Париж, Версаль. Дворец-ларец и парк-кладенец.

Главная > Франция > Отзывы об отдыхе > Самостоятельные путешествия > Отзыв об отдыхе



Ваша реклама здесь: www.ayda.ru/ads/
Добавить новый отзыв
Автор отзыва: Туристка
Возраст: 63
Страна: Франция
Самостоятельные путешествия
февраль 2017 – февраль 2017
Этот отзыв в социальной сети Айда.ру!
Просмотров: 3,471
Добавлен: 01.03.2017

Париж, Версаль. Дворец-ларец и парк-кладенец.

   Вы не были в Версале? Вы были в Версале. Если побывали в крупных дворцах, замках Европы, то видели в чем-то похожие по архитектуре здания, интерьеры и парки.  Все европейские короли были в родстве друг с другом. Женились, выходили замуж и в итоге переплелись геральдическими древами. Проводя «уикенды» в гостях у родственников, рассматривали новинки архитектурных «излишеств» и  применяли в своих королевских дворцах. Дворец Шенбрунн  в Вене, итальянская Казерта, русский  Петергоф и т.д., при их строительстве вдохновлялись примером Версаля. С 2001 года Версаль состоит в Ассоциации европейских королевских резиденций. У  дворца Версаля есть свой президент.

  Из Парижа добраться до Версаля  можно  с Северного жд вокзала, дойти до которого нам  было близко от отеля. Сам вокзал уже как дворец.

 Выйдя из-за угла, мы и подумали, что видим очередной дворец французской знати, коих множество в Париже. Ан, это оказалось и есть вокзал. С помощью подсказок  окружающих, нашли кассы пригородного поезда  и - что очень важно!, кассы, где купили билеты для входа во дворец Версаль.  Что советую сделать всем, кто отсюда поедет в Версаль. Комплексный билет с посещением дворца, Большого и Малого Трианонов 18 евро. Скажете себе спасибо, когда увидите очереди в кассы по приезду в Версаль. А с билетами купленными заранее (на вокзале ли,  онлайн в интернете) пропускают через отдельную, сравнительно короткую очередь. 

  Из окна поезда при подъезде в городку, уже начинаем с достопримечательностями Версаля знакомиться. ПРямо наджелезнодорожным полотном стоит здание мэрии Версаля,  похожий на дворец. Собственно, это и есть дворец. 

 От вокзала вместе с толпой доходим до  площади Армий, одной из крупнейших в Европе, перед Версальским дворцом. По сторонам улицы, ведущей к площади, стеной строгие здания казарм.  Центральный луч от площади– дорога на Париж, авеню де Пари. Боковые – дороги на Сент-Клу и Со. На площади монумент Людовику XIV, как  хозяин, встречает прибывающих гостей. 

Раньше памятник стоял за дворцовой оградой на границе Королевского и Переднего (Министерского) двора.

  Дворцы настолько изломанную линию создают, что получился «королевский дворцовый шанхай». Просто ахнули, увидев нагромождение зданий дворцов, соборов, прилепившиеся так и сяк, стена к стене на небольшой территории. 

 Почему было не построить часть зданий дворца в парке, рассредоточиться, так сказать? Не ведомы нам королевские измышления на этот счет.    Если смотреть с площади города, «разномастные» здания в разных стилях,  представляют какие-то королевские фавелы, ИМХО. Единый, упорядоченный архитектурный вид  дворец  имеет  только со стороны парка.

  Первоначальный дворец Людовика XIII (отца Луи XIV) расширили за счет сооружения пристройки  крыльев, затем корпусов, что образовали внутренний двор. Ансамбль строений, который «одел» старый замок в три здания с фасадами, смотрящими в стороны садов, принято называть Конверт. В старом здании апартаменты для частной жизни,  в Конверте для приемов.  На макете   дворцовые постройки образуют вот такой лабиринт.

  Больше века небольшой городок Версаль был фактической столицей Франции: с эпохи «Короля-солнца» вплоть до Великой французской революции.  Король держал при себя почти всю аристократию страны, во избежание заговоров за спиной. Дворяне тут жили и терпели неудобства, так как все покидавшие Версальский дворец, теряли свои чины и привилегии. При короле-солнце Франция достигла апогея в своем развитии. Работали на благо государства  выдающиеся люди,  например, воспитатель и крестный короля- Мазарини, Фуке, Кольбер - министр финансов.  Так же он был министром искусств, общественных работ, торговли, ремесел, морского, земледелия и министерства колоний – «и швец, и жнец». Он собственноручно вел счета, выискивая миллионы на постройку дворцов, армии, флотилий. Удивительно, но до этого во Франции не было военного флота, как такового. Однажды Людовик XIV, которому надоело вечное противодействие министра его разорительным фантазиям, раздраженно отчитал его. Потрясенный Кольбер слег в постель и более не встал. Был убит неблагодарностью.

 Как возвеличил, так  «король-солнце» и разорил страну своими прихотями, войнами, приведя государство к полному банкротству. К концу царствования, по словам Вобана, треть французов жила только на милостыню, а две трети не были в состоянии эту милостыню подать. Однако,  «стиль Людовика XIV» заложил основы интернациональной европейской придворной культуры «Золотой век». И после смерти короля все царские дворы Европы говорили  на французском языке, устраивали затеи на французский манер, подражали французской моде. 

   Деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается с 10 века,  была почти безлесной, песчаной и болотистой. До Парижа около 20 км, поэтому здесь путники часто привал делали перед последним переходом до города. В историю деревушка вошла еще и благодаря тому, что Екатерины Медичи встретилась здесь с будущим королем Генрихом IV. Сын Генриха Людовик XIII искал уединение и построил тут небольшой охотничий домик (ныне на его месте  «мраморный двор»). Его сын Луи XIV увлекался охотой, верховой ездой, вообще любил природу. Поэтому, при нем домик  разросся до великолепного Дворца. Строительство дворца стоило бОльшую часть бюджета Франции. Основная часть суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи создавали эти роскошные интерьеры. Из-за сложности воплощения задуманных залов, дорогих материалов, дворец строился почти  50 лет.

  Проходим через ограду, украшенную королевским гербом и короной. Во время революции позолоченная решетка королевского двора была украдена. Поэтому это копия исторической ограды.

 Первым притягивает взгляд мраморный двор Дворца (был замощен выложенными узором мраморными плитами).

  Осмотр дворца начинается с правого крыла. На входе в комплекс можно взять аудиогид. В первых залах демонстрируют фильм о Версале, многочисленные стенды о его истории, макеты, картины и портреты членов королевской семьи.

    Направо от холла, с которого начинается  маршрут по зданию, дворцовая часовня, или Королевская капелла Сен-Луи, возвышающаяся над остальными частями дворца.  В капеллу нет входа туристам, но открыты  двери и на первом этаже, и на втором.

 Пол выложен мрамором разных цветов, в центре королевский герб. Кресло короля, приходившего молиться каждый день, находилось напротив алтаря. Другим местом, которое он часто посещал, была библиотека. Капелла состоит из двух ярусов. Наверх могла войти только королевская семья, придворные располагались внизу. Поэтому верхний ярус более наряден. В капеллу приходили не только из-за мессы. Дамы высокородного происхождения, которым разрешался сюда вход, имели надежду привлечь внимание короля и стать одной из фавориток. Есть множество баек на этот счет. Большой позолоченный алтарь окружен бронзовыми фигурами древнегреческих богов. Сочетание белого камня Ил-де-Франс  колонн и сложного расписного потолка, придает собору торжественность. Такая пышность  не удивительна, ведь здесь крестили наследников королей, венчали будущих королей Франции. И умереть в покоях Версальского дворца имели право только представители королевской семьи.

  Вестибюль первого этажа. Можно сказать, накопитель для посетителей во времена короля-солнца.

 Сразу думаешь, а каковы тогда  помещения, залы для короля, если вестибюль так монументален?  Тут сразу настраиваешься, что фотографировать придется поверх голов. Дождаться просвета в скоплении нереально. Дальше поток движется вообще одной сплошной толпой.

   Для осмотра королевских покоев надо подняться на второй этаж. Суммарно во всех зданиях  дворца больше 700 комнат, 2000 окон, 350 каминов и 70 лестниц, могли одновременно разместиться около 20 тысяч человек.

 В Версале находится одна из лучших в мире коллекций живописи XVII века. Залы дворца поражают посетителей богатой резьбой по дереву и мрамору, фресками, скульптурами, картинами, драпировками из бархата, коврами из шелка, позолотой. Все вокруг источает свет  богатства и роскоши. Но надо помнить, что дворец пережил столетия полные революций и войн. Мебель в основном, сделана позднее на заказ, многое собрано со всей Франции. В ходе реставраций удавалось находить аутентичные вещи  Людовика в других замках и дворцах. Полы во времена Людовиков застилались великолепными коврами мануфактуры «Savonnerie».

 Удивительно, как до нашего времени сохранился  паркет. Он такой крепкий, что на входе не заставляют поверх обуви надевать бахилы. И пол выдерживает нашествие туристов, что крутят головой и камерами, запечатлевая красоту, не глядя под ноги. Странно представить, каким неуютным был дворец во времена Луи: жуткие сквозняки, хлопая дверьми, разгуливали среди великолепных мраморов и зеркал. Потому-то и появились тогда всякие «грелки для рук», «грелки для ног», ермолки, высокие ширмы и прочие аксессуары; не разрушая заведенного этикета, они хоть как-то спасали жителей дворца от стужи.

  О, коридоры Версаля, где творилась история в прямом и переносном смыслах. В покои королевской семьи допускались  только некоторые приближенные и то на время. «История слишком часто гостит в салонах, но никогда не проникает на кухню». Вся придворная рать со слугами, дворцовой прислугой, гвардейцами сновали по коридорам: подслушивая, сплетничая, плетя интриги.  Тут зарождались прожекты и готовились убийства. 

  Проживание во дворце для придворных не было комфортным. Им отводились комнатушки под крышей, где летом жара, зимой холод. Согревались по-всякому: маркиза де Рамбуйе носила на теле медвежью шкуру; другая дама, рискуя слегка поджариться, грелась в бочке, водруженной на жаровню (сауна по-французски, однако). Всем подавал пример медик Шарль Делорм: спал на сложенной из кирпичей печке. Соусы на королевском столе превращались в желе; в графинах с вином звенели льдинки; набившийся в широкие трубы каминов снег падал внутрь, заставляя пламя шипеть и гаснуть.

  Оформление парадных залов  посвящено греческим богам. Салоны Венеры, Геракла, Дианы и Марса. Выбор названий объяснял предназначение каждого зала. Зал верховного античного бога Юпитера являлся кабинетом заседаний королевского Совета.

Салон Аполлона был  тронным залом Людовика. На подиуме сиял серебряный трон, который имел высоту два метра шестьдесят сантиметров, до наших дней он не сохранился.  Например, в салоне бога войны Марса находилась королевская стража. Салон посланника богов Меркурия служил в разное время приемной, парадной спальней короля. Напольные часы-автомат Антуана Морана, подаренные Людовику XIV в 1706 году, салона (Le salon de Mercure).

 В салон Венеры Людовик XIV играл в бильярд. Вокруг толпились придворные и аплодировали успехам короля. Напротив окон в стенной нише, установлена статуя молодого Людовика XIV скульптора Жана Варена.

    В Салоне Геркулеса  на плафоне потолка изображены сцены Вознесения, автор Франсуа Лемуан. На росписи изображено 142 персонажа, она заняла 230 квадратных метров. За создание такого шедевра король наградил Лемуана званием Первого придворного художника. Несколько месяцев спустя он наносит себе 9 смертельных ножевых ранений. Одни называют причину смерти - утрату жены художником, другие - долги после росписи плафона салона.

  Стену коронационного зала украшают картины с изображением Наполеона во время боя и «Коронация Жозефины», на которой Жозефину коронуют, как императрицу. Это копия, оригинал находится в Лувре.

   Апартаменты короля  занимают несколько залов северного крыла. Первоначально апартаменты Короля содержали восемь комнат и начинались от Лестницы Королевы. После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.

 По восточному яркие покои  Короля-Солнце. Спальня расположена  за стеной зеркальной галереи, точно по симметрии здания, окна  выходят в Мраморный двор Версаля.

 Обстановка спальни состоит из кровати, кресел, складных стульев, которые обиты парчой с серебряной и золотой вышивкой. Главным предметом помещения является постель короля под шелковым балдахином, которая установлена так, чтобы ее центр стал точкой пересечения трех осей дорог ведущих к дворцу. Раз король  есть солнце; то он центр вселенной.  Подойти непосредственно к кровати нельзя, отгорожена небольшой балюстрадой. И это не от туристов, так было и во времена короля.  

За ограждение нельзя было заходить ни одному смертному, кроме короля и его доверенного слуги. Его подъемы и отходы ко сну были расписаны по минутам и строго закреплены в королевских церемониях, присутствие на них было высокой честью, которой жаждали удостоиться. Главный врач был и днем и ночью рядом, ему полагалось первым входить  в спальню монарха в половине восьмого утра, чтобы осмотреть короля, проверить его пульс и решить, какой бульон может быть подан на завтрак. Лечением в те века были кровопускание, клистир, да дикие диеты. Однако король прожил 77 лет и умер не от болезней, а от травмы. Вернемся к королевскому ритуалу. Порядок одевания спланировал сам Людовик  и неукоснительно соблюдал всю жизнь. Тапки всегда подавал первый камергер, а главный камергер - домашний халат. Король подзывал кого-нибудь из вельмож, которому оказывалась милость держать 2-х рожковый канделябр. Только король имел право пользоваться такими подсвечниками, все остальные только однорожковыми. Ввести перемены? почти сознаться в революционном образе мыслей. Даже в отсутствии короля придворные должны были кланяться кровати, а дамы приседать перед ней в реверансе. Рассматривая детали комнаты, видим  плюмажи из страусовых  перьев наверху балдахина кровати. Перья от времени и пыли приобрели серый цвет.

    Для королевы были покои в южной части.   Спальня королевы была построена изначально для королевы Марии-Терезии. Австрийский двуглавый орел появился при Марии-Антуаннете. На 4 медальонах изображены аллегории щедрости, милосердия, верности и благоразумия. Комната оббита гобеленом нежного тона с цветочным узором.

 Повседневная жизнь королевы, согласно правилам дворцового этикета, проходила в основном в этой комнате. Здесь она давала аудиенции наиболее важным особам двора или принимала иностранных гостей, приезжавших в Версаль.  Вряд ли комната имела такой вид при первой хозяйке, испанской инфанте. 

 Позвольте маленький рассказ о любви. По государственным соображениям в невесты королю выбрали дочь короля Испании Филиппа IV. Кроме отца и исповедника к ней никогда не приближался ни один мужчина. Ее развлечения состояли из карт, посещений церковных служб, монастырей и время от времени присутствия на аутодафе. На устройство этого брака ушло целых три года. Торжественная церемония бракосочетания состоялось через полномочное лицо: роль жениха играл дон Луис де Харо. Через день новобрачную представили, но еще не мужу, а его матери Анне Австрийской, приходившейся сестрой испанскому королю. На следующий день в соборе состоялась настоящая свадьба. Портал, через который царственные супруги вступили в церковь, был по окончании церемонии заложен: никто не должен был проходить здесь после них.  Любил ли кого Людовик XIV всем сердцем? Однозначно это была не жена. О количестве женщин, что были в его жизни,   спорят до сих пор. Однако, любовь 22-летнего Луи и молоденькой Луизы де Лавальер - ей было семнадцать, не оспаривают. «Если сердце горит и трепещет...» у короля,   в его власти  требовать от Мольера пьесы, Люлли - музыку, Бенсераду - стихи, и все для того, чтобы высказать свою любовь. Какие праздники закатывал Луи в Версале, ради того чтобы в карнавальной маске приблизиться к ней, в костюме пастушка шепнуть прелестной пастушке жаркие слова. «Забавы волшебного острова»1664 г. вошла в историю по роскоши и расточительству. Луиза, как герцогиня, должна была находиться при дворе в Версале и  всячески оказывать почтение законной супруге. Родив четверых детей, не имела права не появиться на утро пред жадными взглядами придворных. В церкви ее прилюдно клеймил проповедник - «Видите ли вы сию женщину?». Каждый день боялась, не отравили ли ее. Как-то убийцы забрались ночью к ней на балкон. Измученная  физически и нравственно, испросила высочайшего разрешения оставить Версаль. В последнее утро  еще пришлось стоять на дворцовой мессе; присутствующие не сводили с нее глаз и деликатно отворачивались от королевской ложи: там горько плакал Людовик XIV. Но уйти от короля можно было только в монастырь. Белые стены, две доски вместо постели, крест черного дерева, кувшин, книжная полка... Она до конца дней надела черный чепец, обула тяжелые сандалии, принялась за грубую работу, но ощущала себя свободной. Но версальский двор  не хотел упустить из виду свою жертву, занятную картину ее горестей. Ежедневно какая-нибудь из важных дам вызывала Луизу в монастырскую приемную; увидеть ее было нельзя, но сквозь  решетку  слышен голос, вполне достаточно для сочинения новой сплетни.

   А сколько еще таких историй любви, предательств, взлетов и падений знают стены Версаля, по которому продолжим маршрут или как говорят тут экскурсоводы, орбиту.

   Столовая короля. 

Людовик XIV всегда ел в одиночестве (потерял все зубы около 40 лет). Только во время военных действий в пору пребывания короля в армии, приглашались военачальники к его столу. В Версале лишь на торжественные обеды монарх изволил приглашать членов семейства. И только! При этом за столом сидели, кому король  разрешит, принцы стояли. Потому  стол невыдающихся размеров. Посуда -  копии давнишних сервизов.

 Проходя по залам, невозможно не полюбоваться  из окон  видами на парк и дворец Версаля.

 Подходим к главному по замыслу архитекторов залу дворца - Зеркальной галерее.  С двух сторон к ней примыкают салон Войны и салон Мира. Вместе они образуют единый ансамбль, посвященный военным и политическим успехам Людовика XIV. В салоне Войны Людовик изображен и в скульптуре, и картинах как победитель над соседними державами во время Голландской войны.

  Зеркальная галерея  самое большое и необыкновенное помещение Версаля. В ясные дни солнце заливает зал, играет лучами в хрустале подвесок люстр, преломляется в зеркалах. 

Его длина 73 метра, в высоту -12,8 метра, а ширина составляет 10, 5 метра. То есть, галерея в высоту с 5-этажный дом! Галерея занимает всю часть среднего флигеля. В этом зале отмечали королевские дни рождения, бракосочетания, устраивали роскошные балы, принимали иностранных послов. Зал  содержит 17 огромных стен-арок с  зеркалами  или  такого же размера  скрытых дверей с зеркальным покрытием), отражающих  расположенные симметрично высокие  окна и хрустальные канделябры.  Холодный голубоватый мрамор должен был усиливать эффект растворения стен. В то время еще не умели делать большие зеркала одним куском, поэтому зеркальная поверхность состоит из квадратиков небольших зеркал. Даже из кусочков, это было первые в мире зеркала, где люди смогли увидеть свое отражение в полный рост. Так галерея выглядела до капитальной реконструкции 1980 года.

   На стенах галереи художник Лебрен расположил 12 медальонов и 6 рельефов. Здесь изображены важные события того времени: реформы, восстановление навигации и т. д. Были здесь и сцены из мифологии. Герой каждой композиции сам король, который  предстает в образе какого-нибудь античного героя. Красив ли был король? Насколько достоверно его изображали, нам теперь не узнать. Король был умен, образован и в отличной спортивной форме. Людовик говорил на 5 языках, умел играть на трех музыкальных инструментах, а до 27 лет исполнял балетные роли. Росписи потолочного плафона должны были возвеличивать деяния Людовика XIV в период с 1661 по 1678 год. Рассказывают о наведении порядка во Франции, военных действиях, указах и милостях короля. Если в других залах воспевается античность, то тут современные  дела. И программной целью росписи было, что деятельность короля-солнца должна  затмевать события прошлого. В эпоху «Короля-солнце» галерея меблировалась серебряными столами и табуретами; статуи и даже кадки для растений отливались из серебра.

 В 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат. При Людовике галерею украшали  всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями. Зеркальная галерея вместе с лестницей Послов (разобрана в 1752 году из желания построить новые апартаменты для дочерей) и Королевской капеллой входила в тройку самых колоссальных интерьеров дворца при Людовике XIV.

  Салон Мира декорирован бронзовыми орнаментом с изображением войны. Однако, над камином картина «Людовик дарующий мир Европе», отсюда и название помещения.

 Салон «Бычий глаз» получил название по форме внутреннего окна, который выходит в кабинет Людовика. Есть антресоль около окна, что была оборудована для детских игр. Обратите внимание на фриз над карнизом по потолку. Он сделан из картона и позолочен. В то время только-только научились делать картон и он был очень моден.

   С этой точки похода по дворцу хотели еще раз пройти по Зеркальной галерее, назад по маршруту. Не тут-то было! Оказывается, во всех залах смотрители бдят, чтобы во второй раз никто не прошел. Когда идешь в общем потоке туристов, то не замечаешь их. Но чуть решили нарушить  правила- все двигаются  в одном направлении; сразу преградили дорогу. Поэтому лучше подольше кружите по любому залу (никто не поторопит «на выход»), прежде, чем перейти в следующий.

  Портретная галерея,  от нее начинается галерея "Воинской славы Франции". Она самая поздняя постройка во  дворце, в стиле ампир.

 Проходили между корпусами около лестницы Принцев. В строгом бело-сером камне с  лепниной, скульптурами, она сдержанна, но монументальна.

 Насколько же грандиознее была  Лестница Послов, судя по описаниям, которые теперь только в архивных документах. Ее разрушили во времена Людвига XVI.

   Посетители после прохода анфилады залов спускаются вниз  по мраморной  лестнице - "Лестнице королевы", что соединяет апартаменты короля с покоями королевы.

  Оглушенные  от историй, красот дворца, вышли  в парк. Летом парк наряднее, но  и зимой он впечатляет. Потому что больше всего поражает его размах: пронизанным стремительным движением вглубь, разлетом стрел аллей, дорожками по парку шириной с проспект, искусственными водоемами, как Венецианские каналы.

   Строительство парка начиналось  с работ по осушению болот, культивированию почвы и созданию искусственных террас. Задействовано было 36 000 человек, рекрутировали на строительство всех окрестных крестьян, часто завозили из Нормандии и Фландрии. Было высушено 800 га болот. Деревья свозились на повозках со всей Франции. Современники рассказывали, что у них создавалось впечатление, будто леса сами движутся к Версалю. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. Рабочие  прорыли каналы и построили водопровод, предназначенный для фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец. Талантливый архитектор и ландшафтный дизайнер Андре Ле Нотр смог создать оригинальный французский стиль сада, воплощенный в новом роскошном Версале, который сочетал в себе идеи  итальянских садов и  регулярных садов Голландии. В фонтаны поступает вода по трубам общей протяженностью около 35 км. Причем циркулирует она точь-в-точь как при Людовике. И это не просто красивый образ, а  реальность. Более 80% труб и деталей сработаны в XVII веке, о чем свидетельствуют колоритная ржавчина и сохранившаяся кое-где королевская эмблема - цветок лилии. Профессия версальского фонтаньера до сих пор остается наследственной, а в узких кругах знатоков  еще и  престижной.  В честь итальянской династии фонтаньеров, члены которой обслуживали фонтаны Версаля до 1720 года, назвали городскую площадь, сквер и стадион.

  Обойти весь парк за день невозможно, пришлось выбирать. Можно пойти влево-вправо, там много красивых уголков. По лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, за ней озеро Швейцарцев или Гвардейцев, названный так потому, что в его сооружение участвовали швейцарские гвардейцы. В противоположном направлении  аллея Детей, где расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон.

 Друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны (матери Аполлона), фонтан был посвящен любимой матери Луи XIV и ниже фонтан самого Аполлона. Между этими фонтанами находится еще одна особенная деталь Версаля - зеленый ковер, полоса идеального газона длиной 300 метров.  

    Мимо  стен из стриженных кустов  пошли прямо, с целью добраться до малых дворцов в парке и деревни Марии-Антуанетты. 

 От основной оси территория разбита на симметричные квадраты - боскеты. По периметру они обсажены плотной стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие затеи.

   За фонтаном Аполлона начинается Большой канал 1.6 км, проходящий центральной осью с ориентацией на запад. Так, чтобы заход солнца отражался на поверхности воды. Во времена короля-солнца из Венеции были выписаны несколько гондольеров, которые катали в гондолах, распевая итальянские песни.   Для рабочих и развлекающего персонала Большого канала была построена деревушка Петит-Вениз, называемая еще Маленькая Венеция. Это группа небольших зданий справа за зеленой оградой у начала канала. Теперь тут  магазинчики, ресторан.

 Канал собирал воду, стекавшую с фонтанов, расположенных на верхних террасах. Отсюда через систему водокачек, приводимых в движение ветряными мельницами, вода снова подымалась на верхние террасы, где лилась из фонтанов. Обратите внимание, фонтаны работают не всегда даже летом, перед поездкой лучше выяснить  дни, часы, когда они работают. Благодаря обустройству фонтанов в Версале, воду для которых брали из р.Сены, смогли напоить водой и Париж, постройкой Аркейского акведука. Он доставлял городу около 6000 гектолитров в час, правда, из них 3600 гектолитров шло на надобности королевских дворцов и лишь 2400 - населению.

  Не знали, насколько огромен парк  (источники говорят о  900 га), как далеко его достопримечательности, и пошли пешком.  А можно подъехать до Трианона с комфортом от самого дворца на  «паровозике»  (7 евро в одну сторону). Но нисколько не пожалели, что протопали такие огромные расстояния. Только «в пешем строю» чувствуется размер территории и  своими ногами ощущаешь, глазами видишь, как построена композиция парка. Чрезвычайно удивил парк зеленью среди зимы. Само собой хвойные и должны быть зелеными - «зимой и летом одним цветом». Но есть и лиственные деревья зеленые в эту пору.

 И на поляне уже одуванчик желтеет. На прогретом склоне целый ковер  каких-то первоцветов.  Как привет от  далекого лета. 

Старейшее дерево парка - дуб, посаженный еще во времена Людовика XIV, погиб во время урагана в декабре 1999 года. Ураган  сломал и вырвал с корнем 10 000 деревьев в версальском парке. Возможно, этот пень, в котором можно маленький домик обустроить, останки того дуба. 

Деньги на восстановление парка приходили со всей страны, горы писем с банковскими чеками.       Проводились аукционы, на которых распродавали «останки» версальской растительности: пни, стволы, ветки... Поэтому иллюзии, что парк имеет неизменный вид со времен Людовиков, мы обязаны людям, что здесь трудятся. Главный садовник Версаля  награжден  орденом Почетного легиона. И в знак признательности за особые заслуги перед Францией в целом, и перед Версалем в частности, Ален Баратон получил еще поистине королевскую награду - версальскую прописку: право не только работать, но и жить в здешнем парке, в скромном домике неподалеку от Большого Трианона, где когда-то частенько гостил Мольер.

  Пройдя мимо высоченных деревьев, где заканчивается газон шириной 60 м,

 оказываемся у овального бассейна Аполлона. Из воды как бы вылетает колесница бога Солнца, увлекаемая четырьмя лошадьми и окруженная тритонами, трубящими в раковины.

 Фигуры были выполнены из позолоченного свинца. Бог света Аполлон обращен лицом к замку, то есть к королю, и к восходу солнца. За бассейном дальше нет украшений, нет боскетов, а густые дубовые рощи прорезаны широкими аллеями, предназначенные для верховых прогулок, сейчас и для велосипедных. Сам дворец и парк  были жилищем «короля-Солнце», потому и  фонтаны парка Версаль связаны с мыслью о боге солнца – Аполлоне. Кроме главных фонтанов - Аполлона,  Латоны, есть еще посвященные легендам про этого бога. Корчится дракон, пораженный стрелой бога - "бассейн Дракона". В боскете «Бань» Аполлон отдыхает после дневной поездки.

  От  бассейна Аполлона виден весь дворец Версаль.

 И если внимательно присмотреться, то видна в сетке крыша  северного крыла, где идет ремонт. С 2003 г. во дворце глобальная реконструкция, рассчитанная на  17 лет. Мастера не долбят и не стучат, используются щадящие технологии. И посетители  не чувствуют ремонта, не слышат строительного шума.  Только меняются маршруты экскурсий по дворцу. Кто-то не попадет в Оперу, но увидит апартаменты мадам Аделаиды.  Пройдет по королевской библиотеке, без захода в какие-то другие залы. Но любой из этих маршрутов дает представление о великолепии  дворца.

   Большой Трианон Людовик XIV  построил для расслабления от королевских обязанностей и уединенного общения со своими фаворитками- «Домик удовольствий». 

 Про малый дворец в парке он говорил: «У меня есть Версаль для моего двора и Трианон для меня». Название «Трианон» означает «место, заросшее осинами". На месте сохранившихся до наших дней зданий, ранее был Фарфоровый Трианон с керамическом декором, что быстро ветшал, поэтому здание разобрали в 1680-х годах.  В нем были  «Кабинет благоуханий», специальные комнаты «для приготовления варенья», «для легких блюд», подаваемых перед десертом, и «для супов». На его месте построили Мраморный Трианон, который  Людовик XV преобразовал  в Большой.  В 11 лет Людовику XV нашли подходящую невесту - Марию Лещинскую, дочь польского короля Станислава. Когда королю исполнилось 15, их поженили. Супруга была на 7 лет старше, чрезвычайно набожна, скучна и малопривлекательна. В первые 12 лет брака она родила Людовику десятерых детей. Король, бывший все эти годы примерным мужем,  исполнив свой супружеской долг и долг перед государством (дал наследников), начал заниматься тем, что доставляло ему истинное удовольствие - изящными искусствами и не менее изящными женщинами. Если Луи XIV был королем-солнцем, то Луи XV называли Людовиком Прекрасным. Продолжая традицию царственного предка в 1762 г., Луи начал строить в Трианоне для своей официальной фаворитки maison de plaisance. После его завершения в 1768 г. за Мраморным Трианоном и закрепился эпитет Большой.  Людовик XV ценил в женщинах не только красоту, но и ум. А уж как Жанна д'Этиоль  проявила свой ум, изворотливость, благодаря которым стала всем известной маркизой де Помпадур, исписаны тома. Даже постарев, подурнев, лично подбирала королю новых фавориток. Понимая, что будет при короле, пока будет ему незаменимой. До конца жизни всегда выходила  победительницей в единоборствах с молодыми красотками и с  политическими противниками. Была настоящей Шахерезадой и  превратила жизнь короля в череду ярких празднеств. Приглашала  к королю для поддержания умственных бесед, представителей художественной и интеллектуальной элиты - Вольтера, Монтескье, Буше. Только Жан-Жак Руссо был в обиде на нее,  не дождался приглашения в Версаль. Но с постановками в театре она ему помогала и даже лично участвовала. Почему не представила королю? Кто знает теперь, что за женские  обиды она сама к нему имела. Единственная из особ некоролевской крови умерла в самом Версале. Но не дождалась окончания строительства, наведения лоска в Большом Трианоне.

Ограда  Большого Трианона и ров под ним, всё, как у настоящего дворца.

Во дворе дворца Большой Трианон со стороны партера.

  Шахматная галерея, связывающая  два здания Большого Трианона.

Самый красивый салон южного крыла - Зеркальный салон.

Спальня королевских фавориток

Галерея Котелля с картинами садов Версаля времён его расцвета.

 Наполеон сделал Большой Трианон одной из своих императорских резиденций. В 1810 году  решил поселиться здесь с новой супругой - Марией-Луизой. Залы заново обставили. С тех пор, в основном, они сохраняют меблировку времен Первой Империи.

Малахитовая чаша - подарок русского царя Александра-I  Наполеону после заключения Тильзитского мира. Сложная ювелирная работа русских мастеров. Чаша состоит из сотен камней, собранных как мозаика, хотя внешне кажется единым монолитом.

   В 1717 году здесь побывал Петр I, а последним русским гостем высокого ранга, останавливающимся в Трианоне, стал Борис Ельцин в 1992 году.

 4 июля 1920 г. в Галерее Котелля был подписан мирный договор с Венгрией, ставший заключительным событием Первой мировой войны.

   Жизнь король-солнце закончил с плачевными результатами в государственных и семейных делах. Один за другим умерли прямые наследники короля: его сын, Великий дофин Людовик;  старший сын дофина, герцог Бургундский,  и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. Скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский. Поэтому следующим королем Франции стал четырёхлетний правнук короля, третий сын герцога Бургундского.  Людовик XIV после нескольких суток агонии от гангрены ноги, которую король повредил при падении с лошади на охоте (ампутацию он счёл неприемлемой для королевского достоинства) умер  1 сентября 1715 года. Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.  После его кончины взошел на французский трон  Людовик XV. При нем придворный архитектор Жак Анжи Габриэль построил в Версале  здание Оперы и знаменитый Малый Трианон,

 изящный, миниатюрный домик - одно из многочисленных любовных гнездышек, построенных королем Людовиком XV  для Мадам де Помпадур (не дожившей до окончания его строительства). Потом в нем  жила  Мария Антуанетта, позднее - сестра Наполеона.

      В парке дворца Малого Трианона – Скала и Музыкальный павильон, Бельведер. Павильон охраняют львы, над водой сфинксы в венках из цветов.

 В Бельведере Мария-Антуанетта любила слушать музыку и с приходом весны любоваться, как пробуждается природа. Построен в виде восьмигранной шкатулки на небольшом острове. У основания павильона скамейки и мраморные львы.  Сады Трианона, создававшиеся при Людовике XIV, отличались от садов Версаля: при всей пышности, решение их более камерное. Здесь удовлетворена страсть короля к цветам. «Туберозы вынуждают нас уезжать из Трианона каждый вечер»-жаловались придворные.

  Людовик XVI передал Малый Триатон и прилегающий парк  в полное владение своей жене Марии-Антуанете. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался лишь ближний круг королевы.

    Здание  имело много инженерных изюминок. В будуаре королевы поворотом  ручки зеркала во всю длину медленно поднимались от пола и устанавливались перед окнами.

 Например, задумывались передвижные обеденные столы. Сервировать их должны были в подсобных помещениях, а затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Не было воплощено, но части от механизмов нереализованного подъемника частично сохранились в подвалах, который стоит внимательно рассмотреть.

Со стороны сада устроена терраса.

 Чтобы попасть в «деревню Марии-Антуанеты», надо пройти через небольшой перелесок. 

   Бутафорские деревеньки имелись у многих представителей богатой знати. Этакая забава и «опрощение» напоказ. Марии-Антуанете при создании своей идеальной деревни приняла проект из двенадцати домиков, раскинувшиеся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны. Главная постройка в деревушке - домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда.

   Мария-Антуанетта с энтузиазмом обустраивала свой маленький мир вокруг Малого Трианона, что замещало ей изъяны в супружеской жизни и позволяло избегать навязчивого общества королевского двора. Образцами для преображения Трианона Марии-Антуанетте служили жанровые картины английских, голландских и фламандских художников. Английские газоны и заросли кустарников, пруды с лебедями и протоки с романтическими мостиками, простые клумбы и в  естественном  виде  деревья (не стриженные), извилистые дорожки, скамейки под сенью деревьев, создавались  как бы в противовес строгому порядку французских террас Ле Нотра, стрелам аллей расходящихся от центральных фонтанов и группам стриженных в разные причудливые формы, деревьев. В Ботаническом саду растения были высажены исходя из классификации видов профессора Линнея.

    Деревенька Марии-Антуанетты выглядела, как декорации к спектаклям из идиллической жизни невинных пастушек, которых она сама любила играть в любительских спектаклях.  При постройке домики, стены были мастерски состарены: кое-где отваливалась штукатурка и была видна каменная кладка, где-то по стенам были нарисованы трещины и кракелюр. Вот и лестница, как бы сгнившая от времени, но все объекты  отреставрированы, как задумывались первоначально.

     Королева в окружении природы воспитывала  своих детей, вдали от пышных салонов и интриг двора. Беззаботно проводила время с теми, кого приглашала в свои владения. Здесь звучала музыка, слышался смех и веселые голоса очаровательных женщин и мужчин, устраивались бесконечные праздники. Каждое воскресенье в течение летнего сезона в парке Марии-Антуанетты играли в мяч и другие игры.

 Молодая мама непринужденно болтала с нянями детей, приглашала  гостей позабавиться на ферме, где всех животных с утра тщательно мыли и повязывали им шелковые бантики. Она и дамы, одетые пастушками, не брезговали сами доить! Крестьянские девушки должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. В «чистой молочной», из которой молочные продукты шли на стол королеве, пол сделали из белого и голубого мрамора, стены облицованы каменной плиткой,  рабочий стол был вырезан из мрамора. Разнообразные цветы, что были высажены здесь, королева использовала как мотивы в оформлении интерьеров в пастельных тонах и для росписи фарфора по ее собственным эскизам. Когда устройство личного зеленого рая на земле было завершено, Мария-Антуанетта, на вершине счастья пригласила мужа насладится плодами ее труда, начиная о прекрасных пейзажей и строений и заканчивая чашечкой кофе, зерна для которого она смолола своими руками… Позже, когда Мария будет коротать свои дни в заключение в Тюильри в Париже, с любимой фермы  ей в утешение поставляли свежее молоко и другие продукты, напоминавших о годах абсолютного счастья.

 Мельница, как из сказки братьев Гримм.

   Королевские садовники построили огороды и теплицы «на биотопливе». Умудрялись получать первый урожай клубники в марте, используя тепло, выделяемое при биологическом распаде конского навоза под слоем земли.    Здесь также была устроена и «образцовая ферма» Для переработки молочных продуктов с фермы, расположившейся поодаль, было построено две молочни, из которых до нашего времени дошла только одна, близ Башни Мальбрука. Название пошло от популярной песенки «Мальбрук в поход собрался...», которую королева наигрывала иногда на клавесине.

  В домике под башней хранилось все необходимое для рыбалки королевской семьи, здесь обрабатывали выловленную в пруду рыбу. Рыба и сейчас водится здесь.

  Виноградник и сельский двор с живностью

  Здесь были и есть луга для выпаса животных. Овцы пасутся и радуются жизни.

   Когда устройство личного райского уголка на земле было завершено, Мария-Антуанетта на вершине счастья пригласила мужа насладится плодами ее труда. Полюбоваться на прекрасные пейзажи и строения, и заканчить прогулку  чашечкой кофе, зерна для которого она смолола своими руками… Позже, когда Мария будет коротать свои дни в заключение в Тюильри в Париже, с любимой фермы  ей в утешение поставляли свежее молоко и другие продукты, напоминавших о годах абсолютного счастья.

   Жизненный путь Марии-Антуанетты, королевы Франции закончился 16 октября 1793 года, когда палач Самсон поднял на потеху граждан Французской республики ее окровавленную голову. Для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния.

  После революции чудесный уголок  потерял королевский лоск. Деревушку сдавали в аренду фермерам,  Малый Трианон превратили в харчевню, солдатские казармы для гвардии императора Наполеона I. Только после Первой мировой войны постройки Малого Трианона были восстановлены на щедрые пожертвования Джона Д. Рокфеллера-младшего. Последняя реставрация в 2006 г. на основании архивных документов, позволила появиться в парке Трианона, что произрастало там при Людовиках.

 Наугад идя по тропинке, попали в английский парк Малого Трианона с беседкой «Храм любви» со статуей Амура внутри - ротонда с полусферическим сводом над ручьем. Мостики через кажущиеся заросшими протоками с лебедем.

Островки на вид первозданные, как будто были тут от века, дикие. Но все это результат труда садовников и требует таких же усилий по поддержанию, как и регулярные сады Версаля.    

   Французская революция многое изменила.  Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие шедевры были утрачены. Во времена Луи-Филиппа I гигантский дворцовый комплекс отреставрировали, открыли в нем  музей истории Франции. После восстания в июне 1848 и приходу к власти племянника Наполеона-  Бонапарта Луи-Наполеон Бонапарт, Версаль опять стал королевским дворцом.

   В Версальском дворце был подписан договор, завершившего Войну за независимость США (1783). Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну («версальский договор»).

 Сам город Версаль так же имеет прямое отношение к истории Франции. Знаменитый "Зал для игры в мяч" известен не своей красотой, а историческим событием, произошедшим в нём.

   Зал находится на улице, что и  названа в честь этого зала, всего в нескольких метрах от  Версальского дворца. Зал для игры в мяч в Версале вошёл в историю Франции, так как именно здесь летом 1789-го года собралось почти шесть сотен депутатов Генеральных штатов от третьего сословия, поклявшихся не расходиться, пока не будет выработана Конституция Франции. С этого события  началась Великая французская революция. Полотно Жака Луи Давида «Клятва в Зале для игры в мяч». Оно осталось незаконченным  потому, что художнику перестали платить. И опасно было закончить, так как  многие изображенные на картине депутаты из «друзей народа» стали его врагами. Скульптура выступающего Жана Байи- предводитель горожан, бюсты депутатов.

   Историческая  булочная на углу улиц d'Anjou и de l'Orient. Здесь в воскресе­нье 13 сентября 1789 года ее хозяин по фамилии Булочник (Pierre-Augustin Boulanger) имел неосторожность поднять цену хлеба на четыре су. Толпа разгромила магазин и хотела повесить несчастного Булочника - это было предвестием ожидавшей Францию гражданской войны.

    Современный г.Версаль столица департамента Ивлин (Yvelines), буржуазный город с достопримечательностями мирового уровня. Кроме королевского дворца знаменит старыми кварталами Нотр-Дам и Сен-Луи с одноименными соборами, блошиным рынком на площади, образованной пересечением улиц Паруас и маршала Фоша. Есть интересные музеи, например, «Большие конюшни» с выставкой золоченных экипажей.

   Наверное, мы были единственные туристы, которые выбирались из парка окольными путями. Вернувшись от малых дворцов к центральной алее, хотели выйти к вокзалу опять через дворец. Но нас предупредили, что все проходы там уже закрыты. Показали обходной путь через ворота, выводящие в жилые квартала города.  Как мы добрели, сейчас как в тумане вспоминается. Ног не чувствовали, двигались на автомате – лишь бы успеть на последнюю электричку в Париж. А иначе оставаться в г.Версале на ночлег. Успели. Да еще по дороге полюбовались силуэтом Королевской Капеллы на фоне темнеющего неба.

   В вагоне  приходили в себя и  осознавали наше счастье: увидели красивый дворец, парк, выдюжили в походе по ним. А главное выжили, выбираясь из одного из самых красивого парка мира. Такое не забудешь. Мастера, художники, садовники при трех Людовиках -XIV, XV, XVI; сделали все, чтобы  потомки восторгались красотой, неповторимостью архитектурного ансамбля Версаля. Пусть ваши прогулки в Версале осуществятся с огромным удовольствием, но без нашего экстрима!

Фотографии (275)


Был ли этот отзыв полезным? Да 4

Нравится

4 комментария - Добавить комментарий

  • Марина Дмитриева

    Действительно, отели словно дворцы. Начав смотреть Ваши фото, думаю - если это отель, каков же дворец? А он и вовсе восхитителен, особенно внутренним убранством потрясает. Хотя мне лично в таком изобилии золота было бы даже некомфортно постоянно проживать, как-то и глазу негде отдохнуть. Даже приборы столовые золотые! Интересно, отчего кровать королевская балюстрадой отгораживалась?

    1 Мар 2017 в 17:09 | Комментировать
    Отправить
  • Николай

    Спасибо за подсказку насчет покупки билетов для прохождения наиболее короткой очереди. Дворцы построены примерно в одно время, поэтому явна их схожесть. Вспоминаю нашего старого соседа по даче, еще в советские времена, несбыточной мечтой которого было побывать в Версале и увидеть коллекцию живописи. Он был учителем рисования в школе. А сейчас возможно совершить специальную экскурсию для посещения именно этой выставки коллекции?

    1 Мар 2017 в 17:33
    • Туристка

      Здравствуйте, Николай! Аудиогид, экскурсоводы рассказывают в залах и о картинах там находящихся. Можно взять индивидуальную экскурсию с заданной темой при посещении дворца. Возможностей масса. Главное позаботиться об этом заранее: изучить сайт дворца, писать запросы с пожеланиями, заказать экскурсию. И обязательно воплотить наяву свою мечту!

      1 Мар 2017 в 18:36
    • Комментировать отзыв...

      Отправить
  • Туристка

    Добрый день, Марина! На то они и короли, что привычны жить среди мрамора и золота. Кровати и короля, и королевы отгорожены позолоченным "заборчиком", чтобы подчеркнуть их отличие от простых смертных. За "заборчик" нет входа ни для кого более, кроме короля-солнца да его венценосной супруги. Не могли смириться "помазанники Божьи", что в их венах та же красная кровь и смертны они, как любой человек из черни. Отсюда все правила этикета, кто кому реверанс делать, кого в какие покои пускают, кто с кем смеет первым заговорить и прочее. Хотели вкусить исключительность своего положения при жизни.

    1 Мар 2017 в 17:34 | Комментировать
    Отправить

Другие отзывы об отдыхе во Франции


10.10.2018   Полная перезагрузка во французских Альпах
Выкладываю подробный отчет о нашем семейном отдыхе на горнолыжном курорте Клаб Мед во французских Альпах. Давно хотели поехать именно туда и вот, наконец, сподобились. Состав семьи – мы с мужем, моя мама и Ольгерд четырех лет.  
О курортах Клаб Мед...
Январь 2018 Отзыв был полезен: Да 1 6 комментариев


23.08.2018   Рождественский Страсбург.Взрыв мозга и несколько моих лайфхаков.
+84
фото
С самого детства зрела в моей голове идея посетить в канун Рождества красивые европейские города и проникнуться атмосферой этого чудесного праздника. Начали мы с простого – Хельсинки, Стокгольм, Рига, Таллинн, Вильнюс, Будапешт. Если кому интересно –...
Декабрь 2017 Отзыв был полезен: Да 1 4 комментария


11.06.2018   Ницца и куда съезить из Ниццы(Антиб,Монако,Грасс)
Аэропорт Ниццы расположен прямо на берегу. При посадке виден весь город. Аэропорт в черте города, так что все автобусы идут прямо в центр.
На севере Ниццы много недорогих гостиниц. Мы жили недалеко от музея наивного искусства...
Май 2018 Отзыв был полезен: Да 2 0 комментариев


13.12.2017   Сады и парк дворца Фонтенбло
+20
фото
Каждый уважающий себя дворец, или замок в Европе имеет свой собственный парк. Причем парки считаются не менее значимой частью дворцовых комплексов, чем сами строения. Даже организация ЮНЕСКО, признавшая десятки дворцов объектами Всемирного...
Ноябрь 2017 Отзыв был полезен: Да 2 3 комментария


06.12.2017   Осенние мотивы. Карповый пруд в Фонтенбло
+17
фото
Несмотря на немного пасмурную погоду, яркие краски осени в тот день преобладали. Королевский дворец Фонтенбло стоит практически на берегу большого водоема. Закончив прогулки по роскошным залам дворца Дворец Фонтенбло и...
Ноябрь 2017 Отзыв был полезен: Да 1 3 комментария


Франция отзывы туристов
» Автобусные туры (56)
» Горнолыжные туры (23)
» Детский отдых (1)
» Дневники путешествий (100)
» Железнодорожные туры (2)
» Заметки о турфирмах (8)
» Кемпинги (1)
» Круизы (4)
» Непутевые заметки (20)
» Новогодние туры (6)
» Обучение за рубежом (4)
» Общая тематика (69)
» Оздоровительные и лечебные туры (1)
» Пляжный отдых (15)
» Практические советы туристам (84)
» Путешествия на автомобиле (69)
» Самостоятельные путешествия (196)
» Свадебные путешествия (3)
» Событийные туры (2)
» Туры на майские праздники (2)
» Флора и фауна (1)
» Шоппинг (2)
» Экскурсионные туры (48)







Авиабилеты
Наша социальная сеть
Вадим Якунин
добавить в друзья
Ольга
добавить в друзья
KoTBTanKax
добавить в друзья
Olly
добавить в друзья
Юрий
добавить в друзья
Lara
добавить в друзья
Отель Депари
добавить в друзья
Светлана Егорова
добавить в друзья
Вячеслав
добавить в друзья
Евгения
добавить в друзья



За достоверность и объективность информации, представленной в отзывах, авторы сайта ответственности не несут.
Перепечатка материалов без разрешения авторов сайта запрещена.