«Ичан-каъла - историческое и культурное наследие мировой цивилизации»

Главная > Узбекистан > Отзывы об отдыхе > Автобусные туры > Отзыв об отдыхе



Ваша реклама здесь: www.ayda.ru/ads/
Добавить новый отзыв
Автор отзыва: Самаркандец
Возраст: 32
Страна: Узбекистан
Автобусные туры
апрель 2018 – май 2018
Этот отзыв в социальной сети Айда.ру!
Просмотров: 514
Добавлен: 02.05.2018

«Ичан-каъла - историческое и культурное наследие мировой цивилизации»

Джума-мечеть (пятнич­ная мечеть), расположенная в самом центре Ичан-каълы занимает самое важное место среди всех остальных мечетей Хивы. Главное её отличие - не­характерная для мечетей архитек­тура. Невзирая на традиции, Джума-мечеть не имеет ни вход­ных арок и порталов, ни традиционных куполов. Вместо этого, Джума-мечеть представляет собой одноэтажное сооружение с массивной стеной и тремя входами.

Все это несоответствие связано с тем, что, когда в конце XVIII века на пожертвова­ния ханского вельможи Абдурахмана Михтара началось строительство мечети, до неё на этом месте уже существовало подобное культовое учреждение. В дань древним традициям, мастерам было дано распоряжение построить мечеть именно такой, какой она была первоначально в X веке.

Центральный вход в мечеть рас­положен на единственной прямой улице Хивы, идущей от цитадели Кухна-арк. Вход в мечеть представляет собой массивную деревянную дверь, богато декорированную узорной резьбой. Возраст двери насчиты­вает более семи веков.

Но самым необычным в Джума-мечети является непосредственно комната для молитв. Её крыша опирается на колонны, общее коли­чество которых составляет более двух сотен. Колонны имеют разную вы­соту от 4 до 5 мет­ров. Это комната-музей, рассказы­вающая о стиле хивинской школы резьбы по дереву в разные времена. Несколько колонн датируются даже X веком, несколько десятков колонн датируются XI-XIV веками, если судить по стилю орнамента. Колонны, относящиеся к XVI веку, выполнены плоским рельефом с явным подра­жанием древним мастерам.

 Все колонны очень гармонично сочетаются друг с другом, не­смотря на то, что у каждой своя история. Так, некоторые колонны попросту достались по наследству, другие были перене­сены сюда из старинных зданий, а некоторые стали частью военных трофеев. Тем не менее, их объединяет то, что все они восхи­тительны в своём богатом орна­менте и необычной резьбе, и осно­вание каждой из колонн представ­лено в виде кувшина с цветущими растениями.

В самой середине южной стены расположены вложенные друг в друга стрельчатые арки. Свет в Джуму-мечеть попадает через три специальных потолочных отверс­тия, создавая тем самым невероят­ную игру света в полумрачном по­мещении.

Джума-мечеть и построенный в то же время минарет являются центром Ичан-каълы и точкой отсче­та при осмотре достопримечатель­ностей Хивы.

 

Медресе Мухаммад Амин-хана и минарет Калта-минор.

Расположенное в западной части Ичан-каълы, медресе Мухаммад Амин-хана (1845-1855 гг.) и по сей день поражает своим величием. Оно является не только самым большим медресе в Хиве, но и одним из самых крупных во всей Центральной Азии. Недаром над входом выведена надпись на арабском языке «Это прек­расное здание вечно будет стоять на радость потомкам».

Медресе Мухаммад Амин-хана сооружение внушительных размеров. В здании насчитывается 125 келий (худжр), причём все худжры, расположен­ные на первом этаже, имеют по две ком­наты. Худжры на втором этаже имеют балкончики. Никогда ранее такие балконы в медресе не строились. Медресе едино­временно могло принимать до 260 уча­щихся. Помимо этого, на территории мед­ресе располагалась Канцелярия Высшего Мусульманского Двора ханства.

Пять куполов и угловые башни довер­шают величие медресе. Само здание богато декорировано глазурованным кирпичом, традиционной майоликой, а все двери украшены орнаментной резьбой.

Медресе стало одним из самых крупных во всей Центральной Азии и вот уже более полутора веков продолжает радовать и восхищать жителей и гостей Узбекистана.  Его славу затмил лишь стоящий рядом недостроен­ный минарет.

Мухаммад Амин-хан вопло­тивший в реальность самое гран­диозное медресе в Хиве, и который стремился ко всему величественному и масштабному хотел построить высочайший минарет. По его замыслу, высота минарета должна была достигнуть 80 метров и «обогнать» минарет Калян (46 метров) в Бухаре и Кутб-минор (78 метров) в Дели.

Заложенный в 1855 году по приказу хана минарет, должен был стать самым грандиозным архитектурным ансамблем всего мусульманского мира и демонст­рировать власть и могущество Хивинского ханства, остававшегося на протяжении веков самобытным и независимым, несмотря на многочисленные попытки захватчиков со всей Азии.

Однако Мухаммад Амин-хан погиб в сражении с туркменами у крепости Серахс во время похода на Хорасан. Пос­ле его смерти власть в ханстве переходила из рук в руки, значительные средства из ханской казны приходилось тратить на ведение войн с туркменскими племенами, и окончание строительства минарета было отложено, причём, как оказалось, навсегда.

Таким образом, грандиозный проект строительства высочайшего в исламском мире минарета остановился на отметке 29 метров и мечтам хана не суждено было сбыться.

Минарет Калта-минор, что в переводе означает «короткий минарет», так и не стал подходящим дополнением к вели­чественному медресе.

Эта достопримечательность Хивы овеяна множеством легенд, объясняющих её непривычный взору вид. По одной из них, архитектора, занимавшегося со­оружением башни, постигла страшная, но довольно распространённая среди зод­чих на средневековом Востоке участь - он был сброшен со своего же строяще­гося минарета по приказу разгневанного хана, который узнал, что он принял предложение бухарс­кого эмира, намеревающегося воздвигнуть ещё более высокий минарет в Бухаре. Больше никто так и не рискнул претворить грандиозный план архитектора в жизнь.

Фундамент минарета уходит под землю на глубину 15 метров, а диаметр основа­ния составляет 14,2 метра, и он должен был постепенно уменьшаться с высотой, чтобы придать конструкции прочность. Только по этим цифрам можно судить о запланированных масштабах минарета. Но, несмотря на свою незавершённость, а во многом и благодаря ей, минарет сумел отодвинуть великолепное медресе на второй план и стать даже более известным и притягательным. Более того, и в наше время уникальный минарет кажется плодом фантазии современного дизайнера на тему древнего Востока - так сильно он выделяется на фоне остальных досто­примечательностей Хивы.

Популярность минарета объясняется не только его формой, но и декором. Вся поверхность башни укра­шена традиционной глазурованной плит­кой синего, голубого и белого цветов. Узоры составляют три горизонтальные полосы одинаковой ширины по центру и полосу с арабской вязью в верхней части. Они были выполнены лучшими мастера­ми Хивы после того, как стало понятно, что минарет так и останется недостроен­ным. Предназначением данных узоров является - создать впечатление целостности и за­конченности этого архитектурного объек­та. Сохранив яркость красок декора с середины XIX века, башня, не имеющая аналогов во всей Центральной Азии, действительно выглядит как самостоя­тельное произведение искусства.

В наши дни, помещения медресе Мухаммада Амин-хана обустроены под гостини­цу. А минарет Калта-минор, которому так никогда и не суждено было использо­ваться по прямому назначению, является просто уникальной достопримечатель­ностью, которая удивляет и радует взор туристов и местных жителей, а также остаётся своеобразным напоминанием о великой истории и крушении могучего Хивинского государства.

 

Мавзолей Саида Алауддина находящийся в Ичан-каъле - один из старейших памятников Хивы. До нашего времени он сохранился в сильно измененном и многократно перестроенном виде. Что первоначально собой пред­ставлял мавзолей Саида Алауд­дина, а также точная дата его постройки для нас остаются лишь предположениями. Известно лишь только то, что сам шейх Саид Алауддин был известным суфием ордена Накшбандия. Если верить надгробной надписи, он умер в 1303 году.

Однако строительство мавзолея связывают с Амиром Кулолом и, следовательно, начало строительства относят ко второй половине XIV века.

За всю свою историю мавзолей не раз перестраивался. Например, в первой половине XIX века по указу Аллакули-хана к западной стороне усыпальницы была при­строена квадратная зиарат-хона - главное помещение для молящихся в мечети, что изменило собой вход в сам мавзолей.

Ближе к концу XIX века в мавзолее был захоронен очень уважаемый хивинский хан Сайд Мухаммад. Специально для этого было возведено надгробие, объединяющее сразу две могилы. Оно представляет собой постамент, сверху на котором находятся два сагана (стрельчатое заверше­ние мусульманских надгробий).

Архитектура мавзолея, при всей своей невыразительности, очень интересна. Прак­тически все элементы мавзолея - купола, стены и ступенчатые тромпы выполнены из кирпича и никак не декорированы. И тем ярче кажется роскошная отделка надгробий, ко­торые облицованы цветной майоли­кой в традиционном хорезмийском стиле XIV века, хотя и были декори­рованы в 60-е годы XIX века.

 

Комплекс Пахлавон Махмуд. Практически во всех странах мира в народных эпосах встречаются упоминания о богатырях - людях с храбрым сердцем и недюжинной силой. Таких силачей в Центральной Азии называют палванами и одним из исторически самых известных являлся Пахлавон Махмуд, выдающийся сын Хорезма.

Махмуд являлся обычным мастером по выделке мехов, но по призванию  - выдающийся борец, талантливый поэт и мудрый философ. Ещё при жизни он получил широкую известность не только в Хорезме, но и за его пределами.

Бытует легенда, что борец не потерпел ни одного поражения. Он уступил лишь единожды, узнав, что в случае поражения его сопернику грозит смерть. По сей день иранские борцы перед боем возносят молитву, посвященную великому Пахлавону Махмуду.

По преданиям, Пахлавон Махмуд умер в 1322 или 1325 году и похоронен во дворе своей мастерской. Хивинцы стали считать его покровителем города, и в 1701 году в его честь был возведен мавзолей. Вскоре это место стало священным, вокруг него вырос целый комплекс построек, а надгробие и сам мавзолей были искусно декорированы традиционной бело-голубой майоликой, подобно ханским усыпальницам.

В первой половине XIX века усыпальница была расширена путём пристройки к ней галереи. Впоследствии в мавзолее Пахлавона Махмуда были захоронены Мухаммад Рахимхон I, Абдулгазихон и Эльбарс II, а также члены ханских семей. Таким образом, мавзолей Пахлавона Махмуда превратился в усыпальницу хивинских ханов.

В конце XIX века в комплексе были построены мечеть, медресе и четыре благотворительных заведения - корихона, которая служила пристанищем для незрячих людей, коих в Хорезме из-за сильных ветров с песком было немало. Сюда стекались паломники, для которых были предусмотрены худжры и ошхона (столовая).

В начале XX века перед усыпальницей было возведено двухэтажное сооружение, одно из помещений которого было отведено под богато украшенную усыпальницу Исфандиёр-хана.

Площадь Палвон дарваза. Пожалуй, самым оживленным местом Хивы является расположенная возле восточных ворот Ичан-Каълы площадь Палвон дарваза, что в переводе означает «богатырские ворота». На этой площади находится большое количество исторических построек: бани Ануш-хана (фундамент заложен в 1664 г.), здания медресе Ходжамбердибия (1688 г.), медресе Кутлуг Мурод-инака (1804-1812 гг.), медресе Аллокули-хана (1834-1835 гг.), крытый базар (1836-1838 гг.), дворец Тош-ховли (1830-1838 гг.), караван-сарай Аллокули-хана (1832-1833 гг.).

Со временем некоторые из сооружений начали выходить за стены Ичан-Каълы. Все строения, расположенные неподалеку от Полвон-дарваза, выделяются живописностью декора и уточненной архитектурой.

Сами ворота Полвон-дарвоза были построены в 1804-1806 годах и имеют форму арочного портала, при входе в который можно прочесть надпись «Шахри Хива» («город Хива»). Строительство ворот было окончательно завершено при Аллокули-хане в 1835 году. За входной аркой находится многокупольная торговая галерея, в ней по обе стороны расположены купеческие лавки.

На выходе из Ичан-Каълы справа от ворот Полвон-дарвоза до 1873 года был невольничий рынок, здесь же оглашались указы хана и проводились казни преступников. В связи с этим, ворота Полвон-дарвоза в народе называли «Кул-дарвоза» («Невольничьи ворота»), «Пашшаб-дарвоза» («Ворота казни»).

 Медресе Шергази-хана. Одним из древнейших медресе Хивы по праву является медресе Шергази-хана. Оно расположено в центре Ичан-Каълы, непосредственно перед входом в мавзолей Пахлавон Махмуда. Из-за естественного проседания почвы вход в медресе Шер­гази-хана со временем просел на два метра. Его строительство было начато по приказу Шергази-хана в 1718 году плен­ными, которых он захватил во время военного похода на Хорасан. В связи с победой хан получил два громких титула: «Лев Божий» и «Солнце мира», а медресе должно бы­ло стать венцом его заслуг. Пленных хан обещал отпустить, как только медресе будет достроено, однако сам всячески препятствовал завершению строительства.

В 1720 году разгневанные рабы убили Шергази-хана, когда он в очередной раз приехал посмотреть на недостроен­ное медресе. Его мавзолей находится здесь же - он пристроен с западной сто­роны от главного фасада медресе.

Медресе Шергази-хана, являясь одним из самых древних и крупных медресе Хи­вы, имеет и другое, народное название - «Маскани фазилан» («Обитель знаний»). Ведь именно в нём обучались многие знаменитые поэты и учёные не только Хивы, но и соседних государств.

Само здание медресе одноэтажное, двухэтажным является лишь входной портал. Внутри расположен дворик, раз­делённый на четыре айвана. Всего в медресе 55 худжр, а также зал, ис­пользуемый для лекций.

Здание медресе, согласно историчес­ким документам, несколько раз ремонти­ровалось, но, несмотря на это, до начала XX века находилось в плачевном состоя­нии. Лишь в первой половине XX века медресе получило вторую жизнь. Масте­ра-реставраторы с большим усердием постарались вернуть хотя бы малую часть всей пышности его убранства.

Фотографии (5)


Был ли этот отзыв полезным? Да 0

Нравится

0 комментариев - Добавить комментарий

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане


15.10.2018   История древнего Самарканда - жемчужины Востока
+1
фото
Есть города, чья многовековая история воплощает в себе историю целых наций и государств, отражая путь пройденный многими поколениями. Так Самарканд является одним из самых древних городов мира.
Как и другие первые центры человеческой цивилизации -...
Сентябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Картинная галерея и арт-студия «Айсель», Самарканд
«Айсель» - сокровищница предметов искусства и этно-коллекций модной одежды
Арт-галерея и творческая студия «Айсель» одна из самых успешных и крупных в Самарканде. Она объединяет самаркандских художников-членов Академии Художеств Узбекистана с 1992...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Сад Чор-Чинор, Ургут
Тысячелетняя история в деревьях
На Земле существуют воистину таинственные места, можно сказать мистические, овеянные старинными легендами и сказаниями. И это не просто литературное клише, набор громких эпитетов для привлечения внимания и праздного...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Пещера Хазрата Дауда, окрестности Самарканда
Святые места под Самаркандом: Пещера Хазрата Дауда
Одно из известных святых мест Узбекистана находится в 40 км. к юго-западу от Самарканда, на территории села Аксай. Это пещера Хазрата Дауда (святого Давида), почитаемого сразу в трех мировых...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 1 комментарий


15.10.2018   Фабрика шелковых ковров в Самарканде
+6
фото
Восточные шелковые ковры из Самарканда
Одним из самых ценных материалов на Востоке считается шелк. С глубокой древности здесь из поколения в поколение сохранялись традиции изготовления одежды из шелка, шелковых ковров. Искусство ткать ковры ценилось...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 1 1 комментарий


Узбекистан отзывы туристов







Авиабилеты
Наша социальная сеть
Геннадий
добавить в друзья
vera100
добавить в друзья
Христофор
добавить в друзья
Лилия Мрчич
добавить в друзья
Mixer
добавить в друзья
Юлия Кирюхина
добавить в друзья
Дмитрий Поштальянец
добавить в друзья
Natasha
добавить в друзья
Игорь
добавить в друзья
Gal_ka
добавить в друзья



За достоверность и объективность информации, представленной в отзывах, авторы сайта ответственности не несут.
Перепечатка материалов без разрешения авторов сайта запрещена.