CАМАРКАНДСКОМУ ВОКЗАЛУ 130 ЛЕТ

Главная > Узбекистан > Отзывы об отдыхе > Общая тематика > Отзыв об отдыхе



Ваша реклама здесь: www.ayda.ru/ads/
Добавить новый отзыв
Автор отзыва: Самаркандец
Возраст: 32
Страна: Узбекистан
Общая тематика
1 мая 2018 – 10 мая 2018
Этот отзыв в социальной сети Айда.ру!
Просмотров: 407
Добавлен: 10.05.2018

CАМАРКАНДСКОМУ ВОКЗАЛУ 130 ЛЕТ

130 лет назад в Самарканде произошло одно значительное и имевшее широкий резонанс событие - 12 мая 1888 года в пяти верстах от города появился первый поезд. Тогда же было заложено место под станцию "Самарканд" Закаспийской военной железной дороги.

Для окончательного и полного присоединения Туркестана к России, в 1880 году, император Александр II повелел снарядить Ахал-Текинскую экспедицию. Во главе экспедиции был поставлен генерал Скобелев. Одновременно с Ахал-Текинской экспедицией государь повелел приступить к исследованиям, предваряющим начало строительства новой железной дороги. Речь шла о необходимости создания коммуникационных путей и строительства участка железной дороги от восточного берега Каспийского моря до Ахал-текинского оазиса. Главным руководителем этих работ был назначен генерал-адъютант М. Н. Анненков. Обстоятельства требовали строить дорогу спешно, так как она имела важное стратегическое и экономическое значение.

В декабре 1880 года был переформирован 1-й железнодорожный батальон, в состав которого входили 25 офицеров, 30 инженеров-техников и более тысячи нижних чинов разных специальностей. Для земляных работ были наняты русские рабочие из Смоленской губернии и персы из Баку.

Исполнение работ в условиях пустыни, с жарким климатом, где вода доставлялась специальными поездами, было крайне затруднительно. Да ещё вокруг постоянно сновали враждебно настроенные отряды туркмен. Но, несмотря на всё это, работы велись быстрыми темпами.

В 1884 году решено было строить дорогу дальше - от Кизил-Арвата к Асхабаду и далее - до Самарканда. Тогда же в Москве заново формируется 2-й Закаспийский железнодорожный батальон во главе с полковником М. С. Андреевым. Особенно трудным был участок дороги между Мервом и Чарджуем: от воздействия ветров ландшафт постоянно менялся. Там, где ещё вчера был холм, образовывалась впадина, а на месте впадины вырастал холм. Преграды стихии при постройке железной дороги были столь велики, что многие специалисты-пессимисты считали эту задачу невыполнимой. Для того чтобы изучить на месте трудный участок дороги, был прислан молодой учёный-геолог В. А. Обручев.

Под опытным и продуманным руководством полковника Андреева батальон осуществил беспримерную  в истории военно-строительного искусства постройку длинной магистрали. Заслуги главного строителя магистрали генерала Анненкова трудно преувеличить. Он практически не отлучался с места строительства, живя в вагоне. Три года трудов в безлюдной пустыне. Люди с самоотверженностью переносили то палящий зной, то мороз, живя в вагонах и терпя неустроенность быта. От Чарджуя до Самарканда главным инженером-строителем путей сообщения был назначен А. Н. Руднев.

Эмир Бухарский Абдулахад, со своей стороны, взялся содействовать  в строительстве железной дороги и моста на Аму-дарье, поставляя стройматериалы и рабочих. 11 мая строители издали увидели долгожданный город. Через несколько дней, 14 мая 1888 года, батальон, уложив последние звенья 1101 версты, а также запасные пути, был уже в древнем Самарканде.

В день открытия станции "Самарканд" 2-ой Закаспийский железнодорожный батальон, проложивший сложнейший рельсовый путь, был выстроен на открытых вагонных платформах во главе с командующим войсками Туркестанского военного округа и строителем дороги генералом М. Анненковым и торжественно встречен Самаркандским гарнизоном.

Этот день положил начало новых отношений в истории Туркестана и, в частности города Самарканда, с внешним миром. Если раньше на путешествие из Средней Азии в Россию караванными путями уходило около шести месяцев, то отныне это расстояние можно было преодолеть  по железной дороге всего за шесть дней. Туркестанский край стал теперь открыт для исследователей, предпринимателей и переселенцев.

15-го мая, в день окончания постройки Закаспийской железной дороги, состоялось торжественное открытие станции, отслужен молебен и произведён праздничный парад. Собралось множество высокопоставленных лиц от администрации, иностранцев и гостей, среди которых был и известный учёный Пётр Семёнов-Тян-Шанский. 

20-го мая солдаты освободили обжитые вагоны и приступили к устройству лагеря близ станции "Самарканд", которая тогда представляла собою довольно пустынное место. Со временем  здесь появляются казармы для солдат, штаб и склады, депо, рабочая слободка и почтовое отделение, неподалёку образуется новый базар, который существует и поныне, а также здание православной Свято-Никольской церкви и кладбище. В ту пору станция "Самарканд" и город Самарканд были отдельными, самостоятельными населёнными пунктами, между ними пролегала грунтовая дорога длинною в пять вёрст. Доехать тогда от станции до города можно было только на пролётке, фаэтоне или же на арбе.

Спустя 25 лет, 21 октября 1913 года, при большом стечении народа на привокзальной площади был установлен памятник, посвященный главному строителю Закаспийской железной дороги - генералу М. Анненкову, а в его лице и всем участникам этой постройки. Он располагался между зданиями вокзала и Свято-Никольской церкви.

19 сентября 1924 года на привокзальной площади был организован торжественный митинг трудящихся, по поводу открытия нового изваяния вождю пролетариата. На постаменте памятника, вместо генерала М. Анненкова установили бюст В. Ленина. Практически одновременно была закрыта и церковь святителя Николая. Здание церкви, отобранное у верующих, в течение последующих лет использовалось под разные надобности. Сначала в нём находилась техническая библиотека наглядных пособий, после Второй мировой войны здание церкви, в основном, использовалось как кинотеатр.

Прошло 130 лет как люди пользуются услугами железной дороги. За прошедшие годы несколько раз менялся облик здания вокзала и привокзальной площади. На месте старого теперь высится новое и просторное здание вокзала, а по железнодорожному полотну проносятся современные скоростные поезда. С тех времен сохранились лишь помещения казарм 2-го строительного батальона и здание церкви святителя Николая.

Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА, главный архивист

областного архива, Александр ГАЛАК, член Союза художников  Узбекистана.

Был ли этот отзыв полезным? Да 1

Нравится

0 комментариев - Добавить комментарий

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане


15.10.2018   История древнего Самарканда - жемчужины Востока
+1
фото
Есть города, чья многовековая история воплощает в себе историю целых наций и государств, отражая путь пройденный многими поколениями. Так Самарканд является одним из самых древних городов мира.
Как и другие первые центры человеческой цивилизации -...
Сентябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Картинная галерея и арт-студия «Айсель», Самарканд
«Айсель» - сокровищница предметов искусства и этно-коллекций модной одежды
Арт-галерея и творческая студия «Айсель» одна из самых успешных и крупных в Самарканде. Она объединяет самаркандских художников-членов Академии Художеств Узбекистана с 1992...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Сад Чор-Чинор, Ургут
Тысячелетняя история в деревьях
На Земле существуют воистину таинственные места, можно сказать мистические, овеянные старинными легендами и сказаниями. И это не просто литературное клише, набор громких эпитетов для привлечения внимания и праздного...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 1 комментарий


15.10.2018   Пещера Хазрата Дауда, окрестности Самарканда
Святые места под Самаркандом: Пещера Хазрата Дауда
Одно из известных святых мест Узбекистана находится в 40 км. к юго-западу от Самарканда, на территории села Аксай. Это пещера Хазрата Дауда (святого Давида), почитаемого сразу в трех мировых...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 1 комментарий


15.10.2018   Фабрика шелковых ковров в Самарканде
+6
фото
Восточные шелковые ковры из Самарканда
Одним из самых ценных материалов на Востоке считается шелк. С глубокой древности здесь из поколения в поколение сохранялись традиции изготовления одежды из шелка, шелковых ковров. Искусство ткать ковры ценилось...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 1 1 комментарий


Узбекистан отзывы туристов







Авиабилеты
Наша социальная сеть
Fil
добавить в друзья
Маргарита
добавить в друзья
Сашка
добавить в друзья
Алиса Карпова
добавить в друзья
MasterSergej
добавить в друзья
Туризм и отдых в Албании
добавить в друзья
Валерий herediano
добавить в друзья
Настасья Герцен
добавить в друзья
Alex63
добавить в друзья
Елена
добавить в друзья



За достоверность и объективность информации, представленной в отзывах, авторы сайта ответственности не несут.
Перепечатка материалов без разрешения авторов сайта запрещена.