечно, ему удовольствия «под танк с гранатами», не доставили, остановились. Этот государственный муж, смотрит на наши номера и задает мне какой-то вопрос на английском. Понимаю только, что он, вроде как, просит закурить, но ведь я некурящий, жена тоже, даже не знаю, как выкручиваться из ситуации. В это время дяденька пытается убедиться, что правильно прочитал наши номерные знаки, спрашивает, не из Эстонии ли мы. Мы дружно подтверждаем, что да, мы те самые эстонцы, про которых самый короткий анекдот: «эстонец – торопыга». Короче говоря, ситуация: «Эстонцы – подумал Штирлиц. Штирлиц – подумали эстонцы» (с).

Чтобы стало понятно — наш арендованный в Тивате автомобиль был на эстонских номерах. Служивый нам медленно и тягуче начинает объяснять, что его интересует только вопрос: не везем ли мы запрещенных и контрабандных товаров: наркотиков, табачных изделий, алкоголя. Тут-то даже я начинаю его понимать. Оказывается, на границе между БиГ и Хорватией существуют не только пограничники (или пограничная полиция), но и таможенники. Соответственно, остановивший нас товарищ в форме, как раз и был «забугорным» Верещагиным. Быстро-быстро делаем правильные лица, «No, officer!», «Верещагин» улыбается и машет рукой «Good bye». Отъезжаем от КПП, повторяем все в лицах, смеемся и неожиданно вспоминаем, что у нас полный багажник персиков, винограда, смоквы, а в себе моя любимая провезла как минимум пару бокалов вкуснейшего домашнего вина. Но — таможня дала добро, и мы, воодушевленные таким исходом общения с «очень ответственным лицом», продолжили наше перемещение по местным трассам.

Видите наш номер? Буквы EST означают Эстония

А это уже Хорватия. Побережье Адриатического моря

Радугу не смогли "поймать" на водопаде, нашли в другом месте

Ну, и вывод по нашей поездке: красота водопада заслуживает того, чтобы на нее любоваться. Визиты в такие чудесные места оставляют в душе свой след, который не заменишь десятками прочтений чужих отзывов и просмотром сотен фотографий. Рекомендация туристам: к посещению — обязательно.