ВОЗДУШНЫЕ ВРАТА САМАРКАНДА, ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА

Главная > Узбекистан > Отзывы об отдыхе > Общая тематика > Отзыв об отдыхе



Ваша реклама здесь: www.ayda.ru/ads/
Добавить новый отзыв
Автор отзыва: Самаркандец
Возраст: 31
Страна: Узбекистан
Общая тематика
апрель 2017 – апрель 2017
Этот отзыв в социальной сети Айда.ру!
Просмотров: 991
Добавлен: 17.04.2017

ВОЗДУШНЫЕ ВРАТА САМАРКАНДА, ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА

История становления самаркандского аэропорта уходит в далекие 1920 годы, прошлого столетия. На территории бывшего бухарского ханства возникло новое образование, со столицей в г.Самарканде и власти новообразованной республики приложили все усилия по созданию здесь собственной авиабазы.

С помощью опытных специалистов был выбран подходящий участок земли на территории Хаймарского сельского совета Ходжа-Ахрарской волости. К строительству приступили в 1925 году и 10 июня 1927 года самаркандская аэростанция была официально сдана в эксплуатацию. Так что нынешним летом аэропорт «Самарканда» торжественно отметит свое 90-летие.

Конечно же, с точки зрения человека двадцать первого столетия, это было весьма примитивное сооружение, штат которого состоял из двух человек: начальника и его помощника, который был вынужден за небольшую плату совмещать одновременно несколько функций. Однако вскоре к ним на помощь из Чарджуя прибыл третий работник, ставший авиамотористом. Однако, самаркандский аэродром почти четыре года не мог эксплуатироваться в полную силу из-за отсутствия необходимого радиооборудования. Уже после того как столица Узбекистана была перенесена в Ташкент, в Самарканд была доставлена и установлена (25 июля 1931 года) небольшая радиостанция. Это весьма простое оборудование кустарного производства позволило наладить устойчивую связь через эфир с ближайшими аэропортами Ташкента, Сталинабада (Душанбе), Чарджуя и Ходжента. Одновременно в самаркандском аэропорту, официально называемом аэростанцией, задействовали и дизельную электростанцию.

Первым начальником этой аэростанции был назначен некий Н. Л. Коган, сделавший немало полезных дел для развития малой авиации. В то время самаркандская аэростанция вовсе не являлась самостоятельным субъектом – она считалась лишь промежуточной посадочной площадкой Ташкентского 21-го транспортного авиаотряда Среднеазиатского управления гражданского воздушного флота. Но несколько позднее Самарканд становится одной из баз сельхозавиации республики, откуда осуществлялись посевы риса, пшеницы, саксаула, обработка полей от сельхозвредителей и подкормка удобрениями, а также уничтожение малярии, рассадником которой являлись плавни Сырдарьи, Зеравшана и других больших и малых рек.

К числу заслуг Н. Когана можно отнести и то, что в авиагавани древнего города была организована своя метеослужба и началось регулярное осуществление авиарейсов из Самарканда в Ташкент, Термез и Чарджуй.

Сменивший в 1936 году Н. Когана Б. З. Бабаев прибыл сюда после окончания Ленинградских годичных курсов усовершенствования командного состава ГВФ. Этот человек также внес свой скромный вклад в преобразование промежуточной аэростанции в настоящий небольшой аэропорт.

Особо следует отметить деятельность самаркандского аэропорта в годы Второй мировой войны. Здесь базировалась 5-я отдельная учебная эскадрилья ГВФ. Ее костяк составило отдельное учебное звено из 15 самолетов, сформированное еще в 1940 году в Киеве. После начала войны его сначала эвакуировали на Северный Кавказ, оттуда в Чарджуй, а уже в апреле 1942 года в Самарканд. Перебазирование сюда этой эскадрильи осуществил опытный пилот Г. В. Анищенко, который впоследствии погиб в авиакатастрофе на маршруте Харьков – Москва в январе 1945-го. А созданную им в Самарканде учебную базу, готовившую кадры для фронта, пополнили молодые инструкторы – пилоты, откомандированные сюда из разных областей России. В их числе были Василий Семенович Романкин и Григорий Иванович Цховребов, которые, как и другие их коллеги, до конца жизни трудились в самаркандском аэропорту. Романкин позднее стал заслуженным пилотом СССР, а Цховребов – Героем социалистического труда и лауреатом Госпремии СССР.

В 1944 году командиром расположенной в Самарканде 5-й отдельной учебной авиаэскадрильи был назначен Ю. К. Антушевич. Он пробыл на своем посту до ее расформирования и соединения с 4-й эскадрильей, базировавшейся в Сырдарье и оттуда перелетевшей на место постоянного расположения в город Красный Кут, где и поныне находится авиаучилище, в котором на протяжении последующего полувека обучались узбекистанские пилоты разных поколений, в том числе и те, кто сейчас занимает высокие руководящие посты в НАК «Узбекистон хаво йуллари».

Когда же в сентябре 1945 года начальником самаркандского аэропорта был назначен А. И. Ибрагимов, в штатном расписании значились уже 29 человек. В связи с появлением на воздушных трассах Узбекистана новых самолетов и в перспективе перехода на турбовинтовую и турбореактивную технику было решено перенести аэропорт на новое место. На это были объективные с точки зрения безопасности полетов причины: близость Агалыкских гор и сильная пересеченность местности, а заодно невозможность расширения авиагавани. Потому-то в 1946 году для нового аэропорта городские власти выделили большую территорию в 200 гектаров вдоль поймы реки Зеравшан в районе Чупанатинских холмов, неподалеку от древнего городища Афросиаб. Там и был семь десятилетий назад устроен этот важный для города и республики социальный объект.

Но наиболее славный этап в истории самаркандского аэропорта был открыт в годы независимости Узбекистана. В развитие гражданской авиации суверенной республики за минувшие годы был привлечено свыше двух миллиардов долларов иностранных инвестиций. Так, например, из японского кредита на модернизацию самаркандского аэропорта и его инфраструктуры было затрачено 55 миллионов долларов. Эта сумма была потрачена на выполнение большого объема строительных и ремонтных работ: была усилена и удлинена до 3100 метров взлетно-посадочная полоса, способная принимать все современные пассажирские и грузовые самолеты, включая западноевропейские аэробусы, американские «Боинги» и российские лайнеры Ил-96 и Ил-76.

         Реконструированы также аэронавигационные и светотехнические системы, само здание аэровокзала, элект­роподстанции, приобретены новые трапы, топливозаправщики, тягачи и другая наземная техника. Для обеспечения безопасности полетов теперь есть и спецмашина для отпугивания птиц в зоне посадки и взлета самолетов. Международный аэропорт «Самарканд», расположенный на северной окраине города, является важным стратегическим объектом и играет огромную роль не только в развитии экономики Самарканда и Самаркандской области, но также центральной части Узбекистана, в том числе, в первую очередь, в сфере туризма. Пропускная способность нынешнего аэровокзала – 500 пассажиров в час.

         В этом аэровокзальном комплексе имеются все виды услуг, предусмотренные международными стандартами: VIP- и CIP-залы, комната матери и ребенка, медпункт, авиакассы, почтовое отделение, услуги междугородней и международной связи, бары, ресторан, пункт обмена валюты, магазин Duty Free. Четкая и слаженная работа коллектива была оценена по достоинству: по итогам 2004 года аэропорт «Самарканд» был признан лучшим среди аэропортов стран СНГ в номинации «Объем перевозок до 100 000 пассажиров» конкурса «Лучший аэропорт года».

         В настоящее время Самарканд – туристическая Мекка Узбекистана – связан прямыми рейсами с Ташкентом, Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и Симферополем. На этих трассах летают как экипажи «Узбекистон хаво йуллари», так и ряда авиакомпаний Российской Федерации. А, кроме того, из Самарканда и в Самарканд совершаются чартерные рейсы с туристами из Японии, Австрии и России.

 

Фотографии (15)


Был ли этот отзыв полезным? Да 0

Нравится

3 комментария - Добавить комментарий

  • Марина Дмитриева

    Вот так дата - 90 лет аэропорту. Интересно бы побывать в том аэропорту, каким он изначально был. Не знала, что самолеты тогда уже летали, думала, это более позднее техническое изобретение. А как спецмашина, отпугивающая птиц, действует, шум издает?

    20 Апр 2017 в 23:03 | Комментировать
    Отправить
  • Николай

    Действительно, один из старейших аэропортов бывших республик СССР! Красивый современный комплекс аэровокзала и обслуживающих объектов. В 80-е годы доводилось вылетать в ДРА с этого аэродрома на ИЛ-76, но помню серое, мрачное сооружение...Возможно, что настроение было таким же мрачным. А теперь - красота, как и сам город со славной историей. А есть ли музей истории этого аэропорта?

    21 Апр 2017 в 08:06 | Комментировать
    Отправить
  • Ирина Щербакова

    В детстве летали в Узбекистан, г. Коканд к бабушке, во времена СССР. Садились в этом аэропорту пару раз. Потом распад СССР, гонения, бабушка переехала, но впечатления об Узбекистане остались. Спасибо за экскурс в историю и фотографии, напомнившие детство!

    21 Апр 2017 в 08:23 | Комментировать
    Отправить

Другие отзывы об отдыхе в Узбекистане


15.10.2018   История древнего Самарканда - жемчужины Востока
+1
фото
Есть города, чья многовековая история воплощает в себе историю целых наций и государств, отражая путь пройденный многими поколениями. Так Самарканд является одним из самых древних городов мира.
Как и другие первые центры человеческой цивилизации -...
Сентябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Картинная галерея и арт-студия «Айсель», Самарканд
«Айсель» - сокровищница предметов искусства и этно-коллекций модной одежды
Арт-галерея и творческая студия «Айсель» одна из самых успешных и крупных в Самарканде. Она объединяет самаркандских художников-членов Академии Художеств Узбекистана с 1992...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Сад Чор-Чинор, Ургут
Тысячелетняя история в деревьях
На Земле существуют воистину таинственные места, можно сказать мистические, овеянные старинными легендами и сказаниями. И это не просто литературное клише, набор громких эпитетов для привлечения внимания и праздного...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Пещера Хазрата Дауда, окрестности Самарканда
Святые места под Самаркандом: Пещера Хазрата Дауда
Одно из известных святых мест Узбекистана находится в 40 км. к юго-западу от Самарканда, на территории села Аксай. Это пещера Хазрата Дауда (святого Давида), почитаемого сразу в трех мировых...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


15.10.2018   Фабрика шелковых ковров в Самарканде
+6
фото
Восточные шелковые ковры из Самарканда
Одним из самых ценных материалов на Востоке считается шелк. С глубокой древности здесь из поколения в поколение сохранялись традиции изготовления одежды из шелка, шелковых ковров. Искусство ткать ковры ценилось...
Октябрь 2018 Отзыв был полезен: Да 0 0 комментариев


Узбекистан отзывы туристов







Авиабилеты
Наша социальная сеть
Nikolay Artemov
добавить в друзья
elif911
добавить в друзья
Nikolaus
добавить в друзья
RichAnna
добавить в друзья
Игроь
добавить в друзья
Богдана
добавить в друзья
Алексей
добавить в друзья
Нелли
добавить в друзья
Вадим
добавить в друзья
Надежда Духанина
добавить в друзья



За достоверность и объективность информации, представленной в отзывах, авторы сайта ответственности не несут.
Перепечатка материалов без разрешения авторов сайта запрещена.