Чернигов - северный оплот Киевской Руси

Главная > Украина > Отзывы об отдыхе > Самостоятельные путешествия > Отзыв об отдыхе



Ваша реклама здесь: www.ayda.ru/ads/
Добавить новый отзыв
Автор отзыва: Туристка
Возраст: 63
Страна: Украина
Самостоятельные путешествия
июль 2017 – июль 2017
Этот отзыв в социальной сети Айда.ру!
Просмотров: 2,094
Добавлен: 15.09.2017

Чернигов - северный оплот Киевской Руси

   Обязательно побывайте в Чернигове, если будет возможность! Нигде ранее не встречалась такая забота о истории. В старой части города, где находятся все исторические реликвии, запрещено высотное строительство, любое производство или какие-то действия, меняющие исторический облик. Все главные объекты, что хотят видеть туристы, находятся в городе компактно и есть удобный общественный транспорт. 

  Чернигов - один из древнейших городов Восточной Европы и славянского мира, столица Черниговского княжества древней Руси. Впервые в древне-славянской письменности Чернигов упоминается в «Повести временных лет». После успешного похода на Византию киевский князь Олег обязал греков «даяти уклады на руския грады». В договоре 944 г., подписанным с Византией Игорем, Чернигов упоминается на втором месте после Киева, и им обязалась платить дань покорённая славянами Византия. Византийский император Константин Багрянородный среди важнейших городов Руси упоминает Чернигов. В городе велось свое летоописание, но сама Черниговская летопись XII в. не сохранилась, фрагменты ее выявлены в Ипатьевском своде XV века. Битва 1024 г. разделила Киевскую Русь на два государства - Правобережную Русь со столицей в Киеве и Левобережную Русь со столицей в Чернигове. Поэтому про историю города употребляется всегда слово «Левобережье» (славяне Левобережья, князья Левобережья и т.п.). В начале второго христианского тысячелетия в городе было три каменных собора и каменные княжеские палаты. В Париже в то  время были только две каменные церкви - Собор Парижской богоматери и Кафедральный собор.


    В город чаще въезжают по трассе со стороны Киева и попадают сразу к историческому Валу с Екатериненской церковью.

     Первое, чем хочу поделиться, маршруты по историческим местам. Город имеет две части – старинную и  современную. Да простят черниговцы, в основном приезжают из-за старины. Я с картой в руке и перечнем достопримечательностей, не имела подсказок и протопала настолько замысловатым маршрутом, что хочу следующих туристов оградить  от такого негативного опыта. 

  Если приехали на своей машине - сворачиваем  сразу за  холмом с церковью  на пересечении пр.Мира и ул.Толстого, влево по ул. Толстого и  до самого Свято-Троицкого монастыря.  Приехавшим междугородним автобусом – выходить на остановке в начале пр.Мира. По желанию, сначала осмотреть Черниговский детинец  или искать остановку транспорта по ул. Преображенской, Толстого –троллейбус № 8, маршрутка №30  и до Свято-Троицкого монастыря. После его посещения,  уже гораздо легче идти  вниз по городу. По пути 1. Болдины горы, парк с курганами. Находим памятник Коцюбинскому,  рядом – обзорные полянки (свернуть от могил с крестами), откуда виды на верхушки Ильинской церкви, что внизу под горой находится. 2. Недалеко от «Коцюбинского» есть лестница, что приведет к  Ильинской церкви и Антониевым пещерам. Посетили, осмотрели, взбираемся назад по лестнице в парк. Далее по парку вправо дойти до стеллы и Вечного огня. 3. Вниз по лестнице и по ул.Толстого дойти  до развилки с ул.Князя Черного (бывшая ул.Пролетарская), влево и по ней до Елецкого монастыря. 4. Напротив  монастыря в небольшой скверике курган «Черная могила». Далее идти или проехать  до «Вала», так черниговцы называют Княжеский детинец над р.Десной.  Сам Детинец с историческими достопримечательностями небольшой. Парк простирается еще дальше вдоль реки и ул.Преображенской. Если не заходить в музеи, то обойти, рассмотреть в Детинце всё можно  за полчаса. Осмотрев, направляемся в город, на Красную площадь.  Нагляделись и  2 варианта - по пр.Мира, его зеленому бульвару идем дальше в современную часть города; или свернуть за театр к Пятницкой церкви и далее вниз до реки и  ЗАГСа. Гуляем по зеленой зоне набережной.

      Город лучше начинать изучать с достопримечательности, которая на самом деле сохранилась с давних времен, Свято-Троицкого собора. Остальные храмы, соборы в Детинце - все восстановленные, то есть заново отстроенные после войны. Первоначальный деревянный храм  монастыря был разрушен во время татаро-монгольского нашествия. Строительство в 17 веке на этом же месте  каменных зданий  Троицкого монастыря, начиналось с постройки Введенской трапезной церкви. А уже после нее началось возведение Троицкого собора. Собор  перестраивался, но сохранился единственный в Чернигове, как один из самых древних и первоначальных.

    Собор стал первым в своем роде не только для Черниговщины, а всей Киевской Руси.
 Около колокольни в стене устроена арка Св. ворот и основная аллея ведет к собору и к трапезной Введенской церкви.

 Ограда монастыря с воротами и башнями была достроена в первой половине XVIII в. Как рассказывают монахи, она не носила оборонительных функций, а служила для отделения территории монастыря от мирской жизни, и башенки имеют декоративный характер. Ой  ли? Как минимум сторожевая, заградительная функция была. Времена были лихие. Охотников поживиться церковными богатствами всегда хватало, а сигнализации еще не было.

   Торжественности и стройности семиглавым храму придает богатая деталями отделка фасадов и «многоступенчатый» силуэт куполов. Троицкий собор, в том виде, что сохранился до наших дней, был спроектирован архитектором Иоанном Баптистом в стиле раннего классицизма. Поэтому подобно католическому костелу, православный храм оснащен двумя башнями по обеим сторонам западного фасада. Перенасыщенность декорациями, контрастность и динамизм придают всему зданию торжественный вид в истинно барочной манере.

  Вошла в собор после осмотра всей территории. Как главное «лакомство», напоследок оставила. Благоговейная тишина и великолепие. Испросив разрешения, сфотографировала интерьеры собора. Сильное впечатление производят 2-ярусные аркады по сторонам П-образных хоров. В 17 веке своды храма были расписаны различными библейскими сценами. Потом здание сильно пострадало в результате двух пожаров. Из первоначальных лишь центральный купол сохранился. Восстановлены росписи только в 20 веке.

  Современный иконостас (вместо утраченного 1730-х гг.) сооружался поэтапно: 1-2-й ярусы - в 1942 г.; 3-4-й - в 1947-1949 гг.; при этом среди икон есть написанные в 50-60-х и 80-х гг. ХХ в.; из более 60-ти установленных здесь икон, 25 написаны игуменией Амвросией (Иваненко).
В подвальном помещении под храмом покоятся мощи черниговского святого Феодосия Углицкого, преподобного Лаврентия и других святых. Под полом самого подвала, еще ниже, размещен могильный склеп, который указывает на то, что собор был также усыпальницей феодалов  прошлых  столетий.

 Усыпальницы  знатных семей г.Чернигова 19 века рядом с собором..

    Также рядом с Троицким собором погребена генерал-майорша, княгиня Софья Ивановна Прозоровская, урожденная Скоропадская. Ее дед Иван Ильич был гетманом Левобережной Украины. Она была родственницей жены генералиссимуса Суворова А.В. Варвары Ивановны.

   Выдающейся постройкой Троицко-Ильинского монастыря является колокольня. Ее строили вместе с монастырскими стенами и угловыми башнями в формах барокко в 1771-1775 гг. 65-метровая колокольня  построена  по проекту Растрелли, который планировал Зимний дворец в Петербурге. Преодолев 172 ступеньки Троицкой колокольни, вознаграждаются видом на весь Чернигов. После окончания строительства верхушка колокольни загорелась от молнии. Исследователи считают, что  современная непропорционально маленькая верхушка является результатом неудачного восстановления. Сама колокольня великолепна. Декор колокольни очень изысканный,  благодаря объединению грациозных несущих колонн с волнистыми карнизами и причудливыми оконными прорезами. Украшения дополняются ажурными металлическими решетками и вазами на ярусах. Колокольня главная доминанта в монастыре и "фотогенична"  с  любых  ракурсов.

   В Свято-Троицком-Ильинского монастыре существовали  в XVIII в. свои пещеры и подземная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы,

 Рядом с монастырем начинается (или заканчивается)  парк на Болдиных горах. Болд на древнеславянском - дуб. 

   Еще в дохристианские времена славяне справляли на Болдиных холмах свои обряды.  В 9-11 вв. на Болдиных холмах появился  самых больших древнерусских курганный могильник, который сейчас считается одним из крупнейших в Украине. Площадь могильника 1,2 га, на ней расположено 230 курганов -  погребальных насыпей 9 - 11 вв..  Крупнейшие из них - Гульбище и Безымянный. Самый большой, по черниговской легенде,  считается захоронением былинного богатыря Ильи-муромца.  Так как при раскопках найден невиданной длины меч 1,2 м (обыкновенные 0,85-0,9 м). Клинок шириной 6,5 см имел длину 105 см, массивную рукоятку украшали серебряные насечки и три ряда камней. На Болдиной горе  в последующие века  хоронили  и богатых жителей Чернигова, их могилы  прямо у дорожек парка теперь находятся.

 Милая беседка была построена специально для чаепития монарших особ  перед их приездом в г.Чернигов в 1911 году. Но они сюда не заглянули. Беседка теперь любимое романтическое  место города.

От памятника  Коцюбинскому  справа лестница к Ильинской церкви и Антониевым пещерам. 

  Цена билета 25 грн. (лето 2017 г.), детям и студентам дешевле; льгот для пенсионеров нет. 

  В смутные времена монах Антоний, который основал Киево-печерский монастырь, переходит под покровительство Святослава Ярославича Черниговского и перебрался в Чернигов. Здесь основал подземную монашескую обитель (Антониевы пещеры). В "Повести временных лет" говорится: "И прислав Святослав, в ночь поя Антония Чернигову. Антоний же, пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав печеру, ту ся всели». Однако, другие источники говорят, что пещеры существовали до перезда в Чернигов Антония. Черниговская земля не была чужой Антонию, ведь он родился и провел юношеские годы в Любече. Антоний создал вблизи обители «полюс притяжения» для тех, кто со временем созреет к пустынничеству. Рядом с пещерами была построена Ильинская церковь в 1069 г. с колокольней, которая позже вошла в состав Троицко-Ильинского монастыря. Перед кончиной старец вернулся в Киевскую Лавру. Троицко-Ильинский монастырь был одним из центров книгопечатания во второй половине XVII столетия. Состоит на данный момент из Свято-Троицкого монастыря (действующий) и Ильинской церкви (музея). С годами число монахов росло, росла и подземная обитель: иноки делали себе кельи и вырывали в толще земли ходы, обустраивали подземные храмы.

  Говорят, что в месте, где расположены пещеры, идет глубинный выход какой-то энергии. Недаром раньше  тут было  древнее языческое капище бога Перуна, чувствовали во все времена люди «силу» горы.

  На себе это проверила: сначала шаг боялась ступить без группы и судорожно запоминала повороты "для отступления". А потом в одиночку обежала галереи еще раза два! И такой прилив сил и настроения был, что хватило на дальнийший поход по городу. Таинственный монах нам не явился, а вот  "исчезающий турист" был:). 

  Мои фотографии далеки от совершенства, для пещер нужна специальная оптика. Но и они передают таинственность галерей, неожиданное сияние подземных храмов, изолированность келий монахов от мира.

  Комплекс состоит собственно из Антониевых пещер и так называемого «нижнего яруса». Кстати, о нем никогда не упоминалось ни в одном из письменных источников. Так монахи берегли своё убежище на самый крайний случай. Глубина заложения галерей, церквей - от 1 до 12 метров, и несмотря на то, что пещерам уже 800 лет, они прекрасно сохранились. При нападении крымчаков городская крепость Чернигова не была взята  и укрывшиеся в пещерах ильинские иноки (монастырь находился вне крепости) не пострадали. Враги пытались зайти в подземелье с зажженными факелами и обнаженными мечами («Летопись Самуила Величко»), но чувствовали себя изгоняемыми неодолимой силой. Поэтому подземные храмы осквернены не были. 

   Заходили с центрального входа, но при перемещении по пещере, очутились перед запасным выходом, что я снаружи перед спуском фотографировала. Начало галерей здесь укреплено камнем и хорошо освещено. Думаю, что запасных выходов монахи строили еще множество.

  Пещеры  имеют протяженность 350 метров в четыре яруса. Но доступными являются только два яруса. Здесь расположены три подземные церкви, среди которых настоящей архитектурной жемчужиной является храм Феодосия Тотемского. Это один из крупнейших подземных храмов Украины. Его высота 8,4 м, а длина - около 16 м.

  Наверху в куполе церкви обратите внимание на зарешеченнное окошко. Потом при обходе галерей попадете в помещение, где это окошко смотрит в зал церкви. Но так же под потолком. Тут был клирос, где пели певчие во время служб. Так как окно высоко, перед решеткой даже подставка-выступ вырублен из камня, чтобы пение лилось прямо в это окошко.

  Хоронили монахов по-разному. Одних закапывали в ямы в полу их же келий, других - в галереях или стенных склепах - лукулах. Еще один погребальный обряд: умершего сначала закапывали в грунтовую могилу, через три года останки извлекались, череп и кости омывались и перекладывались в специально устроенные помещения - кимитрии. Потому есть костница или по-другому подземный храм Божьей матери.

   С VII века монахи переселились в новые наземные монастыри и кельи, и в древних пещерах уже не селились.
   В пещерах на удивление не так уж и холодно, около 12 градусов. Около входов температура вообще комфортная, особенно летом, когда на улице пекло.
   От пещер подняться опять в парк и пройти до Мемориала Славы с Вечным огнем. По оси холма спланирована широкая лестница к его подножию, у которого расположен 2-й из памятников мемориала - скульптурная группа, изображающа

  С  открытой площадки  мыса  Болдиных гор открывается чарующий вид. В  первую очередь глаза устремляются вдаль, так как открывается панорама города, как из 12 века. В зелени садов спрятались современные домики, их почти не видно, а поверх деревьев взору предстают купола знаковых церквей города. Чернигов сумел уберечь свое историческое ядро Детинец и Предградье от  многоэтажной застройки последних веков. «Так вот ты какой,  княжий град, древний Чернигов!» - хочется воскликнуть.  И щелкаешь, щелкаешь, чтобы запечатлеть это  видение.  Вдалеке Елецкий монастырь.

  Правее золотые купола  церквей на Валу - хорошо видны верхушки  Борисоглебского, Спасского собора и  Екатериненская церковь.

По дороге с Болдиных гор до Елецкого монастыря по ул.Толстого сохранились деревянные дома. Большинство из них находятся в хорошем состоянии и в них живут люди.

   Поднимаемся к монастырю по улице-оврагу, что был исторической границей домонгольского города.
    Елецкий монастырь –самый большой и древний монастырь Чернигова. В старину со всех сторон был окружен естественными преградами, глубокими оврагами и крутым склоном со стороны Лесковицы. При строительстве был еще и огорожен внушительной стеной. Основан в 60-х годах XI ст. черниговским князем Святославом Ярославовичем (1027-76 гг.), как загородная княжеская резиденция. Здесь находится чудотворная икона Елецкой Божьей Матери. Это одна из главных святынь Черниговской земли, которая была обретена в 1060 году князем Святославом на ветвях дерева - раскидистой ели. Отсюда и пошло название возникшего позже монастыря. История монастыря интересна еще тем, что на территории монастыря в XI в. находилась известная библиотека Ярослава, загадочная история исчезновения которой волнует до сих пор. Именно в этом монастыре доживал старость попавший в немилость к киевскому князю Антоний Печерский.

 Уж сколько веков раззоряли обитель: и монголы с татарами, и поляки с немцами, но назло всем врагам каждый раз белоснежное чудо возрождалось, как птица феникс.

   Маленький деревянный дом Феодосия Углицкого окруженный садом, сейчас служит монастырской библиотекой. Надпись на одной из потолочных балок датирует постройку дома 1688 годом -это единственный деревянный памятник XVII в. в Восточной Украине.

     Двухъярусная  колокольня, 1670-1675 гг., древнейшее каменное сооружение Чернигова. Надвратная, восьмигранная в основании, высотой 36 м., она могла выполнять и оборонительные функции. На 2 и 3 этажах хранился архив Черниговской духовной консистории. На нижнем ярусе имеется небольшое темное помещение, служившее когда-то монастырской тюрьмой. В нижнем ярусе расположены северные ворота монастыря, раньше они  были главным входом на подворье.

    Колокольня и монашеские кельи под ней - самые древние в монастыре. Из других  келий для монахинь лучше всего сохранились барочные кельи, вытянувшиеся вдоль восточного фасада Успенского собора более чем на 70 м.  Основным храмом обители считается церковь Святых Петра и Павла (XVII в.), так как тут круглогодичные службы идут.

    Успенский собор, сооруженный во второй половине XII века, гармонично сочетает и древнерусский, барокко и романский стили. Иконостас Елецкого Успенского собора был подобен иконостасу Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Громадная плоскость пятиярусного позолоченного иконостаса поднималась высокой стеной и выглядел, как диковинный златотканый занавес. Иконостас сгорел от немецкой зажигательной бомбы в 1941 г. При реконструкциях кроме Оранты (в 1892, 1908, 1924, 1959 годах), были найдены фрагменты многих древних росписей. В Успенском соборе нет отопления, поэтому функционирует  только летом. 

  Под  монастырем есть большой подземный комплекс, расположенный под южной частью территории (не доступный для посещения). Коммуникации под землей связывают Успенский собор  с Петропавловской церковью.

  И какое же историческое место не имеет своих  легенд. С Елецким монастырем связана история о «черниговском Дракуле». Василий Дунин-Борковский (1640-1702) происходил из польского шляхетского рода, владевшего на Черниговщине селом Борковка — отсюда вторая часть фамилии.  Его предки завоевывали эти земли для Речи Посполитой. Когда народ во главе с Богданом Хмельницким  попросили принять в Российскую империю, Борковские, чтобы удержаться около богатства и власти, стали служить русскому царю.  Дунин-Борковский при гетмане Мазепе  дослужился до генерального обозного Войска Запорожского и черниговского полковника в 32 года. Что означало иметь в своих руках  всю военную и мирскую власть на  территории полка, то есть целого региона. Гетманы Самойлович и Мазепа в знак своей благосклонности «генеральному обозному» - и такое звание имел Борковский, передали ему во владение немало сел на Левобережье. Это сразу поставило его  в ряд самых влиятельных людей Гетманщины того времени. После его похорон стали видеть в полночь, как из собора вылетала черная карета, запряженная шестеркой вороных коней. И через Красный мост с адским грохотом мчался в направлении поместья Дуниных-Борковских, которое располагалось на Черной круче над Десной. Там мертвец обходил свою усадьбу, наводя при этом ужас на слуг и домочадцев. Перед первыми петухами он останавливался возле старого колодца и указывал на него перстом, а после кукареканья исчезал. . Одной ночью на мосту встали верующие с хоругвиями во главе с митрополитом. При приближении кареты, он поднял крест и рассыпалась в прах  упырь.

   В разные времена в монастыре были похоронены великий князь Трубчевський Всеволод Святославич, полковник Леонтий Артемович Полуботок. губернатор Андрей Степанович Милорадович, полковник Яков Лизогуб и другие.
В XVIII веке Елецкий монастырь был крупным землевладельцем. Однако, императрица Екатерина II положила этому конец. В 1786 году в казну были переданы крепостные, которые находились в его собственности, - 1256 мужчин и 1169 женщин, 7 пекарен, 8 кабаков, винокурни, 4 бани, 9 мельниц, 4 паромные переправы и многое другое. А кто-то говорит, бедные монахи…

   Напротив Елецкого монастыря находится большой курган "Черная могила", высотой достигает 10 метров, в окружности - 125 метров. В давние времена был окружен глубоким рвом. Курган «Черная могила» впервые упоминается в летописи в 1147 году. По преданию похоронен тут первый черниговский князь, князь Черный, по имени которого и назван город Чернигов. В период с 948 по 968 г еще до принятия Христианства, в Чернигове правил племянник великого киевского князя Игоря Рюриковича (мужа княгини Ольги), которого также звали Игорем. Именно он имел прозвище «Черный». И есть прекрасная легенда. У князя была красавица дочь. Во время монголо-татарского нашествия положил на нее глаз один из воинских начальников, захотел ее в свой гарем. Отвергла гордая дева притязания. Велел басурманин силой привести ее. Все обитатели княжего терема встали на защиту во главе с отцом. И сама дева была смелым воином и стреляла из лука. Но врагов было больше, видя неминуемое, выбросилась дева из окна. В бою погиб и ее отец. Легенда очень красива, но далека от истины. В результате археологических исследований в могиле нашли останки трех людей, один из которых ребенок. Рядом с воином оружие, седло со стременами, фрагменты кольчуги, шлем, наконечники стрел,  щит. А кто рядом похоронен, в точности не узнаем. Самой важной находкой был «черниговский шлем»,  этот шлем стал «родоначальником» шлемов русичей - по нему невозможно было ударить плашмя, любой меч соскальзывал. Около женщины  десять серпов в ногах, явно не признак высокого рода. Что здесь похоронен князь, точно:  во время  исследований кургана были найдены княжеские признаки - изображения варяжского бога Тора и ритоны из туровых рогов в серебряный оправе с изображением сцен скандинавского эпоса. Курганы такой величины ( какой же он был огромный первоначально, если и сейчас велик) были положены только им. Князя хоронили люди, воины  со всего Левобережья. До сих пор есть обычай кидать в могилу по три горсти земли, который и пошел с тех древних времен.Только не горстями, а по правилам того времен полными шлемами,   кто в щите приносили и бросали землю,  что вырос гигантский курган.  Представляете, какая тьма народа хоронила князя, раз насыпали такой  курган. Он и сейчас высок, так  многие сотни лет его пытались сравнять бури, дожди, копыта лошадей неприятелей и пр.,   поэтому первоначально он, наверное, был сравним с  горой.

  Далее  по курсу - Черниговский детинец.Построен в VII веке, представлял собой внутреннюю часть города, обнесенную цепью фортификационных сооружений. Это была неприступная цитадель, за мощными стенами которой когда-то располагался княжеский двор, стояли боярские дома, находились рынки и храмы. Под высокими стенами были рвы с водой.

  В одном и том же XІ веке  начали строить соборы: в Киеве - на Горе, в Чернигове - на Валу;  София Киевская и Спас Черниговский. Потом еще храмы в Детинце строились, и сейчас  на Валу находятся три почти впритык друг к другу. С одной точки одновременно их все  увидеть можно. 

     Спасо-Преображенский собор (около 1000 лет возраст) заложил князь Мстислав Храбрый, по-другому «Удалой», в ознаменование своей победы в единоборстве с касожким великаном Редедею. 

   Мстислав был первым летописно известным Черниговским князем.

  Сын Владимира Крестителя от знаменитой Полоцкой княжны Рогнеды, полностью называемый - Мстислав Владимирович Тмутараканский по прозвищу «Храбрый». В 1024 г. он со своим войском разбил под селом Малый Листвен, что не далеко от поселка Черниговской области Репки, войско своего брата Ярослава Мудрого и тем самым разделил Киевскую Русь на два государства, Левобережье и Правобережье. Собор был главным храмом в Чернигове и Северской земле, а также усыпальницей черниговских князей. Похоронили Мстислава (1036 год) в недостроенной им церкви Спаса, стены которой уже были высотой «сколько можно достать рукой сидя на коне», то есть примерно 3-4 метра. Предполагают, что тут погребен и Игорь Ольгович, убитый в 1147 г. и причтенный к лику святых. История о трагическом походе которого положена в основу «Слова о полку Игореве». Но где на теперь эти мощи, перенесены-ли куда в другое место или скрыты под храмом, остается неизвестным.

   Собор увенчан пятью главами, выполнен в византийском стиле. Строили храм тмутараканские мастера, потому его планировка значительно отличалась от других церквей Киевской Руси. За века приобрело элементы разных стилей. Все это объясняется ужасными пожарами и сражениями, которые стерли истинный облик храма и стали причиной его восстановления. В 1239 году собор был частично разрушен и разграблен монголо-татарскими войсками. В конце XVIII века Потемкин приказал восстановить собор, в ходе ремонтных работ к зданию церкви были пристроены остроконечные башни, которые и придают сходство здания с костелом. Интерьер практически весь восстановлен, сохранились лишь остатки мраморных полов и колонн. Внутреннее пространство с двухъярусными аркадами, что уходят в подкупольное пространство, дает удивительную высоту. Сдержана цветовая палитра иконостаса –благородная зелень с золотом. Единственная дожившая до 20 века фреска XI века , изображавшая святую Феклу, сгорела вместе с другими экспонатами во время Второй мировой войны. Осталась ее удачная копия, сейчас она хранится в заповеднике «София Киевская».

   Рядом со Спасским собором - храм Бориса и Глеба. 

  Первые древнерусские святые, «страстотерпцы», которые, подражая Христу, претерпели, перенесли физические, нравственные страдания и смерть от рук гонителей зарождавшегося православия на Руси. Написанное монахом Киевского Печерского монастыря Нестором «Чтение о Борисе и Глебе», положило начало почитание этих святых. Молился тут князь Никола, он же Святослав, в крещении – Панкратий, в летописях еще есть др.имена - во как! Имя Святоша, которое упоминается в истории - уменьшительное от Святослава, и был он сыном черниговского князя Давида Святославича построившего Борисо-Глебский собор. Еще в юности Панкратий решил оставить богатство, честь и славу земную, чтобы посвятить себя жизни иноческой. Собор пережил много разрушений и перестроек, кардинально менявшие его вид. Только в 1952-1958 гг. его воссоздали по первоначальному плану, оставшемуся в зарисовках исторических документов. Что на самом деле древнее в соборе – подвалы, все остальное новодел. Сейчас в Борисоглебском храме архитектурный музей. Одним из главных экспонатов являются серебренные с позолотой ворота, весят около 56 кг. Их создали во времена гетмана И. Мазепы.
  Рядом с Борисоглебским собором справа в сторону Спасской собора  дуб. Предполагают, что этому дереву лет 300-400. Его с трудом смогут охватить несколько человек. Возможно, дуб видел Хмельницкого и Мазепу, Лазаря Барановича и Феодосия Углицкого. Если бы умел говорить, сколько бы интересных историй узнали.

   Коллегиум - первое высшее учебное заведение Левобережной Украины, которое функционировало с начала XVIII в. 

  Коллегиумом это сооружение называется условно, так как главный корпус Черниговского коллегиума - основанного в начале XVІІІ века первого православного высшего учебного заведения Левобережной Украины - граничил с трапезной с запада, но не сохранился. Видим бывшую монастырскую трапезную. Во время II мировой войны здание было полностью уничтожено и восстановлено в 1954 -1959 гг. Теперь в бывшем коллегиуме хранят иконы. Много икон попало в музей от староверов. Их особенность, что на Черниговщине иконы рисовали обычные люди, не специальные иконописцы. На народной иконе XIX века в черниговском музее, Божья матерь черноока-черноброва и с косой, а маленький Иисус в шароварчиках и расшитой сорочке.
  Взойдя на затейливое крылечко в торце здания, попадаем в маленький музей «Чернигов стародавний» с милыми старыми вещами: резными буфетом и шкаПом; граммофоном и саночками, расшитой бисером «косметичкой» позапрошлого века и многим другим.

   Дом Мазепы. В 90-х годах 17 в. был построен этот дом полковником Лизогубом. 

В 1689 году вдова полковника продала его Мазепе. Дом Лизогуба и без этого много раз менял свое назначение. В конце 17 - начале 18 века был полковой канцелярией, черниговской ратушей; в 18 - начале 20 века здание было архивом. Согласно легенды, именно в этом доме гетман прятал свою любовницу - крестную дочь Мотрю Кочубей, проклятую матерью за греховную связь с убийцей своего отца.
По преданию, в подвалах и около дома гетман Мазепа тайно от всех зарыл сундуки с золотом и разными драгоценностями, и сообщил об этом своей возлюбленной Марии (Матрёне) дочери Кочубея. На Ивана Купала ровно в полночь она выходит из дома и бродит по округе, вглядываясь в даль, как будто ищет кого то. Мотря появляется, облаченной в белые свадебные одежды с бубенчиками. И просит у запоздалых прохожих окрестить ее крестным знамением. Благословить, отпустить ее грех, в замен на это она обещает рассказать, где покоится золото ее возлюбленного гетмана. Рыли, искали веками, пока никто не обогатился кладом Мазепы.

  На месте оборонительных валов, которые тысячу лет назад защищали крепость,  появилась роскошная парковая зона с бульварами и скверами,  где любят проводить время жители и гости Чернигова.

 Широкой лентой окаймляет парк над рекой дорожка с 12 пушками.  Но услышите и о тринадцатой. Если черниговская девушка отказывает парню, то назначит свидание «около 13-ой». На месте между 11-й и 12-й пушкой на Валу, ближе к  лестнице к речному вокзалу, когда-то был  деревянный православный храм. Поэтому любая пядь земли тут точно намоленное место. Среди пушек Детинца есть шведские пушки, захваченные Петром I в Полтавской битве.  Другие  находили при раскопках.  На стальные лафеты их поставили только в 1911 году. До этого они лежали просто в земле. Лафеты разные по размерам и от совершенно других орудий, образца 1856-1865 годов.

    В парке находятся  Дом губернатора, где сегодня размещается исторический музей Чернигова, а рядом с ним – здание женской гимназии, в котором сегодня хранится богатая коллекция художественного музея.

   Лестница с кованными решетками ведет к Речному вокзалу.

   На решетках не просто какие-то завитушки изображены, а главный символ г.Чернигова - мифический зверь или птица Семаргл.

Его изображают в виде фантастического существа с головой собаки, парой лап, птичьими крыльями, чешуйчатым туловищем, обвитым лозой, и змеиным хвостом. 

На самом деле Семаргл - сын Бога Сварога, древне-русские руны. Считается отголоском язычества, но знаковый отголосок. Так Семаргл -главное изображение, которое сохранялось в раннехристианское время в убранстве первого храма, что был на месте Борисоглебского Собора. Над центральным входом в нынешний Спасский храм была выложена «Перуница». Очевидно, что эти два храма были посвящены братьям Сварожичам - Семарглу и Перуну. В Борисоглебском храме есть Омфал используемый в христианском богослужении, но похож на схему какого-то энергетического устройства. Славяне использовали старорусскую 4 и 16- ричную системы измерения, где единицей измерения есть Руна «сиг» . Отсюда русское слово «сигануть». Учёные были удивлены узнав, что 1 сиг. = 1/300 миллиардной доле сек. На современном языке это означает «телепортировать». Вот какими знаниями владели наши предки. А храмы Чернигова хранят в себе культурное наследие этих далеких предков.

    От Вала чудесный вид на Екатериненскую церковь. 

"Визитная карточка» Чернигова, Екатерининская церковь на холме на въезде в город со стороны Киева, находится на холме отделенным от Детинца дорогой. Возводилась и как оборонительное сооружение, и как храм в память о победе над турками при Азове. А день победы совпал с днем святой Екатерины. Кроме действующей церкви, тут музей с древними вышивками XI-XII вв. и образцами древних тканей. Многажды перестраивалась и реконструировалась. В августе 1941 года в церковь попала бомба. Пятью гигантскими факелами горела «Катеринка», когда в нее попала фашистская бомба. Но выстояла и стоит до наших дней. Красавица белоснежная видна и с Красной площади, и с Болдиных гор.

    Напитавшись героическим духом предков, идем дальше к  Красной площади с театром. Приятный путь через аллею фонтанов.

  За театром находится Пятницкая церковь. 

  Как древние греки поклонялись богу Меркурию, возводя в его честь храмы, так славяне, воздавая почести своей покровительнице торгового люда, святой Параскеве, строили в её честь церкви, называвшиеся Пятницами. Эти церкви  чаще были рядом с торжищами, базарами. Купцы пред алтарем клялись в честности выполнения договоров. Если в храмах  на Руси праздновали, отпевали или свадьбы играли, то подобные церкви около торговых рынков,  были  вроде биржи, где заключались сделки. Черниговский храм сильно пострадал во время ВОВ. И церковь была практически окончательно разрушена спустя 3 дня (!) после освобождения Чернигова, прицельным бомбометанием  с фашисткого самолета. Рассказывают, что полутонный фугас просто расколол храм, и без того изрядно выгоревший изнутри за войну.   Восстанавливать ее решили не  по довоенным  формам, 

а по первоначальному виду, что она имела в XII веке.Строил ее весь город и специалисты со всего СССР. Разрабатывались уникальные технологии, например, производства особых кирпичей -  плинфы. 

Храм по внутреннему размеру небольшой, но какая головокружительная высота купола! 

   Пройдя по чудесному скверу им.Богдана Хмельницкого, где  находится Пятницкая церковь, дошла до набережной. Это часть была Окольным градом  древней части Чернигова. Главная мекка влюбленных  - ЗАГС. Тут тишина и благодать, много зелени, рыбаки и уточки.

 Слева от ЗАГСа (если стоять к нему спиной около реки) за мостиком находится церковь  Михаила и Федора. Построена на месте бывшей усадьбы наказного гетмана и казацкого полковника Павла Полуботка. В дальнейшем в здании бывшей усадьбы располагалась духовная семинария, учениками которой были поэт Тычина, революционер Кибальчич. В  мире  только три церкви святых мучеников князя Михаила Всеволодовича и боярина Федора. Располагаются они в Канаде, Москве и Чернигове. Князь и боярин мужественно погибли во время монголо-татарского нашествия. Прибыв к хану Батыю в ставку, они отказались от преклонения языческим идолам, за что были сожженны.

   Справа от ЗАГСа  дорога ведет через Красный мост.   Красный мост построен в 1783 году и был в то время первым в Чернигове мостом через реку Стрижень. Потому и Красный, что был единственный и краше не было. Именно около него видели черниговцы призрак Дунина-Борковского, мчавшегося в карете от Елецкого монастыря к своей усадьбе. Тут, возле моста через Стрежень, преградила ночью дорогу карете процессия священников и мирян во главе с архиепикопом, которые совершали крестный ход. Владыка поднял крест и рассыпалась карета и возница, якшавшийся с потусторонними темными силами. Как вам, похлеще Вия будет.

   Отсюда к жд вокзалу и автостанции лучше подъехать автобусом, далековато и все время в гору. 

Тут закончилось мое путешествие во времени, как бы вынырнув сглубин времен, опять оказываешься в современном городе.

 За углом на пр.Мира центральный почтамт. Дальше пройти - здание бывшей типографии. А еще раньше пожарной команды города. Строили с элементами готической архитектуры - стрельчатые окна, многочисленные зубчатые завершения и прочее. Состояло оно из двух кирпичных корпусов и пожарной каланчи, которую рассчитывали использовать как вспомогательную водонапорную башню. Первую в Чернигове пожарную машину оборудовали в июне 1919 года. Это " был автомобиль марки "Берлие". В этом же году появилась еще одна - "Персанау". Две следующие заняли свои места в гараже в 1921 году.  Сейчас тут выставочный центр. Рядом пр. Мира, 36 находится  здание бывшей четырехклассной народной школы, построенной  в 1912 году. В 1923 году в этом здании открыли Институт физических методов лечения имени товарища Воровского. Надпись над центральным входом, как исторической свидетельство, сохранилась до сих пор. А сейчас здесь поликлиника.

  Напротив стоянки для маршруток в Киев (100грн.,2017 г) супер-мупер современное здание. За Макдональсом остроконечная игла ТВ вышки. Это как знак: люди въезжают в город у подножия древнего Детинца, что хранит, помнит давние века. Отъезд уже из 21 века, с его признаками и атрибутами.

    Потому и манит Чернигов, что переплелась здесь история многих веков. Очаровывает своей многоликостью, мудростью, открытым лицом - смотри, впитывай, учи опыт предков. Сказать, что мне «понравился город», это не сказать ни-че-го! Я была оглушена увиденным, покорена! Жалела об одном, как так сталось, что я раньше тут не была? Это не просто город или историческая местность, это истоки наших пра-пра…прадедов и «детства» государства. Земля, впитавшая мирный пот и пролитую кровь наших давних родичей, что ни живота, ни жизни не жалели для обустраивания и защиты своей Родины. И они заслужил, чтобы мы почтили их память самым малым, что каждый в состоянии сделать – приехать и поклониться до земли.

Фотографии (690)


Был ли этот отзыв полезным? Да 3

Нравится

6 комментариев - Добавить комментарий

  • Олег Вел

    А Екатерининская церковь отреставрирована? Когда я был там последний раз, а это было лет 12 назад она была в плачевном состоянии, особенно внешний облезлый вид. А город и тогда был красивым и привлекательным для туристов. Завидую вам, побывал бы там еще, тем более, что в Чернигове живет мой флотский друг.

    15 Сен 2017 в 12:15
    • Туристка

      Здравствуйте, Олег! Да, Екатериненская церковь уже действующая. И даже сохраняются экспонаты музея, что раньше был в ней. На входе в храм - слева, справа; по стенам и в нишах расположены. Среди фотографий есть фото внутреннего интерьера - нежный бело-бежевый иконостас вместе с белизной остальных стен, много света дают.

      15 Сен 2017 в 12:45
    • Комментировать отзыв...

      Отправить
  • Марина Дмитриева

    Действительно, столько достопримечательностей в Чернигове, залюбовалась. Особенно понравилась увесистая золотая люстра в церкви, произведение искусства. Обратила внимание, что улицы практически безлюдные, в Чернигове так всегда, или просто будний день был?

    15 Сен 2017 в 17:14
    • Туристка

      Добрый вечер, Марина! Городов подобных Чернигову на Руси можно "по пальцам сосчитать", так они уникальны. Народу на улицах, особенно в парках, много. Но я всегда стараюсь не захватывать в кадр людей. Бывает, стою и жду, когда толпа схлынет, только потом фотографирую.

      15 Сен 2017 в 23:23
    • Комментировать отзыв...

      Отправить
  • Роман Васильев

    Был в пещерах - они там действительно классные. Если сравнивать то, что показывают в Киева-Печерской Лавре, и на Болдиной горе, то подземный Чернигов однозначно намного интереснее и открытее для туристов.

    16 Сен 2017 в 00:37
    • Туристка

      Спасибо за отзыв, Роман! Киев и Чернигов все-таки разные. Антониевы пещеры - совершенно единственные в своем роде. Настолько разнообразны галереи: есть узенькие коридоры, широченные, где сейчас даже используют современную шахтную крепь. Плюс подземные храмы таких размеров и такого высокого художественного исполнения. Однако, какие умельцы и грамотные инженеры были наши предки.

      16 Сен 2017 в 09:11
    • Комментировать отзыв...

      Отправить

Другие отзывы об отдыхе на Украине


09.10.2018   Замок в Олесько. Сколько же можно проезжать мимо
+18
фото
Сколько раз, проносясь на машине по трасее Киев-Львов, в паре километров от дороги я видел эти узнаваемые контуры замка. И вот только в прошлом году, возвращаясь уже из Западной Украины домой, все сложилось так, что и наличие свободного времени, и...
Март 2018 Отзыв был полезен: Да 0 4 комментария


09.10.2018   Парк вокруг Олесского замка
+5
фото
Каждый уважающий себя замок имеет свой собственный парк. Так как сам замок расположен на горе, которая возвышается примерно на 50 метров над местностью, то для прогулки по парку от замка нужно немного спуститься по 300-летней лестнице... Замок...
Март 2018 Отзыв был полезен: Да 0 3 комментария


09.10.2018   Бывший монастырь капуцинов напротив замка в Олесько
+4
фото
Бывший монастырь капуцинов в Олесько — памятник архитектуры позднего барокко и рококо. Его история неразрывно связана с историей Олесского замка, находящегося прямо напротив. В конце XVII века местный замок практически утратил...
Март 2018 Отзыв был полезен: Да 0 3 комментария


02.10.2018   Комплекс "Старое село". Типичный дом крестьянина 1856 г
+1
фото
Единственный сельский музейный коплекс архитектуры и быта на Закарпатье находится в селе Колочава. Он называется "Старое село", и в нем представлены около двух десятков старых домов. С самыми интересными я постараюсь познакомить Вас в ближайшее...
Март 2018 Отзыв был полезен: Да 2 2 комментария


18.09.2018   Пашка, Пашка — мишки, мишки
+47
фото
Встреча с дикими животными... По моему, ни одно животное не хочет быть "диким". Свободным — да, но диким вряд ли... Конечно часто в отношении животных эти понятия близнецы-братья, но иногда существует такая ситуация, которая, при сохранении...
Март 2018 Отзыв был полезен: Да 1 3 комментария


Украина отзывы туристов
» Автобусные туры (5)
» Горнолыжные туры (5)
» Детский отдых (9)
» Дневники путешествий (84)
» Заметки о турфирмах (3)
» Кемпинги (1)
» Круизы (1)
» Непутевые заметки (17)
» Новогодние туры (1)
» Общая тематика (61)
» Оздоровительные и лечебные туры (7)
» Пляжный отдых (18)
» Практические советы туристам (77)
» Путешествия на автомобиле (62)
» Самостоятельные путешествия (103)
» Событийные туры (3)
» Туры на майские праздники (3)
» Флора и фауна (14)
» Шоппинг (1)
» Экзотические туры (1)
» Экскурсионные туры (5)







Авиабилеты
Наша социальная сеть
Сергей Королев
добавить в друзья
Алиса Карпова
добавить в друзья
Михаил Гуревич
добавить в друзья
Ирина К
добавить в друзья
Jomtien Home
добавить в друзья
Лили
добавить в друзья
Геннадий
добавить в друзья
Маргарита
добавить в друзья
Валерий Марков
добавить в друзья
Юлиана Ротару
добавить в друзья



За достоверность и объективность информации, представленной в отзывах, авторы сайта ответственности не несут.
Перепечатка материалов без разрешения авторов сайта запрещена.