Черногория, Сербия опыт самостоятельной поездки.

Главная > Черногория > Отзывы об отдыхе > Самостоятельные путешествия > Отзыв об отдыхе



Ваша реклама здесь: www.ayda.ru/ads/
Добавить новый отзыв
Автор отзыва: Сергей Конев
Возраст: 61
Страна: Черногория, Сербия
Самостоятельные путешествия
19 сентября 2018 – 12 октября 2018
Этот отзыв в социальной сети Айда.ру!
Просмотров: 1,186
Добавлен: 14.10.2018

Черногория, Сербия опыт самостоятельной поездки.

                                                        ЧЕРНОГОРИЯ, СЕРБИЯ 2018

     Об отпуске  мы стали задумываться после встречи нового года. Поездка 2017 года  в Турцию  с арендой авто нам понравилась чрезвычайно. Стали просчитывать длинный вояж с началом в Стамбуле и завершением в Измире или Анталии. По расстоянию это от 800 до 1000 км. По данному маршруту расположено немало интересных исторических мест. Планировалось побывать на полуострове Галиполи , где размещались некоторые части Белой Армии после завершения Гражданской войны в России и эвакуации  белогвардейцев из Крыма в 1920 году. Далее по маршруту предполагалось заехать в легендарную Трою описанную Гомером, весьма популярный ныне туристический объект. Предполагалось останавливаться в населенных пунктах, ночевать по пути следования.   Потом ознакомившись с отчетами в Интернете о некоторых других странах Балканского региона, мы решили продолжить расширение географии наших поездок и посетить в отпуске 2018 две страны Балканского региона Черногорию и Сербию.

                                                НАЧАЛО ПОЕЗДКИ ,  ПРИБЫТИЕ В ТИВАТ.

     Ранним утром 19 сентября Яндекс Такси ( честь хвала и слава предпринимателям этого достойного бизнеса!) доставило нас в новый терминал аэропорта Емельяново.  Терминал совершенно новый.  Он  введен в  работу  в декабре 2017 года. Появился этот современный отличный аэровокзал в процессе подготовки Красноярска к универсиаде 2019. Мы летим авиакомпанией S7 до Москвы ( Домодедово) где после стыковки около 4 часов этой же компанией добираемся до г Тиват в Черногорию. Перелет до Москвы прошел ровно и особых впечатлений не оставил, за исключением предложенного в полете горячего завтрака. В прошлогодней поездке помниться S7 попотчевала нас бумажными котлетами с синтетическим рисом. В этом полете нам предложили на выбор СЫРНИКИ или ОМЛЕТ с СОСИСКОЙ. Супруга выбрала сырники, оказавшиеся вполне съедобными. Я же решил насладиться омлетом и получив из рук стюарда довольно теплую упаковку покрытую фольгой быстро вскрыл ее вожделея увидеть дымящийся ароматный ОМЛЕТ. Однако моим глазам открылась совершенно другая картина! Внутри упаковки действительно обнаружилась тощая короткая сосиска и некое округлое изделие желтого цвета напоминающее кусок мыла. Эта самолетная интерпретация популярного блюда имела довольно твердую пористую консистенцию . Мне стало интересно каково же на вкус сие блюдо! Я неосторожно отломив вилкой довольно крупный кусок  отправил его в рот, и в следующий момент  очень пожалел что отказался от гигиенического пакета предлагаемого персоналом в начале полета! Не могу описать вкус этого самолетного ОМЛЕТА!  Мерзость несусветная! Супруга тоже заинтересовалась , но благоразумно взяла маленький кусочек и тут же выплюнула его.

    В ДОМОДЕДОВО все оказалось по старому- толчея, суета, некуда присесть, астрономические цены в буфетах. Часы стыковки пролетели быстро и вот мы заходим на борт воздушного судна зеленого цвета все той же авиакомпании. Из перелета продолжавшегося около 3 с половиной часов запомнилось довольно большое количество пролетавших мимо в разных направлениях самолетов. Над Европой авиадвижение очень интенсивное! В полете предложили горячий обед. Мы выбрали курицу с макаронами и получили по горячей упаковке закрытой фольгой. Внутри находилась смесь довольно мелких изделий типа ракушки в  перемешку с каким то порошком  вкуса вареной курицы. Но в этом перелете хотя бы вкус напоминал настоящий продукт. Про салат из овощей S7 давно уже забыла!  Если подобное питание стало нормой даже на зарубежных перелетах, что спрашивать с  внутренних рейсов!

                                                                                  ТИВАТ

     Черногория небольшая страна, осколок Югославии имеющая статус самостоятельности с 2006 г. Население Черногории всего около 700 000 человек. Столица город Подгорица. В стране два международных аэропорта. Один в столице и второй в г. Тиват, куда мы прибыли ближе к концу дня.    Из промозглой сибирской осени  преодолев тысячи километров за один день мы вернулись в солнечное лето! Температура воздуха около 30 градусов, все в зелени и цветах.

       Тиват небольшой городок у подножия огромных скалистых гор подступающих к Средиземному морю. Население Тивата примерно 10 000 человек. Люди живут в этих местах с незапамятных лет, по крайней мере задолго до римского владычества.  Курортное место, причал для многочисленных яхт , от дорогих за 2-3 миллиона евро, до самых простых лодок. Множество ресотов и апартаментов самой разной комплектации.

У нас забронированы апартменты примерно в 20 минутах ходьбы от аэропорта. Этот путь мы преодолели по жаре ( прибыли около 15 часов местного времени). Многочисленные таксисты предлагали свои услуги, но мы твердо решили экономить ЕВРО ( Черногория в Евросоюзе и член Нато) и стойко шагали с багажом по дорогам Тивата. Наш отель  расположен в здании , которому больше 600 лет и находящемуся  под охраной Юнеско. Две черногорки Надежда и Даниэла встречают нас и размещают в номере странной двухярусной планировки.

На первом ярусе кухня и санузел. Чтобы попасть на второй ярус, где стоят две большие кровати надо подняться по крутой лестнице без перил! Алкогольные излишества при такой планировке явно неуместны! Цена этой благодати 50 евро за ночь! Сразу надо сказать, что за подобное жилье это очень завышенная стоимость! Но мы только начинаем отдых и еще не осмотрелись! Рядом с отелем буквально в 20 метрах небольшой причал для  лодок и удобное место для купания. На следующий день мы предприняли прогулку по побережью и останавливались купаться в разных местах. Первые дни нашего пребывания в Черногории были очень жаркими и мы постоянно купались. Пляжи  по большей части галечные , вода  чистая и приятно прохладная. 

                                              АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ

    На третий день мы решили взять недорогой автомобиль в аренду и расширить географию наших путешествий по стране. Прогулялись до аэропорта, где расположены основные конторы по аренде машин и ознакомились с их условиями. Недалеко от нашего отеля находится автовокзал и в нем пункт проката европейской компании SIXT. По Интернету можно найти и очень привлекательные в плане цены предложения от местных небольших компаний, но можно и серьезно пострадать в финансовом плане при пользовании их услугами. Известные европейские и мировые компании по прокату автомобилей SIXT , AVIS, EUROPCAR и другие, это респектабельные уважаемые компании и  махинации с возвратом депозита или другие мошенничества они не практикуют. У нас уже есть опыт общения с некоторыми из прокатчиков в путешествиях прежних лет.

     В аэропорту цены оказались повышенными и это обычное явление. На автовокзале мы познакомились с представителем SIXT молодым долговязым парнем . У него расценки были куда привлекательнее и нашлась машинка с коробкой автоматом.   На следующий день мы получили Форд Фиеста синего цвета.

.

                                                      К О Т О Р,  ХЕРЦЕГ НОВИ

      Всего в 7 км от Тивата расположено очень старое поселение, с более чем двух тысячелетней историей. Котор находится на самом дальнем участке Которской бухты у подножия огромных скалистых гор. Место очень удобное для флота и люди стали селиться здесь задолго до Рождества Христова. В 12-13 веках вокруг города была построена крепостная стена со рвом  для защиты от многочисленных любителей чужого добра.  Позже чтобы обезопасить город от нападения со стороны гор на серьезной высоте была построена крепость. Сейчас здесь популярнейший туристический объект. В которский залив ежедневно заходят гигантские круизные лайнеры и многочисленные туристы ( на лайнере перемещаются в среднем 2-3 тысячи человек) дружной толпой идут осматривать старый город и крепость на скалах.

    В Которе по плану наше следующее место жительства. Размещаемся в аппартментах по очень приемлемой цене. Хозяин средних лет черногорец Никола рад гостям и селит нас в отличном номере на первом этаже. У отельчика есть небольшой дворик, где можно поставить 4 машины.      Николины апартаменты можно оценить на пятерку с плюсом по сравнению с первым размещением, где мы ночевали четыре ночи. Просторные комнаты, отличная кухня со всем необходимым, стиральная машина ( чего в Тивате не было). Цена же сей благодати 33 евро за сутки!  

     На следующий день мы предприняли путешествие в Херцег-Нови. Этот населенный пункт расположен на берегу которского залива примерно в 50 км от Котора. Погода радовала нас совсем недолго. Уже на пятый день похолодало до 20 градусов и тема купания отошла в сторону.

      Путешествовать на арендованном авто по Черногории одно удовольствие. Черногорские водители в основном законопослушны и скоростной режим соблюдают. В населенных пунктах разрешенная скорость 50 км в час. На загородных дорогах до 80 км в час. Дороги в Черногории узкие двух полосные , так что при гористом рельефе и не разгонишься сильно.

     В Херцег Нови мы приехали ближе к полудню и добрались до местного рынка. Цены на продукты дороговатые. Помидоры повсеместно 2 евро, фрукты тоже не дешевы. Продается знаменитый черногорский окорок ПРШЮТ и сыры козьи, овечьи. Широко представлена торговля домашней самогонкой СЛИВОВИЦА, ГРУШНИЦА, и др. Цена литровой бутылки 10 евро. Нам сливовица очень пришлась по вкусу! Однако не спешите покупать у первых попавшихся продавцов. Вам нальют в пластиковую крышечку и дадут попробовать. Постарайтесь сначала оценить питье на запах. Если есть хоть малейший фон сивухи лучше не брать! Продают и вина домашнего изготовления. Мне советовали попробовать знаменитый черногорский ВРАНАЦ. Мы купили в маркете бутылку за 2,5 евро и не то что бы впечатлились. Но может надо покупать дорогой? Они есть и за 5 и за 20 евро бутылка. В Испании ,помнится вино за 2 евро казалось нам напитком Богов! 

       Во всех прибрежных черногорских городах есть исторические объекты в виде крепостей или фортов возведенных в разные времена. В Херцег Нови мы посетили крепость 13 века с мощными стенами и многочисленными внутренними помещениями. Богатые средиземноморские города привлекали внимание всяческих праздношатающихся личностей. Морской разбой пиратство процветало на Адриатике. Со связью тогда было плохо. Голубиная почта и гонцы. Голубя могли перехватить чайки или соколы с коршунами. Про гонца и говорить нечего! Пока допросишься помощи от центра разбойники уже сделали свое дело и след их простыл! Надежной защитой были мощные крепостные стены со рвом вокруг города. Такая  стратегия помогала эффективно держать оборону, даже после появления в 14 веке огнестрельного оружия.  Известно, что Котор выдержал три турецкие осады в разные времена и не был взят!   

   Следующий день мы посветили походу в горную крепость Котора. Туда можно попасть двумя путями. Легальная дорога через старый город с оплатой входа 8 евро с персоны. Можно пойти по т.н. СТАРОЙ АВСТРИЙСКОЙ ДОРОГЕ, которая начинается с западной стороны от старого города. Этот путь более длинный, но идти гораздо комфортнее и самое главное БЕСПЛАТНО! Вход в крепость через большой проем в стене. В этом месте надо проявить небольшие навыки альпинизма. Экономия  16 евро на двоих  нас вдохновляла и мы пошли именно этим путем!  Сама крепость состоит из сооружений разных веков начиная с 12 и заканчивая 20, когда во времена Австро-Венгерской Империи    уже существовала вполне развитая бетонная технология и выглядят такие участки достаточно современно. Хорошо можно понять, где были казарменные, складские помещения, есть и место для содержания пленных! Отдельное помещение с высоким куполообразным потолком военный храм.

      День  прохладный и солнечный. Как раз то, что нужно для походов в горы.   У  причала стоит гигантский лайнер и многочисленные туристы в основном пенсионного возраста  рассыпались по узким улочкам старого города, идут по «легальной» дороге в крепость. Дорога надо сказать очень неудобная! Узкий проход с крутыми ступенями. Разойтись затруднительно. Вниз мы спускались именно этим путем.  Как раз на выходе из старого города расположен продуктовый рынок где местные жители продают свою продукцию: фрукты и овощи, сыры, окорока, вино домашнего изготовления и многочисленные домашние водки : сливовица, грушница, абрикосовка и др.   Черногория славянская страна и в традициях славян употребление в пищу ХЛЕБА и хлебопродуктов. Повсеместно можно встретить небольшие пекарни которые называются здесь ПЕКАРА. А торговля мясом например МЕСАРА. Есть крупные торговые сети IDEA , FRANKA . Цены в них могут быть ниже чем в маленьких магазинчиках.

                                                БУДВА,   БАР

  Мы прожили в Которе три дня. Утром последнего дня мы расплатились и попрощались с Николой. В его большом двухэтажном доме, где он сам живет с супругой и живут его престарелые родители сдается всего один или два номера. Никола бывший моряк торгового флота и все у него очень обстоятельно. Все укомплектовано хорошими добротными вещами начиная со столовой посуды и заканчивая бытовой техникой и электроникой. Я попросил у него немного подкачать колеса нашего авто и он открыл мастерскую на первом этаже, где  оказался богатый набор всевозможного инструмента и приспособлений вплоть до универсального токарно фрезерного станка! Никола упоминал, что владеет  лодкой или катером. Словом хозяин очень обстоятельный и надежный! На таких людях держится общество и именно этот слой выкосили русские большевики в процессе своего сатанинского эксперимента.  Прощаемся с хорошим человеком и трогаемся в путь.

    До Будвы курортного городка добрались быстро и съехали к первому же муниципальному бесплатному пляжу. Если есть желание можно за деньги взять лежак и зонтик. Но мы настроены на экономичный режим жизни. У нас с собой большое полотенце и надувной китайский матрасик. Погода не жаркая, но вполне можно окунуться в прохладную чистую воду Адриатики. Наскоро искупавшись двигаемся дальше до следующего прибрежного города-порта  Бар.

     В Баре у нас забронированы по AIRBNB.COM ( отличный ресурс) аппартменты в центральной части курортного городка. Нас встречает молодой парень Ирфан и размещает в двухкомнатной квартире на 5 этаже. Квартира укомплектована всем необходимым для жизни, новая, светлая и чистая.

     На следующий день мы осмотрели развалины крепости с платным входом. Развалины имеют свою историю. Во многих местах видно, что раньше здесь все было приличнее и объект содержался на высоком уровне. От того периода видны остатки электропроводки , кое где даже висят раскуроченные кондиционеры. Видимо провал наступил после событий конца 90-х годов когда в Югославии началась гражданская война. По крепости мы ходили пару часов.

Туристов довольно много и пожалуй добрая половина россияне. Денек не жаркий и ветреный хотя безоблачно. На местном пляже рядом с портом народу не очень много. Купаются только русские.

                                          МОНАСТЫРЬ ОСТРОГ, ЦЕТИНЬЕ

     Проведя в Баре два дня продолжаем движение. Ключи по договоренности с Ирфаном бросили в почтовый ящик. Мы едем в монастырь Острог. Ночевка предполагается в небольшом городке Цетинье- это бывшая столица Черногории и ее культурный центр.

Дорога до монастыря проходит по большей части в горах и при этом пришлось заехать на серьезную высоту по дорожным серпантинам. Когда до монастыря оставалось километров десять, мы выехали на прямую видимость просто гигантской долины окруженной высоченными горами. Именно здесь на огромной высоте расположен МОНАСТЫРЬ ОСТРОГ одно из самых посещаемых христианскими паломниками мест. История монастыря  начинается с 17 века. Здесь жил и кончил свой земной путь один из почитаемых в Черногории и христианском мире святой Василий . Описано немало случаев чудесных исцелений после прикосновения больных к мощам святого. Особенно полезным считается провести ночь на площади перед монастырем и мы увидели здесь немало людей с одеялами ,которые расположились прямо на брусчатке.  С самой верхней башни монастыря открывается потрясающий вид на долину.

    В монастырской лавке идет бойкая торговля иконками, амулетами, крестами и церковной литературой. Отдельное окошечко чтобы купить свечи. В черногорских православных храмах свечи  за упокой и здравие ставят по другому, чем в русских церквях. Здесь для этой цели оборудовано отдельное помещение, в котором установлены металлические поддоны с песком залитым водой. Именно сюда и ставят свечи. Это безусловно правильное решение с точки зрения сохранности внутреннего интерьера храма и пожарной безопасности. Русские храмы быстро покрываются копотью от ежедневного горения многочисленных свечей и требуют периодического ремонта.

    После монастыря наш путь лежит в Цетинье- бывшая столица Черногории и нынешняя культурная. Здесь расположен ряд музеев в том числе  Национальный музей Черногории. В этом городе посольства всех европейских стран и США. Посольство России также находится в Цетинье. На этот раз мы не бронировали аппартмент , а просто отметили на сайте адрес в надежде договориться с хозяевами напрямую, чтобы не платить комиссию сайту. Все прекрасно получилось, и вскоре мы заселились в небольшой номер за 25 евро со всем необходимым  для жизни. Уже довольно прохладно по ночам, но из отопительных приборов в номере ничего не видно. Выручают толстые одеяла.

   Утром следующего дня мы посетили Национальный музей Черногории. Он расположен в отлично отремонтированном здании и занимает довольно большую площадь. Представлены экспонаты с древнейших времен человеческой активности в этом регионе до новейшего времени.  Много артефактов римского периода в виде посуды глиняной и стеклянной. Немало монет разных времен. Очень хорошо выглядят золотые украшения с возрастом 2-3 тысячи лет! Потому этот металл и в цене, что не портится…  Серебряные монеты потемнели от времени, но тоже выглядят благородно. Монеты из меди   смотрятся хуже. Можно увидеть немало экспонатов холодного оружия в виде средневековых мечей. Некоторые таких размеров, что с трудом представляешь как же им сражаться… Турецкие и наверное местные загнутые сабли с красивыми рукоятями тоже представлены в ассортименте. Дальше можно увидеть первое огнестрельное оружие, громоздкое и несовершенное. Порох был изобретен в Китае в очень древние времена задолго до Р.Х.  Тогда его использовали для развлечения и фейерверков. И только в 15  веке кого то осенило, что при мгновенном сгорании пороха выделяется большое количество газов и этот эффект можно использовать для создания метательного оружия. Первые пищали и пистолеты заряжались со ствола и процесс использования оружия был очень не быстрый. Потом появился кремневый спуск и это усовершенствовало оружие. Паралельно развивалась артиллерия и ближе к началу 19 века огнестрельное оружие стало основной ударной силой в армиях всех стран. В музее можно увидеть все образцы из этой истории развития оружия. Здесь есть и немецкий ШМАЙССЕР и советские ППШ.

        В музее представлены увеличенные фотографии многих знаковых событий в истории Черногории. Нам музей понравился.

  В Цетинье есть еще одно примечательное место. Здесь расположен монастырь с мощами Иоанна Крестителя и частью Чудотворного Креста, на котором был распят Христос. У этих реликвий сложная история. Десницу Иоанна Крестителя носил в своих странствиях евангелист Лука. Потом Десница и крест Господень долго хранились в Константинополе и после его падения турки произвели какой то обмен с рыцарями Мальтийского ордена. Последние передали реликвии императору России Павлу в конце 18 века. Когда в России началась смута 1917 года, вдовствующая императрица Мария вывезла   христианские ценности в Данию и перед смертью передала их в Сербскую православную церковь. Потом в Югославии воцарился коммунистический режим и реликвии поместили в музей, где они и находились до 1991 года. После падения советской власти  мощи и Крест Господень оказались в монастыре. Современное строение монастыря находится на месте православного храма 12 века.

      Реликвии находятся внутри деревянного полированного гроба и закрыты от посторонних глаз. Увидеть их можно обратившись к монаху из церковной лавки. Последний задаст несколько вопросов и первый из них: ПРАВОСЛАВНЫЙ ли вы христианин? После этого он откроет крышку и под стеклом можно увидеть Десницу Иоанна Крестителя, ту самую ладонь которая опускалась на голову Спасителя. Рядом в небольшом ящике часть Чудотворного Креста, на котором Иисус был казнен римской властью. При нас в осмотре реликвий было отказано нескольким посетителям. Монах хорошо говорит по  русски.

Цетинье небольшой очень чистый городок в горах. Недалеко от него есть еще одно интересное место Мавзолей Николая короля Черногории на горе Ловчен. 

     Погода немного наладилась. Солнце припекает через автомобильное стекло и мы решили проехать до моря совершить последнее в этом году купание. До БУДВЫ курортного городка добрались быстро и вскоре уже купались в прохладной воде Адриатики. Надо заметить, что вдоль побережья много пляжей и найти место для купания и отдыха не проблема. Планировали провести здесь часа два, но море не отпускало и мы наслаждались солнечным ярким днем прощаясь с Черногорией!

     Следующее  перемещение в столицу Подгорица.  Едем по привычному горному шоссе порой на весьма серьезной высоте с многочисленными поворотами, серпантинами. На этом участке расположен платный туннель длиной 5 км. Проезжаем мимо Скадарского озера.

        Подгорица столица Черногории с 2006 года с населением 150 000 человек. У нас забронированы аппартменты на 5 этаже в 15 минутах ходьбы от ж.д  вокзала. Место выбрали поближе к станции откуда запланировано следующее перемещение в Белград. Цена в 30 евро за ночь вполне соответствует качеству квартиры. Укомплектовано как бы всем необходимым, но стиральная машина не отжимает, кран то капает то течет тонкой струйкой.

      В Подгорице мы посетили два интересных объекта с точки зрения туриста. На окраине города можно увидеть развалины римского поселения существовавшего здесь больше 2 тыс. лет назад. Это место называется Дукля. Вход свободный, но охрана имеется. Мы подъехали к воротам и увидели, что они не заперты, створки просто привалены камнями. Т.к. от дороги всего пара метров, решили заехать на территорию. Но вскоре появился строгий дяденька показавший нам некую пластиковую карточку с фотографией и потребовал на чистом сербском языке машину убрать. Мы конечно выполнили предписание стражника объекта, но остались в недоумении почему бы не закрыть ворота на замок и тем решить проблему. Для пешеходов имеется калитка.

     Само поселение занимает довольно большую территорию. На нескольких  билбордах можно увидеть планы стоявших здесь  строений. Надписи на сербском и английском рассказывают о событиях прошлых лет. Это место в запустении очень давно. Еще в 7 веке один из византийских правителей упоминал о Дукле как о развалинах. В 15 веке турки захватили эти территории и использовали камни и блоки для строительства своих сооружений. В конце 19 и на протяжении 20 веков здесь проводились археологические ракопки. Мы провели на развалинах около двух часов. Неспешно бродили между остатками строений пытаясь угадать, что здесь было 2 тыс лет назад. Отчетливо видны водосточные лотки между развалинами. Отдельно стоят блоки ,на которых на латыни что то написано.

        После обеда мы проехали в винодельческое хозяйство ШИПЧАНИК в нескольких километрах от Подгорицы. Крупная винодельческая компания с 700 работниками владеет плантациями винограда, сливы, груши, яблоневыми садами. Крупный винодельческий завод выпускает ежегодно серьезное количество белых и красных виноградных вин. Изготавливается также и крепкий алкоголь в виде традиционных РАКИИ , СЛИВОВИЦЫ. Выпускается и БРЕНДИ. Самое интересное место компании это хранилище вина. Оно расположено в огромном туннеле, в котором некогда размещалась истребительная авиации Югославии. В 1999 году НАТО предприняло бомбардировку Белграда мотивируя тем, что Югославия использует воинские формирования против мирного албанского населения. Именно тогда и был нанесен удар по туннелю, чтобы обезвредить авиацию страны. Туннель был частично поврежден. После стабилизации ситуации его  купила винодельческая компания. Внутри идеальные условия для процесса созревания виноградного вина. Территория бывшей авиабазы занимает серьезную площадь и сразу за воротами начинается взлетно посадочная полоса. В хранилище проводят экскурсии и дегустации. Мы решили потратить 12 евро чтобы побывать в этом интересном месте. Экскурсовод на  английском подробно рассказала и показала  многочисленные хранилища с огромными дубовыми бочками, в которых зреют вина. Вся экскурсия заняла минут 20 по времени. На завершение нам налили по трети бокала сначала белого а потом красного виноградного вина. Можно и купить вино по ценам немного дешевле чем в городской торговле. Но местным вином мы как то не впечатлились.

   Следующим утром мы сдали арендованный автомобиль представителю прокатной компании. Отличная свежая машинка ФОРД ФИЕСТА служила нам 9 дней и мы практически объездили пол страны накатав по спидометру больше 600 км.

Пользоваться автомобилем в Черногории не сложно. Узкие извилистые дороги, горный рельеф определяют скорость движения невысокую. В населенных пунктах разрешено двигаться со скоростью 50 км в час. За городом 80 км в час. Всего в одном месте видели участок со знаком 100 км в час. Черногорские водители дисциплинированы и, как правило, ездят с разрешенной скоростью. Наше мнение, арендовать авто в Черногории вполне можно. В Турции дороги лучше и шире, но водители очень недисциплинированны и пользоваться автомобилем в этой стране немного напряженно. В Черногории и Сербии пешеходов на переходах водители пропускают. В Турции такого нет.  Ориентироваться на дорогах нам помогал личный навигатор PRESTIGIO с программным обеспечением NOVITEL. Перед поездкой я скачал в Интернете  платную карту Сербии и Черногории и это очень помогало в поездках. Второй ресурс слежения за дорогой наши АЙФОНЫ. Этот способ ничем не хуже навигатора. Цена 95 бензина в Черногории 1,40 евро за литр. Очень полезный сервис на черногорских заправках бесплатная подкачка колес. Повсеместно установлены автоматы подкачки и вы без проблем следите за состоянием давления в  шинах. Международное водительское удостоверение не требуется ни в Черногории ни в Сербии.

                                                                       С Е Р Б И Я

    Следующее передвижение по задуманному маршруту поездка на поезде в столицу Сербии Белград. Перед нами был выбор или поезд или автобус. Спрашивали совет у местных и все посоветовали поезд. Поезд БАР-Белград ходит два раза в сутки. Утром и вечером. Время в пути около 12 часов. Выбираем утренний поезд, чтобы увидеть все красоты этой необычной горной железной дороги.

    Место нашего проживания в Подгорице в 15 минутах ходьбы от вокзала. Утром последнего дня в Черногории дождливо. Дождь то моросит, то начинает лить! Хозяйка пришла провожать нас и предлагает вызвать такси. Оказывается в Черногории есть этот замечательный сервис ЯНДЕКС ТАКСИ ( Очень хороший человек придумал это замечательное такси!) Через 5 минут после заказа машина у подъезда и через три минуты мы на станции. Народу не очень много. По расписанию в 9-30 подходит поезд из пяти вагонов основательно разрисованных всевозможными граффити.  Согласно купленных билетов размещаемся  в некоем купе с раздвижной дверью. В купе 6 сидячих мест на полумягких сидениях. Поезд заполнен почти весь.

     Подгорица расположена в долине среди гор и начало пути проходит по ровной местности вдоль русла реки с неимоверно крутыми обрывистыми берегами. Постепенно дорога забирает все выше и выше в горы. Поезд движется не быстро не более 40 км в час. По пути часто встречаются туннели. Постепенно забрались на такую высоту, что вполне можно подумать, что это полет! В стороне видны участки строящейся железной дороги с неимоверно высоким мостом над горными склонами. Порой поезд едет так близко к пропасти, что смотреть в окно просто жутко. Далеко далеко внизу временами видна автомобильная дорога. Наиболее высокая точка железной дороги 1030 метров. На протяжении дороги построено 254 туннеля общей протяженностью 114 км.

Через несколько часов неспешного движения по вагону прошли черногорские пограничники и собрав паспорта проставили штампы о выезде из государства. Потом после пересечения сербской границы вошли уже сербские стражи и отметили в документах прибытие в Сербию.

      Захотелось немного взбодриться, и мы отправились в вагон ресторан. Впечатление от посещения пункта общепита на колесах не самое лучшее. Грязновато, ассортимент предлагаемых блюд скуден. Гамбургеры, кофе и конечно алкоголь без ограничений. Повсеместно в Черногории и Сербии курят в общественных местах. Курят и мужчины и женщины. В ресторане скучающий заведующий принес наш заказ два бургера и два кофе. Кроме нас сидел мужчина средних лет с порцией ракии с стакане и сигаретой в руке. Мы разместились за столиком надеясь любоваться пейзажем горной дороги, но окна оказались все заляпанными граффити. Пока мы подкреплялись к мужчине присоединился какой то поездной из обслуживающего персонала- крепкий мужик за 50 уже хорошо подогретый и они начали какое то обсуждение на сербском. Унылое угощение скучающий бармен оценил в 6 евро! Туалеты этого поезда не на высоком уровне.  В нашем вагоне даже сломаны замки и закрыться невозможно.

        В Белград прибыли часов в 8 вечера уже в темноте. Станция прибытия ТОПЧИДЕР и находится она весьма не близко от жилых кварталов. Таксист запросил 15 евро чтобы доставить нас к забронированному жилью в старой части города. Решили ехать на трамвае как можно ближе к месту и там уже взять такси. Сели во второй вагон трамвая и поняли, что оплата производится пластиковыми картами. Местные просветили нас, что можно купить билет у водителя. Хотели было быстро перебежать на остановке, но потом оставили эту затею. Остановки короткие. Народу мало. Совершить маневр со всем скарбом затруднительно. Решили будь что будет, едем зайцами. Остановок через 10 приехали в оживленный район города и на какой то площади вышли. Как раз из первого вагона выходит контролер со своим оборудованием и направляется во второй вагон. Мы счастливо избежали штрафа в 12 тыс. динаров! ( 7 тыс рублей) На площади  взяли такси и на нем добрались до  очередного жилья!

                                                                      Б Е Л Г Р А Д

    Нас встречает Анна высокая сербиянка лет 35. Размещаемся в двухкомнатной квартире на первом этаже. Планировка квартиры более чем странная. Комнаты в разных концах квартиры, а посредине сан узел и кухня. Но нам здесь быть всего три ночи. Уже прохладно по ночам и в квартире предусмотрено отопление в виде массивных электроотопителей в каждой комнате.

      У нас были планы осмотреть несколько достопримечательностей Белграда и взять в аренду автомобиль чтобы проехать в восточном направлении около 200 км до г Ниш. Там немало интересных исторических объектов и замечательные лечебницы термальных вод. Но первый день в Белграде заставил нас изменить намерения. Трафик города весьма напряженный, рельеф сложный, есть подъемы и спуски. К тому же проблема парковки стоит со всей серьезностью. Здесь навигатор вряд ли будет помощником. От аренды авто мы скрепя сердцем отказались.

     Три дня проведенные в Белграде посвятили изучению достопримечательностей. Побывали в музее Никола Тесла, в Музее науки и техники. Побывали в старой крепости и там посетили музей пыток средневековья. Много гуляли по городу, наши совершенные айфоны вечером порой выдавали информацию о пройденном за день пути в 10 км.

     Музей великого изобретателя Никола Тесла занимает небольшое здание. Вход в музей 600 динаров с услугами гида на английском или сербском языках. Сербский язык близок к нашему, но понимание затруднено. Выбрали англоязычного гида и кое что все таки понимали получше. В начале экскурсии  показывают фильм о жизни и изобретениях великого сына сербского народа. Потом ведущий демонстрирует некоторые опыты Тесла с напряжением порядка миллиона вольт. Он раздал всем желающим ( а посетителей было человек 20)  трубки люминисцентных ламп и включил высоковольтный трансформатор. При этом возникла электрическая дуга сантиметров 20 с характерным треском электрического разряда. Лампы в руках посетителей загорелись мерцающим светом. Возгласы  восторга  сопровождали демонстрацию опыта. Гид повторил действо несколько раз к великому удовольствию публики.

     Гениальный изобретатель работал не только с электричеством. В музее представлен насос высокого давления разработанный Тесла. Он занимался и беспроводной передачей электроэнергии, но результаты этого направления утеряны. Для меня стало открытием, что гениальный Тесла оказывается разрабатывал  электрическое оружие.  Подробностей об этом очень мало. Представлены только чертежи некоего вакуумного насоса который должен был стрелять электрическими зарядами.

     Главное изобретение Тесла ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА. При содействии и финансировании со стороны магната Вестингауза Тесла сконструировал двухфазный генератор переменного тока. В 1895 году на Ниагарском водопаде построили гидроэлектростанцию переменного тока и высоковольтную линию  электропередач длиной всего 25 миль до шахтерского городка. Принятая сейчас во всем мире трехфазная система электроснабжения была разработана русским ученым изобретателем Доливо-Добровольским  и продемонстрирована на европейской выставке 1891 года. Добровольский тогда впервые показал возможность передачи электроэнергии на значительные расстояния ( 170 км). Тесла признал преимущества   трехфазной системы, хотя чисто затратно двухфазная как бы требует меньше вложений. Позже генераторы на Ниагарской гидростанции были переделаны на трехфазные. Все лавры от этого замечательного изобретения достались Тесла. Добровольский не удосужился, а может не нашел средств запатентовать свою разработку. Тесла как американский гражданин был юридически подкован лучше и патент на двухфазный генератор получил . Трехфазный генератор Добровольского при этом оказался просто частным случаем изобретения Тесла. А могло быть и наоборот!

       Впрочем, мимо огромного богатства прошли  оба изобретателя. Тесла так и не стал состоятельным человеком и жил в отеле в Нью-Йорке, где и скончался в 1943 году в весьма преклонном возрасте. Он не был женат и неизвестно ничего о его отношениях с женщинами. Работа поглощала все его время и была единственной страстью этого уникального человека.

      В музее представлено немало личных вещей, инструментов, измерительных приборов которыми пользовался Тесла. Прах гения по его завещанию также был привезен на родину. Круглая медная урна за стеклом стоит в музее на постаменте.   

   Недалеко от Музея Тесла находится еще один  интересный музей Науки и Техники. Это место нам также очень понравилось. Здесь можно увидеть первые образцы привычной бытовой техники. Первые пылесосы и холодильники, электрические плиты и радиоприемники 20-30 годов. Особенно впечатлило кресло стоматолога 20 годов с бормашиной! Я отчетливо помню использование такого оборудования в нашей стране в 80-х годах!  Рентген установка 20-х годов также есть здесь. Первые фотоаппараты и кинокамеры, и многое другое! Отдельная экспозиция посвящена детским игрушкам. Машинки и самолетики, оружие и посуда, куклы всех размеров и видов. Под стеклом целый ряд ПЛЮШЕВЫХ МИШЕК! Стоят детские коляски начала 20 века громоздкие, изготовленные из фанеры. В отдельном зале различные двигатели внутреннего сгорания. Здесь же можно увидеть уникальный ФОРД массовую машину конца 20-х годов, которых было выпущено около 5 миллионов экземпляров.

      На третий день мы посетили старую крепость Белграда с огромными крепостными стенами, массивными башнями. В крепости есть музей посвященный средневековым пыткам. В подземелье с неярким освещением собраны различные приспособления использовавшиеся в пытках людей в средние века. Здесь можно увидеть и колодки и дыбу. Приспособления для четвертования . Стоит небольшая гильотина. Несколько кресел с шипами на которые усаживали пытаемых. Есть и страшное орудие казни кол. Испанский сапожок выглядит здесь самым легким наказанием. В подземелье оборудованном современной звукоакустикой гулко капает вода. Периодически слышны шаркающие шаги стражи и потом стоны и крики пытаемых. Все экспонаты выглядят очень реалистично. После осмотра мы спросили у смотрителя контролера реальные ли это приспособления. Он с улыбкой ответил что это НОВОДЕЛЫ. Сразу как то стало легче на душе. Осматривая музей все время ловил себя на мысли сколько же людей замучено тем или иным адовым устройством!

                                                                Н И Ш

   До конца путешествия оставалось 6 дней и мы решили все таки побывать в Нише. Этот город в восточном направлении от Белграда с населением около 300 000 человек интересен своей историей. Поселение возникло задолго римского периода. Здесь родился в 3 веке император Римской Империи Константин Великий. Именно он прекратил гонения на христиан продолжавшиеся в  Империи около 300 лет и приравнял Христианство к языческим культам. Известно, что и сам он крестился уже в преклонном возрасте. В 305 году он направил свою мать Елену в Иерусалим, где  были найдены место казни Христа, склеп где он был похоронен и где воскрес. Тогда же были найдены кресты Спасителя и разбойников. Елена была уже в весьма преклонном возрасте около 80 лет. По ее приказу на месте гробницы впервые была построена часовня простоявшая больше 1000 лет. Сейчас здесь Храм Гроба Господня. Елена посещала христианские общины и делилась чудотворным крестом. Эта реликвия хранится во многих монастырях Средиземноморья.

       ХРИСТИАНСТВО мирная религия проповедующая любовь к ближнему и непротивление злу была как кость в горле жестокой римской власти. ХРИСТОС УЧИЛ НЕ БОЯТЬСЯ ТЕХ КТО МОЖЕТ УБИТЬ ТЕЛО и это пожалуй было главное, что не нравилось римской власти правившей как и любая власть террором. Христиане шли на лютые пытки и смерть не отрекаясь от учения Спасителя. 

     В Нише находится резиденция Константина Великого называемая МЕДИАННА. Предполагалось, что мы посетим это интересное место. Практически совсем рядом в 10 км от города находится отличная лечебница термальных вод НИШКА-БАНЯ. В самом Нише также есть интересные места достойные для посещения.

   Мы купили билет на автобус. Т.к  дни проживания в Белграде закончились мы решили оставить большую сумку в камере хранения автобусной станции. Утром заказали ЯНДЕКС-ТАКСИ ( Многая лета и всяческих благ работникам этой отличной службы!) и доехали до автовокзала. По отличным магистралям Сербии за несколько часов добрались до места. Заселились в небольшом коттеджике в центральной части города. Владельцы сами живут здесь и видимо временами сдают туристам. В этот же день мы поехали в аэропорт Ниша, где представлены все основные прокатчики автомобилей и в компании EUROPECAR взяли на три дня автомобиль эконом класса VOLKSWAGEN UP. Машины с автоматической коробкой не нашлось и пришлось согласиться на «механку». Последний раз я управлял таким транспортом лет 5 назад в Германии и Испании. В России же у меня были машины с механической коробкой до 2006 года. Навыки сохранились и все три дня я почти без ошибок отъездил на прекрасной машине немецкого производства.

     Получив в свое распоряжение транспорт и видя, что время  еще не позднее  мы решили посетить МЕДИАННУ, где находится вилла Константина. К нашему разочарованию объект оказался закрыт до декабря в связи с раскопками.

   На следующий день мы поехали в одну из лечебниц термальных вод называемую РЫБАРСКА БАНЯ. Это место расположено километрах в 40 от Ниша. Установилась очень комфортная солнечная тихая погода. Температура  22-24 градусов тепла. Ветра практически нет. В Сербии в полном разгаре период называемый у нас БАБЬЕ ЛЕТО. Деревья еще не сбросили листья, но своим цветным разнообразием радуют глаз! Мы немного проехали по главной магистрали на Белград и потом навигатор повел нас по сельской глубинке. Дорога узкая, встречный разъезд проблемный. Но дорога везде асфальтирована, хотя временами давно требует ремонта. Мы проезжали через многочисленные сельские поселения с садами и разного уровня жилищами.  Деревянные строения не видели ни разу. В Сербии мало лесов хвойных пород и строительная древесина видимо очень дорога. Строят из блоков, из кирпича. Повсеместно крыши черепичные. Строения прошлых лет по большей части глинобитные мазанки. На деревянный каркас наносятся слои глины и так формируют стены. По полям  стоит немало неубранной кукурузы. Периодически попадаются крестьяне на небольших тракторах заготавливающие дрова или перевозящие урожай. Местность гористая поросшая небольшим лесом из кривых не очень высоких деревьев. Много кленов, акация, дубы, густой кустарник. Остановившись в одном месте для отдыха, мы неожиданно нашли под деревом ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ! Для нас это была очень экзотичная находка. Поискав получше смогли насобирать с десяток довольно крупных орехов.

     Вскоре добрались до места курорта РЫБАРСКА БАНЯ. Здесь расположен популярный санаторий и можно купив путевку поправить  свое здоровье. Можно  заплатить за разовое посещение. Стоимость разового билета 200 динар или примерно 120 руб. по курсу. 

      Под открытым небом рядом со зданием лечебницы расположено два довольно больших бассейна, в которых и принимается лечение термальной минеральной водой. В первом бассейне вода холодная и никто в него не идет. Во втором бассейне температура воды примерно 38 градусов и она ощущается как теплая. Время пользования несколько часов. Народу не то что бы много. человек 15. Все в возрасте мужчины и женщины. Накупавшись, мы неспешно вернулись к «месту жительства». Ниш довольно крупный город, но трафик его несравненно легче, чем в Белграде.  Ни малейших затруднений я не испытывал даже с учетом езды на механической коробке. Конечно успешное пользование машиной в чужой стране обеспечивалось ШТУРМАНОМ нашего путешествия моей супругой со стажем автомобилиста 9 лет. Я практически не смотрел на навигатор или АЙФОН выполняя команды по перестроению или повороты. За городом вообще движение очень слабое.

      В Сербии как и во всех европейских странах давно отлажен вопрос с парковкой транспорта на улицах населенных пунктов. Есть участки , где парковка бесплатная и туда все стараются машины поставить. Но в основном места для стоянок платные. С 7 утра и до 9 вечера вы имеете право поставить машину с оплатой 30 динаров час не более чем на три часа. С 2 часов дня субботы и до 7 утра понедельника парковки бесплатные все. Вопрос этот давно отлажен и автовладельцы исправно оплачивают паркинг. В противном случае машину могут увезти эвакуатором на спец стоянку или просто выписать вам такой  штраф, что мало не покажется. В нашем славном городе Красноярске попытка властей принудить красноярцев платить за парковку в центральной части города с треском провалилась. После двух лет эксперимента только 10 % красноярцев дисциплинированно оплачивали паркинг. Фирма которая обслуживала оборудование потерпела убытки и отказалась продолжать сотрудничество с администрацией Красноярска.

    Мы вернулись из поездки часов в  7 вечера и поставили машину рядом с жильем на парковке с оплатой. Сбросили смс хозяевам с просьбой помочь советом как действовать дальше. Они просто оплатили два часа до наступления вечернего периода используя свою местную сим карту.  Следующий день был субботний. Мы встали пораньше и в 7 часов убрали машину с парковки.

     В этот день было решено поехать в другую лечебницу в 60 км от Ниша называемую СОКОБАНЯ. Местность по которой мы ехали оказалась весьма гористой, порой двигались по горным серпантинам выезжая на неимоверную высоту. Старались по возможности остановиться, чтобы полюбоваться зрелищем открывшихся огромных пространств, от которых просто захватывало дух!  В лечебнице оказались РАДОНОВЫЕ ВАННЫ и время приема такой ванны ограничено 20 минутами. После оплаты услуг ( 200 динаров с персоны) нам показали место раздеться и мы вошли в небольшой круглый бассейн с водой  42 градусов. Такая вода уже ощущается как достаточно горячая. На обратном пути мы несколько раз останавливались чтобы пособирать грецкие орехи. Много таких деревьев растет просто в лесу или недалеко от дороги. Собирали конечно уже остатки ранее собранных. Но ореха и на земле и на ветках еще хватало. Так мы набрали полную 5 литровую пластиковую бутыль!

    Третий день был воскресенье. В выходные дни в Нише проводится открытая блошиная торговля недалеко от старой крепости. Нам стало интересно посмотреть на это, и как знать, может купить по дешевке какое нибудь ЯЙЦО ФАБЕРЖЕ у незадачливого  крестьянина. То что мы увидели показалось мне каким то оккупационным вариантом торговли. На большой площади парковки торговцы выставили свой товар  просто на земле подстелив что нибудь. Есть и торговля новыми вещами, носками или одеждой. Но основная масса торговцев продает всякий хлам типа старых мясорубок, зарядных устройств, старых кастрюль и кофеварок и еще множество всякой дребедени! Старые фотоаппараты и кинокамеры, инструмент, гаечные ключи.  Действительно интересные вещи продает один любитель старины. У него лежат монеты всех времен начиная с римского и другие занимательные вещи вроде шлема средневекового рыцаря. Лежат проржавевшие насквозь ножи и т.п. старина. Среди торговцев немало цыган. Мне почему то показалось, что во время оккупации процветало нечто подобное когда картины и серебряные ложечки меняли на кусок сала и яйца.

Нагулявшись по этой колоритной барахолке и купив у одного парня новый значок ЕВРОСОЮЗА за 50 динаров, мы поехали на окраину города в очередную лечебницу НИШКАБАНЯ. Здесь также принимают РАДОНОВЫЕ ВАННЫ.

      Термальные  источники в этих краях известны с глубокой древности и уже у римских императоров здесь были лечебницы. НИШКАБАНЯ расположена всего в 10 км от города. Тарифы на разовое посещение те же самые что и в других местах. Большой бассейн расположен внутри здания. Вода довольно теплая и находится в ней положено ровно один час.

      Если возвращаться в город со стороны НИШКАБАНЯ то на окраине расположен очень хороший торговый комплекс. Отличная большая парковка и торговые терминалы разных европейских фирм. Большой фуд маркет IDEA .  Вечером сдали машину в аэропорту и на автобусе вернулись «домой».

                                                     БЕЛГРАД  ВОЗВРАЩЕНИЕ

     К обеду следующего дня вернулись в Белград. Наше последнее жилье в Сербии забронировано в новом районе города неподалеку от Парламента Сербии. Добирались до места на такси. Последние три дня в Белграде мы много ходили пешком. Посетили большое кладбище в старой части города, где похоронены многие участники Белого движения и их потомки. Могилы приведены в порядок стараниями ГАЗПРОМ России.

    В последний вечер перед отлетом мы посетили ГРАНД КАЗИНО. Это заведение работает с трех часов пополудни и до пяти утра. При посещении заведения необходимо соблюдать дресскод! В пляжных шлепанцах и футболке не пустят. При входе необходимо предъявить паспорт. Мы не знали об этом и первый поход в КАЗИНО был безрезультатным. Потом уже когда стемнело часов в 7 вечера пошли опять. Нас заставили заполнить некую анкету, сделали копии  документов и сфотографировали . После этого нам выдали пластиковые карты с чипом и путь в игровые залы открылся для нас. Внутри КАЗИНО очень впечатляющий интерьер с неярким освещением. На первом этаже стоят игровые автоматы всевозможных видов. Разноцветные картинки движущиеся на экране под звуки мелодий слышатся со всех сторон. На второй этаж ведет широкая винтовая лестница. Там находятся игральные столы в ПОКЕР, БАККАРА и РУЛЕТКА. Именно в эту замечательную игру и было задумано поиграть. Фишки при этом покупаешь у крупье. Минимальная цена и ставка 100 динаров. Народу не очень много. В основном сидят перед автоматами. Возле одной из рулеток расположилась группа молодых людей попивающих пиво и не выпускающих сигареты из пальцев. В рулетку мы играли всего минут 15. Потом запланированные на проигрыш деньги кончились и продолжать как то не захотелось! Нашли в кошельке последние 50 динаров и положив их на пластиковую карту уселись играть в автомат с несложными правилами. Здесь мы провели больше часа, то выигрывая, то вновь опускаясь к минимуму. Наконец и здесь деньги закончились и мы с чувством выполненного долга бодро пошли до «дома». Это был первый опыт игры в рулетку! НА автоматах мы играли в Макао лет 8 назад. И тогда помнится выиграли 100 гонконских долларов! Они до сих пор лежат на полочке с сувенирами разных стран привезенных из путешествий прежних лет. Здесь же удача нам не способствовала!

   Собирались утром следующего дня. У нас вылет в 13-35 из аэропорта Никола Тесла. Получилось в багаж две сумки и ручная кладь в салон. О заказе такси мы даже и не заморачивались! В последние минуты глянув на карту в АЙФОНЕ увидели, что в нашем районе аж 4 машины ЯНДЕКС ТАКСИ ( Да исполнятся все мечты и желания тружеников славного бизнеса! )и стоимость поездки 1200 динаров. После заказа сразу пришла смс с номером машины и временем ее прибытия в течении двух минут! Пока на лифте спускались с 7 этажа, водитель уже подъехал как можно ближе. Ключ от квартиры по договоренности с хозяином бросили в почтовый ящик.

   Вылетели по расписанию минута в минуту. В Шереметьево прибыли через два часа. Багаж сдан до Красноярска и мы налегке сменили пешком терминал. В Красноярск вылетели уже ночью и прибыли утром следующего дня. Получаем багаж, сданный в Белграде и замечательный сервис ЯНДЕКС-ТАКСИ доставил нас домой! Путешествие завершено! 

                                                         УВАЖАЕМЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ, КОМАНДИРОВАННЫЕ , ГОСТИ КРАСНОЯРСКА! 

                                        Я ОКАЗЫВАЮ УСЛУГИ ЧАСТНОГО ГИДА ПО КРАСНОЯРСКУ НА АВТОМОБИЛЕ. БУДУ РАД ПОЗНАКОМИТЬ ВАС С                                                                         НАШИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ГОРОДОМ И ИНТЕРЕСНЫМИ МЕСТАМИ ВОКРУГ НЕГО. 

                                                                                                    ВСЕ ПОДРОБНОСТИ  EXCURSIONS24.RU

Фотографии (121)


Был ли этот отзыв полезным? Да 5

Нравится

6 комментариев - Добавить комментарий

  • Leon

    Спасибо за фото. удалось посмотреть места где когда-то бывали.
    жаль, что мало фотографий и что не расставили их по тексту.
    А поезд Бар-Белград нам тоже знаком. Ну как Вам пейзажи, хоть что-то удалось рассмотреть в размалеванные окна.
    Нам удалось - ландшафт замечательный.
    А дорога, для меня был сплошной экстрим.
    Много тоннелей.

    14 Окт 2018 в 20:55
    • Сергей Конев

      Спасибо, что подсказали о размещении фото в тексте! Так все выглядит гораздо информативнее. Надо сказать, что пляжный отдых в Черногории со второй половины сентября уже весьма условный. Повезет с погодой будете купаться. Мы "поймали" жару только на неделю. Потом было не очень комфортно. Черногория и Сербия интересны и своими достопримечательностями. Очень хорошее отношение к русским.

      17 Окт 2018 в 17:02
    • Комментировать отзыв...

      Отправить
  • Люда

    Читать о путешествии интересно, спасибо за информацию по ценам. Не от вас первых слышу, что Черногория достаточно дорогая страна. В Сербии цены поменьше? А какие по составу термальные воды в Нишка-Бане и Рыбарской Бане? Радоновые воды мне не подходят.

    15 Окт 2018 в 23:19 | Комментировать
    Отправить
  • Сергей Конев

    В Черногории цены примерно нашего уровня. В Сербии кое что подешевле, особенно фрукты, овощи. Недорого покупать полуфабрикаты или даже готовые блюда в супермаркетах. Мы постоянно так делали, чтобы не заморачиваться с готовкой. Состав воды не знаю. Известно только, что ванны не радоновые в РЫБАРСКОЙ-БАНЕ. Надо сказать, что на Сербию достаточно 3-4 дней.

    17 Окт 2018 в 17:08 | Комментировать
    Отправить
  • Игорь

    В мае 2019 планирую посетить эти страны. Интересный материал, а много ли попадалось сербов, которые знают русский язык?
    Наши автомобили попадаются? Я на сербских сайтах видел объявления о продаже сербами даже редких версий автомобилей Москвич (2335). Там фото из технического музея над Фордом - Застава, такой югославский народный автомобиль, как и у нас горбатый Запорожец, символ эпохи Тито.

    19 Окт 2018 в 11:53 | Комментировать
    Отправить
  • Сергей Конев

    Сербский язык похож на украинский и в принципе все кого мы спрашивали на русском отвечали, что понимают ( разумеют) нас , но не говорят. Изредка попадались видимо потомки русской эмиграции или наши бывшие соотечественники, которые хорошо говорили. Но английским владеют наверное 90%. и это очень облегчает общение. По крайней мере все домовладельцы, на всех кассах, на транспорте и очень многие просто на улице или пляже говорят в достаточной степени, собственно как и мы. Так сейчас во всем мире! Наши авто иногда встречаются. Видели Нивы, Жигули 05, Много машин производства 70-х годов из Европы. Ситроены, Фольксвагены и др. Интересного больше в Черногории и пляжный отдых конечно!

    19 Окт 2018 в 18:28 | Комментировать
    Отправить

Другие отзывы об отдыхе в Черногории


09.01.2019   Балканский блиц-2. Котор, Ульцинь, Каньоны
+28
фото
начало истории здесь Балканский блиц. Будва. Итак, освоившись в Будве, самое время подумать о экскурсиях — дальних и не очень. Турагентств в Будве намного больше, чем экскурсий, но цены в них...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 2 0 комментариев


16.12.2018   Котор — от слова «кот»?
+19
фото
Удивительный и прекрасный городок Котор расположился у самой оконечности Бока-Которского залива Адриатического моря.  Многовековая история городка очень древняя и запутанная — много раз он переходил из рук...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


16.12.2018   Балканский блиц. Будва
+17
фото
«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса», так писал старина Гегель. Да-да, я отличаю Гегеля от Гоголя, потому, если верить юмористам, могу считать себя культурным человеком))) А прав же был...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 1 0 комментариев


29.11.2018   Хочешь есть, иди в мисару!
В Черногории государственная валюта - это евро, соответственно, цены в ресторанах не самые дешевые. Качество еды в ресторанах тоже разное. Попав в Котор. жена показала мне замечательное черногорское изобретение MESARA. Она обнаружила его во...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 1 0 комментариев


14.10.2018   Черногория, Сербия опыт самостоятельной поездки.
+115
фото
                                                        ЧЕРНОГОРИЯ, СЕРБИЯ 2018
     Об отпуске  мы стали задумываться после встречи нового года. Поездка 2017 года  в Турцию  с арендой авто нам понравилась чрезвычайно. Стали просчитывать длинный вояж...
Сентябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 5 6 комментариев


Черногория отзывы туристов







Авиабилеты
Наша социальная сеть
Евгений
добавить в друзья
Карина
добавить в друзья
AlexeyKorablev
добавить в друзья
Светлана
добавить в друзья
Геннадий
добавить в друзья
Маргарита Родичева
добавить в друзья
Рашид Сибгатуллин
добавить в друзья
gulnara
добавить в друзья
Anatoliy-Tendler
добавить в друзья
Наталья
добавить в друзья



За достоверность и объективность информации, представленной в отзывах, авторы сайта ответственности не несут.
Перепечатка материалов без разрешения авторов сайта запрещена.