Гончарная мастерская (Керчь, Крым)


Гончарная мастерская – одна из достопримечательностей Керчи, появившаяся недавно, целью ее создания является сохранение культурного и исторического наследия Крыма. Она занимает подвальное помещение в Керченском историко-археологическом музее. Музей - мастерская был открыт в декабре 2011 года. Реставраторы, трудившиеся над подготовкой помещения под мастерскую, приложили все усилия для воссоздания атмосферы античных мастерских Пантикопея, в котором гончарное мастерство начало развиваться с VI века до н. э. после появления в этих местах греческих переселенцев. Реставраторы украсили стены музея помпейской живописью – фресками с сюжетами античных мастерских, в окнах появились красочные витражи. Центральным объектом мастерской является гончарный круг. Современные мастера проводят мастер-классы, изготавливая на глазах у посетителей копии античных экспонатов по античной технологии. В музее демонстрируется коллекция копий музейной керамики.

Гончарная мастерская на карте

Тип:
Музеи, галереи
Адрес:
Крым, г. Керчь, ул. Свердлова, 22.
Время работы:
с 10:00 до 18:00. Выходной: воскресенье. В рамках международной научно-практической конференции «Сохранение культурного и исторического наследия Крыма — проблемы охраны, реставрации, консервации, музеефикации памятников археологии», которая проходила 8-9 декабря на базе Керченского историко-культурного заповедника состоялось торжественное открытие гончарной мастерской. Этот уникальный объект, единственный в музейных учреждениях Украины, разместили в подвале Керченского историко-археологического музея. Подвал под бывшим особняком Месаксуди, памятником архитектуры XIX века, в котором и размещается музей с начала 20-х годов прошлого столетия, долгие годы использовался как склад. В этом году, в течение нескольких месяцев, над ним изрядно потрудились сотрудники отдела реставрации заповедника. Привели в порядок стены, очистили от пыли окна, сделали красочные витражи (работа художника-керамиста Олеси Ермошиной) и жизнерадостные фрески с сюжетами античных мастерских (помпейскую живопись воссоздал художник-реставратор Владимир Кузин). При входе в мастерскую установлены деревянные двери — новодел под старину, но с подлинной ковкой XIX столетия. Как рассказал старший научный сотрудник заповедника Владимир Санжаровец, такие подвалы характерны для керченских домов. Они имели, как правило, хозяйственное назначение — здесь хранили вино, товары. Благодаря инициативе руководства заповедника, подвал дома известнейшего в Керчи крупного промышленника Месаксуди, в наше время получил новую жизнь. Реставраторы Керченского историко-культурного заповедника постарались воссоздать в нем гончарную мастерскую времен античного Пантикапея, где гончарное ремесло развивалось с 6 века до н. э. Помещение условно разделено на несколько залов. В одном из них размещен механический гончарный круг. Мастер по керамике Виталий Рекаленко говорит, что от античного деревянного круга, он отличается только наличием металлических деталей. Но это нисколько не отражается на качестве изготовления керамической посуды. «Ведь для гончара главное — это терпение и сосредоточенность», — говорит мастер. Напротив ниши с гончарным кругом ниша со столом для изготовления мелкой пластики — масок, терракотовых статуэток. Реставратор-керамист Елена Щербакова показывает как из небольшого куска обыкновенной глины (к слову, местной — булганакской и из-под Жуковки) с помощью плакетки с подформами сделать точную копию античной игрушки или маски. Отдельные рабочие места оборудованы для художников отдела реставрации. Они расписывают керамику — копии античных предметов, хранящихся в фондах музея. В мастерской также демонстрируются копии музейной керамики, выполненные по античной технологии. Заведующая отделом реставрации Ольга Гунчина рассказала, что над изготовлением точно таких же уменьшенных копий древнегреческих амфор, статуэток, солнечных часов, масок в скором времени сможет поработать каждый желающий. На основе этого подразделения заповедника представится возможность проводить обучающие занятия по лепке для детей, он будет основой археологического кружка. Этот зрелищный вид работы привлечет и взрослых, как и для освоения промысла, так и в плане проведения мастер-классов. Фото автора В рамках международной научно-практической конференции «Сохранение культурного и исторического наследия Крыма — проблемы охраны, реставрации, консервации, музеефикации памятников археологии», которая проходила 8-9 декабря на базе Керченского историко-культурного заповедника состоялось торжественное открытие гончарной мастерской. Этот уникальный объект, единственный в музейных учреждениях Украины, разместили в подвале Керченского историко-археологического музея. Подвал под бывшим особняком Месаксуди, памятником архитектуры XIX века, в котором и размещается музей с начала 20-х годов прошлого столетия, долгие годы использовался как склад. В этом году, в течение нескольких месяцев, над ним изрядно потрудились сотрудники отдела реставрации заповедника. Привели в порядок стены, очистили от пыли окна, сделали красочные витражи (работа художника-керамиста Олеси Ермошиной) и жизнерадостные фрески с сюжетами античных мастерских (помпейскую живопись воссоздал художник-реставратор Владимир Кузин). При входе в мастерскую установлены деревянные двери — новодел под старину, но с подлинной ковкой XIX столетия. Как рассказал старший научный сотрудник заповедника Владимир Санжаровец, такие подвалы характерны для керченских домов. Они имели, как правило, хозяйственное назначение — здесь хранили вино, товары. Благодаря инициативе руководства заповедника, подвал дома известнейшего в Керчи крупного промышленника Месаксуди, в наше время получил новую жизнь. Реставраторы Керченского историко-культурного заповедника постарались воссоздать в нем гончарную мастерскую времен античного Пантикапея, где гончарное ремесло развивалось с 6 века до н. э. Помещение условно разделено на несколько залов. В одном из них размещен механический гончарный круг. Мастер по керамике Виталий Рекаленко говорит, что от античного деревянного круга, он отличается только наличием металлических деталей. Но это нисколько не отражается на качестве изготовления керамической посуды. «Ведь для гончара главное — это терпение и сосредоточенность», — говорит мастер. Напротив ниши с гончарным кругом ниша со столом для изготовления мелкой пластики — масок, терракотовых статуэток. Реставратор-керамист Елена Щербакова показывает как из небольшого куска обыкновенной глины (к слову, местной — булганакской и из-под Жуковки) с помощью плакетки с подформами сделать точную копию античной игрушки или маски. Отдельные рабочие места оборудованы для художников отдела реставрации. Они расписывают керамику — копии античных предметов, хранящихся в фондах музея. В мастерской также демонстрируются копии музейной керамики, выполненные по античной технологии. Заведующая отделом реставрации Ольга Гунчина рассказала, что над изготовлением точно таких же уменьшенных копий древнегреческих амфор, статуэток, солнечных часов, масок в скором времени сможет поработать каждый желающий. На основе этого подразделения заповедника представится возможность проводить обучающие занятия по лепке для детей, он будет основой археологического кружка. Этот зрелищный вид работы привлечет и взрослых, как и для освоения промысла, так и в плане проведения мастер-классов. Фото автора
Стоимость:
взрослые - 10 грн., дети - 5 грн. Экскурсионное обслуживание - 50 грн. за 1 экскурсионный час с группы численностью до 25 человек. Минимальная численность экскурсионной группы – 5 человек.
Как добраться:
от городского автовокзала автобусами маршрутом № 5, № 6, № 19. Остановка «Музей».
Ограничения:
Работает только летом.

Отзывы о гончарной мастерской